Как подготовиться к генеральной исповеди и для чего нужна, перечень грехов

Грехи против других людей

Заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20.12) предписывает нам уважительное отношение к своим родителям. Любые споры и ссоры с ними, а также неоказание им помощи являются серьезными грехами.

Каждый человек обязан заботиться о своих ближних, и, прежде всего, о родителях, детях и другом супруге. К сожалению, именно члены наших семей, родственники, друзья и ближайшие сотрудники наиболее часто становятся «мишенью» наших недостатков, плохого настроения и деформированного грехом характера. Мы согрешили, если не имели любви к ближним и не прощали им, а воздавали злом за зло, гневались, раздражались, прекословили, спорили, обижали, оскорбляли, вели себя вызывающе, ревновали, желали им зла; плохо воспитывали детей или жестоко их наказывали.

Мы согрешили также, если воспитывали своих детей вне христианской веры, или обращали недостаточное внимание на их духовную жизнь, поскольку сделали их уязвимыми для тягчайших искушений и грехов при начале самостоятельной жизни. По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем

Поэтому мы согрешили, если:

По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем. Поэтому мы согрешили, если:

— обманывали, лицемерили, не исполняли обещанное, не платили долгов, явно или тайно присваивали себе чужое (в том числе и государственное), занимались вымогательством или рукоприкладством, ссорились, враждовали, вредили другим людям, ленились в работе, не уважали чужой труд, заводили корыстную дружбу.

Корнем всех зол в нас является, идущая от первородного греха, страсть, называемая греховной гордостью, порождающая: зависть, гнев, мстительность, любовь к деньгам и вещам, скупость, презрение к малоимущим, хвастовство, осуждение людей, передачу сплетен, празднословие, делание добрых дел напоказ, немилосердие (или жестокость) к людям (особенно к больным или нуждающимся в нашей помощи), к животным и другим живым существам.

Текст 10 заповедей

Готовясь к генеральной исповеди, православные вспоминают заповеди Господни:

«Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме меня». Грехом против Бога является поклонение идолам, вера в колдовские силы, атеизм. Люди чрезмерно уверены в себе, не уповают на помощь Божью, избирают себе в кумиры других. Отчаяние, уныние, неверие в милость Господа также являются грехом.
«Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Верить христианин должен только в Господа, уповать на Его помощь и защиту. Не допускается обожествление даже икон. Нельзя хранить дома и носить на теле амулеты, заговоренные предметы, обращаться за помощью к ворожеям. В мирской жизни не следует гнаться за богатство и успехом, отдавая этому все душевные силы.
«Не произноси имени Господа Бога всуе». Постоянное упоминание Божьего имени без глубокого почитания недопустимо. Нельзя произносить обращение «О, Боже» или подобные в суетных разговорах, рассказах. Нельзя давать обещания, взяв поручителем Господа.
«Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой— Господу Богу Твоему». Человек не должен быть праздным, обязан трудиться. Но один день в неделю (по православной традиции, воскресенье) должен ходить в храм, читать Священное Писание, отдать себя мыслям о Господе. Эта заповедь также предписывает соблюдать посты, посещать богослужения, чтить церковные праздники.
«Чти отца твоего и матерь твою». Тем, кто уважает родителей, заботится об их благополучии, даруются благодать и долгие годы жизни. Почитать следует опекунов, крестных родителей, всех, кто помогал и поддерживал человека. Нужно быть законопослушным гражданином, не нарушая при этом заповедей Божьих. Нельзя подавать плохой пример детям. Также следует уважать служителей церкви.
«Не убий». Нельзя не только лишать человека жизни, но и желать людям смерти, несчастий, бед. Даже с врагами нужно обращаться кротко и беззлобно, не замышлять против недоброжелателей дурного. Убийством детей церковь считает аборт, ответственность за него несут мужчина и женщина. Подталкивание человека к грехам, совращение – это духовное убийство. Покаяться должен православный, который замышлял самоубийство.
«Не прелюбодействуй». Греховными считаются внебрачные связи, гражданское сожительство, измены в браке. Интимные отношения допустимы только в освященном супружестве. Разжигание похоти любыми способами находится под запретом. Христиане должны блюсти чистоту тела, избегать соблазнов и порока.
«Не кради». Заповедь предписывает не присваивать чужого – имущества ближнего, богатств народа и государства. Любая форма кражи и присвоения – грех. Нельзя обвешивать, брать взятки, портить чужое имущество, не возвращать долги. Тунеядство, притворное нищенство считаются грехом, желанием жить за чужой счет.
«Не лжесвидетельствуй». Речь в этой заповеди идет не только о ложных показаниях в суде. Любые злые слова, напраслина, возведенная на человека, пересуды, сплетни приравниваются к греху

Неискренность, вымыслы, желание красным словцом привлечь внимание собеседника не достойны христианина. Следует избегать злословия, излишнего любопытства, лжи, лицемерия.
«Не желай чужого, не завидуй»

Заповедь призывает христиан довольствоваться малым, ценить данное Господом, не смотреть с вожделением на чужие богатства, успехи. Сравнение себя с другим, недовольство тем, что имеешь, приводят к злобе, ненависти, разъедают душу, отдаляют человека от Бога.

При подготовке к генеральной исповеди заповеди помогут понять, в чем следует покаяться, каких грехов не удалось избежать, подготовить список для покаяния.

Как исповедоваться первый раз

Для тех, кто в первый раз идет на исповедь, думает о том, какие называть пороки, как о них говорить? Бывает так, что человек на исповеди начинает подробно рассказывать о своей жизни, желая найти оправдание неправедным поступкам. Это не правильно. Исповедь – это покаяние, а не рассказ о ваших проблемах.

Прежде чем идти подумайте, какие грехи вы совершили против Бога, против своих ближних и самого себя. Говорить надо о серьёзных вещах, а не распыляться в деталях. Но самое главное, после покаяния взрослому человеку следует пообещать себе не повторять снова прощённый грех.

Прежде, чем пройти это таинство, надо правильно подготовиться:

  1. Перед исповедью и причастием надо 3 дня поститься и не только в еде.
  2. В день причастия, начиная с 12 часов ночи ничего нельзя есть, если сможете, то надо отказаться даже от воды. Исключение делается только для больных сахарным диабетом или больных серьезными заболеваниями.
  3. До совершения таинства следует прочитать каноны: Канон Покаянный Иисусу Христу, Канон Молебный ко Пресвятой Богородице и Канон Ангелу Хранителю.
  4. Исповедаться можно на вечерней службе или на утренней службе в день причастия.
  5. Накануне следует хорошо подумать, в чём хотите раскаяться. Если боитесь что-то забыть, то запишите на бумаге.
  6. Обязательно надо посетить службу вечером и, не опаздывая, прийти на службу утром.
  7. Перед первой исповедью можно заранее подойти к священнику, попросить благословения, расспросить о правилах.

Перечень грехов для женщин немного отличается от списка мужчин. Не стоит перечислять весь список грехов. Он слишком большой, например в списке для женщин перечисляется 473 пункта.

Перечислить священнику или написать нужно те грехи, которые «гложут» душу, не дают спать.

Смертные грехи

Это название происходит из Ветхого Завета, где за совершение большинства таких грехов полагалась смертная казнь или изгнание. В Новом Завете понятие «грех к смерти» также имеет место (1Ио. 5.16), хотя за совершение таких грехов уже не предписывается общественного наказания. Вместе с тем, совершение смертных грехов полностью меняет духовное состояние человека, которое Учителя и Отцы Церкви характеризуют как «смерть души» и «оставленность Богом».

Смертными грехами являются, прежде всего, сознательно совершаемоепротивление Богу, отречение от Бога или веры, отпадение от православия в другие религии, а такжесознательно произносимые хульные слова на Бога,Церковь, Богородицу, или святых.

Тягчайшим смертным грехом является убийство человека. Это совсем не редкий грех в наши дни, поскольку распространено убийство детей во чреве — аборт. На исповеди необходимо назвать количество абортов. В грехе детоубийства бывают, как правило, соучастники-советовавшие и пособничавшие в совершении греха. Часто это родственники, близкие подруги или отец ребенка (если с его согласия или попустительства делался аборт). Нравственная позиция отца ребенка тут чрезвычайно важна, и нередко может все изменить.

Существуют и пассивные формы совершения убийства, например, в виде неоказания помощи. Убийство человека может быть совершено и жестоким словом или другим действием, ранящим душу. Грехом, близким к смертному, является жестокое рукоприкладство с нанесением другому человеку побоев, ран, увечья.

Большая группа смертных грехов связана с половой сферой жизни людей. Здесь Бог благословляет или честные супружеские отношения, или целомудрие. Человек — не животное! И интимные отношения мужчины и женщины только завершают их воссоединение в единого Человека. Начало этому воссоединению полагается в Божьем благословении в Таинстве Брака (Венчания). Венчание -обязательно при вступлении в брак членов Церкви, и без него супружеские отношения сознательных христиан — немыслимы.

Супружеская измена в Церкви называется прелюбодеянием (как бы перелюбил), а интимные связи не состоящих в церковном браке христиан называются блудом. Хотя и то, и другое — смертные грехи, однако прелюбодеяние — грех значительно больший: оно наносит тяжелую душевную травму другому супругу и убивает в согрешившем любовь, являющуюся основой и целью благословенного Богом брачного союза.

Семья является одним из основных «кирпичиков» общества. Заключение брака накладывает на супругов моральную, юридическую и экономичес­кую ответственность перед обществом, друг перед другом, и перед их будущими детьми. Исторически сложилось так, что в ряде стран (например — в Германии, и в странах СНГ) заключение церковного брака не признается государством как официальный юридическим акт. Законодательство этих стран предусматривает, что церковному браку должно обязательно предшествовать заключение гражданского брака. Вместе с тем, такой брак является не более чем принятием на себя гражданских обязательств, но вовсе не освящением Богом брачного союза, происходящим в Таинстве Венчания.

Особо следует сказать о содомских грехах: различных формах гомосексуализма и половых извращений. Это тяжелые по духовным последствиям грехи, и на Исповеди их следует обязательно упомянуть.

Тяжелый грех совершили и те, кто имел отношение к физическому или нравственному растлению молодых людей (подростков, юношей, девушек), к лишению их чести и невинности. К этому же примыкают: устроение различных сборищ с развратными зрелищами и соблазнительными разговорами, пьянок со сводничеством и т.п. Все это участие (или соучастие) в моральном убийстве ближнего.

Смертными грехами являются злословие или проклятие родителей, а также любое относительно их рукоприкладство.

Грехом к смерти еще со времен Ветхого Завета считается участие в колдовстве. Сюда же относятся обращение к бабкам-ворожеям-шептухам, к гадалкам, «экстрасенсам», участие в спиритических сеансах и обрядах новых восточных культов, теософии, антропософии и т.п.
Святитель Димитрий Ростовский говорит и о грехах «вопиющих к небу об отмщении». К ним, помимо намеренного человекоубийства, он причисляет причинение вреда убогим, а также нанесение обид вдовам и сиротам.

Что нужно говорить в завершение

Не менее важно правильно закончить таинство. Завершая исповедь, нужно раскаяться в содеянных поступках и смиренно попросить Создателя о прощении грехов:. «Свои грехи я совершил(а) по собственной воле, поэтому виновен (виновна) перед лицом Господа

Молю с надеждой и смирением о прощении и уповаю на Божию милость. Не гневайся на меня, Господи! Прости меня, грешного (грешную) раба (рабу) твоего (твою)!»

«Свои грехи я совершил(а) по собственной воле, поэтому виновен (виновна) перед лицом Господа. Молю с надеждой и смирением о прощении и уповаю на Божию милость. Не гневайся на меня, Господи! Прости меня, грешного (грешную) раба (рабу) твоего (твою)!»

После исповеди важно всячески избегать повторения совершенных ошибок, поскольку это считается еще более тяжелым грехом. Священник, который проводил обряд, даст совет, как вести себя правильно и начать жизнь, достойную истинного христианина и угодную Господу

Прощение грехов

Нельзя улучшить свое духовное состояние, если не очиститься от грехов. И поскольку грехи — это по сути наша вина перед Богом, то только Он и может нас от них очистить -простив. Господь Иисус Христос, будучи и совершенным Богом, и совершенным Человеком имел власть прощать грехи: «Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи…» (Лк. 5.24). Эту власть Он даровал Церкви через апостолов, явившись им после Своего воскресения: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи , тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ио. 20. 21-23). В Церкви преемниками апостолов, имеющими власть отпускать грехи, являются епископы и священники. Они посвящаются на это служение (и получают власть прощать грехи) через молитву с возложением рук других епископов, причастных к непрерывной в веках цепи возложений рук к апостолам и Господу Иисусу. Таким образом, прощение грехов происходит в Церкви не по причине особой святости или молитвенной жизни того или иного священнослужителя, а в силу данной ему от Бога власти.

Условием прощения грехов в Церкви является их покаянное исповедание (откуда и слово Исповедь) перед Богом и Церковью — в лице священника. И по разрешительной молитве, произносимой священником после исповедания, Господь, невидимо и таинственно (откуда и слово Таинство) присутствующий на Исповеди, прощает грешника. Покаяние, исповедание и прощение — основные этапы того, что составляет Таинство Покаяния, в котором Господь исцеляет душу грешника и возобновляет в нем Свое действие. Впрочем, все это происходит не «автоматически» — не против воли человека, и при его соучастии, которое выражается в прекращении совершения новых тяжелых грехов, а также в переосмыслении и перестройке всей своей жизни. Это требует усилий, поскольку «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Но с помощью Божией может ли что быть невозможным?

Исповедь для православного человека – что это?

Покаяние или исповедь – это таинство, во время которого человек устно открывает свои грехи Богу в присутствии священника, который имеет власть отпускать грехи от Самого Господа Иисуса Христа. Господь во время своей земной жизни дал своим апостолам, а через них и всем священникам власть прощать грехи. Во время исповеди человек не только кается в совершенных грехах, но и дает обещание больше их не повторять. Исповедь – это очищение души. Многие думают: «Я знаю, что все равно, даже после исповеди, буду снова совершать этот грех (например, курение). Так зачем мне исповедоваться?» Это в корне неверно. Вы же не думаете: «Зачем мне мыться, если я все равно завтра испачкаюсь». Вы все равно принимаете ванну или душ, потому что тело должно быть чистым. Человек слаб по своей натуре, и будет грешить на протяжении всей своей жизни. Вот для этого и нужна исповедь, чтобы время от времени очищать душу и работать над своими недостатками.

Исповедь для православного человека очень важна, ведь во время этого таинства происходит примирение с Богом. Исповедоваться нужно как минимум раз в месяц, но если у вас есть потребность делать это чаще, пожалуйста. Главное знать, как правильно называть грехи на исповеди.

За некоторые особо тяжкие грехи священник может назначить епитимью (с греческого «наказание» или «особое послушание»). Это может быть продолжительная молитва, пост, милостыня или воздержание. Это своего рода лекарство, которое поможет человеку избавиться от греха.

Как исповедоваться?

На исповеди нужно каяться, перечисляя свои грехи. Иногда, приходя на исповедь, начинают рассказывать примерно следующее: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, который, как всегда, был выпивши, я сделала ему замечание и он стал на меня кричать, я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь. Надо, чтобы исповедь была покаянием, а не рассказом о вашей жизни, да еще с попыткой оправдать свои грехи.

Хотя есть люди, которые по своей простоте не умеют иначе каяться и, конечно же, их духовник примет их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, я очень раздражительная, я на своего мужа, когда он неправильно себя повел, разозлилась, ударила его по лицу. Я об этом очень сожалею, каюсь. Я попросила у него прощения и обещаю Богу, что больше никогда не буду так поступать». Вот как будет звучать, как мне кажется, правильная исповедь.

Часто люди помногу пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая противоположность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит «плохо себя вел»? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, но, с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.

У некоторых современных людей есть стремление найти точные названия всем своим грехам, а кто-то болезненно ищет узнать, какие еще есть грехи из тех, о которых он не знает. Некоторые, например, спрашивают, что такое «мшелоимство»? А что такое «скверноприбытчество» ? А что такое…? Мне кажется, это неправильно, грехи нужно называть теми словами, которые существуют в современном русском языке. Когда мы молимся, читаем утреннее и вечернее правило, то используем слова святых отцов, заимствуем их образы, и это правильно, так как мы учимся языку святых, учимся правильным отношениям с Богом, но когда мы каемся, надо, как мне кажется, каяться все-таки своими словами. Нужно сказать, к примеру, что не корыстолюбием вы согрешили, а, скажем, заискивали перед кем-то с целью получения денег, или что делали добро, желая, чтобы вам на него ответили тем же…

Мы знаем, что есть восемь страстей, что есть заповеди, – во всей нашей подверженности этим страстям, во всех нарушениях этих заповедей и нужно каяться.

В разных грехах нужно каяться по-разному. Есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, но при этом надо дать понять священнику, что с вами произошло, потому что часто об этих грехах говорят только общими словами, скрывая за ними страшное искажение отношений между мужчиной и женщиной. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки пояснить, в чем она проявляется. Не нужно вспоминать подробности этих скверных грехов, но сказать так, чтобы священник понял степень этого греха — необходимо. Покаявшись, наоборот, нужно помнить, что во мне есть эта злая страсть, избегать ситуаций, когда она может проявиться, но гнать от себя воспоминания о совершенных грехах. А вот о грехах гордости безумной, тщеславия, воровства, унижения других людей – нужно обязательно помнить и даже приводить их себе на память, особенно когда у нас появляются тщеславные помыслы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector