Статья 14 конституции рф
Содержание:
- Россия как светское государство
- Принципы светской державы
- История концепции и её реализации
- Особенности светского государства
- Основные черты
- Права человека в секулярном государстве
- Бывшие светские государства
- Светское государство — Secular state
- Альтернативные модели государственного устройства
- Базовые виды государства
Россия как светское государство
Ст. 14 Конституции РФ признает нашу страну светским государством, поэтому данное положение можно считать определяющим в отношении государства к религии.
Если взять во внимание светскую природу нашей страны, то здесь религиозные объединения отделяются от государства. Это характеризуется тем, что, в первую очередь, никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной (государственной)
Во-вторых, государство не имеет права возложить ни на одну религиозную организацию функции государства, вмешиваясь в их деятельность.
Замечание 2
Таким образом, в основе отношений религии и государства в РФ лежит взаимное невмешательство.
Концепция светского государства получила развитие в прочих конституционных нормах, включая федеральные законы. Конституция РФ провозглашает равноправие и свободу разных вероисповеданий, религиозных направлений и конфессий (статьи 19 и 28). Федеральными законами дается гарантия свободы совести, невмешательства церквей, религиозных объединений в работу государства, местного самоуправления (и наоборот).
То, что РФ светское государство на практике не исключает возможности для предоставления льгот и оказания требуемой материальной помощи церквям и религиозным объединениям, включая цели обеспечения прав религиозных меньшинств. Тем не менее, законодательно должны быть даны гарантии равных прав для любых религиозных объединений в случае получения определенных льгот и материальной помощи.
Порядок и характер взаимоотношения религиозных объединений и государства с обществом определяет № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 4 данного Закона конкретизирует конституционный принцип, который касается отделения религиозных организаций от государства. В нем определены отношения между государством и религиозными объединениями. Если придерживаться этого принципа, то РФ в качестве государства не должна:
- вмешиваться в определение гражданами собственного отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание родителями ребенка (лицами, которые их заменяют) в зависимости от своих убеждений и учитывая детские права на свободу совести и вероисповедания;
- возлагать на религиозные объединения функции государственных органов власти, других органов и учреждений страны, включая органы местного самоуправления;
- вмешиваться в работу ни одного из религиозных объединений, если эта работа не вступает в противоречие с федеральным законодательством;
- отказываться от обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных организациях образования.
Замечание 3
Отделение любой религиозной организации от государства не должно повлечь за собой ограничения никаких прав участников этих организаций. Они могут в качестве граждан принимать участие вместе с другими в управлении делами страны, выборах, работе политических партий или движений и др.
При наличии просьб религиозных организаций определенные органы государственной власти в РФ имеют право на объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на некоторых территориях. Так, в нашей стране такой нерабочий праздничный день признан 7 января (Рождество Христово).
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Принципы светской державы
Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.
Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.
История концепции и её реализации
В Древней Греции гражданская жизнь людей была в значительной степени отделена от религии. Однако всё мировоззрение было пронизано религиозными ценностями, а каждый народ приписывал себе покровительство какого-либо бога. В системе воззрений греков и других народов на государство и мир над верховной властью так или иначе стояло высшее божество. Долгое время глава государства считался помазанником божьим или вовсе отождествлялся с богом. Таким образом, государство было неразрывно связано с религией, светская власть так или иначе зависела от Церкви.
Одним из первых мыслителей, разделивших власть государственную и власть божественную, был Аврелий Августин. Он преодолел слияние божественной и мирской власти, говоря о том, что они должны быть разведены, однако им необходимо помогать друг другу для лучшего управления. Хотя Августин ещё не употреблял самих терминов «светское государство», «светская власть», говоря о государственной власти, он имел в виду именно их. Однако, несмотря на то что в его системе была выделена сама идея светской власти, не связанной с Церковью, сама эта власть, по его мнению, стояла ниже последней.
Мартин Лютер, также принадлежа к противникам слияния государственной и церковной власти, говорил о необходимости жёсткого разграничения их сфер деятельности, при этом отдавая явное преимущество власти церковной. В его рассуждениях также выражена идея о светской власти, которая не имеет никакого отношения к божественному провидению, но которая должна в первую очередь защищать Церковь и её сторонников от зла, которого в мире больше, чем добра.
К идее светского государства обращался и Жан Боден в процессе поиска путей урегулирования споров во Франции между протестантами и католиками. Он пришёл к выводу, что только государство, основанное на ценностях веротерпимости, способно предотвратить подобные споры.
В начале XVII века активно развивали идею светского государства и английские философы. Так, Томас Гоббс писал о том, что только светская сильная власть способна предотвратить человечество от возвращение в состояние войны «всех против всех». Один из родоначальников классического либерализма, Джон Локк, писал о необходимости создания светского государства на основе веротерпимости, так как выбор вероисповедания — пространство свободы каждого человека.
Значительный прорыв в разработке идей светского государства произошёл в эпоху Просвещения. Такие мыслители как Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Вольтер и другие выступали за свободу вероисповедания и отказ церкви от участия в управлении государством. В это время происходила разработка уже целостной концепции светского государства в Америке, автором которой стал Томас Джефферсон. Он писал о необходимости соблюдения свободы слова, свободы вероисповедания, выступал против института государственной религии, считая все религии равноправными.
В России
В эти же годы происходит и зарождение общественно-политической мысли в России. Так, идеолог Петра I Феофан Прокопович, опираясь на ценности православия, высказал идею о необходимости подчинения церкви светскому самодержавному монарху, а отделение её от государства считал пороком католицизма. Кроме того, он положительно отзывался об учреждении Синода, считая коллективное управление церковными делами наилучшим. В его сочинениях нашло своё отражение не только стремление оправдать реформы царя, но и ещё раз обличить действия патриарха Никона, который считал, что «священство выше царства».
В дальнейшем многие русские мыслители укреплялись во мнении об одновременной необходимости веры для русского человека и о подчинённом положении церкви по отношению к светской самодержавной власти. Так, Владимир Соловьёв писал о том, что церковь просто не может конкурировать в борьбе со светской властью. Бердяев же писал о том, что ввиду различия происхождения религии и государства, а также разницы в их назначении, церковь не должна стремиться заменить собой государство, а то, в свою очередь, не должно вмешиваться в духовную жизнь граждан, выполняя лишь свои прямые светские функции.
Особенности светского государства
Замечание 1
Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.
Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.
Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами. Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания. Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.
Основные черты
Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.
Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства, как основной формы организации общественно-политической власти.
В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнёрства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить четыре типа светских государств:
преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).
Права человека в секулярном государстве
Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:
- абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
- право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
- право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.
Бывшие светские государства
- Конфедеративные Штаты Америки (1861–1865)
-
Демократическая Республика Афганистан
Афганистан стал светским государством , после советского вторжения , но ислам снова стал официальной религией в 1987 году.
(1980–1987)
- Доминион Пакистана (1947-1956)
-
Императорское государство Иран
Иран был светским государством до 1941 года, когда он сверг Реза-шаха . После переворота 1953 года он снова был светским государством до исламской революции 1979 года, в результате которой был свергнут Мохаммад Реза Пехлеви и образовалась исламская республика .
(1925–1941, 1953–1979)
-
Ирак
Ирак стал светским государством в 1932 году после обретения независимости. Однако ислам стал государственной религией Ирака в 2005 году после принятия новой конституции Ирака .
(1932–2005)
-
Самоа
В 2017 году законодательное собрание Самоа одобрило поправку к конституции, согласно которой христианство было признано государственной религией.
(1962–2017 годы)
Светское государство — Secular state
Африке |
---|
|
Северная и Южная Америка |
|
Азия |
|
Европа |
|
Средний Восток |
|
Океания |
Актуальные |
|
Светское государство является идея , относящиеся к светскости , в результате чего государство является или желает быть официально нейтральным в вопросах религии , поддерживая ни религии , ни нечестие . Светское государство заявляет, что относится ко всем своим гражданам одинаково, независимо от религии, и заявляет, что избегает преференциального отношения к гражданину на основании их религиозных убеждений, принадлежности или отсутствия любого другого по сравнению с другими.
Светские государства не имеют государственной религии (например, установленной религии) или эквивалента, хотя отсутствие установленной государственной религии не обязательно означает, что государство является полностью светским или эгалитарным во всех отношениях. Например, некоторые государства, которые называют себя светскими, содержат религиозные ссылки в своих национальных гимнах и флагах или в законах, которые дают преимущество той или иной религии.
Альтернативные модели государственного устройства
Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:
- Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
- Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.
Базовые виды государства
В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:
- государство теократического вида;
- государство клерикального вида;
- государство светского вида.
Теократическое государство
Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.
Пример 1
К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.
Клерикальное государство
Определение 1
Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.
Пример 2
Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.
Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.
Светское государство
Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.
Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида
Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:
- в государственное управление;
- в отношения публично-властного вида;
- в деятельность органов государственной власти;
- в деятельность правовых и политических институтов.
Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.