Учреждение святейшего синода

Статус Синода

Синод получил статус высшего государственного органа, осуществляющего церковно-административную власть в России. Он заменил патриарха относительно выполнения функций общецерковного характера и полномочий осуществления внешних отношений. Синод пришел на смену и всем соборам епископов поместной церкви. Он функционировал от имени самого Императора. Принимаемые монархом решения и распоряжения в части церковных дел носили окончательный характер для Синода и обязательно должны были воплощаться в жизнь.

Осуществляя высшие административные и судебные функции церковной власти в государстве, Синод пользовался правом открытия новых кафедр после одобрения верховной властью Российского государства. По такой же схеме он избирал и ставил епископов, определял перечень церковных праздников и обрядов, мог решать вопрос канонизации святых.

Статус Синода

Синод получил статус высшего государственного органа, осуществляющего церковно-административную власть в России. Он заменил патриарха относительно выполнения функций общецерковного характера и полномочий осуществления внешних отношений. Синод пришел на смену и всем соборам епископов поместной церкви. Он функционировал от имени самого Императора. Принимаемые монархом решения и распоряжения в части церковных дел носили окончательный характер для Синода и обязательно должны были воплощаться в жизнь.

Осуществляя высшие административные и судебные функции церковной власти в государстве, Синод пользовался правом открытия новых кафедр после одобрения верховной властью Российского государства. По такой же схеме он избирал и ставил епископов, определял перечень церковных праздников и обрядов, мог решать вопрос канонизации святых.

Церковное образование

Были проведены многочисленные ревизии, проверявшие образование духовенства. Их итогом стало массовое лишение сана и сокращение сословия. Высший церковный орган при Петре 1 ввел и систематизировал новые нормы получения сана священника. Кроме того, теперь каждый приход мог иметь только определенное количество дьяконов и ни одного человека больше. Параллельно с этим была упрощена процедура выхода из своего сана.

Говоря о церковном образовании в первой четверти XVIII века, следует отметить активное открытие семинарий в 20-е годы. Новые образовательные учреждения появились в Нижнем Новгороде, Харькове, Твери, Казани, Коломне, Пскове и других городах новой империи. Программа включала 8 классов. Туда принимались мальчики с начальным образованием.

Причины и цели создания Святейшего Синода

Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.

Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.

Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.

Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви. 

Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом. 

Создание Священного синода

В 1718 году Петр отдал приказ о формировании Духовной коллегии или Святейшего правительствующего синода. Он должен был прийти на замену уже устоявшемуся патриаршеству. Ранее уже упоминавшегося Стефана Яворского назначили президентом Духовной коллегии, а ее участниками стали два епископа, одним из которых был Феофан Прокопович, архимандриты и протопопы. Главой синода был обер-прокурор, которого также назначал государственный правитель. Как правило, обер-прокурорами становились светские люди, которые до этого не имели серьезного отношения к религии. Они выполняли функции, связанные напрямую с деятельностью церкви: толкование догм, цензура религиозных изданий, противостояние ереси, заведование школами и другими учебными заведениями и т.д. Кроме функций, перечисленных ранее, синод также был своего рода аналогом Духовного суда. Присутствие данного органа состояло из 12 иерархов, которых также назначал государственный правитель.

Священный синод был центральным аппаратом церковно-административной власти в Российской империи вплоть до августа 1917 года. В 1918 году синод как орган, подчиняющийся государству, был ликвидирован Советом народных комиссаров, а его место вновь заняло возрожденное патриаршество. Некоторое время он выполнял функции коллегиального управляющего органа, но в 1924 году патриарх Тихон полностью его распустил. Полное восстановление деятельности синода состоялось в 1945 году в Поместном соборе.

Белое духовенство

По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.

Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.

Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.

Первенствующие члены[ | ]

  • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский Феодосий (Яновский) , первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович) , первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский

Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский

  • К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы

Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
Гавриил (Петров) (1775 — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

Состав

Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • пять асессоров;
  • четыре советника.

Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

Обер-прокурор

По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.


В результате реформы Петра І Церковь полностью утратила независимость от светской власти

Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.

Первенствующие члены

Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:

  • Стефан Яворский;
  • Феофан Прокопович;
  • Амвросий Юшкевич.

Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.

Синодальные учреждения.

В 1839 г. во главе с синодальным обер-прокурором было учреждено хозяйственное управление, в ведении которого находилось все имущество и денежные средства Синода. В 1867 г, при Святейшем Синоде был открыт Учебный Комитет. Его Председатель и 9 членов назначались Синодом: председатель — непременно из духовных лиц, а члены — из духовных и светских. Причем светские члены утверждались Синодом по представлению обер-прокурора. Помимо постоянных членов к участию в деятельности Комитета Председателем приглашались и другие лица (с ведома Синода или обер-прокурора) из проживающих в Петербурге ученых и педагогов. Учебный Комитет осуществлял общее административное управление и научно-методическое руководство семинариями и духовными училищами.В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствии — первого викария епархии, состояла из архиереев, находящихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода Высочайшими приказами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, Московскими ставропигиальными монастырями, синодальным домом, Церковью 12 Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира.Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии состояла из 4 членов: 3 архимандритов и 1 протоиерея. Она имела гораздо более широкие полномочия, чем Московская, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя своими епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы.

Реакция духовенства

Что такое синод и как он формировался, вы уже знаете, теперь пришло время рассказать не менее интересную информацию, посвященную противостоянию церковников и Петра I.

Нет ничего удивительного в том, что такие резкие и кардинальные перемены в церковной жизни страны вызывали недовольство со стороны многих представителей духовенства. Более того, некоторые церковники прямо называли Петра антихристом. Такая ситуация, естественно, не нравилась правителю, а потому он стал прибегать к карательным мерам. К примеру, в 1700 году, задолго до отмены патриаршества и установления Священного синода, епископа Тамбовского Игнатия лишили кафедры. В 1707 году митрополита Нижегородского Исайю также лишили кафедры и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. В этой ситуации нельзя не упомянуть дело царевича Алексия. Долгое время он был за границей и на расстоянии общался с другими единомышленниками из церкви. В 1718 году царевич вернулся в Россию, где его лишили права на престолонаследие. Главной причиной этого поступка Петр I назвал «беседы с попами и чернецами». После этих событий были казнены ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный, протопоп Иаков Игнатьев и епископ Досифей. Митрополита Игнатия лишили кафедры, а митрополит Иоасаф, которого вызвали на допрос, умер по дороге из Киева.

Первенствующие члены

  • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский

    • Феодосий (Яновский), первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
    • Феофан (Прокопович), первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович)

    К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы

    (15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский

  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
  • Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
  • Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Гавриил (Петров) (1775 — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
  • Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Литература

  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856—1904. — СПб.: Наука, 2003. — 276 с.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод и Государственный совет в России (вторая половина XIX в.) // Страницы российской истории. Проблемы, события, люди. Сборник в честь Бориса Васильевича Ананьича. — СПб., 2003. — С. 10—16.
  • Алексеева С. И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856—1904 гг. // Нестор. Ежекварт. тематич. журн. истории и культуры России и Вост. Европы. Православная церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография. — СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2001. — № 1. — С. 291—310.
  • Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. / отв. сост. Д. И. Раскин, отв. ред. Н. П. Ерошкин. — СПб.: Наука, 1998. — С. 134—147. — ISBN 5-02-028394-0 ; 5-02-028386-X
  • Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении. — СПб., 1898.
  • Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. — М., 1886.
  • / Сообщ. Г. В. Есиповым // Русский архив. — 1870. — Стлб. 1953—1959.
  • Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву. — СПб., 1914.
  • Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. — Ч. III. Гл. 35. Бюрократия в Церкви.
  • Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению. // Богословский вестник, издаваемый Имп. Моск. духовною академиею. — 1904. — № 1 и 2.
  • Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Париж, 1937.
  • Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 56—147. — ISBN 5-98574-011-0

Причины и предпосылки

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Это интересно: 2133,Церковная реформа патриарха Никона — причины, начало, суть

Полномочия Синода

Синод обладал полномочиями, необходимыми для осуществления цензуры богословских книг, церковно-исторических и канонических трудов. Данный орган осуществлял судопроизводство в первой инстанции относительно дел епископов, которых обвиняли в допущении антиканонических деяний. Синодом выносились решения окончательного значения по делам расторжения браков, а также снятия сана с духовенства. Предавал он мирян анафеме, одновременно осуществляя духовное просвещение народных масс.

Состав Синода назначался императорским указом. Представителем российского монарха в этом органе выступал Обер-прокурор.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

↑ Предпосылки учреждения Синода

Существует несколько версий первопричины устранения церковного патриаршества в России. Первую выдвинул историк С.М. Соловьев. Он полагал, что на рубеже XVII — XVIII веков, в непростой для страны и кризисный для церкви период, царь делал все возможное, чтобы выдернуть государство из «болота». Раскол церкви и частые бунты, с которыми не в силах был справиться патриарх, подвигли Петра I взять управление в свои руки и учредить Святейший Синод, духовную коллегию.

Ученый А.П. Богданов выдвинул версию противоположную, детально изучив деятельность патриарха Адриана. Он указывает на то, что во время смутицы и борьбы за власть между Софьей и молодым Петром, казна страны заметно опустела, в то время как Церковь находилась в стабильном состоянии и постоянно имела доход.

Петр I после своего восшествия на трон активно искал средства на проведение реформ и увидел их именно в Церкви. Однако патриарх не собирался мириться с вмешательством в автономное управление и писал царю множество посланий, не желая вступать в открытую конфронтацию с властью. В 1700 году патриарх Адриан умер, а на его место был приглашен архимандрит Феофан Прокопович, в котором Петр I обрел поддержку.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

1700

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

1701

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

1701

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

1711

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

1716

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

1717-1720

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Упразднение патриаршества и создание Священного Синода

Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич. Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви. Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.

Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.

Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти. В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников. Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.

Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.

Спустя год император вносит дополнение к устройству Синода. Согласно петровскому указу, в Синоде появляется должность обер-прокурора. При этом, первоначальный текст указа об утверждении данной должности был сформулирован общими выражениями. Там говорилось, что это должен быть офицер, следящий за порядком. Но, что именно он должен делать для его обеспечения и, что вообще обозначает формулировка «порядок в Синоде» – не говорилось.

По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.

Святейший Синод Русской Церкви

Первым русским патриархом был избран Иов в 1589 году. В течение последующего столетия Церковь являлась независимой от государства. Её предстоятель был практически равен царю.

Во времена правления Михаила Фёдоровича Романова патриарший престол занимал его отец. Патриарх Филарет — в миру Фёдор Романов, 1553-1633. Глава Церкви был фактическим соправителем государя и обладал полномочиями издавать собственные царские указы. Например, в соответствии с одним из них, патриарх мог вершить суд над крестьянами подведомственных ему земель.

Попытки проведения самостоятельной политики предпринимал и патриарх Никон (1605-1681). Например, он протестовал против Соборного уложения 1649 года. Этот законодательный корпус стал первой серьёзной попыткой государства умалить роль Церкви и подчинить её себе. Конфронтация патриарха с царём, боярами и частью духовенства привела к тому, что Никона извергли из сана и простым монахом сослали в монастырь.

Возшедший на престол в конце 17 века Пётр I стремился отказаться от всего старого. Он желал построить новое государство по западному типу. Консервативная, всё ещё независимая и влиятельная Церковь воспринималась царём-реформатором как серьёзный конкурент и соперник. Для ликвидации автономности Церкви, встраивания её систему государственной власти Пётр I пошёл на радикальные меры. В 1700 году, после смерти десятого русского патриарха Адриана, царь запретил избрание очередного предстоятеля Церкви.

В 1721 году в качестве замены патриарху была основана Духовная коллегия. Вскоре она стала именоваться Святейшим (титул главы Церкви) Правительствующим Синодом. Что такое Синод? Это было действовавшее от имени императора государственное учреждение, которое занималось церковным управлением, бракоразводными делами и духовным просвещением народа. Синод состоял из назначаемых царём представителей духовенства, а также одного светского чиновника, (представителя императора) – обер-прокурора. На протяжении 18-19 веков роль последнего постепенно усиливалась.

Восстановление патриаршества и учреждение Священного Синода

В начале 20 века синодальная система всё чаще подвергалась критике со стороны представителей духовенства и православной интеллигенции. Церковь пребывала в состоянии «застоя». Назревала необходимость созыва Всероссийского Поместного собора для обсуждения восстановления патриаршества. Собор, подготовка к которому велась с начала 1900 годов, был созван лишь в августе 1917 года. Он проходил до сентября 1918 года на фоне таких значимых событий как падение монархии, свержение Временного правительства, Октябрьское восстание, начало Гражданской войны, а также издание Советом народных комиссаров декрета об отделении церкви от государства.

Общественно-политическая обстановка в стране положила конец колебаниям духовенства и подтолкнула его к принятию решения о восстановлении патриаршества. Приведём слова митрополита Митрофана (Краснопольского):

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном соборе патриархом избрали митрополита Московского Тихона (Белавина) (1865-1925). Тот же Собор учредил высший орган управления в РПЦ – Священный Синод. Это было не видоизменение старого Синода, а создание нового, теперь уже не государственного, а церковного органа под председательством патриарха. Прежний Святейший Правительствующий Синод спустя несколько месяцев был окончательно упразднён.

Примечания[ | ]

  1. 12345Цыпин В. А. Церковное право. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во МФТИ, 1996. — 442 с. — ISBN 5-89155-005-9.
  2. Св. Зак. Основн. Т. 1. Ч. 1. Ст. 43.
  3. Указ Императора Петра I Объ учрежденіи Монастырскаго приказа… (неопр.) .24 января (4 февраля) 1701 года
  4. Указ царя и великого князя Фёдора Алексеевича «Объ уничтоженіи Монастырскаго приказа» (неопр.) .19 (29) декабря 1677 года
  5. Указ № 3718 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314—346
  6. Опубликован осенью 1721 года под заглавием Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет : Указ № 3718 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314-346
  7. Указ Императора Петра I «Объ именованіи Монастырскаго приказа Синодального Правительства Камеръ-Конторою» (неопр.) .14 (25) января 1725 года
  8. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. Т. 2. Гл. 51. Отношение русских царей к церкви (неопр.) . Дата обращения: 30 января 2014.
  9. Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 78, 87. — ISBN 5-98574-011-0
  10. Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Гл. XIX. Церковные дела. Тобольский скандал.(неопр.) . Дата обращения: 30 января 2014.
  11. Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 486.
  12. Цит. по: «Правительственный Вѣстникъ». 5 () марта 1916, № 52, стр. 2.
  13. Великій актъ довѣрія. // «Московскія Вѣдомости». 6 () марта 1916, № 54. — С. 1.
  14. 12Сапелкин Н. «Сеющий скудно, скудно и пожнёт» Архивная копия от 1 июля 2016 на Wayback Machine // Историческая правда, 30.01.2015
  15. Православная церковь и государственный переворотъ. // «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтомъ при Святѣйшемъ Сѵнодѣ». 1917, апрель — 14 мая, № 9—17. Стб. 181—182.
  16. «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 22 апреля 1917, № 16—17. — С. 83.
  17. Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. Т. II. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. — С. 220. — ISBN 978-5-7429-0303-1
  18. «Вѣстникъ Временнаго Правительства». 3 () мая 1917, № 46 (92). — С. 1.
  19. «Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3—4 (31 января). — С. 22.
  20. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3. — С. 1.
  21. Государственность России. Кн. 4. — М.: Наука, 2001. — С. 108. — ISBN 5-02-008746-7
  22. Об отделении церкви от государства и школы от церкви (Декрет Совета Народных Комиссаров) (неопр.) . Дата обращения: 30 января 2014.
  23. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 июля 2021. Архивировано 25 августа 2021 года.
  24. Культура Ленинградской области

Правовой статус

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

Согласно Основным законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

В таковом качестве был признан восточными патриархами и прочими автокефальными церквами. Члены Святейшего правительствующего Синода назначались императором. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

По упразднении Петром I (1701 год) патриаршего управления церковью, с 1721 года вплоть до августа 1917 года (номинально существовал до 1 () февраля 1918 года) учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов поместной церкви, то есть Поместный Собор.

Правительствующий Синод действовал от имени Императора, распоряжения которого по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода.

Обязанности

Синод функционировал в соответствии со статутом церковного регламента с целью управления церковью и ее реформирования. Устав гласил, что одиннадцать членов колледжа должны были принадлежать к разным классам и рангам. В состав совета входили один президент, два вице-президента, четыре члена совета и четыре асессора, и каждый член получал один голос при разрешении спора.

Синод, сформированный как реакция на взгляды Петра на Россию по сравнению с Западной Европой, представлял собой концентрацию священнослужителей, получивших обширное формальное высшее образование. Он работал, чтобы получить как много спорного церковное имущество, как это возможно, и после установления контроля патриаршей области синода был ответственным за жизнь 6000 людей. Он должен был почитаться абсолютно во всем и обладать «патриархальной силой, честью и авторитетом».

Основными обязанностями синода были наблюдение за направлением православной веры, наставление людей по религиозным вопросам, празднование праздников и определение вопросов порядка и ритуалов. Как упоминалось ранее, Синод также подавлял еретиков, судил чудеса и реликвии и не позволял гражданам России заниматься колдовством. Синод контролировал церковную собственность и, таким образом, отвечал за создание монастырей и церквей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector