О свободе совести и о религиозных объединениях

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Суть закона

Речь идет о ФЗ № 125. Это не единственный закон, регулирующий правоотношения религиозных сообществ и социума. Часть нормативов по этому вопросу содержатся в Конституции РФ и Гражданском кодексе России. Читать так же: Наказание за оставление места ДТП

В первой главе документа перечисляются общие положения. Во второй — раскрываются основные понятия. Далее:

  • глава 3 — обозначает полномочия и деятельность организаций религиозного характера;
  • глава 3.1 — о миссионерской деятельности на территории России;
  • глава 4 — утверждает процесс контроля по соблюдению законности.

Отрицательные и положительные стороны закона

После принятия закона у верующих появилась возможность защищать свои права в судебном порядке. На практике решения выносились как в пользу религиозных объединений, так и в пользу органов госконтроля.

Однако представители духовенства негативно оценили закон. Основаниями (по их мнению) стало:

  • частичное несоответствие Конституции, размытые формулировки, дающие возможность двоякой трактовке;
  • недостаточно четкое обозначение реализации норм документа;
  • ограничения деятельности верующих;
  • ужесточение контроля за деятельностью проповедников;
  • другие причины.

Важно: один из наиболее провокационных моментов — трактовка закона для военнослужащих. За отказ принимать участие в военных действиях предусмотрена уголовная ответственность, но ведь большинству верующих воевать запрещают именно религиозные убеждения

Текст

В этом нормативном акте утверждаются основные правила, касающиеся деятельности религиозных сообществ. А также подробно описываются права верующих граждан:

  • установлено, что толкование закона должно ориентироваться потребности верующих (статья 2, пункт 3);
  • верующим разрешается не информировать окружающих о своих убеждениях;
  • отсутствие запрета на участие в богослужениях;
  • допустимость проведения религиозных собраний;
  • право на сохранение тайны исповеди (священник не может быть привлечен к ответственности за сокрытие информации, полученной им во время исповеди), и прочие правила.

Примечание: деятельность религиозных сообществ, связанная с причинением вреда здоровью людей, или мотивирующая своих прихожан к неисполнению гражданского долга, совершению других противоправных действий, в России запрещена.

Понятие и особенности религиозных организаций

Статьей 50 ГК РФ определяются разновидности некоммерческих объединений, среди которых пунктом 10 устанавливается данный вид.

Часть 1 статьи 123.26. ГК РФ регламентирует понятийный аппарат и некоторые особенности: религиозные организации – это объединения:

  • физических или иных лиц;
  • прошедшие регистрацию как некоммерческие унитарные организации;
  • на добровольных началах их участников;
  • лиц, имеющих гражданство РФ;
  • граждан, которые постоянно проживают в РФ;
  • прошедшие процедуру регистрации для реализации целей коллективного вероисповедания и распространения религии;
  • осуществившие регистрацию как местные (одно учреждение) или централизованные (объединение нескольких) учреждения, а также как руководящие органы;
  • созданные согласно 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Рассмотрение религиозной организации как разновидности общественных объединений

До 2014 года религиозные организации располагали общим понятием вместе с общественными и считались исключительно как подвид последних.

В Концепции развития гражданского законодательства (пункт 7.1.3.) сказано, что общественные учреждения различных форм, в том числе и религиозные, принимают участие в правовых отношениях:

  • в качестве юридических лиц;
  • для реализации задач финансирования осуществляемой деятельности;
  • при этом деятельность не является предметом гражданско-правового регулирования.

Исходя из этого, наблюдается приобретение общественными организациями признаков строго целевой правоспособности.

Общественные учреждения, по сути, обладают единой правовой формой, вне зависимости от особенностей осуществляемой деятельности, выходящей за пределы гражданского права.

Требование к рассмотрению религиозных как подвида общественных было затронуто и в литературных источниках (учебник под редакцией Е.А. Суханова “Российское гражданское право”, том 1, страницы 272, 273).

Русская Православная Церковь

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: ∙ обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования

1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

2. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

3. Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Создание религиозных организаций

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

3. Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до отмены такого решения.

4. Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может создавать религиозную организацию в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

5. В решении об учреждении религиозной организации указываются сведения об учреждении религиозной организации, утверждении ее устава, избрании (назначении) органов религиозной организации.

Последние поправки, внесенные в закон о свободе совести и религии

Как было сказано в статье, последний раз ФЗ 125 был изменен 6 июля 2021 года. В частности, поправки были внесены в следующие статьи:

П 2 ст 13

Представительство формирования, которое было позаимствовано из-за рубежа, не имеет право заниматься культурной или религиозной деятельностью. Поэтому статус объединения, занимающего деятельностью, связанной с религией, на подобное формирование не распространяется.

П 3 ст 17 был изложен в новой редакции. В нем говорится о том, что печатные издания, видео и аудио материалы, которые распространяются религиозным иностранным объединением, должны иметь маркировку в специально отведенном месте о полном названии такой организации.

П 2 ст 20

Религиозные формирования могут приглашать иностранных жителей для совместного ведения деятельности, связанной с религией на территории РФ по гражданско-правовому контракту или трудовому договору, в котором в обязательном порядке должны присутствовать данные организации.

Ст 24.1 и ст 24.2 были добавлены в главе 3.1. В статье 24.1 описывается содержание миссионерской сферы деятельности. Миссионерская работа — это одна из сфер религиозного объединения, которая направлена на распространение данных о собственном вероучении среди лиц, которые не являются участниками религиозного объединения в качестве вовлечения конкретных лиц в состав участников.

Подобная деятельность проводится:

  • В специальных строениях и сооружениях;
  • В постройках, которые принадлежат общерелигиозным организациям;
  • В домах, находящихся в собственности религиозных объединений;
  • В крематориях и на кладбищах;
  • В местах паломничества.

В жилых домах проводить миссионерскую деятельность запрещено. Но существует и исключение, которое предусматривается частью 2 статьи 16 ФЗ 125. Проведение деятельности собственного вероучения в другом религиозном объединении запрещается. Чтобы таковое было разрешено, руководящий орган общерелигиозного объединения должен предоставить письменное согласие об этом.

В ст 24.2 описывается порядок осуществления миссионерской деятельности.

Если граждане проводят миссионерские занятия от имени религиозного объединения, они должны обладать письменным разрешением. На бумаге фиксируются данные о подлинности документа и о наличии полномочий граждан. Миссионерской деятельностью занимаются:

  • руководитель конкретной организации;
  • священник;
  • член коллегиального органа.

Вышеописанное правило не распространяется на миссионерскую деятельность, которая предусматривается пунктом 2 ст 24.1 ФЗ 125. Если иностранные граждане, которые въехали на территорию Российской Федерации, хотят провести миссионерскую деятельность, делать они могут это только от имени своей религиозной организации и лишь при наличии разрешающего документа.

Если цели и действия организации, занимающейся деятельностью, связанной с религией, противоречат законодательству Российской Федерации, осуществлять миссионерскую деятельность запрещается.

Также осуществить миссионерскую деятельность невозможно в случае:

  • Нарушения общественного порядка;
  • Принуждения к скорейшему разрушению семьи;
  • Посягательств на права человека;
  • Склонения к самоубийству;
  • Создание препятствий к получению обязательного образования;
  • Принуждения членов и последователей к отчуждению принадлежащего им имущества;
  • Создание опасности, как причинение вреда имуществу, здоровью и жизни.

Религиозное объединение несет ответственность за ведение миссионерской деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.

В ФЗ 125 ст 3 ч 5 говорится о том, что никто не обязан сообщать другим людям о том, как он относится к соответствующей религии и никто не может быть к ней принужден.

Статья 5 ФЗ о свободе совести и религиозных объединениях гласит о том, что каждый человек может получить религиозное образование по индивидуальному выбору или совместно с другими людьми.

Религиозные объединения и их типы

В Приказе Минюста России № 19-01-159-94 установлено, что религиозное общество — это местное объединение десяти и более совершеннолетних лиц, которые придерживаются одного и того же вероисповедания. Они могут отличаться друг от друга способами организации и управления. Типы этих объединений подразделяются в зависимости от религии: церкви, конфессии и прочие. Другие сообщества:

  • монастырь (лавра, скит) — община монахов, живущих сообществом, и придерживающихся определенных правил, установленных церковью;
  • братство (сестричество) — сообщество, создаваемое (чаще всего) с миссионерской целью;
  • миссия — объединение, целью которого является распространение какого-либо учения, благотворительность и прочие виды деятельности.

Также к объединениям относятся и духовные образовательные учреждения (семинарии, медресе, академии и прочие). Их задача заключается в подготовке священнослужителей.


Виды религиозных объединений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector