Спасо-преображенский монастырь, рязань. расписание богослужений, святыни, иконы, адрес

Немного истории

Впервые монастырь упоминается в конце 16 в., но принято считать, что основан он был гораздо раньше — в начале 14 в. рязанские земли страдали от набегов татаро-монголов, и многие исторические артефакты были утрачены.

В летописях упоминается, что в 1386 г. преподобный Сергий Радонежский ехал в Рязань ради примирения Дмитрия Донского с Олегом Рязанским, а по пути заехал в Переяславль-Рязанский и остановился на ночлег именно в этой обители.

Монастырский ансамбль складывался преимущественно в 18-19 вв. Первый каменный собор во имя Троицы Живоначальной возвели в 1695 г., Сергиевский храм — в 1752 г., оба храма сохранились до наших дней.

В 1919 г. Троицкий монастырь был закрыт, но обе церкви продолжали принимать прихожан вплоть до 1940 г. Перед войной закрыли и их. В помещениях размещались мастерская по ремонту тракторов, трамвайное депо, завод автомобильной аппаратуры, автошкола, коммунальные квартиры и учебный комбинат. Башни, часть ограды и построек разобрали, а кирпич использовали на новых стройках.

Настоятели и наместники Троицкого монастыря[править | править код]

Список

Игумены
  • Иосиф (март 1659 — октябрь 1659)
  • Корнилий (упом. 1682)
  • Матфий (упом. 1694)
  • Сильвестр (июнь 1694 — январь 1695)
  • Иоаким (29 февраля 1696—1698)
  • Иосиф (17 апреля 1698 — ?)
  • Сергий (26 августа 1699 — ?)
  • Варсонофий (20 мая 1717—1727)
  • Гедеон (26 ноября 1727 — ?)
  • Антоний (1729—1730)
  • Алипий (1731 — 14 августа 1736)
  • Ефрем (1736 — 28 февраля 1738)
  • Феофан (11 марта 1738 — 17 марта 1740)
  • Геннадий (3 апреля 1740 — 10 февраля 1745)
  • Феодосий (1745 — июль 1747)
  • Симеон (1747—1752)
Архимандриты
  • Антоний (1755—1760)
  • Геннадий (1760—1762)
  • Мелетий (1763—1769)
игумены
  • Парфений (Нарольский) (1769—1772)
  • Досифей (1772—1781)
  • Филарет (4 декабря 1787 — 7 августа 1789)
  • Василий (август 1789 — 5 апреля 1794)
  • Сергий (1794 — 31 июля 1797)
  • Иоаким (3 августа 1797 — сентябрь 1798)
Архимандриты
  • Евграф (19 сентября 1798 — 14 июля 1800)
  • Августин (Сахаров) (июль 1800—1803)
  • Вениамин (1803—1810)
  • Маркелл (1810—1812)
  • Ириней (Шестаков) (1812—1813)
  • Мельхиседек (Сокольников) (18 октября 1813 — 5 декабря 1815)
  • Гавриил (Городков) (27 февраля 1816—1817)
  • Амвросий (1817—1825)
  • Илиодор (Чистяков) (15 мая 1825 — 12 декабря 1827)
  • Гедеон (Вишневский) (1 января 1828 — сентябрь 1828)
  • Арсений (Москвин) (11 сентября 1829 — май 1830)
  • Аркадий (июнь 1830—1833)
  • Геннадий (Горнетский) (1833 — 10 август 1837)
  • Иоаким (1837—1838)
  • Ириней (1838—1843)
  • Аарон (Морякин) (31 декабря 1843 — 16 апреля 1844), по болезни не доехал до монастыря.
  • Иоанн (Оболенский) (1 мая 1844 — 17 августа 1851)
  • Афанасий (Перепелкин) (31 декабря 1851 — сентябрь 1868)
  • Иринарх (Попов) (сентябрь 1868 — 25 октября 1877)
  • Асинкрит (9 декабря 1877 — апреля 1878)
  • Палладий (май — август 1878) иеромонах, казначей
  • Владимир (Добролюбов) (4 августа 1878 — 20 мая 1896)
  • Полиевкт (Пясковский) (май 1896 — 22 января 1900)
  • Нестор (Ильинский) (январь 1900 — апрель 1902)
епископы Михайловские
  • Владимир (Благоразумов) (5 апреля 1902 — 3 ноября 1906)
  • Исидор (Колоколов) (10 ноября 1906 — 21 мая 1907)

C до закрытия в 1919 году и с момента открытия в декабре 1995 года настоятелями являются правящие архиереи Рязанской епархии.

Наместники
  • Василий (Цветков) (1911)
  • Прокл (Кузнецов) (1912—1919)

    — — закрыт
  • Андрей (Крехов) (с 26 декабря 1995)

Настоятели

Игумены

  • Иосиф (март 1659 — октябрь 1659)
  • Корнилий (упом. 1682)
  • Матфий (упом. 1694)
  • Сильвестр (июнь 1694 — январь 1695)
  • Иоаким (- ?)
  • Иосиф (- ?)
  • Сергий (- ?)
  • Варсонофий (- 1727)
  • Гедеон (- ?)
  • Антоний (1729 — 1730)
  • Алипий (1731 — )
  • Ефрем (1736 — )
  • Феофан (- )
  • Геннадий ( – )
  • Феодосий (1745 – июль 1747)
  • Симеон (1747 – 1752)
  • Парфений (Нарольский) (1769 – 1772)
  • Досифей (1772 – 1781)
  • Филарет (– )
  • Василий (август 1789 – )
  • Сергий (1794 – )
  • Иоаким (– сентябрь 1798)

Архимандриты

  • Антоний (1755 — 1760)
  • Геннадий (1760 — 1762)
  • Мелетий (1763 — 1769)
  • Евграф (- )
  • Августин (Сахаров) (июль 1800 — 1803)
  • Вениамин (1803 — 1810)
  • Маркелл (1810 — 1812)
  • Ириней (1812 — 1813)
  • Мельхиседек (Сокольников) (- )
  • Гавриил (Городков) (- 1817)
  • Амвросий (1817 — 1825)
  • Илиодор (Чистяков) (– )
  • Гедеон (Вишневский) (- сентябрь 1828)
  • Арсений (Москвин) (- май 1830)
  • Аркадий (июнь 1830 — 1833)
  • Геннадий (Горнетский) (1833 – )
  • Иоаким (1837 — 1838)
  • Ириней (1838 — 1844)
  • Иоанн (Оболенский) (– )
  • Афанасий (Перепелкин) (– сентябрь 1868)
  • Иринарх (Попов) (сентябрь 1868 – 1877)
  • Асинкрит (– апреля 1878)
  • Владимир (Добролюбов) (– )
  • Полиевкт (Пясковский) (май 1896 – ) еп.
  • Нестор (Ильинский) (январь 1900 – апрель 1902)

Наместники

История основания монастыря

Многовековая история старинной обители связана с историей города, который сегодня носит название Рязань.

В 1237 году небольшой город Переяславль-Рязанский принял уцелевших жителей уничтоженной татаро-монголами Рязани. Через 50 лет Переяславль становится резиденцией митрополита Василия Рязанского. По одной из версий тогда же за высокими валами Переяславского кремля появились первые деревянные постройки Преображенской обители. По официальным же данным она была основана в середине XV века при князе Олеге Ивановиче.


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

От основания до закрытия

Спасо-Преображенский мужской монастырь и его настоятели выделялись правителями рязанских земель и русскими патриархами. В конце XV — начале XVI веков монастырские владения значительно расширилась за счёт земель, пожертвованных рязанскими князьями.

Главы обители имели чин архимандрита, что выделяло их среди настоятелей других монашеских общин, имеющих статус игуменов. Божественные богослужения, проводимые ими, проходили по архиерейскому типу, так как настоятели носили белую митру и использовали во время молитвы ковер. С середины XVI века настоятели рязанского монастыря участвуют в церковных соборах, проходящих в столице молодого Московского царства.

Ведущую позицию Спасо-Преображенского монастыря подтверждает обычай, появившийся в 1522 году, начинать ежедневный утренний благовест с колокольни его соборного храма. В середине XVIII века на базе спасской монашеской общины заработала духовная семинария Рязанской епархии, которую возглавляли её настоятели.

Интересно! До начала XX века на монастырском погосте хоронили не только насельников, но и наиболее уважаемых людей города. К моменту закрытия монастыря в 1920 году здесь размещалось около 400 захоронений.

Советское время

После прихода к власти большевиков Спасо-Преображенский мужской монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Все предметы, представляющие материальную ценность, из него вывезли. Наиболее ценные иконы продали, а остальные святые образы сожгли. Большую монастырскую библиотеку разорили.

В монастырских зданиях в разное время размещались следующие учреждения:

  • больница для людей, страдающих инфекционными заболеваниями;
  • администрация и жилые помещения военной части;
  • отделение городского музея;
  • областной архив;
  • коммунальные квартиры.

Несмотря на то что постройки не использовались в хозяйственных и производственных целях, их состояние постепенно ухудшалось, и к 90-м годам прошлого столетия здания бывшего Спасского монастыря находились на грани разрушения.

Возрождение

Спасо-Преображенская обитель начала возрождаться во второй половине 90-х годов XX века. В 1996 году в ведение Православной церкви вернулись настоятельский и братский корпуса, где с 1998 года расположилась Рязанская духовная семинария. Монашеская жизнь здесь возобновилась через 9 лет.


Иконостас Спасо-Преображенского собора

Передача монастырских храмов началась в 2007 году, но реально они были освобождены отделами городского архива только к 2008 году. С этого времени началась реконструкция обветшавших построек.

Расписание богослужений в Казанском соборе с 20.09 по 26.09

20 сентября

Понедельник

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Молебен

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Всенощное бдение

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Мученика Созонта

21 сентября

Вторник

УТРО

6:15 Ранняя Божественная литургия

Славление праздника

9:00 Поздняя Божественная литургия

Славление праздника

ВЕЧЕР

17:00 Вечернее богослужение

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

22 сентября

Среда

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Вечернее богослужение

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Праведных Богоотец Иоакима и Анны

23 сентября

Четверг

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Полиелейное богослужение

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

24 сентября

Пятница

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Славословное богослужение

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Преподобного Силуана Афонского

25 сентября

Суббота

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Славление праздника

Панихида

ВЕЧЕР

17:00 Воскресное Всенощное бдение

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

26 сентября

Воскресенье 

УТРО

6:15 Ранняя Божественная литургия

9:00 Поздняя Божественная литургия

Водосвятный молебен

ВЕЧЕР

17:00 Всенощное бдение

Неделя 14-я по Пятидесятнице

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

Святые и святыни[править]

  • Святитель Феодорит (1551—1617), архиепископ Рязанский и Муромский (1605—1617). Мощи святителя Феодорита находятся в Троицком монастыре. В 1999 году был причислен к Собору Рязанских святых. Дата памяти (празднования): 23 сентября (преставление).
  • Священномученик святитель Мисаил (†1655), архиепископ Рязанский и Муромский (1651—1655). В 1998 году его мощи перенесены в Троицкий монастырь. 12 января 1987 года Мисаил был причислен к лику местночтимых рязанских святых. Дата памяти (празднования): 23 апреля (преставление).
  • Святитель Гавриил (Городков) (1785—1862), настоятель Троицкого монастыря (1816—1817), архиепископ Рязанский и Зарайский (1837—1858). В 1999 году был прославлен в лике местночтимых святых. Мощи святителя Гавриила находятся в Троицком монастыре. Дата памяти (празднования): 20 апреля (преставление).
  • Святитель Мелетий (Якимов) (1835—1900), епископ Рязанский и Зарайский (1896—1900). В 1998 году его мощи перенесены в Троицкий монастырь. Даты памяти (празднования): 27 января (преставление); 18 июня (обретения мощей); 23 июня (день празднования Собора Рязанских святых).
  • Священномученик Василий (Цветков) (1867—1937), архимандрит. С 1899 по 1906 и с 1907 по 1911 годы иеромонах Василий занимал должности ризничего и казначея Троицкого монастыря, а в 1911 году недолгое время был наместником монастыря.
  • Исповедник Амвросий, католикос-патриарх Грузии. В 1909—1910 годах находился в монастыре в ссылке.

Почти все древние святыни обители были утрачены после закрытия монастыря. От дореволюционного времени до настоящего дня чудом сохранилась чтимая Казанская икона Божией Матери. После разорения обители она некоторое время пребывала в Серафимо-Дивеевском монастыре, после чего хранилась у протоиерея Виктора Шиповальникова, служившего в п. Удельный Московской области. В 1996 г. протоиерей Виктор передал чтимый Казанский образ в Свято-Троицкий монастырь. Бисерная риза иконы выполнена монахиней Василией (Шевченко) в 2000 г.

Особо почитаемые иконы:

  • Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей;
  • св. апостола Андрея Первозванного с частицей его мощей;
  • прп. Сергия Радонежского, предстоящего у гроба родителей, с частицей мощей преподобного и его родителей прпп. Кирилла и Марии;
  • святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских с частицей их мощей;
  • св. благоверных князя Даниила Московского;
  • чудотворный список с хранившейся в монастыре до его закрытия чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.
  • частица Гроба Господня в выносном деревянном резном кресте монастыря.

15 / 28 августа 2021 года. Успение Пресвятой Богородицы

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Святыни и мощи монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) гордится тем, что в его стенах находится икона Матери Божией «Нечаянная радость», признанная чудотворной. С ней связана таинственная история обретения. Передана в дар храму она несколько лет назад москвичом Георгием. Однажды, столичный коммерсант зашел в случайный частный магазин и увидел лежащий рядом с мусором образ.

Желая спасти от поругания, коммерсант приобрел икону. Она была изуродована, лики были покрыты царапинами, у Матери Божией не было руки. После находки москвич получил травму во время занятий спортом, оказался почти полностью парализован. Он долгое время молился перед найдены образом и выздоровел, снова смог активно двигаться.

После Георгий не расставался с ней, возил ее с собой в паломничества в Иоанно-Богословский монастырь. На рождественские праздники в 2021 году икона замироточила, после чего была покрыта лаком, что повредило красочный слой. Вскоре ей снова понадобилась реставрация.

Тогда она заняла свое место в монастыре. После второй реставрации она начала мироточить еще более активно. В храме сделали для образа деревянный киот и завели тетрадь, в которую получившие помощь делают записи. Моление с акафистом проводится каждое воскресенье, в 7-45.

Также прихожане храма приходят сюда к таким образам, как:

  • Спас Нерукотворный. Он также иногда мироточит;
  • Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», у нее часто можно увидеть прихожанок, читающих акафист
  • Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского, в киоте которой находится часть рясы подвижника.

О каждом из них рассказывают истории о помощи в беде, здоровье, семейных делах. Есть в монастыре и чудотворные мощи.

Это:

Святыня Описание
святителя Феофана, Затворника Вышенского Епископ Православной российской церкви, богослов. Родился в Орловской губернии. Канонизирован в 1988, как подвижник веры и благочестия.
святителя Луки Крымского Знаменитый врач В.Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи. Архиепископ Крымский. Целитель. Мощи хранятся в соборе во имя Святой Троицы в Симферополе.
святого праведного Иоанна Кормянского Родился в Могилевской губернии в 1837 год. Служил в д. Огородня Гомельского уезда, где открылись его духовные способности. Не дожил до революции, но предсказал ее приход. Мощи покоятся в Свято-Иоанно-Кормянской обители в Гомельской области.
святой блаженной старицы Матроны Московской Родилась в Тульской губернии в 1881 году. Слепая девушка могла исцелять больных и предсказывать. Мощи хранятся в Покровском женском монастыре в Москве.
святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой Евфросиния Полоцкая, до пострига звавшаяся Предслава, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Основала монастыри и многие храмы, учила грамоте. Мощи покоятся в Полоцком Спасо—Евфросиниевском соборе.
святой преподобной Манефы Гомельской Родилась в 1918 году в деревне Севруки под Гомелем. Схимомонахиня несла подвиг в миру, утешая страждущих во время ВОВ. Нетленные мощи хранятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля.

Ранее митрополит Рязанский и Михайловский Павел был направлен на служение в соседнюю страну, и стал митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, благодаря чему в храме появились мощи белорусских святых.

Святыни и престольные праздники

Паломники могут приезжать в монастырь в любой день, но особенно рекомендуется посетить святые места в дни первопрестольных праздников:

  • явление образа «Казанской Божьей Матери» — 21 июля и 4 ноября;
  • день памяти влм. Варвара — 21 декабря;
  • день памяти свмч. Харлампия — 23 февраля;
  • обретение мощей прп. Сергия Радонежского — 18 июля.


Богослужение в Казанском женском монастыре

Но даже в будние, непраздничные дни можно поклонится и посмотреть на святыни Казанского монастыря:

  • чудотворная икона Богоматери «Казанская»;
  • икона святых Петра и Февронии;
  • образ Богородицы «Скоропослушница»;
  • ковчеги с мощами святых Симона Кананита и Анны Срезневской.

Святыни

  • частицы мощей Рязанских святителей: сщмч. Мисаила; свт. Феодорита; свт. Гавриила; свт. Мелетия
  • честные останки рязанских преосвященных: Михаила II, Гурия (Лужецкого); Антония; Стефана (Яворского); Алексия (Титова)
  • чтимые иконы с частицами мощей: Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; прп. Сергия Радонежского, св. Даниила Московского
  • список с хранившейся в монастыре чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери. Была возвращена в монастырь в 1996 году протоиерем Виктором Шиповальниковым. После разорения обители она некоторое время пребывала в Дивеевском монастыре, где была передана протоиерею Виктору.
  • икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
  • частица Гроба Господня в выносном деревянном резном кресте

История Троицкого монастыря[править | править код]

Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах — и —1629 годов.

Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь () и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в  — церковь Иоанна Предтечи. Затем возводит каменную ограду с пятью угловыми башнями и трехъярусную колокольню с проезжими воротами, а также жилые и хозяйственные постройки. В 1752 году взамен церкви Иоанна Предтечи на средства А. П. Вердеревского (внука И. И. Вердеревского) строится каменный Сергиевский храм.

23 апреля 1919 года монастырь был лишён своего статуса. В 1934 году все основные здания, принадлежавшие ранее монастырю, были переданы машинно-тракторной мастерской и длительное время использовались ею, а в дальнейшем — паровозным депо, заводом автомобильной аппаратуры, автошколой.

В 1987 году Исполком Рязани принимает решение «О восстановлении памятника истории и архитектуры бывшего Троицкого монастыря и увековечении памяти зодчего М. Ф. Казакова».

С начал восстанавливаться Сергиевский храм. 17 декабря 1995 года освящен его Предтеченский придел. 22 декабря 1995 Священный Синод принимает решение о возрождении монастыря. 8 апреля освящен главный, Сергиевский придел Сергиевского храма, 27 ноября 1997 года — Феодоровский придел.

Троицкий монастырь. Входные ворота.

Монастырь сегодня

Исконный статус Свято-Троицкому монастырю вернули в 1995 г. Заново освятили соборы во имя Пресвятой Троицы и Сергиевский, была возведена надвратная церковь во имя святых Петра и Февронии, отремонтированы келейный и трапезные корпуса, восстановлены кровли, территорию обнесли кованой оградой. Любители старины будут разочарованы — все строения выглядят как новенькие, интерьеры современны.

Сегодня здесь живут 12 монахов и действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы, Сергиевский и надвратный в честь Иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная». Эта церковь находится на втором этаже в часовне Святые Врата, построенной в 1858 г. В 19 в. ее помещения служили нуждам церковно-приходской школы, в 2000 г. церковь освятили, но регулярные службы в ней не проводят.

Главной ценностью обители до прихода советской власти была Феодоровская икона Божией Матери (список образа 12 века, хранящегося в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме). Сейчас она находится в Борисоглебском соборе Рязани, а здесь хранится ее копия. Верующие утверждают, что у этой иконы случаются исцеления.

Чудом сохранилась самая старинная и почитаемая дореволюционная реликвия Свято-Троицкого монастыря — Казанская икона Божией Матери, которая сегодня находится в Троицком соборе.

При монастыре открыт странноприемный дом для паломников, работают детская воскресная школа и православные курсы для взрослых. Проходят выставки старопечатных книг из монастырской библиотеки, в благотворительной столовой ежедневно кормят 50 нуждающихся.

На кладбище Троицкого монастыря похоронен знаменитый архитектор второй половины 18 — начала 19 в. Матвей Федорович Казаков. По его проектам построены здание Сената в Московском кремле, корпус Института стран Азии и Африки МГУ на Моховой, генерал-губернаторский дом, где сейчас находится мэрия Москвы, Голицынская, Павловская и Ново-Екатерининская больницы и множество дворянских усадеб, сохранившихся по сей день. В 1812 г., когда москвичи эвакуировалось при наступлении войск Наполеона, архитектор оказался в Рязани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector