Преподобная евфроси́ния полоцкая (до крещения княжна предисла́ва), игумения

Литература

  • Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Т. 4. С. 172-179;
  • Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии, кнж. Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в г. Полоцке жен. мон-ря. Полоцк, 1885;
  • Сапунов А. Житие Евфросинии Полоцкой. Витебск, 1889;
  • . Акафист преподобней матери нашей Евфросинии, княжне Полоцтей. Б. м., ;
  • Служба на перенесение честных мощей преподобной матерее нашея Евфросинии, княжны Полотския от града Киева во град Полотск. СПб., 1911;
  • Кайгородов Н. О. О достопамятных Свято-Ефросиниевских днях в Полоцке 20-23 мая 1910 г.: Восп. паломников // Полоцко-Витебская старина. Витебск, 1912;
  • Житие прп. Евфросинии, игум. Полоцкой. Перенесение мощей. Совр. чудеса. Минск, 1998;
  • Житие Евфросинии Полоцкой / Подгот. текста: Е. Дорохова // Жития и чудеса святых в древнерус. письменности: Тексты. Исслед. Мат-лы / Сост., ст.: М. С. Крутова. М., 2000. С. 153-173;
  • Прп. Евфросиния, игум. Полоцкая: Житие и акафист. Минск, 2000
  • Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар полоцкой Спасской обители. СПб., 1841;
  • Ключевский. Древнерусские жития. С. 262;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176-179;
  • Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 130-134;
  • Голубинский. История РЦ. Т. 1/2. С. 597-601;
  • он же. Канонизация святых. С. 223-233;
  • Поселянин Е. Прп. Евфросиния, кнж. Полоцкая. СПб., 1910, 1996;
  • Титов Ф. И., прот. Прп. Евфросиния, княжна Полоцкая: Ист. справка к предстоящему перенесению мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. К., 1910;
  • Антоний (Мельников), архиеп. Прп. Евфросиния Полоцкая // БТ. М., 1972. Сб. 9. С. 5-14;
  • Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой // СККДР. Вып. 1. С. 147-148;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 315-316;
  • Орлов В. А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992;
  • Серёгина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 122-133, 340-349;
  • Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест — хранитель всея вселенная: История создания и воссоздания креста прп. Евфросинии, игум. полоцкой. Минск, 1996;
  • Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.) / Пер. с нем. СПб., 1996. С. 239-240;
  • Шалина И. А. Богоматерь Эфесская — Полоцкая — Корсунская — Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236;
  • Мельников А. А. Прп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997;
  • Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 41, 127;
  • Монастырь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь с древности до наших дней. Минск, 2000;
  • Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культ., торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.);
  • Клосс Б. М. Евфросиния Полоцкая (1104-1173): Преподобная, основательница 2 монастырей // Ист. лексикон: История в лицах и событиях V-XIII в. М., 2006. Кн. 1. С. 479-484;
  • Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007;
  • Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007. С. 3-34, 56, 75, 76

Благодеяния Святой

Святая Ефросинья о своем предназначении узнала из сна. Сам Ангел, явившийся во сне, приказал ей основать новую обитель рядом с Полоцком, в местности под названием Сельцо. Увидев такое предзнаменование несколько раз, Ефросинья узнала, что такой же сон видел и епископ полоцкий Илия. Эти Божие знамения послужили тому, что епископ Илия передал ей Преображенский храм для того, чтобы там был основан женский монастырь.


Описать Ефросинью Полоцкую можно как женщину, которая прославилась основанием и попечительством монастырей. Ведь помимо женского монастыря, она была попечительницей и основательницей Богородского мужского монастыря.

При монастырях святая открывала школы, где послушниц учили разным ремеслам, грамоте и искусству переписывания книг.

Ефросинья прославилась как советчица, она никогда не отказывала в совете тем, кто нуждался в руководстве на пути к вере. Сила ее молитвы была настолько велика, что к ней часто обращались за помощью желавшие измениться и жить благочестивой жизнью. Многие приходившие к ней получали духовную поддержку и помощь. Она способна была унять ссоры и разборки, которые на то время часто происходили между князьями.

Асаблівасці жыцця Сћ Полацку РґР° Р·’яўлення манголаў

Гэта апавяданне варта пачаць Р· кароткага апісання жыцця жыхароў Старажытнай Р СѓСЃС–, каб зразумець, Сѓ СЏРєС– час нарадзілася Ефрасіння Полацкая – адна Р· самых адукаваных жанчын свайго часу.

XII стагоддзе быў перыядам, калі жыхары старажытнай Русі пачалі актыўна прымаць праваслаўную веру. Новая вера пачала знаходзіць сваё адлюстраванне ў архітэктуры, літаратуры і мастацтве.

Праваслаўныя храмы былі ўпрыгожаны сюжэтамі з Бібліі; пры многіх манастырах адчыняліся скрыпторыі, дзе працавалі перакладчыкі з грэцкага і перапісчыкі кніг; актуальнымі сталі ювелірныя майстэрні.

Сам Полацк на той час быў адным з найбуйнейшых цэнтраў па вырабе кніг, а таксама выдатным месцам для жадаючых атрымаць адукацыю. Тут вялося летапісанне, з якога цяпер мы можам запазычыць веды аб выбітных асобах таго часу.

Паломничество в Иерусалим

В конце жизни Евфросиния собралась выехать в длинное путешествие в Иерусалим, что было с тревогой воспринято полочанами. На прощание с Евфросинией прибывают в Полоцкий монастырь братья Василько, Вячеслав и Давид. Любимый брат Вячеслав приезжает с двумя дочерьми — Кирьяной и Ольгой, которых представляет сестре и просит о благословении, что свидетельствует о большом почете, которой при жизни была вознаграждена Евфросиния, а после исполняет волю Евфросинии, чтобы две его дочери остались на послушание в монастыре. Игуменство над монастырями Евфросиния передает своей сестре Евдокии.

Получив благословение епископа Дионисия, она отправилась вместе с братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией сначала в Константинополь, затем в святую землю. Возможно, что при этом Евфросиния выполняла и церковно-дипломатическую миссию, а на землях Руси, через которые проезжала — миротворческую миссию. Само путешествие было сухопутным, а не традиционным путём «из варяг в греки», иначе невозможна была бы встреча княжны с императором Мануилом.

На пути в Царьград она встретилась с императором Мануилом, который в то время шел на войну с венграми. Встреча Евфросинии с императором ставит под сомнение общепринятую дату паломничества и смерти святой — 1173 год. Византийский кесарь последний раз воевал с венграми в 1167 году, причем вышел в поход 8 апреля на Пасху, примерно в это время границ Византии достигли полоцкие паломники. В научной и церковной литературе обычно называется год смерти святой Евфросинии — 1173, но в этом году Мануил Комнин шел войной не на венгров, а на сербов. Также племянниц Евфросинии — Ольгу и Кирияну перед отъездом постригал Дионисий, ставший полоцким епископом в 1166 году. Поэтому годом смерти святой, согласно новейшим исследованиям, считается 1167 год.

Вероятно, в конце апреля 1167 года Евфросиния достигла Иерусалима. Иерусалим принадлежал крестоносцам, царствовал там Амальрих I, который приходился Евфросинии дальним родственником — через жену французского короля Генриха I Анну, дочь Ярослава Мудрого. В Иерусалиме Евфросиния направилась к Гробу Господню. Через несколько дней она заболела и послала брата с сестрой за святой водой на Иордан.

После видения ангела Евфросиния начала подготовку к своей кончине. В древнюю Лавру Саввы Освященного она посылает с прошением, чтобы её похоронили в монастырском храме. Однако Лавра была мужским монастырем, и там не принимали женщин. А. А. Мельников справедливо утверждает, что желание быть похороненной в монастыре Святого Саввы было результатом наследования Евфросинией Полоцкой образа жизни Евфросинии Александрийской, которая жила под видом инока Измарагда и была похоронена в мужском монастыре. Получив отказ, Евфросиния посылает слугу купить гроб в камере храма Пресвятой Богородицы в монастыре Феодосия Великого.

Болела Евфросиния 23 дня, она скончалась 23 мая 1167 года.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья — «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны.

Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом.

Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

Выбор жизненного пути

Полоцкая княжна отличалась не только своей мудростью, но и красотой. Однако поступавшие ей многочисленные предложения о браке она без всяких колебаний отвергала. Предслава осознанно решила отказаться от мирской жизни в 12-летнем возрасте. Это был период, когда родители впервые стали задумываться о замужестве дочери

Девочкой руководили идеи о подвижническом служении высоким моральным идеалам и важности духовного совершенствования. Княжна решила пойти за «Женихом своим» — за Христом

Предслава обратилась к жившей в Полоцке родственнице, вдове ее дяди Романа Всеславича. Та была игуменьей и могла помочь девочке стать монахиней. Однако необыкновенная красота Предславы и ее ранний возраст показались старой княжне несовместимыми с постригом. Переубедить старую княжну помогли глубокий разум и высокая религиозная убежденность девочки. Игумения призвала иерея, который и совершил постриг, дав Предславе имя Евфросиния.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия. Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени. Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Постриг

При постриге Предславу нарекли другим именем, теперь она стала Ефросиньей. Выбор этого имени был не случаен. Ефросинья Александрийская, которая жила в V веке, была прекрасным примером для девочки. К тому же это имя означает «радость», так что предпосылок для выбора этого имени было несколько.

Родители Ефросиньи были опечалены таким ее решением и предпринимали попытки вернуть дочь домой. Согласно летописи, князь Георгий плакал о своей дочери, как об умершей, но эти слезы ничего не изменили. Ефросинья Полоцкая осталась в монастыре, где превосходила всех в своем рвении к молитве, посту и ночным бдениям.

Став монахиней, девушка посвятила себя разным наукам. Она изучала книги, которые находила в церковных хранилищах, а это были произведения славянских богословов, древние летописи, а также труды византийских и римских просветителей.

Почитание

Почитание Евфросинии Полоцкой началось, по-видимому, вскоре после кончины преподобной: в конце XII — начале XIII в. Стихира «всечестней Еуфросине», характеризуемой как «осеняющее древо и некопаное корение Русьстей земли», содержится в Стихираре кон. XII — нач. XIII в. . Вариант ее (с указанием «Полоцка града») включен во все известные списки службы преподобной. Полная служба преподобной встречается в рукописях гораздо реже, чем пространное Житие, она известна в ряде списков XVI-XVII вв., старший из которых, как установил Клосс, находится в сборнике нач. XVI в. . В ряде списков в заглавии имеется указание: «творение кир, имеяй разум да разумеет», однако акростих по тропарям не читается .

О раннем возникновении почитания преподобной свидетельствуют подробности в пространном Житии святой, сохранившиеся в предании. Этому утверждению не противоречит достаточно поздняя датировка списков пространного Жития и службы Е., поскольку аналогичная ситуация наблюдается в отношении большинства русских святых XI-XIII вв., за исключением св. князей Бориса и Глеба. Почитание св. княжны долгое время носило местный характер, ограничиваясь Полоцкой епархией (если не собственно городом), где особый статус имел Спасо-Евфросиниев монастырь.

Около рубежа XV и XVI веков тексты, посвященные преподобной Евфросинии Полоцкой, появляются в западнорусских рукописях не полоцкого происхождения. Включение памяти преподобной в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском монастыре (а также в более поздние издания), следует связывать с деятельностью митр. Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Преподобная Евфросиния (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константинопольского патриарха Мелетием Сиригом .

В XVI веке под влиянием почитания прп. Евфросинии Полоцкой и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно, среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Евфросинии — католичке Параскеве-Пракседе, совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нем погребенной . Первые упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литовских летописях XVI в. .

В году в Спасо-Евфросиниевом монастыре был освящен храм во имя прп. Евфросинии Полоцкой. В 1900 г. по просьбе настоятельницы обители игум. Евгении (Говорович) иером. Никодим (Кононов) написал акафист святой. Современная служба на преставление прп. Евфросинии утверждена Синодом в году, в году была составлена и издана служба на перенесение мощей преподобной из Киева в Полоцк. Канонизация прп. Евфросинии подтверждена включением ее имени в Собор Белорусских святых. В году решением Синода Белорусского Экзархата 24 мая установлено празднование в честь перенесения мощей преподобной из Киева в Полоцк и введена в церковное употребление служба, составленная в 1911 году. Посвященные преподобной храмы действуют в Минске, Вильнюсе, Карсаве (Латвия), Новосибирске и др. городах.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины. Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи. Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Мощи

О времени и об обстоятельствах перенесения мощей преподобной Евфросинии из Палестины в Киев, и положении их в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря ничего не известно. В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 году в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). О мощах преподобной Евфросинии в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Факт нахождения мощей преподобной в нише Благовещенской церкви Дальних пещер получает известность со второй половины XVII века.

В XIX — нач. XX века жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. В 1832 году такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков), в 1840 году — Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский), в 1858 году — православные жители Полоцка, в 1864 году — 13 волостей Полоцкого уезда, в 1867 году — Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров), которого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов). В 1870 году по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской церкви). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, которое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 года обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором.

20 апреля 1910 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую церковь, 22 апреля после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской церкви в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. Елисавета Феодоровна, греч. кор. Ольга.

В 1915 году, когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи преподобной в числе других святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом ростовском Богоявленском монастыре.

В апреле 1920 года мощи преподобной подверглись вскрытию, но вскоре насельницам обители удалось вернуть святыню в Полоцк.

13 мая 1922 года гробница преподобной была вскрыта в Спасо-Евфросиниевом монастыре, раку власти реквизировали, впоследствии она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую выставку в Москву, оттуда — в краеведческий музей Витебска. В 1924 году Спасо-Евфросиниев монастырь был закрыт, его здания переданы военным.

В 1941 году, во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли мощи преподобной в витебскую Покровскую церковь, 23 октября 1943 года они вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель, в которой возобновилась монашеская жизнь.

В 1960 году монастырь вновь закрыли, мощи преподобной Евфросинии находились на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах, до открытия обители в 1990 году.

Серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Работа художника-ювелира Н. П. Кузьмича, 2007

В 2003 году началось изготовление новой серебряной раки для мощей преподобной по образцу утраченной. 3 июня 2007 году в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниева монастыря было совершено частичное переоблачение мощей прп. Евфросинии, помещенных в новый кипарисовый гроб (полное переоблачение св. останков совершалось в 2006 году). 5 июня 2007 году митр. Минский и всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) освятил в Крестовоздвиженском соборе новую раку, в которой упокоились мощи преподобной. Гроб с частицей мощей святой находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

«Русский крест» восьми-конечный канон

Восьмиконечный крест в России до 20 века был, как свастика до Гитлера — ординарным символом, иногда употреблявшимся. Но не удостоившийся чести быть ни на
Исакиевском соборе, ни на Василия Блаженного, ни на шапке Мономаха, ни на императорской державе, ни на вершине «1000-летия России».

И только в новой России с приходом термина «Русский Мир» он обрел «сакральный смысл». Как свастика с приходом Гитлера.

И сегодня, наряду с «золотыми цыбулинами» служит Русскому Миру в качестве метки «своих территорий».
Даже на эмблеме черносотенной организации «Союз Русского Народа» (основана в 1905, воссоздана в 2005)
он заменил более традиционный шестионечный крест.
Его же используют в своей символике всяческие «казаки» и тп.

За последние годы количество золотых цыбулин (даже на шпилях виленского барокко) и «русских крестов» в Беларуси увеличилось в десятки раз.
И это при том, что сам термин «православие» появился у нас только в XIX веке, после
Разделов Речи Посполитой.

Старая традиция

Новая традиция

Новая традиция

Беларусь-2017

Русская Церковь как основа Русского мира, Русский мир как основа Вселенской Церкви

«Мне хотелось бы привлечь внимание собравшихся к проблеме понимания Русского мира, или Русской цивилизации,
к вопросу о взаимосвязи Русского мира и Русской Церкви, а также к тому, какое значение имеет Русский мир для судеб мирового Православия…
Каноническая территория Русской Православной церкви — территория Русского мира… без конкретных территорий, на которых проживает русский народ — носитель духовно-национальной традиции,
Русский мир не может рассматриваться как полноценный субъект исторического процесса..


Интересно отметить, что на сегодняшний день, территория, которая объявляется Русской Православной Церковью как канонически ей принадлежащая,
практически полностью совпадает с территорией Российской империи»
BOGOSLOV.RU

«Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос…
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления — Духа Святого, чего по гордости не понимают католики.»
www.pravoslavie.ru

О чем молиться великой праведнице

При жизни преподобная Евфросиния славилась многими благодетелями, желанием усмирять конфликты, просвещать не только богатых, но и бедных людей. В своих молитвах православные христиане просят ее:

  • о прекращении вражды;
  • о разрушении интриг;
  • о ниспослании мира в семье;
  • о даровании мудрости, новых идей;
  • о придании сил в изучении разных наук.

Акафист Ефросинии Полоцкой помогает защититься от недругов, клеветы, необоснованных претензий. Родители обращаются к преподобной с просьбами вразумить своих чад, которые не имеют рвения к учебе. Выдающейся подвижнице молятся об укреплении веры, способности противостоять искушениям, о милости Божьей, без которой не может процветать ни одна сфера человеческой деятельности.

Использованные материалы

  • Житие на официальном сайте Московского Патриархата

  • А. А. Турилов, Б. М. Клосс, Г. Н. Шейкин, М. В. Басова. «Евфросиния Полоцкая» // Православная энциклопедия, т. 17, с. 507 — 517

  «Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. К 100-летию перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк» // Сайт Полоцкого Свято-евфросиниевского монастыря,

  «Ἡ Ὁσία Εὐφροσύνη ἡ ἐν Πολώκ», страница греческого сайта Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

  По Брокгаузу — родилась в 1101 году

  ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 210

  ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 214

  С иконы, как предполагают, в кон. XIII — нач. XIV в., была сделана копия, которая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест преподобной Евфросинии, реликвия находится в Спасском монастыре.

  ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293

  Дата кончины по ПЭ. В жизнеописании на официальном сайте РПЦ указана дата 24 мая.

  РНБ. Соф. № 96

  ГИМ. Епарх. № 406

  напр., ГИМ. Син. № 677. Л. 654

  Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 185

  Дива печер лаврьских. С. 148; впервые канон опубликован в киево-печерском издании 1693 г. «Акафисты со стихирами и канонами»

  Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой. Витебск, 1888; Пуцко В. Г. Славянская надпись на кресте-реликварии из Полоцка // Slovo. Zagreb, 1980. Br. 30. S. 101-122

  ПСРЛ. М., 1975. Т. 32 (по указ.); М., 1980. Т. 35 (по указ.)

  см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2 (= ЧОИДР. Кн. 4). С. 185, 194-235; № 486-490; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 460-495

  ГИМ. Син. № 677 (сер.? XVI в.); Там же. Увар. № 681-F и РГБ. Егор. № 914 (обе рукописи написаны по заказу Строгановых для их вотчинных церквей ок. 1591/92 и восходят, вероятно, к одному оригиналу); Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715 (1-я пол. XVII в.)

  см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 172-194; № 485; Калиганов. Георгий Новый. 2000. С. 467-473; № 4, 5; Naumow, Kaszlej. Rękopisy cerkiewnosłowianskie w Polsce. 2004. S. 282-284; N 592

  РГБ. МДА. № 201. Л. 318 об.

  С. 259-260; сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.

  Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой. С. 147-148; существующие классификации текста не учитывают всех особенностей рукописной традиции и нуждаются в уточнениях

  К., 1700. Т. 3. Л. 638-642 об.

  БАН. 33.19.8

  ныне ф. 19 БАН Литвы: № 98 (переписан в 1530 для Луцкой кафедры) и № 99 (кон. XV (?) — 1-я четв. XVI в.)

  см.: Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 143, 145, 151

Строительство храма

В середине 12 века на месте деревянной церкви Евфросиния Полоцкая задумала возвести каменную. Для осуществления своей мечты она пришла за советом к Иоанну. У этого монаха уже имелся опыт в строительстве храмов. Согласно «Житию…» все работы прошли довольно быстро. Уже спустя 30 недель храм Евфросинии Полоцкой был воздвигнут. Его открытие состоялось в 1161 году. «Житие…» повествует о диве, случившемся в самом конце возведения. Оно состояло в том, что в процессе строительства закончился кирпич, и каменщики не знали, как завершить свою работу. Но на следующий день, после молитвы святой, мастера обнаружили нужный материал в печи.

Храм Евфросинии Полоцкой не перестает удивлять исследователей. Он отличается от многих сооружений того времени своими пропорциями, двускатным перекрытием, а также необычной вытянутостью барабана. Загадочным для посетителей кажется и сам интерьер церкви: несмотря на массивные стены, он загружен толстыми столбами.

В Иерусалиме

Мечтой игуменьи Евфросиньи было желание побывать в Иерусалиме, где окончилась земная жизнь Иисуса. Эта мечта сбылась в конце жизни, когда Евфросинья отправилась в путешествие к святым местам. Ей было около 70 лет.

В Иерусалим Евфросинья отправилась с Евпраксией и братом Давидом. По пути она посетила Константинополь, где встретилась с императором Мануилом.

Через несколько дней после прибытия в Иерусалим Евфросинья заболела и попросила брата и Евпраксию принести святой воды из Иордана. В «Житии» написано, что ей было видение ангела, который возвестил, что земная жизнь близится к концу. Вскоре Евфросинья умерла.

Детство и отрочество святой Евфросинии

История не сохранила точной даты появления в семье князя Святослава — Георгия дочери Предславы. Историки предполагают, что это произошло в 1101- 1103 годах в Полоцке. Сами Небеса подарили девочке пророческое имя Предслава, ибо ее впереди ожидала слава от Бога и почитание от людей. С детства, овладев грамотой, зачитывалась Предслава жизнью святых, выучилась каллиграфии.


Преподобная Евфросиния Полоцкая

Евфросиния Александрийская стала примером для подражания юной девы. История знатной александрийской красавицы, отказавшейся от богатства и славы, ушедшей в мужской монастырь, чтобы ее не нашли, захватывает все мысли Предславы. Неслучайно в скором будущем полоцкая красавица примет постриг с этим именем.

Также святая Макрина, жившая в четвертом столетии, вызывала у девушки чувство восторга и поклонения. Сестра святителя Василия Великого была образована, умна, могла вступать в спор с мужчинами и выходить из них победительницей. Наполненная милосердием и мудростью, святая Макрина, как мученица — дева Фекла, в аскетизме несла подвиг служения Богу, основывая монастыри, она стала одним из примеров подражания юной Предславы.

Праправнучка Великого князя Владимира славилась на всю округу своими молитвенными подвигами, которым удивлялись как родные, так и люди в Полоцке. Обладая даром каллиграфии, девушка целые дни проводила в переписывании книг, отец пообещал в приданое дать ей целую библиотеку, на что красавица-дочь ответила, что ее жених — Иисус.

Светла, прекрасна лицом, нежная, смиренная и образованная девушка привлекала женихов со всего мира, но она отклоняла одно предложение за другим, пока в один день отец не сообщил ей о предстоящей помолвке с одним из знатных князей.

В то время игуменьей женской обители была родная тетка Предславы, к которой и убежала красавица под покровом ночи. Разъяренный отец пустился в погоню за дочерью, но Дух Святой встал за защиту девушки в лице игуменьи и епископа Ильи, после беседы с ними отец благословил дочь и вернулся в поместье.

Образ преподобной Евфросинии Полоцкой в искусстве

Образ Евфросинии воплотила Ольга Ипатова в повести «Предислава», также она является в романах Александра Осипенко «Святые и грешники» и Валентины Ковтун «Призванные».

В городе Пружаны (Беларусь) в честь Евфросинии Полоцкой названа улица.

Свои стихи посвятили белорусской просветительнице многие белорусские поэты: Владимир Орлов («Евфросиния»), Олег Бембель («Область Евфросинией»), Григорий Бородулин («В полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви»), Данута Бичель-Загнетова («Евфросиния Полоцкая»), Наум Гальперович («Ресницы замружу, и выплывет вечер»), Лариса Гениюш («Евфросиния Полоцкая», «В горы я под твоими ранами»), Сергей Законников («Свет Евфросинии»), Александр Звонак («Тень Евфросинии»), Василий Зуенок («Последняя молитва Евфросинии Полоцкой», «Ищу Богше»), Олег Лойко («Евфросиния Полоцкая»), Валентин Лукша («Фрески святой Евфросинии»), Александр Рязанов («Предупреждение»), Людмила Рублевская(«Евфросиния»), Виктор Шнип («Христова невеста»), Сергей Понизник («Исповедь»), Леонид Дранько-Майсюк («Евфросиния»).

Виктор Васнецов. Преподобная Евфросиния Полоцкая

Знаменитая полочанка отражена на полотнах Нелли Счастной, Алексея Марочкина, Алексея Кузьмича, на графических листах Арлена Кашкуревича, на гобелене Симона Свистунови.

Открытие собственной обители

Согласно «Житию…», Илия — епископ Полоцкий — получил от Божьего ангела подтверждение высоты подвижничества и служения Евфросинии. Одновременно с этим высшие силы указали ему на то, что он должен поставить монахиню во главе обители. Три раза с подобной вестью ангел являлся и к Преподобной Евфросинии, которая с радостью восприняла выбор Христа. Для расположения обители было определено находящееся неподалеку от Полоцка Сельцо. Здесь же находилась церковь Спаса и располагалось место погребения епископов.

Торжественная передача Сельца Евфросинии состоялась в Софийском соборе. Сам епископ Илья благословил Преподобную на создание в этом месте женского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector