Богоявленский анастасиин женский монастырь в костроме и феодоровская икона богородицы

Богоявленско-Анастасиин монастырь

История

Богоявленско-Анастасиин монастырь был основан в 1426 году учеником Сергия Радонежского Никитой Костромским на реке Суде, недалеко от костромского кремля. В 1559-1565 годах был построен первый каменный собор монастыря — высокое здание на подклете, с позакомарным покрытием и массивными нарядными барабанами под золотыми куполами. Центральный купол с крестом и барабаном по высоте почти идентичен основному объему храма. Первоначально собор опоясывала галерея с крыльцами, которую позднее разобрали. В 1672 году храм по заказу богатых костромских бояр Салтыковых расписала артель Гурия Никитина и Силы Савина.


Стены монастыря

В 1609 году монастырь после долгой осады был взят поляками, которые разграбили и сожгли его.

В 1642-1648 годах вокруг монастыря возвели высокую стену с башнями, от которой сохранилась лишь перестроенная в колокольню башня.

В 1863 году монастырь, разрушенный вследствие пожара 1847 года и лежавший в запустении, объединили с Анастасьиным монастырем, преобразовав его в женский и переименовав в Богоявленско-Анастасьинский.

В Богоявленском монастыре сохранилось единственное в Костроме жилое каменное здание XVII в. — длинный краснокирпичный трехэтажный корпус, первоначально имевший два этажа; третий был надстроен лишь в 1863-1864 гг.


Храм

В 1864 г. к Богоявленскому собору пристроили огромный красный храм, который, превратив старый собор в алтарную часть, с трех сторон скрыл древние стены.

В 1873 г. в монастыре была открыта первая бесплатная лечебница с амбулаторией и выдачей лекарств. Монастырское училище стало готовить сестер милосердия.

На рубеже XIX-XX веков возрожденный монастырь стал местом паломничества для выдающихся церковных и государственных деятелей и был вновь переименован в Богоявленский.

В 1982 г. случившийся в соборе пожар уничтожил все фрески и кипарисовый иконостас.

В 1924 г. монастырь был закрыт: его здания приспособили под жилые квартиры и учреждения, а в соборе разместили архив. Монастырский некрополь с могилами членов многих знатных русских родов был полностью уничтожен.

В 1991 г. в монастыре была организована богадельня имени Святой Марии Магдалины.

В 1993 г. при Богоявленском женском монастыре был создан детский приют имени Святого Иоанна Кронштадтского, ставший в постсоветской истории Русской православной церкви первым церковным приютом для маленьких сирот и брошенных родителями детей — девочек 4-6 лет с ослабленным здоровьем. 19 октября 1998 г. он получил орден Святого царевича Димитрия, московского и угличского чудотворца.

История

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.

В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.

В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.

Богоявленский Анастасиев монастырь в Костроме, после 1865 г

С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.

Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.

Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)

Звонница в обители, переделанная из башни (1860)

Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.

Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г

здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.

Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:

– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».

В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.

Архитектурный ансамбль монастыря

План монастыря имеет форму трапеции. В системе нынешней планировки Костромы его территория ограничена улицами: Богоявленской (Симановского) с запада, Ново-Троицкой (Козуева) с востока, Пятницкой с юга, Троицкой (Комсомольской) с севера. В систему стен входили квадратные башни, значительно выступавшие вперёд, — четыре наугольные и две проездные, в середине западной и восточной сторон. Седьмая, в центре южного прясла, выступала наружу. Сохранились только угловая, юго-западная и западная башни, но были сильно перестроены.

Главное здание — Богоявленский собор, самый древний из сохранившихся храмов монастыря. Построенный в 1559—1565 годах, он был пятиглавым и с трёхчастной алтарной апсидой. В 1672 году интерьер собора расписан фресками, возможно, костромскими мастерами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Но они не сохранились. В 1825 году была построена Смоленская часовня на основе угловой квадратной башни. Она была с пологим куполом, а у её главки имелся двухъярусный ордерный декор с тосканскими колоннами. Тогда же были перестроены угловые северо-западная, северо-восточная и юго-восточная башни и вся западная сторона монастырской ограды. К югу от колокольни были пробиты новые ворота. К северу от Смоленской часовни, вдоль линии ограды, построили двухэтажные Больничные кельи.

Что посмотреть

Сегодня в монастыре действуют 4 храма — помимо Богоявленского кафедрального собора, это церковь Смоленской иконы Богоматери, Собор Богоявления и колокольня. В 2002 г. в обители появился памятник покровителю христианского воинства Феодору Стратилату. Бывшее здание трапезной занимают теперь управление Костромской епархии и духовная семинария. Кроме того, здесь есть детский приют и богадельня для престарелых. Вход в монастырь открыт только для священнослужителей и паломников по предварительной договоренности. Для них там построены два гостевых дома.

В Богоявленский собор можно пройти сразу с улицы. Это величественный светлый храм с голубыми сводами и старинными иконами в золотых окладах. На нижнем этаже расположены надгробья 15-17 веков, в том числе, мощи святых.

К главной святыне монастыря — Феодоровской чудотворной иконе, почти всегда стоит небольшая очередь. Образ, считающийся творением Луки, относится к 12 веку. На его обратной стороне нанесено изображение мученицы Параскевы. Икона покровительствует невестам, рождению детей. Именно этой святыней отец Александра Невского Ярослав благословил брак своего сына. Образ, который хранился в Городце, пропал во время татаро-монгольского нашествия, а затем, согласно преданию, был обретен вновь на месте, где теперь построен храм. Икона также связана с родом Романовых.

Среди других святынь монастыря — Смоленская-Костромская фреска с изображением Богоматери, мощи Никиты Костромского и страца Тимона, крест с частичками мощей, хранившийся раньше в Игрицком мужсом монастыре, а также складень-мощевик с частью риз Иисуса Христа и Богородицы.

Упадок монастыря при Петре Первом

Приход к власти Петра Первого, внука Михаила Романова, стал разрушительным для обители. В годы его правления с монастырской звонницы часть колоколов снимается и переплавляется для военных нужд. Для Петра насущные интересы государства были превыше всего.

Многие царские указы способствовали тому, что обитель пришла в упадок. Когда в 1721 году в Ипатьевский монастырь был назначен новый архимандрит Гавриил, он признал, что большинство строений находится в ветхом состоянии.

Впервые обитель стала местом заточения: за крепостные стены попали греческие монахи-просветители Иоанникий и Софроний Лихуды, приглашенные ранее из Греции для перевода богослужебных книг.

История обители

Это один из монастырей, которые основывались по всей России многочисленными учениками Сергия Радонежского. Этот был основан преподобным Никитой Костромским. Никита был из знатного рода, и родственником самого Сергия. Он долгое время был игуменом Высоцкого монастыря в Серпухове, потом жил в Высоко-Петровском монастыре в Боровске (где наставлял юного Пафнутия Боровского), а потом удалился под Кострому для основания своей собственной обители по благословению св. Сергия.

Датой основания монастыря считается 1426 год. Поначалу он был деревянным, а в 1559 году деревянный Богоявленский собор меняют на каменный. Считается, что это вообще была самая первая каменная церковь Костромы. Монастырь находился под покровительством удельных князей Старицких и этот период его истории связан именно с ними. Каменный собор был построен на деньги последнего русского удельного князя — Владимира Старицкого. Он был двоюродным братом Ивана Грозного, служил ему, участвовал в военных походах. Но в итоге все-таки попал в опалу, а потом был казнен вместе со всей семьей — Грозный не мог терпеть и тени другого претендента на престол. Считается, что поводом для оговора послужила как раз торжественная встреча князя Владимира в Богоявленском монастыре. Сам монастырь после этого был разорен Иваном Грозным и большая часть братии во главе с игуменом была казнена.

Во время смутного времени деревянный монастырь был взят в 1608 году, и во время штурма погибло несколько монахов и окрестных крестьян — их имена помнят здесь и до сих пор служат по ним панихиды.

После этого в начале XVII века монастырь отстраивается. В 1618 году появляется Трехсвятительская церковь, в 1610 году — церковь Иоанна Богослова, новая трапезная, а чуть позже монастырь обносится каменными стенами с шестью башнями. К монастырю приписываются еще две женских обители, находящиеся неподалеку — Крестовоздвиженская и Анастасиина.

Перестраивается Богоявленский собор, расписывает его в конце XVII века знаменитая артель Гурия Никитина. На монастырь много жертвуют бояре Салтыковы — он является их родовой усыпальницей.

В1760 году появляется Никольская церковь — в ней захоронен генерал-майор Михаил Петрович Салтыков, начинавший службу при Меншикове и закончивший при Екатерине II. Мужской монастырь здесь хиреет, а тем временем два соседних женских — Анастасиин и Крестовоздвиженский сливаются в один.

В 1821 по 1824 год ректором Костромской семинарии и архимандритом этого монастыря был знаменитый Макарий Глухарев. Это было началом его пути. Потом он переедет в Киев, а дальше — организует Алтайскую духовную миссию и поедет проповедовать в Сибирь. Он был одним из образованнейших людей своего времени, первых переводчиков Писания на современный русский язык, общался в Сибири с декабристами и окормлял их. Макарий был канонизирован в 2000 году. В монастыре о нем напоминает построенная именно по его инициативе Смоленская церковь.

В 1847 году случается страшный пожар, и монастырь фактически оказывается уничтоженным. Братия уходит отсюда, и несколько лет все стоит в руинах, пока в 1863 году сюда не переводится женский Анастасиин монастырь. И тогда по инициативе новой игуменьи он фактически отстраивается заново.

После революции монастырь был упразднен, но собор действовал до 1924 года. Потом в нем был размещен костромской архив, потом предполагали сделать концертный зал. С 1990 года монастырь возрождается.

От всего большого комплекса монастырских построек до нашего времени дошло немногое. В значительно перестроенном виде сохранились три башни и часть стены. На месте старых стен сейчас находится сталинская застройка послевоенного времени. Была утрачена Никольская церковь XVIII века с колокольней — сейчас на этом месте стоит памятный крест.

Как добраться, где находится

Расписание богослужений:

  • 7:30 — Полунощница, Часы, Божественная Литургия;
  • 17:00 — Вечерня и Утреня

Адрес монастыря: город Кострома, Богоявленская улица (или ул. Симановского), дом 26. По городу можно проехать на автобусе 2 до остановки «Кафедральный собор», а можно и на троллейбусе 2 или 7 до остановки с названием «Улица Пятницкая».

Координаты: 57.77295, 40.92429.

Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).

Для спокойного путешествия мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!

Наша поездка в Богоявленский монастырь Костромы состоялась 17 июля 2021 года. Мы заехали сюда после прогулки в музее деревянного зодчества под открытым небом, который именуется Костромская Слобода.

Завтра утром мы планируем заехать в усадьбу Следово, которая находится недалеко от Костромы. А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда Вперед!

Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Богоявленский собор с золотыми куполами

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы — дочери Дмитрия Донского.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа — генерал-майора М.П. Салтыкова.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Это интересно: Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

Повествование о Чудотворной Феодоровской Иконе

Благодать Божией Матери ныне привлекает всех силой Своей Чудотворной Феодоровской Иконы в Богоявленско-Анастаси́ин женский монастырь, где люди радостным взором видят эту Великую Святыню.
Чудотворная Феодоровская Икона, по преданию, написана Святым Апостолом и Евангелистом Лукой1). С древних времен Икона почиталась как Чудотворная и была сходна по иконописанию с Владимирской Иконой Божией Матери.
В описании старинной Нижегородской летописи свидетельствуется о том, что основатель города Городца Нижегородской губернии, князь Георгий Владимирович Долгорукий, желая перенести древнюю Икону из часовни в городскую только что построенную церковь Архангела Михаила, вместе с духовенством во время молебного пения не смогли поднять Икону, удерживаемую сверхъестественной силой на своем месте.
Такое чудесное событие Князь принял как указание Божие построить на этом месте монастырь. Основание в Городце стариннейшей обители во имя Феодоровской Иконы Божией Матери последовало в 1154 году, а Образ, укрепленный в алтаре за Святым Престолом, продолжал источать великие чудеса. Слух об этом распространялся по всем селениям.
В 1238 году город Городец был захвачен войсками Батыя и разорен до основания. Не словами, а слезами летописцы описывали это небывалое нашествие. Городской вал не мог сдержать стремительного натиска варваров. Немногие из уцелевших  жителей  Городца  спаслись в лесах, и только после ухода татар, собрались на пепелище, на котором они не нашли своего древнего сокровища – Святой Иконы. Но по Всемогущей Воле Господней Икона оказалась невредимой.

По преданию, этот Образ был впоследствии «молельным образом» у Великого Князя Александра Невского, который благодаря своим горячим молитвам перед ним одерживал многочисленные победы: особенно Невскую (15 июля 1240 г.) и Чудскую (5 апреля 1242 г.).
Русская история переживала тогда опасные и тяжелые времена, множество различных перемен, ордынскую месть и кончину славного и Великого Князя Александра Невского (14 ноября 1263 г.), а также и многочисленные волнения на Руси, вызвавшие безотрадную тревогу – вновь утрату Чудотворной Феодоровской Иконы. Но Господь и здесь явил Чудо.
Следующий период истории нахождения Феодоровского Образа связан с младшим братом Святого Князя Александра Невского – Василием Ярославичем2), прибывшим по своем совершеннолетии в Кострому на княжение3).
16 августа (29 августа) 1264 года, 23-летний молодой князь решил поехать на охоту. Это было на второй день Успения Пресвятой Богородицы. Охота за пробежавшим зверем завела его незаметным образом в неприступную чащу. Здесь, остановив коня, князь осмотрелся и вдруг с изумлением увидел на дереве Икону Богоматери. С благоговейным трепетом, преклонив колена, Князь стал молиться. С молебным пением прибывшие духовенство и народ с крестным ходом приняли Икону и перенесли Святыню в Соборный храм.
Слух о явлении Чудотворной Иконы разнёсся по всем окрестностям Костромской земли. Между тем костромичи объявили  князю  Василию,  что  накануне, в самый день праздника
Успения Пресвятой Богородицы они видели воина в древней воинской одежде, проносившего по городу эту Икону. В этом воине они узнали по изображению на Иконе Святого Феодора Стратилата, а сама Икона Божией Матери оказалась именно той Явленной Чудотворной Феодоровской Иконой, бывшей ранее в Городецком монастыре, о чем засвидетельствовали прибывшие Нижегородские купцы.
Таким знаменательным событием Пресвятая Дева Мария явила Свою Милость нашему древнему городу.
В 1613 году Феодоровская Икона прославилась как Усмирительница встревоженной России и Великая Помощница на избрании Первому Русскому Царю Михаилу Феодоровичу Романову.
Ныне Феодоровская Чудотворная Икона Божией Матери уже более 30 лет пребывает в нашем Богоявленско-Анастаси́ином женском монастыре. К Чудотворному Образу ежедневно приходит множество людей – ищущих, надеющихся, кающихся и просящих Материнской защиты, исцеления и благодатной помощи Царицы Небесной.
Да хранит Божия Матерь всех нас в здравии, благополучии, в мире и благоденствии.

Игумения Инокентия (Травина) 12 марта 2021 г. Кострома Богоявленско-Анастасиин Монастырь

1) Древние источники и современная книга: «Александр Невский и древний Городецкий Феодоровский монастырь», 2009 г., Нижний Новгород, стр. 145.
Минея август, 2011 г., стр. 177.2) Родился в 1241 г.3) Удел в Кострому был утвержден в 1246 г. после смерти его отца – Великого Князя Владимирского – Ярослава Всеволодовича.

6. Село Холм Галичского района. Церковь Собора Пресвятыя Богородицы.

Деревянный крест со сделанной чернилами надписью (21).

1500 или 1552 г.

«Построена бысть и освещена церковь Божий во имя собора Пресвятыя Богородицы на память святых мученик Карпа и Попилы месяца Октября 13 число лето

«.

В правильности чтения даты полной уверенности нет, так как ее издатель, И.К. Херсонский, отмечал, что в церковной описи 1897 г. год строительства был прочитан как

. Впрочем, второе прочтение могло быть вызвано сильным разрушением буквы «

«, сделавшим ее похожей на «

» <*> .

Надпись, по-видимому, утрачена, но, возможно, речь идет о так называемом воздвизальном кресте, на котором отмечалась дата освящения церкви и который находился в алтаре за престолом.

<*> 1500 год от Рождества Христова соответствует 7008 году от сотворения мира. Правильное начертание церковнославянским полууставом этой даты:(тысяча, Земля, Иже под титлом)

1552 год от Рождества Христова соответствует 7060 году от сотворения мира. Эта дата полууставом изображается так:

(тысяча, Земля, Кси под титлом)

— тысяча, Земля, Фита (как в тексте автора) соответствует 7009 году от сотворения мира или 1501 году от Рождества Христова. (Прим. ред.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector