Спасо-андроников монастырь в москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

История

Спасский собор в дереве был построен по возвращению митрополита Алексея из путешествия в Константинополь. Корабль митрополита попал в шторм. Среди смятения и паники, священник сохранил крепость духа, усердно молился и дал обет Спасителю построить храм. Он обещал посвятить будущее молитвенное сооружение тому святому празднику, в сутки которого путники благополучно достигнут берега.

Митрополит слово свое не нарушил: воздвиг собор Нерукотворного образа Спасителя в честь праздника прибытия. В алтаре разместили привезенную им из странствия икону, являющую Нерукотворный лик Спасителя на плате.


Исследователи древнего зодчества хронологические рамки постройки определяют 20-ми годами 15 века. В нескольких редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» упоминается о возведении Спасского мемориального храма в память воинов Куликовской битвы, похороненных на территории обители. Спасский собор Андроникова монастыря, согласно другим церковным источникам, возводился в белом камне при третьем настоятеле обители — преподобном Александре.


Спасский собор Андроникова монастыря до реставрации

Соборные стены расписывали знаменитые живописцы, послушники обители, Андрей Рублев и Даниил Черный. За их ревностное стремление к посту и молитве Создатель наградил их небывалым талантом чувственного изображения божественного света простыми, вещественными красками.

Собор перестраивался не раз. Первое обновление произошло уже в середине 15 века: к западной части храма пристроили притвор, увенчанный двумя главами. Со временем этот конструктивный элемент убрали.

В конце 17 столетия пристроили шатровую колокольню, в конце 18 века ее разобрали. Собор заново перекрыли, расширили окна и двери. В начале 1813 года пострадавший от пожара в ходе наполеоновского вторжения храм отремонтировали, сделав новое купольное завершение.

Серьезной трансформации подверглось святое сооружение в конце 40-х годов 19 века. Конструкцию храма по архитекторскому проекту П.А. Герасимова модернизировали, установив восьмигранный шатровый купол с луковичной главкой.

Шатер закрыл декоративный каскад верхней части храма, и лишил его архитектурной оригинальности. К основному объему пристроили два придела с южной и северной стороны, оборудовали паперть под железной крышей с декоративным входом.

От модных тенденций 19 столетия собор освободился в середине 20 века. Реконструкция вернула строению его старинный, изначальный облик. На территории обители открыли Музей древнерусской живописи, а с 1989 года в стенах древнего молитвенного здания возобновились богослужения.

Настоятели

  • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
  • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
  • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
  • Ефрем
  • Исаак
  • Иоанн (1474)
  • Митрофан (1504 — 1507)
  • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
  • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
  • Игнатий (сентябрь 1519)
  • Ефрем (февраль 1525)
  • Зосима (1531 — 1534)
  • Авраамий I (1547 — 1548)
  • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
  • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
  • Евфимий I (1571 — 1581)
  • Феодосий (? — 20 июля 1584)
  • Гурий (упом. май 1589)
  • Вассиан (1598)
  • Авраамий II (1606)
  • Сергий (1612 — 14)
  • Геннадий (1625 — 1626)
  • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
  • Серапион 8 июля 1634)
  • Макарий (1635 — 1636)
  • Порфирий (1637 — 1640)
  • Иосиф II (1641 — 1648)
  • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
  • N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
  • Гермоген (1654 — 1656)
  • Дионисий (1656 — 1660)
  • Пафнутий (1661 — 1668)
  • Пахомий I (упом. июнь 1669)
  • Никандр (1672)
  • Макарий (? — 29 августа 1674)
  • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
  • Никон (1676 — 1679)
  • Иосиф III (февраль 1681)
  • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
  • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
  • Пахомий II (1685)
  • Авраамий (? — 1687)
  • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
  • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
  • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
  • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
  • Серапион (1714 — 1722)
  • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
  • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
  • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
  • Герасим (23 марта 1726 — ?)
  • Иларион (1728)
  • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
  • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
  • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
  • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
  • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.

Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
Симон (2 мая 1776 — март 1785)
Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)

Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Святыни храма

Главная святыня храма — Спаса Нерукотворного Образ. Чтимая икона 14 века на протяжении долгого времени считалась утраченной реликвией. В последний год 20-го столетия ее обнаружили в запасниках Новодевичьего монастыря. В иконостасе собора Всемилостивого Спаса выставлен список со святого образа.

Храмовая святыня — икона «Преподобный Андроник и Савва», написанная в 19 веке, недавно обретена заново. Икона с изображением первых настоятелей была обнаружена в хранилище Воскресенской церкви на Арбате, и возвращена в храм.

В соборе на протяжении многих веков находилась свято хранимая реликвия — ковчег с мощами первых игуменов святой обители. В революционные годы тяжеловесное серебряное украшение ковчега украли, останки святых монахов исчезли. Однако есть надежда, что не бесследно.

Во время реставрации и изыскательных работ под соборным алтарем нашли старинную конструкцию престола и 4 захоронения, расположенные попарно. Появляющееся и исчезающее благоухание при открытии захоронения свидетельствовало о том, что обретенные останки — это мощи святых людей.

Найденные монашеские одеяния датированы началом 15 века. Неподтвержденное предположение — в захоронении открыты мощи первых четырех игуменов монастыря.

Дальнейшее исследование фундаментальной основы алтаря даровало новое открытие. Обнаружено захоронение двух монахов. Ученые предполагают, что найдены останки знаменитых иконописцев старцев Даниила и Андрея. Обретенные мощи шести святых подвижников переложены в заново созданные ковчеги, и выставлены в алтаре храма для поклонения.

За лапшой

…Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Конкретно

Чуть пониже Кремля

У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.

Когда мы сегодня говорим о Спасо-Андрониковой обители как о московском монастыре, надо помнить, что во времена его основания Москва была где-то вдали. Изначально место для монастыря выбрали не без военного умысла: высокий берег Яузы, стык двух стратегических дорог: на Владимир и через Рязань — в Орду.

Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.

Много раз горел, пережил чуму.

Но самые черные времена настали в 1918 году: монастырь закрыли. 101 год назад у Русской православной церкви отняли почти все, что у нее было. До 1922-го в обители разместили концлагерь: здесь держали врагов Советской власти, здесь же их расстреливали. С 1922 по 1928 год — колония для беспризорников. Затем стала общежитием для рабочих .

Внутреннее убранство

4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.

В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.

Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.

В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.

Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.

Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.


Иконостас до реставрации

В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.

Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метро Расстояние Как добраться Время в пути
Площадь Ильича 890 м Пешком 10 мин
Римская 1 км Пешком 12 мин
Марксистская 1,4 км Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин.

История

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.

О времени преставления святого Саввы

В Книге глаголемой о российских святых, о святом Савве написано так: Преподобный Савва, игумен спасский, ученик его (Андроника), преставился в лето 6000. Нет никаких исторических данных к определению дня преставления святого Саввы. Монастырь чтит память его 13 июня в день преставления учителя его Андроника. Какая тому причина? Может быть не одна: 1) день преставления святого Саввы мог быть близок ко дню преставления святого Андроника и даже совпадать с ним; 2) могло случиться, что день преставления святого Саввы совпадал с каким-нибудь большим праздником и потому перенесен на день преставления наставника его. Могли быть и другие неизвестные нам причины к установлению празднования ему в сей день. А празднование ему началось, надо полагать, весьма рано. Ибо Пахомий Логофет, около 50–60 лет после его кончины переселившийся из Новгорода в Сергиеву Лавру, в житии преподобного Сергия называет святого Савву уже преподобным отцем нашим (значит ему воздаваемо было почитание как святому и вне обители его), говорит о чудесах от него бывших, превозносит его хвалами более чем самого Андроника, говорит, что в его время многие знали ученика Саввы, исцеленного им; следовательно празднование святому Савве установлено было едва ли позже 50 лет после его преставления, когда в монастыре, а тем более в городе, были еще современники, знавшие день кончины святого, почитаемого и при жизни от великодержавных князей и после преставления возгревавшего о себе память чудесами. К сожалению, многократные опустошения монастыря и Москвы в древности много затмили пред нами первоначальную историю монастыря. Сколько проливают света не многие строки под сборником, написанным андрониковским монахом Анфимом и выставленным на вид недавно, в наши только времена И. М. Снегиревым между рукописями Синодальной библиотеки!

Из подписи к сему сборнику мы видели, что в 1404 году святый Савва был уже игуменом.

Под духовным завещанием брата Димитрия Донского, князя Владимира Андреевича, в 1410 году написано: «а писал есмь сю грамоту пред отцы своими перед Никоном Радонежским, перед Саввою Спаським».174 В Истории Росс. Иерархии (VI, 284) и в отдельных описаниях Новоспасского монастыря игумен Савва присваивается на основании сего документа Спасу на Бору. Но поелику мы знаем, что около сего времени был игумен Савва Спасо-Андрониковский, то, по большей вероятности, можем заключать, что здесь разумеется последний, так как название монастыря по Андронику еще не утвердилось. Но есть на то и положительное доказательство. Спасу на Бору гораздо ранее самого основания Спаса-Андроникова монастыря дана была архимандрия. Все известные нам настоятели Спасского на Бору монастыря, начиная с Иоанна I в 1346 году, были архимандриты. Почему между ними оказался один игумен Савва, когда ни до него, ни после него до настоящего времени, в Спасском на Бору и Новоспасском не было ни одного игумена?

Итак, при завещании князя Владимира Андреевича был святый Савва, игумен спасо-андрониковский, почитаемый и от великодержавных князей, как говорит Пахомий. Другого монастыря во имя Спаса в то время в Москве и ее пределах не было.

Таким образом святый Савва преставился не ранее 1410 года, но и не позже 1420 года; ибо в это время, как увидим ниже, был уже игумен Александр, строитель собора.175

Неизвестно, на каком основании некоторые писатели176 утверждают, что святый Савва, по преставлении Андроника, был игуменом только четыре года.

Святыни

Главной святыней монастыря является икона основания — Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни.

Образ Спаса Нерукотворного

С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья». Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме.

В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.

Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды — ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: «Какое масло вы там пролили?»

Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.

Историческая значимость общины

На протяжении нескольких веков со дня своего существования общину использовали для заточения царских персон женского пола. Архитектура церковного комплекса, которая сложилась в период 16-17 столетья в последствии не претерпела каких-нибудь значительных изменений. Обитель является исключительным по сохранности моделью московского барокко за … Читать далее

На территории всей России находится большое количество святых мест. Есть несколько из них и в столице. Наиболее часто посещаемым считают Покровский монастырь в Москве Святой Матроны. В основном это связывают с тем, что большое количество паломников приезжают туда, чтобы приложится к мощам этой Святой. Ведь с 1998 года они хранятся именно здесь.

В гордом одиночестве

Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.

Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?

Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.

Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.

Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.

Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.

Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше… Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.

В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.

Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.

Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.

По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу…

Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.

Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?

Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.

Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.

Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.

III. О времени кончины иконописцев Даниила и Андрея, старцев андрониковских.

Софийский Временник, конченный 1534 годом. Кн. I. 443. Изд. 1820.

«По мале (после нашествия Эдигея) святый Игумен Никон совещевает совет благ с братьею, еже воздвигнути храм Святые Троицы, церковь каменну и монастырь отвсюду собрав и тако, всемогущему Богу произволению Его поспешествующу, церковь прекрасну воздвиже в похвалу своему отцу (святому Сергию), егоже молитвами непрестанно предваряюще в помощь присному чаду, и тако многими добротами украсив ту, но убо зря сию подписанием неукрашену, вельми болезноваше духом и тщашеся всяко и сим украсити ю, но убо от некоих братий возбраняем бе прилучившихся прискорбных скудости ради. Но преподобный побеждаем великим желанием и верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь свершену сбирает скоро живописцы, мужие изрядны вельми, всех превосходящи, в добродетели сврьшены, Даниил именем и Андрей спостник eгo и неких с ними (спешно бо сие творяше дело, яко нечто провиде духом вскоре духовных онех мужей и живописцев от жития сего и свое преставление, еже по миле и по совершении дела бысть); но убо Богу помогающу сконча ти дело преподобного, абие касаются ему усердно и велми различными подписании чудных у добревше ту, могуще зрящих удивити всех и доныне конечное се рукоделие. И память себе преподобнии оставльше, посем мало нечто пребывше, абие смиренный Андрей оставль сию жизнь ко Господу отыде прежде, также последи и спостьник его. Данило пречестивый, от Бога, добре поживши и в старости честне, благий конец прияша. Егда хотяше Данил телесного соуза разрешитися, абие видит возлюбленного ему прежде отшедшего Андрея в радости призывающа его. Данил же, видя Андрея, егоже желаше, вельми радости исполнився и братии предстоящим ему исповедаше пришествие спостника его, и тако в радости дух свой Господеви предаст».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector