Спасо-преображенский монастырь в муроме: иконы и святыни
Содержание:
- Спасо-Преображенский монастырь – божественная сказка, воплощенная в жизнь!
- Посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме
- История Спасо-Преображенского монастыря
- Дом настоятеля
- Муромские святыни
- Углубимся в историю
- Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря
- Свято-Благовещенский мужской монастырь
- Тепло от камня
- Братский корпус
- Жестокий вандализм
- Описание и архитектурные особенности
- Собор Спаса Преображения
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
- Церковь Кирилла Белозерского
- Церковь Сергия Радонежского
- Часовня на месте бывшего кладбища
- Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»
- Часовня Георгия Победоносца
- Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви
- Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка
Спасо-Преображенский монастырь – божественная сказка, воплощенная в жизнь!
Сегодня мужской монастырь в Муроме был полностью реконструирован. Обитель порадует своей первозданной красотой, которую невозможно описать словами. Комплекс включает в себя несколько основных святынь, каждая из которых выполнена в удивительном стиле. Порадуют и ухоженная территория, и невероятный аромат свежей выпечки, и умиротворенная атмосфера. Встречает паломников благоустроенный пруд, в котором произрастают несколько видов лотосов.
Спасо-Преображенский православный собор является центральной частью православного комплекса. Эта белоснежная церковь хранит в своих стенах мощи 30 Святых, поклониться которым приезжают тысячи верующих ежегодно. Важную роль в едином ансамбле играет Покровская церковь, которая потеряла свой первозданный облик. Здесь хранится икона Божией Матери «Скоропослушницы», которая признана чудотворной. В храм приходят молящиеся, которые просят о спасении при неизлечимых заболеваниях. Неоднократно отмечались случаи, когда икона действительно помогала прихожанам в безысходных ситуациях.
Спасо-Преображенский монастырь – это архитектурный тысячелетний шедевр, который был восстановлен из руин на радость многочисленным верующим и туристам.
Посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме
Туристы могут посетить эту обитель со вторника по пятницу. Монастырь открыт для посетителей с 10.00 до 17.00. Если вы хотите побывать здесь с паломничеством в период праздников, заранее свяжитесь с обителью по телефону.
Остановиться в Братском корпусе или паломнической гостинице можно ежедневно, в период с 9.00 до 20.00. Знаете ли вы? На территории монастыря расположена пекарня, где выпекают чудесный хлеб. Приобрести его можно здесь же.
После окончания литургии гости обители могут подняться на колокольню, которая располагается в часовне Сергия Радонежского. Здесь желающие могут попробовать позвонить в колокола, а также полюбоваться прекрасным видом на монастырский архитектурный ансамбль.
В часовне «Живоносный источник», которая открыта с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме вторников, можно окунуться в купель с артезианской водой. Здесь же установлен камень, привезенный с берега израильской речки Иордан
Важно! Женщинам нужно окунаться в купель в сорочках.В часовне можно набрать освященной воды – для этого имеются краны.
Тем, кто приезжает в обитель, можно записаться на экскурсию по Спасо-Преображенскому музею. Побывать в монастыре можно и отдельно, и посетить его в составе туристических групп.
Паломнический центр предлагает такие экскурсионные программы:
- обзорная по городу Мурому;
- поездка в Карачарово – село, откуда, согласно преданиям, родом Илья Муромец;
- посещение села Лазарево, где родилась и жила праведная Иулиания, чьи мощи хранятся в обители;
- поездка по четырем муромским монастырям.
Помните, что монастырь является действующим, поэтому при его посещении стоит следить:
- за внешним видом (женщины должны покрыть голову и надеть юбки или платья, мужчинам нельзя быть в шортах или спортивной одежде);
- отключать телефоны или переводить их в беззвучный режим;
- фотографировать в храме со вспышкой;
- шуметь на территории монастыря;
- здесь нельзя употреблять спиртные напитки, курить, фотографировать иноков без разрешения.
История Спасо-Преображенского монастыря
Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.
Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.
Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».
Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.
О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани. Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.
В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.
Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.
В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.
Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.
XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.
В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.
В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.
Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.
Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) во время реставрации
Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.
Дом настоятеля
Эта постройка появилась по времена митрополита Варсонофия, а именно в конце XVII века. Внутри здания имеется домовая церковь в честь святого Василия Рязанского. Само здание двухэтажное: раньше на первом этаже располагались 4 кладовых, на втором – 5 каменных келий и 4 деревянные в братском корпусе. В последних и жил настоятель, так как каменные стены плохо прогревались и оставались сырыми.
Дом настоятеля. В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание
Обратите внимание: дом настоятеля — это самое старое каменное здание гражданского назначения, сохранившееся в Муроме.
Внешний облик дома гармонирует с остальными постройками: его внешний вид похож на купеческие палаты, но с небольшим куполом.
Муромские святыни
Вот уже четвертый раз 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Этот день приурочили к празднику св. блгв. князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного благополучия. Но кроме этих всем известных святых, в Муроме так же покоятся мощи другой удивительной подвижницы — св.прав. Иулиании Милостивой, благочестивой жены и многодетной матери. А за городом у реки сохранился «тот самый холм, где Илья Муромец метал бревна, чтобы измерить глубину Оки». Наш корреспондент побывал в Муроме, смотрите фоторепортаж:
В центре Мурома – там где начинается улица Московская и расположен местный «арбат» – россыпь облупленных и по своему привлекательных домиков XIX века – можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры – памятник Ленину и необычного вида башня – это первый водопровод в Нижегородской области
За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них Троицкий женский. Здесь в центральном нефе Троицкого храма покоятся мощи свв. Петра и Февронии – православных покровителей семьи и брака
Житийная икона святых Петра и Февронии, из муромского краеведческого музея
Утопающая в цветах территория монастыря преисполнена паломниц женского пола, приезжающих сюда помолиться о семейном благополучии
Шитый покров на мощах святых
Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке, и молитвенными проследованиями «о даровании супружества». На фото: фреска на входе в храм — Страшный Суд
Через дорогу от Троицкого – мужской Благовещенский монастырь
Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев
Житийная икона муромских благоверных князей
Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая-Чудотворца. Местные зовут его «Никола-мокрый».
Здесь хранятся мощи святой Иулиании Муромской – еще одной муромской подвижницы, покровительницы семьи и брака
Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних Пещерах Киевско-Печерской лавры. На фото: модель ладьи, на которой, возможно, ходил по Оке Илья Муромец
Русло Оки – древняя граница Владимирского княжества. Через речку – некогда враждебная Нижегородская Земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…
Добраться до «места рождения» не просто, но местные жители, гордые «великим земляком» с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома – Корочарове, где « родился и провел детство Илья Муромец».
Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! – жалуются Карачаровцы. – На самом деле, он левее стоял» – и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого
В Муроме остановиться практически негде, несколько гостиниц, предлагающих свои услуги крайне дороги, но при Спасо-Преображенском монастыре существует паломнический центр и гостиница. Найти ее можно по адресу Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, дом 1. Подробности по телефону 8-(49234) — 3-14 -76
Текст Дмитрий РЕБРОВ Фото Екатерина СТЕПАНОВА
Версия для печати
Тэги:
Церковные праздники Святые Святыни
Углубимся в историю
Религиозный комплекс имеет богатую историю, которая характеризуется как светлыми, так и темными эпизодами. Согласно преданиям и летописям, мужской монастырь был основан в 1096 году. Поэтому можно утверждать о том, что эта обитель является одной из самых древних на территории Руси. Глеб Муромский, который получил в свой личный удел этот город, не смог проживать в центре поселения вместе с язычниками, поэтому организовал первый православный храм на левом берегу Оки, после чего издал указ о создании монашеской обители.
Колоссальную роль в учреждении религиозного комплекса сыграл Иван Грозный. Перед походом на Казань царь русский пообещал построить в Муроме каменный собор, в случае благополучного исхода битвы. И поэтому в 1555 году согласно указа Ивана IV в Муроме был воздвигнут Спасский собор, куда были дарованы церковные книги, утварь, облачения для священнослужителей и иконы.
Период Советской власти стал одним из самых черных в истории мурманского монастыря. Именно здесь начала базироваться одна из воинских частей, которая числилась на территории религиозного комплекса вплоть до 1996 года. Конец XX столетия стал переломным в истории обители, так как православный историк обратился к патриарху Алексею II с общественным ходатайством, которое позволило бы восстановить Святыню из рун.
Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря
- Прежде всего необходимо попасть в Муром. Сделать это можно из Москвы поездом (отправление с московского Казанского вокзала), электричкой – в этом случае необходимо будет сделать несколько пересадок.
- Достаточно удобное автобусное сообщение: рейсы отправляются от Щелковского вокзала, причем от автовокзала Мурома можно дойти пешком, поскольку расстояние немногим превышает 3 километра.
- Можно доехать автобусом и до Владимира, где пересесть на рейс до Мурома (на том же автовокзале).
- Попасть в город автобусом несложно и из Нижнего Новгорода, Рязани, Иваново, Гусь-Хрустального.
- Если вы предпочитаете путешествовать автомобилем, из Москвы следуйте по Горьковскому шоссе в направлении города Владимира. После этого необходимо повернуть в сторону Мурома (ориентируйтесь по указателю, расположенному перед въездом в город).
Свято-Благовещенский мужской монастырь
Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.
В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.
В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.
В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыреСобор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыреБлаговещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 годБлаговещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковьСтроения на территории Благовещенского мужского монастыряКолокольня Благовещенского мужского монастыря
С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыреЦерковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыреБлаговещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря
Тепло от камня
Иногда гости монастыря случайно убеждаются в том, что плита — непростая. Так, пару лет назад приехала в Муром паломница из Перми, желавшая поклониться мощам Петра и Февронии. Вот только в тот день в Троицком монастыре к раке с реликвией тянулась огромная очередь, выстоять которую она не могла из-за больных суставов. Тогда паломница решила зайти в небольшую Благовещенскую обитель, расположенную неподалёку, и там дождаться, когда схлынет поток посетителей. Однако часы, проведённые на ногах, не прошли для женщины даром, колени её сводило от острой боли. Войдя в притвор Благовещенского храма, паломница по какому-то наитию приблизилась к каменной плите, стоявшей у одной из стен, устало к ней прислонилась и от холодного камня вдруг пошло приятное тепло, которое обволокло колени, прогоняя боль. Через некоторое время паломница почувствовала, как её ноги обрели забытую лёгкость.
Братский корпус
Это здание выделяется из общего вида благодаря ярко-красным каменным стенам и белым украшениям. Оно трехэтажное и небольшое – в нем могут проживать до 30 человек. Монастырь имел обширную библиотеку, в которой хранились письменные памятники древних времен.
В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус. В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских
Это интересно: сперва Братский корпус был деревянным, его перестроили только в XIX веке. Тогда же была открыта домовая церковь Семи мучеников Херсонских.
Сегодня в здании расположено Духовное училище Святого патриарха Пимена. Оно получило название в честь иеромонаха Благовещенского собора (1945-1946 год). Узнать подробнее про обучение можно на сайте монастыря.
Жестокий вандализм
Похоронили Илью Муромца в том месте в Софийском соборе, где быть погребенными мечтали все представители знати, но у них просто не было на то возможности. Возможно, именно потому захоронение Ильи Муромца было нещадно разгромлено, тем временем как все соседние гробницы остались в целости и сохранности. Об этой несправедливости со стороны властей по отношению к богатырю Руси дал знать в собственных рукописях посол главы Святой Русской империи по имени Рудольф 2-й Эрих Лясота, которому доводилось проезжать мимо окрестностей Киева и мимо самого города в период с 7 по 9 мая 1594 года. Сказано, что Эрих следовал в Киев с дипломатическими целями. В то время чудотворные мощи Ильи Муромца хранились в перенесшей реконструкцию церкви имени Гурия, Самона и Авива.
Описание и архитектурные особенности
Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.
Собор Спаса Преображения
Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».
Церковь Кирилла Белозерского
Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.
Собор Спаса Преображения
Церковь Кирилла Белозерского
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Сергия Радонежского
Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.
Часовня на месте бывшего кладбища
Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.
Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.
Часовня Георгия Победоносца
Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.
Часовня Георгия Победоносца
Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви
Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.
Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».
Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка
Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.
Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка