Спасо-преображенский собор
Содержание:
- История
- Спасо-Преображенский монастырь XIX в.
- Видео «История Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге»
- Посещение Спасо-Преображенского собора
- Архитектурные особенности святыни
- Персоналии духовенства, связанные с собором
- Интерьеры собора
- Традиции Спасо-Преображенского собора
- Ограда храма
- Святыни Спасо-Преображенского собора
- Ограда собора
- Святыни и реликвии Спасо-Преображенского собора
- Собор — ровесник города, в котором стоит
История
Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.
12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».
8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.
В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).
Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.
При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.
После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.
В 1922 году собор перешёл к обновленцам. С 1924 по 1926 год собор принадлежал обновленческой группе «Союз Церковного Возрождения», возглавляемой Антонином Грановским, который к тому времени отделился от Обновленческого Синода). Однако, «крохотная община не могла содержать огромного здания. Собор был вскоре передан староцерковникам».
С 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.
В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.
Спасо-Преображенский монастырь XIX в.
В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня — чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды. Спасо-Преображенский монастырь Церковь Ярославских Чудотворцев. В 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 — 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора.
Звонница Надстройка XIX века.
Звонница по проекту Панькова была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, который сверху увенчала небольшая ротонда в стиле классицизм. Тогда над каждым углом звонницы появилось по два маленьких золоченых шпиля, увенчанных звёздами. Они ярко горят на солнце и сравнивают их иногда то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими «солнышками», раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.
Тот же Петр Яковлевич Паньков был автором проекта реконструкции южной стены монастыря. Он решил придать грозным укреплениям «благообразный» вид. Вместо грозных башен и стен появились такие ложноготические конструкции. Эти новые круглые башенки чисто декоративного назначения сохранились до наших дней.Спасо-Преображенский монастырь
Богоявленская башня.
Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю. В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.
Видео «История Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге»
Из этого документального фильма вы узнаете историю Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.
Строительство собора
История строительства начинается в 1743 году. Проект пятикупольного здания русско-византийского стиля разработал Михаил Земцов, а после его кончины руководство перенял на себя Пьетро Трезини.
Первый камень был заложен Елизаветой Петровной собственноручно. Пока шло строительство, императрица внимательно следила за всеми процессами, внося правки и свои предложения. Когда через год возведение церкви Преображения Господня завершилось, она лично присутствовала на обряде освящения.
Вторая жизнь храма
В начале XIX века церковь очень сильно пострадала от пожара. Воспламенение произошло по вине рабочих, и бушующее пламя оставило от строения одни стены. Большую часть реликвий (иконы, ризница, утварь) удалось спасти только чудом.
По указу императора Александра I архитектору В. П. Стасову было поручено восстановить разрушенный собор. Реконструкция проводилась в очень короткие сроки, и уже вскоре Петербург вновь обрел свою святыню. Освящение произошло в 1829 году митрополитом Серафимом.
Храм был действующим всегда. Там проходили службы, принимались прихожане, а во время блокады было устроено бомбоубежище. Здание вмещает около трех тысяч людей, при нем имеется воскресная школа и хор. С 2014 года настоятелем назначен протоиерей Николай Брындин.
Памятник архитектуры позднего классицизма
Площадь Спасо-Преображенского собора составляет 1180 кв. м, а самая высокая точка находится на уровне 41, 5 м. Главный вход обрамляют четыре колонны высотой по 12 метров каждая. Церковь увенчал большой купол, на котором высится восьмиметровый крест. На северо-западной колокольне расположены часы.
Стены храма оформлены лепкой, изображающей воинскую атрибутику. Окна прямоугольные с закругленным верхом. Церковь имеет три престола. Главный посвящен Преображению Господнему, южный – Сергию Радонежскому, а северный – великомученику Клименту, Петру Александрийскому и папе Римскому.
Площадь Спасо-Преображенского собора составляет 1180 кв. м
Посещение Спасо-Преображенского собора
Верующие и туристы могут побывать в этом храме каждый день.
Открыт он с 8.00, а по средам, пятницам и воскресеньям здесь служат раннюю литургию – с 7.00
Закрываются двери храма в 20.00.
Обратите внимание, что начинается литургия здесь в 10.00 каждый день (в воскресенье, пятницу и среду здесь служат два таких богослужения – раннее и позднее).
Начало вечерни – в 18.00.
Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено
Это правило действует для всех посетителей. Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено
Это правило действует для всех посетителей
Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено. Это правило действует для всех посетителей
Как и в любом другом православном соборе, не забывайте о соответствующем внешнем виде:
- для женщин обязательными являются головные уборы (платки, косынки), а также платья или юбки, которые прикрывают колени;
- мужчинам нельзя входить в церковь в шортах, спортивной одежде, с голым торсом.
- не стоит пользоваться резкими парфюмами или слишком душиться;
- женщинам лучше отказаться от губной помады или стереть ее до того, как они будут прикладываться к образам.
Решив посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его ограду, для которой использовали более ста трофейных орудий. Это своеобразный памятник героям русско-турецкой войны
Внутри собора находится доска, на которую нанесены фамилии офицеров Преображенского полка, погибших в период с 1702 до 1917 года. Сам храм считался «собором всей гвардии».
Посетителям стоит обратить внимание и на прекрасную внутреннюю роспись, которая украшает как стены, так и купола. К ней приложили руку многие известные художники
Важно! Постарайтесь посетить храм во время богослужения – так вы сможете насладиться пением хора, которое поражает своим великолепием. Верующим непременно стоит поклониться главным святыням этого собора:иконе Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (кстати, именно она сопровождала русские войска во время всех военных кампаний; написана была в начале XVIII века), а также Нерукотворный Образ Спаса (это любимая икона Петра Великого, которая досталась ему от матери; ее он брал с собой и на закладку Санкт-Петербурга, и на поле Полтавской битвы), который был написан Симоном Ушаковым
Верующим непременно стоит поклониться главным святыням этого собора:иконе Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (кстати, именно она сопровождала русские войска во время всех военных кампаний; написана была в начале XVIII века), а также Нерукотворный Образ Спаса (это любимая икона Петра Великого, которая досталась ему от матери; ее он брал с собой и на закладку Санкт-Петербурга, и на поле Полтавской битвы), который был написан Симоном Ушаковым.
Архитектурные особенности святыни
После пожара, в ходе реконструкции, храм претерпел некоторые архитектурные изменения. Собор, отстроенный по проекту Василия Петровича, по сей день украшает Преображенскую площадь Петербурга.
Ограда храма
Сквер, разбитый на территории собора, также был спроектирован Стасовым. Во славу победы над турками в Русско-турецкой войне архитектор построил оригинальную ограду. Она состоит из 102 трофейных орудий, отобранных у врагов на местах основных битв.
Дула вражеских пушек направлены вниз, как знак поражения османов, а сами они закреплены по трое на основаниях из гранита. Между собой элементы соединены цепью с крупными звеньями, а на корпусах можно увидеть двуглавых орлов, коронованных золотыми коронами. Ворота ограды украшены щитами с победными медалями.
Внутреннее убранство
Свод главного купола опирается на четыре пилона диаметром по три метра. Расписан он под голубое небо, а по центру «горит» большая Вифлеемская звезда. Также на нем изображены четыре евангелиста, восемь ангелов, а по окружности можно прочитать надпись, благословляющую Всевышнего.
Под куполом расположена центральная люстра под 120 свечей, а также несколько светильников поменьше. По правую сторону от столпа находится царское место, оформленное символами власти. Слева можно увидеть церковную кафедру, где золочеными буквами написано: «Услышьте слово Господне».
Основной престол имеет пятиярусный иконостас, изготовленный по эскизам Стасова. Он сделан в форме триумфальной арки и украшен утонченной золотой резьбой.
Персоналии духовенства, связанные с собором
6(18) августа 1833 г., в день Преображения Господня, в соборе был посвящён в епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.
С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.
В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.
22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.
С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).
Настоятели собора
Настоятели собора за всю историю Даты Настоятель 28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп Лука Иванов 13 марта 1758—1781 протопоп Андрей Михайлов 1781 — … протопоп Симеон Матфиев 1793—1798 протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов 18 июня 1799—1806 священник Иоанн Рябинин 1806 — март 1807 протоиерей Александр Александров 31 марта 1808 — 1 января 1816 протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий 29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей Антипа Гаврилович Гаврилов 11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей Василий Иаковлевич Сицилинский 12 мая 1867— 15 октября 1882 протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884) 1882 — 29 марта 1901 протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский 4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841- …) 19 февраля 1908 — 30 июля 1918 протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918) 1918 — … протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917) 1921 — июль 1923 протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков) 25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 «архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле) 1924 — 12 января 1925 «священник» Михаил Васильевский январь 1925 — апрель 1925 «священник» А. Строганов 1932 — 2 августа 1933 протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933) 26 августа 1933—1935 протоиерей Иоанн Васильевич Морев 1935 — 13 марта 1936 протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942) март 1936 — 1 апреля 1937 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) 1 апреля 1937 — 14 октября 1937 протоиерей Александр Феодорович Архангельский октябрь 1937—1940 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) 1940 — 19 декабря 1941 протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941) декабрь 1941 — январь 1944 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) 12 января 1944 — 21 ноября 1945 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971) 10 декабря 1945 — 4 марта 1973 протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977) 21 февраля 1973 — 25 мая 1977 протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981) 25 мая 1977 — 2 марта 1986 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) 2 марта 1986 — 1 июля 1987 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932) 23 июня 1987 — 11 августа 2014 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) 11 августа 2014 год — настоящее время протоиерей Николай Брындин
Интерьеры собора
В храме – три придела: главный, северный и южный. Собор Преображения Господня всей гвардии освещен естественным светом, богатое убранство смотрится торжественно.
Внутреннее убранство
Свод купола расписан под цвет голубого неба, в середине – Вифлеемская звезда с исходящими лучами. В парусах купола – иконы четырех евангелистов. Подкупольное пространство украшает пятиярусное паникадило на 120 свечей и малые люстры на 64 свечи, выполненные бронзовых дел мастером Дипнером.
В простенках между окнами – 8 ангелов, каждый держит орудие страстей Христовых: крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди, терновый венец. В центре храма – четырехъярусный иконостас, изготовленный по эскизам Василия Стасова. Иконы написали живописцы Егоров, Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Андрей Иванов.
Алтарь украсили колоннами и пилястрами. С левой стороны у колонн – церковная кафедра, украшенная резными гирляндами. На стороне, обращенной к народу, золоченая надпись: «Услышьте слово Господне!».
С правой стороны у колонн – Царское место, которое украшали символы державной власти: императорская корона со скипетром и мечом в венке из виноградных ветвей и два орла из золоченой бронзы. На стенах – панно, посвященные истории Преображенского полка.
Главный алтарь
Внутри по-домашнему уютно. От средней части храма алтарь отделен пятиярусным иконостасом, который взметнулся триумфальной аркой с золоченой резьбой по белому фону. В резных золоченных царских вратах – четыре овальных иконы: Благовещение Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея.
В центре иконостаса на третьем ярусе – Воскресение Христово, справа и слева – образы апостолов. Венчает иконостас полукруглая икона Господа Саваофа, сидящего на облацех и окруженного четырьмя ангелами.
Над царскими вратами в сиянии – вырезанный из дерева позолоченный круг, на котором написано Имя Божие. Вокруг престола – восемь колонн, расположенных дугой, которые связаны сверху карнизом и куполом, увенчанным крестом.
Алтари северного и южного приделов
В северном приделе – иконы святой праведной Елисаветы, святого благоверного князя Александра Невского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Над царскими вратами – «Тайная вечеря» в сиянии золоченых резных лучей и «Моление Спасителя о чаше».
В южном приделе храма – образы Рождества Христова и Богоявления. Над царскими вратами – икона «Успение Божией Матери» в бронзовой раме, выше – «Тайная вечеря» и фигуры коленопреклоненных ангелов.
Традиции Спасо-Преображенского собора
Приход возрождает традиции милосердия, учитывая современные нужды прихожан, применяя разнообразные методы. В 2014 году создан Благотворительный фонд собора, который занимается духовно-просветительской работой.
- Воскресная школа создана 17 лет назад для религиозного и православного образования детей 5-15 лет и взрослых. Здесь же занимаются хоровым пением, развивая музыкальный слух прихожан.
- Молодежный клуб приобщает молодое поколение к православию. Основа деятельности – доверие друг к другу. Здесь молодые люди получают ту помощь, которую не смогли получить за пределами храма.
- Кружок «Священное писание» посещают прихожане, желающие правильно понимать Ветхий и Новый заветы.
- Социальная служба бескорыстно помогает тем, кто в ней нуждается – бедные и бездомные прихожане. Для них собирают вещи, продукты питания.
- Катехизаторские беседы проводятся с теми, кто вступает в церковную жизнь, принимает таинство венчания или крещения.
- Посвящение в кадеты учащихся из кадетских классов.
- Регулярное посещение собора школьниками и студентами, согласованное с комитетом по образованию.
- Епархиальный конкурс чтецов.
- Паломническая служба храма приглашает и собирает в путешествия к православным святыням Санкт-Петербурга и России, организует международные паломнические поездки.
- Действует программа помощи людям с ограниченными возможностями, а также священнослужителям и их семьям.
Во время престольных праздников вспоминаются важнейшие события в жизни Иисуса Христа и Божией Матери.
Двери собора открыты для всех желающих, церковные службы идут каждый день. Многие приходят сюда специально, чтобы послушать стройное пение церковного хора. Хор – гордость собора. Хористы – профессиональные солисты Капеллы и Малого оперного театра. Хор исполняет традиционно русскую духовную музыку.
Все службы на первой седмице Великого поста, когда читается Покаянный канон Андрея Критского, на Страстной седмице и на 12 Евангелий поет только мужской хор.
Ограда храма
Если вы приедете в Санкт-Петербург, Спасо-Преображенский собор предстанет перед вами, окруженный необычной оградой. Но была она здесь не всегда и не предусматривалась первоначальным проектом. Она была создана по проекту Стасова в 1833 году. Ограда была возведена в память о победе русских воинов в Русско-турецкой войне. Ее основой стали стволы трофейных турецких орудий, захваченных у стен турецких крепостей Силистрии, Измаила, Варны.
На стволах до сих пор сохранились даже названия пушек: «Священный полумесяц», «Гнев аллаха», «Дарю лишь смерть», «Гром, извергающий» и т. д. Император Николай I повелел передать в дар собору 18- и 24-фунтовые орудия, добытые в боях. Ограду составляют сто два бронзовых орудийных ствола, которые установлены на тридцати четырех гранитных основаниях. Их установили по три на каждом постаменте. Они направлены вниз дульным срезом. Двуглавые орлы с коронами украшают средние стволы.
Группы бывших орудий объединены декоративными цепями. Главные ворота храма украшают щиты, на которых изображены медали из бронзы, вручавшиеся за участие в Русско-турецкой войне. Часовня появилась в ограде в 1886 году. В 1916 году архитектор С. О. Овсянников планировал построить усыпальницу для захоронения офицеров, но в связи с известными историческими событиями эта идея не была претворена в жизнь.
После революции (1917) двуглавые золоченые орлы, медальоны и крест с центральных ворот были сняты. Лишь в 2004 году все декоративные элементы были вновь воссозданы и возвращены на свои законные места. Любопытно, что для съемок маленького эпизода в кинокартине «Две жизни» на соборной ограде были восстановлены двуглавые орлы, а на главных воротах — медальоны с крестами. По завершении съемок все эти элементы снова были демонтированы. А в знаменитом фильме «Собачье сердце» внимательный зритель может увидеть в одном из эпизодов Преображенский собор, хотя все события повести по сюжету происходят в Москве.
Святыни Спасо-Преображенского собора
Святыни несут веру и надежду прихожанам. Главные святыни – Нерукотворный Образ Спасителя – на аналое у правого клироса и икона «Всех Скорбящих Радосте» – на аналое у левого клироса.
Образ Спаса Нерукотворного написан в 1676 году для царя Алексея Михайловича московским иконописцем Симоном Ушаковым – родительское благословение Петру I от матери, Натальи Кирилловны.
С образом Петр великий не расставался всю жизнь. Перед иконой царь преклонял колени, испрашивая благословления на новую столицу при основании Петербурга, брал образ в Полтавскую битву, где чудом остался жив.
Образ находился, по завещанию Петра, в изголовье смертного одра императора и при погребении. Последние слова государя перед кончиной: «Верую, Господи, помоги моему неверию!», он тоже произносил перед Нерукотворным Образом Спасителя.
Чудотворная икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» перенесена в собор в 1937 году из закрытой Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Перед этим образом молились члены царской семьи. Известны многочисленные исцеления и чудотворения по молитвам перед этой иконой.
Гордость Спасо-Преображенского собора – икона Богоматери Тихвинской. Усыпанная драгоценными камнями, икона смотрится изысканно и неповторимо.
В левом приделе находится складень (складной алтарь) с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Складной алтарь подарил в 1900 году полковому лазарету командир полка генерал-майор, член императорской семьи великий князь Константин Константинович.
Здесь икона Казанской Божьей матери, «Утоли моя печали», «Знамение», святой великомученицы Варвары и чудотворцев Сергея Радонежского и Серафима Саровского. С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского.
Ограда собора
Ограда Спасо-Преображенского храма заслуживает отдельного описания. В 1832−33 гг. вокруг здания был создан сквер, организованный по проекту архитектора Стасова. Ограда вокруг сквера была создана из дул трофейных артиллерийских орудий, полученных во время войны с Османской империей. Пушки, использованные для создания ограды, были взяты в качестве трофеев во время сражений при Варне, Тулче, Измаиле, Силистрии.
Особенности ограды храма:
Для постройки было использовано 102 пушечных дула, на которых были вычеканены гербы Османской империи и названия пушек.
Стволы были установлены на гранитных основаниях, на одном постаменте расположено по три ствола.
Орудийные стволы были установлены дульным срезом вниз, как бы свидетельствуя о том, что никогда больше не примут участия в военных действиях.
Каждый средний ствол имеет украшение в виде двуглавого орла с коронами.
Между собой группы стволов соединяют массивные цепи.
Главные ворота, ведущие во двор строения, декорированы бронзовыми щитами, на которых имеются изображения медалей за русско-турецкую войну.
Вокруг здания были расставлены двенадцать артиллерийских орудий и два длинноствольных «единорога». Все эти орудия являлись собственностью Преображенского гвардейского полка.
В целом ограда вокруг здания храма являет собой памятник героям русско-турецкой войны. В конце XIX века по проекту архитектора Слуцкого была воздвигнута часовня.
После Октябрьской революции с ограды были сняты двуглавые орлы, украшенные позолотой. На центральных воротах были сняты и уничтожены крест и медальоны. Все эти декоративные украшения были воспроизведены реставраторами в 2004 году и установлены на свои места.
Святыни и реликвии Спасо-Преображенского собора
Уникален Спасо-Преображенский собор не только величием своей архитектуры, но и хранящимися в нем святынями. Это иконы, одна из которых «Всех Скорбящих Радосте», а другая – Образ Спасителя.
Икона с крупным изображением лика Христа, ставшая любимым образом императора Петра I
Важно знать: именно эта святая икона была особенно дорога и любима Петром Первым, так как досталась ему от матери. К нему у Петра Великого было особое отношение еще и потому, что именно лик Христа был рядом с ним, когда происходила закладка города Санкт-Петербурга, и когда шли бои под Полтавой.. Гордостью собора, представляющей собой невероятную ценность для него, является икона Богоматери Тихвинской
Она усыпана драгоценными камнями, что придает ей особый шарм, изысканность и неповторимость
Гордостью собора, представляющей собой невероятную ценность для него, является икона Богоматери Тихвинской. Она усыпана драгоценными камнями, что придает ей особый шарм, изысканность и неповторимость.
Северная стена храма украшена складнем с изображением ликов святых Константина и великомученика Пантелеймона. На этой же стене можно увидеть икону Преображение Господня, которая завораживает своей красотой и величием. Складень появился здесь не случайно. Это подарок командира полка Константина Константиновича.
Стоя лицом к правому клиросу, можно ознакомиться и полюбоваться образом Спаса Нерукотворного. Он тоже раньше был частью реликвий Троицкой церкви. В годы великий репрессий, постигших нашу страну в 37-38 годах 20 века, образ был возвращен и на сегодняшний день находится в соборе.
Стоит отметить: изучая внутреннее убранство собора, нельзя пройти мимо памятной доски. Имена всех офицеров, служивших в Преображенском полку и погибших при царственном перевороте, высечены на ней.
Интересно, что в городе под названием Губкин, в Белгороской обл., находится собор с одноименным названием. Он — второй по великолепным своим размерам после Храма Христа Спасителя.
Собор — ровесник города, в котором стоит
Его строительство началось в тот же год, когда был заложен Переславь-Залесский, — в 1152. Строили его мастера из Юго-Западной Руси, привезенные Юрием Долгоруким. Завершен собор был в 1157 году, при сыне Долгорукова — Андрее Боголюбском.
Это одноглавый крестовокупольный храм с тремя апсидами, сложенный из белого камня. Достаточно простой по форме, имеет аскетичный вид и небольшой размер. Высота стен — 21 м. Скромные окна-глазницы расположены по всему периметру здания. Был предназначен для нужд гарнизона города и княжеского двора.
Храм был освящен в честь православного праздника Преображения Спаса, поэтому и получил такое название. Спас на Руси олицетворял могущество бога и княжеской власти, особо почитался в северо-восточной части страны.
Подвергался многочисленным татарским набегам, в ходе которых постоянно разорялся. Среди уцелевших ценностей — серебряный сосуд — дар Юрия Долгорукова, который находится сейчас в Оружейной палате в Москве, а также икона кисти Феофана Грека «Преображение», ныне переданная в Третьяковскую галерею.
Ранее внутри был украшен фресками, но они были признаны не представляющими художественной ценности и счищены. Сейчас внутри собора белые стены.
Храм не действующий, является филиалом городского музея и частью ансамбля Красной площади.
Это интересно: Спасо-Преображенский мужской монастырь в Ярославле: разбираемся в общих чертах