Молитвы господу богу (отцу)
Содержание:
- Икос 9
- i4косъ г7
- Икос 11
- Икос 6
- Акафист предвечному Богу
- Хвалебные гимны, пришедшие на Русь из Византии
- Правила чтения
- Описание иконы
- Икона Спасителя — как молиться Господу
- Имена Господа в трудах святого Дионисия
- Икос 7
- Икос 9
- Известные списки иконы Саваофа
- Немного истории
- Описание иконы
- Икос 5
- Господь бесконечный и вездесущий
- Икос 5
- Начало акафиста общее
- Јкосъ f7
- Икос 10
- Икос 11
- Саваоф: почему его изображение запретили на Седьмом Вселенском соборе
Икос 9
Ветия многовещ анныя не могут изглаго лати множества благости Твоея и любве к роду человеческому, Сыне Божий; смирил бо еси Себе до рабия зрака. Не отрини убо и мене, без числа согрешающа, обаче со страхом предстояща пред Тобою и тако молящася:
Господи мой, Господи, Пастырю добрый, душу Твою положивый за овцы, избави мя, заблудшее овча, от челюсти душетленнаго волка, зияющия пожрети мя;
Господи мой, Господи, нас ради поруганный и убиенный и ко кресту пригвожденный, тех ради страданий Твоих от поруганий видимых и невидимых врагов сохрани мя.
Господи мой, Господи, безгрешный, со беззаконными вмененный, изми мя из рук ненавидящих мя;
Господи мой, Господи, Егоже язвами вси исцелехом, исцели уязвленное горестию сердце мое.
Господи мой, Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей.
i4косъ г7
И#ме1zй прсто1лъ нб7о и3 подно1жіе зе1млю, стра1шный, tе1млющій ду1хъ кнzзе1мъ, не tри1ни мене2, су1ща пра1хъ и3 пе2пелъ но дерза1юща къ тебе2 вездесу1щему и3 всеве1дущему си1це гл7го1лати: Гдcи мо1й, гдcи, воздви1гни си1лу твою2 и3 пріи1ди во є4же спасти2 мz2 t руки2 си1льныхъ и3 o3би1дzщихъ мz2. Гдcи мо1й, гдcи, є3го1 же всz6 боz1тсz и3 трепе1щутъ, пощади2 мz2, я4ко стра1хъ и3 тре1петъ пріи1де на мz2 и3 покры2 мz2 тьма2 сме1ртнаz грэхо1въ ра1ди мои1хъ. Гдcи мо1й, гдcи, w3деz1йсz свётомъ я4ко ри1зою, просвэти2 мz2 w3мраче1ннаго печа1льми жите1йскими. Гдcи мо1й, гдcи, простира1zй нб7о я4ко ко1жу, простри2 ми2 покро1въ заступле1ніz твоего2. Гдcи мо1й, гдcи, ми1ръ тво1й да1руй смире1нней души2 мое1й.
Гдcи мо1й, гдcи, ра1досте моz2, да1руй ми2, да возра1дуюсz w3 млcти твое1й.
Икос 11
Светозарный светильник Божия благодати был еси, преблаженне, сего ради в смертнем успении твоем душа твоя, яко солнце сияющая, вознесена бысть святыми ангелы в небесныя обители. Мы же, поминающе твою блаженную кончину и на небеси прославление, радостно вопием ти:
Радуйся, угодниче Божий, течение твоея жизни благочестно скончавый.
Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый.
Радуйся, яко царство и славу вечную наследовал еси.
Радуйся, яко по трудех жития земнаго в небесных селениих водворился еси.
Радуйся, нетленным венцем славы небесныя от руки Вседержителя увенчанный.
Радуйся, блаженство райское со всеми святыми восприемый.
Радуйся, ангеле земный и человече небесный.
Радуйся, на небеси и на земли от Господа прославленный.
Радуйся, живоносный источниче, благодать исцеления изливаяй.
Радуйся, одержимых недуги благодатию Божиею исцеляяй.
Радуйся, яко с высоты небесныя на нас (и обитель твою) призираеши.
Радуйся, яко всех нас от напастей сохраняеши.
Радуйся, пресветлая монахов похвало, Савво преподобне.
Икос 6
Возсия в скорби моей утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Просите и дастся вам». Абие избегнув тенет отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе, тако моляся:
Господи мой, Господи, утешение мое, утеши мя в печали сущаго;
Господи мой, Господи, заступниче мой, заступи мя от возстающих на мя.
Господи мой, Господи, помоще моя, помози ми, яко изнеможе душа моя от скорби сея;
Господи мой, Господи, памяте предвечная, даруй ми имети всегда в памяти благодеяния Твоя и никогдаже отчаятися милости Твоея.
Господи мой, Господи, крепосте моя, укрепи мя без смущения просити от Тебе помощи Твоея; Господи мой,
Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей.
Акафист предвечному Богу
Едва ли можно с достоверной точностью определить исторический период, в который был написан «Акафист Богу Саваофу», но, попав на Русь, он занял прочное место в отечественной гимнографии. С незапамятных времён его текст читается как в составе определённых праздничных молебнов, так и во время общих богослужений. Текст акафиста и в старопечатной традиции, и в рукописном варианте традиционно помещался в таких богослужебных книгах, как Акафестник, Часослов, Псалтирь Следованная, а также Триодь Постная.
От традиционного написания акафистов он отличается лишь тем, что завершающие каждый икос слова «Радуйся…» в нём заменены более соответствующими общему содержанию – «Господи Боже…». С первых строк, в которых Господь именуется Взбранным Воеводой Огненных и Небесных Сил, весь текст акафиста проникнут духом высокого почитания Создателя вселенной, и поэтому общепринятое в православии «помилуй мя!» звучит как естественное и закономерное обращение твари к своему Творцу.
Хвалебные гимны, пришедшие на Русь из Византии
В первые же годы, последовавшие за крещением Руси, на землях, освящённых светом истинной веры, начался активный процесс перевода с греческого языка на русский различных богослужебных текстов, пришедших к нам из Византии. Значительное место среди них занимали акафисты, принадлежащие к жанру православной гимнографии и представляющие собой хвалебные песни, написанные в честь Господа Бога, Его Пречистой Матери, а также ангелов и святых.
Структурной особенностью акафистов является наличие короткого вступления, именуемого кукулией, и следующих за ним 12 больших строф, называемых икосами и завершающимися неизменным рефреном, начинающимся со слов «Радуйся…», и такого же количества малых строф – кондаков, в завершение каждого из которых стоит «Аллилуйя!»
Правила чтения
Акафист представляет собой торжественное песнопение, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Причем здоровому человеку сидеть либо лежать во время исполнения хвалебной оды нельзя. Это разрешается лишь немощным людям либо беременным женщинам. Поэтому приступают к чтению акафиста только при условии, что есть уверенность в способности выдержать нелегкий молитвенный подвиг.
Выбрав преподобного Савву своим покровителем, желательно приобрести икону святого. Молитвы, произносимые перед ликом чудотворца, более действенны.
Молебен с акафистом проходит по тем же правилам, что и при чтении ежедневных молитв:
- Начинают молебен с чтения предначительных молитв, помогающих избавиться от посторонних мыслей, настроиться на соответствующий молитве лад.
- Первой читают молитву Святому духу, затем семипоклонную, не забывая кланяться после каждой фразы. Следом идет «Трисвятое» и молитва Пресвятой Троице. Затем переходят к «Отче наш».
- Приступают к исполнению акафиста, произнося слова нараспев. Рекомендуется перед молебном побывать на богослужении и послушать, как исполняется церковный гимн.
- Первые 12 кондаков и икосов читаются по одному разу. 13 кондак повторяют трижды, сопровождая чтение поклонами.
- После 13 кондака возвращаются к 1 икосу.
- Оканчивают чтение акафиста 1 кондаком.
- Завершение молебна традиционно проходит произнесением «Достойно есть» и наложением на себя крестного знамения.
После молебна можно обратиться к чудотворцу своими словами, высказав молитвенное пожелание. Не стоит забывать о вознесении благодарности Господу и святому Савве за оказанные милости.
Описание иконы
В Византии изображения Всевышнего Отца не создавались и не применялись, в русской иконографической традиции образ появился в XVI столетии. В основе творения лежал лик Спасителя Ветхого денми (Воплощение Предвечного Сына). Господь обеими десницами благословляет собственный народ или держит свиток или книгу. Одежда Его белоснежна, складки хитона исполнены розовыми оттенками, гиматий (накидка) — зеленая, волосы ровно расходятся по плечам. Нимб имеет звездчатую форму, составленную из пересечения двух ромбов.
Икона Господа Саваофа
Впервые изображение появилось на иконе под название «Страшный Суд». Отец Саваоф демонстрируется несколько раз в каждой из четырех композиций этого полотна.
- На первом клейме — Бог отдыхает на ложе после создания мира, в Его руках распятие и сосуд (символ посылания Сына на жертву), на голове — корона.
- На второй композиции — Господь Саваоф изображен по пояс и в медальоне.
- На третьем — Он восседает на престоле и держит свиток, рядом справа находится воскресший Христос, а между Ними есть Святой Дух, венчающий Троицу.
- Четвертое клеймо, названное «Придите, люди», демонстрирует Бога восседающим на херувимском престоле, сияющим славой и с раскрытым Священным Писанием в десницах.
- Образ Бога Саваофа широко применялся при написании икон, создании литературных миниатюр и стенописей. В российских храмах XVI столетия изображение Господа-Отца часто помещали на внутренней стороне главного купола. Росписи можно было наблюдать в соборах Московского Кремля, церкви в Вязёмах (Одинцово), а также в ярославском монастыре.
Важно! Святитель Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы увидеть Его. Не следует человеку смешивать материальные достижения с бесконечным и неописуемым сиянием Господа
Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство.
Необходимо помнить: икона — своеобразный ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые же видят Бога своим внутренним светом, также неподвластным описанию.
Икона Спасителя — как молиться Господу
Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай
Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая и важнейшая ежедневная молитва
Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни во всех нуждах:
• Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах; • Молитесь в опасности; • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей; • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться; • Молясь об исцелении в болезни; • Обращаясь к Нему во внезапной опасности; • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль; • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.
Читать молитву Иисусу Христу можно на русском языке онлайн по тексту ниже:
Вседержитель, Слово Божией, великий и совершенный Господь и Бог мой Иисус Христос, по многому милосердию Твоему никогда не отлучайся от меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне Твоей благодатью. Иисусе, добрый пастух Твоих овец, не оставь меня быть подверженным змеиному предательству и сатанинским искушениям, хоть во мне есть тленное семя греха. Ты, Господи Боже, Которому поклоняются все люди, Всесвятой Царь и Господь Иисус Христос, сохрани меня намерцающим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты просветил и освятил Твоих учеников. Дай, Господи, мне, недостойному рабу твоему, спасение Твое во все дни жизни моей, просвети ум мой светом разума Святого Евангелия Твоего, сердце — чистотой Твоих слов, тело — силой Твоих страданий без страстей, сохрани мысли мои Твоим смирением и поставь меня в нужное время славить Тебя молитвами и делами — Ты, Господи, прославлен во все века с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом. Аминь.
Имена Господа в трудах святого Дионисия
Развивая своё учение, в качестве Божественных имён богослов использовал ряд терминов, употребляемых в обычной речи для обозначения сугубо положительных понятий. Например, Бог Саваоф именуется у него как Благость. Такое имя он даёт Господу ввиду той неизреченной благости, которую Он щедро источает всему сотворённому Им миру.
Лучезарное сияние, которым Бог наполняет землю, даёт основание святому Дионисию назвать Его Светом, а очарование, придаваемое Им Своим творениям, – Красотой. Объединяя эти понятия единым словом, он даёт Богу имя Любовь. В трудах Дионисия мы встречаем и такие имена Господа, как Добро, Единство, Жизнь, Премудрость и многие другие, обоснование которых следует из самого учения о Едином и Присносущном Боге.
Икос 7
Дивна дела Твоя, Небесный Боже и Тебе
подобает слава, Тебе подобает пение, Тебе подобает
поклонение и честь и паки слава безконечная, славословие
великое, Боже мой Премилостивый, Преблагий, Предивный.
Мне же падшему созданию Твоему плакати надлежит о гресех
моих и недостоинстве моем, но не остави мене Любы
Небесная. О, помози мне падшему, Благий Боже, се бо
несть жизнь, яже без Тебе, но смерть воистинну. И молюся
Ти: по милости Твоей велицей исцели, помилуй и спаси мя
грешнаго, о, Боже мой. И живота вечнаго сподоби, идеже
веселящихся жилище и безконечная сладость, зрящих Твоего
лица доброту неизреченную. Аз же на Тя уповаю зело, и
Тебе, Святаго Бога, недостойный раб, восхваляю тако:
Слава Тебе, полагаяй милость Твою на
всех делех руку Своею.
Слава Тебе, покрывающему вся благостию.
Слава Тебе, человеком вся беззакония
прощающему.
Слава Тебе, толико возлюбившему творение
Твое.
Слава Тебе, ведущему сокровенная
помышления сердец.
Слава Тебе, яко не желаеши погибели
созданием Своим, но еже всех спасти.
Слава Тебе, врагов Своих возлюбивый.
Слава Тебе, заповедавый нам молитися за
оскорбляющия ны.
Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.
Икос 9
Ветия многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, преблаженне; паче бо естества человеческаго подвизался еси во вся дни живота твоего. Темже чудесы Христос Бог тебе обогати, яко и зверие дивии повиновахуся и служаху тебе, во дни же глада молитвою твоею небо дождь даде на землю суху. Сего ради, любовию подвизаемии, вопием тебе таковая:
Радуйся, Церкве Православныя похвало.
Радуйся, еретиков и всех противников правоверия обличителю.
Радуйся, яко людей увещати о истине Православия потщался еси.
Радуйся, за истину Православия многия труды и подвиги подъемый.
Радуйся, Православныя веры светило и утверждение.
Радуйся, пророком, апостолом и святителем сопричтенный.
Радуйся, царей православных покрове и защищение.
Радуйся, христиан правоверных молитвенное ограждение.
Радуйся, еретических учений разорителю.
Радуйся, православных догматов уяснителю.
Радуйся, всем подвизающимся о Православии помощниче.
Радуйся, пастырей Православныя Церкве споспешниче.
Радуйся, пресветлая монахов похвало, Савво преподобне.
Известные списки иконы Саваофа
В современно мире многие специалисты считают древнюю икону Саваофа – самым старинным и загадочным видом православной иконописи.
Известны два списка этой древней иконы Саваофа:
Богоматерь Знамение – икона, изображающая восседающего на Небесном престоле Бога — отца Саваофа, в виде мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. На коленях у него изображен Христос Эммануил. В круге изображен голубь, как символ Святого Духа. Внизу иконы Саваофа расположен образ Богоматери Знамение.
Отечество – представлен как религиозный образ Новозаветной Троицы, но без изображения Божьей Матери. На этой иконе Господь Саваоф изображен также в виде мудреца. Его изображали в белоснежных одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Существует еще один образ иконы Отечество Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит апостол Фома.
Немного истории
Согласно православной традиции имя Господа Саваофа переводят как «Господь воинств». Поэтому, в отличие от других имен Всевышнего, которые встречаются в Библии, словом Саваоф акцентировал его силу и могущество.
Запрет на любые изображения Бога-отца поставил Московский Собор, мотивируя это тем, что Бог – это дух, которого никто не видел, нежели лицезрели Иисуса Христа. Но, несмотря на запрет, изображения Бога Саваофа продолжали наноситься на стены храма.
Поэтому и в древних и в современных церквях можно видеть иконы Саваофа.
Известные списки иконы Саваофа
В современно мире многие специалисты считают древнюю икону Саваофа – самым старинным и загадочным видом православной иконописи.
Известны два списка этой древней иконы Саваофа:
Богоматерь Знамение – икона, изображающая восседающего на Небесном престоле Бога — отца Саваофа, в виде мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. На коленях у него изображен Христос Эммануил. В круге изображен голубь, как символ Святого Духа. Внизу иконы Саваофа расположен образ Богоматери Знамение.
Отечество – представлен как религиозный образ Новозаветной Троицы, но без изображения Божьей Матери. На этой иконе Господь Саваоф изображен также в виде мудреца. Его изображали в белоснежных одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Существует еще один образ иконы Отечество Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит апостол Фома.
О чем просят и как молятся перед иконой господа саваофа
Икона Бога Саваофа считается исповедальной. Молятся перед ней, прося отпущения грехов. Обращаться стоит к Богу в покаянной форме, прося у Него сил не поддаться греховным мыслям и не совершить безнравственные деяния.
Подле нее можно просить о самом сокровенном, судьбоносном для человека
Многими чудесами прославилась икона Господа Саваофа, которая находится во Владимирской области в Свято-Никольском женском монастыре.
За многие года известно более сотни случаев излечения от бесплодия. Многие семейные пары, которые годами ждут и просят у Господа Саваофа продолжение рода, получили желаемое.
Молитва Богу Отцу Господу Саваофу
О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной.
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.
И даже, несмотря на нескончаемы церковные дебаты, которые не утихают и по сей день, иконы Бога Саваофа остаются неотъемлемой частью православных храмов.
(6
Описание иконы
В Византии изображения Всевышнего Отца не создавались и не применялись, в русской иконографической традиции образ появился в XVI столетии. В основе творения лежал лик Спасителя Ветхого денми (Воплощение Предвечного Сына). Господь обеими десницами благословляет собственный народ или держит свиток или книгу. Одежда Его белоснежна, складки хитона исполнены розовыми оттенками, гиматий (накидка) — зеленая, волосы ровно расходятся по плечам. Нимб имеет звездчатую форму, составленную из пересечения двух ромбов.
Икона Господа Саваофа
Впервые изображение появилось на иконе под название «Страшный Суд». Отец Саваоф демонстрируется несколько раз в каждой из четырех композиций этого полотна.
- На первом клейме — Бог отдыхает на ложе после создания мира, в Его руках распятие и сосуд (символ посылания Сына на жертву), на голове — корона.
- На второй композиции — Господь Саваоф изображен по пояс и в медальоне.
- На третьем — Он восседает на престоле и держит свиток, рядом справа находится воскресший Христос, а между Ними есть Святой Дух, венчающий Троицу.
- Четвертое клеймо, названное «Придите, люди», демонстрирует Бога восседающим на херувимском престоле, сияющим славой и с раскрытым Священным Писанием в десницах.
- Образ Бога Саваофа широко применялся при написании икон, создании литературных миниатюр и стенописей. В российских храмах XVI столетия изображение Господа-Отца часто помещали на внутренней стороне главного купола. Росписи можно было наблюдать в соборах Московского Кремля, церкви в Вязёмах (Одинцово), а также в ярославском монастыре.
Важно! Святитель Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы увидеть Его. Не следует человеку смешивать материальные достижения с бесконечным и неописуемым сиянием Господа. Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство
Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство.
Необходимо помнить: икона — своеобразный ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые же видят Бога своим внутренним светом, также неподвластным описанию.
Икос 5
Видевше нечестие в роде человеческом
прелюбодейнем и грешнем, глагола Господь: «не хощу
смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути
своего и живу быти ему. Вси греси его, яже согреши не
помянутся: понеже суд и правду сотворит, жив будет в
них». Помози и нам, Господи, избавиться от грехов наших
оскверняющих души наша, в сокрушении сердец непрестанно
взывающих тако:
Отче наш, сердце чисто сотвори в нас и
дух прав обнови во утробах наших.
Отче наш, не отвержи Лица Твоего и Духа
Твоего Святаго не отыми от нас.
Отче наш, даруй нам чистоту разума и
сердце сокрушенно и смиренно.
Отче наш, не хлебом насущным, но и
всяким словом из уст Своих напитай нас алчущих.
Отче наш, не введи нас во искушение, или
горделивое мышление духа нашего.
Отче наш, избави нас от лукавого,
отвращающего от спасения.
Отче наш, Царю Небесный, спаси и помилуй
нас грешных.
Господь бесконечный и вездесущий
Широко известно также и другое название Бога Саваофа – Иегова (יהוה), переводимое как «Он будет» или «Он жив». Оно не несёт в себе какого-либо смыслового отличия и используется лишь как альтернатива. Любопытно заметить, что встречающееся в оригинальном тексте Библии, это слово, как и прочие имена Бога, для евреев является традиционно непроизносимым в силу их преклонения перед величием Творца.
Пример того, как в Ветхом Завете используется одно из имен Бога Саваофа, мы находим в 3 главе Книги Исход, входящей в Пятикнижие Моисеево. Знакомые с текстом Священного Писания хорошо помнят эпизод, когда пророк Моисей в бытность свою пастухом у священника земли Мадиамской Иофора получил от Господа повеление вывести свой народ из египетского рабства.
Это великое событие произошло на горе Харив, где Всевышний говорил со своим пророком из пламени, охватившем куст купины. На вопрос же Моисея о том, что ответить соплеменникам, когда те спросят об имени Бога, пославшего его к ним, Он ответил буквально: «Я есмь Сущий». В оригинале текста использовано ивритское слово יהוה, то есть «Иегова». Оно не является именем Бога в общеупотребимом значении этого слова, а лишь указывает на Его бесконечное бытие.
Здесь же отметим, что в Библии можно встретить и иные имена Бога. Кроме тех, что упомянуты выше, встречаются такие ветхозаветные, как Элохим, Адонай, Яхве и ряд других. В Новом же Завете это имя Иисус, переводимое как Спаситель, и Христос – Помазанник.
Икос 5
Видеша, Господи, яко деянии и помыслы
греховными погубих аз души красоту и чистоту
первозданную, но обнови я, о, Творче мой да славлю Тя, к
Тебе бо припадаю, Господи, и молюся Ти, да Милостивным
Оком призриши на мя во вся дни живота моего, Тебе бо
Единому, взываю неустанно:
Господи, очисти беззакония моя.
Господи, избави мя от помыслов суетных.
Господи, угаси пламень страстей моих
душевных и телесных.
Господи, сердце чисто созижди во мне.
Господи, без Благоволения Твоего и
Помощи не остави мене.
Господи, Духа Твоего Святаго не отъими
от мене недостойнаго.
Господи, пребуди со мною Милостию Твоею
ныне и во веки
Господи, Твори со мною по воли Твоей,
яже присно есть благословенна
Господи, помилуй мя грешнаго по велицей
милости Твоей.
- Православные акафисты и каноны — постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…
- Православный молитвослов — постоянно пополняемый сборник православных молитв, канонов, псалтырь, толкования на молитвы и многое другое.
Начало акафиста общее
Перед началом чтения твори поклон и крестное знамение с молитвой:
Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Таже:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй (12 раз).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Псалом 50.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Символ веры
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Зде же глаголи тропари, кондаки Богородице, аще есть:
Таже:
Господи помилуй (12 раз) и начинаем акафист
Јкосъ f7
Ћвльшіесz дрeвлэ въ вавmлHнэ џтроцы ввeржены въ пeщь џгненную по повелeнію нечести1вагw царS навуходон0сора среди2 бо пeщи бhвше, воспэвaху и3 бlгословлsху гDа. Бlгословeнъ є3си2 гDи, б9е nтє1цъ нaшихъ, си1це и3 мы2 многогрBшніи вопіeмъ ти2 тaкw:
Бlгословeнъ є3си2, гDи, ћкw создaлъ мS є3си2. Бlгословeнъ є3си2, гDи, ћкw њдушеви1лъ мS є3си2. Бlгословeнъ є3си2, гDи, ћкw ўсынови1лъ мS є3си2. Бlгословeнъ є3си2, гDи, ћкw вратA рaйскіе tвeрзъ ми2 є3си2. Бlгословeнъ є3си2, гDи, ћкw сопричaстника цrтвіz нбcнагw мS бhти спод0билъ є3си2. Бlгословeнъ є3си2, гDи, ћкw побёду над8 смeртію дaровалъ ми2 є3си2. Бlгословeнъ є3си2, гDи, ћкw главY ѕмjеву стeрлъ є3си2. Бlгословeнъ є3си2, гDи, ћкw свётомъ є3ђльскимъ њзари1лъ мS є3си2.
ГDи, б9е, џ§е саваHfе, поми1луй мS.
Икос 10
Стена твердая и крепкое ограждение православных явился еси, преподобне, ходатайством бо твоим мир Церкви Божией даровася. Темже молим тя, преблаженне, буди помощник во всех скорбех и напастех и нам, к заступлению твоему прибегающим, да со умилением вопием ти сице:
Радуйся, пустынниче, мирскую суету возненавидевый и Единаго Бога искавый.
Радуйся, алтаря Господня служителю благоговейный.
Радуйся, со всяким тщанием Господу благоугождавый.
Радуйся, пламенную любовь ко Христу явивый.
Радуйся, многия обители созидавый.
Радуйся, множество чад духовных внутрь собравый.
Радуйся, во оскудениих и лишениих на Бога уповавый.
Радуйся, верою и упованием изобилие плодов земных приемый.
Радуйся, тезоименитыя тебе обители страже неусыпный.
Радуйся, в бедах, напастех и скорбех помощниче неотступный.
Радуйся, иноков ко спасению добрый путеводителю.
Радуйся, многомощный молитвенниче о душах наших.
Радуйся, пресветлая монахов похвало, Савво преподобне.
Икос 11
Свете истинный, Христе Боже, просвети омраченную страстьми душу мою светом благодати Твоея, да с благоговением молюся Тебе, сице глаголя:
Господи мой, Господи, не погуби мене окаяннаго, не имуща исправления жизни, но дерзнувша стати пред Тобою;
Господи мой, Господи, Теплото животворная, согрей мя в скорби сей исчезающаго.
Господи мой, Господи, сияние славы Отчия, осияй мя светом заступления Твоего;
Господи мой, Господи, творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный, посли Ангела Твоего, соблюдающа мя от всякаго зла.
Господи мой, Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей.
Саваоф: почему его изображение запретили на Седьмом Вселенском соборе
На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?
Есть ли имя у Бога?
«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей.
Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»).
Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.
Что означает имя Саваоф?
Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».
Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.
Запрет на изображение
После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду.
Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство.
Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.
Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие.
Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос.
Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.