Иосаф белгородский

Житие Иоасафа Белгородского

Святитель Иосаф (в миру Иоаким) родился в благочестивой семье Андрея и Марии Горленко в городе Прилуки.

Вместе со своими родителями он посещал храм Божий. В семь лет его отдали в лучшее по тому времени училище – Киевскую академию – для обучения всевозможным наукам.

Иоаким преклонялся перед подвигами святых людей, и к 11 годам у него созрело желание уйти в один из Киевских монастырей. Отец мальчика, Андрей, увидел видение, в котором его сын Иоаким стоял перед Царицей Небесной, а Ангел прикрывал его сына архиерейской мантией.

Икона Cвятителя Иоасафа, Епископа Белгородского_brooklyn-church.org

«И вот отрок, под предлогом завершения образования, приезжает в Киев и тайно приходит в Межигорский Киевский монастырь, позже принимает постриг с именем Иларион. Родители со скорбью благословили его на подвиги. Недолго был он в монастыре. Вскоре его назначили учителем в Киевскую академию, и здесь же по принятии полного монашеского пострига он стал Иосафом. Затем мы видим Иосафа уже в Мгарском Лубенском монастыре, который за восемь лет пребывания он благоустроил. Несмотря на отсутствие железных дорог игумен ездил в Москву и Петроград и после одной из поездок был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением в сан архимандрита», — рассказал Владыка Павел.

Здесь его ждали новые труды – восстанавливать лавру после сильного пожара, который случился незадолго до его приезда. После благоустройства обители был также вылит благовестный колокол весом в 4000 пудов, который до сих пор созывает на службу.

«Недолго был святитель в Сергиевой лавре, промысел Божий будто звал его туда, где нужно было благоустроить неблагоустроенное. Он был назначен епископом Белгородским. Приехав туда от увидел мерзость и запустение: колокольня была разрушена, деревянная крыша на соборе прогнила, иконостас закопчен… Проведя первую литургию, он объехал всю епархию, знакомился с пастырями, наставлял в истинах веры паству. Он помогал бедным, поддерживал слабых

Вразумлял иногда и своих родителей, посетив их однажды, обратил внимание отца, что просфоры для церкви у него выпечены из темной муки, а дома ему подали белый пирог. Строгий к себе, святитель был строг и к другим», — подчеркнул настоятель Киево-Печерской Лавры

Иконы

При жизни святого было много сделано его портретов, поэтому внешность хорошо известна. Он имел сухощавое лицо, темные глаза, волосы немного курчавые. Иконы Иоасафа Белгородского встречаются двух видов:

  • в праздничном облачении архиерея;
  • в мантии епископа.

На обеих образах в левой руке праведника имеется жезл — символ архиерейской власти, ведь в Священном Писании духовенство часто сравнивается с пастухами, которые призваны оберегать свой народ, хранить его от духовных опасностей. Правая рука может быть сложена в благословении, либо в ней святой держит крест.

Есть в одном из музеев редкая икона, где портрет окружен самыми известными сценами из жития святого. До официального утверждения по рукам ходили многочисленные портреты-иконы. Большинство из них не имеет нимба, или грешит другими отступлениями от правил. После канонизации был разработан специальный церковный образ, утвержденные комиссией. Икона имеет портретное сходство со святым, но написана по православным канонам.

Святитель также изображается среди тех святых, которые были прославлены в то же время — в конце 19 — начале 20 вв.

Песчанская икона Божией Матери

Святителю Иосафу была присуща духовная прозорливость. В 1754 году, объезжая епархию, он прибыл в город Изюм. Когда он вошел в церковь, в притворе в углу заметил большую икону Божией Матери, которая служила как бы перегородкой, за которой ссыпали уголь для кадила. Долго с умилением смотрел на икону, и пав пред нею на колени, произнес: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не ведают, что творят!». Сделав замечание благочинному, приказал поставить в более приличном месте, и на ответ благочинного, что в церкви много икон от старого иконостаса, которым нет места, сам указал на большой киот, сказав: «Это приличное место для иконы Божией Матери. Поставьте на место уже обветшавших икон».

10 сентября православные отмечают праздник святых, превративших Киев во второй Иерусалим

В течение трех дней, пока он был в городе, святитель ежедневно утром и вечером приходил в эту церковь и молился перед Иконой Божией Матери. Весть о иконе и о молитве перед ней стала быстро распространяться, и многие жители стали прибегать к ней за помощью. От этой иконы и ныне совершаются великие знамения Божией благодати.

Впоследствии оказалось, что перед выездом в этот город святитель видел сон – при входе в церковь, увидал икону в куче мусора, и был голос, исходивший от нее: «Смотри что сделали с Ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны источником благодати, а они повергли его в мусор». После посещения церкви святитель был поражен сходством иконы, которую видел во сне, с той иконой, которая стояла в притворе в небрежении. Таким образом была прославлена Икона Божией Матери, именуемая «Песчанская».

«Строгий в исполнении святительского долга, он был кроток и смирен сердцем. Знал о нуждах своей паствы, не забывал обездоленных. Посылал в дома бедняков своего келейника с милостыней, а иногда сам, переодевшись в простые одежды, отправлялся в город для дел милосердия. Скупая на базаре дрова, сам их колол и отправлял нуждающимся», — рассказал митрополит.

Молитва 4‑я, в день прославления**

Вели́кий и пра́зднственный де́нь се́й, де́нь тво­е­го́ на зем­ли́ прославле́ния, святи́телю о́тче на́ш Иоаса́фе, зем­ли́ на́шея сла́во и ра́дование вели́кое, при­и­ми́ сия́ смире́нная и те́плая моле́ния на́ша. Дне́сь зри́м испо́лнившийся глаго́л Госпо́день: прославля́ющия Мя́ просла́влю. Се́ бо во дни́ земна́го жития́ тво­е­го́ ничто́же иска́л еси́, то́чию же во́лю Бо́жию исполня́ти и ча́да па́ствы тво­ея́ упра́вити во спасе́ние, и того́ ра́ди мно́гия тру­ды́, ско́рби, боле́зни, путеше́ствия подъя́л еси́. По сконча́нии же твое́м просла́ви тя́ милосе́рдый Госпо́дь, теле­си́ тво­е­му́ нетле́ние и си́лы целе́бныя дарова́вый; те́мже то́ки исцеле́ний моля́щимся источи́л еси́ и призыва́ющим тя́ неду́гующим и скорбя́щим мно́гажды явля́лся еси́, и утеше́ние и цель­бу́ ско́рую те́м подава́я. Сего́ ра́ди, я́коже избра́нника Боже́ственныя благода́ти тя́ ве́дущи, Це́рковь Христо́ва просла́вите тя́ я́коже но́ваго чудотво́рца зем­ли́ на́шея сподо́бися. Бла­го­сло­ви́ у́бо и поми́луй, архиере́ю и́стиннаго Бо́га, лю́ди правосла́вныя. Да́руй и́м утеше́ние се́рдца, отра́ду и ми́р и ра́дость при́сную о Го́споде. Сохра­ни́ в ми́ре держа́ву Росси́йскую и лю́ди ея́ во и́стине утвер­ди́, во́ином му́жество непоколеби́мое да́руй и вся́ лю́ди безпеча́льны сохра­ни́. Изже­ни́ вся́кую кра­мо­лу́ и крамо́льных челове́к лука́вая раз­ру­ши́ сове́тования, па́че же те́х са́мых в покая́ние при­ве­ди́. Па́стырем и архиере́ом пода́ждь прему́дрость, чисто­ту́ и пра́ведное житие́, я́коже и са́м си́ми украша́лся еси́. Младе́нцем воспита́ние благо́е да́ждь, ю́ныя научи́, боля́щим и скорбя́щим здра́вие испро­си́. Су́щим во труде́х терпе́ние и упова́ние посли́, бога́тым смиренному́дрие и ко бли́жним милосе́рдие да́руй. На́м же все́м ра́дость о Го́споде при́сную пода́ждь, да вси́ благода́рне тя́ ублажа́ем, глаго́люще та́ко: велича́ем тя́, святи́телю о́тче Иоаса́фе, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Минея. 10‑е декабря.

Ака­фист свя­ти­те­лю Иоаса­фу, епи­ско­пу Белгородскому.

  • Глас в Словаре.
  • Канон свя­ти­те­лю Иоаса­фу Белгородскому.

Канонизация Иоасафа Белгородского

– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.

– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

– Эта пещерка существует в настоящее время?

– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.

Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. 16 сентября 2011 года часовню освятил Святейший Патриарх Кирилл. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.

Тропарь, глас 3*

Святи́телю Хри­сту́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чуде­са́ пресла́вно источа́еши./ Моли́ Хри­ста́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.

Пере­вод: Свя­ти­тель, Хри­стом Богом воз­люб­лен­ный, ты был образ­цом веры и при­ме­ром мило­сер­дия для людей, бде­ни­ем же, постом и молит­вой, как пре­яр­кий све­тиль­ник про­си­ял ты, и был про­слав­лен Богом, ибо телом ты почи­ва­ешь в нетле­нии, духом же Пре­сто­лу Божию пред­сто­ишь и чуде­са уди­ви­тель­но исто­ча­ешь. Моли Хри­ста Бога, да утвер­дит нас в Пра­во­сла­вии и бла­го­че­стии и спа­сет души наши.

Как Николай Угодник

Когда свт. Иосаф стал епископом, он не хотел благотворить открыто. Поэтому, к большим церковным праздникам, приготовив заранее подарки и разложив их по мешкам, святитель посылал своего келейника ходить по дворам самых бедных, чтобы тайно подбрасывать мешки в окошко или оставлять у крыльца.

Однажды келейник заболел — как раз перед Рождеством. Тогда святитель переоделся в бедное платье и сам пошел по дворам. Когда же возвращался, привратник архиерейского дома, заметив, что какой-то нищий идет прямо в архиерейские палаты, преградил ему путь. Спросив, кто такой и что ему надо в глухую ночь у дома архиерея, привратник не получил ответ: святитель боялся, что его узнают по голосу.

Тогда привратник взял дубину и ударами по спине стал прогонять святителя, пока не увидел лицо своего владыки.

Пока бедный привратник приходил в себя, святитель проскользнул в палаты.

На следующее утро владыка пригласил привратника к себе: бдительный страж был награжден деньгами и одеждой.

Но порой Господь Сам свидетельствует о своих святых: святитель Иоасаф помогал одной бедной вдове через извозчика, который доставлял ей возы дров, и строго-настрого велел не открывать своего имени. Но вдова, желая знать помощника, очень просила открыть – за кого ей молиться. И однажды, так спрашивая, увидела в видении святителя Иоасафа.

Неизвестный художник конца 18 — начала 19 века. Портрет святителя Иоасафа Белгородского.

Клятва

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

– Отец Олег, я могу подписаться под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года

Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Начало монашеского пути

Святитель происходил из зажиточного украинского рода, родители хоть и были очень благочестивы, не планировали отдавать его в монастырь. Но однажды отец мальчика увидел во сне Богородицу, а его сын в архиерейских одеждах молился перед Ней. Тогда стало понятно, что Господь приготовил особый путь для Иоасафа Белгородского. Боясь огорчать родителей, святой долго не открывал им свое желание вести монашескую жизнь. В монастырь он поступил тайно, за что потом попросил прощения.

  • Поступил в Духовную Академию в Киеве.
  • В 1725 г. принял постриг.
  • Сначала служил преподавателем, затем был назначен игуменом одного из монастырей в Полтавской области.
  • В 1748 г. принял руководство Белгородской епархией.

Епархия находилась в упадке — духовенство бедствовало, было необразованным. Святитель прилагал все силы, чтобы исправить положение. Сам вел аскетический образ жизни, за что Господь сделал его прозорливым. Иногда по ночам святой ходил по бедным дворам, чтобы раздавать милостыню.

Житие Иосафа Белгородского

В живописном городке Прилуки, что на Украине, в 1705 году, в канун праздника Рождества Богородицы, в знатной семье Горленко родился мальчик. Нарекли ему имя Иоаким, — так звали отца Пресвятой Девы. Мальчика воспитывали в любви к Господу. Дед Дмитрий часто привозил его в Густынскую Свято-Троицкую обитель. Здесь до сих пор сохранились мемориальные плиты в честь похороненных здесь предков рода Горленко.

В 7 лет Иоакима отдали учиться в Киевскую Духовную Академию. В 18 лет будущий подвижник удалился в монастырь и стал послушником. Он довольствовался самой скудной едой и молился в удаленной пещере. Через три года испытаний послушник Иоаким становится монахом Иоасафом. Ступенька за ступенькой Господь вел своего избранника: должность учителя в Киевской Академии; служение в кафедральном соборе;

сан наместника в Преображенском Мгарском монастыре.

Вскоре святитель, по высочайшему указу, возглавил Троице-Сергиеву лавру. Но недолго он там подвизался. Главное его служение связано с Белгородской землей, епископом которой он был рукоположен в 48-м году. На протяжении шести лет он руководил епархией, в которой было больше тысячи приходов.

За время своего шестилетнего архипастырского служения в то бурное время, когда связь Малороссии с Россией еще не успела окрепнуть, святитель сделал все, что мог для насаждения царства Божьего в сердцах людей. Образ святого представляет возвышенный нравственный пример для всех верных сынов церкви Христовой.

Словом, житием, любовью, духом, верою, чистотой он воплотил в себе идеал архиерейского служения и явил себя гранитной скалой православия, духовным богатырем, всегда неуклонно верным высокому призванию. Его можно было часто встретить не только в Белгороде, но и в других близлежащих городах, например, Харькове, а также в больших селениях, небольших деревушках.

Святитель внимательно следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой соответствовали своему призванию и имели искреннее благоговение к церковным службам, святыням.

Иоасафа Белгородского характеризовали любовь и снисхождение к немощам ближних, наряду с ними строгость и непреклонность воли. Святитель делал очень много для своих ближних.

Некоторые его поступки напоминают случаи из жизни Николая Чудотворца. Подобно тому как святитель Николай подкладывал мешочки с золотом, так и свят. Иоасаф очень любил помогать материально, но делал всегда это тайно. Отправлял либо своего келейника, либо сам ходил, оставляя у двери материальную помощь в каком-либо виде. Стучал и обязательно убегал.

Почувствовав близость своего ухода из мира, владыка отправился в путешествие в свое родное местечко Прилуки, чтобы повидаться с родственниками. Расставаясь со своими прихожанами, он предсказал, что им больше не придется свидеться. Всех благословил, попрощался. Посетив отчий дом, повидавшись с родителями, владыка направился обратно.

В селе Грайворон, которое лежало у него на пути и служило архиерейской вотчиной, епископ слег с тяжелым недугом. Несколько месяцев он провел в постели, тихо и незаметно угасая. Приняв святых тайн, пособоровавшись, 10 декабря 1754 года святой отошел к Богу.

При жизни Иоасафа все понимали, что перед ними действительно святой, человек Божий. А когда он представился, его тело поместили во гробе, в кафедральном соборе. Интересно, что спустя день, два, три и более дней никакого признака тления, свойственного другим умершим телам, не последовало.

Кроме того, тот архиерей, который должен был отпевать почившего владыку, задержался, — был большой разлив рек. В итоге святой Иоасаф представился в декабре, а отпевали его в феврале. И гроб с его телом все это время находился в соборе, никто его не трогал. Все это время Господь сохранял своего праведника в нетленном состоянии. Это стало еще одним подтверждением его святости.

С тех пор не иссякал поток верующих к мощам святого, который в ответ на эту веру невидимо подавал благодатную помощь, исцеление от всяких недугов и болезней. С приходом к власти большевиков мощи святителя были поруганы и выставлены в качестве экспоната в анатомическом музее в Москве, где находились до войны 1942 г.

Затем были перевезены в Ленинград, в музей религии, истории и атеизма, который размещался в Казанском соборе. Когда в 70-е годы прошлого века в городе были отмечены случаи заболевания холерой, администрация распорядилась убрать мощи. Плотники втайне от начальства схоронили святыню в засыпке чердака, завернув ее в простыни.

Спустя 20 лет мощи святителя Белгородского были найдены бригадой реставраторов. Итак, второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector