Почему мы противимся смирению и в чем его настоящая ценность

Святые отцы о смирении

— «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна». — «Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святаго Духа, и потому страдает весь мир».

— «Такой рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя».

— «Чтобы победить самолюбие, необходимо всегда смирять себя»

— «Смирившийся уже не станет осуждать ближних своих, ибо сам осудил себя во ад и уповает лишь на милосердие Господне».

— «Душа смиренного – как море, брось в море камень – он на минуту возмутит слегка поверхность, а затем утонет в глубине его».

— «…кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость…»

— «Чрез самоосуждение душа смиряется, и уже нет в ней никаких помыслов, но чистым умом предстоит она Богу. Вот мудрость духовная…»

— «Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью и нас туда же влекут».

— «Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе места благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым…»

— «Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и нескоро возможно».

— «Смиренная душа имеет великий покой, а гордая сама себя терзает. Гордый не знает Любви Божией и далек от Бога».

— «…вся война идет за смирение. Враги пали гордостью и нас влекут в погибель тем же. Враги нас хвалят, и если душа примет похвалу, то отступает благодать от нее, покамест не покается».

— «…кто борется против гордости, тому помогает Господь победить эту страсть…»

— «… всю жизнь душа учится Христову смирению. И доколе не имеет смирения, всегда будут мучить ее плохие помыслы. А смиренная душа обретает покой и мир…»

— «Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой»

— «…Господь радуется о нас, когда мы смиряем себя и осуждаем, и дает душе Свою благодать».

— «Дыму подобны горделивые души. Как ветер носит дым, куда попало, так враг влечет их куда хочет, потому что у них или нет терпения или враг легко их обманывает».

— «Надо осудить в душе самого себя, но не отчаиваться в милосердии и любви Божией. Нужно стяжать смиренный и сокрушенный дух, тогда отойдут все помыслы, и очистится ум. Но надо знать свою меру, чтобы не перетрудить души».

«Кто стяжал Христово смирение, тот всегда стремится укорять себя и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят».

«О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного».

«Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы».

«Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу».

«О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы».

Смирение

     Смирение с древнейших времен было одним из самых главных добродетелей почти во всех религиях, но его истинное значение почему-то стало раскрывается только в последнее время. Конечно, новые времена диктуют новые парадигмы и понятия, но что касается смирения, это скорее возрождение его изначального смысла.

       Если мы посмотрим в словари то увидим существенную разницу в толкованиях этого слова, например в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова: «смирение – это отсутствие гордости, подчинение чужой воле». В духовных источниках смирение рассматривается как противоположность гордыне, и почитается как возможность отрезвить свой ум. Мне как психологу, сразу резонирует аналог самооценки. Действительно, гордыня (в понимании духовных лиц) – это всегда завышенная самооценка и эгоизм, а смирение – это трезвое восприятие себя и окружения, то есть адекватная самооценка. Это важный момент, в понимании этого слова. Смирение это не самоуничижение и подчинение чужой воле (заниженная самооценка) а именно трезвый взгляд на мир и на себя в этом мире.

Смирение – это когда человек живет в гармонии С  МИРОМ.

Почему смирение – это хорошо?

Когда ямы встречаем кого-то, кто излучает смирение, наши плечи расслабляются, сердце бьется немного тише, и что-то внутри нас отпускает тяжесть.
Почему? Потому что мы понимаем, что были приняты и услышаны теми, кем являемся. Это драгоценный и редкий подарок, который позволяет нашим защитным барьерам опуститься.

По-настоящему смиренные люди могут предложить такой подарок нам, потому что они видят и принимают свои сильные стороны и границы возможностей без какого-либо самобичевания. Это позволяет им, по мнению исследователей, достичь поразительного спокойствия и соответствующего отношения к окружающим.

Такое «самопринятие» появляется из-за того, что человек воспринимает себя, как богатого внутренне индивидуума, не ограниченного уровнем годовой зарплаты, карьерным ростом или количеством друзей на «Facebook». Вместо этого, скромные люди ценят более значимые вещи, которые приносят пользу другим. То есть, они знают цену благородным качествам.

Они также воспринимают жизнь, как возможность для самообразования. Они признают, что хоть никто из нас не совершенен, мы можем без негативного влияния на нашу самооценку работать над своими недостатками и ограничениями, открывая новые идеи, принимая советы и критику.

Учитывая то, что ученые обнаружили в отношении смирения, очевидно, что культивирование этого качества — не для слабонервных. Его не достичь за одну ночь.
Эта способность, раскрывающая безграничную внутреннюю силу, нашла свое проявление в таком человеке, как Ганди. Его «Автобиография» — это путь к достижению смирения. Однажды, он сказал: «Я утверждаю, что являюсь простым человеком, который может ошибаться, как любой другой смертный. Но у меня достаточно смирения, чтобы признаться в моих ошибках и пересмотреть их».

Если Ганди является примером того, чего может достичь скромный лидер, тогда общество может воспользоваться этим. Подумайте о том, что исследователи называют «тихим эго», аналогом смирения. Они считают, что оно приходит, когда мы получаем контроль над нашим эго: мы менее предрасположены к агрессии, манипулированию другими, проявлению нечестности и уничтожению. Вместо этого, мы берем на себя ответственность и исправляем наши ошибки, слушаем идеи других и сохраняем наши способности с помощью смирения.

Кто не хотел бы получить такого руководителя страны и мира?

Но преимущества смирения не распространяются на наших лидеров. Недавние исследования показывают, что это прекрасное качество полезно для нас лично и для наших отношений. Например, скромные люди более эффективно справляются со стрессом и демонстрируют более высокий уровень физического и психического благополучия. Они также проявляют большую щедрость и благодарность. То есть все, что может только помочь нам сблизиться с другими.

Как научиться смирению

– Владыка, есть такое выражение: «работа смиряет», наверное, смиряет усталость, болезни, понимание своей немощи. А что еще? И вообще, как научиться смирению?

– У несмиренного человека понимание своей слабости может привести к агрессии и в конце концов к разрушению личности, а у смиренного – нет. Стать смиренным – это прежде всего победить в себе гордыню и лень духовную. Ведь почему гордыня – это грех? Потому что это то, что отделяет человека от Бога, это камень преткновения между человеком и Богом. Но если человек сделал шаг к Богу, покаялся, то он уже сумел преодолеть гордыню, а дальше идет та духовная брань, о которой мы уже писали.

– Владыка, по словам Ефрема Сирина, «если грешник приобретает смирение, то он сделается праведником». Почему смирение имеет такую силу перечеркнуть все?

– Да потому что быть смиренным – это прежде всего быть победителем. Победить в себе гордыню. А потом ведь смирение и в том, что мы понимаем, что без Божьей помощи нам свои грехи не преодолеть. Вспомните, как мы молимся: «Господи, даруй мне зрети мои прегрешения».

Нельзя думать, что какие-то духовные упражнения сразу помогут нам приобрести смирение. Многие научились ему через подражание духовным отцам, людям, которые духовно выстояли в этом мире. Бывает, что болезни, жизненные обстоятельства научают нас. Апостол Павел сказал: «И чтобы я не превозносился… дано мне жало в плоть». И дальше: «…ангел сатаны удручает меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12. 7–9).

У нас в Старом Осколе есть старец Алексей, люди называют его просто: Алеша из Старого Оскола. Это физически очень больной, немощный человек, он даже не разговаривает, и если ему надо ответить на вопрос, то он просто водит пальцем по таблице с буквами, и получаются слова. Или он водит пальцем по буквам, и получаются стихи. И что бы ни происходило вокруг, с ним, в любых ситуациях, он всегда удивительно светел, в нем столько любви и тепла к людям. Для меня этот Алеша из Старого Оскола и есть воплощение смирения.

А. А. Голенищев-Кутузов

В годину смут, унынья и разврата

Не осуждай заблудшагося брата;

Но, ополчась молитвой и крестом,

Пред гордостью – свою смиряй гордыню,

Пред злобою – любви познай святыню

И духа тьмы казни в себе самом.

Не говори: «Я капля в этом море!

Моя печаль безсильна в общем горе,

Моя любовь безследно пропадет…»

Смирись душой – и мощь свою постигнешь:

Поверь любви – и горы ты подвигнешь;

И укротишь пучину бурных вод!

Никто не осудит тебя за то, что ты неправ

В 2012 году психолог Уилл Гервейс удостоился чести, о которой мечтают многие: публикации в авторитетном журнале Science. В своей работе вместе с коллегой Гервейс искал ответ на вопрос: как более рациональное мышление влияет на религиозные воззрения? В ходе эксперимента участники разглядывали либо статую Родена «Мыслитель», либо другое произведение искусства. Согласно гипотезе ученых, созерцание «Мыслителя» должно было настроить участников на более глубокие размышления и снизило бы их готовность разделить религиозную веру. Полученные ими экспериментальные данные подтвержили гипотезу. Журналисты с радостью разнесли это известие: еще бы, такой небольшой фокус, а как влияет на мышление!

Проблема была в том, что это исследование проводилось на крошечной выборке, а в таких случаях крайне повышен риск столкнуться с ложно-положительным результатом. Несколько лет спустя подобный эксперимент повторила другая научно-исследовательская лаборатория с гораздо большим количеством участников, и результаты эксперимента Гервейса были опровергнуты.

Несмотря на то что Гервейс знал о недостаточной точности своего исследования, ему пришлось очень непросто: «Разумом я понимал, что ничего страшного не случится, если я признаю ошибочность своего исследования. Но тут же в дело вступала моя личная реакция, которая говорила мне: „Блин, о моем провале узнают все! А что будет с моей карьерой? Что будут думать люди о моих предыдущих и последующих работах?“»

Смирение — это кротость перед Богом, а не признание себя ничтожной тварью

Некоторые толкователи учат, будто смирение — это признания себя ничтожным существом, самоуничижение. Но такой подход ведёт лишь к негативным последствиям:

  • Подавление своего «я», воли, дарованной Господом;
  • Перекладывание ответственности за всё на свете на Бога (я не причём, я же ничего не могу в этом мире);
  • Жалость к себе, культивация ничтожности;
  • Религиозный фанатизм.

Необходимо выдерживать правильный баланс. Да, человек — гость в этом мире. Он должен с уважением относиться к планете, к природе, к животным, к другим людям, ко всему, что имеет ценность. Человек — не Бог, не царь этого мира, не хозяин.

Нам нужно перестать считать себя венцом творения и теми, кто распоряжается всем в мире. Это мир Бога, а у человека здесь нет ничего. Мы рождаемся ни с чем, и умираем без ничего

Но важно не оставить после себя здесь хаос и разрушение


Апостол Павел до своего призвания был гонителем христиан, но, когда Бог ослепил его и призвал на христианский путь, этот человек отбросил былые убеждения и проявил смиренномудрие — стал преданным Богу. Фото: sib-catholic.ru

В этом есть кротость перед Богом, если угодно, уважение к Его труду и творению. Это смирение, но смирение праведное, такое, которое мы испытываем перед родителями или теми, кто нас вырастил, о нас заботился.

Если мы поймём этот контекст, саму суть этой идеи, то мы правильно поймём мысль святителя Игнатия Брянчанинова:

Игнатий Брянчанинов

святитель

Что такое кротость

Кроткий человек не раздражается по какому-либо поводу, не спорит, доказывая свою правоту. Он наделен терпением и уступчивостью, если они не противоречат совести. Мудрость и самообладание, позволяющие оставаться спокойным в раздражающих проявлениях внешнего мира, иногда ошибочно воспринимаются обывателями и грубиянами как слабость и трусость.

Происхождение слова

Слово произошло от «укрощенный», «усмиренный», «укротивший свои страсти». В греческом языке слово «праутес» означает чуткость, заботливость, мягкость и вежливость.

Значение понятия

В общепринятом понимании значение слова кротость подразумевает добродушие и всепрощение. Это терпимость, способствующая без гнева и желания мести терпеливо сносить оскорбления в свой адрес и переживать жизненные лишения.

Наделенная ею особа всегда контролирует эмоции, относится с пониманием к чужим ошибкам и готова простить обиды. Это не внешний образ и стиль поведения, а внутреннее состояние.

Согласно Писанию

Во всех мировых религиях кротость считается основной добродетелью, приближающей к Богу. По Божественному писанию, Его всепрощение, проявляющееся в благосклонности и милости к человечеству, несмотря на греховные проявления и падения людей, часто неслышащих и предающих Его, свидетельствует о кротости.

Больше всего выражается это качество в тот момент, когда молчат в ответ на унижения, являя этим совершенство души. Святые именно этим проявлением отличались от обычных людей. Каждому из них приходилось терпеть многие унижения и лишения, поэтому святые отцы о скорбях имели особое мнение и наделяли их специфическим смыслом. Они считали их Божьим благословением.

В полной мере кротостью обладал Иисус Христос, выражалось это более всего при истязаниях и унижениях перед казнью, а потом и на Кресте. Господь не отворачивал лицо Свое от плевков из толпы, а лишь в полном безмолвии смотрел прямо на них. А при распятии Он молился за них, распинающих Его, как неразумеющих, что творят.

Как разрешить ситуацию с помощью смирения

№1. Переключение внимания

Оно может быть двух видов:

1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств

Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.

Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание. За это время ситуация разрешится сама собой. За это время ситуация разрешится сама собой

За это время ситуация разрешится сама собой.

Это происходит в том случае, если вы:

Не можете смириться (осознанно к смирению не придешь), а физические силы иссякают. Чтобы совсем не лишиться внутреннего ресурса, ваши высшие аспекты идут на такой шаг.

Например, мама не может уложить спать ребенка в течение нескольких дней. Каждый день, как пытка для обоих. На самотек ситуацию не отпустишь, ведь малыш — самое дорогое, а жизненный ресурс просто необходим.

Не созрели духовно до смирения, и много энергии тратите впустую на решение какого-то вопроса. Переключение происходит для того, чтобы скорректировать ваш путь.

Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.

Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.

2. Осознанное переключение внимания

У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.

За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.

№2. Пирамида Силы и Света

Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.

Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.

Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации

№3. Практика “Махнуть рукой”

Предлагаем простую практику, выполняя которую, вы перейдете от отчаяния к смирению.

Наверняка вы слышали о таком методе “решения проблем” в народе, когда предлагается поднять руку, махнуть и произнести: “А ну его…!”

Только усовершенствуем его.

Входите в полумедитативное состояние, поднимаете руку, а можно и без поднятия руки, и произносите:

“Я передаю решение ситуации своему “Высшему Я”, своим наставникам и духовным учителям для наивысшего блага всех ее участников”.

Приготовьтесь и к неожиданным поворотам. Не всегда все получается так, как нам бы того хотелось.

Ваша задача — позволить высшим силам сделать всю работу за вас.

Умение смириться — это новый виток вашей духовной эволюции.

Практикуйте внимательность и сострадание.

В наши дни, осознание и самосознание кажутся противоядием для многих наших внутренних болезней. Но нельзя представить себе это без смирения.
По мнению ученых, скромные люди могут точно охарактеризовать самих себя, включая свои недостатки, так и своих достоинства. Это помогает им увидеть, что можно изменить в самом себе.

Внимательность усиливает наше самосознание, давая нам возможность остановиться и обдумать наши мысли и эмоции без осуждения.

Чем больше мы осознаем нашу внутреннюю тягу к жизни, тем легче понять, что нездоровые убеждения и действия могут ограничивать нас. Заметив, а затем приняв те части себя, которые негативно влияют на нас, мы можем стать лучше, став добрее и восприимчивее к добру.

Как только мы примем то, что нужно изменить, мы можем начать процесс трансформации. Один мудрец сказал: «Если вы находитесь в темной комнате, не бейте тьму палкой. Лучше включите свет». Другими словами, достаточно просто мягко и терпеливо заменить негативную мысль или действие позитивом. И со временем, мы даже не сможем узнать того, кем были раньше.

Смирение это не слабость и не униженность

Смирение нельзя считать слабостью, малодушием или униженностью. Священник Валерий Духанин отмечает, что в малодушный человек хочет ответить злом на зло, но не находит для этого душевных и телесных сил. Смиренный же, напротив, имеет в себе силу не умножать зло и ответить любовью. Смиренномудрый человек – это сильная личность, которая не идёт на поводу у собственной гордыни. Религиозный философ Николай Бердяев в труде «Спасение и творчество» пишет, что смирение является отнюдь не уничтожением воли человека, а её просветлением, подчинением Истине. Это победа духа над слабостью.

Иисуса Христа после ареста привели на суд первосвященникам. Они искали повод для казни Спасителя и начали задавать вопросы о характере Его проповедей. Господь отвечал, что Он проповедовал открыто, в общественных местах, не совершая ничего тайного и противозаконного. Также Христос добавил, что это могут подтвердить все, кто был на Его проповедях. Один из служителей воспринял эти слова как дерзость и ударил Христа по щеке (Ин. 18:19-22). Господь произнёс:

Христос показал нам пример смирения, полного человеческого достоинства. Всемогущий Господь мог сделать с обидчиками всё, что угодно. Но Он не ответил на зло насилием. А спокойно обличил лицемерие и жестокость первосвященников, призвал их к правде и справедливости. Сила и истина были на стороне смиренного Христа, а не гордой толпы. Этот эпизод из Евангелия развенчивает миф о христианах, как о постоянно унижаемых людях. Смирение совсем не означает потерю человеческого достоинства. Это не подчинение злу, а заповеданный Господом способ противостояния ему.

Признаки

Иисус Христос показал человечеству высшее и полное смирение с волей Всевышнего Бога. Жизнь и деяния Христа показывают все признаки этого качества. Обретая его, христианин уподобляется Христу.

Внутренние

Смиренность зарождается внутри из ощущения пребывания Всевышнего. Человеку сложно смириться благодаря внешнему воздействию или собственным усилиям, а в присутствии Бога и Его величия, осознав свою никчемность, ему ничего другого не остается, как надеяться на Него.

Внутренние признаки:

  • благоговение;
  • кротость;
  • послушание;
  • смелость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • милосердие;
  • полное спокойствие.

Такой человек всегда спокоен и непоколебим, никого не обвиняет и не поносит, не превозносит себя над другими, считая себя самым грешным и недостойным похвалы, что начинает проявляться внешне. Внутренние и внешние признаки крепко взаимосвязаны друг с другом.

Внешние

Все внутренние изменения в человеке отражаются на его поведении и взаимоотношениях со внешним миром. По достижении смиренномудрия в поведении человека начинают проявляться ранее не свойственные ему действия.

Внешние признаки:

  • пропадание интереса к мирским увеселениям;
  • простота речи;
  • размеренный голос;
  • краткость в словах;
  • чистое и высокое мышление;
  • уход от споров и конфликтов;
  • уход от бессмысленных разговоров;
  • спокойное отношение к обидам в свой адрес.

Смиренномудрый христианин не обсуждает и не критикует других, относится к ним с терпимостью, принимая во внимание их интересы. Принимает людей такими как есть, со всеми достоинствами и недостатками, впрочем, как и себя. Причем принимает сердцем, уму свойственно разделять и подвергать анализу

Причем принимает сердцем, уму свойственно разделять и подвергать анализу.

Смиренный человек никогда не будет сравнивать себя или свою жизнь с другими, желать иной жизни и обстоятельств. Если вдруг возникнет необходимость изменить что-либо в жизни, то начнет перемены с себя, изнутри, тем самым преображая внешние проявления. Перемены приходят не сразу, для их проявления необходимо определенное время, вот тут требуется проявить терпение.

Смирение и терпение (общие и отличительные черты)

Жизнь приносит нам не только радостные моменты, иногда в виде Божьего промысла приходят всякого рода испытания. Тогда верующему необходимо проявить терпение, преодолевая обстоятельства жизни, вызванные испытаниями. Насколько хватит терпения, столько и получится безропотно скорбеть.

Очень важно научиться смирению и терпению в православии, тогда верующий становится кротким, без этого не может быть Пути. Эти два качества постоянно находятся рядом, между ними существует некая взаимосвязь. Когда наступают тяжелые времена и лишения, то они очень тесно переплетаются

Когда наступают тяжелые времена и лишения, то они очень тесно переплетаются.

Добродетель воли и разума

Понимая смирение как торжество безволия, мы совершаем огромную ошибку. Ведь цель этой, как и любой добродетели – уподобление Христу, Который, обладая властью воскрешать мёртвых, лечить слепых и превращать воду в вино, пошел на мучительную смерть, чтобы исполнить волю Отца. «Смирение – одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба», — сетует митрополит Антоний.

Ведь это не пассивная «побежденность» обстоятельствами, а активное действие в этих самых обстоятельствах, внутренняя работа над собой и попытка понять — что и каким образом я могу сделать здесь и сейчас для умножения христианской любви в мире. Потому, чтобы обрести подлинное, действенное смирение, приводящее нас к Богу, нужны колоссальные усилия воли и разума, чтобы разобраться с собой и во многом – себя победить.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема гордости в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассматривается с нескольких позиций. Мнимая гордость в произведении противопоставляется истинной гордости.

Петр Гринев и Алексей Швабрин оказываются перед одинаковым выбором: присягнуть Пугачеву на верность или остаться преданным Родине. Герои принимают разные решения. Петр Гринев остается верным своей стране, он не готов подчиняться самозванцу, который совершает различные беспорядки. Петр Гринев находится на грани смерти и отчетливо это понимает, однако предать Родину, перейдя на сторону Пугачева – это предать самого себя и осквернить собственное достоинство. Поэтому главный герой между жизнью с бесчестием и честной смертью выбирает второе. Гордость в данном случае является синонимом чести.

В ситуации Швабрина гордость сближается с понятиями самолюбия и тщеславия. Он переходит на сторону Пугачева не только для того, чтобы сохранить свою жизнь, но и для того, чтобы почувствовать свое превосходство над другими. Теперь ему кажется, что он может делать все, что хочется. Автором подчеркивается надменность и высокомерие Швабрина.

А.С. Пушкин показывает два вида гордости и демонстрирует то, к чему они приводят человека. Гринев и Швабрин оказываются перед выбором, который связан с подчинением или неподчинением Пугачеву. И вершителем судеб персонажей по сути является он – Емельян Пугачев. Он помогает человеку, который отказался переходить на его сторону, из-за его доброго сердца и чувства собственного достоинства. А Швабрин, который присягнул на верность Пугачеву, Пугачевым же и наказывается. Это подтверждает мысль о том, что гордость возвеличивает человека, а гордыня – способствует внутренней деградации.

Машу Миронову можно назвать смиренной девушкой. Она отказывается выходить замуж за Петра Гринева без благословения его родителей. Когда родители Гринева не дают благословения, Маша смиряется с этим. Для нее родительское благословение важнее собственных чувств. Она не бунтует и не идет против судьбы. Смирение Маши Мироновой способствует тому, что позже она обрела счастье рядом со своим возлюбленным.

Однако Машу все же нельзя назвать полностью смирившимся со своей судьбой человеком. Ради счастья рядом со своим возлюбленным героиня отправляется освобождать его от ареста. Это говорит о том, что смирение в душе Маши Мироновой слилось воедино с силой ее характера.

Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить

То, что вы оценивали как чёрное, в итоге оказалось белым, и – вы это видите на примере собственной жизни – именно так чаще всего и происходит.Поэтому очень важно убрать оценку ситуации с позиции своего понимания о правильности, и оставить только констатацию ситуации. Да, вижу, произошла такая ситуация. Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач

Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной

Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач. Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной.

Сила смирения

Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам

Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.


Смирение всегда исполнено духовной силой, преображающей человека и все вокруг

Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.

Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс

Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.

Христос как пример смирения

Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.

Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.

Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39)

Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля»


Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Мир вместо гордыни и тщеславия

Часто смирение путают с самоуничижением из-за боязни впасть в грех гордыни или тщеславия. Между ними существенная разница: гордый человек ни во что не ставит других, вовсе не признаёт чужого мнения и суда над собой, а тщеславный – напротив, везде ищет этого самого мнения и одобрения окружающих, от которого всецело зависит. Смирение же — состояние удивительного баланса.

Митрополит Антоний пишет: «Смирение (…) начинается с момента, когда мы вступаем в состояние внутреннего мира: мира с Богом, мира с совестью и мира с теми людьми, чей суд отображает Божий суд; это примиренность. Одновременно, это примиренность со всеми обстоятельствами жизни, состояние человека, который все, что ни случается, принимает от руки Божией».

В чем проявляется смирение?

Смиренный человек выделяется среди других своим особым поведением и реакцией на окружающую действительность:

  1. Он принимает советы и конструктивную критику, ведь знает, что не идеален. В случаях, когда понимает, что неправ, охотно признает свою вину и просит прощения.
  2. Не считает себя лучше других, не превозносит свои умения, ведь давно смирился с тем, что предела совершенству не существует.
  3. Человек, хорошо понимающий, что такое смирение, не брезгует любой работой, включая ту, что якобы не подходит ему по статусу. Труд по умолчанию не может быть постыдным.
  4. Он знает, что не всемогущ, потому не стесняясь просит помощи и принимает ее с благодарностью. Также не отказывается посильно помочь тем, кто нуждается в этом.
  5. В кризисных ситуациях не погружается в стенания и жалобы, а берет ответственность за их преодоление на себя.

Примите свою человечность.

Для многих, когда мы терпим неудачу в чем-либо, например, в работе или отношениях, наша самооценка резко падает. А все потому, что мы привязали нашу самооценку к этим вещам. Внезапно, мы становимся плохими и недостойными людьми, а это приводит к саморазрушению.

Все по-другому складывается для тех, кто обладает смирением. Как было сказано ранее, их способность противостоять неудаче или критике исходит из их чувства внутреннего понимания своей ценности как человека, а не за счет внешних средств. Поэтому, когда они терпят неудачу в чем-то или не оправдывают ожиданий, это не означает, что с ними что-то не так. Это просто означает, что они такие же люди, как и все мы.

Ученые полагают, что это внутреннее самопознание проистекает из надежной привязанности или здоровой эмоциональной связи, сформированной с близкими людьми. Обычно, они находятся рядом с нами с самого детства. Опыт безусловного принятия и любви, особенно когда мы молоды, может послужить защитой против последствий критики или неудачи.

К сожалению, многие из нас не испытывали привязанности, когда мы были детьми. Одно исследование показало, что поразительные 40% процентов взрослых людей не испытывают привязанности. Тем не менее, это не значит, что мы обречены. Мы можем исцелить себя, выстроив здравые отношения с окружающими, заводя новых друзей, романтического партнера и т.д.

Для чего нужна

Люди стремятся к внутреннему спокойствию и гармонии с окружающим миром, ведь когда внутри царит мир и спокойствие, наступает счастье. Эгоистические натуры, всегда пребывающие в конфликте с внешним миром, мечтают о покое и благодати. И им невдомек, что достижение подобного состояния кроется в кротком поведении.

Решивший познать Бога должен придерживаться этого поведения, только тогда он готов к истинному покаянию и оставлению грехов. Проявления эгоизма не дают исправиться, ведь кроме эго ничего не слышно и не принимается. Такой послушник начинает спорить, защищая себя, находить отговорки и доказывать свою невиновность.

Кроткий человек сможет беспрепятственно соединиться с Богом и стать блаженным. Таким Он покровительствует, а наградой их являются счастье и вечное блаженство. Поэтому святые старцы указывают не искать чудес, а добиваться кротости, что и является чудом из чудес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector