Николай бердяев

Идеалист-одиночка

Постепенно Николай Александрович понял, что ему близок критический марксизм, склонявшийся в сторону идеализма. Он хотел построить мир на принципах свободы и творчества, и революция его была этической, а не социальной, революцией духа, а не масс. В своей первой книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» Бердяев писал, что прогресс есть приближение к истине, справедливости и красоте. Их он называл конечной целью человека.

Поначалу Бердяев был одинок в своих исканиях. Либералы были ему чужды, да и они относились к нему с иронией из-за приверженности идеализму. Марксисты же считали его изменником идеям, индивидуалистом. В конце концов Бердяев вместе с Петром Струве и Сергеем Булгаковым создал систему «этического идеализма», в которой главенствуют этика и мораль.


Бердяев в доме Жуковских-Герцык, 1915. (Pinterest)

В 1905 году Бердяев переехал в Петербург и окунулся в литературный мир и его религиозные искания. Он редактировал журнал «Новый путь», созданный символистами, близко общался с Блоком, Сологубом, Брюсовым, Гиппиус. Бердяев часто не соглашался с ними (поэтов он, по собственному признанию, не любил), но был рад расширить свой кругозор. Он мог разделять идеи того или иного общества, активно участвовать в его жизни, но никогда не становился его частью, сохранял независимость. Идеи он изучал, но не подчинялся им. В новых течениях философу виделось нечто языческое, и он обратился к православию.

Переехав в Москву в 1908 году, Бердяев примкнул к Религиозно-философскому обществу, которое считал серьезнее «литературных сект». Но и здесь он остался чужаком: его считали «левым», не понимавшим религию. Вскоре он оставил Общество и заинтересовался славянофилами, которые раньше были ему чужды. У них он обнаружил близкую ему идею о свободе как основе христианства и церкви.

По мнению Бердяева, бог не управляет миром и не является олицетворением силы и всемогущества: категория власти социальна, у нее низменное начало. По Бердяеву, бог — это сама свобода, и одновременно он дарует ее людям. Потому бог не принуждает признать себя — он дает человеку свободу выбора. Грех для Бердяева был не непослушанием, а именно потерей свободы. Критиковавший «официальное» христианство, он хотел освободить религию от социоморфизма — восприятия бога в социальных категориях.

Личная жизнь

Жена Бердяева, Лидия Юдифовна Трушева, происходила из семьи знатного юриста, почетного гражданина Харькова. Девушка получила образование в пансионе в Швейцарии, а после того как вместе с сестрой Евгенией провела месяц в тюрьме по подозрению в политической деятельности, мать отправила их в Париж, в Русскую высшую школу общественных наук.

Николай Бердяев и его жена Лидия

На момент знакомства с Бердяевым Лида состояла в браке с потомственным дворянином и сторонником социал-демократических идей Виктором Раппом. Этому веянию поддалась и Трушева. После очередного ареста Лидию с мужем выслали из Харькова в Киев, где в феврале 1904 года она познакомилась с Николаем.

Осенью того же года Бердяев предложил женщине уехать с ним в Петербург, и с тех пор пара больше не расставалась. Однако Лида и Николай не жили как муж и жена в традиционном смысле, а, по словам сестры Трушевой – Евгении, как «первые апостолы», словно брат с сестрой. 

Гораздо больше смысла Бердяевы вкладывали в брак духовный. Об этом писала в дневниках и Лидия Юдифовна, подчеркивая, что ценность их союза заключалась в отсутствии «чего бы то ни было чувственного, телесного, к которому относимся и всегда относились с одинаковым презрением».

Николай Бердяев с женой и друзьями

Сферой деятельности для себя Лида избрала благотворительность, помогала Николаю в работе, делала корректурную правку его трудов. Не чуждо было Бердяевой и творчество – писала стихи и заметки, но печататься не стремилась.

В 1922-м семья Бердяевых уехала из страны. Выслали Николая Александровича, а Лидия, конечно же, не могла оставить его одного. К тому же в 1917-м она сменила веру – перешла в католичество, в советской России начинались преследования католиков. Поначалу Бердяевы, а также мать и сестра Лиды жили в Берлине, потом перебрались во Францию, где друг семьи Флоранс Вест оставила в наследство дом. Там Николай написал автобиографию «Самопознание», которая вышла в свет после его смерти.

Учение о личности и обществе

Проблемы понимания свободы в философских воззрениях Бердяева имеют тесную связь с проблемами понимания личности. Согласно его позиции, «основу мировоззрения и мировосприятия составляют категории личности, свободы и творчества». Однако, что представляет из себя личность? Бердяевым выделялись принципиальные различия в категориях «личность» и «индивид».

Так, категорию «индивид» составляет биологическая природа человека, совместно с его индивидуальным телесно-душевным единством. В свою очередь, личность представляет собой религиозно-духовную категорию: источником личности является не плоть, а дух. В качестве индивида, человек является частью природы и общества, он существует в контексте действия законов, существующих в этом мире.

Являясь личностью, человек лишь отчасти становится объектом общества и коллектива, поскольку основной его составляющей – личностью, он стремится следовать духовным формам мироустройства и Богу, стараясь найти пути экзистенциальной коммуникации с Ним.

Личность является «категорией духа». Человеку необходимо при реализации ориентации на высшие формы духовного мира преодолевать рамки и границы собственного естества, преодолевать паттерны раздвоенности и страстности, свои скитания от добра к злу, и, совместно с преодолением замкнутости на себе становиться личностью в полном смысле этого слова. 

Замечание 3

Спецификой трактовки Бердяева категории «личность» является то, что личность в его мировоззрении можно анализировать исключительно в рамках ценностного подхода. Для философа значимость личности представлена в высшей иерархической ценности мира, которая относится к ценностям духовной области. Личность в его понимании представляет большую ценность, нежели государство, совместно с любыми коллективными ценностями. 

Понимание личности, как высшей ценности стало основой для определения философом соотношения между личностью и обществом. Согласно позиции Бердяева, личность является более приоритетной, нежели общество. Личность определяет собственные формы бытия в качестве высшего смысла мироздания, он намного ценнее как общества, так и целого космоса.

Бердяев пытался донести до людей, что не личность выступает в качестве части общества, а наоборот, общество необходимо рассматривать в качестве части личности. Личность лишь частично может быть соотнесена с обществом, так как личность обладает определенной глубиной, которая никогда не станет доступной для общества. 

Судьба России: Русская идея

Мысли о значении и роли, которую играет Россия в своей истории, совместно с ее судьбой и предназначением в контексте мирового человеческого сообщества – то есть область вопросов, которая связана с трактовкой русской идеи, особое значение имела в работах философа.

Он начал задаваться этими вопросами в годы Первой мировой войны, где произошло острое формулирование вопросов касательно русского национального самосознания, и, впоследствии он постоянно обращался к ним в процессе осмысления опыта русской революции и особенностей Второй мировой войны. 

В своем труде «Судьба России», Бердяевым уже неоднократно употреблялся термин «русская идея», который упоминался в самых различных контекстах, важнейшим из которых заключается в том, что у России существует определенная миссия в отношении Европы.

Замечание 5

«Судьба России заключается в освобождении различных народов. Данная миссия является основой в специфическом русском духе. Достоверность данной миссии в контексте мирового распределения миссий, для России сформулирована на уровне духовных исторических сил». 

«Русская идея», как идея об «особенной миссии» России, в трудах философа основывалась на тематике Запада и Востока. В данном случае Бердяев высказывал вполне традиционные идеи своей эпохи: также, как и Хомяков, Достоевский и Соловьев, а также многие другие, он видел невозможным для России стать на исключительно западную, либо наоборот, исключительно восточную стратегию развития.

Россия, в его понимании, должна выступать в качестве Востоко-Запада, и реализовывать возникновение нового состояния общественного уклада, которое должно появиться в качестве альтернативы буржуазности: «Россия может быть осознанной и находить свою мировую миссию исключительно в рамках проблем Запада и Востока. Россия находится в центре западного и восточного миров, и, следовательно, выступает в качестве Востоко-Запада. 

Бердяев был страстным приверженцем великой возрожденной России, совместно с ее историческим призванием и «особым путем». Он выступал автором идеи о «русском примере», в рамках которого Россия, приведя себя в жертву, должна выступать в качестве примера для всего человечества в ситуации преображения всех мировых жизненных процессов, совместно с ее последующим переходом в новые формы общественного христианского состояния. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Философия

Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования.

Николай Бердяев в молодости

Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.

В работе «Человек и машина» рассматривает технику как способ освобождения духа человека, но опасается, что может произойти подмена ценностей, и человек лишится духовности и доброты. И тогда возникает вопрос, а что же подарят будущему миру люди, лишенные этих качеств. Ведь духовность – это не только связь с Богом, это в первую очередь связь с миром и то, как человек отражает этот мир через самого себя.

Философ Николай Бердяев

Возникает парадокс. Технический прогресс двигает вперед культуру, искусство, меняет нравственные устои. Да и жизнь есть движение вперед. С другой стороны, чрезмерное поклонение техническим новшествам лишает человечество стимула в достижении культурного прогресса. И здесь снова поднимается тема свободы духа

В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно.

Портрет Николая Бердяева

В труде «Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое – таинственная русская душа. Бердяев использует яркие образы и аллегории, исторические параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких временных рамок – от протопопа Аввакума до Владимира Ленина, от крещения Руси до Октябрьской революции.

По Бердяеву, русский народ не склонен слепо следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание, чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком и чистом смысле слова».

Жизнь в Советской России

  • Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Николай Александрович, предсказавший продолжение революции 1905 года, воспринял спокойно. Он не участвовал в демонстрациях и пытался работать дома.
  • Философ не одобрял усиления насилия и надеялся, что большевики пришли к власти ненадолго, поэтому принципиально не участвовал в политической жизни.
  • В этом же году Николай Александрович стал основателем и председателем «Вольной академии духовной культуры». Её целью стало чтение лекций, организация библиотек, выпуск книг и периодики.
  • С 1918 по 1922 годы Николай Александрович также работал в правлении Всероссийского союза писателей и читал лекции в Государственном институте слова.
  • Постепенно советская власть стала избавляться от инакомыслящих, не миновала эта участь и Бердяева. В 1920 году философа арестовали по делу так называемого «Тактического центра», к которому он не имел никакого отношения. После допроса у Ф. Э. Дзержинского его освободили под подписку о невыезде.
  • В 1922 году у Николая Александровича появилось ещё одно официальное место работы – философское отделение «Российской академии художественных наук», но через некоторое время Бердяева вновь арестовали и объявили о его высылке из страны, как социально чуждого элемента. Через два месяца после ареста он покинул пределы родины.

Творчество и общественная деятельность

  • В 1904 году Николай Александрович уехал в Женеву, где участвовал во 2-м международном конгрессе философов. Находясь в Германии, он и примкнул к нелегальной политической организации «Союз освобождения», выступавшей за введение в России политической свободы. В этот период он также познакомился со многими известными людьми, среди которых был крупнейший мыслитель из Франции Анри Бергсон, и провёл несколько встреч с русским марксистом Г. В. Плехановым.
  • В этом же году Бердяев получил разрешение на проживание в Петербурге. По приезду в столицу он вначале работал в редакции журнала «Новый путь». В 1905 году философ и его друг С. Н. Булгаков основали журнал – «Вопросы жизни», в котором печатались статьи на общекультурные, философские и религиозные темы.
  • Расстрел мирной демонстрации царскими войсками 9 января 1905 года потряс Николая Александровича. Он сразу занял позицию против насильственных действий по отношению к народным выступлениям. В конце года журнал «Вопросы жизни» стал испытывать финансовые трудности, и его пришлось закрыть.
  • В начале 1907 года Бердяев закончил работу над книгой «Опыты философские, социальные, литературные 1900-1906» и стал одним из инициаторов создания Петербургского Религиозно-философского общества.
  • В январе 1909 года философ переехал в Москву, и через некоторое время окончательно, обосновался на Арбате. В этот время Бердяев активно искал сближения с жизнью православной церкви.
  • С 1909 года в Москве стал выходить сборник «Вехи», в котором размещались философские статьи об интеллигенции России, и её роли в истории страны. Открывала сборник работа Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда».
  • С 1910 года философ стал сотрудничать с издательством «Путь», которое издало до 1912 года несколько его книг. В 1913 году Бердяев написал статью «Гасители духа», в которой обвинил церковь в социальном догматизме после выдворения с помощью солдат с Афона более 600 монахов, обвинённых в ереси. В результате Николая Александровича обвинили в нападках на церковь и могли осудить по статье «Богохульство», но после начала Первой мировой войны об этой истории забыли.
  • В военный период, вплоть до 1917 года, Бердяев постоянно размещал статьи в периодических изданиях и призывал борьбе до победы. В дальнейшем он стал более критичен к происходящим событиям.

Николай Бердяев в 1912 г.

Философские идеи Бердяева

Согласно стилю изложения своих философских мыслей и основных темах, которые в своих произведениях рассматривал Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 годы), его философию можно отнести к новой, неклассической форме разновидности экзистенциальной философии.

Философские воззрения Н. А. Бердяева не образуют целостную законченную систему с выделенным в ней понятийным аппаратом. В качестве особенностей его подхода к философии следует выделить соотнесение определенных идей и паттернов с индивидуальными формами внутреннего опыта, чувствования и переживания действительности. 

В качестве основы предмета и задач философского знания, Бердяев выделяет экзистенциально-антропологический подход. Так, философии необходимо определять сущность бытия из личности человека, и с помощью человека, при этом, в качестве собственного содержания выделяя природные и исторические формы мирового устройства.

Замечание 1

Дух является свободой и свободной энергией, которая стремится вырваться в природные и исторические формы мироздания. В духовной силе человека, согласно Бердяеву, изначально содержатся не только человеческие, но также и богочеловеческие особенности характера, так как ее основу составляет высшее духовное существо – Бог. 

Несмотря на то, что при определении сущности философских задач Бердяев исходит из позиций экзистенциальной философии, его понимание содержит в себя и некоторые смысловые отличия. 

Экзистенциализм, согласно Бердяеву, не может трактоваться в качестве нерелигиозной, либо недостаточно религиозной философии. Себя он, в свою очередь, считал представителем религиозной, спиритуальной формы экзистенциализма

В отличие от представителей экзистенциального направления, Бердяев обращает внимание не на особенности трагичности человеческих форм жизнедеятельности, а на личностную свободу человека, совместно с человеческим творчеством

Жизнь, по Бердяеву, невозможна без существующих в ней творческих, духовных, ответственных и совестных начал. Так, философу необходимо скорее причислить статус философа, обладающего экзистенциальным мышлением, а не звание обычного последователя экзистенциального направления философии, как отдельно сформированного направления, в которой существует отдельная собственная терминология.

Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века. Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:

  1. Он выдвинул идеи о свободе, как об области, которая предшествует и Богу и бытию. 
  2. Он рассматривал идеи о творчестве, основы которого находятся в начальных формах свободы, которые формируют и определяют бытие. 
  3. Им была выдвинута и развита антропологическая идея о существовании у человека личности, которая является воплощением непосредственно творческих паттернов свободы. 
  4. Им была широко освещена идея об истории, как о форме существования личности с творческими способностями, которая при этом обладает свободой. 

В этом и заключаются основные идеи и проблемы, которые он определил перед собой, чтобы в последующем решать на протяжении жизни. 

Великий киевлянин

Киев мог бы гордиться тем, что является родиной мыслителя мировой величины. Но единственное, чем мы можем похвастать сегодня, – это мемориальная доска на здании Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, открытая пять лет назад, и то со второй попытки. Первая попытка в 1999 году не увенчалась успехом, и помешал тогда «русский дух» Бердяева. Удивительно, что сам философ писал и размышлял о духовных материях, а не был сторонником политических и национальных идей. Впрочем, это удел всех гениев, которые не вписываются в существующую модель общественного сознания и этим раздражают людей любой системы, где живут с определением «свой–чужой», где мысль и свобода уходят на дальний план. Ярлык чужака был для него и в советский период истории, чужаком является Бердяев для политической модели и в наше время. Ни Булгакова, ни Бердяева, ни Шестова (тоже известный киевский оригинальный мыслитель) и подобных им мы не встретим в списках претендентов на звание «великих украинцев». И все потому, что Бердяев не вписывается в гуманитарную политику нынешних украинских властей, проходя, видимо, по списку «москалей» со всеми вытекающими для увековечивания их памяти последствиями.

Произведения Бердяева переведены на двадцать языков, во многих странах – в Германии, США, Японии и др. – собираются симпозиумы и конгрессы, посвященные изучению его творчества. Но сам он перед смертью говорил с горечью: «Мне готовят Нобелевскую премию, я имею теперь звание доктора, я стал известен во всем мире, кроме своей родины». «Чужой среди своих» – эти слова, пожалуй, наиболее точная характеристика великого христианского философа XX столетия Николая Бердяева.

Книги

  • Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о. Н. К. Михайловском. — СПб., 1901.
  • Новое религиозное сознание и общественность. — СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1907. — 233 с.
  • Sub specie aeternitatis. — СПб., 1907. — 438 с.
  • Духовный кризис интеллигенции. — СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1910. — 304 с.
  • Философия свободы. — М.: Путь, 1911. — IV, 280, с.
  • Алексей Степанович Хомяков — М.: Путь, 1912. — 252 с.
  • Душа Россииh. — М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. — 42 с. — (Война и культура)
  • Смысл творчества (Опыт оправдания человека). — М., 1916. — 358 с.
  • Свободная церковь. — Московская просветительная комиссия при Временном комитете Государственной Думы, 1917. — 31 с.
  • Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914—1917. — М., 1918.
  • Духовные основы русской революции (Сборник статей) (1917—1918)
  • Миросозерцание Достоевского. — Прага: YMCA-Press, 1923. — 238 с.
  • Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин: Обелиск, 1923. — 246 с.
  • Смысл истории — Берлин: Обелиск, 1923. — 268 с.
  • Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. — Париж: YMCA-press. — 178 с.Др. изд.: Париж: Ymca-press, 1969.
  • Новое средневековье (Размышление о судьбе России). — Берлин: Обелиск, 1924.
  • Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли — Париж: Ymca-press, 1926. — 268 c.
  • Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства) (1927)
  • О назначении человека (Опыт парадоксальной этики). — Париж: Современные записки, 1931. — 318 с.
  • Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. — Париж: Ymca-press, 1931. — 48 c.
  • Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. — Paris: YMCA press, 1931. — 48 с
  • Христианство и классовая борьба. Париж: Ymca-press, 1931. — 139 с.
  • О самоубийстве: Психолог. этюд. — Париж: YMCA-press, 1931. — 45 с.
  • Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи). — Париж, 1934. — 84 с.
  • Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения). — Париж: Ymca-press, 1934. — 187 с.
  • Дух и реальность (Основы богочеловеческой духовности) (1935)
  • Истоки и смысл русского коммунизма (на нём. 1938; на рус. 1955)
  • О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). — Париж: Ymca-press, 1939. — 222 с.
  • Самопознание (Опыт философской автобиографии) (1940, изд. 1949)
  • Творчество и объективация (Опыт эсхатологической метафизики) (1941, изд. 1947)
  • Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. — Париж: Ymca-press, 1952. — 246 с. (1944—1945; на фр. 1947, на рус. 1952)
  • Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). — Париж, 1946. — 260 с.
  • Опыт эсхатологической метафизики. — Париж, 1947
  • Царство Духа и царство Кесаря. — Париж: Ymca-press, 1951. — 165 c.
  • Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения (1946—1947; на рус. 1996)

Аристократ от социализма

Николай Александрович Бердяев родился в 1874 году в Киеве в дворянской офицерской семье. Сам Николай с детства знал, что не будет военным — он не терпел насилия и строгой дисциплины. Он, конечно, поступил приходящим учеником в кадетский корпус, но среди сверстников ему было одиноко и неуютно, они казались ему грубыми. Позже у Бердяева портилось настроение даже от встречи с человеком в военной форме.

Он предпочитал уединение. В детстве, бродя по любимому саду, Николай мечтал о мире духа, более настоящем, чем реальный, лживый и чужой. Воображение ограждало его от реального мира, к которому он порой испытывал брезгливость. Бердяев остро реагировал не только на уродство, но даже на пятно на одежде — оно могло вызвать у него отвращение. Сам он одевался элегантно и слыл франтом.

Бердяеву с детства было свойственно свободолюбие. Оно мешало ему учиться: принуждение его отвращало, учителей он не признавал, и его даже назвали «дорогим протесташей» за бунтарство. Юный Николай учился только тому, что интересовало его. А вместо зубрения и повторения чужих мыслей он стремился выразить собственные.


Николай Бердяев. (Pinterest)

Уже подростком Бердяев понял, чему хочет посвятить себя — поиску истины. Сами эти поиски, считал он, придают жизни смысл.

Незадолго до поступления в Киевский университет Бердяев заинтересовался социализмом и марксизмом, в особенности теорией «борьбы за индивидуальность» Михайловского. Для Бердяева конфликт личности и общества был основным вопросом. Далёкий от политики, он считал всё государственное ограничивающим свободу и выступал против власти, которая меняла людей в худшую сторону. В этом он убедился много позже, когда увидел, как после революции изменились большевики, превратившись, по сути, в карьеристов. Бердяева, верившего, что человек должен всегда оставаться верен себе, это неприятно поразило.

Кружок марксистов был первым обществом, к которому примкнул Бердяев, и уже здесь он столкнулся с тем, что ждало его в других обществах, — с отчуждённостью, отделённостью от коллектива. Он часто спорил с марксистами и называл себя «аристократом от социализма». Для него истинным социализмом было освобождение личности, а не класса. Не разделяющий радикальных взглядов революционеров, противник террора, Бердяев видел в марксизме надежду на выход интеллигенции из кризиса и изменение мира в целом.

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

Кризис искусства

<p>Но те, которые слишком испугались гетерономных принципов в искусстве и подчинения его внешним нормам, думают спасти автономность искусства тем, что насильственно обрекают его на существование поверхностное и изолированное. Это и есть то, что я называю духовным невежеством.</p>Н. Бердяев

Кризис искусства

<p>Человеческое тело — античная вещь.</p>Н. Бердяев

Кризис искусства

<p>Новое архитектурное творчество ознаменовалось лишь построением огромных вокзалов и гостиниц. Красота старого быта была статична.</p>Н. Бердяев

Кризис искусства

<p>Наше время одинаково знает и небывалое творческое дерзновение и небывалую творческую слабость.</p>Н. Бердяев

Все рецензии

Детство

Существует мнение, что практически нет мест в Киеве, связанных с историей жизни Бердяева, но это не так. Например, упускается момент крещения, а в биографии указывается, что крестили мальчика в Печерско-Спасской церкви. Для того чтобы понять, какой храм имеется в виду, можно посмотреть карту Киева за 1894 г., где на Печерске был только один храм с названием Спасская – известная нам как церковь Спаса на Берестове, примыкающая с севера от Киево-Печерской Лавры. До 1889 г. Спас использовался как приходская церковь, и только спустя 30 лет храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не проходили. 24 марта 1874 в этом историческом храме был крещен мальчик с именем Николай.

Детство Бердяева прошло в Киеве на Печерске – в уютно прислоненной к Киево-Печерской Лавре и городской крепости части старого города, застроенной монастырями и военно-крепостными учреждениями. В юношестве Николай часто проводил время в родовом имении в Обухове (раньше половина города называлась Бердяевка, а ныне – Песчаная). Здесь его отец построил каменную церковь с двумя престолами.

Отец Бердяева был киевским уездным предводителем дворянства, позже – председателем правления Киевского земельного банка. Все предки по мужской линии были военными. Бабушка Бердяева по отцу, в доме которой он жил, состояла в тайном постриге,  прабабка матери ушла в монастырь, но основная материнская родовая линия – это князья Кудашевы и потомки древнего французского рода Шуазель. Монахини, военные и французская знать – религиозность, аскетизм, воинственность, рыцарство и аристократизм, а также все мыслимые между ними противоречия – вот родовое наследие Бердяева.

В доме Бердяевых была большая библиотека. В десять лет Николай прочел Достоевского, который навсегда остался для него обожаемым писателем и мыслителем. В том же возрасте «играл» в Андрея Болконского, считая его своим вторым «я». Между тринадцатью и четырнадцатью годами освоил Шопенгауэра, а в четырнадцать, изучив Канта, труды Гегеля, «писал романы, а потом трактаты с философическими рассуждениями».

Вспоминая Киев своего детства, Бердяев несколько раз с особым чувством благодарности пишет о знаменитом книжном магазине Оглоблина на Крещатике: «Почти каждый день я ходил туда смотреть новые книги. Любовь в книжные магазины у меня сохранилась и по сей день». С нежностью и трепетом Бердяев вспоминал свои родные Липки: «Мир несколько иной, чем Печерск, мир дворянский и чиновничий, которого больше коснулась современная цивилизация, мир, склонный к веселью, которых Печерск не предполагал». Николай Александрович любил Киев и считал его одним из самых красивых городов Европы.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Историософия и русская идея

Отрицая формы линейной теории развития в анализе социокультурных и исторических процессов, Бердяев полагает, что история – это драматическое соперничество противоположностей, борьбе добра и иррациональной свободы, возвращение реальности к первоначалу хаоса, что приводит к наступлению процесса упадка веры, потери людьми духовного центра жизни, и наступление эпохи революций. Мировые культуры переносят этапы зарождения, подъема и гибели, стирая временные и преходящие ценности. Созидательные этапы истории прибывают на смену революциям, несущим разрушения. Пока есть человеческая история – существуют непреходящие ценности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector