«всегда радуйтесь» (1 фес. 5: 16)

Свт. Феофан Затворник

о всем благодарите. Сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас

Обрадованному получением неоцененных благ в Господе Иисусе и непрестанно предстоящему Богу в молитве естественно изъявлять благодарные чувства к облагодетельствовавшему его. Почему, коль скоро есть радость и молитва в сердце, есть там и благодарение. Несмотря, однако ж, на то, как радость и молитва, так и благодарение предписываются христианам во многих местах Писания в напоминание, чтоб не оставляли без внимания этого естественного движения обращенного к Господу духа. Так к ефесянам заповедует Апостол возгревать в сердцах своих песни духовные, благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу (Еф. 5, 20); филиппийцев учит ни о чемже пещися, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения свои сказывать к Богу (Флп. 4, 6); колоссянам внушает: благодарни бывайте… И все, еже аще творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца Тем (Кол. 3, 15, ); и еще: в молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением (4, 2). Когда заповедуется благодарить о всем, то имеются в виду или блага, которых сподобляется христианин в благодатном царстве Христовом, или, кроме этого, и те блага, которые всякий получает от всеблагого промысла по естеству, как то: бытие и все потребное к благобытию. Греческое выражение εν παντι — во всем наводит на мысль, что Бога благодарить должно во всех обстоятельствах жизни, в радости и горе, в счастии и несчастии. Ибо всеблагий Бог всем воспитывает человека для вечности, имея в виду раскрыть в нем все добрые его стороны. И детская преданность в волю Божию умеет видеть во всех случаях жизни отеческое о себе попечение Божие, и благодарной являться не за одно приятное, но и за то, что бывает неприятно. Святой Златоуст пишет: «Всегда благодарить есть свойство души любо мудрствующей. Ты потерпел какое-нибудь зло? Но, если хочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро. Скажи ты подобно Иову: буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1, 21)».

Сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас. На что такова воля Божия? Благодарить ли только, или и радоваться, и непрестанно молиться? — На все эти три проявления духовной жизни. Ибо они неразлучны и составляют одно постоянное настроение духа в спасаемых — радостно-молитвенно благодарное. Непрестанное возношение ума и сердца к Богу, в радости духа с благодарением,— неотъемлемые плоды духа в сердцах истинно верующих. Когда говорит Апостол: такова воля Божия, то хочет сказать, что это не мой совет, а прямая воля Божия во Иисусе Христе, вам открытая. Причем намекается, что, хотя бы нигде прямо Господом не выражены были такие заповеди, само устроение спасения нашего, им совершенное, таково, что сподобляющийся его, вступающий в порядки жизни, спасение приносящие, и уверенный, что восприявший его во свое общение Господь не оставит его, и, начавши в Нем свое дело, несомненно и до конца доведет его, сознает в духе своем лежащее обязательство — с Господом всегда пребывать в радости и благодарной молитве. Воля Божия — в вас, не исключительно только в вас, но в вас, как христианах; следовательно, в вас, наряду с другими христианами. Таково христианство, что принявший его и вкусивший плодов его всегда радуется, непрестанно молится и о всем благодарит.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Почему святые не говорят о любви

Учит ли любить себя аскетическая традиция? Конечно. Последняя ступень «Лествицы» Иоанна Лествичника — про любовь.

Но это похоже вот на что: вы пришли в больницу. О чем там будет разговор? О болезнях, диагностике, лечении. Это естественно! Но при этом все понимают, что смысл всего лечения в том, что ты должен выздороветь и начать жить полноценно.

В «Лествице» много говорится про болезни человеческой души, но при этом любовь к Богу и любовь Бога к человеку подразумевается, как нечто самоочевидное.

Когда я только пришел в Церковь, одной из моих любимых книжек были «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Но в какой-то момент я стал вчитываться и увидел: там почти ничего нет о любви, о вере. О Евангелии — ни слова! Как же так?! Но потом понял: потому что для них и любовь, и веры были очевидны. Они этим жили, это был их воздух. Зачем про это писать?

Как вот… Недавно Гребенщикова спрашивал Познер: «Вы верите в Бога?» — «Верю ли я в Бога? Нет, конечно! Зачем? Как можно верить в то, что ТАК ОЧЕВИДНО?!»

Так и у древних аскетов. Они пришли в пустыню, потому что у них была и любовь, и радость о Боге! Но, приближаясь к Свету, они видели свою уродливость, зло. Стоя одной ногой в Царстве, они не хотели свою грязь нести туда. Поэтому они и пишут о грехах и их очищении, а о любви даже не говорят.

А нам, видимо, нужно говорить.

Мне встречалась девушка, которая пришла в Церковь, прочитав книгу о мытарствах блаженной Феодоры. Я ее спрашивал: «А ты Евангелие читала?» — «Нет. Зачем?» И вот уже от христианства ничего не остается, кроме адских мук…

Мы очень часто начинаем с тьмы. Но прежде всего должно быть место свету.

Всегда радоваться

В посл. к Филиппийцам 4:4 написано: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».

Это известное, но, кажется, одно из самых сложных для исполнения мест Писания. В нем Апостол Павел наставляет нас Духом Святым всегда радоваться — не просто радоваться, но всегда радоваться.

Интересно, что здесь не дается никакого повода к такой радости, кроме того, чтобы радоваться в Господе. Таким образом, Павел говорит здесь, что наше пребывание в Господе — это уже достаточное основание для радости, ведь мы спасены и искуплены, а в будущем нас ждет самое чудесное место — Небеса, где улицы — из золота.

Стоит заметить, что это не единственное место, где Павел наставляет радоваться. В начале третьей главы он пишет о том же, говоря: «Радуйтесь о Господе (Фил.3:1)». Следовательно, три раза Апостол повторяет свое наставление о том, чтобы мы радовались в Господе и о Нем.

Интересно, что в Расширенном переводе Библии (далее — РПБ) из этого места Писания стоит сноска на Пс.36:4, где нам говорится утешаться Господом, и Он исполнит желания наших сердец. Из этого можно сделать вывод, что утешение Господом, о котором говорится в Пс.36:4, имеет прямое отношение к тому, чтобы нам радоваться в Господе. Следовательно, радость в Господе и о Нем имеет прямое отношение к исполнению желаний.

Исходя из этого, можно также сделать вывод и о том, что если мы не радуемся в Господе и о Нем, значит, мы не утешаемся Им или этого нашего утешения недостаточно для того, чтобы нам радоваться. Но так быть не должно.

В переводе короля Иакова в Пс.36:4 на месте слова «утешайся» стоит слово, которое может быть переведено как «наслаждаться, восхищаться, восторгаться», которое присутствует и в РПБ в рассматриваемом месте Писания. Таким образом, само пребывание с Господом должно восторгать нас в такой степени, что этот восторг всегда будет поддерживать в нас радость. И это принесет нам исполнение наших желаний.

Вот как слово «χαίρω (khairō)», переведенное словом «радуйтесь», звучит в греческом восприятии его смысла, который передает нам словарь Thayer:

1.) радоваться, быть радостным ;

2.) радоваться чрезвычайно;

3.) быть здоровым, процветать.

Интересно, что одно из значений — это «радоваться чрезвычайно». Таким образом, в нас всегда должна пребывать даже не просто радость, но чрезвычайная радость о Господе. И это не зависимо от условий, обстоятельств или других, влияющих на настроение факторов! О, для этого потребуется вера, иногда даже много веры!

Но Павел писал это, будучи в тюрьме — возможно, в самых худших условиях, в которых ему доводилось когда-либо пребывать в своей жизни, ведь, согласно некоторым сведеньям, условия в римских тюрьмах были просто отвратительными. И посреди этого Павел говорит: «Всегда радуйтесь!» Кажется, если он мог радоваться в том своем положении, значит, мы тем более имеем и можем развить такую способность всегда радоваться.

Вот как слово «радость» поясняет толковый словарь Ефремовой:

1. Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения.

2. Внешнее проявление такого чувства.

3. разг. То, что возбуждает такое чувство.

Во свете этого, можем увидеть еще один оттенок наставления радоваться в рассматриваемом месте Писания, которое заключается в удовольствии и удовлетворении. Таким образом, источником чувства нашего внутреннего удовольствия и удовлетворения должны быть не наши достижения, успехи или материальные вещи, но Господь. И когда мы имеем такое правильное отношение в своем сердце, тогда Господь имеет возможность исполнить наши желания для нас в нашей жизни.

И в завершение анализа этого места Писания посмотрим на другие его переводы:

РПБ: «Радуйтесь всегда в Господе ; И еще говорю: радуйтесь! «

Новый живой перевод Библии: «Всегда будьте полны радости в Господе. Я говорю это снова — радуйтесь!»

Итак, мы должны быть полны радости в Господе, восхищаясь Им и постоянно радуя и утешая себя тем, что Он сделал для нас. Таким образом, нам дается постоянно существующий повод для радости, который и должен производить в нас радость, которая (вместе с верой, ведь без веры не будет и радости) и приведет нас к исполнению желаний нашего сердца.

Слава Господу! Да поможет нам в этом Господь!

Подробности
Создано 06.05.2017 16:39
Просмотров: 2086
  • < Назад
  • Вперёд >

115. Молись молитвой мытаря. Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. Каждый день и час клади начало к исправлению

Достопочтенная сестра о Господе Иустиния!

Мир тебе, милосердие Божие буди с вами!

Ты пишешь, что ты такая нерадивая, непрестанно ропщущая, на всех раздраженная и всех осуждающая… и прочая, проч., проч., притом еще и Богу молиться ленивая. И просишь, чтобы помолиться о тебе. Даруй же тебе Господь такое чувство, чтобы ты искренно сознавала себя хуже всех и молилась бы не иначе как молитвой мытаря, а не подражала бы фарисею, молящемуся в храме: Боже, благодарю Тебя, что я несмь якоже прочии человецы… или якоже сей мытарь . Прости, сестра, если за нас будут молиться все святые, а мы не будем принуждать себя своим свободным произволением исправлять свои недостатки и не перестанем продолжать свои грехопадения, то и молитвы святых будут для нас безполезны. Ведь ты признаешь же: все то, что ты делаешь, все это делаешь противу учения Евангельскаго, учения Иисуса Христа (прочти Еван. от Матф. от 5-й главы до 28-го стиха 7-й главы). И призвав в помощь Господа, положи начало ко исправлению. А то, признавая все, что ты живешь нерадиво, сама и палец о палец в труде ко спасению не хочешь принудить себя. В таком случае остается мне сообщить тебе, что однажды пришли братия к авве Антонию, и говорят ему: „Дай нам наставление, как спастись». Старец отвечал им: „Вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас». Они сказали ему: „Мы и от тебя что-нибудь хотим услышать». – „Тогда в Евангелии сказано: Аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему другую. Они говорят ему: „Мы не можем сего сделать». – «Если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удар в одну». – „И этого не можем». – «Если этого не можете, по крайней мере не платите ударом за удар». Братия сказала: „И сего не можем». Тогда старец сказал ученику своему: „Приготовь им немного кашицы: они больны. Если вы одного не можете, другого не можете, то что я вам сделаю?»

Нужно молиться усерднее, как молилась жена хананеянка (Еван. Матф. гл. 15, ст. 22–28). Некоторые говорят: да молимся, но молитвы-то наши не исполняются… Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как св. Апостолы молились: Господи, спаси нас, погибаем или как слепец (Еван. Лук. гл. 18, ст. 35-43). Молится надменный фараон, и услышан. Молятся бесы и получают прощение. Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться. Восчувствовать нам грехи своя – это дарование, которое подается нам от Бога. „Если не предаешься унынию и нерадению, – говорит св. Варсонофий, – то имаши понудитися и прославити Бога, как он пременяет тя от еже не быти во еже быти. Омочи ланиты твоя плачем очей твоих, да почиет на тебе Святый Дух и омыет тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами, да приидет к тебе».

Чаще спрашивай себя, зачем я пришла в монастырь? И старайся каждый день проводить жизнь так, как ты проводила первый день, пришедши в обитель, и каждый день утром говори себе: „Быть может, этот день – день последний моей жизни. Потерплю же я из любви ко Господу Иисусу Христу, хотя ныне какая бы ни была скорбь, и прощу каждому оскорбившему меня обиду. Да негли воспомянет и меня, многогрешную, Господь, и помилует, и спасет по неложному Своему обещанию» (Еван. Лук. гл. 17, ст. 37).

Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы (т. е. когда-либо правила), но за то, что не покаялись! Велия бывает радость Ангелам на небеси о едином грешнике кающемся . Будем же молиться: „Господи, помилуй, Господи, даруй ми смирение и кротость и, имиже веси судьбами, спаси меня, Господи». И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатию (Рим. гл. 3, 23–24). Каждый день и час клади начало ко исправлению, и Бог милости, человеколюбия и щедрот подаст и нам руку Своея помощи, как Петру св. Апостолу, утопающему в волнах морских.

Молитесь и за меня, немощнаго.

Остаюсь желатель вашего здравия и спасения.

Июнь 1896 г.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе

По существенной душевной пользе, доставляемой человеку благодарением Бога, Бог заповедал нам тщательно упражняться в благодарении Его, возделывать в себе чувство благодарности к Богу. О всем благодарите, говорит апостол; он объявляет: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас.

Святой апостол, сказав, что возвещаемая им воля Божия о благодарении за все есть воля Божия о Христе Иисусе, выразил этим следующее: «Новозаветное заповедание благодарения — таинственно, духовно, божественно; оно истекает из таинства вочеловечения Христова и основывается на этом таинстве». Богочеловек провел земную жизнь Свою в лишениях и скорбях. Этим Он освятил лишения и скорби истинно верующих в Него, возвысил земные лишения и скорби превыше земного благоденствия. В последнем Он не принял участия. Заповедь о благодарении чужда плотского мудрования: она понимается единственно духовным разумом; она совершается при свете духовного разума. Плотское мудрование если и благодарит когда, то благодарит за одни вещественные благодеяния; при искушениях оно приходит в смущение; оно ропщет и хулит; заповедь Божия заповедует благодарение за все, за самые скорби. Заповедует она благодарение за скорби как за часть Христову; заповедует благодарение за благоденствие и благополучие как за снисхождение Божие к немощи нашей.

Аскетическая проповедь.

Святой апостол Павел в Послании своем к Солунянам передает им, что предание, исходящее от Самого Бога, – это молитвенное непрестанное благодарение за все случающееся. «О всем благодарите, – говорит он, – сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1 Сол. 5, 18). Если нет ни одного случая, который бы утаился от Бога, то за все случающееся надо славословить Бога. Благословен Бог промышляющий! Благословен Бог попущающий! Ничто вне воли Его совершиться не может.

Письма.

ПРИЗНАКИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Павел указывает филиппийцам на две важные особенности христианской жизни.

Радость

Во-первых, это — радость.

Наверное, когда он сказал: «Радуйтесь!» в уме его промелькнула картина всего того, что должно прийти. Он сам лежал в тюрьме и впереди его ждала верная смерть; филиппийцы становились на путь христианства, и, вне всякого сомнения, впереди их ждали мрачные времена, опасности и гонения.

И вот Павел говорит: «Я знаю, что говорю. Я продумал все, что может случиться, и все же я говорю это — радуйтесь!»

Христианская радость не связана ни с чем мирским, потому что источником ее является непрестанное присутствие Иисуса Христа.

Двое любящих всегда счастливы, когда они находятся вместе, где бы это ни было.

Христианина нельзя лишить чувства радости, потому что его нельзя лишить Христа.

Кротость

«Кротость ваша да будет известна всем человекам», — говорит Павел далее.

Кротость, в греческом — это эпиейкея — одно из самых трудно переводимых греческих слов.

Трудность можно видеть из того, как по-разному его переводили. В разных переводах перевели его как мягкость, благовоспитанный, скромность, воздержанность, доброта, терпеливость, великодушие.

Греки сами объясняли это слово эпиейкея как «справедливость и нечто лучшее, чем справедливость«. Они говорили, что эпиейкея должна вступать в действие тогда, когда строгие нормы справедливости обретают несправедливый характера.

Ведь бывают же такие случаи, когда совершенно справедливый закон приобретает несправедливый характер, или когда справедливость не одно и то же, что беспристрастность.

Человек обладает этим качеством эпиейкея, когда он знает, когда не нужно применять строгую букву закона, когда надо ослабить правосудие и прибегнуть к милосердию.

Возьмем простой пример, с которым почти ежедневно сталкивается каждый учитель.

Он проверяет экзаменационные работы двух учеников.

Один написал на 4, а другой — на 3. Но, если посмотреть дальше, то станет ясно, что тот, который написал работу на 4 имел дома идеальные условия работы: книги, свободное время и покой, чтобы хорошо учиться. А тот, который написал на 3 происходит из малообеспеченной семьи и не имеет всех этих справочников, или был болен, или его недавно постигла печаль, или сильное нервное перенапряжение.

По справедливости ему полагается 3, но эпиейкея позволит дать ему намного большую оценку.


Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь

Иной раз церковное собрание принимает решение в строгом соответствии с церковным правом, учитывая все его нормы и практику, но иногда христианское отношение к ситуации требует, чтобы во главу угла были поставлены не эти нормы и практика.

В представлении Павла христианин — это человек, который понимает, что есть нечто превыше правосудия.

Когда пред Иисуса привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, Он мог применить по отношению к ней букву закона, в соответствии с которым ее должны были побить до смерти камнями, но Он поступил превыше закона.

С точки зрения законности никто из нас не заслуживает ничего иного, кроме осуждения Божия, но Он стоит намного выше законности.

Павел заявляет здесь, что в личных отношениях со своими собратьями христианин отличается тем, что он понимает, когда нужно настаивать на соблюдении справедливости, а когда нужно помнить, что есть нечто, что стоит превыше справедливости.

Зачем нужно человеку быть таким? Зачем присутствуют радость и кротость в его жизни? Потому, говорит Павел, что Господь близко.

Если мы будем помнить грядущее торжество Христа, мы никогда не потеряем нашу надежду и радость. Если мы будем помнить, что жизнь коротка, мы не будем пытаться проводить в жизнь неумолимую законность, которая так часто разделяет людей друг от друга, а будем стремиться относиться к людям с любовью, точно так же, как мы надеемся, что Бог будет относиться к нам.

Справедливость — человеческое свойство, но эпиейкея — Божественное.

1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния

И как бы естественным следствием
обращения к Богу является радость духовная: «Возврати
мне радость спасения Твоего и Духом владычественным
утверди меня» (Пс. 50:14). Даже пост — время сугубого
покаяния — должен проявляться не в духовным бесплодии, а
в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это
время сетования в радость: «так говорит Господь Саваоф:
пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым
торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19), 
«им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей
радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут
их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его»
(Ис. 61:3, 58:14).

Блж. Августин

непрестанно молитесь

Кто же познал, почему кричит? Он прибавил: и пред Тобою все желания мои (Пс 37:10). Не перед людьми ведь, которые сердца видеть не могут, а пред Тобою все желания мои. Пусть и твои желания будут пред Ним, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе (Мф 6:6). Ибо молитва твоя — сами желания твои, и если постоянны желания, постоянна и молитва. Ведь не напрасно сказал апостол: Непрестанно молитесь. Неужели же мы непрестанно преклоняем колена, простираемся ниц и воздеваем руки, по слову его: Непрестанно молитесь? Или, если это называется молиться, мы, полагаю, не можем заниматься этим непрестанно. Но есть иная, внутренняя, непрестанная молитва. Это желание.

Изъяснения Псалмов.

Прп. Иустин (Попович)

всегда радуйтесь

Преследуемые из–за божественного блага, Господа Иисуса Христа, всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что–нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, Воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за Неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие (см.: Мф. 5:10–12; Лк. 10:20). На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без Воскресения, а Воскресения – без Всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством Святых Таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять (см.: Ин. 16:22). Всегда радуйтесь, поскольку вы сильнее смерти, ада, зла, греха и диавола. Исполненные евангельских добродетелей Воскресшего Господа еще на земле, в этом мире, мы входим в радость Господа нашего и наследуем ее в том мире (см.: Мф. 25:21–23); поэтому мы радуемся, когда нас гонят, ненавидят, когда клевещут на нас и даже когда ведут на смерть, поскольку для нас нет смерти, так как Господь силой Своего Воскресения попрал смерть!

Своим Воскресением чудный Господь всю нашу скорбь обратил в радость (см.: Ин. 16:20), в вечную радость, вечно пребывающую в нас благодатью веры в Воскресшего Господа (см.: Ин. 15:11). Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа (см.: Ин. 17:13; Флп. 1:25). Верой во Христа в душе христианина основывается Царство Божие, царство добра и вечной истины, правды, любви и жизни – одним словом, в душе христианина воцаряется Божественная Троица там, где прежде было царство греха, смерти и диавола, поскольку Царство Божие есть радость во Святом Духе (Рим. 14:17). Когда христиане имеют в душе своей эту вечную радость, то радуются, впадая в разные испытания, скорби и нападения со стороны видимых и невидимых врагов Христовых (см.: Иак. 1:2). Они радуются в страданиях, мучениях, в смертях за Христа (см.: Кол. 1:24), поскольку имеют в себе Воскресшего Господа.

Радость веры, когда возгорается в христианской душе через молитву, пост, милостыню, любовь, бдение, привлекает Духа Святаго, Который невидимо наполняет душу неизреченной радостью о Дусе Святе. Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью Святых Таинств.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

120. Кто никакого креста не несет терпеливо, тот не войдет в Царствие Небесное. Ухаживай за больными, как за Самим Христом, и получишь спасение

Устиния!

Письмо твое получил. Ты пишешь, что очень трудно, но ведь это и есть тот узкий и прискорбный путь, ведущий в живот вечный. Укрепляй себя тою мыслию, что если не это, то еще что-нибудь другое, а надо терпеть. Кто никакого креста не несет терпеливо, без ропота, тот и не войдет туда, куда вошел наш Крестоносец, Господь Иисус Христос. Два было распято злодея около Иисуса Христа: один за самоосуждение первым вошел в рай, а второй за ропот, хулу, нетерпение пошел в ад, – вот и мы, грешники, как разбойники, можем или спастись, или погибнуть. Жизнь земная пройдет как сон, а потому ради вечнаго блаженства потерпи, ибо страсти нынешняго века недостойны той славы, которая откроется в будущем веке. Все терпели, и Сам Господь что за нас претерпел, то неужели мы за себя не потерпим. Надобно стараться быть кроткой и смиренной, и тогда взятое иго Христово будет благо и бремя легко .

Ухаживай за больными, как за Самим Христом, и за это ты получишь спасение и на земле будешь избавлена от тяжелых страстей. Не бросай больную, а то Господь пошлет другую добрую, а ты лишишься уготованной тебе награды. Враг потому больше и нападает, что твое послушание ему очень не по вкусу, а может быть, он, пронырливый, и приметил близкий конец, и хочет лишить награды. Кто за мзду делает что, то за что же еще ему будет награда? Кто охотно ради Христа делает туне, тот и получит от Него во сто крат больше и наследует жизнь вечную. За твой доброхотный труд тебе должен будет не человек, а Сам Бог.

Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усерднее будешь ради Господа служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при твоем исправлении болезнь и не оставит тебя, то, значит, это для того, чтобы за твое терпение дать тебе венец в будущей жизни на безконечное время. Потерпи. Пройдет жизнь как сон.

С верою, без сомнения, больныя места мажь маслом, как я и прежде благословлял, и Господь даст облегчение по вере твоей. Молюсь за тебя и за Евдокию. После твоего письма у тебя на душе стало легче, а потому не верь помыслу от врага, возбраняющему писать ко мне.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

19 ноября 1897 г.

1.2. Чрезмерная печаль

С другой стороны, «чрезмерная печаль»
(2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с
проявлениями таких смертных грехов как уныние и
отчаяние. По словам архим. Кирилла «Павлова), «человеку
в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны.
Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет,
обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет,
по всякому поводу раздражается — словом, сама жизнь
бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние
приводит к другому, более опасному душевному состоянию,
называемому отчаянием, когда человек нередко допускает
мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже
существенным благом на пути своей земной жизни» . По
словам ап. Павла «печаль мирская производит смерть» (2
Кор. 7:10).

К чему мы призваны

К чему мы призваны?» — вопрос очень важный, который мы, христиане, должны себе задавать. Христианство в своей положительной стороне как раз и отвечает на него.

Ответ на вопрос «Что я могу знать?» дает вера. Именно она удовлетворяет жажду человеческого ума, жажду правды — ту, которую не может удовлетворить наука. Любовь удовлетворяет жажду праведности, это ответ на вопрос «Что я должен делать?» — «Любить». И, наконец, надежда на Царство Небесное — ответ на вопрос «К чему мы призваны?», на ту жажду радости, которая есть у каждого человека.

Говорить О Царствии очень сложно (часто нас упрекают в молчании о нем), потому что оно не от мира сего (ср.: Ин. 18, 36). А это значит, что у нас просто нет слов, чтобы о нем рассказать.

Еще Платон за столетия до Христа очень ясно чувствовал эту непостижимость. Помните его миф о пещере? О Царствии Божием нам тоже очень сложно рассказать, как сложно рассказать жителям пещеры о том, что находится снаружи.

Вспомните евангельские притчи о нем — какие они? О зерне. О закваске. О поле. Они — такие.

Заключение

Таким образом, рассмотрение проблемы
совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина
покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что
эти два состояния не противоречат, а органично дополняют
друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что
прощение дает возможность жить, что снова можно стать
чадом Божиим, поэтому покаяние — это радость. Эта «радость
о Господе» имеет духовную природу, ибо даруется
благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать
этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его
дарить окружающим, «радуясь с радующимися и плача с
плачущими» (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все
верные Христу войдут «в радость Господина» своего
(Мф. 25:21), а «печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10).

Александр Усатов, иерейМиссионер Дона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector