Кротость
Содержание:
Кроткий нрав, как это?
Вычитал в произведении Вольтера «Кандит, или оптимизм» такое понятие, как кроткий нрав, что это?
У кого кроткий нрав?
Почему нрав кроткий?
Владимир гор
Человек с кротким нравом, кротким характером безгневный, беззлобный и незлобивый. Ни когда ни на что не обижается и принимает все происходящее вокруг него и с ним, так как оно есть.
Никогда не затаивает в себе желание навредить человеку,негативные эмоции,не лелеет надежду отомстить за что — то.
Не бывает в состоянии гнева, даже тогда, когда можно было бы и возмутиться на несправедливость или какие — либо притеснения со стороны других людей.
Его не гложет желчь,зависть. Он не затаивает в себе обиды на конкретного человека, на мир, на общество в целом, на свою судьбу. Плывет, как говорят «по течению».
Ни когда не отвечает тем же на грубое отношение к себе. Безропотно соглашается со всем и всеми, даже если и считает это неверным, ненужным, неподходящим, и так далее.
Такой человек имеет, как правило, добрую душу, доброе любящее всё и вся сердце.
Ни когда не вступает с другими в спор, в противостояние и считает мир в отношениях между людьми приоритетным и наиболее подходящим состоянием для жизни в обществе и сам выступает с миротворческими посылами, если видит некую вражду между людьми находящимися в его окружении.
Это мягкий, тихий, молчаливый человек. Скромный, без сверх запросов, всегда удовлетворенный тем, что у него есть.
Он снисходительно, без особых требований относится в окружающим, принимает то, что они делают и никогда не требуют от них большего,не оценивают других на правильность и неправильность их действий.
Все, всегда пропускает мимо ушей не заостряя ни на чем внимания. Имеет большое терпение.
Его невозможно вывести из себя, так как он всем всегда уступает в их требованиях и желаниях, даже в ущерб себе. Не стоит за себя. Не защищает свое мнение, да и мнение, которое он был бы готов высказать окружающим у него не бывает.
В общем, такой человек самый, что ни на есть, тишайший человек, который ведет такой же, тишайший образ жизни, кроткое, не мешающее ни кому, незаметное, не бросающееся в глаза существование. После смерти таких людей их не вспоминают и быстро забывают, так как они ни чем не проявляют себя, заметным и значимым для других людей.
Такие люди как придорожный камень, который лежит и ни кто не заостряет на нем внимание пока не споткнется, то есть не наткнется на него. Вот и люди с кротким характером могут находиться в помещении, где их вообще не замечают, как ковер висящий на стене
Удачи.
Ad libitum
А это можно вычитать не только у Вольтера. Зачем так далеко ходить.
У нашего Федора Михайловича есть целая повесть с названием соответствующим- «Кроткая».
Ну а кротость — это смиренность, уступчивость, негневливость, доброта в какой-то мере безграничная, но и покорность, хорошо, если не рабская, которая тупая и не рассуждающая, а все-таки от доброты сердечной, особого расположения к людям, желание все им простить и не осуждать, не гневаться.
Душевный мир и спокойствие.
Помните?
Конечно, такой нрав просто подарок. Обычно такими бывали девушки из сказок, например, та, о ком строчки выше, могли быть наделены таким нравом и монахи или иные герои.
Например, Алеша Карамазов.
Любава1989
Слово «нрав» один из синонимов к слову «характер», слово «кроткий» имеет несколько обозначений, например, «мягкий», «скромный», «неконфликтный», «спокойный» и все в таком духе. Человек, обладающий кротким нравом, чаще всего, ведет скромный образ жизни, он не любит выступать, кому-то что-то доказывать. Он предпочитает оставаться в стороне, и не ввязываться в конфликтные ситуации.
Trianon
Кроткий нрав- человек с робким характером. Ему легче промолчать, чем открыть рот и сказать. Не всегда кротость является благодетелью,- человек может чего-то не сделать, что от него ждут, подвести. Также не всегда кротость подразумевает собой великодушие,- в голове тихони могут быть и чёрные мысли…
Яалечка
Кроткий нрав, другими словами — тихий, покладистый характер. Человек с кротким нравом воспринимает окружающие его события со смирением и невозмутимым спокойствием. Безропотно выполняет все наказы и просьбы. Кротким нравом, наверное, должны были обладать девушки в 18 веке.
bolshoyvopros.ru
О каком наследстве речь?
Нужно обратить внимание на обетование, которое обещано кротким: сказано, что они «наследуют землю». О каком наследстве идёт речь? Разумеется, сказанное Спасителем не значит, что некий кроткий получит больший надел земли или что кому-то за проявление этой добродетели будет положена какая-то льгота — это, конечно, смешно
Здесь нужно вспомнить слова апостола Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Мы как люди, живущие духовной жизнью, должны понимать, что речь идёт о чём-то большем — о событиях, связанных с Апокалипсисом, Вторым пришествием Христа, Страшным судом.
Наш праотец Адам до грехопадения обладал раем и должен был всю землю превратить в один райский сад, то есть замысел о человеке у Творца был грандиозным, величественным, достойным Его. После грехопадения наши прародители были изгнаны из рая, но через Христа как Второго Адама мы можем вернуться в потерянный рай. Человек, живущий благочестиво, кающийся грешник, ищущий Бога и стремящийся ко спасению бессмертной души, будет наследником грядущего Царства Славы, Небесного Иерусалима — нового неба и новой земли, о которых пророчествует нам Откровение. Это будет обновлённый мир, в котором человек услышит призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Вот такую высокую планку надо иметь в виду, когда мы говорим о земле, которую наследуют кроткие.
С другой стороны, можно предположить, что буквальный смысл в этих словах тоже имеет место. Люди духовные, одарённые, богобоязненные редко когда нуждаются — вспомним, как об этом сказано в Псалтыри: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Мы верим, что Господь Своих не оставляет и праведники у Него под присмотром — примеров тому множество и в Ветхом, и в Новом Завете, и в книгах святых отцов, и в трудах исторических. Если человек пребывает в молитве, покаянии, смирении, Господь его хранит. Люди праведной жизни нередко получают не только небесные дары, но и земные блага — и в том есть частичное воплощение третьей заповеди блаженства.
Блаженство кротких
В чём же блаженство кротких? Слово говорит, что они наследуют землю. «Но когда и где кроткие могли чего-то добиться?» — спросите вы. Скорее агрессоры наследуют землю, или наглые добиваются поставленных ими целей. Мы все хорошо знаем, что вряд ли кроткие могут чего-то добиться. В глазах этого мира кротость считается недостатком, даже слабостью.
Но если мы посмотрим на историю человечества, то увидим, что хищные, воинственные и кровожадные нации, приводившие в страх людей, потом всегда сходили на нет, иногда даже Господь их и вовсе уничтожал. В Библии много тому примеров. А миролюбивые люди, ценившие закон и уважавшие других людей, в конечном счёте, побеждали. В слове Божием, конечно, имеется в виду новая земля и новое небо. Об этом говорится, что кроткие наследуют землю. Здесь, на этой земле, кротким приходится во многом уступать, это безусловно так.
Что значит кротость?
Дина
Кроткий человек мягок и уступчив. С таким человеком приятно иметь дело. Тем не менее, как отмечает мудрый царь Соломон, «мягкий язык переламывает кость» (Притчи 25:15). Кротость — это замечательное качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твердостью духа.
Апостол Павел включил кротость в свое описание «плода духа» , которое можно найти в Галатам 5:22, 23. Греческое слово, переведенное в 23-м стихе как «кротость» , может также означать «мягкость» или «приятность» . Следует отметить, что в большинстве языков трудно найти точный эквивалент данного греческого слова, потому что оно описывает не внешнюю мягкость, а внутреннюю кротость и доброту, не манеру поведения, а состояние ума и сердца. С кротостью тесно связано смирение. Кто «смирен сердцем» , тому легко проявлять кротость; гордость же, наоборот, часто приводит к тому, что человек обращается с другими сурово и бессердечно (Притчи 16:18, 19). Иисус проявлял смирение в течение всего своего земного служения. Даже когда за шесть дней до своей смерти Иисус въехал в Иерусалим и народ радостно приветствовал его как царя иудейского, он резко отличался от правителей мира. На нем исполнилось мессианское пророчество Захарии: «Вот, идет к тебе Царь твой, кроткий, сидящий на осле — на осленке из потомства вьючных животных» (Матфея 21:5; Захария 9:9). Верный пророк Даниил видел видение, в котором Иегова дает власть своему Сыну. Но в более раннем пророчестве Иисус описывается как «уничиженный между людьми» . Мы видим, что кротость и смирение действительно идут рука об руку (Даниил 4:14; 7:13, 14).
Иван ручкин
человек, который преодолел зависимость от желаний и сознания.
Само понятие кротости позволяет человеку понимать что жизнь это путь совершенства Духа и взаимоотношения с людьми не могут быть препятствиемНо с другой стороны быть обидчивым или кротким
это черта характера .И тем и другим мы делаем себя сами
Словарь синонимов
Краткий, короткий, сжатый, сокращенный, лаконический; беглый, общий, отрывистый; минутный, моментальный. Лаконический ответ. Лапидарный слог. Коротко и ясно. Лаконизм: пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Прот. Долгий и Подробный. Ср. Временный и Короткий.Кроткий, безгневный, безжелчный, беззлобный, безобидный, безответный, безропотный, добродушный, добросердечный, мирный, миролюбивый, мягкий, молчаливый, незлобивый, скромный, смиренный, смирный, снисходительный, терпеливый, тихий, тишайший, уступчивый, отходчивый, ангельский, елейный, безличный. Кроткий человек — смиренник, схимник (иронически: схимничек), тихоня, шелковый; тише воды ниже травы; воды (водой) не замутит; курицы (мухи) не обидит; овечка, баран, божья коровка. Прости! прощай, моя безответная! Тург. Зная ее ангельский нрав, я уверен, она простит меня. Тург. К тетке он явился ниже травы и тише воды. Писемск. Прикидывающийся кротким — волк в овечьей шкуре, волк, рядящийся в овечью шкуру. Ср. Бесхарактерный, Добрый, Невинный, Податливый, Спокойный. Прот. Злой, Своенравный.См. тихий
Кротость это великое оружие Божие
В Притчах записано такое обетование: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Прит.25:15). Это очень мудрое поучение и нам надо положить его в своё сердце, учиться не упорствовать, не настаивать на своём.
Помните случай, когда разгневанный Давид шёл наказать Навала? Навал действительно оскорбил его, поступил с ним жестоко. А жена Навала Авигея, услышав об этом, вышла навстречу Давиду со своим кротким и мудрым словом. И она остановила Давида, убедила его не проливать крови. Слово Божие даёт нам великие уроки.
Нам надо вникать в них, размышлять над ними, учиться поступать в своих обстоятельствах подобным образом, потому что кротость — это великое оружие Божие, и оно нужно нам и в церкви, и в семейных отношениях. Как у нас часто бывает? Мы готовы проявить свою власть с гневом, с криком или ещё какими-то другими плотскими методами и забываем, что Бог дал нам более сильное оружие — духовное! Авигея, слабая женщина, одна остановила большой вооружённый отряд! И это пример того, что делает кротость. Кротость — это сила, а не слабость.
Нам надо приобретать духовную точку зрения на жизнь, чтобы нам быть побеждающими христианами, а не разбитыми и поражёнными. В книге Екклезиаста написано: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл.10:4). Вы видите, что делает кротость? У человека нет силы бороться с начальником, даже если он не прав. А уж если человек не прав — тем более. Но кротость и в этом случае приходит на помощь. И это помогает всегда, в любой ситуации, потому что это — духовный подход. В Писании есть ещё одно серьёзное наставление: «Если впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» (Гал.6:1). Понимаете? Мы не должны подходить свысока к согрешившему человеку. Надо исправлять его в духе кротости, чтобы самим не впасть в искушение, чтобы иметь страх Божий, ибо никто не свободен от греха. Чтобы нам послужить Господу — а мы все этого хотим — прежде всего нужно облечься в кротость и ни к кому не относиться свысока. Это относится к каждому человеку, высоко он поставлен или не очень. Если этого не будет, мы не только не сможем решать проблемы, но будем их умножать.
Хочу обратить ваше внимание на мудрость и кротость пророка Нафана. Вы помните, что было, когда Господь послал его обличить Давида? Он не стал рубить с плеча, или, как мы, прямо говорить правду в глаза
Он понимал, что имеет дело с царём, который тяжко согрешил. Да ведь и не только к царю, к любому человеку не так-то просто подойти с обличением. Нафан подошёл с мудростью, он начал с притчи, как бы издалека, и это сокрушило сердце Давида. Кротость всегда сопровождается мудростью, без мудрости она просто невозможна. В Притчах говорится, что со смиренными мудрость (Прит.11:2). Видите, как все духовные качества связаны между собой. Чтобы постигнуть их, нам надо глубже вникать в Слово Божие.
Очень важный совет даётся в послании Иакова: «Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13). Да, только так мы можем кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то убедить: добрым поведением с мудрою кротостью. При этом самый раздражённый и нерасположенный человек улыбнётся и скажет: слава Богу! Кротость, которая названа нетленной красотой, достигается непросто, как и все духовные качества: она достигается через крест, когда человек смиряется, отвергает себя. Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф.11:28-29). Вот путь — мы найдём покой, в нашей душе будет мир, когда мы научимся у нашего Господа кротости. Если мы Его дети, Его ученики, мы должны стремиться жить, как Он жил на этой земле. И тогда мы сможем у Него научиться. Ведь мы пришли к Нему, не так ли? Так как же мы можем ходить своими путями? На своих путях мы никогда ничему не научимся. Мы пришли и каждый раз приходим к Господу через покаяние. Нет другого пути обновления. Чтобы научиться кротости у Господа, надо взять Его иго. Иго — это крест, и иго это благо, и бремя Его будет для нас лёгким, если мы не на словах, а по истине согласимся идти Его путём. Братья и сёстры! Смиримся под крепкую руку Божию!
Михаил Бурчак,
Сергиев Посад
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Кротость — не слабость
Однако кротость не есть слабость, а наоборот, скорее это сила владеть собой. Сила самообладания, терпения. Мирской человек или даже христианин может быть душевным или плотским. Бывает даже так, что человек может иметь Духа Святого, но живет по плоти, а не по духу. Об этом говорится в 8-й главе послания к Римлянам. Если человек громче всех кричит или запугивает, или оказывает давление, то на самом деле это слабость, духовная слабость. Но когда мы способны в каком-то спорном вопросе не повысить голос, не разгневаться, не допустить раздражения, не мстить за себя, не угрожать, то это признаки кротости, это умиротворяюще действует на людей, но для этого нужна сила духа.
В книге Чисел говорится: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ.12:3). Кротчайший. Там это слово употребляется в превосходной степени. Написано, что Аарон и Мариамь стали обвинять Моисея, что он взял жену эфиоплянку. На самом деле, они обвиняли его вроде бы на законном основании, а Моисей не защищался, он молчал. И в этом проявилась его кротость. Но за него вступился Господь. Мы помним, что Он поразил Мариамь проказой. Почему так? Потому что Моисей был верным и Господь ему доверял во всём. Моисей не радовался наказанию своей сестры, но молился и ходатайствовал пред Богом о её помиловании. И в этом тоже проявилась его кротость. Тут есть чему поучиться. Наш Господь Иисус Христос Сам был кротким и нас направлял к тому же: «направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс.24:9).
Чтобы познавать пути Господни, идти этими путями, недостаточно соглашаться с ними теоретически. Оказывается, надо что-то изменить в своём сердце, в своём поведении, надо бодрствовать и достигать кротости. Не стремясь к кротости, мы не сможем учиться у Бога. Все мы умеем учить других, но если мы не научим себя самих, то наши слова окажутся пустыми. И мы знаем это на практике, что часто человек учит других, а для души своей бесполезен. Об этом стоит задуматься. И если мы хотим учиться у Господа, нужно укрощать своё сердце, а оно не подчиняется сразу, оно вроде непокорной лошади. Трудно на наше сердце надеть узду Духа Святого. Но если мы хотим служить Господу, хотим, чтобы Он руководил нами, мы будем стараться, и Господь нам поможет. Помните, Давид даже не разгневался, когда его злословил Семей. Он встретил это кротко — он нуждался в милости Божьей и в Его руководстве. У Давида были ошибки, промахи, грехи, но кротостью он всегда располагал к себе сердце Господа.
Блаженны кроткие
В заповедях блаженства Христос говорит о кротости, а о носителях этой добродетели – как людях, которые «наследуют землю» (Мф. 5:5). Кроме иносказательного смысла о том, что незлобные и способные к прощению люди войдут в новую духовную реальность Царства Божьего, можно справедливо отметить и вполне «земной» аспект слов Спасителя.
Кроткие христиане, оказавшись
на просторах Римской Империи, крупнейшего государства своего времени, сумели
преобразить страны язычников в пространство верующих во Христа. Христианство
распространялось среди языческих народов Европы, мирно меняя сознание людей.
Культы многобожия низвергались в глубины исторического забвения, а Новая Вера
окультуривала и формировала высокоразвитую цивилизацию.
Придя на Русь, христианство
стало мощным фундаментом для возникновения величайшего на земле народа из
разрозненных славянских племен. Вера не была средством наращивания политической
мощи, она была целью, и от того ее носители преображали пространство жизни
вокруг. Можно сказать, что Бог преображал руками людей мир, в который страны и
народы Его добровольно впускали.
В Новое время христианство
распространилось почти по всему миру. И вновь – кроткие – заполнили собой
огромные земные пространства.
Важно, что кротость не тяжелое бремя, а подлинная радость. Отсутствие зла, то есть добро по отношению ко всем людям венчают эту добродетель
Она дает спокойствие, уверенность, внутреннюю силу, психологическую стабильность и потрясающий дар мирно решать конфликты. Кротость – это качество сильных.
Степени проявления кротости:
-
Переносить молчаливо бесчестие, хоть и с болезнью, печалью души. Это самая начальная форма – мы молчаливо, тихо переносим, но внутри мы скорбим. Человек не может сразу стать кротким, никак, это невозможно. Вначале нужно упражняться в этом. И действительно это так: прощаешь его – не прощается, пытаешься простить – не можется. Бороться надо, себя нужно переделывать, и благодать Божия, видя наше устремление, видя наши труды, помогает нам и очищает нашу душу. Это первое и обязательное условие, без этого никто не достигнет кротости.
-
Когда человек уже может в этих поношениях пребывать беспечально. Оскорбили – ну, слава Богу. Человек ровно относится к этому. Это уже другая степень. И когда человек увидит, что это так, он опять же не должен думать, что он встал на ноги. У преподобного Исаака Сирина есть такой пример, когда человек написал ему в монастырь: «Приходи ко мне в гости и дай мне наставление с моей семьей». Умолял его довольно продолжительное время, и св. Исаак ему написал: «Мы к своим монахам не выходим из кельи, а тем более – пойти в мир… И все страсти, которые в нас уснули, мы их придавили внутри себя, прижали, – просто воспламенятся. Извини, мне спасение мое дороже. Потому что то, что было соткано десятилетиями, я могу потерять в одно мгновение. Я не для этого уходил в пустыню, чтобы все это потерять». Если уж преподобный Исаак говорил об этом, то тем более мы с вами.
Когда чувствуем в себе какие-то изменения, что мы можем прощать – мы ни в коем случае не должны думать, что мы уже достигли какой-то гавани. Впереди много борьбы, и первая степень, когда мы будем опечаливаться, она все равно будет нас ожидать, потому что разные виды обиды приносят разную глубину огорчения. Особенно обиды близких людей, друзей гораздо горше для нас, чем, допустим, если скажет что-то начальник на работе. Поэтому ко всему здесь нужно быть готовым и не радоваться временным успехам, но терпеливо ждать созидающей пользы.
- Принимать поношения как похвалы. Тебя обозвали – а ты думаешь: вот, меня похвалили. Да, юродство. Скажете – ну, что ты, батюшка, тут рассказываешь. Но на самом деле это так. Ведь самая последняя степень – это вообще желание бесчестия. Т.е кроткий, смиренный человек желает бесчестия, потому что эти бесчестия он воспринимает именно как очищающий огонь для спасения во Христе. И когда его оскорбляют, он даже не видит, что его кто-то оскорбил, потому что он весь воспален любовью к Богу, любовью к человеку, и видит ту трагедию, что все мы лежим во зле, весь мир лежит во зле. И мы друг другу наносим эти раны. И он, как соработник Христов, пропускает этот грех за свой хребет, выкидывает его, не обращает на него внимания и пытается любовью это зло погасить в самом себе. «Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Миротворец должен быть обязательно кротким человеком.
Итак, когда нас оскорбляют, мы должны знать, что нас Господь хвалит. А когда нас хвалят, значит, господь нас не балует. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». И поэтому действительно, когда такое искушение бывает, надо понимать, что это все по милости Божией. Ничего просто так у нас не происходит. Ничего! Христос всегда стоит рядом с нами и каждого из нас воспитывает.
Как достичь кротости?
Кротость — добродетель очень высокая. Обрести её сложно, к ней нужно восходить. Она невозможна без нищеты духа, к которой всё сводится. Если человек не чувствует своей слабости и немощи перед лицом греха, то он не станет просить Бога о помощи. Он будет пребывать в блаженном неведении, в самоуверенности и прелести. У него появится убеждённость в том, что он, конечно, не фунт изюма, но в целом у него всё нормально.
Это глубочайшее духовное заблуждение. Оно сродни тому, как если у человека бессимптомная четвёртая стадия рака, а он говорит: «У меня всё хорошо, ничего не беспокоит, не трогайте меня! Мне не нужны ни лечение, ни операции». Мы все находимся в таком состоянии повреждённости, и если человек заметил, что он неправ, признал, что у него есть проблемы — это колоссальный прорыв в его духовной жизни. Не надо маскироваться перед самим собой. Надо научиться говорить себе правду, признаваться в своём несовершенстве — это уже начало пути. Да, мы ещё на берегу, но это уже мужество души и хороший прогностический признак, как говорят врачи, — и значит, уже можно начинать лечение.
Чтобы пройти большой путь, надо начинать с маленьких шагов. Пусть вы ещё очень далеки от кротости, но если сможете промолчать, когда в душе кипит буря эмоций, это уже хорошо и значимо. Да, мы порой, как лётчики в тумане, идём по приборам — действуем интуитивно, по наитию
Но мы идём вперёд, и это важно. Если говорить о вещах практических, то совершенствование себя сводится к исповеди и причастию, чтению Евангелия и делам милосердия по отношению к ближним
Да, это банальные вещи, но зачем изобретать велосипед, если он уже нам дан? Потенциал, который даёт соединение со Христом через Таинство Евхаристии, ни с чем не сравним, потому что так Господь входит в человека, преображает его изнутри и даёт силы. Может ли что-то быть больше?
Хранение кротости:
Вот мы что-то приобрели, что-то познали, что-то приняли, начали работать. Как это сохранить? Как удержать то состояние, то понимание, которые мы немножко приобрели в трудах?
- Избегать общения с гневными, злобными, сварливыми, – говорит Исаак Сирин. «С преподобным преподобен будеши, со строптивым развратишься». «С кем поведешься, от того и наберешься», – говорит народная мудрость. Поэтому если мы хотим стяжать добродетель кротости, то всякая компания, не имеющая кроткого духа, должна нами быть презираема как место нашего нахождения. Людей не надо презирать никогда. Но презирать то место, те склоки, те свары, иметь внутри полное неприятие того духа – мы обязательно должны это помнить и никогда не засиживаться в такой компании. Если чувствуем, что что-то не то, не так – нужно сразу выйти. Попросить у всех прощения и исчезнуть. Потому что со строптивым развратишься. А с преподобным преподобен будешь. И поэтому нужно, конечно же, все-таки искать людей для общения кротких, мудрых, смиренных, в общении с которыми можно увидеть другое. Не то, что мы обычно видим в своей жизни. Если на нашем пути встречаются такие люди, надо эту встречу ценить, беречь. И все это общение действительно духовное, назидательное сохранять.
- Св. Иоанн Златоуст говорит, что не надо помышлять о ближних ничего худого, вообще ничего. Прежде всего, потому, что когда мы помышляем о человеке худо, мы можем возноситься над ним: если он худой, то я хороший, если он тупой, то я умный. Если он неумеющий, то я всё умею. И если я умею, а он нет, то я могу себе позволить на него раздражиться и поговорить с ним на повышенных тонах. С начальником мы, грубо говоря, никто и потому не говорим на повышенных тонах. А со своими родными, близкими, друзьями человек может говорить на повышенных тонах, потому что он считает себя лучше. Ведь в семье эти скандалы часто происходят лишь только потому, что человек в семейной обстановке расслабляется и он уже не видит, что начинает жить просто по грехам. Если в обществе он сохраняется, как-то себя дисциплинирует, внешний фактор на него воздействует, он пытается быть благочестивым, скромным, воспитанным, интеллигентным на худой конец, то дома он может сказать всё, что он думает обо всех, и потом ни с кем не разговаривать.
- Не мстить, не гневаться и не памятозлобствовать ни в коем случае. Если ты хочешь сохранить начатки добродетели, ни в коем случае нельзя мстить, злобствовать, чего-то худого желать, иначе потерпишь большой урон.
- Преподобный авва Дорофей говорит, что, если хочешь сохранить кротость, не избегай огорчающих тебя. Будешь избегать – от тебя убежит кротость. Потому что через огорчающих нас мы приобретаем эту кротость, укрепляемся в ней и совершенствуемся в добродетели. И как раз невозможно, чтобы человек жил всегда в идеальных условиях. Никак невозможно.
Нам хочется жить, чтобы нас никто не трогал, но это погибельный путь. Обязательно нас кто-то должен смирять. И эти смиряющие обстоятельства в жизни обязательно должны быть у каждого из нас. Без этих скорбей никому не спастись.
Также очень важно обратить внимание на ложную кротость, которая может выдавать себя за добродетель и тем самым тоже совратить нас с истинного пути. Трусость и малодушие, которые проявляются в некотором расслаблении, в бездействии, в лености, – они очень часто выдают себя за кротость: «Ты промолчи – это по-христиански».
- Варсонофий Великий и пророк Иоанн говорят, что терпение может быть связано ещё именно с гневом. Мы говорили, что у Игнатия Брянчанинова написано, что кротость имеет в себе терпение. Так вот, бывает так, что человек терпит, потому что он прогневан, озлоблен, напряжен. Такое часто бывает: «Во что бы то ни стало, я это сделаю, потому что я хочу, чтобы тому человеку было хуже». Такие мысли бывают, и люди действительно могут на этот путь встать и пройти его до конца, а это очень страшно. Этого нужно бояться.
Что такое кротость
-
Прежде всего, это тихое, невозмутимое состояние духа.
-
«Кротость – это смиренная преданность Богу, соединенная верою, осененная Божественной благодатью», – это определяет Игнатий Брянчанинов. У Игнатия Брянчанинова определение немножко неотмирное, но как раз то, что показывает именно определение кротости в её духовном действии.
-
О её сущности он же говорит следующее: «Кротость есть уклонение от гневных помыслов, от возмущения сердца яростью, терпение, последование Христу, взяв крест, мир сердечный, тишина ума, твердость и мужество христианские, неощущение оскорблений, незлобие».
Более подробно мы будем говорить дальше.
-
Кротость есть добродетель, которая побеждает в нас раздражительность и гнев вспыльчивость, ярость – это всё виды гнева). Гневный человек должен понимать, что единственная добродетель, которая сразу сокрушит его раздражение – это кротость. И в этом отношении человеку нужно будет работать.
-
Кротость – это есть заповедь. Евангельские блаженства – это есть заповеди Христовы, к которым мы должны стремиться, исполнять их и работать в этом отношении, чтобы не только от нашего сердца, но даже из ума не убегали помыслы о том, что мы должны приобрести кротость.