«в больницу иду как на эшафот

Биография

Валерий Духанин родом из города Оренбурга, где он появился на свет 28-го мая 1976 г. Родился будущий иерей в обычной семье с атеистическим взглядом на мир и пребывание в нем.

Ничто не предвещало появления в мальчике интереса к Богу, религии. Родители, сам Валерий и его сестра были неверующими людьми, и таковыми остались, если бы не случились некоторые обстоятельства в их жизни.


Священник Валерий Духанин

Каждый год Валерий с семьей проводил лето в деревне. В доме, где жила бабушка, висело много икон. Приветливо горела лампадка, побуждая мальчика пристально вглядываться в мерцающие лики Спасителя, Богородицы, святых. Выходя на улицу и прогуливаясь вечером по деревне, Валерий часто останавливался перед заброшенным храмом.
Его необъяснимо влекло войти внутрь. И однажды решившись, он потянул на себя старую, перекосившуюся дверь. Она со скрипом открылась, и мальчик очутился внутри разоренной, разрушенной святыни. Его чистое, детское сердце безошибочно угадало присутствие тайны. Там за порогом храма все было тускло, обыденно, здесь же — безмолвно и таинственно.
Иногда дети видели, как их бабушка становилась на колени и молилась перед иконами. Время от времени в деревне появлялся священник, совершал требы для нуждающихся в этом. Однажды бабушка предложила внукам покреститься. Хотя в глубине мальчишеской души навсегда затаилась радость, полученная от встречи с Неведомым в разрушенном сельском храме, но была она еще до конца не осознанной

Валерий отказался креститься под влиянием навеянного тем временем атеизма, а также из-за присущего его возрасту подросткового самоутверждения, когда отрицается все и вся.
Как оказалось впоследствии, должно было пройти какое-то время, чтобы душа могла созреть для столь важного шага, освободиться от гнета довлеющих над ней условностей, предрассудков. И вот однажды это произошло

Праздновалось тысячелетие Крещения Руси. Валерий и его сестры, родная и двоюродная с мужем, сами пошли в храм с намерением принять спасительное таинство и соединиться со святой церковью, с Богом. Вела их туда потребность приобщиться тысячелетней истории христианства на Руси, сродниться со своими предками, обрести исторические корни.

Интересно! Во время крещения на душе у Валерия стало необычайно легко, радостно. Он опять почувствовал присутствие той необъяснимой таинственной силы, с которой он уже встречался там, в старом, заброшенном храме у бабушки в деревне. Изнутри как будто кто-то вытряхнул из их душ все грязное, наносное, и туда вселился небесный свет, — благодать Духа Святого.

Сокровенный мир Православия: современный человек на пути к Богу

Книга повествует об удивительной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значении православной веры. Начиная с одного из главных вопросов, волнующих душу: в чем смысл жизни? — книга ведет читателя по пути познания высших ценностей, венец которых — общение с Богом. Здесь вы найдете ответы на самые насущные вопросы. Есть ли Бог и как увидеть Его? Почему существует неверие и что таит в себе атеизм? Что Господь открыл о Себе людям и каков смысл Его заповедей? Для чего существуют храмы и возможно ли еще в земной жизни достичь счастья?.. В книге раскрывается множество интересных тем: чудеса и поучительные случаи из жизни, Ноев ковчег и всемирный потоп, исторические свидетельства о Христе и необыкновенные случаи с учеными, писателями и поэтами, любовь молодых людей друг к другу и особенности жизни в современном мире. Язык книги живой и увлекательный. Книга будет интересна для самого широкого круга читателей.М.: Издат. Совет РПЦ, 2006. С. 536.

Почувствовал, как силы закончились

Отец Валерий работал проректором, писал книги и статьи, служил в семинарском храме. В последний год до того, как узнал диагноз, он возвращался домой и просто лежал, ощущая непривычную слабость. Когда почувствовал, что силы закончились, решил обследоваться. Но никто из врачей про онкологию не говорил. Наоборот, все удивлялись: «Ну что вы, какой у вас рак? Еще не тот возраст. Вот если бы лет через 20, то да. Сейчас чего беспокоиться?»

Ходить и что-то делать становилось все труднее.

— В Петербурге была запланирована презентация моей книги, мне нужно собираться, а состояние плохое, как при гриппе. В животе тяжесть. Хотя температуры нет, — отец Валерий вспоминает этот день, задумчиво поправляя очки. В каштановых волосах и бороде прячется первая, редкая седина

— Я позвонил духовнику, сказал, что неважно себя чувствую. А он вдруг говорит: «Надо делать операцию»

И отправляет меня к знакомому хирургу…

Отец Валерий встретился с читателями, а потом поехал к врачу. 

— Он задал мне пару вопросов еще по пути, когда мы шли к больнице, и понял, что у меня рак. Потом обследования это подтвердили. Через месяц я лег на операцию. Как только пришел в себя после наркоза, меня должны были посадить на кровать. А боли неимоверные — шов проходит через весь живот. На следующий день уже нужно было подняться и сделать несколько шагов. А еще через день ты должен выйти в коридор.

После операции была первая химиотерапия — самая слабая. Но она отравила организм настолько, что отца Валерия пришлось увозить в реанимацию. 

О молитве

С кем еще поговорить о молитве, о том, как она порой трудна, каких усилий стоит удержать ум от посторонних мыслей. Иногда ведь вдруг и подумаешь: ну, зачем столько молитв! Одну прочел, другую — а ум уже переключился на что-то житейское, и ты механически повторяешь слова. Как же быть?

Батюшка задумывается ненадолго и говорит:

— Святые отцы уже все по этому поводу сказали. Молитва — это самое трудное. И самое главное. Потому что в ней человек соединяется с Богом. Но это происходит, когда человек полностью погружен в молитву, сосредоточен на ней. Как только мысль его ускользнула, пусть даже в сторону какого-то доброго дела, пусть это будут очень хорошие мысли, но молитва прекратилась. Нельзя молиться, механически повторяя текст.

И это настолько трудно — не рассеиваться, что настоящих молитвенников у нас очень мало. Я, например, понял, что неспособен, нет. Все время что-то отвлекает, все время надо отгонять мысли, снова сосредотачиваться. Стараюсь, конечно, но сказать, что получается — нет, не могу. Вот у нас есть отец Александр, он монах, вот это молитвенник. Он живет очень сосредоточенной молитвенной жизнью.

Или вот есть такой Симеон Афонский, это наш современник, филолог по образованию, очень интересный человек, его книги продаются, но мне кажется, его еще не вполне открыли по-настоящему читатели духовной литературы. Он большую часть своей сознательной жизни, по благословению старцев, провел в уединении, сначала в Абхазии, в горах, потом на Афоне. И он написал о своем молитвенном опыте. Очень глубокий и серьезный опыт. Вот у него есть чему поучиться.

Он говорит, например: «Каждый раз молись так, как будто впервые, или молись так, как будто в последний раз», «Сердце обретает Бога, когда между одной молитвой и другой не вторгается никакой помысел». Еще он говорит: «Постоянно сопротивляйся злой воле молитвой, хотя это и трудно, но привлекает к душе благодать; и никогда не исполняй веления злой воли в помыслах и поступках, чтобы не стать их пленником в вечности». Но это очень трудно, всю жизнь можно стараться и так вполне и не научиться. Но стараться обязательно нужно, потому что в молитве мы приближаемся к Богу.

Покаяние и плач о грехах

Книга священника Валерия Духанина «Покаяние и плач о грехах» касается важнейшей темы в жизни православного христианина: воспитания покаянного чувства. Образно, на наглядных примерах и с использованием святоотеческих поучений отец Валерий раскрывает особенности построения правильной исповеди и основные затруднения, свойственные современному человеку. Множество психологических проблем одолевают общество. Причиной их, как показывает автор, является отсутствие у людей навыка к правильному самокритичному взгляду на свои дела и поступки.

«Подлинный плод покаяния – это когда ты имеешь возможность опять согрешить, но уже не испытываешь в этом потребности. Ты опять имеешь возможность согрешить, опять попасться на тех же самых искушениях, повторить то же, но ты этого уже не допускаешь», – завершает свои рассуждения автор.

Издание составлено по материалам бесед. В конце его приведены ответы батюшки на вопросы.

М.: Изд-во Ника, 2017. С. 48.

Я научился жалеть неверующих людей

— Отец Валерий, пройдя большой жизненный путь, что в этом мире Вы поняли совершенно отчетливо и безоговорочно?

— Я понял, что человек, живущий с Богом — это счастливый человек. И великое несчастье, если человек живет без Бога. Все, что он достиг в жизни, все, что накопил, все, чему научился, все это мыльный пузырь, который в один момент лопнет, и он останется ни с чем. Я научился жалеть неверующих людей. Не презирать, не отвращаться от них, не осуждать, а жалеть. Я вижу в них несчастных людей, которые живут во тьме и не желают видеть света. Православный человек — это счастливый человек, вся жизнь его освящена верой, он может быть грешным, но у него есть надежда на спасение, вера связывает его с Богом.

Конечно, у всех есть недостатки, если смотреть только на них, все может показаться в мрачном свете. Но надо стараться видеть в человеке хорошее, а на недостатки смотреть сквозь пальцы.

* * *

Когда слушала я отца Валерия, вот какая мысль внезапно пришла в голову. Наверно, ко всем она пришла уже давно, а ко мне вот только что, и я ей очень обрадовалась. Послушаешь иного человека — вокруг него одни глупцы, негодяи и прохвосты. Бедняга, как же ему тяжело. Но не стоит обращать внимания на его слова — это он видит и комментирует сам себя. Ему еще много придется потрудиться, прежде чем все плохие люди вокруг заменятся вдруг на хороших. Пожелать ему только помощи Божией.

Совсем другое дело, когда вокруг человека одни только замечательные, талантливые, энергичные, добрые люди. Отец Валерий без конца кем-нибудь восхищается: Мариной Федоровной, у которой необыкновенный организаторский талант; матушкой Маргаритой, которая, какая молодец, опять что-то там новое изучает; собратом-священником, который умеет молиться по-настоящему; афонским монахом, у которого такие глубокие, такие настоящие суждения. Посмотришь: ну просто золотые люди вокруг! Почему это так? А потому что это самый, наверное, большой талант — видеть в человеке только хорошее, а на недостатки смотреть сквозь пальцы. И всех любить. И тогда от тебя такой идет свет, что на него и сходятся люди, один другого лучше.

Не забывайте благодарить

Отец Валерий считает, что врач неверующим быть не может, потому что он всего лишь инструмент в руках Божьих. При этом в тульской профессиональной медицинской среде, конечно, есть представители других конфессий и религий, есть люди и вовсе далекие от церкви. Это не мешает священнику-хирургу находить общий язык с каждым, кто искренне предан своему делу и своим пациентам.

Что же касается больных, то на операционный стол к о. Валерию Золотухину попадают люди самых разных национальностей и религиозных убеждений. Врач, как и священник, обязан помогать всем. Перед началом операции отец Валерий всегда обращается к Богу с молитвой, после операции тоже молится — о выздоровлении больного. К слову, православный устав не запрещает молиться за инославных (представителей других христианских конфессий) и за иноверцев, только делать это нужно не в церкви.

— Однажды на «скорой» привезли молодого парня-узбека с очень тяжелым ножевым ранением: были повреждены кишечник и печень,— вспоминает отец Валерий.— Пациента удалось спасти, он пошел на поправку, выписался. А года через полтора я сижу в ординаторской, бумаги заполняю — и тут заходит человек: «Здравствуйте, Валерий Владимирович! Вы меня не узнаёте?» И рубаху поднимает — только после этого я его и вспомнил, по шраму. Оказалось, после выписки парень уехал к себе на родину, женился. Рассказал, что всё это время обо мне молился и просил своих родных молиться за хирурга, который его оперировал. Он, конечно, мусульманин, и все его родственники тоже. Привез мешок сухофруктов, благодарил, жена его тоже благодарила, даже пыталась руку поцеловать…

Отец Валерий сокрушается: в последние годы люди стали реже говорить медикам «спасибо», некоторые даже не интересуются, как зовут их лечащего врача. Но еще печальнее, что немногие считают нужным благодарить Бога за свое спасение или спасение близких. В храме Ваныкинской больницы регулярно проходят богослужения, однако в совместной молитве за исцеление болящих, как правило, участвует совсем немного людей. В лучшем случае приходят, ставят свечки, оставляют записки — и отправляются по своим делам.

— Люди часто вспоминают о Боге только в несчастье, когда приходит серьезная болезнь. Но при этом они ищут легких путей,— говорит отец Валерий.— Относятся к церкви как к рынку: поставил свечку — исцелился. Многие верят в какие-то странные ритуалы: например, в то, что надо купить семь свечей и поставить их у икон в семи разных храмах — тогда выздоровеешь. Зачем это делать? Иди и молись у любой иконы. Бог везде один и тот же: можно подумать, что в Калуге Он не такой, как в Туле…

Детство и юность

Валерий Анатольевич Бурков родился 26 апреля 1957 года в городе Шадринске Курганской области в семье военного летчика. Спустя 3 года родители подарили мальчику сестру Наташу.

Когда Валере было лет 5, отец впервые предложил ему «полетать». В кабине самолета малыш сидел, затаив дыхание, и наблюдал, как папа умело управлял штурвалом. К слову, на самом деле никакого полета не было: кабину не расчехляли, а Бурков-старший лишь делал вид, что машина поднялась в воздух. Но маленькому Валере было достаточно и этого — с тех пор он стал грезить небом.

Валерий Бурков в молодости / «Спецназ России»

Военная карьера Анатолия Ивановича Буркова предполагала частые переезды, поэтому семья колесила по стране, успев пожить в Челябинске, Новосибирской области, Подмосковье и на Алтае.

До 9-го класса будущий летчик отлично учился в школе. Он рос разносторонним юношей, пробовал себя в разных видах спорта: занимался боксом, легкой атлетикой и плаванием. В школьные годы в нем проявился музыкальный талант, и он освоил игру на гитаре, баяне и домбре.

На летние каникулы мальчика отправили к дяде в село Боровое под Новосибирском. Там Валеру неожиданно застала первая любовь — юноша по уши влюбился в местную девочку. Домой мальчик не вернулся, пошел в местную школу. В селе Валера впервые попробовал самогон, начал драться, и дядя отправил его в школу-интернат в соседней деревне. Там из примерного отличника и активиста Бурков превратился в двоечника и хулигана. Мечты о карьере военного летчика юноша оставил, собирался получить образование механизатора и навсегда остаться в Боровом. Его биография могла сложиться совсем иначе, но мать и отец забрали его обратно в Челябинск.

Последовавший за этим развод родителей тяжело отразился на Валере: какое-то время он скитался по друзьям, даже собрал группу, с которой выступал на свадьбах. Но после серьезного разговора с отцом Бурков взялся за ум и поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, которое окончил в 1978 году.

Детство Валерия

В детстве Валерий часто заходил в заброшенную старую церковь в деревне. И хотя мальчик тогда был неверующим, он ощущал таинственность этого места.

Происхождение и рождение

Духанин Валерий Николаевич, в биографии которого есть удивительный момент обретения веры, рос в обычной советской семье. Родился он 28 мая 1976 года в городе Оренбурге.

Семья

Родители Валерия относились к категории служащих. Они были неверующими людьми. О Боге в семье не разговаривали.

Каждое лето мальчик с родной сестрой проводил в деревне у бабушки. В ее доме на стене висели иконы. Однажды ночью Валерий увидел, как бабушка молилась перед ними на коленях. Незадолго до этого она чуть не погибла от удара молнией — та прошла в землю совсем рядом.

Когда бабушка предлагала внукам креститься, они отказывались. Тогда у Валерия не было веры, он был равнодушен к разговорам о Боге.

Про компьютерных детей

Разговор у нас незаметно перешел на животных, а это такая благодатная тема! Тем более, что на терраске, где мы сидели, за нашим разговором все время очень внимательно следила грациозная серая кошка. А встретил меня у калитки лохматый и очень доброжелательный пес. Он даже не гавкнул — он что-то добродушно буркнул мне, ткнувшись носом в колени, и повел к крыльцу, оглядываясь, не отстала ли я.

— Он у нас очень добрый, — ласково прокомментировал отец Валерий, — и очень умный, всех любит, и все любят его. А кошек в доме три — каждую привела какая-то беда, кто замерзал, у кого лапка повреждена, куда же их? Вот, живут.

Как было тут не рассказать про своих, которых тоже много в доме.

А отец Валерий развил тему дальше.

— Очень важно, чтобы в доме, где растет ребенок, были животные, росли цветы, очень важно, чтобы он больше общался с природой, чтобы понятия о красоте и гармонии он впитывал с детства. Пока он не знает о Творце, пусть знакомится с миром Божиим, чтобы познав всю его красоту как Божьего творения, он потом мог восхититься премудростью Божией и Его величием

Надо обращать внимание маленького человека на красоту природы, чтобы он радовался ей, чтобы умел замечать перемены в окружающем мире

Это все очень важно с самого раннего возраста, и если момент будет упущен, это будет очень трудно исправить. Если ребенок не научится воспринимать мир Божий как чудо, то душа его останется глухой и бесчувственной — к добру, к состраданию, к любви, к проявлению Божественного в мире

А если ребенок не научится радости общения с природой, с Божиим миром, с Божиими тварями, то дьявол обязательно подсунет ему подделку, суррогат радости. Что мы и можем сейчас наблюдать повсеместно — детей, уткнувшихся в экраны компьютеров, находящих радость в том, чтобы часами механически нажимать на кнопки, играя в различные компьютерные игры. Виртуальный мир самодостаточен. И у детей, воспитанных таким образом, практически отсутствует религиозное чувство. Оно воспитывается только в общении с живой природой, которая во всех своих проявлениях говорит о Творце.

Личная жизнь

Личная жизнь Борзова складывалась параллельно с его спортивными успехами. С будущей женой Людмилой Турищевой он познакомился на московских спортивных мероприятиях, а потом встречался на играх в Мюнхене 1972 года. Там гимнастка стала абсолютной олимпийской чемпионкой, а легкоатлет — двукратным чемпионом и знаменосцем на закрытии Игр.

Впервые Валерий позвал девушку на свидание на Олимпиаде 1976-го в Монреале, после которой оба спортсмена закончили карьеру в большом спорте. Зато начали семейную жизнь, сыграв свадьбу в 1977 году. Прежде они год поддерживали отношения на расстоянии посредством телефонных звонков. Чемпионы считались символами советского спорта, и их свадебное фото стало иллюстрацией счастливого комсомольского союза.

Свадьба Валерия Борзова и Людмилы Турищевой

Они были похожи честностью, целеустремленностью и ответственностью, однако по темпераменту оказались противоположными: взрывная и эмоциональная Людмила органично дополняла спокойного и скромного Валерия.

Их брак получился прочным и долголетним. В нем в 1978 году родилась дочь Татьяна, которая захотела пойти по стопам отца и занялась бегом. Однако до спорта больших достижений дело не дошло, чему родители оказались рады.

Дочь знаменитостей отучилась на дизайнера и переехала жить в Канаду, где занялась флористикой и вышла замуж за бизнесмена Дениса. В семье родились Илья, Тимофей и Егор — любимые внуки Борзова и Турищевой.

Писательская деятельность

Священник известен своими публикациями и книгами. Его статьи и произведения часто затрагивают темы, посвященные жизни людей в современном мире с его искушениями.

Публикации

Начиная с 2004 года, опубликовано большое количество статей священнослужителя. Большинство из них — о жизни в современном мире.

Некоторые из его публикаций:

  1. В статье «О йоге и прочих восточных практиках» о. Валерий предостерегает о вреде для души занимающихся медитацией и йогой людей (сайт Православие.ру, 2014 год).
  2. В публикации «Чем опасны наши греховные страсти» («Православие.ру», 2020 год) он разъясняет, в какой неволе мы находимся.
  3. В статье «Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине?» размещены три ответа священников: иерея Валерия Духанина, протоиереев Феодора Бородина и Андрея Ефанова («Православие.ру», 2018). Отец Валерий пишет, что Хэллоуин является «заигрыванием с темной силой». Всех, кто принимал участие в этом «празднике» он призывает исповедоваться.

Также часть статей посвящена недопустимости занятиями оккультизмом.

Книги

Кроме статей издано много книг протоиерея, которые рекомендованы Издательским Советом РПЦ. Большая часть из них посвящена Таинствам Русской Православной Церкви.

В книге «Сокровенный мир православия» (2006) о. Валерий размышляет о причинах неверия, о смысле заповедей Господа, о жизни в современном мире.

Произведения «Сокровенный дар» и «Как научиться правильной молитве» (2016) написаны по трудам свт. Игнатия (Брянчанинова). Двумя годами ранее вышла в свет книга «Жизнь святителя Игнатия (Брянчанинова)».

В своих книгах священник предостерегает от занятий оккультизмом, чтения эзотерических книг. Он приводит много примеров, когда, поддавшись греху, люди тяжело расплачивались за это.

В произведении «Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи» автор относит гипноз к оккультному методу. Человек, подвергшийся этому способу воздействия, становится более восприимчивым к влиянию темных сил. В книге рассказывается о последствиях увлечения оккультизмом, приводятся примеры.

Иерей предостерегает от обращения к целителям, которые «лечат» молитвой и крестом. Также священник затрагивает темы гадания, порчи, астрологии. Размышляет автор и о том, почему люди склонны к суевериям.

Священник пишет, что болезни и скорби, посылаемые нам Божьим Промыслом, способствуют спасению души.

Книги о. Валерия помогают православным христианам не сойти с правильного пути, а сомневающимся людям — обрести веру.

Зрелый возраст

Священнослужитель совмещает церковную деятельность, работу в семинарии и участие в телевизионных программах

В передачах он рассказывает о православии, что важно для верующих и для тех, кто только на пути к обретению веры

Служба в церкви

2 марта 2014 года он принимает сан диакона. 8 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл рукоположил его в пресвитера в Троице-Сергиевой Лавре.

Священник Валерий Духанин служит в храме Иконы Божией Матери Казанская и иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря. Там же он проводит свои проповеди.

Названия некоторых из них:

  • «О Богоявлении».
  • «Пагубность греха и его преодоление».
  • «Когда можно делать добро».

Иерей проводит беседы в православных гимназиях, воскресных школах, богословском кружке. Также он участвует во встречах, конференциях, посвященных духовной жизни.

О. Валерий женат, воспитывает троих детей.

Участие в телепередачах и на радио

Кроме церковной службы иерей в рамках миссионерства занимается телевизионной деятельностью.

Священник принимал участие в телепередачах:

  1. «Уроки православия».
  2. «Воскресная школа».
  3. «Свет Угреши».
  4. «СО-ВЫ».
  5. «Феномен веры».

В первой в списке программе, выходящей на телеканале «Союз», иерей проводил цикл уроков об аскетике и по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова).

В передаче «Воскресная школа» ведущий о. Валерий вместе с детьми говорят о молитве, православных праздниках, святых, дружбе и о многом другом. Один из выпусков был посвящен каникулам, их проведению с пользой для школьников.

Батюшка несколько раз являлся гостем программы «Свет Угреши».

В проводимом на телеканале «Радость моя» молодежном клубе «СО-ВЫ» священник являлся экспертом с 2013 по 2014 год.

В рамках передачи «Феномен веры» он провел тридцать телевизионных лекций (2011—2012).

Названия некоторых тем:

  1. «Смысл страданий».
  2. «Суеверие».
  3. «Все ли религии ведут к одному богу».

Часто батюшка отвечает на вопросы телезрителей на телеканалах «Спас» и «Союз».

На радио «Радонеж» он ведет авторскую программу «Сокровенный мир православия», где затрагивает тему веры в современной жизни.

Борьба с болезнью

В июне 2020 года иерей был гостем передачи «Я очень хочу жить» на телеканале «Спас». Программа, ведущей которой является Дарья Донцова, посвящена опыту борьбы с онкологическими заболеваниями, его духовной составляющей. В марте 2020 года о. Валерий узнал о своем диагнозе. Священник рассказывает о пути преодоления болезни.

Верующие на православных ресурсах призывают к молитве о здоровье батюшки.

Избранные письма святителя Игнатия

Издательство «Сибирская благозвонница» выпустило избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова), подготовленные иереем Валерием Духаниным.
Для современного человека, желающего серьезно проводить духовную жизнь, «Избранные письма» святителя XIX века Игнатия (Брянчанинова) являются незаменимым руководством. В них сосредоточен предшествующий опыт святоотеческой аскетической мысли, и этот опыт святитель воплотил в собственной жизни. В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов. Жизнь святого стала подтверждением того духовного закона, что никакие искушения, обстоятельства времени или особенности личного положения в обществе не могут препятствовать единению духа человеческого с Духом Божиим.
Издание опирается на собрание писем, подготовленное игуменом Марком (Лозинским; † 1973), горячим почитателем святителя Игнатия и усердным тружеником на ниве собирания сведений о жизни святителя, о его литературных трудах и особенностях аскетического учения.

М.: Сибирская благозвонница, 2016. С. 730.

Однажды в пасхальную ночь

Никогда не забуду первую свою пасхальную службу, вернее, даже не службу, потому что это было только благое намерение, которое, надеюсь, заметил Господь. Это было 14 апреля 1990 года, и это была первая Пасха в храме Флора и Лавра в селе Ям Домодедовского района Московской области. Мы приехали туда с подругой, узнав, что храм открылся, влекомые смутным, еще почти не осознанным желанием быть на службе, потому что — Пасха Христова. Помню, что в центре храма что-то громоздилось, было темно, тесно, а справа пробивался свет — там небольшое пространство было расчищено, и на небольшом пятачке толпился народ в ожидании крестного хода.

Надо сказать, что храм, который незадолго до той памятной ночи был передан Церкви, в акте передачи значился как «складское помещение с куполами» и представлял собой запустелое, с размороженной системой отопления здание, внутренне пространство его было разделено на два этажа, и оба они были загромождены какими-то станками. В советское время помещение храма принадлежало Мосэнерго, а потом его сдали в аренду предприятию, которое изготавливало женские колготки. Вот таким застал храм отец Валерий Ларичев, который незадолго до этого, 31 марта 1990 года, был рукоположен во священники и назначен его настоятелем.

Но вернемся к той пасхальной ночи. Вот двинулся крестный ход, мы пошли вокруг храма по шатким дощатым мосткам, оступаясь в весенние лужи, ветер гасил зажженные свечи… Опять вернулись к крыльцу. Народ толпился возле него, негромко гомоня. И мы подумали, что все на этом и закончилось — так быстро. Не без облегчения выбрались из толпы и поспешили на станцию, где долго-долго, озябшие на ветру, ждали электричку, наверное, как раз всю пасхальную службу, пока не прорезал ночную темноту прожектор несущегося к платформе поезда.

С той грустной ночи пролетело больше двадцати лет, и помнится она, наверное, только для того, чтобы сравнить то, что было, и то, что стало — и с храмом, и с нами.

«Голгофа длилась полтора года»

— Пробуждение после операции вы сравнивали с личным, маленьким воскрешением. Тогда какой была ваша Голгофа?

— Голгофа всегда неописуема… Это глубина запредельных страданий, которую трудно передать рассудочным языком. Никто не способен это выразить. Но одно могу сказать. Суть Голгофы — в том, что она тебя полностью переплавляет. Она как огонь, который очищает золото от примесей. Любой человек — это образ Божий. Но иногда смотришь на чью-то жизнь и спрашиваешь: «А в чем там образ Божий? Столько примесей, что до подлинного золота не докопаться». Страдания как раз и очищают его в нас.

Конечно, когда со мной все случилось, я так не рассуждал, это было бы глупо. Тогда ты уже просто плывешь по течению. 

Но за этим есть что-то более высокое — то, что мы и называем Промыслом.

— В какой момент это было?

— Это целый период. Когда тебе на 30 сантиметров разрезали живот, все оттуда вынули, прочистили… После операции было такое ощущение, словно у тебя и тело, и душа в прямом смысле слова наизнанку. Как будто из тебя удалили не только опухоль, но и что-то греховное. 

Голгофа длилась и после операции. Я бы никогда не мог представить, что это за состояние. Каждое движение — боль. А врачи требовали подняться и ходить.

Потом химия. Невозможно было толком вдохнуть. Было настолько плохо, что жена просила детей молиться. Когда я лежал в реанимации, думал, что умираю. Старался тоже читать молитвы про себя. Что еще остается? Только обращаться к Богу.

— Что в тот момент хотелось изменить, поправить, вернуть?

— Я каялся в своих слабостях. Понял, как сильно люблю жену и детей. Хотелось сохранить именно любовь. Ведь обычно священник растворяется в служении, а на семью всегда мало времени. И получается, что ты вроде бы созидаешь, строишь, но упускаешь главное. Тогда это самообман. Невозможно давать советы другим семьям, если ты не можешь выстроить свою собственную. Вот это и хотелось исправить.

— Всего у вас было 25 химиотерапий и 25 лучевых. Сколько они заняли времени?

— Долго… Я вообще думал, что их будет шесть. Первая химиотерапия была в Москве, предполагалось прийти сюда и следующий раз. А получилось так, что после первой я попал в реанимацию и пришлось лететь на лечение в Израиль. Чудом получилось так быстро. Вы попробуйте за два дня собраться! А я отродясь не ездил за границу.

И там врач начал капать химиотерапию заново, но эти шесть курсов разбил каждый на два, чтобы получилось 12. 

Было много чудес, по-человечески странных вещей.

Мы пришли в греческий монастырь на Елеонской горе. Я думал о смерти, говорил с отцом Ахиллеосом. И вдруг он сам сказал, хотя я ни о чем не спрашивал: «Сейчас вы не умрете. Господь даст еще время для жизни, но эта болезнь дана во очищение. Вы человек очень добрый, но у вас есть грехи». 

А потом врачи сказали, что лечиться дальше бесполезно — ничего не помогает.

— Каким был тот день?

— Жене надо было вернуться домой, чтобы детей водить в школу. Мы шли в больницу с мамой, вместе с ней мы и услышали этот приговор.

Я спрашиваю: «А что же теперь?» — «А теперь вам осталось заплатить за прием. С вас 800 долларов». И чувствую, как будто петля обхватывает мою шею — воздуха не хватает. Дело, конечно, не в деньгах, но нас как будто отсекли от жизни. 

Мама сначала молчит, затем пытается подбадривать: «Ну ничего, мы будем все равно продолжать». Но голос ее уже немного надламывается. Она нашла в себе силы не плакать…

В России мы продолжили делать химии, еще 12. И потом 25 лучевых. Они были каждый день, кроме субботы и воскресенья. Все вместе длилось чуть ли не полтора года. 

Самые неприятные моменты… когда с лучевых возвращаешься, например. Ты за рулем сидишь, тебя выворачивает, но надо как-то доехать. А когда без машины, сил вообще никаких нет: где-то надо посидеть, отдохнуть. Так что, наверное, Голгофа продолжалась.

— Но ведь закончилась?

— Закончилась она совершенно точно, когда мы переехали сюда, в деревню под Сергиев Посад. Здесь я поднялся с постели. Если до этого жил горизонтально, то здесь начал жить вертикально (смеется). 

Как говорил Иоанн Златоуст, человек не случайно сотворен с таким положением тела: он создан, чтобы стремиться к небу. И вообще по-гречески человек, antropos, буквально значит «вверх обращающий взор». А вверх — это не только к солнцу и звездам, но и в духовном смысле. И вот, в соответствии с назначением человека, так сказать, я поднялся и стал каждый день ходить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector