День памяти святого апостола симона кананита отмечают в абхазии
Содержание:
- Биография Симона Кананита
- ГРОТ СИМОНА КАНАНИТА В АБХАЗИИ: ИСТОРИЯ СВЯТОГО МЕСТА
- Молитвы апостолу
- Икос 5
- Святой апостол Симон Зилот
- Икос 5
- Сонник Симона Кананита
- Пещера как пристанище
- Русский проповедник
- Поздняя традиция
- Грот келья Симона Кананита — как добраться?
- Проповедническая деятельность Кананита
- Экскурсии
- В Евангелиях
- Современное состояние
Биография Симона Кананита
Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.
Про житие Симона Кананита известно крайне мало
Юношеские годы
Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.
На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот. По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом. Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.
Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова. Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества. Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.
Проповедническая деятельность
Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.
Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.
Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.
Кананит одним касанием исцелял любые болезни
Гонения и мученическая смерть
Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет. Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием. Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.
ГРОТ СИМОНА КАНАНИТА В АБХАЗИИ: ИСТОРИЯ СВЯТОГО МЕСТА
Издавна Симон Кананит, апостол-мученик, один из двенадцати ближайших апостолов Иисуса Христа, был послан на землю, где жили древние абазги – предки нынешних абхазов – об этом недвусмысленно гласит церковное предание. Считается, что святой жил среди простых людей, постился и самозабвенно творил молитвы во имя их блага и здравия. Нередко грот Кананита в Новом Афоне обступали толпы прихожан, чтобы послушать евангельские проповеди апостола о житие Иисуса Христа, положившего свою жизнь на алтарь искупления грехов человеческих.
В итоге Симон Кананит превратился в одного из самых почитаемых абхазских святых и, по большому счёту, стал родоначальником первой общины христиан в Абхазии. В те времена грот не был снабжён каменной лестницей, как сейчас, а внутреннее убранство кельи говорит о том, что Святой Кананит жил крайне аскетично.
Апостол Симон, как и великий Иисус, пострадал за веру – он также погиб мучительной смертью от рук жестоких легионеров Древнего Рима. Грот-келья Симона Кананита находится в живописном и великолепном ущелье реки Псцырха. Считается, что праведник жил здесь два года – с 53 по 55-й нашей эры. Недалеко от святыни расположены лаконичный храм Симона Кананита, незабываемый Новоафонский водопад и мистическая, заброшенная станция Псырцха, о которой давно ходят легенды.
Если обратиться к евангельскому житию Симона Кананита, можно узнать, что звали апостола по-разному: Шимон ха-Канаи – с древнееврейского, или Симон Зилот – по-гречески. В православной церкви один из наиболее скромных апостолов Христа чтится 23 мая по юлианскому и 10-го — по григорианскому календарю. Кстати, Симон Кананит, проживавший некогда в гроте Нового Афона, почитается и у католиков: церковный праздник, посвященный этому святому, назначен на 28 октября.
Примечательно, что помимо указанной информации, в Евангелиях очень мало сведений о Симоне Кананите. При этом точно известно, что Зилот или Кананит – прозвища, обозначающие одно и то же: благочестивый ревнитель, то есть человек, строго соблюдающий церковный закон.
Молитвы апостолу
Для веры не существует какой-либо пространственной привязки. Поэтому молитва святому может быть услышана, где бы вы ни были, главным требованием тут является искренность и устремленность души. Святой помогает:
- отыскать «вторую половинку», согласно преданию он — покровитель супружеских отношений, которые укрепляет, создает и развивает;
- обрести здоровье;
- укрепиться в вере;
- сохранить верность;
- вразумить заблуждающихся.
Помимо этого его пример является вдохновляющим для многих подвижников, которые выбирают для себя монашеский путь или просто строгое соблюдение религиозных предписаний.
Молитва апостолу Симону Зилоту
Зилот на протяжении существенного времени совершал духовные подвиги в собственной пещере и при этом совершал миссионерское служение. Безусловно, такое возможно только при наличии крепкой веры и значительных личных усилий.
Икос 5
Видевши тя, апостоле Христов, Пречистая
Богородица, от дальных стран на облаце приспевшаго ко
пречестному Ея успению, возрадовася радостию святою и
сподоби тя Своея беседы и благословения предсмертнаго;
ты же о коликия радости исполнился еси, созерцая Сына Ея
и Бога, со святыми Ангелы к Ней пришедшаго и святую душу
Ея в руце Свои приемшаго. Сию радость твою и мы,
благоговейно воспоминающе, от любве усердныя возглашаем
ти сия всерадостныя глаголы:
Радуйся, небошественный учениче Спасов,
на погребение Матере Господни на облаце чудесно
принесенный.
Радуйся, Христа, в руце Свои душу Матере
Своея приемшаго, созерцавый.
Радуйся, погребению Пречистыя Богоматере
достойно послуживый.
Радуйся, вознесенную с телом горе
Богородицу уразумевый.
Радуйся, погребальныя пелены и праздный
гроб Ея в Гефсимании видевый.
Радуйся, в видении светозарнем со
святыми Ангелы пришедшую Владычицу мира зрети
сподобивыйся.
Радуйся, Симоне, апостоле Христов и
молитвенниче о душах наших.
- Православные акафисты и каноны — постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…
- Православный молитвослов — постоянно пополняемый сборник православных молитв, канонов, псалтырь, толкования на молитвы и многое другое.
Святой апостол Симон Зилот
Греческая икона
Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование «зилота», т. е. ревнителя. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими Апостолами дар Святого Духа. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в ХIХ в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой Апостол.
Священное Предание Церкви и опыт верующих свидетельствуют, что заступничество некоторых святых помогает будущим супругам найти друг друга, создать христианскую семью, хранить мир и согласие, совет и любовь. А также апостол Симон Зилот помогает преодолеть душевные потрясения и телесные недуги.
Особым даром молиться о супружестве Господь наделил святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, святых и праведных Иоакима и Анну, праведного Филарета Милостивого, благоверного князя Петра и княгиню Февронию Муромских, мучеников Гурия, Самона и Авива, а также апостола Симона.
Память этого святого отмечается дважды в году: в день его преставления – 10/23 мая и на празднование Собора 12-ти апостолов – 30 июня/13 июля.
Тропарь апостола Симона Зилота
Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Симона Зилота
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.
Молитва святому апостолу Симону Кананиту
Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовшо: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Храм апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Абхазия)
Икос 5
Видевши тя, апостоле Христов, Пречистая Богородица, от дальных стран на облаце приспевшаго ко пречестному Ея успению, возрадовася радостию святою и сподоби тя Своея беседы и благословения предсмертнаго; ты же о коликия радости исполнился еси, созерцая Сына Ея и Бога, со святыми Ангелы к Ней пришедшаго и святую душу Ея в руце Свои приемшаго. Сию радость твою и мы, благоговейно воспоминающе, от любве усердныя возглашаем ти сия всерадостныя глаголы: Радуйся, небошественный учениче Спасов, на погребение Матере Господни на облаце чудесно принесенный; Радуйся, Христа, в руце Свои душу Матере Своея приемшаго, созерцавый. Радуйся, погребению Пречистыя Богоматере достойно послуживый; Радуйся, вознесенную с телом горе Богородицу уразумевый. Радуйся, погребальныя пелены и праздный гроб Ея в Гефсимании видевый; Радуйся, в видении светозарнем со святыми Ангелы пришедшую Владычицу мира зрети сподобивыйся. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.
Сонник Симона Кананита
В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого). Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется). И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).
Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!
Booking.com
Пещера как пристанище
Симон Кананит просто не смог бы быть учеником Христа, если бы не осознавал в этом Бога.
Это очень странно, но в Абхазии трудно быть в опасности. Скорее всего сам грот нужно рассматривать пристанищем, а не убежищем, ведь там действительно спокойно. Трудно уговорить смотрителей побыть в пещере попозже, когда никого нет. Они стремятся в положенное время выпроводить туристов, но для кого-то делают исключения и позволяют побыть в пещере одним.
Сразу оттуда возвращайтесь в Гагры — ближе к морю, по улице с эвкалиптами. Тогда вы сами убедитесь в том, что Абхазия одно из самых безопасных мест на Земле.
Как добраться?
Нужно от центра посёлка Новый Афон двигаться по направлению к станции Псырцха. Туда, где находится водопад. Там же стоит трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. От него движемся вдоль реки. На берегу находятся купальни для паломников. В реке не купаются в обычном смысле, но совершают омовения. Вход на территорию ущелья, где расположен грот, достаточно заметен. Он платный, но стоит недорого. Деньги идут на поддержание места в порядке. К входу в пещеру ведут 200 ступеней. Для больных или пожилых людей подъём может быть достаточно трудным. Сам апостол пробирался в пещеру через вход сверху, но в 19 веке в скале был прорублен проход. Теперь люди попадают в пещеру через него.
На пути, возле реки Псырцха, находится уже упомянутых камень со следом апостола. На противоположном берегу заметен крест. По преданию, это место казни. О ней рассказывают различные вещи. Кто-то говорит, что святого распилили пилой, кто-то про усекновение мечом, но есть и версия распятия.
Русский проповедник
Многие считают особым проповедником для Руси Андрея Первозванного, который нес учение Христа на территории современного Крыма и был там, где сейчас стоит Киев.
Тем не менее, некоторые исследователи также называют первым «русским» апостолом именно Симона Зилота.
Есть даже сведения о его погребении ни в Абхазии, а на территории современного Краснодарского края.
Если эти сведения сохранились до нынешних дней и передавались между поколениями, вероятно, для этого есть основания. Вполне возможно, многие просто помнили путешествующего проповедника, который бывал на южных просторах Руси.
Поздняя традиция
Святой Исидор Севильский собрал воедино анекдоты о святом Симоне в « Де Вита и Морте» .
Согласно Золотой Легенде , который представляет собой набор из жития , составленный Якоб де Varagine в тринадцатом веке «Симон Кананит и Иуда Фаддей был братья Джеймс Less и сыновья Марии Клеопа , который был женат на Алфей.»
В апокрифическом арабском Евангелии младенчества упоминается факт, связанный с этим апостолом. Мальчика по имени Симон укусила змея в руку; его исцелил Иисус, сказавший ребенку: «Ты будешь Моим учеником». Упоминание заканчивается фразой «это Симон Кананитянин, о котором упоминается в Евангелии».
В более поздних традициях Симон часто ассоциируется со Святым Иудой как евангелизационной командой; в западном христианстве они отмечают свой праздник 28 октября. Самая распространенная традиция заключается в том, что после евангелизации в Египте Симон присоединился к Иуде в Персии и Армении или Бейруте , Ливан , где оба были замучены в 65 году нашей эры. Эта версия находится в « Золотой легенде» . Возможно, он был распят как епископ Иерусалима. Согласно восточной традиции Симон отправился в Грузию с миссионерской поездкой, умер в Абхазии и был похоронен в Никопсии. Позже его останки были перенесены в Анакопию .
Другая традиция гласит, что он путешествовал по Ближнему Востоку и Африке . Христиане- эфиопы утверждают, что он был распят в Самарии , а Юстус Липсиус пишет, что его распилили пополам в Суанире , Персия . Однако Моисей Хоренский пишет, что он был замучен в Вериосфоре в Кавказской Иберии . Предание также утверждает, что он мирно умер в Эдессе .
Еще одна традиция гласит, что он посетил римскую Британию . В этом счете, в своей второй поездке в Англию, он прибыл в течение первого года BOADICEA бунта «s (60 г. н.э.). Он был распят 10 мая 61 г. н.э. римским Катусом Децианом в Кайсторе , современный Линкольншир , Великобритания. Согласно Цезарю Баронию и Ипполиту Римским , Симон впервые прибыл в Британию в 44 году нашей эры, во время римского завоевания . Никифор I Константинопольский пишет:
- Симон, родившийся в Кане Галилейской, который за свою горячую привязанность к своему Учителю и большое рвение, которое он всеми средствами проявил к Евангелию, получил прозвище Зелот, получив Святого Духа свыше, путешествовал через Египет и Африку, затем через Мавретанию и вся Ливия проповедует Евангелие. И то же учение он проповедовал Западному морю и островам, называемым Британии.
Другая традиция, несомненно, вдохновленная его титулом « Зилот », гласит, что он участвовал в Первой иудейско-римской войне (66-73 гг. Н.э.).
Послание Апостолов второго века ( Epistula Apostolorum ), полемика против гностиков , перечисляет его среди апостолов, якобы написавших это письмо (включая Фому) как Иуду Зелота . Некоторые старые латинские переводы Евангелия от Матфея заменяют Фаддея / Лебвея «Иудой Зилот» в Евангелии отЗелота с Саймоном Магом ; однако эта точка зрения не получила серьезного признания. В Новом Завете больше ничего не говорится о Симоне, кроме множества возможных, но маловероятных псевдонимов. Он похоронен в той же гробнице, что и святой Иуда Фаддей , в левом трансепте базилики Святого Петра в Риме, под алтарем святого Иосифа.
В исламе в мусульманской экзегезе и комментариях к Корану упоминаются двенадцать апостолов и Симон входит в число учеников. Мусульманская традиция говорит , что Симон был послан проповедовать веру Бога к берберам , за пределами Северной Африки .
В искусстве у Саймона есть отличительный признак пилы, потому что он был традиционно замучен , распилавшись пополам .
Грот келья Симона Кананита — как добраться?
Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.
Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.
Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.
По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.
А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.
Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.
А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!
Проповедническая деятельность Кананита
После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.
Апостол Симон Зилот
Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.
Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.
Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.
- В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
- Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
- Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.
В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.
Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.
О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.
Экскурсии
- Озеро Рица. Рицинский национальный парк
- Гегский водопад
- Голубое озеро
- Пицундский храм
- Новоафонский монастырь
- Новоафонская пещера
- Заповедник «Анакопия»
- Храм и грот Симона Кананита
- Храм святого Ипатия в крепости Абаата
- Успенский собор в селе Моква
- Бедийский собор
- Илорский храм
- Драндский собор
- Сухумский кафедральный собор
- Каманский монастырь
- Село Лыхны
- Село Псху
- Форелевое хозяйство
- Сухумский питомник обезьян
- Ботанический сад
- Абхазский государственный музей
- Пещера Абрскила в селе Отап
- Мюссерский храм
В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества — церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит.
Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе — представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.
Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.
Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря … и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».
27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.
Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».
В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.
В Евангелиях
Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит.
Прозвища Зилот
(греч. ζηλωτής) иКананит (арам. qan’ana) в переводе с греческого и арамейского обозначают одно и то же — «ревнитель», то есть благочестивый человек, ревностно следующий иудейскому закону. В Талмуде упоминается законоучитель Нехуния бен га-Кана — «сын ревнителя». Ранее прозвищеЗилот нередко истолковывалось в смысле приверженности партии зелотов, отождествляющихся со сторонниками «четвёртой философии» по Иосифу Флавию, активными борцами против римского владычества. На современном этапе деятельность зелотов относят к более позднему времени накануне разрушения Иерусалима.
Предание иногда отождествляло Симона Кананита со сводным братом (от первого брака Иосифа) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. В этом случае он отождествляется с Симеоном, апостолом из числа 70, «братом Господним», который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.
Современное состояние
Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.
Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.