Святые места нового афона

Поздняя традиция

Святой Исидор Севильский собрал воедино анекдоты о святом Симоне в « Де Вита и Морте» .

Согласно Золотой Легенде , который представляет собой набор из жития , составленный Якоб де Varagine в тринадцатом веке «Симон Кананит и Иуда Фаддей был братья Джеймс Less и сыновья Марии Клеопа , который был женат на Алфей.»

В апокрифическом арабском Евангелии младенчества упоминается факт, связанный с этим апостолом. Мальчика по имени Симон укусила змея в руку; его исцелил Иисус, сказавший ребенку: «Ты будешь Моим учеником». Упоминание заканчивается фразой «это Симон Кананитянин, о котором упоминается в Евангелии».

В более поздних традициях Симон часто ассоциируется со Святым Иудой как евангелизационной командой; в западном христианстве они отмечают свой праздник 28 октября. Самая распространенная традиция заключается в том, что после евангелизации в Египте Симон присоединился к Иуде в Персии и Армении или Бейруте , Ливан , где оба были замучены в 65 году нашей эры. Эта версия находится в « Золотой легенде» . Возможно, он был распят как епископ Иерусалима. Согласно восточной традиции Симон отправился в Грузию с миссионерской поездкой, умер в Абхазии и был похоронен в Никопсии. Позже его останки были перенесены в Анакопию .

Другая традиция гласит, что он путешествовал по Ближнему Востоку и Африке . Христиане- эфиопы утверждают, что он был распят в Самарии , а Юстус Липсиус пишет, что его распилили пополам в Суанире , Персия . Однако Моисей Хоренский пишет, что он был замучен в Вериосфоре в Кавказской Иберии . Предание также утверждает, что он мирно умер в Эдессе .

Еще одна традиция гласит, что он посетил римскую Британию . В этом счете, в своей второй поездке в Англию, он прибыл в течение первого года BOADICEA бунта «s (60 г. н.э.). Он был распят 10 мая 61 г. н.э. римским Катусом Децианом в Кайсторе , современный Линкольншир , Великобритания. Согласно Цезарю Баронию и Ипполиту Римским , Симон впервые прибыл в Британию в 44 году нашей эры, во время римского завоевания . Никифор I Константинопольский пишет:

Симон, родившийся в Кане Галилейской, который за свою горячую привязанность к своему Учителю и большое рвение, которое он всеми средствами проявил к Евангелию, получил прозвище Зелот, получив Святого Духа свыше, путешествовал через Египет и Африку, затем через Мавретанию и вся Ливия проповедует Евангелие. И то же учение он проповедовал Западному морю и островам, называемым Британии.

Другая традиция, несомненно, вдохновленная его титулом « Зилот », гласит, что он участвовал в Первой иудейско-римской войне (66-73 гг. Н.э.).

Послание Апостолов второго века ( Epistula Apostolorum ), полемика против гностиков , перечисляет его среди апостолов, якобы написавших это письмо (включая Фому) как Иуду Зелота . Некоторые старые латинские переводы Евангелия от Матфея заменяют Фаддея / Лебвея «Иудой Зилот» в Евангелии отЗелота с Саймоном Магом ; однако эта точка зрения не получила серьезного признания. В Новом Завете больше ничего не говорится о Симоне, кроме множества возможных, но маловероятных псевдонимов. Он похоронен в той же гробнице, что и святой Иуда Фаддей , в левом трансепте базилики Святого Петра в Риме, под алтарем святого Иосифа.

В исламе в мусульманской экзегезе и комментариях к Корану упоминаются двенадцать апостолов и Симон входит в число учеников. Мусульманская традиция говорит , что Симон был послан проповедовать веру Бога к берберам , за пределами Северной Африки .

В искусстве у Саймона есть отличительный признак пилы, потому что он был традиционно замучен , распилавшись пополам .

Судьба монастыря в годы советской власти

Благоденствие обители продолжалось до 1924 года, когда цветущий, приносящий неоценимую пользу своей деятельностью монастырь был закрыт советскими безбожниками за «контрреволюционную агитацию». Вначале он пребывал в запустении, а позже, во время развития курортного отдыха для советских граждан, здесь располагается турбаза. В Пантелеимоновском соборе открывают историко-краеведческий музей. Думаю, это спасло его от полного уничтожения. Правда, без трепетной, любящей хозяйской руки уже не работает электростанция, заболачивается уникальная семиозёрная гидравлическая система, зарастают богатые сады-огороды. Словом, мерзость запустения.

Игуменский дом тоже был разграблен и разрушен. На его месте строят одну из дач Сталина.

Берия, который был родом из-под Сухума, также не замедлил отхватить себе кусок земли неподалёку и построить дом. В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре находился военный госпиталь.

ИСТОРИЯ ХРАМА СИМОНА КАНАНИТА

Храм Симона Кананита в Абхазии датирован 9-10-м веком нашей эры. Церковь построена в честь деяний и мученичества одного из двенадцати апостолов многострадального и мудрого Иисуса. Считается, что святой проповедовал не только в Абхазии, но и в грузинской Колхиде, а смерть его была трагической, произошедшей от рук легионеров Рима. Другими словами, погиб он, как и Христос, гонимый властями и тиранами. Почему смерть настигла апостола именно здесь? Дело в том, что в тёмном, спрятанном от праздных глаз гроте, возле храма, он активно проповедовал около двух лет, о чем дошли слухи до власть имущих Древнего Рима. В результате гонений несправедливое наказание, к сожалению, пришло к святому Симону непосредственно сюда, под сень прекрасных абхазских гор.

По стилю храм Симона Кананита тяготеет к византийским и грузинским архитектурным веяниям. Ученые утверждают, что на месте святилища некогда была ранее христианская церковь, появившаяся здесь примерно за два века до этого. Вот уж, воистину, свято место пусто не бывает! Пещера-грот, о которой говорилось выше, расположена недалеко от храма Симона Кананита, и, если верить легенде, там же, на пригорке, святой принял лютую смерть. Паломники, в том числе, приезжают поклониться стопе Кананита, отпечаток которой виднеется на огромном валуне. Камень круглогодично украшен разного рода предметами, амулетами и личными реликвиями.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне ранее служил местом упокоения высшего духовенства – это было во времена Абхазского царства. Церковь пережила периоды высшего расцвета и серьезного упадка, когда местный князёк – некий Хасан Маргани, буквально разобрал её по кирпичику для возведения своего особняка. Поэтому, когда в середине XIX века храм Симона Кананита посетил знаменитый историк Бакрадзе, постройка была в крайне плачевном состоянии, с обвалившимся куполом и заброшенными помещениями, заросшими травой и увитыми хмелем. Но в 1882 году святилище апостола-мученика общими усилиями было восстановлено. Более того, его присоединили к Новоафонскому монастырю и освятили – с тех пор храм Кананита в Новом Афоне считается действующим.
Единственный период, когда церковь была закрыта, прогнозируемо, советское время. Святилище не избежала участь побыть в качестве помещения для нужд, далеких от религиозных. Хотя в какой-то степени храму Симона Кананита повезло – несколько лет он функционировал как библиотека (многие церкви в те смутные времена превращались в склады и даже рестораны). Кстати в 56-м году прошлого века церковь подверглась ещё одной реставрации, но незначительной – древние фрески, о которых будет упоминаться ниже, всё равно не удалось восстановить.
Стоит упомянуть яркие фрагменты жития Симона Кананита. Сделать подобный экскурс достаточно сложно, поскольку, как уже говорилось, Евангелие вещает об этой знаменательной вехе очень скупо. Тем не менее, известно, что Симон Зилот или Шимон ха-Канаи, если перейти на древнееврейский, был ближайшим соратником Иисуса, а его именины в православной церкви празднуются 23 мая каждого года (соответствует 10 мая по юлианскому календарю). Для христиан Симон Кананит считается покровителем семейных уз.

Прозвище Кананит обозначает человека, ревностно исполняющего все религиозные догмы (каноны). Известно, что проповедовал Святой Симон во многих местах, помимо Абхазии и Грузии: и в Египте, и Ливии, и в Иудее, и даже Британии – во всяком случае об этом гласит легенда. Апостол Симон принял не просто мученическую смерть – его живьём распилили надвое. Местом погребения Кананита считается город древней Черкесии под названием Никопсия. Но споры о справедливости этого утверждения идут до сих пор. Мощи Симона Кананита находятся не в абхазском храме – они почивают в соборе Святого Петра в Ватикане, а также один из фрагментов хранится в базилике Андрея Первозванного. Это абсолютно объяснимо, поскольку названный апостол был соратником Кананита, пройдя вместе с ним с проповедями по многим малоазийским городам.

Экскурсии

  • Озеро Рица. Рицинский национальный парк
  • Гегский водопад
  • Голубое озеро
  • Пицундский храм
  • Новоафонский монастырь
  • Новоафонская пещера
  • Заповедник «Анакопия»
  • Храм и грот Симона Кананита
  • Храм святого Ипатия в крепости Абаата
  • Успенский собор в селе Моква
  • Бедийский собор
  • Илорский храм
  • Драндский собор
  • Сухумский кафедральный собор
  • Каманский монастырь
  • Село Лыхны
  • Село Псху
  • Форелевое хозяйство
  • Сухумский питомник обезьян
  • Ботанический сад
  • Абхазский государственный музей
  • Пещера Абрскила в селе Отап
  • Мюссерский храм

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества — церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит.

Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе — представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.

Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря … и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.

Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».

В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.

Как добраться

Знакомство с достопримечательностямиНового Афона может быть реализовано в двух вариантах.

Первый для тех, кто хочет все и сразу, готов измотаться до предела, но осмотретьза один день все знаковые достопримечательности. В общем, этот вариант подойдет, если вы молоды, имеете хорошую физическую подготовку и всего один день на знакомство с городом

Если хоть одно из перечисленных условий выпадает, следует использовать вариант 2.Неприятное, но важное замечание: не стоит ехать в Новый Афон с пустым кошельком. Большинство достопримечательностей тут платные

Кроме, пожалуй, монастыря, церкви Симона Канонита и заброшенной станции Псырцха.

История основания Новоафонского монастыря

В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.

Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.

С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.

Среди посетителей числится и сам император Александр III с семьёй, он даровал куранты, которые впоследствии украсили одну из колоколен Новоафонского монастыря.

О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.

Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.

Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.

Реставрация внутренних храмовых покоев, различных хозяйственных и церковных зданий, а также собора Святого Пантелеимона не завершается по сей день.

Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.

Служба и молитва апостолу Симону Кананиту

Молитва Зелоту помогает обрести супружеское счастье, создать крепкую семью. Она оберегает от ссор с близкими, помогает обрести мир и взаимопонимание между супругами. Искреннее обращение к Симону избавляет от болезней, а также укрепляет дух.

Во время молитвенного чтения произносят акафист, тропарь, а также саму молитву святому. Последнюю читают также во время обряда венчания, благословляя молодоженов на брак. Аналогия с вином, проводимая в тексте, указывает на обращение грешной души к благочестию.

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Несмотря на скудное упоминание среди текстов Святого Писания, Симон Кананит оставил после себя неизмеримый след в истории становления христианства. Апостол сумел обратить к истинной вере самых закостенелых язычников, укоренив учение Христа во многих странах мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сонник Симона Кананита

В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого). Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется). И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).

Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!

Booking.com

О месте Храм Симона Кананита

Храм Симона Кананита – это важное сооружение архитектурного и культурного характера в Новом Афоне, возведенное в период раннего средневековья. Свое название он получил в честь святого апостола – одного из учеников Иисуса

Храм является ярким примером абхазской школы церковного строительства, на которую огромное влияние оказала византийская культура.

Как добраться?

Храм расположен на окраине Нового Афона, рядом с другими достопримечательностями – Новоафонским водопадом и железнодорожной станцией «Псырцха». Чтобы доехать до него, необходимо с Сухумского шоссе съехать на улицу Хазария, затем – до конца по улице Эшба. После этого нужно будет пройти пешком. От ближайшей остановки общественного транспорта (неподалеку от Приморского парка) нужно пройти пешком около километра по улицам Хазария и Ладария, затем – по Водопадному переулку.

Интересные факты

  • Легенда гласит, что в этих местах, в пещере над рекой Псырцха, жил Симон Кананит. Его постигла мучительная кончина – римские язычники распилили его, а местные жители захоронили его останки.
  • Бело-известняковый храм был возведен предположительно в 10 веке – во времена процветания Абхазского царства. До нашего времени он дошел не в подлинном виде – из-за частых военных действий его часто разрушали и восстанавливали.
  • Стены церкви были расписаны уникальными фресками, но в советские годы они были закрашены белой краской. В помещении открыли библиотеку, а затем – видеозал.
  • Симон Кананит – покровитель супружества, и каждый год, 23 мая, местные жители и паломники почитают этого святого.

Советы туристам

  • Нужно быть готовым к тому, что храм может быть закрыт – местные власти решили восстановить его, и там могут проводиться реставрационные работы.
  • Посещение памятника культуры можно совместить с прогулкой по живописным местам Нового Афона и с просмотром ряда других достопримечательностей.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Паломнику

В настоящее время обитель принадлежит раскольникам.

Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия. В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года. В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви.

В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви.

Подробнее читайте здесь

Достопримечательности Нового Афона —Пещера Симона Кананита

Отсюда начинается путь к гроту Симона Кананита

Спускались мы из монастыря по другой дороге, которая гораздо круче и не так удобна для хождения. Зато она нас вывела сразу к еще одной достопримечательности Нового Афона — водопаду и древнему храму Симона Кананита, от которого начинался путь к пещере апостола. Я прошел его еще утром, поэтому выступал в роли гида.

Рукотворный водопад в Новом Афоне

Пройдя мимо искусственного водопада и небольшого рукотворного озера, мы идем в сторону туннеля с ж/д линией. Здесь особенно наглядно видны следы недавней войны с Грузией. Заброшенная станция. Заросшие травой железнодорожные пути.

Дорога по ущелью

Вход в железнодорожный туннель

Перед туннелем поворачиваем направо и ступаем на небольшую площадку с каменной черепахой. Начинается территория охраняемого природного заповедника. Здесь платим за вход по 100 руб. с человека (а ранним утром я прошел бесплатно!). Потом идем по каменной тропе вдоль ущелья реки Псырцха. По пути встречаются несколько святынь, которым поклоняются христиане. Это:

  • небольшой каменный валун , на котором сохранился отпечаток стопы Симона;
  • источник со святой водой, в котором мы с Ириной совершили омовение на обратном пути;
  • чуть дальше горные пороги, где римские легионеры предали мученической смерти Симона Кананита. До сих пор на камнях в этом месте видны красные пятна — “следы апостольской крови”.

Подъем к пещере

Совсем близко начинается подъем по лестнице из каменных плит к пещере мученика. Нелегкий путь по практически вертикальной стене на высоту около 20 метров заканчивается небольшой площадкой и входом в грот.

Лик Иисуса Христа в пещере Симона Канонита

В нем монахи из мозаики выложили лики Иисуса Христа, Божьей Матери и Симона Кананита. Там в полумраке при свете зажженных свечей богомольцы читают акафист апостолу. На обратном пути мы утолили голод в летнем кафе прямо напротив каменной черепахи.

Вкусная форель в лаваше

Запеченная в лаваше речная форель была невероятно вкусной!

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

Это интересно: Кафедральный собор Николая Чудотворца в Оренбурге — излагаем развернуто

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector