Молитвы сергию и герману валаамским

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

Основатели Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам, посреди Ладожского озера, были греческими монахами, пришедшими во владения Великого Новгорода еще в X веке, во времена Крещения Руси. О жизни святых известно мало, но лучшее свидетельство их подвига — устроенная ими знаменитая обитель, которой суждено было стать оплотом христианского просвещения на севере Руси, пережить множество бед и разорений, гибель братии, принявшей мученическую кончину при вторжении шведов, поругание в богоборческую эпоху и, наконец, восстановление во всем своем величии. Валаамский монастырский устав считался образцовым: монахам полагалось жить «по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством… в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Где же проходит грань между естественной заботой о плоти и греховной похотью плоти? – Все зависит от того, где находится наш ум, где обретается наша самая большая ценность, потому что где сокровище наше, там и сердце наше (Лк. 12, 34). И если сокровище наше заключается в плоти, то мы и служим ей, находясь в пагубном состоянии похоти. А если забота о материальной стороне жизни составляет неотъемлемую, важную, но не господствующую ее часть, если нашими поступками управляет дух, если главным, доминирующим делом нашей жизни является забота о духе, то тогда между духовным и физическим началами человека устанавливается гармоничная связь. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом. Собственно говоря, вся христианская аскеза и направлена на то, чтобы помочь человеку таким образом развить свои силы, воспитать свое тело, чтобы оно никогда не господствовало над духом.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Точная дата основания обители неизвестна, приходится на период с 9-го по 14-й век. Согласно житиям других святых, монастырь заложен в 960-м году. Финно-угры и славяне поклонялись идолам на Ладожском острове.

Конец идолопоклонству положил апостол Андрей Первозванный. Первый ученик Христа посещал Новгородские земли, а после отправился на Ладогу. Апостол разрушил валаамский жертвенник и установил большой крест — знак воцарения христианства.

Андрей Первозванный предрек великое будущее острову. Предсказание осуществилось трудами преподобных братьев Сергия и Германа.

Жизнь в обители

Митрополит Новгородский Варлаам оставил записи об укладе жизни в монастыре при благочестивых греческих основателях, датированные 1592-м годом:

  • монахи традиционно жили общиной в смирении;
  • по правилам преподобных братьев полагалось соблюдать законы, установленные с начала основания обители, уважать друг друга, жить в послушании и согласии;
  • монастырские дела обсуждались и утверждались на совете, без всеобщего одобрения ничего не делали;
  • монахи получали новую одежду и обувь после износа старой, из монастырской казны.

В 15-м веке монастырь процветал и держал под контролем:

  • 12 скитов на северном берегу Ладожского озера;
  • 1919 хозяйственных дворов;
  • пасеки;
  • солеварни;
  • рыболовные артели.

На территории обители также находилась типография. История Валаама отображена в гимне, написанном монахом Петром Михайловым. Прославленный житель обители — преподобный Александр Свирский.

Падение

В начале 17-го века остров захватили шведы и уничтожили монастырское хозяйство. Осталось только четыре двора и часовня на месте погребения греческих монахов-основателей. Но в начале 18-го века остров вернулся в состав России. Постепенно обитель снова превратилась в маленькую державу.

В начале 20-го века в Валаамском мужском монастыре собирались паломники со всех российских губерний. В годы революции остров перешел к Финляндии, но обитель оставалась центром православия, местом для съездов духовенства и издания религиозной литературы. Монастырь выдержал бомбардировки во время советско-финской войны.

В 1940-м году остров Валаам присоединили к Советскому Союзу. Но монахи покинули обитель, спасаясь от противников религии, и основали Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

Почти 50 лет остров и православные святыни подвергались разрушению: были уничтожены иконы, в церкви располагался солдатский клуб, под бомбежками сравнялись с землей хозяйские постройки. После Великой Отечественной войны на острове располагалась школа мореходства, сельскохозяйственное предприятие, Дом ветеранов и турбаза.

Новый расцвет

В 1989-м году началась третья эпоха возрождения православия на Валааме. В день апостола Андрея Первозванного на Ладожское озеро приехали шестеро монахов. Их поселили во флигеле, бывшем морге. Несмотря на нерадушный прием, братья не усомнились в намерении восстановить былую славу острова. Монастырь вновь стал местом паломничества и получил прозвище Северного Афона.

Почитание

Преподобных величают на празднестве в честь Новгородских святых. Монахи упоминаются в старославянской службе, посвященной русским святым. Источником сведений о монастырской жизни, работе и пребывании мощей преподобных в новгородской обители стали «Валаамские беседы» — литературная памятка церковной мысли 17-18-го века.

Игумен Валаамского монастыря Ефрем построил придел при соборе в честь преподобных братьев, а казначей и монахи — новый храм. Постройки появились во второй половине 18-го века. 

Преподобных почитали в царской семье. Александр Первый однажды приехал помолиться без свиты, как обычный паломник. Государь с ночи ждал начала утренней службы. Семейство Романовых щедро жертвовало средства на нужды обители.

Общецерковное почитание утверждено в 1819-м году. День памяти святых отмечают 11 июля (28 июня). Дата перенесения мощей в Новгород — 24 сентября (11 сентября). Также монахов прославляют 3 июня (21 мая) как Карельских и 22 августа (9 августа) как Валаамских святых. В 1999-м году Патриарх Алексей Второй приурочил визит в обитель к памятному дню основателей Сергия и Германа. Праздник ознаменовался чудом — на иконе монахов проступило миро.

Священное Писание

Рим., 88 зач., V, 1-10

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Мф., 18 зач., VI, 22-33

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Перенесение мощей святых

В 12-м веке шведы совершили первый набег на остров. Чтобы уберечь святыню от богохульников, останки монахов-основателей перенести в новгородский монастырь. В 1182-м году шведских захватчиков изгнали. По распоряжению архиепископа Григория мощи вернули на Ладогу.

После захвата Валаамского острова в 17-м веке шведские колонисты хотели осквернить останки основателей монастыря. Они хранились под спудом, и шведы собирались их выкопать. Но после молитв монахов святотатцев охватила немощь. Шведы испугались и поставили над мощами часовню.

Об обретении мощей рассказывали старцы Валаамской обители. Игумен Ионофан хотел намеренно поднять останки чудотворцев. Настоятель собрал братию, и они уже хотели поднимать плиту, скрывавшую гробницу. Но из могилы вырвался огненный столп, преградив путь инокам.

Искушение поднять мощи святых испытал и последующий игумен Назарий. Он обнаружил отверстие в гробнице. Вспомнив о неудачном опыте предшественника, Назарий распорядился заделать отверстие, дабы не тревожить покой святых основателей. Местонахождение мощей св. Сергия и Германа — Спасо-Преображенский собор на острове Валаам.

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

Святые Преподобные Сергий и Герман Валаамские были миссионерами, проповедовали Христианство в Карелии и, по наиболее достоверному преданию, поселились на Валаамском острове в 1329. Подробное житие их утрачено. Основанная Сергием и Германом Спасо-Преображенская общежительная обитель стала светочем Святого Православия и прославилась делами благотворительности. После блаженной кончины старцев Сергия и Германа у их гробницы стали совершаться чудеса и исцеления. Спасая святыню от злобы шведских захватчиков, монахи не раз переносили мощи в Великий Новгород, но затем возвращали их в монастырь. В 1721 по Ништадтскому мирному договору Валаам отошел к России, а чуть ранее, в 1718, мощи преподобных упокоились в Преображенском соборе обители.

Государи и Члены Дома Романовых свято чтили память преподобных, посещали основанный ими монастырь и делали щедрые вклады. Имена Сергия и Германа внесены в Месяцеслов по повелению Императора Александра I Благословенного, посетившего Валаам в августе 1819. В XIX веке по инициативе святителя Игнатия (Брянчанинова) в Валаамской обители началось сооружение нового Преображенского собора. Освящение закладного камня было совершено 30 июня ст. ст. 1887 года после Божественной Литургии у мощей святых Сергия и Германа в Успенской церкви, в присутствии прадеда и прабабки ныне здравствующей Главы Российского Императорского Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны – Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны. Как повествует монастырская летопись: «(…) Из церкви шествие направилось к месту закладки храма, к которой приступили по совершении молебствия. Настоятель положил в приготовленное в камне место святые мощи, а Их Высочества вылили освященный елей и положили монеты того года; иеродиакон прочитал надпись на металлической доске о времени закладки, совершенной в присутствии Их Высочеств. Первый кирпич положен был Великим Князем…». Строительство собора завершил игумен Гавриил (Гаврилов). В течение 1891-1893 была завершена отделка интерьеров нижней церкви. 26 июня ст. ст.

1892 преосвященным Антонием (Вадковским), Епископом Выборгским, первым викарием Санкт-Петербургской епархии, в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны и их сыновей Великих Князей Бориса и Андрея Владимировичей, был освящен главный престол нижней церкви собора в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Верхняя церковь собора была освящена во имя Преображения Господня 19 июня ст. ст. 1896 года архиепископом Выборгским Антонием (Вадковским) в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны, их сына – будущего первого Императора в изгнании Кирилла I Владимировича и матери его будущей супруги Императрицы Виктории Феодоровны – Великой Княгини Марии Александровны Герцогини Эдинбургской и Саксен-Кобург-Готской.

После революции 1917 года и отделения от Российской Империи Великого Княжества Финляндского Валаамский монастырь остался на финляндской территории. Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 обитель подверглась бомбардировкам ВВФ СССР. Когда Карельский перешеек отошел к СССР, братия монастыря покинула его и основала Ново-Валаамский монастырь. Обитель преп. Сергия и Германа была разорена и осквернена богоборцами.

Духовные связи между братией и Императорским Домом Романовых сохранялись и после революции. Последний старец Валаамского монастыря иеросхимонах Михаил Младший (в миру Питкевич) (1877-1962) в довоенный период был в числе иноков, противостоящих под руководством иеросхимонаха Михаила Старшего модернистским реформам, проводимым под давлением Константинопольского Патриархата. С 1945 в юрисдикции Московского Патриархата. После передачи Ново-Валаамского монастыря в юрисдикцию Финляндской Автономной Церкви в 1957 вернулся в СССР. Отец Михаил упоминался близким к Императорской Семье в изгнании протоиереем Стефаном Ляшевским в его письме Государю Великому Князю Владимиру Кирилловичу от 8/21 июля 1957 как один из молитвенников за Императорский Дом.

В послевоенный период Валаамский монастырь продолжал варварски разрушаться. В 1989 на остров прибыли первые 6 иноков, и началось возрождение великой обители. Ныне Валаамский монастырь вновь стяжал духовную славу Северного Афона.

Дни памяти: 11/24 сентября (перенесение мощей в 1718) и 28 июня/11 июля (преставление свв. старцев Сергия и Германа в 1353).

Икос 9

Ветиям многовещанным века сего юродство есть еже мир возненавидети и плоть свою умертвити: недоумеют бо духовная духовными востязовати, ниже жизни сокровенныя во Христе постигнути, яже утаи Бог от премудрых и разумных и откры младенцем. Темже, преподобнии, яко Царствия Небеснаго наследницы и благодатныя радости общницы, молитвою вашею выну наставите нас, да тщетныя прелести жития сего избывше, невозвратным помыслом поприще наше течем, поюще вам таковая:

Радуйтеся, духовнаго любомудрия податели: радуйтеся, безстрастия сосуди.

Радуйтеся, чистоты сердечныя сокровища: радуйтеся, смирения зерцало.

Радуйтеся, вы бо мудрых мира сего явистеся посрамление: радуйтеся, вы бо юродивых о Христе бысте похвала.

Радуйтеся, яко вами врага низлагаем хотения: радуйтеся, яко вами суеты отреваем прилоги.

Радуйтеся, во бранех духовных нам пособницы: радуйтеся, во искушениих всемощнии заступницы.

Радуйтеся, обуреваемых пристанище: радуйтеся, немощных исцеление.

Радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитвословия

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским

О преподобнии, богоноснии, всеблаженнии отцы наши, Сергие и Германе, зрителие Славы Божия в Небесном Царствии, не презрите нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощь к вам прибегающым: приимите воздыхание и слезы, и вонмите смиренному молению нашему. Предстояще убо Небесному Царю, о всеблаженнии! Молите благость Его, еже ущедрити место селения вашего и всякому граду и стране ниспосылати обилие благ земных. Страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Молите Его, еже нас всех в вере и добродетелех утвердити, избавляя присно от вожделений греховных, и от нападения видимых и невидимых врагов: обидимыя защитити, болящыя уврачевати, от томительства злых духов свободити, на мори плавающих спасати, путешествующым спутешествовати, и всякому верному в нуждах способствовати; яко Того вси есмы творение и Того есть Царство, и Сила и Слава во веки веков. Аминь.

Тропарь бессребреников мучеников Кира и Иоанна

глас 5

Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь Святую укрепи,// яко Един Благ и Человеколюбец.

Кондак бессребреников мучеников Кира и Иоанна

глас 3

От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии,/ чудодействуете непрестанно,/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,/ Кире богомудре со Иоанном славным:// вы бо Божественнии врачеве есте. Февраль

Јкосъ №i.

Свэтwз†рныz свэти1льники, свётомъ и4стиннагw бlгочeстіz сёверную странY сію2 просвэщaющыz, зри1мъ вы2, прпdбніи: въ земнёмъ бо житіи2 вaшемъ мнHги t лeсти бэсHвскіz ко хrтY привед0сте, и3 по смeрти т0ки бlгодaтныхъ дар0ваній и3зливaюще и3 њби1тель свою2 во бlгоговёніи и3 трудолю1біи содержaще, правослaвную вёру здЁ ўтверждaете, и3 вс‰ nкрє1стныz лю1ди дух0внымъ хлёбомъ питaете, и3 t лю1торова пaгубнагw нечeстіz и3 тмы2 невёдэніz и3збавлsете. сего2 рaди пріими1те t нaсъ сицєвaz:

Рaдуйтесz, и4стины нелeстніи свидётеліе: рaдуйтесz, мрaчныхъ суевёрій tгнaтели.

Рaдуйтесz, си1лы б9іz ди1вное kвлeніе: рaдуйтесz, блгdти хrт0вы чyдное знaменіе.

Рaдуйтесz, вaми бо цrтвіе б9іе въ сердцA мн0гихъ пріи1де: рaдуйтесz, вaми бо денни1ца и4стиннагw свёта во њмрачeнныхъ грэх0мъ возсіS.

Рaдуйтесz, врaчеве сjи, сумнsщихсz дyшы бlгодaтнw и3сцэлsющіи: рaдуйтесz, пaстыріе д0бріи, џвцы сво‰ t чeлюстей ѕвэри1ныхъ и3з8имaющіи.

Рaдуйтесz, правосл†внымъ хrт0во бlгоухaніе: рaдуйтесz, є3рети1чествующымъ смeртнаz вонS.

Рaдуйтесz, карeліи слaвніи ґпcли: рaдуйтесz, рwссjйскіz земли2 ўкрашeніе.

Рaдуйтесz, сeргіе и3 гeрмане, nц7ы2 пребlжeнніи.

Что известно об основателях Валаамского монастяря?

Исторические сведения об этих святых скудны, поскольку их подробное житие утрачено. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях.

Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей.

Валаам

В 16 веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.

Наиболее подробные сведения о Сергие и Германе содержаться в «Валаамской беседе» — публицистическом произведении середины XVI века, где преподобные Сергий и Герман называются «Валаамского монастыря начальниками» и рассказывается об обретении и переносе их мощей из Великого Новгорода на остров Валаам, о написании их святого образа.

Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа, в пределах Новгородской епархии.


преп. Сергий и Герман Валаамские

Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

В грамоте Новгородского митрополита Варлаама, от 27 мая 1592 года, излагаются некоторые правила Валаамского общежития: 

«Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством. Закон и начало, изстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам».

К 28 июня 1789 года был выстроен освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.

Государи и Члены Дома Романовых свято чтили память преподобных, посещали основанный ими монастырь и делали щедрые вклады. В 1819 г. монастырь неожиданно посетил «как простой паломник» Император Александр I. Он приплыл на небольшом суденышке почти без свиты из Сердоболя (г. Сортавала). Войдя в собор, царь приложился к иконам, взял благословение у всех иеромонахов и, узнав порядок службы, явился раньше всех к утрене — в 2 часа ночи.

В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 11 июля (28 июня) и 24 (11) сентября.


Рака с мощами преподобных Сергия и Германа

Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря

С момента положения святых мощей Валаамских чудотворцев в Спасо-Преображенском мужском монастыре они не прекращали являть чудеса: помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от физических и душевных недугов, защищали монастырских иноков от клеветы.

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития, которое несомненно существовало, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель.

Моли1тва

Q вели1цыи nц7ы2 нaши хrт0ви ўг0дницы, и3 тeпліи предстaтели ко спасY њ душaхъ нaшихъ, сeргіе и3 гeрмане: вh бо въ недyзэхъ цэли1тели kви1стесz, по м0рю плaвающымъ к0рмчіи, и3 ўтопaющымъ бlгонадeжное и3збавлeніе, и3 t всsкагw смертон0снагw нашeствіz храни1тели, пaче же t духHвъ нечи1стыхъ свобождeніе и3 всsкихъ навётwвъ проти1ву нaсъ содержи1мыхъ њчищeніе и3 п0мощь. Q пребlжeнніи nц7ы2 и3 чудотв0рцы преслaвніи, сeргіе и3 гeрмане, моли1тесz къ вLцэ хrтY њ нaсъ грёшныхъ: ћкw да вaшими мlтвами спод0бимсz въ дeнь сyдный деснaгw предстоsніz, и3 наслаждeніz во цrтвіи бжіи во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам (тропари, кондак и молитвы)

Тропарь, глас 4:

Ева́нгелия Христо́ва и́стиннии послу́шницы/ яви́стеся, преподо́бнии,/ мир и вся я́же в нем, я́ко не су́щая,/ преоби́девше любве́ ра́ди Христо́вы/ и в морски́й о́стров всели́стеся,/ и трудолю́бно в нем проти́ву ко́зней неви́димых враго́в подвиза́стеся,/ посто́м, бде́нием же и всено́щным стоя́нием/ пло́ти своя́ ду́ху му́дру повину́ли есте́./ Сего́ ра́ди от Вседержи́тельныя десни́цы досто́йныя венцы́ прия́ли есте́./ И ны́не Пресвяте́й Тро́ице предстоя́ще,/ моли́теся, всеблаже́ннии отцы́, Се́ргие и Ге́рмане, / сохрани́тися в ми́ре оте́честву на́шему // и спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 1:

От мирски́я молвы́ бе́гающе, / безмо́лвия и благоче́стия рачи́тели, / в ти́хое приста́нище Валаа́ма / от восто́ка приидо́сте / и в нем, ева́нгельски Христу́ доброде́тельми после́довавше, / на верх соверше́нства востекли́ есте́. / И ны́не в торжестве́ преми́рнем богозре́нием наслажда́ющеся, / всеблаже́ннии отцы́ Се́ргие и Ге́рмане, / Человеколю́бца Бо́га моли́те, // е́же спасти́ всех нас, благоче́стно вас почита́ющих.

Кондак, глас 4:

От мирска́го жития́ изше́дше,/ отверже́нием ми́ра Христу́ после́довасте,/ и достиго́сте вели́каго Не́ва е́зера,/ и, в нем на о́строве Валаа́ме все́льшеся,/ равноа́нгельное житие́ пожи́ли есте́,/ отону́дуже, веселя́щеся, прешли́ есте́ к Небе́сным черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́ще,/ помина́йте нас, чад свои́х,/ я́же собра́ли есте́, богому́дрии,/ да ра́достно от души́ вопие́м:// ра́дуйтеся, Се́ргие и Ге́рмане, отцы́ преблаже́ннии.

Молитва первая

О вели́ции отцы́ на́ши, Христо́вы уго́дницы и те́плии предста́тели ко Спа́су о душа́х на́ших, Се́ргие и Ге́рмане! Вы бо в неду́зех цели́тели яви́стеся, по мо́рю пла́вающим ко́рмчии, и утопа́ющим благонаде́жное избав­ле́ние, и от вся́каго смертоно́снаго наше́ствия храни́тели, па́че же от духо́в нечи́стых свобожде́ние и вся́ких наве́тов, проти́ву нас содержи́мых, очище́ние и по́мощь. О преблаже́ннии отцы́ и чудотво́рцы пресла́внии, Се́ргие и Ге́рмане, моли́теся ко Влады́це Христу́ о нас, гре́шных, я́ко да ва́шими моли́твами сподо́бимся в день Су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Бо́жии во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Се́ргие и Ге́рмане! С ве́рою и любо́вию припа́даюше к святе́й ико́не ва́шей, умиле́нно мо́лим вас: не забу́дите нас, недосто́йных и гре́шных (имена), но предста́тельством ва́шим огради́те нас от злых ко́зней вра́жиих: утоли́те возста́ние страсте́й: укрепи́те не́мощь на́шу в духо́вных бра́нех и по́двизех, предлежа́щих нам: отжени́те вся́кое уны́ние и печа́ль грехо́вную от серде́ц на́ших, и Небе́сное утеше́ние низпосли́те нам во труде́х и ско́рбех на́ших. В стра́шный же час сме́ртный предста́ните всем нам, я́ко же блази́и хода́таи и те́мных зра́ков де́монских прогони́телие: да в ми́ре и покая́нии сконча́вше земно́е по́прище на́ше, дости́гнем и ве́чных благ наслажде́ния, и ку́пно с ва́ми да воспое́м и просла́вим всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Что известно про житие валаамских чудотворцев

По происхождению преподобные Сергий и Герман предположительно греки. Они прибыли в Новгородские земли в 10-м веке с проповеднической миссией. О житии основателей Валаамского монастыря почти не осталось рукописных свидетельств. Обитель неоднократно разоряли, а святыни и книги уничтожали. Не осталось и записей о преподобных. Историкам и религиоведам удалось почерпнуть скудные сведения из монастырского поминальника. Также братьям посвящены строки в Новгородских летописях.

Преподобные Сергий и Герман вместе прибыли на остров Валаам. Иногда встречается расхождение в свидетельствах, согласно которым первенство принадлежит Сергию. Позже в скит приехал Герман и поступил в ученики к преподобному. Иная легенда гласит, что отец Сергий был последователем Андрея Первозванного и приехал на остров вместе с апостолом. А Герману досталась честь стать преемником Сергия и после его кончины основать монастырь.

Сергия и Герман Валаамские чудотворцы, житие

По церковному преданию чудотворцы  были греческими священноиноками. Они пришли в Х веке вместе с первыми православными миссионерами.  В те времена монастырь подвергался частым нападениям врагов. Его постоянно грабили и опустошали.

По этой причине в нем часто прерывались иноческие служения не на день или два, а на целые десятки лет. В процессе нашествий сжигались и разрушались церковные памятники и, святыни и другие ценности.  Были сожжены и пограблены библиотеки монастыря, поэтому сведений об чудотворцах очень и очень мало.

Напоминания об утраченном житие часто можно встретить в списках « Валаамской беседы», которая является памятником церковной литературы.  Согласно некоторым местным преданиям часть населения может утверждать, что чудотворцы жили в период Андрея Первозванного. В то время когда он приходил к славянам Новгородским.

Продолжая свое путешествие, он как будто благословил пустынный остров каменным крестом.  Тем же преданиям говорится, что Сергий был апостольским учеником, который посетив этот остров, крестил там язычников.  Между ними был Мунг, который как полагают, спустя некоторое время был назван Германом.

Также существуют писания, в которых утверждается, что Житие святых относится ко времени святой княгини Ольги. В этом писании они выставлены как выходцы из Греции, которые пришли просветить север.

Утрата и обретение иконы

Эта история произошла в 1887 году. Наталья Андреева, которая вела благочестивый образ жизни, за 10 лет до того очень сильно простудилась, после чего у нее началось серьезное заболевание ног: они болели и распухали так, что ей приходилось передвигаться на костылях. Врачи мало чем смогли помочь, и тогда ей посоветовали отправиться в паломничество в Валаамский монастырь.

Ночью накануне отъезда у нее было чудесное видение: ей явилась женщина в красном одеянии с младенцем на руках, от которой исходило дивное сияние. Она наказала больной обязательно побывать в монастыре и пообещала помочь ей, а затем исчезла.

В этот день на Валааме праздновалось обретение мощей св. преподобных Германа и Сергия Валаамских и собралось огромное количество паломников, так что Наталье с трудом удалось попасть в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, когда на иконе Богоматери она узнала женщину из своего видения, обещавшую ей помощь!

Но едва Наталья успела приложиться к Валаамской иконе Богоматери, как ей пришлось спешить на пристань – пароход, перевозивший паломников, отходил с минуты на минуты, так что ей даже не удалось отслужить молебен перед иконой Богородицы. По возвращении у Натальи прекратились боли в ногах, мучившие ее столько лет, и она ощутила в них неизъяснимую легкость. Теперь ей уже не нужно было пользоваться костылями.

Еще через 10 лет Наталья все-таки решила вновь съездить на Валаам, чтобы принести благодарность исцелившей ее чудотворной иконе, но иконы там не оказалось, и никто не знал, когда и как она исчезла. Поиски в Петербурге на подворье Валаамского монастыря также оказались бесплодными.

Тем не менее, какой-то внутренний голос побуждал ее в третий раз съездить на Валаам для поисков иконы. Ночью ей приснился вещий сон, будто у старинной заброшенной церкви Николая Чудотворца на острове она услышала глас с небес: «Я здесь, ты скоро меня найдешь», а затем врата церкви растворились, и преподобный Сергий Валаамский указал ей место в храме, где находилась чудотворная икона.

После трех дней поста и непрерывных молитв, выходя из храма, она увидела священника, которому поведала свой сон, с чудотворной Валаамской иконой Богородицы в руках. Тут же отслужили торжественный молебен, в ходе которого произошло еще немало исцелений. Все они были зафиксированы в письменном виде и удостоверены многочисленными свидетелями, как и последующие, когда к чудотворной иконе началось массовое паломничество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector