Спасо-преображенский валаамский монастырь — особая обитель земли русской

Современник крещения Руси?

О времени появления на острове обители— будущего Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — существуют две версии. Согласно первой, обитель основали иеромонахи Сергий и Герман еще во времена крещения Руси — в X веке. Новгородские летописи свидетельствуют, что пришли они «от восточных стран». Так, в Древней Руси говорили о выходцах из Византии. Об этом сообщается в житии преподобного Авраамия Ростовского. Кроме того, существуют летописные упоминания о переносе мощей Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году из-за опасности разорения обители внешним врагом. Согласно другой точке зрения, монастырь появился в первой половине XIV века.

Монастырская традиция придерживается первой версии — основания во времена святого князя Владимира и не видит противоречия со второй: древний монастырь был основан, позже уничтожен, чтобы возникнуть опять. Как в XIX веке скажет святитель Игнатий Брянчанинов о монастырской библиотеке: «для истории Валаамского монастыря не найдется в ней обильных материалов. Она собрана в конце прошедшего и начале нынешнего столетий; древние рукописи уничтожены, как и все древнее в Валаамском монастыре, пожарами и шведами». Он также заметит (в 1846 году), что на Валааме нет ни дома, ни часовни старше ста лет. В отличие от других великих обителей — Соловецкого монастыря, Печерской и Троице-Сергиевой лавры, Валаам не имел каменных укреплений, не мог выдержать осаду, поэтому каждый визит непрошенных гостей завершался разграблением и пепелищем.

2

Особая духовно-экономическая зона

В России принято считать, что успех любого дела связан с яркой личностью, и, когда этот человек умирает, начинается деградация. В случае Валаамского монастыря было не так. После Дамаскина сменилось несколько настоятелей, а Валаам развивался и укреплялся как центр притяжения для богомольцев и просто любопытствующих.

Что же в конце XIX века влекло на Валаамский архипелаг художников и литераторов? Во-первых, «мужицкая обитель» поражала наблюдателя тем, что в то время называлось культурным хозяйством. Монастырь, живший по древнему уставу, напоминал коммуну, в которой используются все достижения прогресса. Вместо водоносов — водоподъемная машина. Другая подъемная машина доставляла грязную одежду из бани в прачечную, там она стирались, выжималась гидравлическим прессом и сушилась сухим паром. И детали для машин, и кованые решетки, и маленькие колокола (большие отливали по заказу на литейных заводах) — все создавалось в токарных, сверлильных, литейных мастерских. В них трудились послушники и монахи. Центральную усадьбу монастыря и скиты на острове соединяли идеальные дороги с мостами и каналы.В садах вызревали такие несвойственные для Карелии фрукты, как вишня и слива, на огородах — лекарственные растения и южные приправы, в том числе иссоп, упомянутый в 50-м псалме. В древесном питомнике выращивались саженцы сибирского кедра для последующей посадки.

Любые действия братии, в том числе и хозяйственные, могли осуществляться только по благословению (разрешению) настоятеля.

Являясь собственником всех Валаамских островов и прилегающей водной акватории (знаменитых «валаамских рыбных ловлей»), монастырь выступал как бережный, рачительный хозяин.

В условиях частых штормов (как отмечалось в монастырских путеводителях, «как бы ни были и толсты и крепки деревья, бурный ветер вырывает их в иных местах по одиночке или целыми полосами») братия не имела нужды рубить лес на дрова. Для хозяйственных целей хватало валежника.

В качестве строительного материала использовали покупную древесину хорошего качества.

По инициативе игумена Дамаскина на Валааме была начата программа по сохранению и облагораживанию лесных угодий. Кроме контроля и защиты леса от самочинных вырубок (этим грешили обычно тайно приезжавшие на остров финны-рыбаки), своевременного вывоза валежника и уничтожения больных деревьев, были проведены масштабные мелиоративные работы: по всему Валааму силами братии были проложены водостоки, что предотвращало постепенное подтапливание и закисание почв. Для руководства этими работами приглашался профессиональный лесничий.

Монахи в некоторых скитах не ели рыбу, поэтому она буквально кишела у берегов внутренних озер. Тем более исключалась охота — аборигенные птицы и звери Валаама никогда не слышали ружейных выстрелов. Отсюда множество описаний умилительных встреч путешественников с лосями, лисами, птицами. Даже собрать грибы и ягоды можно было лишь по благословению, поэтому в двух шагах от человеческого жилья красовались россыпи подосиновиков и волнушек. Пожалуй, старый Валаам был самым последовательным экологическим пользователем тех времен.

Все это обеспечивалось строжайшей дисциплиной. Женщины на остров допускались, но не могли появиться во многих зданиях, например, в братской трапезной и в некоторых скитах. Существовал жесткий контроль над образом жизни братии и трудников. Посылки от родственников с Большой земли подвергались проверкам — так как табак в монастыре был запрещен, иногда приходили религиозные книги, где между склеенных страниц был засыпан табачный порошок. Зимой на лед выходили дозорщики, чтобы с материка не пронесли табак или спиртное. Надо сказать, что этот «бизнес» по подпольной торговле спиртным и табаком был рассчитан не на монахов, а на рабочих, трудившихся в монастыре по найму (как уже отмечалось, число их в летние периоды превышало 400 человек) и некрепких духом богомольцев, количество которых тоже могло доходить до тысячи одномоментно.

Удивительный природный ландшафт и сохранившаяся живая природа, люди, выбравшие духовный подвиг, — вот что привлекало на Валаам любопытствующих, не говоря уже о подвижниках, готовых жить этой жизнью. На рубеже веков число постоянных и временных жителей монастыря иногда достигало тысячи человек.

На территории Валаама было вольготно не только зверям и птицам, но и упряжным лошадям. Монастырским возницам запрещалось даже щелкать кнутом, не то что бить коней.

5

Чем знаменит Валаамский монастырь

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь не просто так относится к самым известным монашеским обителям России и всего мира. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч паломников, которых привлекает древняя история обители, потрясающе красивая природа Валаама и особая атмосфера, царящая на удаленном от цивилизации острове.

  • Валаам — один из самых древних монастырей христианского мира. Легенда напрямую связывает его основание с учеником Христа Андреем Первозванным, и даже согласно достоверным письменным источникам возраст обители насчитывает не меньше 500 лет.
  • Валаам расположен в удивительно красивом и чистом природном уголке и находится в значительном отдалении от «мира», благодаря чему во время путешествия на Валаам можно по-настоящему отдохнуть душой от обычных забот.
  • На огромной территории Валаамского монастыря расположено много исторических построек и старинных храмов, часть из них сохранились со старых времен, другие были восстановлены в современности. Валаам представляет интерес не только для паломников, но и для историков и культурологов всего мира.
  • В стенах монастыря хранится много важных православных святынь — ежегодно паломники приезжают сюда, чтобы поклониться образам и мощам, попросить об исцелении или ниспослании просветления.

Одна из важнейших особенностей Валаамского монастыря на Ладожском озере, его особенно строгий внутренний устав. Обитель недаром называют «северным Афоном» — монахи Валаама избегают любых мирских соблазнов, проповедуют строгий аскетизм, упорно трудятся и по-настоящему отдают свою жизнь служению Богу.

Монашеская жизнь на островах

В составе монастыря множество церквей, часовен и памятных крестов. Хозяйственные постройки, гостиница, водопроводный дом, пекарня и автоматизированная молочная ферма и рыборазводный завод, автопарк и современная амбулатория, пахотные земли и фруктовые сады – свидетельство того, что жизнь острова, это не только молитвы, но и каждодневный упорный труд.

В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Министр обороны Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве. Насельникам Валаамского монастыря призывного возраста разрешено служить в Российской армии – в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

Насельников призывного возраста на острове Валаам немного, поэтому для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши – семинаристы, алтарники, чтецы, – которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в военную часть.

Сегодня в монастыре 217 насельников и полсотни трудников. Валаамский монастырь покидают больше половины пытающихся начать здесь монашескую жизнь. Из 20 трудников, приезжающих в монастырь, принимает постриг, оставаясь в обители, только один. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу.

Молодые монахи находятся на попечении опытных, совершают многочасовое послушание, трудясь и беспрекословно посещая богослужения. Монахи избегают мирских соблазнов, проповедуют аскетизм и беззаветно служат Богу.

Как добраться до монастыря?

Доехать до Приозерска из Санкт-Петербурга можно автобусом или электричкой. Автобусы отправляются с северного автовокзала (метро «Девяткино»). Сесть на электричку можно на Финляндском вокзале (метро «Площадь Ленина»)

Не у всех электричек Приозерск является конечной станицей, некоторые идут дальше, важно не пропустить свою остановку

И автобусы, и электрички прибывают в Приозерске в одно и то же место, поскольку автовокзал в этом городе совмещен с железнодорожным.

Есть несколько способов добраться от вокзала до причала:

  • Стоянка такси находится рядом с вокзалом, можно договориться с водителем на месте. Время поездки 10-15 мин. Стоимость от 200 руб.
  • Автобус №1, а также №1А до остановки «ДОЗ мебельная фабрика», пройти под надземным трубопроводом. Перейти через залив по понтонному мосту. Повернуть налево и идти прямо до пристани. Стоимость билета 30 руб. Время поездки – 20 мин без учета ожидания автобуса.
  • Ходьба в среднем темпе занимает 40 мин. Нужно найти улицу Ленина и пройти ее до противоположного конца. Затем повернуть направо и идти прямо до площади. Далее пройти под трубопроводом и идти точно так же, как с автобуса.

Через Ладожское озеро можно переправиться на пароме, катере, туристическом теплоходе. О свободных местах и цене билетов следует договариваться с капитанами.

Как добраться до острова Валаам

Добраться до Валаама можно на скоростном теплоходе «Метеор» из Сортавалы или Приозерска. Это скоростные суда, работающие на подводных крыльях: современные и комфортабельные. В пути проведете около часа.

Маршруты из Петрозаводска предполагают пересадку в Сортавале: до этого города из столицы Карелии можно доехать на автобусе или поезде. Дорога займет 4-5 часов, билет выйдет на 700-900 рублей. Читайте подробнее, как добраться из Петрозаводска на Валаам.

Если поедете из Санкт-Петербурга, то пересесть на теплоход можно в Сортавале или Приозерске. До первого города расстояние составляет около 267 км, доехать можно на прямом поезде (в том числе скоростном поезде «Ласточка») или автобусе. В дороге проведете от 4 до 6 часов, билет обойдется около 700 рублей.

Из Петербурга до Приозерска курсируют автобусы и электрички. Расстояние примерно 123 км, время в пути составляет в среднем 2 часа 30 минут. Цена билета – от 300 рублей. Читайте подробнее, как добраться из Петербурга на Валаам.

Путешествие из Москвы на Валаам также предполагает пересадку на теплоход в Сортавале. Поезд Москва — Петрозаводск отходит около 16.50, прибывает на следующий день в 8.28. Это удобное время, чтоб успеть на утренний теплоход. Цена начинается от 1 519 рублей. Читайте подробнее, как добраться из Москвы на Валаам.

Скоростной теплоход «Метеор»

Из Сортавалы до Валаама на скоростном теплоходе проведете в пути около часа. Есть несколько вариантов: на монастырском теплоходе или «Метеоре» в составе мультимодальных перевозок.

Фото: Roman Babakin / Shutterstock.com

Откуда отправляется и куда прибывает:

  • Отходит от пристани Сортавалы, которая находится ближе к центру города — через мост от железнодорожного вокзала. Пешком от станции доберетесь приблизительно за 20 минут, либо на такси за 10 минут.
  • «Метеор» в составе мультимодальных перевозок прибывает в Монастырскую бухту и от нее же отправляется обратно. Теплоход  Паломнической службы Валаамского монастыря прибывает в Монастырскую или Никоновскую бухту, то же касается его отправления в обратную сторону (уточняйте данный момент при бронировании билетов).

Монастырская бухта на Валааме находится ближе к главному сокровищу острова – Спасо-Преображенскому собору, до которого дойдете за 10-15 минут. Доехать от одной бухты до другой можно на такси или маршрутке.

На «Метеоре» от Паломнической службы Валаамского монастыря

Ориентировочно курсируют из Сортавалы в 9.00, 11.00, 13.00, а обратно отправляются в 15.00, 17.00, 19.00 (уточняйте расписание на нужную дату). Цена поездки в одну сторону стартует от 1 300 рублей, в обе стороны – от 2 600 рублей.

Если поедете из Приозерска, то до Валаама по Ладожскому озеру около 60 км. На скоростном теплоходе доберетесь за 1 час 15 минут. По данному направлению курсируют монастырские «Метеоры»: ориентировочно в 9.30 и 11.00, в обратную сторону в 17.30.

Узнать точное расписание и забронировать место на монастырский теплоход можно на официальной странице «Валаамский причал» vk.com/club53651948.

На «Метеоре» в составе мультимодальных перевозок

С 29 мая 2021 года можно приобрести единый билет на поезд из Москвы, Петербурга и Петрозаводска плюс теплоход или только билет на «Метеор». Длительность поездки на теплоходе — 55 минут.

С 10 июля 2021 года «Метеоры» курсируют по следующему расписанию (обязательно уточняйте информацию при бронировании):

  • от пристани Сортавалы до Монастырской бухты:
    * каждый день в 8.50, 11.10 и 14.15;
    * по субботам и воскресеньям добавляется рейс в 16.35.
  • от Монастырской бухты до пристани Сортавалы:
    * каждый день в 9.55, 13.05, 15.25;
    * по субботам и воскресеньям добавляется рейс в 18.30.

Цена стартует от 1 130 рублей в одну сторону без экскурсионной программы и от 3 000 с экскурсионной программой. Последняя предполагает пешеходную экскурсию по центральной усадьбе Валаамского монастыря, лекцию-концерт певчих, а также легкий обед.

Где посмотреть расписание и купить билет

Уточнить расписание поездов и скоростных «Метеоров» в составе мультимодальных перевозок удобно на сайте Tutu.ru. Там можно узнать детали поездки, в том числе маршрут, время отправления, время в пути, классы обслуживания. Кроме того, на сайте есть возможность купить билеты на автобусы.

Если вы ищете билеты на теплоход, то в пункте отправления выберите Сортавала-Пристань, а в пункте назначения — Валаам (Монастырская бухта).

На сайте есть возможность купить билеты: после оплаты они придут на вашу электронную почту. Тогда не придется тратить время в очереди в кассу и беспокоиться о наличии свободных мест.

Управление Валаамским монастырём

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь является подразделением Русской Православной Церкви и включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения: подворья, скиты, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения, необходимые для выполнения уставных целей и задач монастыря. Слово «ставропигия» переводится с греческого как «водружение креста», это указывает на то, что в ставропигиальных монастырях в древней церкви крест водружался патриархами собственноручно. В современной церкви эта традиция поддерживается тем, что Святейший Патриарх лично освящает все храмы, благословляет совершение рукоположений и постригов, руководит всеми важными событиями монастыря.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь находится под начальственным наблюдением и высшим руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который именуется Священноигуменом, с каковым титулом его имя и возносится за богослужениями. 

Непосредственное управление Валаамской обителью осуществляет Игумен, назначаемый на должность указом Святейшего Патриарха на основании решения Священного Синода. Игумен отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря. В помощь игумену существует совещательный орган монастырского управления — Духовный собор, который состоит из старшей братии обители.

 С 18 января 1993 г. игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря является епископ Троицкий Панкратий (Жердев).  На игумене монастыря лежит вся полнота ответственности за всё происходящее во вверенной его попечению обители. Игумен обители соблюдает сам и требует от братии исполнения всех предписаний монастырского Устава. 

От войны до войны

Первый раз XX век постучался в обитель в 1914 году. С началом Первой мировой войны были призваны военнообязанные послушники — 264 человека, и монастырь остался без молодежи.

Гражданская война обошла Валаам стороной, архипелаг, как часть Выборгской губернии, оказался на территории независимой Финляндии. Но когда Великое княжество Финляндское стало независимой страной, начались проблемы. Граница между двумя государствами прошла по Ладожскому озеру

И с 1918 года на Валааме, имевшем важное стратегическое положение, разместился финский военный гарнизон. На отдельных островах архипелага, арендованных у монастыря, установили батарею дальнобойных орудий для защиты границы

Впервые за тысячелетнюю историю Валаамской обители, этого «монашеского царства», на острове сложилось своего рода двоевластие. Валаамские иноки невольно превратились в соседей крупного стратегического военного объекта.

В 1923 году Финляндская Православная Церковь перешла на григорианский календарь, что вызвало раскол среди братии. Финские власти вмешивались и высылали монахов, противившихся нововведениям. Валаам принудительно покинули 48 монахов. Большинство оказались в монастырях Балкан, Западной Европы, США и даже Марокко. Были и те, кто отправились на Валаамские подворья Москвы и Ленинграда; в начале 30-х их ждали аресты.

Несмотря на эти драматические события, монастырь постепенновернулся к привычной жизни. Был отреставрирован Спасо-Преображенский собор, открыт детский приют, издавался на средства монастыря просветительский журнал. Как и прежде, в летнюю навигацию острова посещали паломники и туристы, в первую очередь из Финляндии и Эстонии. Численность братии Валаамского монастыря составляла лишь четверть от дореволюционных времен.

Финские укрепления на острове Валаам

5 февраля началась эвакуация монастыря. Осталось лишь пять насельников — присматривать за имуществом. 13 марта стало известно, что территория монастыря, как и вся Карелия, передается СССР.

18 марта раздались двадцать четыре редких удара в шестнадцатитонный Андреевский колокол. История прежнего Валаама закончилась.

Новый Валаам: как в Евросоюзе оказался этот островок Православия

6

Скиты монастыря

Вокруг Валаамской обители разбросаны скиты. На Скитском острове расположен Скит Всех Святых, основанный в конце XVIII века. Здесь особенно строгие правила: женщинам-паломницам вход запрещен. Посетить территорию можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи построен на Предтеченском острове в 1855 году в виде простой часовни. Позднее возвели деревянную церковь с колоколом, специально отлитым для Валаамского монастыря при Борисе Годунове. В скиту живут монахи. Для посещений обитель закрыта.

Воскресенский (Красный) скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда заходят габаритные суда. На этом месте апостол Андрей Первозванный установил крест, где в 1846 году построили деревянную часовню, на месте которой возвели позднее двухэтажный храм из красного кирпича. Цвет храма дал название скиту.

Здесь, в купольной часовенке, хранится частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли. Над пещерным камнем, на котором лежало тело Христа, – 7 лампад, одна из них неугасимая. Тусклое, лишенное росписей, с низким потолком помещение часовенки призвано напомнить о страданиях и смерти Спасителя.

Верхняя Воскресенская церковь светлая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой, выражает дух «Праздника праздников» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью, добра над злом.

Свято-Владимирский скит, посвященный Крестителю Руси, – первый на Валааме, возведенный в новейшее время. Построенный в 2008 году в сентябре новый скит освятил Патриарх Алексий II. Владимирский храм построили с белокаменным резным иконостасом и белокаменным алтарем.

Ильинский скит назван в честь ветхозаветного пророка, который с юных лет посвятил жизнь проповеди Единого Бога. Илия удостоился беседы с Христом во время Преображения Господня на Фаворе. Скит построен в 1868 году в 10 км от Валаама на острове Лембос. Реставраторы поднимают обитель из руин с 2003 года.

Скит Николая Чудотворца – небольшая обитель на Крестовом острове, построенная в середине XIX века, первоначально состояла из двух церквей: Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина. Рядом – огороды и фруктовый сад, защищенный каменной стеной и сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Церковь Николая Чудотворца служила маяком, в окнах часовни зажигали яркий фонарь, показывающий путь в темные ночи. Храм Николая чудотворца – излюбленное место Патриарха Алексия II. Здесь хранится частица мощей святого Николая.

Коневский скит, устроенный в 1870 году, расположен на острове Коневец на берегу Игуменского озера. При советской власти был полностью разобран, восстановили и освятили скит в 2009 году. Неподалеку находилась келья игумена Дамаскина – настоятеля монастыря 1839-1881 годы, внесшего неоценимый вклад в развитие Валаама.

Жизнь после смерти

На другой день после ухода монахов Валаам был занят советскими войсками. В июне 1940 года появился приказ, а в августе на Валаам прибыли курсанты Школы боцманов с ротой юнг. В сентябре 1941 года юнгам и боцманам пришлось эвакуироваться: Валаам заняли финские войска. В обитель вернулась лишь малая часть братии — здания были разорены, а может, монахам было даровано провидческое понимание, что это возвращение на недолгое время.

Осенью 1944 года Валаамский архипелаг снова стал советской территорией. Новые хозяева поначалу даже не пытались задуматься ни об историческом наследии, ни о туризме. Прошлое прожигалось, причем в прямом смысле слова: на дрова шли деревянные строения, включая некоторыечасовни. Каменные здания стали источником кирпича. В Успенской церкви был устроен магазин, нижний храм Спасо-Преображенского собора превращен в овощехранилище. С 1950 по 1984 год на острове находился интернат для инвалидов войны, труда и детства Карельской АССР.

Дом инвалидов на Валааме: боль без срока давности

Со временем советские хозяйственные органы все же осознали значение архипелага на севере Ладоги. В 1965 году острова получили статус природного заказника, в 1979 году он был преобразован в природный и историко-архитектурный заповедник. Уцелевшие исторические здания получили статус памятников. К островам стали причаливать туристические теплоходы. Валаам стал поводом для сентиментальных рассказов, связанных с интернатом для инвалидов, а также бардовских песен, например, Евгения Клячкина, с намеками на прошлое Валаама — «Бим-бом — катится звон». Однако немало было тех, кто помнил прошлое и без намеков.

Неудивительно, что в обновленной России Валаамская обитель была возрождена одной из первых. 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии передал Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор, здания внутреннего каре и часть скитов. 13 декабря того же года — в день памяти Андрея Первозванного — на остров вернулись монахи. Поначалу — шестеро насельников. Возобновились службы в храме святых Сергия и Германа. С самого начала был введен строгий, прежний монастырский устав.

Освящение закладного камня в основание храма во имя равноапостольного князя Владимира в Свято-Владимирском скиту

25 мая 1990 года на Вознесение Господне будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — тогда еще митрополит Ленинградский и Новгородский — освятил главный престол нижнего собора. В 2005 году Алексий II освятил после масштабной реставрации возрожденный главный храм. А через год на старинной колокольне опять зазвучал заново отлитый в Воронеже колокол «Андрей Первозванный».

Возрождение монастыря, реставрация скитов продолжается. Еще не все воссоздано. И все же уникальная обитель по-прежнему призывает тех, кто стремится к монашескому подвигу.

Тест: Раскройте тайны Валаама!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector