Житие и иконография святого василия великого, в чем помогает и тексты молитв
Содержание:
- Святая Макрина
- Чудеса и добрые дела
- Молитва
- Борьба с арианством
- Университет
- Житие святителя Василия
- Житие
- Икона Святого Василия Великого — история
- В чем помогает чудотворец
- Святитель Василий Великий. Жизнеописание
- Святой Василий всех объединяет в одну семью, мы вместе делаем одно дело, вместе трудимся
- Канонизация и почитание
- Прижизненные чудеса и пророчества святого
Святая Макрина
Девочку при рождении назвали Феклой, но все звали ее в честь бабушки, которая пострадала от гонения на православных, Макриной. Мать Емилия сама занималась обучением дочери. Она приобщала ее к изучению священного писания и псалмов, обучала искусству рукоделия и ведению хозяйства по дому.
Когда девочка достигла брачного возраста, она обручилась с юношей из порядочного семейства. Но жених скоро умер, и Макрина выбрала жизнь девственницы, помогала матери в домашних делах и воспитании детей. Она была лишена праздности и не играла в куклы. После кончины отца стала опорой для матери.
Когда все дети выросли, и определись в жизни, она уговорила мать вместе поселиться в женской обители. Макрина не имела ничего из вещей и спала на голых досках. Ее уважали монашки за кротость и воздержание. Святая обладала даром исцеления, вылечила бельмо на глазу девочки одним прикосновением губ. Благодаря молитвам святой в женской обители всегда была пшеница. Когда Макрина умерла, ее похоронили рядом с родителями.
Предсмертная молитва святой Макрины сестры Василия Великого:
Смотрите еще видео с молитвой святому Василию:
Чудеса и добрые дела
Жизнь Василия Великого обросла легендами. Православные верят, что мужчина был свидетелем и исполнителем нескольких чудес. Однажды к святому обратилась женщина, которую притеснял начальник. Но на письмо, написанное Василием, обидчик ответил грубо. Тогда великий угодник напророчил ему, что вскоре сам будет спасаться от гнева вышестоящих лиц. И действительно, спустя время начальник попал в опалу к царю.
Добрые дела Василия Великого
Во время Персидской войны Василий самозабвенно молился перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног которой изображался великомученик Меркурий – воин с копьем. Мужчина просил, чтобы святые не допустили возвращения живым с войны Юлиана Отступника. Вдруг Меркурий исчез, а когда появился, с копья его капала кровь. Позже гонцы принесли весть, что Юлиана на войне серьезно ранили.
Василий обладал необычным даром: во время литургии золотой голубь, висевший над святым престолом, три раза сотрясался, свидетельствуя о появлении Святого Духа. Но как-то раз птица не подала знака, а Василий задумался и понял, что причина в диаконе, который посмел на службе смотреть в строну красивой женщины.
Золотой голубь Василия Великого
Священник посадил диакона на жесткую епитимию, а перед алтарем повелел соорудить перегородку, чтобы женщины не могли смотреть на него во время богослужения. С тех пор голубь не переставал возвещать о сошествии Святого Духа.
Еще одно предание гласит, что Василию удалось избежать изгнания по божественному провидению. В день Богоявления Господня в церковь, где он служил, явился царь Валент. Увидев красоту убранства и порядок в храме, настолько восхитился, что проникся расположением к святому угоднику.
Однако, уехав домой, враги Василия склонили правителя изгнать борца с арианами. Во время подписания соответствующего указа под Валентом закачался стул и сломалась трость, которой ставят подпись. После того как треснула третья трость, император испугался и уничтожил приговор.
Василий Великий и голубь
Василий снискал славу доброго человека, готового прийти на помощь нуждающимся, даже если его самого ждет при этом наказание. Известна история о спасении юной и богатой вдовы Вестианы, которую епарх Евсевий пытался насильно выдать замуж за одного сановника. Девушка не желала терять вдовью чистоту и бросилась с мольбами о помощи к Василию.
Архиерей успел отправить беднягу в девичий монастырь, как тут же прилетели гонцы Евсевия с требованиям выдать непокорную беглянку. Тогда Василия уличили в прелюбодеянии и обыскали опочивальню. Рассерженный епарх обещал святителя отправить на великие мучения. Прознав о том, что Василия хотят наказать, народ с оружием кинулся к дворцу Евсевия. В итоге святой вернулся в собственную обитель живым и невредимым.
Молитва
Молитва святителю Василию Рязанскому Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православной вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душим и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавлъшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Борьба с арианством
Отпадали в арианство многие пастыри на территории, канонически подчиненной Каппадокийскому архиерею. Но Василий продолжал бороться с арианством, ставил достойных епископов в Каппадокийские города. Своего брата, Григория, он упросил стать епископом в Ниссе. Невольную скорбь причинил Василий и своему другу, Григорию, любителю иноческого безмолвия: против его воли он поставил его епископом в Назианз.
Архиепископу приходилось часто противостоять власть имущим. Однажды епарх Модест стал угрожать ему, что отнимет все имущество, изгонит, даже предаст смерти.
Когда же епарх изумился, что никто еще не говорил с ним настолько свободно, без страха, Василий так же спокойно ответил: «Да, потому что тебе не случалось ранее говорить с епископом». Так святой приписывал твердость в вере не себе, но данной ему Богом благодати архиерейства.
1
Январь
379 года
Жизнь свт. Василия была недолгой: многие труды и болезни подорвали его здоровье. Святитель отошел на вечный покой когда ему было только 49 лет.
Университет
Получив начальное образование в Кесарии и в Константинополе, Василий отправляется учиться в знаменитый Афинский университет. В то время Афины были центром языческой культуры. В университете при желании можно было получить блестящее образование, а изучение языческой культуры было необходимо Василию, чтобы узнать врага поближе, разведать его сильные и слабые стороны. Впоследствии он напишет свое произведение нравоучительного характера «Слово к юношам», где будет говорить о той пользе, какую можно извлечь из изучения языческих сочинений. Это было актуально, так как даже в христианских семьях детей учили читать не только по Псалтири, как у нас на Руси, но и по Гомеру, что вызывало яростные споры.
Большинство студентов Афинского университета, вырвавшись из-под опеки родителей, вели веселую праздную жизнь. В университете в основном училась золотая молодежь, а она во все времена примерно одинакова. Богатые родители регулярно присылали деньги, которых с избытком хватало, чтобы жить в свое удовольствие. Василий, сторонясь дурных сообществ, погрузился в учебу. В университете он близко подружился с молодым человеком по имени Григорий (будущий святитель Григорий Богослов). Друзья пронесли это духовное родство через всю свою жизнь. Вспоминая о годах учебы, святитель Григорий Богослов говорил, что они знали лишь две дороги — в храм и в университет. Дословно: «Нам известны были две дороги: одна, это — первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая, это — вторая и неравного достоинства с первою, вела к наставникам наук внешних». (Это крылатое изречение знакомо, пожалуй, каждому семинаристу. Многие семинарии Русской Церкви отмечают свой актовый день 12 февраля, в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, каждый из которых являет пример истинного пастырства.)
На фоне остальных студентов друзья резко отличались своей ученостью и нравственными качествами. Но был в университете еще один человек, для которого также существовали лишь две дороги — в университет и в храм, только в храм языческий. Молчаливый замкнутый юноша ночи напролет просиживал в университетской библиотеке, а на занятиях поражал наставников своими знаниями в области языческой культуры и философии. Это был племянник покойного императора Константина Великого Юлиан, который войдет в мировую историю как Юлиан Отступник. Став императором, он, одержимый идеей возрождения язычества, будет устраивать гигантские жертвоприношения и сетовать на то, что его подданные настолько христианизировались, что оставшиеся язычники не знают, как правильно принести жертву. Юлиан будет воевать с Христом всю свою жизнь и, конечно, потерпит крах. В очередном военном походе, получив смертельное ранение, он перед смертью с отчаянием воскликнет: «Ты победил, Галилеянин!»
Житие святителя Василия
Свт. Василий родился примерно в 330 году в праведной семье. Его предки были истинными христианами, а бабушка Макрина являлась еще и ученицей Григория Чудотворца. И бабушка, и дед святителя во времена гонений претерпевали скорби ради Христа.
Отец Василия занимался адвокатурой, преподавал риторику, а мать была дочерью мученика. Она была благочестивой, почитала девство, но вынуждена была выйти замуж, чтобы избежать домогательств. В этом браке родилось девять детей: четыре сына и пять дочерей.
Святитель Василий Великий
Детство, юношеские и молодые годы
Один из братьев святителя, Навкратий, умер еще молодым. Брат Григорий стал святителем Нисским, а Петр – епископом. Когда умер отец, мать Василия приняла монашество. По ее примеру поступила и одна из сестер.
Детские годы Василия прошли в Понте, в отцовском поместье. В младенчестве он перенес опасную болезнь и его исцеление являлось чудом. В раннем возрасте большое влияние на формирование взглядов мальчика оказала мать, но особенно – бабушка. Затем образованием сына занялся отец.
Василий получил образование в Кесарии Каппадокийской. Считается, что там произошло его знакомство со свт. Григорием Богословом. Учеба продолжалась в Константинополе. Там Василий встретился с Ливанием, который был известным софистом.
Позже Василий прибыл в Афины. Там он изучал ряд наук, в том числе ораторское искусство, медицину, астрономию. Промыслом Божиим там он снова встретился с Григорием Богословом. Эта встреча укрепила их дружеские отношения. В том же городе Василий встретился с Юлианом, который впоследствии стал правителем – жестоким преследователем церкви.
Изучая биографию святителя, стоит вести дневник – столь важны и полезны его наставления.
Совет автора
Первые шаги на христианском поприще
Пробыв в Афинах около пяти лет, Василий вернулся на родину и начал преподавать риторические науки. В тот период он принял Крещение. Желая познакомиться с жизнью аскета, он поехал странствовать. Побывав в Сирии, Палестине и Египте, он приобщился к подвижническим идеалам.
По возвращении домой Василий раздал нуждающимся все, что имел, себе же сохранил только самые необходимые предметы одежды. Далее с несколькими единомысленными с ним людьми отправился в Понт для уединенной жизни. Там он трудился физически, молился, читал Писание и труды святых отцов, вел аскетический образ жизни. Его пищей был хлеб, а постель заменяла земля. В скором времени к нему присоединился Григорий Богослов.
Его суровый отшельнический образ жизни привлек многих подражателей. Люди приходили, чтобы поселиться рядом, и Василий помогал в устроении религиозно-нравственной жизни общины. Святитель считал, что для монашества лучшим средством станет общежитие, так как в этом случае есть возможность реализовать братскую любовь. Он сформировал для отшельников нравственные правила. Его волновали вопросы догматики, и он, чтобы помочь церкви, покинул свое убежище и в 360 году поехал на собор в Константинополь.
Святой помогал вымолить прощение за особо тяжкие грехи
Служение в сане пресвитера
Приблизительно в 363 году Василия призвал к себе Евсевий Кесарийский и рукоположил его в священнический сан. Изначально Василий был против этого, так как считал себя недостойным, и огорчался, что ему придется оставить жизнь отшельника. В церкви в тот период было много сложностей: ересь, вражда, неправильное поведение священников. На пути пастырского служения святителя ожидало множество трудностей.
Василий был помощником архиепископа и помогал владыке в административных вопросах, боролся за чистоту веры и нравственность людей. Из-за ревности других священников случился раздор. Чтобы не ухудшать сложившуюся ситуацию, Василий вернулся к жизни отшельника, но из-за силы арианства был вынужден вернуться ради церкви. Раздор уладился.
В 368 году случился голод из-за засухи. Благодаря пастырским призывам св. Василия, богатые горожане стали делиться с бедными людьми. Милостыней разошлось и имение матери святителя, которая к тому времени отошла ко Господу.
Житие
Христианская семья
Святитель родился около 330 г. в Кесарии, столице Римской провинции Каппадокии. Каппадокия уже с I в. была освящена сначала проповедью Апостолов Петра и Павла, затем – кровью сотен мучеников за веру. Эта благодатная земля дала миру вмч. Георгия Победоносца, мчч. Маманта, Полиевкта, Власия, Сергия – всего по Святцам мы знаем несколько десятков имен родившихся и пострадавших за Христа здесь. Еще больше христиан скрывались от гонений в пещерах и ущельях Каппадокии. К числу их принадлежали дед и бабушка Василия Великого по отцу. Внучкой мученика была мать отрока, Емемлия.
История мучеников для этой семьи была не отвлеченным рассказом, а самой жизнью.
Из 9 детей трое сыновей стали епископами. А дочь Макрина – выбрала монашеский путь, прославлена как святая.
Образование
От отца, известного учителя риторики, юноша унаследовал способности и любовь к наукам. Отец был и первым учителем сына, дав ему домашнее образование. Затем, после смерти родителя, юноша учился сначала в родном городе, Кесарии, через несколько лет уехал в Константинополь. Завершил обучение Василий в Афинах – центре просвещения. Там же происходит еще одна судьбоносная встреча: Василий познакомился со своим земляком, каппадокийцем Григорием из города Арианза, позже известным христианам под именем Григория Богослова. Их дружба сохранится на всю жизнь. Так прошло 5 лет. Василий приобрел обширные познания в философии, риторике, грамматике, астрономии, языках.
Но чем больше он читал, думал, тем более чувствовал пустоту мирской жизни. Василий вернулся в Кесарию, стал учителем риторики. Но успехи в науках, уважение учеников на дали ему успокоения. Наконец, юноша решил, оставив мир, стать иноком.
В IV в. Египет славился своими подвижниками. Здесь, в пустыне, совершали свои подвиги Макарий Великий и Макарий Александрийский, Пахомий Великий, основатель общежительного монашества, Пафнутий, другие известные отцы. Духовным наставником молодого подвижника стал архимандрит Порфирий. Живя с аввой, Василий поучался иноческому деланию и изучал творения святых отцов около года. Затем отправился по святым местам Сирии и Месопотамии. Тогда же он заглянул в Афины, где остались его друзья и соученики.
Обращение учителя
Житие рассказывает, что Василий искал своего учителя Еввула, желая привести его к христианству. Еввула он нашел беседующим с несколькими философами. Трудно было Еввулу узнать инока, исхудавшего от поста и подвигов. Лишь когда незнакомый монах, вступив в разговор, разрешил все недоумения несколькими разумными суждениями, Еввул понял, что перед ним его любимый ученик.
Три дня они провели вместе. Василий рассказывал учителю о непрочности мирской славы, о подвигах иноков, и, конечно, о вере. Сила слова и веры подвижника были таковы, что Еввул принял твердое решение стать христианином. Креститься Еввул и Василий решили на Иордане.
Крещение
При всей своей вере, Василий еще не был крещен. Таков был обычай — Крещение многие откладывали. Часто ожидали для этого 30 или 33 лет («возраста Христа»). Сам святитель позже скажет, что отлагать Крещение надолго не следует. Но тогда к Иордану шли два путника в белых одеждах, один — уже опытный инок, другой — новообращенный христианин.
Василий и Еввул были крещены Иерусалимским епископом Максимом.
Василий перед таинством со слезами молился, чтобы Господь послал ему знамение Своей благодати. Во время крещения все присутствующие видели как бы молнию с неба, и белого голубя, исчезнувшего в водах святой реки.
Искушения
Вслед за столь благодатным Крещением последовали искушения. Опытный подвижник, владеющий науками, очень скоро по крещении рукоположен был во диакона, а затем во священника. Архиепископ родной ему Кесарии, Евсевий, пожелал видеть пресвитера Василия начальником иноков, вообще много пользовался его советами. Притом сам Евсевий, в отличие от своего пресвитера, не отличался высокой образованностью. Ум, опыт Василия скоро снискали ему уважение верующих. А епископ стал завидовать, ревновать. Тогда пресвитер, никогда не желавший мирских почестей, тяготившийся ими, решил уйти, чтобы избежать смуты.
Икона Святого Василия Великого — история
Родился в благородной семье в 330 году, в Кессарии (Малая Азия). Благочестивые семена в маленьком ребенке были посеяны его бабушкой, Макриною, которая еще в юности получала наставления Григория Чудотворца. Отец преподавал сыну не только основы христианской веры, но и красноречие, философию, риторику.
Имея острый ум, молодой человек в возрасте 17 лет сравнялся с учителями, поэтому решил отправиться в Константинополь. После знакомства здесь с софистом Ливанием, святой угодник посетил Афины, город, который считали эпицентром всех наук. Там он познакомился с мудрейшим Григорием Богословом.
Оба учителя обладали смиренностью, благочестием и дружили до конца своих дней.
На заметку! Угодник говорил, что церковь всеми силами старается приобщить мирских людей, привязанных к житейскому, к истинной добродетели. Духовная сила всегда испытывает милосердие ко всякому человеку, отрешенному от служения Богу. Икона Василия Великого чрезвычайно помогает укрепить веру в истинного Отца.
Преодоление трудностей
Святой учитель с большим усердием изучал науки. Он обладал глубокими философскими, филологическими и ораторскими познаниями. Вернувшись из Афин, отклонил предложение мудрых людей заниматься законоведением и решил посвятить свою жизнь служению Богу.
Василий принял Крещение, когда ему было 25 лет
В те времена этому ритуалу уделяли должное внимание и порой оттягивали его до самой кончины
Угодник отправился в Египет и стал аскетом для того, чтобы совершенствовать христианскую веру. Он побывал в Сирии, Месопотамии и на территории Палестины, где знакомился со знаменитыми подвижниками, изучал их труды.
Вернувшись домой, он и Григорий Богослов основывают общину, где происходят молитвы иконам, разнообразные работы и изучение святых трудов.
Арианская ересь
Вскоре Василий Великий получает должность диакона, а после и пресвитера Церкви, находящейся в Кессарии. Здесь он становится помощником епископа Евсения. У них возникали недомолвки, о которых пришлось забыть с приходом арианского учения.
Василий усердно сопротивлялся еретическому движению: молился иконам, читал проповеди и создавал большие религиозные труды. Таким образом, он старался изобличить арианское учение.
После того как умер Евсений, Святой учитель становится епископом и имеет возможность нести просвещение большему количеству народа.
Император по имени Валента не смог переманить Святого Василия в арианскую веру и решил прибегнуть к особым мерам, разделив церковные приходы на две части. Однако Великий учитель смог избежать раскола и распределил начальство между своими ставленниками.
В 379 году Святой Василий умер от переутомления и чрезвычайной аскезы.
Десница Василия Великого
Почитание мощей
По смерти тело угодника положили в гробницу отцов, где находились останки его предшественников. Этому месту поклонялись православные и мусульмане, называвшие его святым старцем.
Большое количество древних храмов посвящались Василию Великому.
- Западное предание гласит, что мощи Святого учителя располагаются на Сардинии и хранятся в храме св. Франческо. Здесь оно появилось в начале IV века.
- По православным преданиям, честная глава Василия находится на Афоне. Ее подарил император Никифор II. Другие источники утверждают, что она располагалась в Константинополе. Некоторые паломники видели мощи в монастыре Панахранту.
- В русской летописи «Хождение в Царьград» имеется утверждение, что останки располагались в монастыре Святого Василия. В начале XII века они были увезены в город Амальфи (Италия).
Житие Василия Великого показывает его благочестие, добродетельность и целеустремленность в служении Богу. Пройдя множество испытаний и не сломившись, он заслужил истинное поклонение церкви.
Важно! Чудотворный лик учителя помогает укрепить веру, повысить желание к наукам. Образ избавляет от гонений и злых духов и покровительствует ученичеству.
Посмотрите видео о Василии Великом
В чем помогает чудотворец
Чудесные явления по молитвам к святому Василию Острожскому стали происходить сразу после его погребения. В монастырских книгах зафиксировано множество случаев чудесного избавления от душевных и телесных заболеваний.
К чудотворцу обращаются за помощью для излечения:
- слепоты;
- немоты;
- бесплодия;
- онкологии;
- паралича;
- болезней опорно-двигательного аппарата.
Преподобный помогает и при возникновении различных жизненных трудностей. Василия Острожского можно попросить наладить семейные отношения. Защитник сербского народа также помогает справедливо разрешить судебные споры и конфликты.
Особой силой обладают святые мощи. Замечено, что сбываются даже просьбы, написанные на бумаге и оставленные в стенах монастыря. Помогает исцелиться и вода из пещеры, где хранились первое время нетленные останки чудотворца.
Святитель Василий Острожский не отказывает в помощи не только христианам, но и иноверцам. К нему на поклон приходят люди, исповедующие ислам или католичество. Искренняя молитва защитит любого, кто обращается к святому.
Святитель Василий Великий. Жизнеописание
Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев — Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский. Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).
По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте. В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти. Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.
Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности». Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.
Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года. Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
Библиотека Русской верыЖитие и чудеса иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Святой Василий всех объединяет в одну семью, мы вместе делаем одно дело, вместе трудимся
– Но на вас забота и о духовном, и о материальном строительстве, и о душах, и о кирпичах, ежедневно тысячи паломников, в монастыре снова идет строительство… Как вам удается нести такое бремя?
– Владыка Иоанн оставил большой след в монастыре. Он успевал и принимать людей, и умел сохранить себя. Я стараюсь исполнять свое послушание просто, так же, как исполнял, когда был послушником, монахом, исполнять то, что несет с собой каждый день, я даже не вполне отдаю себе отчет во всем, что вы перечислили. Святой Василий здесь хозяин, и я не особенно беспокоюсь, потому что знаю, что обо всем заботится он, он приводит сюда людей, соединяет их, укрепляет, и добрых и злых, а мы все разные. Мы знаем, что Церковь не состоит из святых, тут есть и больные, и грешные, и те, которые о себе воображают, что они праведны и благочестивы. Святой Василий всех объединяет в одну семью, в одну общину, и мы все вместе делаем одно дело, вместе трудимся. Единственное, что меня тревожит все годы моей монашеской жизни: как сохранить и возвысить тот идеал монашеской жизни, с которым я пришел в монастырь, и достойно завершить свой монашеский путь. Сейчас много умирает людей, то и дело мы узнаем, что упокоился один монах, другой монах, монахиня, и я спрашиваю себя: «Постой, может быть, и ты через год-другой отправишься за ними. Какой ответ ты дашь Богу? Что принесешь Ему – кирпичи и опалубку или свое сердце и чистоту жизни?» Вот что больше всего занимает мои мысли.
А если меня кто-то останавливает вопросом, и я настроен на разговор, то останавливаюсь поговорить, если такой возможности нет, поклонюсь и иду дальше. Большая часть народа идет в верхний монастырь, к мощам святого Василия, там всегда дежурят священники, исповедуют, читают молитвы о здравии. Крещения чаще всего совершаются в церкви святого мученика Станко, так что братия живет довольно спокойно, особенно зимой. А тем, кому мешают люди, они везде ему мешают, правда? (смеется)
Паломники на территории монастыря Острог
Канонизация и почитание
Благочестивого чудотворца при жизни часто называли святым. В 1588 году блаженного Василия Московского причислили к лику святых.
День памяти Василия Блаженного
Патриарх Иов установил день памяти святого – 2 (нынче – 15) августа. Ежегодно Московские патриархи служили службу в честь Божиего угодника. Поминальные службы проводились до 1917 года. Возобновили ежегодный поминальный молебен лишь в 1991 году. Почтить память святого угодника часто приезжают представители власти.
Иконы святого угодника
После канонизации святого начали появляться иконы с его изображением. Первое время блаженного представляли полностью нагим. Позже Василия стали изображать опоясанным полотенцем. В более поздних иконописных вариантах стала появляться потрепанная набедренная повязка.
Существует два распространенных варианта икон с изображением чудотворца. В одном варианте фон золотой, во втором – на заднем фоне находится город Москва и Красная площадь. Именно такая икона представлена в известном среди прихожан храме Василия Блаженного.
Изначально блаженного изображали полностью нагим
Храмы Василия Блаженного
Мощи Божьего угодника находятся в Покровском соборе. Преклонить колени, прочитать молитву и попросить помощи и заступничества чудотворца приходят со всех уголков России и других стран мира. Со временем Покровский собор получил второе название – храм Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного считается одной из самых красивых архитектурных и исторических памяток России. В нем удачно сочетаются элементы восточного и готического архитектурных стилей. Существует версия, будто бы царем был отдан приказ выколоть зодчему глаза, чтобы он больше нигде и никогда не мог построить подобного вида сооружение.
Покровский собор много раз пытались разрушить. Так, в 1812 году Наполеон отдал приказ стереть с земли Божий храм, но его подданным не удалось справиться с поставленной задачей. Святыня выстояла.
Вторая попытка разрушения собора Покровского приходится на послереволюционный период. «Прославившийся» разрушением многих московских храмов Лазарь Каганович пришел к Сталину с предложением о снесении храма Василия Блаженного. Говорят, будто бы при нем был макет со съемным собором Покровским. Когда Каганович убрал собор с макета, Сталин выкрикнул ставшую в дальнейшем исторической фразу: «Лазарь! Поставь на место!».
Покровский собор носит второе название – храм Василия Блаженного
Прижизненные чудеса и пророчества святого
При жизни Божий угодник умел чувствовать недобрые мысли и дурные замыслы людей, видел в толпе Ангелов и посланников Небесных, исцелял и воодушевлял. На счету юродивого большое количество чудесных исцелений и удивительных деяний.
Московский чудотворец предвидел нападение вражеское на Москву. Во время вечернего молебна ему привиделось вырывающееся из окон храма Божиего пламя. Юродивый стал сильнее молиться – пламя постепенно затухло. Спустя какой-то период времени после видения на окраины Москвы напало войско крымских татар. Варвары разграбили и сожгли Николо-Угрешский монастырь и рядом расположенные села, но дальше не продвинулись.
В 1543 году блаженный предрек скорый пожар на улицах города. Вскоре увиденное осуществилось: сильный огонь охватил Царский и Митрополичий дворы, а также Крестовоздвиженский монастырь.
Василий защищал дома праведников от бесов, а к грешникам направлял ангелов. Он «заставлял» недобросовестных продавцов сознаваться в нечестных сделках и обманах. Например, известен случай, когда юродивый опрокинул лоток со свежеиспеченными калачами. Продавцу пришлось признаться в обмане. Оказалось, что он «разводил» муку известью и измельченным в порошок мелом.
Разоблачение нечестного пекаря
Предвидение пожара в Москве
Предсмертное пророчество царю Ивану Грозному