Новгородская митрополия

Республиканский период

Канцелярия епископа Новгорода была создана примерно во время христианизации Руси (988 г.), хотя летописи дают противоречивые даты ее основания: от 989 до 992 г. Первый епископ Иоаким Корсунянин (ок. 989-1030) , построил первый (деревянный) собор Святой Премудрости (также называемый Софиевским) «с тринадцатью вершинами» примерно во время своего приезда в Новгород. Этот собор сгорел в 1045 году, а нынешний каменный собор, самое старое здание, которое до сих пор используется в России, был построен между 1045 и 1050 годами князем Владимиром Ярославичем . Он был освящен епископом Лукой Жидиатом ( 1035–1060 ) в праздник Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1052 года (фреска XI века прямо у южной двери изображает святых Константина и его мать Елену , нашедших Истинный Крест. в четвертом веке).

Канцелярия оставалась епископской до 1165 года, когда митрополит Кирилл возвысил Илью до архиепископского сана. Формально же статус новгородской церкви остался неизменным и по-прежнему входил в состав Киевской губернии. В то время как ряд архиепископств в Православной церкви были автокефальными и подчинялись региональному патриарху, а не местному митрополиту, Новгород был просто титульным архиепископством и всегда оставался подчиненным Киевской губернии, а затем и Москве. Действительно, в письмах Константинопольского Патриарха оно всегда упоминалось как епископство, и есть ряд писем, напоминающих иногда непокорным архиепископам об их покорности русскому митрополиту. Около 1400 г. архиепископы стали называть себя «архиепископом Великим Новгородом и Псковским». В 1156 г. епископ Аркадий (1156–1165) был избран вече (народным собранием), поскольку митрополитский престол в Киеве в это время был пуст. В течение следующих нескольких столетий развивался процесс местных выборов либо вечами, местным духовенством, либо жеребьевкой. Последний раз он использовался при избрании архиепископа Сергия в 1483 году, первого московского архиепископа Новгорода. Эти местные выборы дали архиепископам значительную автономию в церковных делах, хотя они были посвящены местным митрополитом и поддерживали связи с русской церковью на протяжении всего этого периода.

В то время как некоторые русские летописи называют всех новгородских прелатов архиепископами, этот пост официально не был повышен до архиепископского статуса до 1165 года. Однако есть свидетельства того, что Нифонт (годы правления 1130–1156) лично носил архиепископский титул еще до этого. . An антиминс (вышитые ткани причастия) от Никольского собора на рынке имеет надпись со ссылкой на Нифонт архиепископа. После создания архиепископата Мартирий, похоже, был единственным (до создания митрополии в 1589 году), который не был архиепископом, поскольку ни одна из его печатей, найденных при археологических раскопках, не говорит о нем как о чем-либо, кроме «епископа». . »

Герб Новгорода Великого с изображением архиепископского престола и жезлов.

Политически новгородский архиепископ рос в период независимости Новгорода, традиционно с 1136 по 1478 год, до самого начала монгольского нашествия (1237–1240), а затем пришел в упадок примерно до архиепископата Василия Калики (1330–1352). Затем он продолжал набирать силу в начале пятнадцатого века. В это время архиепископы выполняли ряд важных политических функций: они возглавляли посольства, чтобы приносить мир и выкуп пленным, они покровительствовали гражданским (в отличие от церковных) строительным объектам, таким как Детинец (Кремль) в Новгороде, крепость в Орехове. (также известный как Орешек), перестроенный в камне Василием Каликой в ​​1352 году, городские стены, построенные вокруг Новгорода в 1330-х годах, и так далее. Они управляли церковными судами, которые в Новгороде рассматривали дела, которые в других частях православного мира оставались на усмотрение светских судов; они подписывали договоры от имени города; они контролировали стандарты мер и весов на городском рынке; их викарии могли управлять отдаленными районами, такими как Старая Ладога ; и они, как правило, разделяли принятие решений с боярами, которые управляли городом.

Новгородская митрополия была образована в 2011 году

В 2011 году из давно сложившейся Новгородской епархии выделилась новая — Боровичская. В результате чего была создана Новгородская митрополия в составе Новгородской и Боровичской епархий. Сейчас митрополия является мощным духовным институтом, объединяющим вокруг себя множество церквей, монастырей и учебных заведений.

На протяжении своего становления, Новгородская епархия претерпела немало трудностей и проблем.

Боровичская епархия была создана путем ходатайств и прошений Патриарху духовными лицами города во благо поддержания православия и укрепления веры. Основали ее относительно недавно — в 1934г. Новгородская же епархия является одной из самых ране созданных  на Руси и послужила основой, благодаря которой была в дальнейшем создана митрополия.

Архиереи

  • Свт. Иоаким Корсунянин (992 — 1030)
  • Ефрем (1030 — 1035) в/у, не архиерей
  • Свт. Лука Жидята (1036/1037 — 15 октября 1059)
  • Стефан I (1060 — 1068/1069)
  • Феодор (1069 — 1077/1078)
  • Свт. Герман (1078 — 1095/1096)
  • Свт. Никита Затворник (1096 — 30 января 1108)
  • Иоанн I (Папин) (1108/1110 — 1130)
  • Прп. Нифонт (ноябрь-декабрь 1130 — 1156)
  • Свт. Аркадий (1156 — 9 сентября 1162)
  • Свт. Илия, в схиме Иоанн II (ок. 1162 — 1186) до 28 марта 1165 — избранный
  • Свт. Григорий (1186 — 24 мая 1193) до 1187 — избранный
  • Свт. Мартирий (19 октября 1193 — 24 августа 1199) до 10 декабря — избранный
  • Митрофан (1199 — 3 июля 1223) до 3 июля 1201 — избранный, в 1211-1219 — изгнан с кафедры новгородцами
  • Свт. Антоний (1212 — 1219)
  • Арсений Чернец (1223 — 1225)
  • Свт. Антоний, 2-й раз (1225 — 1228)
  • Арсений Чернец, 2-й раз (1228)
  • Свт. Антоний, 3-й раз (1228 — 1229)
  • Спиридон (1229 — 1249)
  • Далмат (1250 — 21 октября 1273/1274)
  • Климент (1274 — 22 мая 1299)
  • Свт. Феоктист (1300 — 1307)
  • Давид (5 июня 1309 — 5 февраля 1325)
  • Свт. Моисей (1325 — 1330)
  • Свт. Василий Калика (25 августа 1331 — 3 июля 1352)
  • Свт. Моисей, 2-й раз (1352 — 1359)
  • Алексий (1359 — апрель 1388)
  • Иоанн III (7 мая 1388 — 20 января 1415)
  • Свт. Симеон (22 марта 1416 — 15 июня 1421)
  • Феодосий I (1 сентября 1421 — 30 августа 1423)
  • Евфимий I (Брадатый) (1423 — 1 ноября 1429)
  • Свт. Евфимий II (Вяжицкий) (13 ноября 1429 — 10 марта 1458)
  • Свт. Иона (май 1458 — 5 ноября 1470) до 1459 — избранный
  • Прп. Феофил (1470 — июль 1482) до 15 декабря 1472 — избранный, с 19 января 1480 — изгнан и заточен
  • Сергий (4 сентября 1483 — 27 июня 1484)
  • Свт. Геннадий (Гонзов) (12 декабря 1484 — 26 июня 1504)
  • Свт. Серапион I (15 января 1506 — май 1509)
  • 1509 — 1526 — междуархиерейство

Свт. Макарий Московский (4 марта 1526 — 19 марта 1542)
Феодосий II (18 июня 1542 — 21 декабря 1550)
Серапион II (Курцев) (14 июня 1551 — 29 октября 1552)
Свт. Пимен (Черный) (20 ноября 1552 — 25 сентября 1571)
Леонид (6 декабря 1571 — 20 октября 1575)
Александр (12 сентября 1576 — 26 июня 1591)
Варлаам (Белковский) (20 февраля 1592 — 15 апреля 1601)
Исидор (6 февраля 1603 — 10 апреля 1619)
Макарий II (22 июля 1619 — 12 сентября 1626)
Киприан (Старорусенников) (20 октября 1626 — 17 декабря 1634)
Свт. Аффоний (8 марта 1635 — 7 января 1649)
Никон (11 марта 1649 — 25 июля 1652)
Макарий III (8 августа 1652 — 14 ноября 1662)
Питирим (6 августа 1664 — 7 июля 1672)
Иоаким (Савелов) (22 декабря 1672 — 26 июля 1674)
Корнилий (6 августа 1674 — 3 марта 1695)
Евфимий III (Рылков) (14 апреля 1695 — 6 декабря 1696)
Иов (6 июня 1697 — 3 февраля 1716)

1716 — 1721 — междуархиерейство

Феодосий III (Яновский) (31 декабря 1720 — 11 мая 1725)
Феофан (Прокопович) (25 июня 1725 — 8 сентября 1736)

1736 — 1740 — междуархиерейство

Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745)
Стефан II (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753)

1753 — 1757 — междуархиерейство

Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)

  • 1767 — 1775 — междуархиерейство
  • 1 января 1775 — 16 октября 1799 — объединена с Санкт-Петербургской епархией

Гавриил (Петров) (16 октября 1799 — 19 декабря 1800)

19 декабря 1800 — 26 марта 1818 — объединена с Санкт-Петербургской епархией

Амвросий (Подобедов) (26 марта — 6 апреля 1818)

26 июня 1818 — 4 ноября 1848 — не сливаясь с Санкт-Петербургской епархией находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов

Никанор (Клементьевский) (4 ноября — 20 ноября 1848)

20 ноября 1848 — 18 октября 1892 — не сливаясь с Санкт-Петербургской епархией находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов

Феогност (Лебедев) (21 ноября 1892 — 13 августа 1900)
Гурий (Охотин) (13 октября 1900 — 17 октября 1910)
Арсений (Стадницкий) (5 ноября 1910 — 11 августа 1933)

  • Серафим (Велицкий) (1922 — 1924) в/у, еп. Мало-Вишерский
  • Иоанникий (Сперанский) (1923 — 1924) в/у, еп. Старорусский
  • Венедикт (Плотников) (1924 — 1925) в/у, еп. Кронштадтский
  • Иосиф (Петровых) (1925) в/у, архиеп. Ростовский
  • Алексий (Симанский) (1926 — 11 августа 1933) в/у, архиеп. Тихвинский, Хутынский, митр. Старорусский

Алексий (Симанский) (11 августа — 18 октября 1933)
Венедикт (Плотников) (18 октября 1933 — 5 сентября 1936)

  • Николай (Ярушевич) (1936 — 1940) в/у, архиеп. Петергофский
  • не позднее 4 сентября 1943 — 26 мая 1944 — объединена с Ленинградской епархией
  • Григорий (Чуков) (26 мая 1944 — 7 сентября 1945) в/у, архиеп. Псковский
  • 7 сентября 1945 — 1956 — объединена с Ленинградской епархией
  • Сергий (Голубцов) (22 ноября 1956 — 23 августа 1959) в/у, еп. Старорусский

Сергий (Голубцов) (23 августа 1959 — 7 октября 1967)

1967 — 1990 — объединена с Ленинградской епархией

Лев (Церпицкий) (с 20 июля 1990)

В тяжелые советские годы в Новгороде проводились богослужения

Время войны и революции оставило печальный след в истории Великого Новгорода. Были закрыты монастыри, практически все храмы, а духовные лица подверглись расстрелу. В 30-е годы на территории города действовала одна церковь — Михаила Архангела, в которой проходили богослужения даже в первое время оккупации.

После захвата немцами, Новгород был практически руинирован: под пеплом оказались все деревянные постройки, исторические памятники были поруганы и разрушены, а крест Софийского собора похищен.


Война не щадила церквей, а главному Софийскому собору был нанесен колоссальный ущерб

Война закончилась, и настало время восстановления утраченного достояния; повсеместно проходили реставрационные и строительные работы. Однако советские власти не благоволили русской православной Церкви, и до 1962 года в Новгороде был один действующий собор — Никольский.


В послевоенные годы богослужения проводились только в Николо-Дворищенском соборе

Интернет — дайджест

В математике всё говорит о Боге

19.09.2021

В картине мира, где нет Бога, что-то приходится придумывать и дорисовывать.

читать полностью

Не можем или не хотим?

18.09.2021

О том, как научиться видеть, чего ожидает от нас в той или иной ситуации Господь, и перестать быть пленником своего «я».

читать полностью

Любить Бога: что это значит и зачем нужно?

17.09.2021

Во всех книгах о духовной жизни, начиная с Библии, говорится, что самое главное — это возлюбить Бога. Но как это понять? Любить человека — значит заботиться о нем, делать ему что-то хорошее. А как проявить любовь к Богу, Который абсолютно самодостаточен и Которому ничего от нас не нужно? И зачем Ему наша любовь? 

читать полностью

Долго живу

16.09.2021

Давным-давно весь седой, а не вспомню, когда поседел. Множество эпох прожил: от средневековья, лучины, коптилки до айпадов, айфонов, скайпов.

читать полностью

Почему священники носят бороду?

15.09.2021

Если кого-либо из наших сограждан попросить нарисовать словесный портрет православного священника, то он может забыть (или не знать) о каких-либо частях (элементах) облачения, но о бороде не забудет никто. Более того, именно борода будет тем, о чем он вспомнит в первую очередь.

читать полностью

Начало индикта – церковное новолетие

14.09.2021

14 сентября празднуется церковное новолетие, называемое началом индикта. 

читать полностью

Время и богослужение

13.09.2021

Крик петуха получил литургическое осмысление как призыв к утренней молитве.

читать полностью

Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского

12.09.2021

В перенесении мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург Промысл Божий усматривал небесное покровительство городу и новой столице России. Традиционно русские города, а тем более столица хранили святые мощи угодников Божиих и другие святыни, которые были надеждой и духовным щитом от неприятелей и других бедствий.

читать полностью

Православное понимание Евхаристии

11.09.2021

6 сентября 2021 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Православное понимание Евхаристии» на Международном Евхаристическом конгрессе в Будапеште.

читать полностью

Нет судьбы более величественной и более трагичной — усекновение главы Иоанна Крестителя

10.09.2021

Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

читать полностью

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперёд
  • В конец

Советский и постсоветский период

Новгородская епархия была снова объединена с Ленинградом после повторного легализации церкви в 1943 году. Она была на короткое время отделена в 1950-х годах и снова объединена с Ленинградом в 1960-х годах. В последний раз он был отделен в 1990 году, когда он был воссоздан как епископство. В 1995 году он снова был повышен до уровня архиепископа. Нынешний титул — «Архиепископ Великого Новгорода и Старой Руси».

В 1922-1936 годах тринадцать новгородских епископов были названы Живой церковью , или обновленческой церковью, движением (ныне считающимся раскольническим ), которое спонсировалось советскими властями с целью раскола и, таким образом, ослабления Русской церкви. Последний из них, Вениамин Молчанов, впоследствии был архиепископом Алма-Атинского, но после октября 1936 года о нем ничего не известно. Считается, что он был застрелен. Обновленцы боролись с патриархальной или основной православной церковью, прежде чем они были подавлены, когда патриархальная церковь была легализована в 1943 году.

В патриаршем храме архиепископ Арсений (Стадницкий) был одним из кандидатов в Патриархи на Московском Соборе 1917 года, когда был избран Тихон . Он, как и многие церковные иерархи, в 20-е годы неоднократно подвергался арестам. Он был сослан в Среднюю Азию в 1926 году и стал епископом Ташкента в 1933 году, где и умер в 1936 году. Мемориальная доска на старом епископском дворце в Новгороде увековечивает его память, и сегодня в Новгороде проводится фестиваль в его честь. Во время его долгого, заочного пребывания на посту архиепископа и митрополита Новгородской епархией управлял ряд викариев, в том числе Алексий Симанский , носивший титул архиепископа Хутинского. Алексий недолго был митрополитом Новогордским в 1933 году, его сменил Венедикт, расстрелянный в 1937 году либо в Казани, либо в Ленинграде, хотя источники противоречат друг другу. После Венедикта Алексий был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским в 1943 году. Он был одним из трех епископов (из четырех оставшихся в живых), которые встречались со Сталиным 4 сентября 1943 года, и эта встреча привела к повторной легализации русского православия. Церковь. В 1945 году Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси и занимал этот пост (самый долгоживущий Московский патриарх) до своей смерти в 1970 году.

Патриарх Алексий II , последний Патриарх Московский и всея Руси, был митрополитом Ленинградским и Новгородским незадолго до своего избрания Патриархом в 1990 году. В качестве патриарха Алексий II руководил восстановлением Новгорода как епархии, независимой от Ленинграда / Св. Петербурга и повторного освящения собора Святой Премудрости.

Действующий епископ — митрополит Лев . Он был переведен из Ташкента в 1990 г. и стал епископом Новгорода и возведен в сан архиепископа в 1995 г., а в сан митрополита в 2012 г. Он курировал открытие ряда церквей в Новгороде и епархии, возвращение Кафедрального собора г. Святая Премудрость Русской Православной Церкви, открытие семинарии в Зверинском монастыре к северу от старых городских стен на левом берегу реки Волхов, восстановление библиотеки в Соборе Святой Премудрости и другие мероприятия в последствия советских гонений на церковь. За свою деятельность он получил несколько наград от церкви и правительства России.

Имперский период

Офис оставался митрополитом до 1720 года, когда он снова был преобразован в архиепископат. В 1762 году он был снова возведен в уровень митрополии, а название изменилось, поскольку в состав епархии вошли Санкт-Петербург, а затем Финляндия и Эстония. Он был отделен от Петербурга в 1892 году.

Новый город Санкт-Петербург , когда он был основан в конце весны 1703 года, изначально входил в состав Новгородской епархии, и митрополит Иов освятил первый деревянный Петропавловский собор в Петропавловской крепости (нынешний собор, конечно, является более поздняя постройка) в апреле 1704 г. Иовский викарий Феофан Прокопович ,

Феофан Прокопович, автор Духовного устава и участвовавший в создании Священного Правительственного Синода, впоследствии был архиепископом Новогородским.

стал одним из главных советников Петра Великого по вопросам религии и помог установить Духовный устав и Священный Правящий Синод (который управлял церковью с 1721 по 1917 год). Прокопович был назначен архиепископом Новгородского в 1725 году, после смерти Петра.

Архиепископ Дмитрий (р. 1757-1767) был духовным наставником Екатерины Великой в ​​течение первых нескольких лет ее правления и короновал ее императрицу в 1762 году.

Монастыри

  • Аркадиев Успенский (недейств.)
  • Валдайский Иверский (мужской)
  • Верендовский Никольский (недейств.)
  • Варлаамо-Хутынский (женский)
  • Деревяницкий Воскресенский (недейств.)
  • Клопский (мужской)
  • Короцкий Тихонов (недейств.)
  • Леохновский Преображенский (недейств.)
  • Николо-Вяжищский (женский, ныне ставропигиальный)
  • Николо-Косинский (женский)
  • Новгородский Антониев (недейств.)
  • Новгородский Арсениев Богородице-Рождественский (недейств.)
  • Новгородский Юрьев (мужской)
  • Перынский скит (женский)

Отенская пустынь (недейств.)
Рдейский (мужской, возрождается)
Черноозерская Антониева пустынь (недейств.)

Ранее подчинённые епархии

  • Антониев-Дымский (мужской, ныне в пределах Тихвинской епархии)
  • Трифоно-Печенгский (мужской, ныне в пределах Североморской епархии)

Николай Церпицкий проделал долгий путь до становления митрополитом

Лев (Церпицкий) является митрополитом Новгородским и Старорусским

Николай Церпицкий родился 13 апреля 1946 года в Белоруссии, село Залужье. Отец и дед будущего митрополита были священниками, свой путь отрок продолжил по стопам предков. С ранних лет он был погружен в атмосферу храма, часто помогал отцу во время богослужений. Заметив его усердие, мама сшила его первый в жизни маленький стихарь.

Не смотря на тяжелые времена борьбы с церковью, в семье Церпицких всегда царило благоговение и религиозная среда. Родители воспитывали своих чад (всего у них было трое детей) согласно православным канонам, вместе читали молитвы, посещали монастыри и храмы.

В душе Николая посещение древней русской обители, сохранившей старые монашеские традиции, оставило наиболее глубокий след. Окончив среднюю школу, будущий митрополит отдал свой гражданский долг, отслужив три года в советской армии. Служба никоим образом не сказалась на мыслях и мировоззрении.

Свой дальнейший путь Николай решил продолжить в Ленинградской духовной семинарии, где познакомился со своим будущим покровителем и наставником — митрополитом Никодимом (Ротовым).

Никодим (Ротов) повлиял на судьбу будущего митрополита Льва

В течение обучения Николай часто посещал Новгородские земли, где видел полуразрушенные монастыри и храмы, потухшую духовную жизнь. Подобного рода поездки и разговоры с митрополитом Никодимом послужили принятию окончательного решения отречься от мирской жизни и посвятить себя служению Церкви Христовой.

В 1971 году Николай принял монашеских постриг, выбрав себе имя папы Римского Льва I. В этом же году он получил сан иеродиакона, и через две недели — иеромонаха.

1971
в этом году Николай принял монашество с именем Лев,  получил сан иеродиакона, а после — иеромонаха

На протяжении 4 лет Лев (Церпицкий) занимал пост личного секретаря своего наставника митрополита Никодима (Ротова). Почетную службу иеромонах совмещал с обучением в Ленинградской духовной академии.

Он активно изучал не только православие, но также другие христианские религиозные направления, что претворилось в его выпускной работе «о Ватиканском Соборе» и нашло отражение в будущей деятельности по налаживанию межконфессионных отношений.

В 1975 году Лев (Церпицкий) окончил Ленинградскую духовную академию

Свою службу Богу Лев Церпицкий продолжил в качестве настоятеля в разных церквях: в Петрозаводске, Марокко, Выборге, после чего получил сан епископа.

В 1982 году архимандрит Лев (Церпицкий) работал настоятелем церкви в г. Рабат (Марокко)

Однако служение этого великого человека не заканчивалось в храме, свои просветительские взгляды он направлял на обретение и развитие нравственных и духовных ценностей человека, а также под его руководством было создано несколько воскресных школ.

Серьезный вклад был сделан в возрождение множества приходов и церквей.

С 1990 года, когда была выделена Новгородская епархия, начинается новая страница в духовной жизни Великого Новгорода. Владыка Лев  стал главным церковным лицом и деятелем города и области.

1990
в этом году была выделена Новгородская епархия, ее возглавил Владыка Лев

Несмотря на материальные трудности епархии, с момента вступления на ответственную должность, епископ серьезно взялся за церковное образование в Новгороде.

Под его руководством были организованы катехизисные курсы, проводились просветительские чтения, конференции, открылись воскресные школы и приходы.

По инициативе епископа издавалась газета «София», преобразованная позже в одноименный журнал. Помимо огромного вклада в духовную жизнь новгородцев, Лев Церпицкий занимался изучением истории, сохранением и возрождением древнерусского наследия.

Владыка Лев вместе с президентом В.В. Путиным проводит осмотр в одном из новгородских монастырей

Его усилиями были вновь открыты несколько храмов, в числе которых Софийский собор — сердце православного Новгорода.

Также был создан консультационный совет в составе московских, петербургских и новгородских ученых искусствоведов, архитекторов, историков, археологов и реставраторов, который всячески помогал возрождению древнерусского города.

1991 году, спустя 25 лет, был наконец открыт Софийский собор

Огромные усилия были приложены, чтобы возобновить пасторскую деятельность в Новгородских тюрьмах, милиции и армии. 8 января 2012 года Лев Церпицкий удостоился сана митрополита Новгородского и Старорусского. А за свой неоценимый вклад в культурную, православную и духовную жизнь митрополит получил множество орденов и наград.

Патриарх Кирилл возвел архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в сан митрополита

Примечания

  1. Фролов А. А. О конфискациях вотчин новгородского владыки и монастырей в последней четверти XV века //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 4 (14). С. 76-77.
  2. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  3. Галкин А. К. Приходы и духовенство Московской Патриархии в пределах современной Новгородской области накануне 950-летия крещения Руси // Новгородика — 2012: у истоков российской государственности: материалы IV междунар. науч.-практ. конференции, 24—26 сент. 2012 г./ сост. Д. Б. Терешихина . Великий Новгород, 2013. Ч. 1. С. 97—-108
  4. ЖМП. 1990, № 10, стр. 4.

География благочиний

  • Новгородское (ГО Великий Новгород, Новгородский, Батецкий, Крестецкий, Чудовский р-ны):
  • г. Великий Новгород , п. Батецкий, п. Бронница, с. Васильевское, с. Вороново, с. Городня, с. Грузино, с. Гудалово, с. Захарьино, п. Крестцы, с. Курицко, с. Кшентицы, с. Лесная, с. Мроткино, с. Наволок, с. Новоселицы, с. Оскуй, п. Панковка, с. Рышево, с. Сабле, с. Савино, с. Сельцо, с. Теребони, п. Тесово-Нетыльский, с. Трубичино, с. Успенское, с. Холова, с. Холынья, д. Хутынь, г. Чудово

Старорусское (Старорусский, Парфинский, Поддорский, Холмский р-ны):

г. Старая Русса, с. Аполец, с. Бакочино, с. Белебелка, с. Борисово, с. Взвад, с. Залучье, с. Леохново, с. Марково, п. Парфино, п. Поддорье, с. Пола, с. Селеево, с. Ужин, г. Холм

Солецкое (Солецкий, Волотовский, Шимский р-ны, ):

г. Сольцы, с. Велебицы, с. Верехново, п. Волот, с. Дерглец, с. Коростынь, с. Любыни, с. Медведь, с. Молочково, с. Мшага, с. Подгощи, с. Порожки, с. Речки, с. Уторгош, с. Учно, п. Шимск

Демянское (Демянский р-н):

г. Демянск, с. Ильина Гора, с. Кневицы, с. Лычково, п. Марево, с. Полново

Валдайское (Валдайский р-н, ):

г. Валдай, с. Большое Городно, с. Быково, с. Загорье, с. Лучки, с. Любница, с. Плав, с. Шуя

Маловишерское (Маловишерский р-н):

г. Малая Вишера, с. Бор, с. Оксочи

Литература

  • Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): Жития, сведения и биографические очерки в 4 томах. — 2-е изд., испр. и доп. — Великий Новгород : Издательский отдел Новгородской епархии, 2014. — Т. 1 : 992—1575 гг. — ISBN 978-5-9915-0811-7
  • Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): Жития, сведения и биографические очерки в 4 томах. — 2-е изд., испр. и доп. — Великий Новгород : Издательский отдел Новгородской епархии, 2014. — Т. 2 : 1576—1900 гг. — ISBN 978-5-9915-0813-1
  • Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): Жития, сведения и биографические очерки в 4 томах. — 2-е изд., испр. и доп. — Великий Новгород : Издательский отдел Новгородской епархии, 2014. — Т. 3 : 1900—1945 гг. — ISBN 978-5-9915-0814-8
  • Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): Жития, сведения и биографические очерки в 4 томах. — 2-е изд., испр. и доп. — Великий Новгород : Издательский отдел Новгородской епархии, 2014. — Т. 4: 1945—2014 гг. — ISBN 978-5-9915-0814-8
  • Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. — Москва : Частное издательство «Золотое сечение», 2019. — 753 с. — ISBN 978-5-6041256-6-3
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector