Притчи в библии
Содержание:
- Гармония притч
- Притча о фарисее и мытаре
- Греческое значение притч
- Смысл притчи
- Притча о званых на брачный пир
- Изобразительное искусство
- Учение Господа Иисуса Христа в притчах
- Отличие притчи от аллегории
- Господь призывает нас учиться прощать
- От автора
- Цель и мотив
- Притчи о горчичном зерне
- Притча о добром самаритянине
- Библейские притчи. Чему они учат?
- Перечень притч
- Притча о сеятеле и ее толкование
- О плохом и хорошем
- Загадка № 2: кто автор комментария?
- Притча о десяти девах
Гармония притч
Образец евангельской гармонии для притч, основанный на списке ключевых эпизодов канонических Евангелий , представлен в таблице ниже. Для согласованности эта таблица автоматически выбирается из основной таблицы гармонии в статье о гармонии Евангелия на основе списка ключевых эпизодов канонических Евангелий . Обычно с Евангелием от Иоанна не связаны никакие притчи , только аллегории.
Номер | Событие | Мэтью | отметка | Люк | Джон |
---|---|---|---|---|---|
1 | Растущее семя | ||||
2 | Два должника | ||||
3 | Лампа под бушелем | ||||
4 | Добрый самаритянин | ||||
5 | Друг ночью | ||||
6 | Богатый дурак | ||||
7 | Мудрые и глупые строители | ||||
8 | Новое вино в старые мехи | ||||
9 | Сильный мужчина | ||||
10 | Сеятель | ||||
11 | Плевелы | ||||
12 | Бесплодная смоковница | ||||
13 | Горчичное семя | ||||
14 | Закваска | ||||
15 | Жемчужина | ||||
16 | Рисование в сети | ||||
17 | Скрытое сокровище | ||||
18 | Подсчет стоимости | ||||
19 | Заблудшая овца | ||||
20 | Неумолимый слуга | ||||
21 год | Потерянная монета | ||||
22 | Блудный сын | ||||
23 | Несправедливый управляющий | ||||
24 | Богач и Лазарь | ||||
25 | Мастер и Слуга | ||||
26 | Несправедливый судья | ||||
27 | Фарисей и мытарь | ||||
28 год | Рабочие на винограднике | ||||
29 | Два сына | ||||
30 | Злые мужики | ||||
31 год | Большой банкет | ||||
32 | Опустившаяся смоковница | ||||
33 | Верный слуга | ||||
34 | Десять девственниц | ||||
35 год | Таланты или Минас | ||||
36 | Овцы и козы | ||||
37 | Свадебный пир |
Параллели вне канонических евангелий
Ряд притч имеет параллели в неканонических евангелиях, Дидахе и посланиях апостольских отцов . Однако, учитывая, что неканонические Евангелия обычно не имеют временной последовательности, эта таблица не является гармонией Евангелия .
# | Притча | Мэтью | отметка | Люк | Другие параллели |
---|---|---|---|---|---|
1 | Сеятель | Фома 9 1 Климент 24: 5 | |||
2 | Плевелы | Томас 57 | |||
3 | Растущее семя | Томас 21 | |||
4 | Скрытое сокровище | Томас 109 | |||
5 | Жемчужина | Томас 76 | |||
6 | Рисование в сети | Томас 8 | |||
7 | Богатый дурак | Томас 63 | |||
8 | Верный слуга | Фома 103 Дидахе 16: 1a | |||
9 | Горчичное семя | Томас 20 | |||
10 | Закваска | Томас 96 | |||
11 | Заблудшая овца | Фома 107 Евангелие истины 31–32 | |||
12 | Злые мужики | Томас 65 | |||
13 | Таланты или Минас | Назоряне 18 | |||
14 | Большой банкет | Томас 64 | |||
15 | Сильный человек | Томас 35 |
Притча о фарисее и мытаре
Текст притчи приводится только в Евангелии от Луки (Лк.18:9-14).
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Фарисей и мытарь.
Валериан Крюков
http://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Греческое значение притч
Даже скептики соглашаются с тем, что наш благословенный Господь Иисус был великим учителем. Люди, которые не верят в Библию как слово Божье, признают, что Иисус был величайшим учителем.
Действительно, Иисус был наилучшим из всех учителей, когда-либо живших на земле. Он говорил о вещах, которые были понятны людям, и использовал это, чтобы научить людей тому, чего они не знали. Для этого Иисус часто использовал притчи.
«Притча» в большинстве случаев это перевод греческого слова parabole, в котором para означает «рядом, около»; «вдоль»; «вблизи» и т.п., а ballo – «бросать; кидать»; «наносить удар». С течением времени оно приобрело значение «уподоблять; сравнивать».
Иисус часто уподоблял и сравнивал в Своем учении. По современным меркам, Иисус не придерживался формализованных методов в обучении.
Произнося Нагорную проповедь, Он сидел на горе (Мат. 5:1). Рассказывая притчу о сеятеле и многие другие, Он сидел в лодке, в то время как Его многочисленные слушатели стояли на берегу (Мат. 13:1-3).
Иисус говорил о царстве небесном, или церкви, которую Он создаст. Он сравнивал это царство со следующими жизненными ситуациями.
- Сеятель бросил семена на разные типы почв.
- Один человек посеял доброе семя на своем поле, на котором также выросли и плевелы.
- Горчичное семечко, превращающееся в дерево.
- Женщина, заквашивающая три меры муки.
- Человек, продающий все имущество для покупки поля, на котором он нашел сокровище.
- Купец, ищущий большие и ценные жемчужины.
- Невод, который принес рыбу всякого рода.
В заключение необходимо лишь отметить, что притчи Иисуса это шедевры наставления и воодушевления. Их внимательное изучение вознаградит вас благословением.
Смысл притчи
Основным предназначением притчи считалось раскрытие религиозного или житейского смысла в коротком рассказе. Герои притч носили определенный социальный статус (богач, царь, путешественник, виноградарь, отец и сын) и не имели глубоких описаний внешности или характера.
Библейские притчи объясняли, как вести себя, чтобы жить хорошо перед людьми и Богом. Они воздействовали на сознание сильнее, чем просто обличительные или назидательные слова, потому что показывали правила поведения на примере конкретных людей. Когда человек видел образец действий в притчах, он задумывался, что ведет неправильную жизнь, или помнил урок, заложенный в небольшой истории, и пытался избежать озлобленности в своей жизни.
Притча о званых на брачный пир
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22, 1-14).
Притча о званых на брачный пир.
А. П. Никитин. 1848 г. Масляная живопись по сухой штукатурке. 355×470 см
Роспись аттика в северо-восточной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1124
Изобразительное искусство
Изображение притчи о десяти девственницах на витражном окне в шотландской церкви в Мельбурне.
Из тридцати или около того притч в канонических Евангелиях четыре были показаны в средневековом искусстве почти за исключением других, но не были смешаны с повествовательными сценами из Жизни Христа . Это были Десять Дев , Богач и Лазарь , Блудный Сын и Добрый Самаритянин. Художники, известные своими притчами, включают Мартина Шонгауэра, Питера Старшего Брейгаля и Альбрехта Дюрера. В рабочих в винограднике также появляется в раннесредневековых работах. Начиная с эпохи Возрождения, количество показанных чисел немного расширилось, и различные сцены с «Блудным сыном» стали явным фаворитом, а также популярен «Добрый самаритянин». Альбрехт Дюрер сделал знаменитую гравюру « Блудный сын среди свиней» (1496 г.), популярный сюжет в Северном Возрождении , и Рембрандт изображал эту историю несколько раз, хотя, по крайней мере, одна из его работ, «Блудный сын в таверне» , — портрет Себя в образе Сына, наслаждающегося своей женой, похоже на изображения многих художников, способ возвеличить жанровую сцену в таверне. Его покойное «Возвращение блудного сына» ( Эрмитаж , Санкт-Петербург ) — одно из самых популярных его произведений. В 1857 году братья Далзил поручили Джону Эверетту Милле проиллюстрировать притчи, и этот труд был опубликован в 1864 году в Лондоне.
Учение Господа Иисуса Христа в притчах
О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.
Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи» и «паримиа». Паримиа в дословном
переводе означает «краткое изречение, выражающее правило жизни» (таковы,
для примера, Притчи Соломона); параволи — это рассказ, имеющий
прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах,
взятых из повседневного
быта. Евангельская притча есть, собственно, параволи. Притчи, изложенные
в 13-й главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах
у двух других синоптиков, Марка и Луки, были произнесены Господом
при столь многочисленном стечении народа, что Господу Иисусу Христу пришлось
войти в лодку, чтобы устраниться от осаждавшей Его толпы, и уже
из лодки обращаться к людям, стоявшим на берегу Геннисаретского
озера («моря»)
Св. Златоуст поясняет: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам». Притчи Господа это иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные Господом из обыденной жизни еврейского народа и из окружающей природы.
На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф. 13:10-11; ср. Марк. 4:10-11 и Луки 8:9-10). Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями. Об этом пророчествовал еще Исаия (6:9-10). Если показать этим нравственно испорченным и духовно-огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах она, истина, становится доступной к восприятию и пониманию: ненасильственно, а сама собой возносится загрубелая мысль от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.
В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: «Произнесу гадания из древности» что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.
Отличие притчи от аллегории
Чем отличается притча от аллегории? Притча – это некий рассказ или пример, который был дан Иисусом Христом или кем-то другим, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль.
Например, «дети, вам нужно быть аккуратными, внимательными и слушаться родителей». Как им это объяснить на примере? Вот, например, воробушек сидит в гнезде и выглядывает, так как ему интересно, что там происходит. Родители говорят ему, чтобы не выглядывал, так как это опасно. Но он все равно делает по-своему. В результате он упал и его съела кошка.
Вот этот рассказ – это иллюстрация мысли «будьте послушны и не будьте любопытны». Такой рассказ не нужно трактовать по деталям (например, гнездо – это дом; а почему воробушек не слушается и так далее). Рассказчик не углубляется в детали, а притча была рассказана для того, чтобы показать к чему приводит непослушание.
Аллегория отличается от притчи тем, что она детализирует. Каждая деталь рассказа имеет какую-то аналогию с жизнью. Например, книга Джона Баньян «Путешествие пилигрима в Небесную страну» переполнена аллегориями, в каждой из которой заложен определенный смысл. Каждая деталь книги отражает нашу жизнь. Поэтому и комментариев к книге вышло больше, чем сам ее объем.
Итак, есть два вида иллюстрированных рассказов: первый, который позволяет увидеть только одну мысль, а второй – аллегории, когда много деталей и все они несут определенный смысл.
Приведем основные отличия в виде таблицы:
ПРИТЧА АЛЛЕГОРИЯ Имеет основную мысль. Имеет одну основную мысль и несколько важных дополнительных мыслей
Крайне осторожно нужно толковать детали и придавать им какое-либо аллегорическое значение
Большинство деталей аллегории имеют значение
Как же распознать: где аллегория, а где притча? В большинстве случаев те рассказы, которые приводил Христос – притчи. Но распознать будет не сложно, придерживаясь следующего правила:
«Если Сам Христос не объяснял детали притчи, то нам не следует искать образы и аналогов в каждой части притчи».
Господь призывает нас учиться прощать
Эта притча учит нас прощать без задней мысли, принимать раскаяние без назидательных внушений, без умствований и морализаторства. Господь пытается внушить нам, чтобы мы не боялись, что раскаявшийся близкий человек, получив отпущение, снова пустится во все тяжкие. Это не должно нас заботить
Умение прощать не менее важно, чем умение просить прощения. Ни для кого не секрет, что в том, что сын бросает семью и растрачивает отцовское имущество на удовлетворение собственных прихотей, есть вина и отца
В обычной человеческой жизни такое бывает довольно часто. Внутри семьи мы на протяжении всего совместного существования время от времени припоминаем друг другу прошлые обиды. Это формирует неприязненные отношения, из которых хочется вырваться, и мы время от времени бросаем семью и начинаем жить только своими личными интересами, убеждая себя, что настрадались достаточно – можно и для себя пожить. Следствие этого – душевное опустошение.
Одна и та же ситуация, лишь слегка изменившись, повторяется снова и снова. У разных народов даже сложились пословицы: «Чёрного кобеля не отмоешь добела», «Сколько волка ни корми, а он всё равно в лес смотрит», что говорит о бессмысленности прощения. Эти пословицы, хоть и являются народной мудростью, насчитывающей многие сотни лет, всё-таки проникнуты неприязнью и презрением к человеку. В них чувствуется пристрастное отношение к согрешившему, вознесение собственной личности над личностью человека, которого назвали чёрным кобелём или волком. Ни в одной из Своих притч Господь не выглядит презирающим людей.
От автора
Открыв Библию, мы найдем в ней разные литературные формы: величественную поэзию, краткие изречения, законодательные документы, исторические повествования, возвышенные гимны, развернутые проповеди, богословские трактаты, личные послания, пророческие видения и многое другое. Все это помогало библейским авторам донести до своих читателей голос Бога, говорящего о вечных и непреходящих ценностях. Иисус Христос тоже общался с людьми по-разному: Он проповедовал в классическом смысле этого слова, учил Своим примером, отвечал на вопросы и рассказывал истории, которые мы называем притчами. Каждое воскресенье, приходя в храм, мы слышим на литургии евангельские чтения, значительную часть которых составляют именно эти яркие и запоминающиеся новозаветные тексты. Они кажутся простыми и понятными, но, вникая в них повнимательней, мы не перестаем открывать для себя все новые глубины духовного богатства.
В основе этой книги – проповеди, катехизические беседы, материалы встреч с самой разной аудиторией. Перед вами не научный экзегетический комментарий, а размышления о прекрасных и многогранных текстах, которые играли важную роль в благовестии Иисуса Христа и остаются таковыми в проповеди Его Церкви. Мы вместе прочтем некоторые притчи, не только рассматривая их в историческом контексте евангельской эпохи, но и через призму проблем современного общества, и увидим, что они продолжают оставаться жизненно важными для каждого. Православное понимание Священного Писания всегда основывалось на его прочтении в Церкви и вместе с Церковью – обществом верующих, охватывающим континенты и тысячелетия. Поэтому прикосновение к Евангелию немыслимо без знакомства с опытом святых – людей, которые не просто красиво говорили о христианстве, но смогли действительно реализовать его в своей жизни. Тексты святых отцов и богословов прошлого будут сопровождать все наши размышления, помогая читателю прикоснуться к этой не изведанной для многих области и узнать, что вопросы, которыми мы задаемся сегодня, волновали умы и сердца христиан на протяжении двух тысячелетий.
Из всего многообразия евангельских притч были выбраны самые известные, особо, как нам представляется, значимые и актуальные для современного человека. Книга представляет собой значительно переработанное издание «Истории, рассказанные Христом. Как понимать евангельские притчи», дополненное толкованием притчи о брачном пире. Книга будет интересна как воцерковленным христианам, так и тем, кто делает в храме первые шаги или пока еще далек от него.
Перед вами – приглашение к совместному размышлению над словом Божиим. Открывая Евангелие, мы вновь слышим обращенный к каждому из нас голос Христа. И ответить на него должны всей нашей жизнью.
Цель и мотив
В Евангелии от Матфея (13: 10–17) Иисус дает ответ на вопрос о том, как он использует притчи:
Англиканский епископ Монреаля Эштон Оксенден предполагает, что Иисус построил свои притчи, основываясь на своем божественном знании того, как можно научить человека:
В XIX веке Лиско и Фэйрбэрн заявили, что в притчах Иисуса «образ, заимствованный из видимого мира, сопровождается истиной из невидимого (духовного) мира» и что притчи Иисуса — это не «простые сравнения, которые служат цель иллюстрации, но это внутренние аналогии, в которых природа становится свидетелем духовного мира «.
Точно так же в 20-м веке, называя притчу «земной историей с небесным смыслом», Уильям Барклай заявляет, что притчи Иисуса используют знакомые примеры, чтобы привести человеческие умы к небесным представлениям. Он предполагает, что Иисус создавал свои притчи не просто как аналогии, а на основе «внутренней близости между естественным и духовным порядком».
Притчи о горчичном зерне
Эта притча упоминается в трех Евангелиях, что говорит о ее несомненной важности. Конечно, написание немного разнится, однако общий смысл сохраняется
Сама история не слишком велика, но смысл ее огромен и очень важен. Горчичное семя – это вера человека, которая взращивается в его сердце благодаря разговору с Господом, молитве и другим достойным деяниям. Сначала зерно мало, но после определенных действий и нахождения в благодатной почве оно произрастает в большое дерево.
Некоторые мудрецы сравнивают такое семя с Христом, который также был обычным человеком, но его вера была настолько велика, что он смог отдать великую жертву ради нас, обычных людей. И сейчас к нему приходят страждущие душой и находят утешение.
Притча о добром самаритянине
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Лк.10:25-37
Притча о милосердном самарянине
В. Сазонов (1789-1870). 1843–1854 гг.
Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись аттика юго-восточной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1136
Добрый самаритянин.
Степан Владиславович Бакалович (1857 — 1947). Бумага, карандаш.www.artsait.ru
Милосердный самаритянин.
Василий Иванович Суриков (1848 ?1916). 1874 г. 140×210.
Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск
Милосердный самаритянин.
Валериан Крюков
http://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Библейские притчи. Чему они учат?
Чему учат нас библейские притчи? Они заставляют задумываться над своими поступками, понимать их последствия. В результате всего этого осознания происходит становление положительных качеств, таких как милосердие, доброта, сострадание, любовь к людям. Приходит понимание того, что на все есть Божья воля.
Для взрослого человека притча может стать путеводной звездой в определенный момент жизни, а также знаком и ответом на вопрос. Помимо этого они достаточно просты, в них нет витиеватости, которая бывает понятной не всем. О мудрости же этих назидательных историй можно говорить действительно очень много.
Перечень притч
Притча о блудном сыне
Притча о работниках в винограднике
Притча о богаче и Лазаре
Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчёта, так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор (например, «Вы — соль земли» (Мф. )). Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Большая их часть содержится в синоптических Евангелиях. В Евангелии от Иоанна притчи Христа носят в большинстве своём характер развёрнутых метафор.
Притча | Евангелие |
---|---|
О сеятеле | Мф. ; Мк. ; Мк. ; Лк. ; Лк. |
О добром семени и о плевелах | Мф. ; Мф. |
О зерне горчичном | Мф. ; Мк. |
О закваске | Мф. |
О сокровище, скрытом на поле | Мф. |
О купце, ищущем хорошего жемчуга | Мф. |
О неводе, закинутом в море | Мф. |
О немилосердном должнике | Мф. |
О работниках в винограднике | Мф. |
О двух сыновьях | Мф. |
О злых виноградарях | Мф. ; Мк. ; Лк. |
О благоразумном рабе | Мф. |
О десяти девах | Мф. |
О талантах | Мф. Лк. |
О семени, возрастающем в земле неприметным образом | Мк. |
О двух должниках | Лк. |
О добром самарянине | Лк. |
О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга | Лк. |
О неразумном богаче | Лк. |
О неплодной смоковнице в винограднике | Лк. |
О тесных вратах | Лк. |
О брачном пире | Мф. ; Лк. |
О заблудившейся овце | Мф. ; Лк. |
О потерянной драхме | Лк. |
О блудном сыне | Лк. |
О неверном домоправителе | Лк. |
О богаче и Лазаре | Лк. |
О работнике, пришедшем с поля | Лк. |
О неправедном судии | Лк. |
О фарисее и мытаре | Лк. |
О десяти минах | Лк. |
О смоковнице и деревьях | Мф. ; Мк. ; Лк. |
О добром пастыре и наёмнике | Ин. |
В Евангелиях встречаются также краткие высказывания Иисуса, изложенные языком притч. К ним относятся рассказы:
- о человеке благоразумном, построившем свой дом на камне, и о безрассудном, воздвигшем свой дом на песке (Мф. , Лк. ),
- о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф. ), (Лк. )
- о женихе и сынах брака (Мф. ).
- о двух слепцах (Лк. ); Иисус произнёс подобное высказывание также в отношении книжников и фарисеев (Мф. )
- о доме сильного (Мф. )
- об овце, упавшей в яму (Мф. )
- о хозяине дома и воре (Мф. )
- о детях на улице (Лк. )
- о разделившемся царстве и доме (Мф. )
- о малых птицах (Мф. )
Притча о сеятеле и ее толкование
На берегу озера Иисус Христос рассказал поучительную притчу, имеющую больше духовный подтекст. Это была притча о сеятеле. Сеятель бросает семена в разных местах: у дороги, на каменистое место, рядом с тернием и на хорошую почву. У дороги семена склевали птицы, на каменистом поле растение сожгло лучами солнце, семя, выросшее с тернием, было уничтожено сорняком. И только в хорошей земле семена дали плод.
Рассмотрим эту библейскую притчу с толкованием более подробно. Сеятель олицетворяет собой Господа или учителя, который говорит слово Божие (образ семени). Птицы уносят семя: когда человек слышит слово Божье, но дьявол уводит его от веры, соблазняя различными мыслями и предлагая греховные альтернативы. Семена, которые упали в каменистую почву, означают непостоянных людей: сейчас они верят в Бога, а когда преследуют за веру или возникает беда, уже не верят в него. Семена в сорняке (тернии) – люди слышат Божье слово, но забывают его, потому что любят этот мир и проводят время в суете. Зерна, которые выросли в хорошей земле, – это образ людей, услышавших слово, которые помнят его, делают добрые дела и имеют мир в душе.
Притча рассказывает о четырех типах людей, которые слышат Евангелие, но по-разному принимают Слово Божие. Успех будет иметь тот человек, который, как добрая земля, принимает в себя семена, которые Бог хочет в нас произрасти и вырастить дерево, приносящее плод.
О плохом и хорошем
Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».
Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».
Эта притча о дружбе для детей поможет им понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще – нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.
Загадка № 2: кто автор комментария?
Внимательно читая толкование, приведенное в Евангелии, мы понимаем, о чём там идёт речь. Мы — христиане, знакомые со Словом Божиим; мы знаем другие изречения Иисуса Христа, и поэтому мысли о терпении, о добрых делах и добрых словах вполне ложатся в привычное нам учение Церкви.
Но когда Господь разговаривал со Своими учениками, Церкви в привычном нам понимании ещё не было. Да и комментарий к притче приводится только здесь
Почему истории о сеятеле Спаситель уделил особое внимание? Она самая сложная и непонятная? Вроде бы нет. Почему Он не комментировал другие притчи? Точных ответов на эти вопросы у нас нет
А не могло ли быть это толкование более поздней вставкой в Евангелие? Может быть, евангелисты или их последователи сами дописали эти слова для назидания первых христианских общин? Такие мысли мы встречаем у учёных, исследовавших притчу о сеятеле. Однако самые поздние выводы библеистов подтверждают, что комментарий к притче всё же принадлежит Самому Иисусу Христу.
Четыре типа почвы — это четыре группы людей.
Образ дороги — это люди, привыкшие поступать «как все»: по широкому пути идти или ехать удобно. Но всегда ли мы знаем, куда именно ведёт такой широкий путь? Птицы, склевавшие семя, — это бесовские силы. Они могут действовать по-разному, но всегда под их руководством мы будем идти от Христа.
Каменистая почва — образ людей, внешне вроде бы увлекающихся Словом Божиим, приходящих в храм на Пасху или в день Крещения Господня, но внутренне далёких от учения Церкви. Вспомним Ирода, которому нравилось беседовать с Иоанном Предтечей. Во многом он разделял убеждения пророка, но следовать им не хотел.
И наконец, добрая почва, рождающая урожай, в сто раз превышающий объём посева, — это духовный идеал, к которому нужно стремиться. Многие святые отцы плакали о своих грехах и ошибках сладостными слезами покаяния. Такие слёзы тоже удобряют душу. Стремление видеть свои грехи и очищаться от них — это и один из главных способов борьбы со злобными птицами, клюющими при дороге семя, и возможность духовного умягчения сердца, и способ духовной прополки сорняков души.
Притча о десяти девах
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий. Мф.25:1-13
Образ брачного пира был понятен современникам Иисуса. По древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.
Притча о девах.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 — 1825). Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея
Притча о мудрых и неразумных девах.
Липгарт Эрнест Карлович. 1886 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва