Притча о богаче и лазаре
Содержание:
- Содержание и анализ притчи
- Доктрина загробной жизни
- В музыке и песне
- Толкование притчи
- Свт. Николай Сербский
- Притча о богаче и Лазаре Лук.16:19-31
- Конфликация с Лазарем из Вифании
- Литературное происхождение и наследие
- Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского
- Дети дьявола и дети Всевышнего
- Протоиерей Павел Великанов:
Содержание и анализ притчи
Притча начинается с описания богатого господина и нищего, живущего на улице у ворот его поместья. Богатый господин в этом повествовании — это некий собирательный образ зажиточного человека, шикарно одетого, проводящего жизнь в удовольствиях и развлечениях.
Притча о богаче и Лазаре записана евангелистом Лукой (Лк. 16:19-31)
Лазарь — нищий, голодный и болезненный человек. Лазарь жил на улице вместе с бездомными животными и питался объедками со стола богача. Оставленный всеми нищий мог надеяться только на помощь Бога.
Важно! Имя Лазаря неоднократно упоминается в притче, имя же богача остается неизвестным. Священное Писание напоминает верующим, что привычный земной взгляд на жизнь отличается от Небесного
В земной жизни люди чаще запоминают имена успешных, богатых, обеспеченных людей, в то время как бедняки живут и умирают в безвестности. О них никто не помнит и не сожалеет. Божий Суд противоположен суду земному.
Все бедные, но благочестивые люди, которые на Земле были подобны бесплотной тени, войдут в Царствие Небесное и будут удостоены Вечной Жизни. Всем праведникам Господь сказал: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Имена же тщеславных, жадных и хитрых богачей будут стерты из Книги Жизни.
Первые строки притчи открывают читателю проблему социального неравенства. С одной стороны — богатый, красивый, сытый человек, окруженный такими же обеспеченными и счастливыми людьми.
Притча обличает в фарисеях любовь к богатству и отсутствие сострадания к неимущим людям
С другой — больной, покрытый струпьями нищий, товарищами которого были лишь бездомные псы. Человек, молчаливо сносящий тяготы и ожидающий смерти.
Важно! В притче не сказано, что Лазарь просил о помощи или стенал на свою судьбу. Он стойко и терпеливо выносил все, что выпало на его долю, и сердцем своим беседовал с Господом
На первый взгляд богач не совершил видимого зла: он не крал, не убивал ради своей выгоды, не лгал. Очевидно, что свое добро он унаследовал, так как в притче не было сказано, каким образом он разбогател — он был богат по умолчанию.
Господь не обличает все пороки, к которым приводит разгульный образ жизни — Священное Писание указывает лишь на один грех богатого господина. Недостойным поступком в глазах Бога стало презрение, с которым богач относился к Лазарю.
Богатый человек презирал Лазаря именно за то, что несчастный оборванец у его порога был больным и нищим. Если бы Лазарь явился к воротам господина чисто и богато одетым, во внешнем блеске, его несомненно посчитали бы своим и приняли, как дорогого гостя.
Основная мысль притчи — привязанность к деньгам приведет к погибели души
Но в бедном больном нищем господин упорно не желал видеть живого человека. Лазарь был для него пустым местом. Богач даже старался не смотреть на нищего, чтобы не замарать свой взгляд
Материальные радости настолько занимали все внимание богатого человека, что он не желал видеть то, что окружает его — чужие нужды, болезни и горести
Оба человека умерли. Богач был похоронен с подобающими почестями, его погребальная церемония была пышной и торжественной. Бедняка поспешили убрать с глаз долой, похоронив кое-как. Загробная же участь этих людей была совсем иной.
После земной смерти Лазарь был отнесен Ангелами Божьими в Царствие всех Святых, в то время как богач был отправлен демонами в преисподнюю. Не зря говорят, что богатые люди умирают, сожалея об этом свете, а бедняки вздыхают и надеются на счастье в будущей жизни.
Оставив Землю, богач оставил за спиной богатую и сытную жизнь. Лазарь же навсегда оставил в прошлом болезни, голод и мучения, попав в место блаженства, ожидающее всех праведников.
Доктрина загробной жизни
Изображение мучающегося богача Джеймсом Тиссо.
Большинство христиан верят в бессмертие души и особого суждения и считают, что эта история согласуется с ней, или даже ссылаются на нее, чтобы утвердить эти доктрины, как это делал св. Ириней . Другие полагают, что основной смысл притчи состоял в том, чтобы предупредить безбожных богатых об их потребности в покаянии в этой жизни, и Иисус не намеревался давать представление о жизни после смерти. Притча учит в этом конкретном случае, что и личность, и память остаются после смерти для души того, кто находится в аду. Восточно-православные христиане и Святые последних дней считают, что эта история соответствует их вере в Аид , где праведники и неправедные в равной степени ожидают воскресения из мертвых . Западные христиане обычно интерпретируют Лазаря как находящегося в раю или в раю, а богатого человека — в аду . Вера в состояние Лимбо встречается реже.
Некоторые христиане верят только в смертность души (« христианский смертность » или « сон души ») и только в общий суд (« Страшный суд »). Этого мнения придерживаются некоторые англиканцы, такие как Э. У. Буллингер . Сторонники смертности души и общего суждения, например христиане адвентизма , условности, адвентисты седьмого дня , свидетели Иеговы , христадельфиане и христианские универсалисты , утверждают, что это притча, использующая рамки еврейских взглядов на Лоно Авраама. , и является метафорическим , и не является окончательным учением о промежуточном состоянии по нескольким причинам. В ад сам брошен в «озеро огненное» после того, как был очищен от мертвых.
В музыке и песне
«Vater Abraham, erbarme dich mein, SWV 477 (Dialogus divites Epulonis cum Abrahamo)», произведение Генриха Шютца , представляет собой установку диалога между Авраамом и богатым человеком, датируемого 1620-ми годами. Он примечателен своей виртуозной текстовой живописью пламени ада, а также является важным примером «диалога» как шага к развитию оратории .
«Dives Malus» (злой богач), также известный как «Historia Divitis» (ок. 1640) Джакомо Кариссими, представляет собой латинский пересказ текста Луки, ставший ораторией для двух сопрано, тенора и баса; для частного выступления в ораториях Рима в 1640-х гг. Mensch, был du tust немецкий духовный концерт Иоганна Филиппа Ферча (1652–1732).
История появилась как английская народная песня, самая старая письменная документация которой датируется 1557 годом, с изображением загробной жизни, измененным в соответствии с христианской традицией. Песня также была издана в 19 веке как детская баллада « Погружения и Лазарь» . Ральф Воан Уильямс основал свою оркестровую пьесу Five Variants of Dives and Lazarus (1939) на этой народной песне, а также использовал аранжировку в качестве мелодии гимна « Кингсфолд» . Бенджамин Бриттен поставил стихотворение Эдит Ситуэлл «Дождь все еще падает» (вверху) на музыку в своей третьей песне из серии из пяти.
Традиционная американская госпел-песня «Dip Your Fingers In The Water» была записана в различных версиях рядом артистов, в частности, фолк-певцом и борцом за гражданские права Джошем Уайтом на его альбоме 1947 года «Josh White — Ballads And Blues Volume 2». В тексте есть повторяющийся припев: «Окуни палец в воду, подойди и охлади мой язык, потому что я мучаюсь в пламени».
Lazarus — американская группа софт-рока, выпустившая свой первый одноименный альбом в 1971 году. Трио друзей-музыкантов познакомились, будучи студентами техасского колледжа, и считаются одними из первых исполнителей современного христианского движения.
«Нет второго шанса» (1991) Уайткросса , музыкальной интерпретации притчи христианской группой.
«Diversus and Lazarus» (2004) Стили Спэна из альбома » They Called Her Babylon» основан на «Детской балладе».
«Крошки с твоего стола» (2004) U2 из альбома How to Dismantle an Atomic Bomb ссылаются на этот отрывок.
«Chasm» (2009) — музыкальное видео, исполненное христианской группой Flyleaf со ссылкой на притчу.
«Lazarus» (2010) Circa Survive на альбоме Appendage (EP) ссылается на этот отрывок.
«Lazarus» (2016) был последним синглом, выпущенным Дэвидом Боуи перед смертью.
Толкование притчи
В центре повествования притчи находятся два человека – богатый и нищий. У богача в притче нет имени, он этого не удостоился. Нищего зовут Лазарь, в переводе это звучит как «Божия помощь», что символично, ведь этому человеку не на кого надеяться кроме Бога. Нищий питался подачками и объедками и просил помощи у богатого.
Но тот был бессердечным человеком. Каждый день он натыкался на человека, лежащего у ворот, и не замечал его. Даже бродячие собаки жалели Лазаря и старались облегчить его страдания, облизывая ему раны.
А потом приходит смерть и уравнивает этих двух людей. Конечно, богача похоронили с максимальной пышностью, а нищего Лазаря зарыли где-нибудь, как собаку, лишь бы он не смердел. Только какая разница? Их тела оказались зарытыми в земле, и богатый ничего не смог прихватить с собой из накопленных ценностей.
А вот с их душами всё произошло совсем по-другому. В зависимости от своего состояния, души попали в разные места. Лазарь был болен и много страдал на земле. Но, как не парадоксально, он оказался чист душой. Он нёс свой земной крест смиренно и надеялся только на Бога. И после смерти Лазарь получил воздаяние – оказался в прекрасном месте, рядом с Авраамом.
Богач в земной жизни не знал лишений, привык считать себя выше других. Ведь он был таким уважаемым человеком. Теперь же богач оказался наг и совершенно беспомощен. Все свои богатства он, находясь в пекле, отдал бы за капельку воды. Почему же всё так произошло?
За многие годы безбедного существования душа богача очерствела. Он спокойно проходил мимо человека, терпящего лишения и ничем не стремился ему помочь. А ведь мог, это ему ничего не стоило. Богач и в загробной жизни недоумевает, почему так хорошо «устроился» Лазарь, и зависть увеличивает его страдания.
Душа богача оказалась нищей – ничего не накопил он в ней, чем мог бы облегчить свою долю. И помочь ему невозможно – нельзя перебраться из ада в рай. Только при жизни добрыми делами человек способен улучшить свою участь в загробном мире.
Когда богач хочет хотя бы предупредить своих грешных братьев, то и в этом Авраам ему отказывает. И он прав, если люди не верят Богу, то воскрешение «какого-то» Лазаря их не убедит. Ведь даже Воскресение Спасителя было воспринято с недоверием. Любому чуду человек всегда может найти какое-то рациональное объяснение.
Толкование притчи от Иерея часть 1
Толкование притчи от Иерея часть 2
Свт. Николай Сербский
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его
Умирают богатые, так же, как умирают бедные. Никто не рождается на этот свет, чтобы жить в нем вечно, ибо этот свет и сам смертен и ждет своего конца. Богачи умирают, вздыхая об этом свете, а бедняки – вздыхая о том. Оставив этот мир, богач оставил блеск, роскошь и наслаждения; а Лазарь, оставив этот мир, оставил голод, струпья и псов. Но взгляните теперь на жатву Божию! Когда умер бедняк, ангелы взяли душу его и отнесли в рай; а когда умер богач, ангелы вернулись от его смертного одра с пустыми руками. На одном, снаружи гнилом, дереве ангелы нашли и собрали дивные и спелые плоды; а на другом, снаружи густолиственном и зеленом, не нашли никаких плодов. А «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3:9). Эти пророческие слова буквально сбылись на немилосердном богаче. И тело его, и душа были срублены; тело брошено в могилу – гореть в земле, а душа в ад – гореть в пекле. Ангелы даже не приближались к его смертному одру, ибо знали, что для них там ничего нет; к нему приблизились бесы и люди. И те, и другие желали его похоронить: и бесы похоронили его душу в аду, а люди – тело в земле. Конечно, люди и к мертвым телам богача и Лазаря относились различно, как различно относились к ним живым. Весть о смерти богача разнеслась во все концы, и весь город взволновался и пришел на его похороны. Холодное тело (которое, должно быть, после смерти впервые, с тех пор как родилось, выглядело серьезно) было снова одето в новую порфиру и новый виссон, помещено в гроб, сделанный из редкого дерева и редкого металла, и провезено по городу в позлащенной колеснице конями, покрытыми черными попонами, – такими утомленными, словно и они облеклись в траур по тому, кто своей жизнью проиграл милость Неба. За колесницей шли толпы друзей, родственников и слуг в траурных одеяниях. По кому же был этот траур? По тому, кто не хотел даже объедков со своего стола дать голодному нищему. Весь город собрался у его могилы, чтобы послушать речи о его достоинствах и заслугах перед городом, народом и человечеством – красивые, как порфира, и гладкие, как виссон на теле мертвеца, которому уже не были нужны даже крошки с трапезы этой жизни; речи лживые, как и вся жизнь этого человека; речи пустые, как и душа его была пуста от добрых дел. Наконец тело с порфирой и виссоном положено в землю – чтобы его не лизали псы, но ели черви. На могилу водрузили венки из зелени и цветов – тому, кто потерял венец небесной славы. И воздвигли ему выше человеческого роста дорогой памятник с золотом написанным именем, которое не оказалось в Книге Жизни. Но ни одному из тысяч, собравшихся на этот бесполезный парад, не приходило в голову, что в это самое время душа богача была в аду.
А как похоронили бедняка Лазаря? Как найденную на улице дохлую собаку. Кто-нибудь, вероятно, сообщил городским властям, что на улице лежит труп какого-то нищего. Так что властям пришлось потрудиться похоронить его, по многим причинам, но прежде всего по двум: первая – чтобы его псы не разорвали и не растащили по городу; а вторая – чтобы он, разлагаясь, не распространял в городе заразу. Кроме того, нужно его как можно скорее вытащить из города и закопать еще и потому, что мертвое тело, скорченное, покрытое струпьями и одетое в лохмотья, оскорбляет взоры прохожих. Итак, ни одна из причин не была ради Лазаря, а все ради самих горожан. Он, бедняк, досаждал людям своей жизнью, Досадил и смертью. Власти, должно быть, морщились, услышав эту неприятную новость, и искали людей, которые бы выполнили эту неприятную работу, и беспокоились, как оплатить этим людям их работу! И из уст в уста передавали: какой-то нищий умер! Кто будет хоронить нищего? Где, и за чей счет? «Кто этот нищий?» – может быть, спрашивали любознательные дети. Смешной вопрос. Кто же станет узнавать и помнить имена нищих!
Вот какая огромная разница была между этими двумя людьми в оценивающих глазах человеческих! Но на небесах не слишком полагаются на человеческие оценки: ни на их похвалы, ни на плевки, ни на ордена, ни на осуждения. Человеческие оценки простираются лишь до могилы, а затем Небо принимает души умерших и дает оценки Само. И по небесной оценке облаченный в виссон богач сошел в ад, а покрытый струпьями Лазарь поднялся в рай.
Беседы на Евангелие.
Притча о богаче и Лазаре Лук.16:19-31
Лук.16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Сначала определим адресата, то есть тех к кому Иисусом была адресована данная притча: это фарисеи.
Лук.16:14 Слышали все это (предыдущую причту о неверном управителе Лук.16:1-13 ) и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал ИМ
Также слышали данную притчу и ученики Христа:
Лук.16:1 Сказал же и к ученикам Своим
Смотрим вокруг и ищем контекст. Он виден из предыдущей 15 главы: там Иисус вступает в конфронтацию с книжниками и фарисеями. Духовная знать Израиля упрекнула Иисуса в том, что Он близко общается с низшими слоями общества – мытарями и грешниками:
Лук.15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
В ответ на этот укор Иисус говорит серию притч, в которых сравнивает отношение к грешным и оступившимся людям Господа и духовных лидеров Израиля, явно упрекая последних. Притчи о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне демонстрируют заботу и любовь Бога к каждому человеку, даже потерянному и опустившемуся, и параллельно обличают фарисеев и книжников в отсутствии у них милосердия, человеколюбия, сострадания и прощения.
То есть контекст притчи о богаче и Лазаре – это конфронтация Иисуса с фарисеями на предмет истинной и ложной праведности. Сначала Иисус, в ответ на укор духовенства, обращается к ним с тремя притчами: о потерянной овце, драхме и блудном сыне. Потом Христос подключает учеников, которые тоже слушали Иисуса, и говорит притчу о неверном управителе, обращенную как к ученикам, так и к религиозным лидерам:
Лук.16:1 Сказал же и к ученикам Своим… 14 Слышали всё это и фарисеи
А после притчи о неверном управителе, Иисус снова переключается на фарисеев и книжников. Христос обличает их в ложной праведности, а затем говорит им притчу о богаче и Лазаре. То есть притча обращена конкретно к духовной знати и является продолжением обличения, высказанного им Иисусом. Цель притчи – дать предупреждение и наставление книжникам и фарисеям.
Теперь давайте попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во )
Посмотрим ниже, есть ли под притчей истолкование. Истолкования притчи Самим Иисусом мы не видим. Посмотрим в этой притчи сравнение: его не наблюдается. Посмотрим выше раскрываемую тему. А вот тема выше заявлена. Как мы отметили, начиная с 15 главы Иисус обличает фарисеев и книжников. И непосредственно перед притчей это обличение Христос конкретизирует:
Лук.16:14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал им: вы выказываете себя ПРАВЕДНИКАМИ пред людьми, но Бог знает СЕРДЦА ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
То есть данная притча о богаче и Лазаре – это ИЛЮСТРАЦИЯ. Притча показывает, что богатые, уважаемые люди, которые считают себя праведниками, в сердце зачастую не такие уж и праведные, поэтому после смерти они могут потерять Спасение. А те, кого они призирали, могут, наоборт, наследовать Спасение.
Конфликация с Лазарем из Вифании
Имя Лазарь, от иврита : אלעזר, Elʿāzār, Eleazar — «Бог моя помощь», также принадлежит более известному библейскому персонажу Лазарю из Вифании , известному как «Лазарь четырех дней», который является предметом видного чудо, приписываемое Иисусу в Евангелии от Иоанна , в котором Иисус воскрешает его через четыре дня после его смерти.
Исторически сложилось так, что в христианстве просящий Лазарь из притчи (праздник 21 июня) и Лазарь из Вифании (праздник 17 декабря) часто объединялись, при этом некоторые церкви отмечали благословение собак, связанных с нищим, 17 декабря, дата, связанная с Лазарём из Вифании.
Другой пример этого смешения можно найти в романской иконографии, вырезанной на порталах в Бургундии и Провансе. Например, у западного портала церкви Святого Трофима в Арле нищий Лазарь восседает на престоле как Святой Лазарь. Подобные примеры можно найти в церкви в Аваллоне , центральном портале в Везле и порталах собора Отена .
Литературное происхождение и наследие
Еврейские источники
Некоторые ученые-например, GB Кэрд , Joachim Jeremias , Marshall, Хьюго Грессманн , -suggest основной сюжетной линии из Богач и Лазарь был получен из еврейских историй, которые разработали из египетской народной сказки о Си-Осирис. Ричард Бокхэм менее уверен, добавляя:
Стивен Кокс выделяет другие элементы из еврейских мифов, которым притча могла подражать.
Наследие раннего христианства и средневековой традиции
Фреска Лазаря и богача в Рильском монастыре .
Ипполит Римский (ок. 200 г. н.э.) описывает ад с похожими подробностями: лоно Авраама для душ праведников, огненные муки для душ нечестивых и пропасть между ними. Он приравнивает огни ада к озеру огненному, описанному в Книге Откровений , но уточняет, что на самом деле никто не будет брошен в огонь до конца времен.
В некоторых европейских странах латинское описание dives ( лат. «Богатый человек») трактуется как его собственное имя: Dives. В Италии описание epulone (по-итальянски «пиршество») также используется как имя собственное. Оба описания появляются вместе, но не как имя собственное, в проповеди Петра Хризолога De divite epulone (лат. «На богатом пиршестве»), соответствующей стиху: «Был богатый человек , одетый в пурпур и виссон. и которые пировали каждый день пышно ».
Историю часто рассказывали в сложной форме в средневековый период, рассматривая ее как факт, а не как притчу . Лазаря почитали как покровителя прокаженных. В 12 — м веке, крестоносцы в Иерусалимском королевстве основал орден Святого Лазаря .
Историю часто изображали в искусстве, особенно на порталах церквей, у подножия которых сидели нищие (например, в Муассаке и Сен-Сернене в Тулузе ), защищая свое дело. В соборе Буржа сохранился витраж .
В латинской литургии Римско-католической церкви иногда поют слова In paradisum , когда умершего переносят из церкви на погребение, включая эту мольбу: «Chorus angelorum te suscipiat … et cum Lazaro quondam paupere aeternam habeas Requiem» ( Да примут вас чины ангелов … и с Лазарем, который когда-то был беден, да обретете вы вечный покой «).
Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского
Орден Военно-госпитальеров Святого Лазаря Иерусалимского (OSLJ) является порядок рыцарства , который возник в прокаженного больницы , основанной госпитальеры в 12 — м веке крестоносцами в Латинской Иерусалимского королевства . Орден Святого Лазаря — один из самых древних европейских рыцарских орденов, но он является одним из менее известных и менее задокументированных орденов. Первое упоминание об ордене Святого Лазаря в сохранившихся источниках датируется 1142 годом.
Первоначально Орден был основан для лечения смертельной болезни проказы , его рыцари изначально сами были прокаженными. Согласно официальному международному сайту Ордена, «С момента своего основания в 12 веке члены Ордена были привержены двум идеалам: помощь тем, кто страдает от ужасной болезни проказы, и защита христианской веры». Больные проказой считали нищего Лазаря (из Луки 16: 19–31) своим святым покровителем и обычно посвящали ему свои приюты.
Первоначально орден был основан как больница для прокаженных за пределами городских стен Иерусалима , но больницы были открыты по всей Святой Земле в зависимости от больницы в Иерусалиме, особенно в Акко . Неизвестно, когда орден стал военизированным, но милитаризация произошла до конца XII века из-за большого числа тамплиеров и госпитальеров, отправленных в больницы для прокаженных для лечения. Орден основал «дома лазаров» по всей Европе для ухода за прокаженными и был хорошо поддержан другими военными орденами, которые вынуждали братьев-лазаров в их правление присоединяться к ордену после заражения проказой.
Дети дьявола и дети Всевышнего
‘’и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят’’ (Лук.16:26).
Так что это за ‘’пропасть’’? Господь сказал фарисеям: ‘’… Куда Я иду, вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира’’ (Иоан.8:21-23). Далее говорится, что эти ‘’богачи’’– фарисеи небыли детьми Отца Небесного – но их отцом был дьявол (Иоан.8:38-44.). Когда книжники и фарисеи стали утверждать, что они хорошо понимают Закон Моисеев, то Господин сказал им: ‘’если бы вы были слепы, то не имели бы греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас’’ (Иоан.9:41); и это так же говорит о том, что они стояли в оппозиции по отношении к Всевышнему . В ветхозаветное время, убивший человека, не мог спастись от наказания в городах убежищах (Иис.Нав.20:2-6.). Так же, Всевышний Яхве не принимал жертвы за грехи сделанные умышленно. По этому, апостол Павел писал: ‘’Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников’’ (Евр.10:26,27). *** Дополнительные места Писания для размышления:
- 1Иоан.3:8,9. Матф.12:34.
- Рим.3:10-12,21. Иер.31:33,34. Иезек.36:27. Притч.4:23.
Протоиерей Павел Великанов:
Притча, которую мы только что слышали, я думаю, по-особому близка нашему сердцу. На человека свалилась огромная житейская удача. Такая удача, которая редко, когда, кому выпадает. Нам вполне понятно, мы даже радуемся за этого грамотного, разумного хозяйственника, который решает разорить старые ветхие хранилища, построить новые, тем самым поднять уровень своего собственного существования, сделать более эффективными свои экономические процессы.
Казалось бы, все идет, как по маслу. И вдруг в этой притче Бог обращается к этому хорошему хозяйственнику со словами: «Безумный, в эту ночь из тебя душу с муками изымут ангелы. Кому останется все то, что ты накопил?» Жестоко? Казалось бы, да.
Но на самом деле эта притча является пояснением других слов Спасителя, сказанных ранее: жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Если вдуматься в эти слова, то хочется сказать – плохо, что не зависит. Нам было бы гораздо легче, если бы знали, что счастье первой категории – это 100 тысяч долларов, счастье второй категории – 20 тысяч долларов, ну, а третьей, для тех, кто попроще, и за 5 тысяч долларов вполне можно приобрести.
Но на самом деле Спаситель прав. Счастье невозможно измерять никакими материальными эквивалентами. Иногда на самом деле людям кажется, что для счастья чуть-чуть чего-то не хватает. Человеку, который одержим сребролюбием, всегда не хватает определенной суммы денег. Человеку тщеславному всегда не хватает какой-то дополнительной славы. Человеку, озадаченного своими проблемами, всегда не хватает какого-то волшебного, чудесного разрешения этих проблем.
И вот в этом вечном томлении, вечном хождении человека по кругу проносится у человека вся жизнь. Разве это не жестоко? На самом деле жестокость происходит здесь не от отношения Бога к человеку, а от того, за кого мы считаем сами себя.
Неужели наша жизнь не больше всех этих денег, связей, яхт, богатств, миллионов и миллиардов, когда Господь говорит о ценности всего лишь одной человеческой души, что она больше, чем ценность всего тварного мира. Не совершаем ли мы жуткое, по сути, преступление, как бы ставим знак тождества между собой и, какими бы они ни были великими, материальными благами.
В свое время блаженный Августин сказал удивительно простые и в то же время глубокие слова в своей молитве, обращенной к Богу: «Ты создал нас для себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе». Сердце человека – это, как огромная черная дыра. Сколько в нее не вбрасывай, она все проглотит, и ничего на поверхности не останется. Лишь только Бог своей любовью, своей силой, своим всемогуществом может удовлетворить потребность человеческого сердца.
Как это ни парадоксально прозвучит, но самый короткий путь к счастью – делать счастливыми других, найти того, кому сейчас гораздо хуже и гораздо сложнее, чем тебе, помочь ему в том, в чем ты реально можешь помочь.
Забыть про самого себя, забыть про мучительные поиски своего собственного счастья, и тогда удивительным, невидимым образом вдруг где-то краешком глаза ты заметишь, что счастье-то есть, счастье-то пришло, счастье не где-то там за горами, за миллионами, за миллиардами, оно здесь, в твоем сердце, ибо в сердце пришел Бог.
И измеряется человеческое счастье вовсе не килограммами золота, у него есть своя система измерения – духовными джоулями сердечной теплоты. И там, где есть эта теплота, там есть счастье. Там, где холод, отчужденность и отстраненность, не будет счастья, не зайдет оно в этот дом.
Помоги же нам, Господи, всякий раз помнить о том, что наши труды, наши добродетели, наши молитвы имеют смысл лишь только тогда, когда в нашем сердце происходит настоящий процесс аккумулирования Твоей сердечной доброты.