Что значит считать кого-то за мытаря и грешника?

Виды налогов

В те времена различали несколько видов такого «мыта». Под мытарство подпадали, как мы уже узнали, как наземные торговые маршруты, так и водные. Поэтому различали несколько видов мыта: «проплавной мыт», «мыт прибрежный», «мостовщина» и «мыт наземный». Такой пошлинный налог мог быть уплачен в денежном эквиваленте либо же товарами. Мостовщина же подразумевала уплату налога при проезде через мосты.

Кроме всех вышеперечисленных видов, налог взимался за провоз товара, его простой и при его продаже. Неудивительно, что для простых людей, да и для зажиточных, это было равносильно обдирательству.

Что такое подать

В России времён Петра I сборщик податей – специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать – это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.

Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.

Почему нужно быть как дети?

Св. отцы, бывшие в большинстве своем монахами и детей видевшие редко, толковали этот эпизод в том смысле, что для вхождения в Царствие небесное нужна детская незлобивость, смирение и кротость. Мы, будучи мирянами, можем только удивляться тому, как детям можно приписать эти свойства. Во всяком случае, дети ими обладают так же редко, как и взрослые. Чтобы точно понять, что здесь сказано, нужно выделить свойство, неустранимо присущее детям, конституирующее свойство «детскости». Такое свойство только одно – это способность расти. Взрослый тем и отличается от ребенка, что он уже вырос. Таким образом, в Царствие небесное входят те, кто не потерял способности расти. В Царствие небесное врастают. А те, кто утрачивает эту способность, становятся красивыми гробами самих себя задолго до своей очевидной смерти. Господь же – не Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38) – и Ему нечего делать с раскрашенными гробами.

В связи с этим становятся понятны и финальные слова притчи: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Возвысивший себя сам оказался выше всех – и потому ему расти больше не нужно. Он прекратит рост, потому что уже на всех смотрит свысока. Когда все ниже тебя – это препятствие в развитии.

Унижающий себя, видящий вокруг тех, кто выше – открывает себе пространство роста и в себе – желание роста. Потому что очень интересно посмотреть – что там, на уровне тех, кто выше. Потому что когда кто-то выше – это стимул развиваться.

Публикации

Кто такие мытарь и фарисей?

Дата:
13.02.2020

МЫТАРЬ — это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы», но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря — «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лк. 19, 1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф. 9, 11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк. 18, 9-14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф. 10, 3).

В русском языке в слове «мытарь» ударение на первом слоге! Бытующая в церковной сфере форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков, «искра» у водителей или «осужденный» в милицейской среде. 

ФАРИСЕЙ — название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин переводится как «обособившиеся», «отделенные», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении.

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощренными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мертвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел).

Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Теги: мытарь и фарисей

Проголосовало: За — 9, против: 1. Общий рейтинг: 8

 

Как рассматривали мытарей и грешников во времена Иисуса?

Когда Иисус жил и служил на этой земле, Иудея находилась под римским владычеством. Они искали людей, не имеющих моральных принципов и жадных из народа Израиля, которых они нанимали на работу для сбора непосильных налогов, введенных против их народа. Вместе со сбором налогов, которые итак были слишком большими, они, мытари, брали еще сверх того, что было положено, для того, чтобы заработать себе богатства. Таким образом, этих людей очень сильно ненавидели в народе.
Фарисеи, с другой стороны, были партией, которая претендовала на то, что они самые верные Закону Ветхого Завета, но они добавили много человеческих заповедей к этому закону и требовали их исполнения от людей. Другие Иудеи считали, что фарисеи являются самыми верными и исполняли все то, что фарисеи говорили. Давайте теперь посмотрим несколько примеров из Писания, которые покажут нам, как относились фарисеи и народ к мытарям и грешникам.
Когда Иисус пришел в дом мытаря Левия, который стал апостолом Матфеем …

Таким образом, фарисеи не позволяли себе садиться за стол, чтобы есть и пить с мытарями и грешниками.
Евангелист Лука рассказывает нам следующее:

Из этих стихов, кажется, что фарисеям даже не разрешалось сидеть вместе в одном месте с мытарями и грешниками.
Мытарь Закхей так хотел услышать учение Господа Иисуса о спасении, что даже пренебрег презрением, которое было со стороны народа, пренебрег стыдом и влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса, когда Он должен был проходить мимо. Господь Иисус увидел состояние его сердца и решил остановиться в его доме.

Как видите, на этот раз не только фарисеи, но все, присутствующие роптали и осуждали Иисуса за то, что Он пришел в дом мытаря, которого они называли грешником. Это показывает нам, что они никогда так не поступали.

История выражения

Фото: Nicola-arzamas.ru

Первосвященники и высшие чины израильского народа были шокированы словами Христа.

Народ был не только удивлен, но и разгневан. Как так может получиться? Может и им нужно отдать предпочтение греховным делам, чтобы оказаться в Царствие Божьем?

Объяснение приводится в тексте Евангелия. Обратимся к описанию события, когда Иоанн Креститель крестит народ, чтобы избавить их от грехов земных и приблизить к Богу.

На крещение пришли и мытари. Оно задали вопрос: «Что же нам делать?» Но Иоанн Креститель отвечал, что свой выбор они уже сделали, то есть пришли на крещение, а значит, каются и заслуживают прощения, в то время как законники отказались от действа. В этом и кроется смысл слов, сказанных Иисусом Христом.

«Фарисей» значит «отделившийся»

Слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола со значением «отделяться», «обособляться». И наш фарисей чувствует себя завершенной вещью еще и в том смысле, что он «не таков, как прочие люди». Меж тем, христианство учит нас, что каждый наш шаг навстречу Богу – это одновременно наш шаг навстречу каждому человеку, что нас рост в сторону Бога – это одновременно рост к слиянию с каждым. Принимая в причастии кровь Христову, мы не только даем возможность течь в наших жилах крови Бога – но мы и даем простор течь в наших жилах крови всех причастившихся. В Царствие Божие «врастают», «увеличиваясь» сразу во многих направлениях, открывая в каждом ближнем Бога и открываясь Богу в каждом ближнем. Поэтому в христианстве всего две заповеди – о любви к Богу и о любви к ближнему – и это, как мы видим, тоже заповеди роста. Любить ближнего как себя – это значит (во всяком случае – в одном из смыслов) увидеть в нем не отдельного, а тоже себя. «Дорасти» до общности с ним. Так пальцы руки могут внезапно осознать свою причастность одной ладони.

Евфимий Зигабен

И бысть Ему возлежащу в дому, и се, мнози мытари и грешницы пришедше возлежаху со Иисусом и со ученики Его

Видя самое искреннее послушание и усердие, Христос приходит в дом Матфея, чтобы оказать ему честь и, став другом и ободрив его, внушить исправление и другим находящимся там. Сам же Матфей после такого благодеяния становится еще более усердным и, как говорит Лука, он сделал для Него в своем доме большое учреждение (δοκη – прием), т.е. торжественный пир. Мытарями и грешниками называет их по причине насмешек над ними. Их порицали, как несправедливых, корыстолюбивых, хищных, безжалостных и бесстыдных; но, может быть, были здесь и другие люди, занимавшиеся подобными же промыслами и подверженные тем же страстям, так как подобный сорадуется подобному. Посему Матфей принял на пир и их, потому что они были участниками его радости, как сотоварищи и друзья. И Христос допустил им даже таким возлежать с Собою ради имевшей последовать пользы для совозлежащих; Он участвовал и в предложенной от неправедного приобретения трапезе, так как отсюда должна была произойти великая польза, и не обращал внимания на порицания со стороны многих, зная, что врач не освободит больных от гнили, если не вырежет ее. Хорошо Он знал также, что отсюда произойдет лукавое подозрение, так как Он пришел на пир мытаря и возлежал вместе со многими мытарями и грешниками. Смотри, что впоследствии иудеи действительно поносили Его и говорили: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником (Мф

11,19); но, однако, все это Он презрел, чтобы сделать то, чего желал, и чтобы показать, что, возлежа с ними, Он сделал весьма важное дело. Слушай, что сказал мытарь Закхей

Когда он услышал слова Христа: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти (Лк. 19, 5), возвышенный радостью, сказал: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19, 8-9). Но каким образом Павел сказал: аще некий, брат именуемь, будет блудник, или лихоимец… с таковым ниже ясти (1 Кор. 5,11). Павел убеждает к этому не учителей, а просто братьев; притом, он говорит это относительно братьев, а эти мытари и грешники еще не сделались братьями. Кроме сего, так должно было поступать, пока те пребывали в своих прегрешениях; но эти скорее готовы были измениться.

Толкование Евангелия от Матфея.

Свт. Иоанн Златоуст

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его

Призвав Матфея, Христос удостоил его великой чести, тогда же приобщившись его трапезы. Чрез это Он подал ему благую надежду на будущее время, и породил в нем большее упование. Не долговременным врачеванием, но вдруг исцелил болезнь души его. Впрочем, не с одним Матфеем возлежал Христос за столом, но и со многими другими. По-видимому, и это служило порицанием для Иисуса, что Он не удалял от Себя грешников; но евангелисты и этого не скрывают, и говорят, что фарисеи осуждали Его за таковой поступок.

К Матфею пришли многие мытари как к своему сотоварищу, потому что он, вменяя себе в честь посещение Христово, созвал всех их. Христос употреблял всякого рода и врачевания. Он избавлял многих от болезней душевных не только тогда, когда учил, или исцелял больных, или обличал врагов, но и тогда, когда возлежал за столом, научая нас чрез то, что всякое время и всякое дело может нам доставлять пользу.

И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдою и хищением, тем не менее, Христос не отрекся быть ее участником; так как Его присутствие могло принести великую пользу, то Он согласился быть в одном доме и за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя худую славу за то, что ел вместе с мытарем в доме мытаря и со многими мытарями. Такова ведь участь врача: если он не захочет переносить гнилого запаха от больных, то не может исцелить их от болезни. Смотри, как иудеи поносят Его за это: Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11:19).

Да услышат это все, кто постом старается приобрести себе великую славу, и да помыслят, что Владыку нашего называли человеком, который любит есть и пить вино, и Он не стыдился этого, но все оставлял без внимания, чтобы исполнить Свое намерение, которое и совершил: мытарь переменился, и таким образом сделался лучшим. А чтобы тебе увериться, сколь великое значение имело для грешников соучастие Христа в их трапезе, послушай, что говорит Закхей, другой мытарь.

Услышав от Христа слова:Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19:5), он в восторге сказал: Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8). Тогда Иисус сказал ему: Ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19:9). Таким образом, всеми способами можно наставлять других.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Значение слова Мытарь?

Борисов игорь

Мытарь — это служивый человек, который взимает государственную пошлину (мыто, по-старорусски) с проезжающих через таможенную границу граждан. То есть по современным понятиям, мытарь это всего лишь таможенник. Кстати, в современном украинском языке таможня так и звучит — мытниця, а ее работник — мытарь. Недалеко от Киева даже село есть с названием Мытница.

Caroline12

Мытарем в древние времена называли сборщика налогов и разнообразных сборов. Также известно название «мытник». Эти два слова — на древнем церковно-славянском языке. Данное слово встречалось даже в Новом Завете. Далее это слово перешло в современные языки (болгарский, украинский)

Eternal star

Я сталкивалась с другим значением этого слова — это как человек, который мыкается, живет отшельником, наказывает себя за какие либо грехи и жертвует всем, чаще всего ходит босой, очень скудно питается живет где нибудь в лесу.

Владимиръ

Мытня — до сих пор таможня по белорусский. Вот такие мытари на границах империи и давали добро, как Верещагин. Болели за державу. Приберегали пулеметики. И говорили со всякими Аристархами. И почему их русские не любят?

bolshoyvopros.ru

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Притча о мытаре и фарисее образно выражают ту духовную
истину, что Бог гордым противится, а смиренным дает
благодать
(Иак. 4: 6). Фарисеи были представителями
общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до
Р.Х. – II веке по Р.Х. Их отличительной особенностью
была сугубая ревность в деле соблюдения Закона Моисея.
Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе,
нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если
этого нет, постепенно наступает отвердение сердца.
Неизбежно происходит подмена. Последствия ее –
духовная смерть. Если вместо смирения появляется
самомнение и гордость, вместо жертвенной любви –
духовный эгоизм, то диаволу нетрудно овладеть таким
человеком и сделать его пособником в своих делах. Люди
неверующие или духовно невнимательные даже не знают и не
догадываются, как часто они делают то, что желает враг
нашего спасения.

Фарисейство – это не звание и не принадлежность к
какой-то религиозной общности. Фарисейство – это
состояние души. Оно начинается с самомнения и
самовозвышения

Как только в человеке ослабевает внимание
и строгость к себе, появляются первые ростки опасного
растения, плоды которого могут умертвить душу. Смерть
наступает в результате отравления ядом гордости.

Главным нравственным свойством фарисея является себялюбие,
эгоизм, направляющий все движения его души. Мы мало
задумываемся над тем, как много в нас эгоизма, а
следовательно, фарисейства. Наша нечуткость к окружающим,
наша постоянная холодность, отсутствие постоянной
готовности пожертвовать ради ближнего временем, силами и
удобствами показывает, как далеки мы от кающегося мытаря,
который с сокрушенным сердцем произнес всего лишь пять
слов, а ушел оправданным.

Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу
уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от
фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение
церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение
в храм) становится целью духовной жизни. Святые отцы учат,
что все это нужно исполнять, но видеть в этом средство к
стяжанию духовных плодов.

Фарисеи считали себя мудрыми и знающими. Но мудрость,
сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна,
послушлива, полна милосердия и добрых плодов,
беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется
у тех, которые хранят
мир (Иак. 3: 17–18).

19 февраля 2008 г.

Что означает слово «мытарь»

Чтобы лучше понять значение слова мытарь, нужно исследовать происхождение самого этого понятия. Оказывается, что в давние времена слова «мыт» и «мыто» подразумевали точки, где проводилась проверка транспортных средств на суше и на воде. Всевозможные пошлины, которые налагались на них, возлагали на народ неподъемное бремя. Мытники в древней Руси — это нередко были «воры в законе» — бандиты, которых не любили. В словаре Ожегова этому слову дается простое определение. Согласно ему, мытарь — это сборщик податей в Иудее. А словарь Даля дополняет это определение. В нем содержится некоторая добавочная информация. Согласно этому словарю, мытарь — это сборщик мыта в Руси. От этого слова происходят два других — «мытарить» и «мытарство». Согласно словарю Ожегова и Шведовой, первое понятие передает мысль о том, чтобы кого-то придавать мытарствам или страданиям, а второе указывает на муку или страдание. Очевидно, что слово «мытарь» стало синонимом жестокого человека, садиста, который придает других страданиям. Уже по этому можно судить о той репутации, которую имели эти люди. Ранее различные древние профессии подвергались осуждению, но в особенности эта.

А в чем нам каяться?

Фото: Semyaivera.ru

Законники, книжники, фарисеи были уверены, что каяться им не в чем. Они ведут праведную жизнь, а значит, заслуживают Царствия Божьего.

Слова Иисуса о том, что они туда не попадут, разгневали служителей земного правителя. Если уж блудницы да мытари попадут, то они и подавно!

Но это не так. Люди грешившие, искренне покаялись в своих грехах. Их охватило чувство вины. Они осознали, какой недостойный образ жизни вели.

А вот фарисеи да прислужники царя вины не осознали, не поняли, что живут не по Божьим Законам. Так в чем же нам каяться перед Господом, если вины нет?

Случалось ли вам плохо думать о ближнем? Или испытывать желание отомстить, чувство неприязни? Отказывали ли вы в помощи нуждающемуся? Даже люди, посвятившие служению Церкви, находят в своих поступках и мыслях греховное. Они спешат покаяться.

Но значит ли этот факт, что грешить можно при земной жизни? Ведь перед смертью мы можем раскаяться и очиститься от грехов?

Нет, мы не знаем, когда наступит наш смертный час. Более того, цель раскаяния – не искупление от грехов, а дарование возможности начать новую жизнь, «с чистого листа», без прегрешений.

Поэтому Господь и поставил блудниц да мытарей впереди фарисеев, не пожелавших раскаяться и отвергших Христа.

Иисус постоянно напоминает своим ученикам о необходимости каяться на примере притч.

Случай в Коринфе, проливающий больше света

Апостол Павел услышал страшную весть о случае инцеста, произошедшего в церкви Коринфа, и тогда он пишет следующее:

Апостол сразу же принял меры – написал 1 послание к Коринфянам, и просил их принять срочные меры и выгнать его из Церкви блудника, который говорил и думал, что он является “братом”:

В конце главы он говорит христианам, как обращаться с тем, кто был отлучен от Церкви:

Так что же это значит, чтобы мы считали как мытарей и грешников “брата” или “сестру”, которые были исключены из Церкви? Не иметь никакой связи с ними. Но, помните, что это отношение может быть принято только после того как вы лично обличили его, если он не исправился, вы взяли с собой каких-либо свидетелей, и если он опять не исправился, сказать всей церкви. Только после того, как их отлучат из Церкви (а это называется предать в руки сатаны) вы не должны иметь никаких связей с ним или с ней.
Нелегко сделать это, и печально видеть, как люди боятся обличать человека, который живет в грехах, о которых они знают, и если дело дойдет до обличения и отлучения от Церкви, то все те, кто боялся обличать, продолжают поддерживать с ним отношения. Если мы не равнодушны и любим тех, кто называет себя “братом” или “сестрой”, мы должны обличать в соответствии с Писанием именно потому, что любим их и хотим спасения их души. Да поможет нам Бог!

Перевод: Моисей Наталья

Сборщики налогов и Христос

Однако читая Евангелие, повествующее о жизни Господа Иисуса, мы замечаем, насколько разительно отличались взгляды, которым учил он, от общепринятых в то время. Мы нигде не читаем, что Матфей или Закхей продолжали обманывать людей после того, как стали христианами. Напротив, как мы узнаем из Библии, Матфей оставил свою контору ради того, чтобы следовать за своим Господом. Не удивительно, что Христос так ценил этого человека! Он сам неоднократно говорил: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные», — показывая тем самым, что мытарь — это не такой уж безнадежный человек, как считало большинство в те времена. Более того, то, с какими чувствами Матфей написал свое повествование о жизни Христа, восхищает многих ценителей мировой литературы. «Читая его Евангелие, — говорят они — чувствуешь, с какой теплотой он говорит о своем Господе». Видно, что весть Сына Бога находила отзывы в сердцах даже тех, кто в глазах других находил только лишь презрение.

«Мытарство» на Руси

В те времена вся пошлина или налог, который собирали мытари, шел на обеспечение князей, владеющих тем или иным уделом. Они обладали правом разрешать или не позволять мыт на своей территории. К примеру, когда два князя договаривались о совместном сотрудничестве, тогда и первый и второй были обязаны из вежливости позволить купцам без лишних препятствий провозить свои товары по территории другого. В то время это называли «без рубежа» (т. е. без границ) или «без зацепок» (т. е. без препятствий).

Если же были те, кто хотел всячески избежать уплаты обязательного налога, тогда такие люди могли быть оштрафованы за нарушение устного закона. Такой штраф назывался «промытом». Отсюда же происходит слово «промытаривать», которое созвучно современному «промотать», что, очевидно, указывало на штрафные санкции, из-за которых человек мог лишиться последнего имущества.

Действующие лица

Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей.

Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.

А фарисей – это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера – центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием.

Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.

Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже – но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector