Покровский собор в саратове

История

В конце 19 века будущий Новосибирск был строительным посёлком Александровским и насчитывал 5000 жителей. Высший орган власти посёлка, сход домовладельцев, в 1895 году постановил обратиться к епископу, испросить благословение на постройку каменного храма, а до завершения строительства поставить временную деревянную церковь. Разрешение получили, и прежде всего, за один месяц поставили молитвенный дом, до разработки каких-либо чертежей, и полностью за счет частных пожертвований.

В 1899 году каменную обитель освятили в честь Ал.Невского, а деревянный молитвенный дом аккуратно разобрали и переместили на новое месторасположение, планируя использовать для нужд церковно-приходской школы.

Через пару лет, весной 1901, по постановлению епархии молитвенный дом, с сохранением функций школы, получил новый статус — церковь в честь Покрова Богородицы.

Сруб установили на каменный фундамент, а колокольню оставили прежней.

В 1906 г. набожные купцы на свои собственные средства пристроили к церкви трапезную, добавили помещения церковной школе, убрали старую, отдельно стоящую колокольню, и построили новую, присоединённую к комплексу. В этот же год постановили открыть при церкви приют «Ясли» для беспризорников и детей, чьи родители целый день работали.

До 1913 года приход находился под епархией храма Невского, а затем получил самостоятельность. К 1915 году приход насчитывал до 2000 человек.

После Октябрьской революции община и клир раскололись, частично некоторые священники и прихожане пошли в «обновленчество», остальные члены примкнули к Старо-Покровской общине. В первой половине 20 века прекратились Богослужения, а в 1938 с колокольни сняли колокола, а сам приход передали светским организациям. Колокольню и навершие демонтировали, и здание перестало напоминать храм своим внешним видом. Позднее интерьер церкви тоже перепланировали под нужды разместившихся в ней организаций, поставили перегородки и провели центральное отопление.

В эпоху развитого социализма провели небольшую реставрацию – восстановили ажурные деревянные элементы окон, отремонтировали крыльцо, поштукатурили цоколь.

И только в 1994 здание вернули во владение епархии, разработали проект восстановления церкви.

В 2002 церковь разобрали, а затем возвели точную копию, со всеми деталями и элементами архитектуры. Работы по воссозданию облика завершились в 2009 году.

Архитектурные решения

Архитектура церкви решена в традиционном стиле. В центре композиции четверик собственно церкви, к которому с востока пристроена апсида алтаря, а с запада прямоугольник трапезной и сени.

Украшено здание лаконично, в народных традициях, резными элементами церковной тематики.

Первоначальный интерьер изменён, оригинальный иконостас утрачен.

Святыни храма

В 2000 г. чудесным образом обитель обрела копию образа Казанской Божией Матери. Старинная деревянная икона валялась в сарае местного жителя, и он разделывал на ней мясо. В 2001 году для иконы сделали киот, отслужили перед ней молебен, и установили в церкви, как знамение Покрова.

Передача иконы ее владельцем храму:

Под резным Распятием в специальной капсуле находится земля с Голгофы. Кроме этого в храме сохраняются частицы мощей святых — Матроны Московской, святителей Луки и Тихона.

Как добраться до Покровского храма в Саратове

Храм Покрова Святого Богородицы находится в Кировском районе Саратова, на правом берегу Волги. В пешей доступности от Покровского храма расположены сквер Героев Краснодона (5 минут пешком), саратовский Парк Победы (10–15 минут пешком), Театральная площадь (15 минут пешком). В 100 метрах от храма находятся 2 остановки общественного транспорта:

  • «По требованию» («Большая Горная»): автобус № 2д, маршрутные такси № 1, 17, 25, 34, 66, 72, 73, 95.
  • «Большая Горная» (улица Максима Горького): маршрутные такси № 83 и 94.

Расписание общественного транспорта Саратова

От ж/д вокзала

Железнодорожный вокзал Саратова находится в 25 минутах езды. Без пересадок можно доехать на маршрутном такси № 25. Маршрутка следует от остановки «Ж/д вокзал» (150 метров от здания вокзала) до остановки «По требованию». Путь пешком займет 30–35 минут.

Карта-схема пешего маршрут от железнодорожного вокзала Саратова до церкви Покрова на картах Google. Maps

На такси

Покровский храм — важный городской ориентир. Любой таксист быстро сориентируется и доставит вас до места назначения. Но выгоднее будет не ловить машину на улице, а заказать такси с помощью специальных приложений для мобильных телефонов. В Саратове функционируют Такси Везёт (приложение RuTaxi), Яндекс. Такси и Maxim.

Саратовский храм Покрова на видео

Участие в IX-м Межъепархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке

Воспитанники «Лествицы» приняли участие в IX-м Межъепархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке «В начале было слово…»
Этот конкурс состоялся 22 мая в Саратовской православной семинарии. В трёх возрастных группах состязались учащиеся воскресных школ и православных гимназий Саратовской митрополии.
По обычаю доброе дело предварили молебном. Его совершили первый заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии иерей Алексий Степанов, а также священнослужители Покровской епархии протоиерей Александр Милованов и иерей Димитрий Попеко…

Количество просмотров (10)

Кирпичные войны отца Георгия

Отец Георгий Лысенко с сыном

История расцвета Покровского храма навсегда связана с именем священника Георгия Лысенко. Первым местом служения 22-летнего батюшки стал город Пугачев. Потом его перевели в Саратов, в Духосошественский собор.

– Он был молодой, красивый. Очень большой труженик, – вспоминает протоиерей Василий Стрелков. – Народ его сразу полюбил. Люди почувствовали его благодатное отношение. Он удивительно служил, благоговейно. После службы народ толпами стоял, чтоб только получить благословение у отца Георгия…

Народная любовь к молодому священнику сразу насторожила власть. Отца Георгия перевели за Волгу, в Энгельс, в Покровский молитвенный дом. А семья Лысенко жила в Саратове. Автодорожного моста еще не было. Добираться приходилось вкруговую – через железнодорожный мост или, зимой, – по льду.

Его сын, Сергей Лысенко, сегодня врач-невропатолог, вспоминает, как отец поднимался в три часа ночи, чтобы успеть к началу службы:

– Зимой отец ходил через Волгу пешком, как-то провалился в прорубь: так мокрый и пришел в молитвенный дом.

В домике было всё, что нужно – и алтарь, и антиминс. Народу всегда битком. И настоятелю хотелось, чтобы храм и внешне выглядел достойно. Так началась первая кирпичная война отца Георгия. Не спросив разрешения властей, настоятель воздвиг новый фундамент и кирпичные стены, увеличив площадь строения.

Прихожане вновь понесли кирпичи, бабушки приносили их в подолах, сумках, ведрах. И это в послевоенные годы, когда страна восстанавливалась после разрухи, а строительные материалы были на вес золота.

Добротное здание, даже без купола и креста – это уже было чересчур для советской власти. И однажды на стройке появился уполномоченный Совета по делам религий при Совмине по Саратовской области. Он обрушился на отца Георгия: мол, под видом ремонта священник пытается превратить молитвенный дом в настоящую церковь!

Упрямый настоятель категорически отказался разобрать недостроенные стены. Мудрый 77-летний митрополит Вениамин (Федченков) сам к тому времени оброс конфликтами с властью и доносами. Он пытался втолковать отцу Георгию, что священнику в СССР так себя вести нельзя. На епархиальном совете владыка произнес выстраданную фразу: «Современность учит нас тому, чтобы мы были незаметны».

После скандала священника Лысенко на какое-то время отправили в Балашов, потом возвратили в Духосошественский собор. Народная любовь не убывала; по Саратову ходили разговоры о замечательных проповедях батюшки Георгия. Беспокойного священника вновь вернули за Волгу. Конечно же, он первым делом принялся доставать кирпичи и лес.

Советская власть, устав бороться с непокорным, тут же отправила отца Георгия за штат. С 1974 по 1978 годы он ремонтировал телевизоры в местном Доме быта. И проповедовал там. Насколько мог.

«Его путь – это именно крестный путь, – рассказывает протоиерей Лазарь Новокрещеных. – Он был унижен, приземлен, но он не упал под тяжестью своего креста. Его пытались просто размазать, но не получилось, он оказался сильнее. Он не утратил веры, надежды и любви к Богу; не потерял благодати Божией, и эта сила благодати его хранила, окормляла, оживотворяла. Он с достоинством нес это свое унижение.

Это было его восхождение по духовной лестнице. Отец Георгий верил, что отлучен от служения не навсегда, что вернется к престолу. Он повторял: Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина (Пс. 118, 142). Он не ожесточился, не ушел в отчаяние. У него и в мыслях этого не было. Он меня брал вот так за руку, крепко-крепко, и говорил: «Всё равно я буду служить».

Каждое утро возле обкома партии стояли небольшие группы женщин с воззваниями, с петициями, чтобы вернули отца Георгия. Никто, конечно, их не принимал, но они продолжали приходить туда каждое утро.

В июне 1978 года отцу Георгию указом архиепископа Пимена вернули регистрацию для служения. А в сентябре священник был награжден грамотой за долгое безупречное служение.

Его сын Сергей Лысенко рассказывает, что отца, как и других священников в те годы, пытались сделать осведомителем о настроениях в церковной среде. Тот отказывался прямо и решительно, и в тех условиях это был подвиг. А спустя годы один из уполномоченных под конец жизни просил у протоиерея Георгия Лысенко прощения со словами: «То, чему я служил, рухнуло. А то, чему служите вы, стоит». Протоиерей Георгий Лысенко ушел из жизни в 2002 году, прослужив у Божьего престола сорок девять лет.

Церковь Покрова в 70-80-е годы

Чудотворная икона «Избавительница от бед»

Чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед»

Сегодня в Покровском храме есть много старинных икон, мощи святых. Но есть особо почитаемая реликвия – икона Божией Матери «Избавительница от бед». Она поражает красотой своего теплого письма. Каждое воскресенье после литургии в храме служится молебен с водосвятием, в состав которого входит акафист этой иконе.

У этого образа молятся многие прихожане и часто получают просимое. Об этом свидетельствует множество приношений на иконе. Есть даже иерейский крест, который пожертвовал священник, когда после усердных молитв Богородице у этого образа у него родился ребенок.

– И до сих пор не проходит недели, чтобы кто-то не принес пожертвование в благодарность, – рассказывает настоятель священник Сергий Сивоплясов. – Если бы мы повесили все приносимые вещи, то иконы просто не было бы видно. Поэтому владыка благословил повесить только золотые вещи, а серебро оставить в ризнице храма.

Нынешний настоятель храма священник Сергий Сивоплясов

Когда в советское время стали разрушать храм в местном селе Узморье, женщина по имени Анна, босая, вбежала в церковь прямо по битому стеклу, схватила ближайшую икону и унесла домой. На ее ногах не осталось ни одного пореза. Это оказалась икона Божией Матери «Избавительница от бед». Муж Анны вернулся с войны живой, но весь израненный, без ноги. Всего у них было пятеро детей.

Сегодня Покровский храм прирастает другими церквями. Под его покровительством построен храм в том самом селе Узморье, где когда-то сохранилась икона «Избавительница от бед». Началось строительство храма в селе Квасниковка. Жители долгое время еженедельно собирались под открытым небом, под палящими лучами солнца, в дождь и холод, на молебны о строительстве храма. Наконец, это стало возможно, появился участок, уже возведено здание подсобного помещения. Конечно, есть финансовые трудности. Но с Божьей помощью, как показывает история, всё преодолимо.

Подготовила Елена Смирнова
(при подготовке статьи использованы
архивные материалы, исследования краеведов
и публикации журналистов г. Покровска)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1678 году, на месте теперешнего города Покровска (ныне Энгельса) проходил путь доставки соли с озера Эльтон. Постепенно здесь образовалась слобода, которая управлялась по образцу казачьих семей головой и атаманом. Украинские чумаки-возчики соли из Киевской, Полтавской и Харьковской губерний переезжали сюда со своими семьями. И уже к 1770 году построили себе деревянную церковь.

Во время одного из пожаров она сгорела. Но к 1781 году была восстановлена заново – «зданием каменная, с такой же колокольнею крепка…» Престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, одного из самых почитаемых и любимых праздников Русской Православной Церкви.

Тот, первый Покровский храм, выросший на берегу Волги, стал началом жизни будущего города. За слободой укрепилось название Покровская. Скоро при церкви было открыто три училища – мужское (в 1840 году), женское (в 1854-м) и земское трехклассное для мальчиков и девочек (в 1866-м). В 1850 году церковь перестроили в трехпрестольную, возвели каменную колокольню и ограду. Уже через несколько лет община состояла из трех тысяч прихожан.

А 12 июня 1914 года Покровская слобода официально получила статус города и стала называться Покровском. Позже советская власть переименовала его в Энгельс, уничтожив все храмы в городе.

История основания, строительства

Первым храмом, построенным в центре города на пересечении главных улиц, был деревянный и трехпрестольный храм. Он был возведен в 1859 г. и вскоре стал слишком тесным, к тому же, здесь не было возможности проводить богослужения в зимнее время. В 1876 г. был учрежден новый проект храма, на этот раз каменного и почти вдвое больше предыдущего.

Средства на строительство были выделены местными купцами, также собирались пожертвования прихожан. Уже в 1882 г. храм был полностью достроен, а внутренняя отделка продолжалась вплоть до 1884 г. В 1885 г. храм торжественно освятили.

Почти сразу же храм активно влился в городскую жизнь. Примерно около 1890-х здесь был построен каменный дом, в котором располагалась церковно-приходская школа, работающая до сих пор. В 1893 г. здесь открыли воскресную школу.

Помимо духовного водительства, церковь занималась общественной деятельностью, здесь находилась богадельня и рукодельные классы для женщин. В 1895 г. на территории была построена многоярусная колокольня с дополнительным приделом.

Советская власть национализировала все земли, ферма и приходские здания храма, но сам храм оставался подчиненным церкви и не был закрыт. Также властям отошли дома для духовенства. В 1929 г. храм был закрыт и передан государству. Теперь здесь оборудовали общежитие, помещение детского сада, складские помещения.

В 1931 г. церковь хотели взорвать, для чего ее частично разобрали и уничтожили колокольню. Уничтожить само здание храма не удалось, после чего его решили снова использовать и восстановили. Из-за косметического ремонта была утрачена вся внутренняя роспись.

В 1992 г. начались переговоры о возвращении храма епархии, и прошение было удовлетворено. В том же году в храме усилиями прихожан были проведены ремонтные работы и отслужена первая Литургия.

С 1992 по 2000 г. храм масштабно реставрировался: восстанавливалась временная звонница, полы, иконостасы. В 2004 г. колокольня была возведена на прежнем месте. В 2007 г. начата внутренняя реконструкция храма, включающая в себя замену фасада и полную роспись стен.

Время разрушений и возрождения

После революции содержание храма легло на плечи прихожан, но богослужения продолжались до закрытия святыни в 1929 году.

Православную святыню превратили в обычное студенческое общежитие, а в Иверской церкви расположились комнаты детского сада. Прекрасные фрески оббили, частично замазали краской. В 1931 году были взорваны колокола.

В 1970 году в святых стенах стали работать художники Саратова, здесь были их мастерские, что спасло здание от разрушения.

Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы

В начале весны 1992 года по молитвам протоиерея В.Соловьева и прихожан Покровская церковь Божьей Матери в Саратове возвращается в лоно Православной Церкви. В недостроенном помещении левого придела с особым благоговением в апреле того же года было проведено первое богослужение на Лазареву субботу около временного иконостаса.

Начало 1999 года ознаменовалось установкой иконостаса с пятью ярусами в главном Покровской престоле, Иверский, и тогда еще Троицкий придел украсили трехъярусные иконостасы.

Важно! Престольный праздник Покрова Богородицы 14 октября 2000 года ознаменовался возложением уникальным событием — Святой Антиминс был возложен на алтарь главного престола. Чин положения совершил настоятель Покровского собора в Саратове протоиерей Василий Антипов

Им же возложен антиминс в левом приделе преподобного Иоанна Кронштадтского

Чин положения совершил настоятель Покровского собора в Саратове протоиерей Василий Антипов. Им же возложен антиминс в левом приделе преподобного Иоанна Кронштадтского.

В конце 2004 года Преосвященнейшим епископом Лонгиным был совершен Чин подписания антиминса, возложенного в правом приделе святого образа Божьей Матери «Иверская», Чин положения Святого Антиминса был совершен 4 января 2005 года протоиерей Василий Антипов.

Храмовые иконы Покровской церкви

В течение шести лет, с 1998 по 2004 год шло восстановление колокольни, высота которой составляет 44 метра, высота шпиля — 22 метра.

На заметку! Ныне в помещении колокольни открыт магазин «Покровская книга» предлагающий всем желающим широкий ассортимент духовной литературы.

2007 год стал продолжение реставрационных работ, во время которых заменен центральный купол, поставлены кресты на главки.

2008 год состоялось не только прекрасное обновление внешнего фасада, монтаж куполов, но и приобретение прекрасных паникадил, осветивших внутренние помещения церкви.

2012 год — обновляются росписи внутренних стен, купол главного престола украшает благословенный святой образ Господа Пантократора.

Это интересно: Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Возрождение храма

В январе 1992 года полуразрушенное, захламлённое здание было передано Саратовской епархии.

1 февраля 1992 года силами прихожан началось возрождение возвращённой святыни. Трудами протоиерея Василия Стрелкова и силами прихожан над храмом вновь поднялись купола и ему возвращен прежний вид.

Первая литургия состоялась в Лазареву субботу 18 апреля 1992 года в расчищенном и частично отремонтированном левом приделе. Для придела, в котором был установлен временный иконостас, архиепископ Пимен (Хмелевский) подписал антиминс в честь Казанской иконы Божией Матери.

В барабане северо-западного купола была размещена временная звонница.

С сентября 1997 года велись работы по восстановлению центрального престола и полов.

В марте 1999 года в правом и левом приделах были установлены иконостасы.

В день престольного праздника, 14 октября 2000 года, настоятелем храма протоиереем Василием Антиповым был совершен Чин положения Святого Антиминса над главным престолом храма.

10 ноября 2001 года им же был совершен Чин положения Святого Антиминса над престолом левого придела (б. Троицкий), освященного во имя святого праведного Иоанна пресвитера, Кронштадтского чудотворца.

18 декабря 2004 года епископ Саратовский Лонгин (Корчагин) подписал антиминс для восстановленного правого придела храма (б. Казанский), освященного в честь Иверской иконы Божией Матери. Чин положения Святого Антиминса над престолом придела 4 января 2005 года совершил протоиерей Василий Антипов.

Колокольня была восстановлена на историческом месте к 2004 году по проекту архитекторов А. В. Шитова и Д. В. Голубинова. 28 ноября 2004 года на 44-метровую колокольню был установлен купол и закреплен заранее приготовленный шпиль. Общая высота колокольни со шпилем составляет 66 метров. С мая 2010 года в колокольне начал работу церковный магазин «Покровская книга».

В 2007 году была начата новая реконструкция храма, в которую вошла замена всех пяти куполов, полная роспись интерьера и отделка фасада в новых бордовых тонах.

Бабушки в юбках сидят на крыше, забивают гвозди

Сегодня и представить невозможно, какой была социальная атмосфера в те годы. По словам культуролога С. С. Аверинцева, на рубеже 50-х – 60-х годов верующий человек выглядел безумцем в глазах окружающих.

Инокини, которые участвовали в строительстве

Всё это ставило людей в тяжелое положение. Нужно было быть настоящим героем, чтобы в те годы принимать участие в строительстве храма.

«Только истинная вера могла создать храм в пятидесятые годы прошлого столетия в то время, когда их повсюду закрывали и разрушали, – подтверждает нынешний настоятель Покровского храма священник Сергий Сивоплясов. – Храм строили без архитектурного проекта, без положенных геодезических изысканий, потому подвал у него достаточно сырой.

Кирпичи добывали с большими трудностями: кто-то делал их дома, кто-то выписывал на свои печки и, смиряясь с тем, что дома будет холодно, вез их на строительство храма. Хотя строительство и было разрешено, но участие в этом деле грозило увольнением с работы, исключением из партии.

Поэтому люди работали ночью. Зажигали небольшой костер и при его свете строили. Как только слышали шум машины, тушили огонь и прятались. В основном строили пожилые женщины. Есть ли еще в России храмы, которые были построены в это время и таким образом, неизвестно».

Молитвенный дом быстро рос, по ходу его строительства увольняли старосту, сотрудников епархиального управления, а тогдашнего настоятеля еле удалось спасти от суда. Знаменитому митрополиту Вениамину (Федченкову) стоило немалых сил отстоять церковь.

Позже сюда стали приходить не только жители Энгельса, но и многие саратовцы. Особенно те, кто занимал сколько-нибудь заметное положение. В храме «на отшибе» с меньшей долей риска можно было попасть «на карандаш» к уполномоченному. В хоре порой пели лучшие голоса саратовской оперы и консерватории.

Покровский храм для всего Левобережья времен гонений был столь же значительным средоточием духовной жизни, как Свято-Троицкий собор для Саратова и всего правого берега Волги. Покровские священники часто приезжали со Святыми Дарами в окрестные села и города, иногда даже по нескольку дней жили в них, совершая Таинство Крещения, принимая исповеди, преподавая Причастие.

Как правило, эти поездки заканчивались вызовом к уполномоченному и требованием «вернуть регистрацию». Архиепископ Пимен в те годы решительно боролся за своих клириков, вся вина которых была лишь в том, что они ревностно совершали свое служение.

Храм в 1960-е годы

Победители конкурса чтецов «В начале было Слово…»

Победителей конкурса чтецов «В начале было Слово…» наградили в Саратовской духовной семинарии
25 мая 2021 года в актовом зале Саратовской духовной семинарии прошёл Межрегиональный научно-образовательный форум «Духовное возрождение общества и наследие святых Кирилла и Мефодия».
На форуме было заслушано Приветственное слово Высокопреосвященнейшего Игнатия, митрополита Саратовского и Вольского.
Владыка упомянул о вкладе просветителей славян в «ту культуру, которую и по сей день мы ценим, любим и стараемся приумножить» и пожелал всем творческих успехов…

Количество просмотров (8)

Экскурсия в Парк покорителей космоса.

Воспитанники «Лествицы» посетили парк покорителей космоса
В минувшее воскресенье после литургии воспитанники воскресной школы вместе с педагогами, родителями и активными прихожанами отправились на экскурсию в Парк покорителей космоса.
По дороге дружно пели тропари, пасхальные часы и песню «Трава у дома». А уже приехав на место, вспомнили историю освоения космического пространства. Первое, что мы увидели в парке – это автобус ЛАЗ-695Б, который отвозил космонавтов к месту старта. Ему уже больше шестидесяти лет. Потом прошли на аллею с портретами космонавтов. Узнали, что среди них есть и наши земляки. Портреты К.Э. Циолковского и С.П. Королёва также есть на этой аллее. Ведь без усердия конструкторов полёты не смогли бы состояться. Побывали у стелы с памятником Юрию Гагарину…

Количество просмотров (9)

ПАЛОМНИЧЕСТВО

В поездку в Дивеево, которую возглавил настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы Покровска (Энгельса) священник Димитрий Попеко, отправились 50 человек. Это прихожане Успенского храма, храма во имя преподобного Силуана Афонского cела Квасниковка, а также храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского поселка Мокроус.

Паломники начали посещение святых мест с источника близ села Цыгановка. О происхождении знаменитого святого источника местные жители рассказывают, что сам батюшка Серафим явился на берегу реки Сатис – там, где проходило ограждение секретного объекта, расположенного на территории Саровского монастыря: «Был преподобный старец в белом балахончинке и с посохом в руках. Трижды он стукнул посохом о землю – и…

Количество просмотров (17)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector