Детская воскресная школа: что это и кому подходит

Подача материала

Ошибочно думать, что основа обучения строится на чтении молитв и изучении Закона Божия. На самом деле базой является обычная школьная программа. Главное отличие состоит в способе подачи материала: задачей педагогов православных заведений является работа не на количество усвоенного учениками материала, а на качество.

В результате, отказавшись от вечной гонки за оценками, которая свойственна обычной школе, педагоги достигают великолепного результата: ребенок учится не потому, что завтра спросит учитель, а потому, что не учиться стыдно перед самим собой и Богом. Задача учителей – давать знания через воспитание, через постижение внутреннего мира каждого ребенка.

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Наставники и педагоги

Все сотрудники гимназии должны быть прихожанами православного храма. Воцерквленность – обязательное условие при приеме на работу. Многие преподаватели являются священнослужителями: не только учителя Закона Божия, латыни, церковнославянского и древнегреческого языков, но и учитель информатики, учитель физики (кстати, кандидат физических наук). Директор гимназии – духовное лицо, иеромонах. Его заместитель по информационным технологиям и зам по общим вопросам – иереи. 

В гимназии нет штатного психолога, но есть свой духовник, иерей. К нему всегда могут обратиться с вопросом и дети, и сотрудники гимназии.

Педагоги издают православный журнал для детей и родителей «Варфоломей» (напомним, это имя носил Сергий Радонежский до пострижения в монахи).

История ЦПШ


Здание конца XIX века церковно-приходской школы при Воскресенской церкви Царицына

Первые школы были созданы в XVII веке в Москве

По утверждению историка П. Н. Сенько, первыми можно считать школы Чудова монастыря, созданную в 1653 году, и Спасского монастыря, созданную в 1665 году.
Церковные школы были важной частью образования, и в 1698—1699 годах император Пётр I обсуждал с патриархом Адрианом возможность создания Академии наук.. После школьной реформы 1804 года работа школ существенно изменилась.

После школьной реформы 1804 года работа школ существенно изменилась.

К 1861 году духовенство основало свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—1870-х годов сыграл Сергей Рачинский.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-х годах Министерство народного просвещения Российской империи фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—1880-х годов, в период общественных потрясений.
13 июня 1884 года Высочайше утверждены указом «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, с начала XX века — трёхгодичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история и церковнославянский язык.

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища, реже — учительские семинарии. Деятельность школ находилась в ведении попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входившие в состав церковно-приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

В связи с началом русско-японской войны 1904—1905 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. После 1907 года количество церковно-приходских школ стало уменьшаться, так как Государственная дума увеличивала финансирование земских школ из государственного бюджета.

Определением Временного правительства от 20 июня 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы из введения Святейшего синода в ведение министерства народного просвещения. Передать должны были все начальные школы, включённые в т. н. школьную сеть и получавшие от казны пособие, а также учебные заведения, подготавливающие преподавателей для них: второклассные и церковноучительские школы. Отторгнутыми оказывалась более 37 тысяч учебных заведений, тогда как под управлением Синода оставалось около одной тысячи школ. Это означало фактическое уничтожение церковной школы, так как реквизировали школы вместе со зданиями, где проходили занятия и размещались библиотеки.
После 1917 года церковная школа была полностью ликвидирована постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С началом 1990-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви в конце 1994 года предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне». Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

С распадом СССР в России вновь появились такие школы. Пример тому негосударственное образовательное учреждение церковно-приходская школа № 1 имени Константина Победоносцева в Москве.[значимость факта?]

Воскресное заведение для взрослых

Катаклизмы в природе, войны, неизлечимые болезни ясно показывают на пришествие последнего времени. Многие люди, считавшие себя православными только по обряду крещения в детстве, начинают задумывать о том, для чего мы живем и чем истина этой жизни.

Ответ на этот вопрос можно найти только в познании Бога. Сам Спаситель сказал, что Он пришел открыть людям истину. (Иоан.18:37)

Люди, прежде не искавшие Бога, все чаще задумываются о теории Дарвина, говорящей, что человечество произошло от обезьяны. Мало кто знает, что перед смертью великий ученный отказался от своей теории и признал существование божественной природы человека. Люди, впервые попавшие на служения в храме, чувствуют себя глухими, слышат звук, а смысла не понимают.

Самостоятельно познать тайны великого Бога, силу спасения и откровения, данные в Библии и законе Божьем практически невозможно.

Главная задача школы для взрослых при храме состоит в том, чтобы доступными методами и способами помочь порой далеко не молодым людям ориентироваться в православной жизни, найти свою духовную тропинку, научиться читать слово Божье и «питаться» им.

В стенах храма неважен ни уровень интеллекта, ни степень образования, ни материальное положение. Здесь на уроках можно задавать самые разнообразные вопросы из церковной, так и обыденной жизни.


Воскресная школа для взрослых

Цель занятий со взрослыми состоит в том, чтобы помочь им по-настоящему почувствовать себя в Христовой Семье под опекой Святой Троицы, Богоматери, святых и всей Православной Церкви.

После получения основных знаний, обретения способности ориентироваться в традициях и поклонении Святому Творцу, понимая истинный смысл постов и молитв, люди получают возможность войти в открытые двери радости в вечности. Они по-другому видят жизнь и стараются исправить прежние жизненные ошибки.

Каждый православный только тогда обретает веру, когда имеет крепкое основание учения Иисуса. (Луки 1:4)

Многие взрослые представляют православие, как мрачный мир с запретами и ограничениями. Забывая, что Бог есть любовь и в Библии 365 раз сказано «Радуйся!» Посещение воскресной школы откроет для некоторых прихожан новый увлекательный мир познания веры Христовой.

Атмосфера доверия царит на занятиях, носящих характер просвещения. Здесь нет отметок и экзаменов, а только добрая воля и желание понять и познать Тайны Церкви. В стенах храма люди обретают единомышленников и друзей, при этом их общение строится не на бизнесе, сексе или торговле, а на общих понятиях, новых ценностях, которые приобретаются во время учебы.

Именно церковные уроки помогут взрослым людям открыть свои таланты. Некоторые здесь начинают рисовать, другие петь, третьи понимают, что могут помогать бедным и больным, занимаясь благотворительностью.

Братья и сестры из церковных учебных заведений не только учатся, они вместе участвуют в паломничествах, церковных праздниках, помогают при храме. Некоторые потом сами становятся учителями в школах при церквях. Посещение церковных уроков раскроет жизнь во всей красоте, сотворенной Богом.

https://youtube.com/watch?v=hQtjlQ05J4o

Воскресная школа: Выбор жизненного пути

Свои причины

Для такого большого мегаполиса, как Москва, где на сегодняшний день около 900 тыс. детей учатся в 1,66 тыс. школах, всего 22 православные школы с 4,5 тыс. учениками — это, безусловно, капля в море (0,5%). Столь малое число учеников объясняется не только отсутствием спроса (как мы видим из анкет, конкурс в эти школы есть), не низким уровнем образования, но ограниченностью школьных площадей, нехваткой средств и невозможностью что-либо изменить в этой ситуации: либо государство должно пойти навстречу частным школам и предоставить им такие же материально-технические условия, как и государственным, либо школы должны поднять плату за учебу, что для большинства из них является заведомо невыполнимым условием. На то, что православные школы создавались в 1990-е годы, а в 2000-х их количество практически не росло, есть свои причины, и связаны они с отсутствием социального заказа со стороны государства.

Ирина КОСАЛС

К списку новостей

English

  1. GALO (Gosudarstvennyj arhiv Lipeckoj oblasti). F. 10. Op. 1. D. 10.
  2. GALO. F. 23. Op. 1. D. 1.
  3. GALO. F. 266. Op. 1. D. 1.
  4. GALO. F.266. Op. 1. D. 10.
  5. Kapterev P.F. Istoriya russkoj pedagogii. – SPb.: Alteya, 2004. – 746 s.
  6. Koncepcii Federal’noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg. http://static.government.ru
  7. Krutickaya E.V. Cerkovno-prihodskie shkoly Rossii v konce XIX – nachale XX veka: Dis. … kand. ist. nauk. – M., 2004. – 246 s.
  8. Malysheva O.V. Organizaciya raboty provincial’nyh shkol v seredine XIX v. (na primere Usmanskogo uezda Tambovskoj gubernii) // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». – 2014. – T. 20. – S. 901-905. . URL: http://e-koncept.ru/2014/54444.htm (data obrashcheniya: 18.04.2017)
  9. Patriarh ob obrazovanii, uchebe i pastyrstve. . URL: http://sdsmp.ru/smi/3185/ (data obrashcheniya: 22.04.2017)
  10. Sbornik rasporyazhenij, kasayushchihsya cerkovno-prihodskih shkol i shkol gramoty Peterburgskoj eparhii. – SPb., 1893. – 90 s. . URL: http://xn--90ax2c.xn. (data obrashcheniya: 10.04.2017)
  11. Tambovskie Eparhial’nye Vedomosti. – 1886. – № 18. . URL: http://elibrary.tambovlib.ru. (data obrashcheniya: 20.09.2017)
  12. Ustav duhovnyh konsistorij. – Sankt-Peterburg: Sinod. tip., 1883 .URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01003570904 (data obrashcheniya: 10.04.2017)

Православная школа «Ретро»

Православная школа «Ретро» расположена в ВАО Москвы по адресу ул. 4-я Гражданская, д.43, к.8. «Ретро» – одна из первых частных школ России. В 2020 году она отметила 25-летний Юбилей. В концепции воспитательного процесса школы лежат дворянские традиции XIX века и религиозная культура.

Дворянское воспитание – это особый образ жизни и стиль поведения. Учащиеся, придерживающиеся дворянской этики, вырастают честными, порядочными и искренними людьми. Учителя уважительно и внимательно относятся к каждому ребенку и требуют того же взамен.

Обучение тесно перекликается с православными традициями. Воспитанникам ненавязчиво, но настойчиво во время встреч с представителями Церкви, на уроках и в быту прививают религиозные принципы.Вместе с педагогами они регулярно посещают церковь, получают аттестат в храме Христа Спасителя.

Школа «Ретро» открыта для детей любой национальности, но обязательно православной веры. Руководство данного образовательного учреждения не стесняет детей в обычной повседневной одежде: воспитанники могут носить то, что хотят. Главное, чтобы наряд был чистым, соответствовал погоде и обстоятельствам. Однако каждая девочка должна иметь в своем гардеробе красивое бальное платье, а мальчик – смокинг или фрак на торжественные случаи: школьные балы, праздники и прочие мероприятия.

Особенности

  • «Ретро» – церковная школа полного дня, работающая с 9.00 до 18.30. Дети учатся, отдыхают, делают уроки под присмотром воспитателей, гуляют на свежем воздухе, посещают спортивные секции и творческие мастерские.
  • Доставка от места проживания до образовательного учреждения на микроавтобусе.
  • Четырехразовое питание.
  • Есть охрана, видеонаблюдение.
  • Во время школьных каникул руководство школы организовывает поездки за рубеж, экскурсии по городам РФ, туристические походы.

Образовательные приоритеты

«Ретро» обладает лицензией на образовательную деятельность и имеет государственную аккредитацию. Образовательная программа включает:

  • Углубленное изучение английского, немецкого и французского языков, русского языка и литературы, а также биологии, истории, экономики и математики.
  • Изучение светского и православного этикета, Истории мировых религиозных культур, Закона Божьего, культуры речи, психологии общения, музыки и хореографии.
  • Бесплатную подготовку к ЕГЭ и ГИА, есть экстернат и подготовка к школе, индивидуальная подготовка к поступлению в ВУЗы.
  • Воспитанники «Ретро» регулярно участвуют и занимают призовые места в конкурсах и на олимпиадах.

В школе регулярно проводятся тематические дни и вечера, балы и концерты, уделяется огромное внимание творческому воспитанию. Так, во второй половине дня дети занимаются музыкой (обучение игре на фортепиано и гитаре, вокалу), живописью, танцами, рукоделием, обучаются риторике и ораторскому искусству

Также в «Ретро» есть несколько спортивных секций и театральный кружок.

Елизаветинская гимназия

Елизаветинская гимназия занимает почетное место среди православных школ Москвы. Расположенная в историческом месте, Марфо-Мариинской обители, она впитала в себя утонченную культуру и благородство, заповеди о нравственном просвещении и духовном укреплении преподобной мученицы Елизаветы.

Обучающий процесс здесь организован в духе христианского миросозерцания. Кроме общих дисциплин, дети изучают церковнославянский язык, общаются с местным священником, Артемием Владимировым. Гимназия тесно взаимодействует с Марфо-Мариинской обителью: каждую среду воспитанники гимназии участвуют в Божественной обедне. Расписание занятий и режим дня составляются с учетом постов и православных праздников. Все ученики носят школьную форму. Чтобы поступить в Елизаветинскую гимназию детям необходимо получить благословение своего священника.

Особенности

  • Елизаветинская гимназия работает в режиме пансиона.Дети могут находиться под присмотром всю неделю.
  • Во время школьных каникул работает лагерь.
  • Есть группа дошкольной подготовки, рассчитанная на 1 год. Если ребенок успешно усвоил материал, он автоматически становится воспитанником гимназии и зачисляется в первый класс.
  • Количество мест в рассматриваемой церковной школе ограничено. Если ребенок не посещал подготовительные курсы, в начале зимы предшествующего обучению года необходимо записаться в лист ожидания.

Образовательные приоритеты

В Елизаветинской гимназии преподают общеобразовательные предметы, утвержденные ФГОС, с углубленным изучением математики, истории и литературы, английского языка. В средней школе дети изучают второй европейский язык, а также латинский и церковнославянский.

Занимаясь нравственным воспитанием учеников, педагоги гимназии, вместе с духовником Артемием Владимировым, прививают любовь к творчеству

Большое внимание здесь уделяется искусству: живописи, поэзии, музыке, театру. В гимназии открыто несколько спортивных секций: танцы, художественная гимнастика, восточные единоборства и шахматы

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.

  • В православных гимназиях существует условное деление на классы. В начальных обучаются дети до четырех лет, их приводят матери. Часто случается, что родитель, далекий от религии, становится частым посетителем этого места.
  • Во втором классе обучаются отпрыски от 4 до 8 лет, а в третьем — от 8 до 12 и т. д. Количество зависит от методики преподавания, настоятелей и предписанных программ.

    Православная гимназия

  • Каждое отдельная православная гимназия имеет индивидуальные распорядки и расписания, с которыми следует обязательно ознакомиться. Занятия для мальчиков и девочек, которые должны носить платки и длинные юбки, происходят раздельно. За обучение в воскресных учреждениях не берут плату.
  • Способы преподавания для детей младше 4 лет заключаются в использовании развивающих и интересных игр. Они с большим удовольствием рисуют, поют, занимаются лепкой из пластилина. Каждая поделка создается на тематику Рождества или Пасхи, а истории и рассказы читаются из Библии для детей. Интересные загадки насыщенны религиозными оттенками, что позволяет самым младшим ученикам с раннего детства впитывать дух Церкви.
  • Каждый учебный час начинается и заканчивается молитвенными песнопениями. Старшие дети отправляются вместе с родителями и послушниками на специальную службу. Частое посещение воскресных гимназий дарит ученикам ощущение приближенности к церковным укладам. В окружении праведных людей крепнет индивидуальная вера в Господа.
  • Вторые классы российских православных гимназий подготавливаются к поступлению в обычные школы. Занятия продолжаются три часа, без родительского присмотра. Здесь ученики получают первый опыт самостоятельности и индивидуальных действий. К основным дисциплинам добавляются азы ремесел, театра и т.д. Каждое занятие — это своеобразная благотворительность, которая приносит огромную пользу всем нуждающимся.
  • В третьих классах время ежедневного преподавания увеличивается до 4 часов. Ученики осваивают церковный язык и Священное Евангелие, а также занимаются написанием икон, пением в хоре.

Православная классическая гимназия «Радонеж»

Первая православная общеобразовательная школа в постсоветской России. Обеспечивает качественное образование с гуманитарным уклоном и православное воспитание. Ориентирована на детей из православных семей. От учащихся требуется усердная молитва, соблюдение постов, участие в церковных таинствах. Ряд предметов воспитанники гимназии изучают углубленно: Закон Божий, мировую художественную культуру, церковнославянский язык. Иностранные языки (английский, немецкий, латынь) изучаются на уровне языковых спецшкол. В гимназии открыты две инновационные площадки. Адрес: пр-д Одоевского, 13 (ст.м. «Ясенево») Тел.: (495)423-5122 Веб-сайт gymnasia-radonezh.ru Директор Тишков Михаил Борисович Духовник: иерей Артемий Сахаров

Школа церковного пения осмогласие

«Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

  • Первый – Пасхальный, звучит светозарно, величественно, взмывает в Небо стремительно и легко, настраивая душу на возвышенную волну духовной радости и Божественного величия. Воскресный праздник Святой Пасхи составлен в первом и пятом гласе.
  • Второй – Великой Субботы. В нём отражается переходное состояние от временной жизни к вечной. Он нежный, располагающий к любви, состраданию, отражает тонкие переживания души.
  • Третий – является размышлением о тайне Горнего мира. Он отличается плавностью и степенностью, но все же является твёрдым и мужественным. Песнопения третьего гласа содержат небесную радость, хвалу и свет. В воскресном тропаре третьего гласа изображается Воскресение Христово в виде источника всеобщей радости.
  • Четвёртый – быстрый и торжественный, возбуждающий радость. Глас светлого торжества. Он отличается торжественностью, но не триумфом первого гласа. Четвёртый глас имеет оттенок покаянности и напоминает о греховности человеческого существа.
  • Пятый – служит завершением и углублённым распевом первого гласа. В его песнопениях слышен призыв поклонения и приветствие: «Радуйся!». Для него характерна радостная печаль.
  • Шестой – служит продолжением второго гласа. Мелодия его печальная, передаёт скорбь, и небесное утешение. Если второй глас является гласом исхода, то шестой – глас погребения. На него положены каноны утреней службы в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Большинство песнопений преподобным отцам и святителям поются на шестой глас.
  • Седьмой – плагальный третьему гласу. Количество музыкальных строк и песнопений в нём отличается скудностью. У греков он именовался «тяжёлым». Характер его – мужественный. Тексты и мелодия просты и величественны, но за простотой спрятана глубокая, великая и непостижимая суть. Песнопения седьмого гласа говорят о веке наступающем, ещё неведомом и об Иерусалиме Небесном.
  • Восьмой глас – плагальный к четвёртому. Он отражает полноту совершенства высоты Небесного над земным. Мелодия Восьмого гласа печальная и умилительная.

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Почему называют школу «воскресной»

Воскресными школы называют не по дню недели, они работают и в будние дни, а в память Воскресения Господнего.


Дети приходят к  Иисусу

Обучающие заведения при храмах стали массово открываться в конце XX века согласно постановлению Архиерейского Собора.

Уроки в церковных школах проходят несколько раз в неделю, время их регулируется самыми педагогами — наставниками. Воскресная школа — это церковно-приходское учебное заведение, где дети приобретали навык служения в храме на протяжении шести дней в неделю по специальной программе, в которую были включены и общеобразовательные предметы.

Православная воскресная школа для детей — идеальный помощник духовного воспитания подрастающего поколения, взрослые в школах при храме глубже познают глубину православия.

Церковная школа «Живоносный Источник»

 

Православная школа «Живоносный Источник» расположена в ЮАО Москвы возле ст. м. Царицыно. Учрежденная в 1998 году, она дает возможность детям глубже исповедать христианскую веру и получить хорошее образование. Воспитанники школы во время больших православных праздников принимают участие в Литургии.

Двери школы «Живоносный источник» открыты не только для детей прихожан, но и для всех тех, кто желает учиться и освоить истины Евангелия.

Особенности

  • Индивидуальный подход в обучении для каждого воспитанника. Работа преподавателей строится так, чтобы каждый из учеников вышел на предельный для его возможностей уровень.
  • Небольшие классы, численностью до 12 человек.
  • Психолого-логопедическое сопровождение.
  • Есть группа продленного дня, где дети выполняют домашние задания под присмотром воспитателей.
  • Индивидуальные занятия и консультации по предметам.
  • В школе регулярно проводятся экскурсии с посещением театров, выставок, музеев.

Образовательные приоритеты

Помимо общеобразовательных дисциплин, здесь преподают церковнославянский язык, православную культуру, церковное пение. Хор в «Живоносном источнике» существует более 15 лет. За это время ученики школы принимали участие во многих известных конкурсах и фестивалях. В частности, 10 лет назад школьный хор стал лауреатом конкурса «Таланты Московии».

В школе регулярно проводятся предметные недели, конкурсы, спектакли, отмечаются концертами и постановками церковные праздники.

Обучение церковному пению

Вам необходимо:

  1. Научиться беглому чтению церковно-славянской литературы. Для этого нужно ежедневно читать книги и молитвослов, которые написаны церковно-славянским языком и практиковаться в его понимании и проговаривании. Этими книгам являются Часослов, Минея и Октоих. Именно они изданы на языке, считающимся основным – церковно-славянском.
  2. Следует заниматься изучением нотной грамоты и сольфеджио.
  3. Не нужно самостоятельно изучать осмогласие, потому что в храмах напевы разнятся. Лучше сразу разучить напев храма, в котором хотите нести певческое послушание.
  4. В хоре ориентируйтесь на опытных певчих.
  5. При пении с хором стремитесь к точному попаданию в нужную ноту, следите за направлением звука, произношением, дыханием и громкостью.

Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

  1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
  2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
  3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
  4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
  5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
  6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком. Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector