Свято-троицкий собор в саратове
Содержание:
- Тревожные времена и чудо спасения
- Воскресная школа
- Святыни
- Свято-Троицкий собор (Саратов): описание Успенского (нижнего) храма
- Архитектура
- Великий русский «авось»
- История
- Что посмотреть
- Сегодняшний день собора
- История собора во имя Живоначальной Троицы
- Собор Троицы Живоначальной в Саратове
- Время разрушений и возрождения
Тревожные времена и чудо спасения
Революционные времена привели к упадку религиозной деятельности храмов. Средств на их содержание катастрофически не хватало, что привело к обветшанию и частичному разрушению собора.
В 1934 году прозвучал страшный вердикт — храм закрыть и передать в собственность музея.
Несмотря на просьбы православной общины в феврале 1936 года деятельность Саратовского Троицкого храма была прекращена, он стал государственной собственностью. Краеведческий музей, ставший собственником святыни, приложил все усилия для спасения православного храма, обустроив в нем хранения архивов.
Война и тяжелое время вновь привели людей к Богу, духовную опору прихожане нашли во вновь открытом храме, переданном в октябре 1942 года в аренду православной Церкви.
Воскресная школа
В 1991 году в Троицком соборе начала работу первая в Саратовской епархии воскресная школа. Учениками школы стали подростки, молодые прихожане храма. Зачастую на занятия вместе с детьми приходили их родители. Первые выпускники школы стали воспитанниками открывшейся в 1992 году Саратовской Православной Духовной семинарии.
В настоящее время занятия воскресной школы проходят в трех возрастных группах. В программу обучения входят Закон Божий, Новый и Ветхий Заветы, история Церкви, церковное пение, церковно-славянский язык, основы литургики, основы христианской нравственности, апологетика, церковное искусство, прикладное творчество. Преподают в воскресной школе священнослужители и прихожане собора, имеющие высшее образование и опыт работы с детьми.
В отдельной группе занимаются ребята из интерната №5 г. Саратова. Каждую неделю они посещают воскресную Литургию, периодически исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Ребята принимают участие в подготовке праздников, фотографии на память о которых вкладываются в личное дело каждого ребенка. Работе группы помогают молодые прихожане Свято-Троицкого собора. К праздникам Рождества Христова и Пасхи, а также к окончанию учебного года воспитанники интерната получают подарки, приобретенные на пожертвования прихожан собора. Кроме учебных занятий, в воскресной школе собора организуются поездки по святым и историческим местам нашей Родины. Так, преподаватели и ученики школы вместе побывали в Троице-Сергиевой Лавре, в различных храмах и монастырях Москвы и Подмосковья, Серафимо-Дивеевском монастыре, посетили Бородинское поле и Волгоград, а также совершали поездки по Саратовской епархии.
Воспитанники вместе с педагогами посещают концерты духовной музыки, музеи, выставки церковного искусства. К праздникам педагоги с детьми готовят театральные постановки. Традиционными стали в воскресной школе пасхальные и рождественские спектакли, а кроме того, воспитанники периодически готовят постановки на исторические сюжеты.
Преподаватели, ученики воскресной школы и прихожане собора оказывают помощь воспитанникам интерната №4 г. Саратова, в котором обучаются дети, больные детским церебральным параличом. На средства собора и пожертвования прихожан периодически пополняется библиотека класса «Основ православной культуры». Священнослужители и педагоги воскресной школы собора посещают день знаний, праздник последнего звонка, мероприятия, организованные участниками кружка «Основ православной культуры», в дни церковных праздников служат в интернате молебны. В свою очередь учителя и воспитанники интерната посещают богослужения в соборе, а также праздничные спектакли, организованные воспитанниками воскресной школы собора.
Святыни
Самой древней достопримечательностью собора Троицы в Саратове является святой образ Спаса Нерукотворного, его еще называют Стрелецким Заступником или Троицким Спасом.
Главная святыня города является его хранительницей. Икона нерукотворного Спаса от дня основания собора находится в стенах храма. Около великой святыни всегда людно, пронзительный взгляд Спасителя не оставляет ни одну душу равнодушной, приходит покаяние, очищение и особая благодать.
Храмовая икона Святой Троицы в Саратовском соборе
Паломники и прихожане приносят свои молитвы к иконам Богородицы:
- Казанской;
- Иверской;
- Августовской.
Святые образа святителей Иннокентия, Василия великого, Спиридона Тримифунтского, Никола чудотворца, Серафима Саровского и многие другие по сей час дарят молитвенникам чудеса исцеления и ответы на волнующие проблемы. Всегда людно у ковчега с мощами святых праведников, Божьих угодников.
Интересно! Нижняя Успенская церковь является хранительницей мощевика с 132 частями святых мощей. Афонская братия передала саратовской православной жемчужине несколько святых образов Богородицы, среди них «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Иверская». Икона целителя Пантелеимона также была привезена со святой горы Афон.
Свято-Троицкий собор (Саратов): описание Успенского (нижнего) храма
Этот ярус был полностью заменен. Из-под культурного слоя были извлечены цоколи здания. Также были проведены новые коммуникации, заменены полы. Росписи середины ХХ века, не имеющие художественной и исторической ценности, были полностью счищены со стен. Для создания новых фресок была приглашена артель иконописцев из Палеха. Расписывали храм мастера, опираясь на сохранившиеся старые фотографии, стараясь максимально придерживаться стиля восемнадцатого века. Таким же образом был воссоздан иконостас Успенского храма. Немало внимания реставраторы уделили стенам здания. Были починены контрформы, фрагментарно заменена кирпичная кладка. Храм был наново освящен в декабре 2006 года.
Архитектура
Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.
За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.
Лучшая статья для Вас, переходите: Спасо-Преображенский собор Нижний Новгород
Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.
Великий русский «авось»
Следующий этап в истории собора охватывает период с 1786 по 1811 год и является весьма характерной иллюстрацией русской жизни. Дело в том, что в середине восьмидесятых годов на фасаде здания появились и стали постепенно увеличиваться трещины – очевидный результат проектных ошибок или строительного брака. Поскольку в таком состоянии собор представлял опасность (мог рухнуть в любой момент), правящий архиерей прислал губернатору распоряжение полностью разобрать аварийное здание и на его месте возвести новое.
Вполне понятно, что только на демонтаж огромного каменного сооружения требуются немалые средства, а уж на строительство нового – тем более. Однако в архиерейской грамоте было много добрых пожеланий, но о деньгах не говорилось ни слова. Жители города, при всём их благочестии, такую сумму собрать не могли.
Поэтому было решено, положившись на Волю Божью да на великий русский «авось», собор не закрывать, а продолжать в нём богослужения, тем более что за долгие годы все к нему привыкли. Так и молились саратовцы, опасливо косясь на потолки, вплоть до 1795 года, пока из Астраханской консистории не прибыл чиновник со строжайшим указанием немедленно опечатать храм.
Запертым собор простоял до 1800 года, пока горожане не решили: раз уж до сих пор не рухнул, то и дальше Господь пронесёт. Печати сняли, службы возобновили, но учредили при храме комитет, состоявший из почётных граждан города. В его обязанности входило регулярно осматривать стены и давать официальное заключение – расползаются или нет. Одиннадцать лет почтенные мужи составляли технические отчёты, в которых единственным обоснованием продолжения работы храма была Божья милость.
Наконец, в 1811 году местный соляной промышленник и богач М. А. Устинов на свои средства произвёл работы по укреплению здания. К его стенам были подведены мощные вертикальные рёбра – контрфорсы, скрытые от глаз возведённой над ними крытой галереей и двухэтажной папертью. Его же трудами деревянное покрытие кровли было заменено железным, а внутри устроены новые богатые иконостасы. На том и завершился период, длившийся ровно четверть века, в течение которого собор то закрывали – обвалится, то вновь открывали – Бог милостив. На этот раз пронесло – всегда бы так!
История
Саратов был возведен первоначально как крепость в конце шестнадцатого столетия московскими стрельцами. Изначально строение церкви в Саратове было деревянной конструкции, которое полностью сгорело в конце семнадцатого столетия. Существует предположение, что зодчим был крепостной графа Голицына. На его месте православные христиане решили построить строение из камня, которое без существенных потерь простояло до двадцатого столетия.
Стихии причиняли ущерб собору, появились трещины и его хотели разобрать. Но купец Устинов на собственные средства отремонтировал здание, укрепил стены контрфорсами и соединил колокольню и собор в единое целое. До этого строение колокольни находилось отдельно. После этого храм еще несколько раз страдал от пожаров. В начале девятнадцатого столетия его восстановили.
В тридцатые годы прошлого века здание передали краеведческому музею. В начале Великой отечественной войны здание передали общине верующих, в конце сороковых годов оно вернулось в лоно православной церкви.
Полезные статьи:
«МАМИН НАКАЗ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ» (обязательно прочти эту заметку)
«Помолись обо мне дитя,
когда я уже буду не с вами,
Вы не пейте вина за меня,
помолитесь своими словами.Отнесите Вы бедным все то,
что собрали на помин шикарный,
И не надо мне мертвых венков,
Вы поставьте мне крест деревянный.В светлом Храме, любимом моем,
где молилас… Читайте далее
ЧТО ДЛЯ НАС СДЕЛАЛ ХРИСТОС (ПРИМЕР)
Шёл 1919 год. Возле старой графской усадьбы остановился полк красноармейцев. Поздно вечером в дверь дома постучались. Когда графиня открыла дверь, то увидела, что на пороге стояла девушка-санитарка.«Здравствуйте, сказала она, — я случайно увидела, как составлялись списки… Читайте далее
10 самых популярных христианских фильмов. Хорошего просмотра.
Христианские фильмы – это отличная альтернатива современным кинолентам. Они показывают человеку, как жить в ладу с собой и Богом, каков должен быть образ жизни добропорядочного христианина. Кроме того, Вы сможете понять, каким образом был создан мир и все его жители. Для т�… Читайте далее
Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать
Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз… Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом… Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородиц… Читайте далее
Долгое время на колокольне находилась пожарная вышка, а в конце восьмидесятых годов храм приобрел четыре колокола, которые огласили свой звон на весь город. Только 2007 году начались ремонтные и реставрационные работы. Отреставрировали и позолотили купола и кресты, провели ремонт верхней части колокольни, отреставрировали кирпичную кладку, восстановили декор, осуществили штукатурные работы, нанесли грунтовка и покраску.
Что посмотреть
Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.
Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».
Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.
В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.
На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.
При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.
Сегодняшний день собора
Новая страница в истории Троицкого собора открывается летом 2003 года — с назначением правящим архиереем Саратовской епархии Преосвященнейшего Епископа Лонгина (Корчагина)
Прибыв на кафедру, он обратил самое серьезное внимание на состояние приходских храмов, многие из которых не ремонтировались в течение десятилетий. В 2004 году по благословению Владыки началась капитальная реставрация Свято-Троицкого собора
Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков). Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова.
За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. В 2007 году были позолочены оба купола собора, а также изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Была заменена стропильная конструкция кровли, выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. Полностью были заменены витражи на закрытой галерее, воссоздано мозаичное покрытие пола на открытой галерее. Построена новая ограда храма, возведена трансформаторная подстанция.
Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект благоустройства храмовой территории, который включает в себя не только наружное благоустройство, но и отражает вертикальное планирование и водоотвод с территории. В течение трех лет производился капитальный ремонт внутреннего убранства нижнего Успенского храма Троицкого собора. Храм стал значительно просторнее за счет углубления пола. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имеющие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане. Палехские иконописцы выполнили также фреску «Гостеприимство Авраама» на фронтоне собора, освященную 24 октября 2008 года.
Росписи, покрывающие своды, стены, проемы окон, придают храму неповторимую красоту. В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Над царскими вратами — образ Спаса Нерукотворного. Роспись центральной части храма повествует о последних днях земной жизни Христа; ее сюжеты — моление о Чаше, предательство Иуды, суд, несение Креста и Распятие. Композиции, размещенные на стенах трапезной части, посвящены Богородичным праздникам. Притвор Успенского храма расписан сценами из Ветхого Завета. По древней традиции, на западной стене храма изображен Страшный Суд.
Тему росписи паперти составило предание об основании града Саратова московскими стрельцами и принесении ими из Лавры преподобного Сергия чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, поныне пребывающей в Троицком соборе.
10 декабря 2006 года было совершено Великое освящение нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора. Его совершил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, неоднократно служивший в Троицком соборе в 1994-1995 годах, когда ему было поручено временное управление Саратовской епархией. Ему сослужили Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, духовенство Саратовской и других епархий. В настоящее время на территории Троицкого собора завершается строительство нового корпуса, в котором будут располагаться воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.
Интенсивная реставрация храма не мешает развитию духовной жизни прихода. Настоятель собора игумен Пахомий регулярно проводит занятия с прихожанами, на которых обсуждаются различные темы, касающиеся приходской и общецерковной жизни, благоустройства храма, смысла богослужения, читаются сочинения святых отцов, выдающихся православных мыслителей.
История собора во имя Живоначальной Троицы
История Троицкого собора Саратова начинается с переноса города с левого берега Волги на правый. Именно тогда, в 1674-1675 годах была возведена деревянная Троицкая церковь. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). Церковь, как и сам Саратов, неоднократно страдала от пожаров, и в 1684 году сгорела дотла. В следующем году он был восстановлен, но вновь из дерева. В 1695 году после очередного пожара началось строительство каменного здания Троицкого собора в стиле нарышкинского барокко. В 1701 году каменный Троицкий собор был готов.
Пожар 1712 года нанес собору существенный ущерб. При реконструкции, которая шла без малого десять лет, к Троицкому собору были пристроены трапезная, открытая галерея вокруг верхнего храма и колокольня. В 1723 году строительство колокольни и реконструкции в целом была завершена. В середине XVIII века на колокольне установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.
После строительства Троицкого собора сложилось придание, согласно которому в 1722 году Саратов посетил Пётр I, он осмотрел собор, где тогда заканчивали строить колокольню, и нашёл спящих в тени строителей. Они были собственноручно побиты личной дубиной императора.
В 1774 году храм вновь cгорел (уже четвертый раз, если мы не ошибаемся). По распоряжению императрицы Екатерины II из имущества, конфискованного у пугачёвцев, половина была выделена на восстановление Троицкого собора. Но это не помогло. В 1786 году митрополит Астраханский Антоний прислал грамоту, разрешающую разобрать церковь из-за её ветхости. Троицкий собор был особо любим горожанами, и саратовцы тогда только лишь временно закрыли храм. В 1795 году в нижнем Успенском храме возобновилось богослужение.
В 1798 году на средства саратовского купца М.А. Устинова была проведена новая реконструкция саратовского храма – укрепление здания каменными контрфорсами и устроение в обоих храмах иконостасов. В последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт.
В 1814 году была завершена очередная перестройка здания, которой руководили архитекторы В. И. Суранов и Н. В. Урюпин. Фасад Троицкого собора был украшен портиком с шестью колоннами. Они весьма органично вписались в нарышкинское барокко, в стиле которого был построен собор.
В 1836 году в Успенском храме на средства купца Ф.Я. Пулькина был устроен правый придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году на средства того же Пулькина был создан левый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. До наших дней приделы не сохранились. В 1872 году вокруг собора была установлена ограда. Тогда собор приобрёл практически тот вид, который имеет сейчас. В начале XX века по проекту архитектора В.А. Люкшина были произведены некоторые переделки фасада.
С приходом в страну власти советов, в 1936 году нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея. С 1937 по 1942 годы богослужения в храме не проводились. За эти пять лет было полностью утрачено внутреннее убранство Троицкого собора, сохранилась лишь настенная роспись. После Великой Отечественной Войны здание храма было передано Православной Церкви.
30 августа 1960 года Собор во имя Живоначальной Троицы был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова : купола собора были покрыты медью и позолочены. Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. При храме открыта воскресная школа, организована помощь престарелым.
Собор Троицы Живоначальной в Саратове
Построен по благословению митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674–1675 годах. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем — три: главный — в честь Успения Божией Матери, в правом приделе — во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом — во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.
Изначально был деревянным. Горел несколько раз. В 1684 году сгорел дотла, на его месте был построен каменный собор в 1695 году. 20 мая 1712 года сильнейший пожар в Саратове уничтожил и Троицкий собор. Его пришлось перестраивать заново. Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722–1723 годам. Далее стихийные бедствия разрушали здание храма, появились трещины. В 1796 году саратовский купец-откупщик М.А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены прекрасные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.
Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского — В.И. Суранова и тамбовского — Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.
В 1904 году по проекту саратовского архитектора В.А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.
В советский период, с 1936 года использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт. В 1942 году соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора. С того времени храм служил кафедральным собором Саратовской епархии.
В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П.Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма.
В 1972–1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова.
В 1997 году, в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей.
Святыни в соборе: чтимые иконы — Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. Мощевик князя Голицина, содержащий 132 святыни. Иконы с частицами мощей: епископа Пензенского и Саратовского, святителя Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского.
Время разрушений и возрождения
После революции содержание храма легло на плечи прихожан, но богослужения продолжались до закрытия святыни в 1929 году.
Православную святыню превратили в обычное студенческое общежитие, а в Иверской церкви расположились комнаты детского сада. Прекрасные фрески оббили, частично замазали краской. В 1931 году были взорваны колокола.
В 1970 году в святых стенах стали работать художники Саратова, здесь были их мастерские, что спасло здание от разрушения.
Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы
В начале весны 1992 года по молитвам протоиерея В.Соловьева и прихожан Покровская церковь Божьей Матери в Саратове возвращается в лоно Православной Церкви. В недостроенном помещении левого придела с особым благоговением в апреле того же года было проведено первое богослужение на Лазареву субботу около временного иконостаса.
Начало 1999 года ознаменовалось установкой иконостаса с пятью ярусами в главном Покровской престоле, Иверский, и тогда еще Троицкий придел украсили трехъярусные иконостасы.
Важно! Престольный праздник Покрова Богородицы 14 октября 2000 года ознаменовался возложением уникальным событием — Святой Антиминс был возложен на алтарь главного престола. Чин положения совершил настоятель Покровского собора в Саратове протоиерей Василий Антипов
Им же возложен антиминс в левом приделе праведного Иоанна Кронштадтского
Чин положения совершил настоятель Покровского собора в Саратове протоиерей Василий Антипов. Им же возложен антиминс в левом приделе праведного Иоанна Кронштадтского.
В конце 2004 года Преосвященнейшим епископом Лонгиным был совершен Чин подписания антиминса, возложенного в правом приделе святого образа Божьей Матери «Иверская», Чин положения Святого Антиминса был совершен 4 января 2005 года протоиерей Василий Антипов.
Храмовые иконы Покровской церкви
В течение шести лет, с 1998 по 2004 год шло восстановление колокольни, высота которой составляет 44 метра, высота шпиля — 22 метра.
На заметку! Ныне в помещении колокольни открыт магазин «Покровская книга» предлагающий всем желающим широкий ассортимент духовной литературы.
2007 год стал продолжение реставрационных работ, во время которых заменен центральный купол, поставлены кресты на главки.
2008 год состоялось не только прекрасное обновление внешнего фасада, монтаж куполов, но и приобретение прекрасных паникадил, осветивших внутренние помещения церкви.
2012 год — обновляются росписи внутренних стен, купол главного престола украшает благословенный святой образ Господа Пантократора.