Покровский храм в городе воронеж
Содержание:
- Богоявленский мужской монастырь (Москва)
- Храмы на территории монастыря
- Интересные факты про монастырь
- Святыни храма Всех Святых
- Социальное служение в нашей обители
- Богадельня имени Цесаревича Алексия
- Работа с просьбами. Помощь нуждающимся частным лицам
- Взаимодействие с Фондом «Право матери»
- История основания, строительства
- Как добраться до храма?
- История
- Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история
Богоявленский мужской монастырь (Москва)
Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города.
Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.
Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада. Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
Адрес:
109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва..
Храмы на территории монастыря
Храм Алексия, человека Божия
Алексиевский храм. Фото Николая Найдёнова, 1882 год В старом монастыре это был двухшатровый храм, построенный в 1634 году, — шедевр архитектуры XVII века. Для его возведения были приглашены ведущие русские архитекторы того времени Антип Константинов и Трифон Шарутинов. Через два года они принимали участие в возведении Теремного дворца. Алексеевский храм был разобран в 1838 году во время подготовительных работ, предшествовавших строительству храма Христа Спасителя.
В 1853 году в самом центре монастырских земель был построен новый храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором его проекта стал московский архитектор Михаил Быковский. По его же проекту монастырь был обнесён красивой стеной с башнями.
Основной объём храма представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. С восточной стороны он завершается полуциркульными апсидами, а в центре западного фасада расположен ризалит. Храм венчает огромный купол на широком световом барабане, высота которого практически равна высоте основного объёма.
В 2002 году после долгих лет запустения в храме возобновлены богослужения.
Собор Воздвижения Честного Креста Господня
Крестовоздвиженский собор. За колокольней виден купол Иосифовской церкви при богадельне Геер. Построен в 1692 году. В сильно перестроенном виде частью Ново-Алексеевского монастыря после его переезда в связи со строительством на его старом месте пребывания храма Христа Спасителя. В советское время храм превращен в гражданское сооружение и полностью потерял свой облик: здания храма и ближайших монастырских построек послужили основой для здания Всероссийского института рыбного хозяйства и океанографии и встроены в это здание.
Церковь Алексия Цесаревича
Церковь Алексия Цесаревича при доме-интернате для престарелых «Богадельня цесаревича Алексия» — надстроенный келейный корпус бывшего Алексеевского женского монастыря в Москве. В настоящее время в нём помещается дом-интернат для престарелых «Богадельня цесаревича Алексия» с Алексиевской церковью. Принадлежит Всехсвятскому храму. Надстраивался в 1990-е годы.
Церковь Михаила Архангела
Построена в 1879 году по проекту архитектора М. Д. Быковского. В канун своего столетия, в 1979 году она была снесена, а на её месте возвели жилой дом.
Храм Всех Святых
Храм Всех Святых Был заложен 23 августа 1887 года. Достроен 4 года спустя, в 1891 году. Храм строился по проекту архитектора А. А. Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI—XVII веков. Здание храма выполнено из красного кирпича с элементами белого камня.
Архитектура: однокупольный, двухэтажный, трёхапсидный храм с примыкающей к нему одноярусной «о трех главах» колокольней имеет форму корабля. В верхнем ярусе перехода к колокольне были устроены церковные хоры и келья. Центральный престол храма посвящён всем святым, а правый придел — в честь чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.
В 1991 году Всехсвятский храм был передан Русской православной церкви. С этого времени начались восстановительные работы в самом храме и на прилегающих бывших монастырских территориях. В настоящее время (2009 год) на территории храма закончено строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», вся территория огорожена новым кирпичным забором с красивыми воротами.
С 2013 года является главным храмом Алексеевского ставропигиального женского монастыря.
Интересные факты про монастырь
В 1629 году после рождения у царя Михаила Федоровича сына, названного в честь Алексия, человека Божьего, монастырь стал пользоваться особой милостью. Царская семья делала большие денежные вклады в развитие обители, здесь каждый год праздновали именины наследника. Подсчитано, что Михаил Федорович посетил обитель до своей кончины (1645 г.) 8 раз, а его сын за 30 лет царствования – 25 раз.
Монастырь был в разные годы прибежищем известных лиц. Например, патриарх Никон перед принятием монашеского пострига убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря. Здесь она скончалась и была погребена на кладбище, которое позже уничтожили. Сюда насильно заточили сестру и единомышленницу боярыни Морозовой, выступавшей за старообрядчество против никоновских реформ.
Ново-Алексеевский женский монастырь официально возрожден в 2013 году решением Патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ, став, таким образом, ставропигиальным. Как и положено по Уставу, этому предшествовало образование монашеской общины в Красном Селе.
В 2012 году был создан музей истории монастыря. Здесь собраны документы, фотографии, книги и личные вещи сестер, которые помогают воссоздать историю образования, развития и разорения Алексеевской обители. Отдельный раздел посвящен настоятельнице Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь в XIX веке стал богатой и щедрой обителью.
Святыни храма Всех Святых
- Чудотворная икона Богоматери «Всецарица».
Подлинник XVII века хранится в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон в Греции. Оказывает целительное действие на неизлечимых раковых больных, облегчает страдания, вызывает уменьшение, а иногда полное устранение опухолей. Список иконы для храма Всех Святых написан в ХХ веке, но обладает всеми чудодейственными свойствами подлинника, что постоянно подтверждается свидетельствами вылеченных безнадежных больных. Перед ней еженедельно совершаются молебны с водосвятием и акафистом.
- Икона апостола Павла, принадлежала Алексеевскому монастырю, раньше помещалась в иконостасе храма. Пережила безбожный беспредел: её использовали для изготовления двери.
- Икона святого Алексия, Божия человека, также была собственностью обители. Когда монастырь закрыли, икону передали в храм Воскресения Христова, расположенный в Сокольниках, который никогда не закрывался. В 2021 году, на праздник Всех Святых, состоялся торжественный Крестный ход из Сокольников до Всехсвятского храма, икону с песнопениями и молитвами вернули в Алексеевский монастырь.
- Старинные иконы XVII — XIX веков.
- Крест и иконы с частицами мощей и облачений великих православных святых.
- Икона Казанской Божией Матери, является храмовой иконой главного придела нижнего храма. Она принадлежала игуменье Антонии. Икона была сильно повреждена, отреставрирована иконописцами Алексеевского монастыря в 1991 году.
Социальное служение в нашей обители
Богадельня имени Цесаревича Алексия
При Алексеевском монастыре действует богадельня для пожилых женщин, которая была открыта в 1994 году. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из подопечных часто нуждаются в медицинской помощи. Проживающие в богадельне имеют возможность молиться на богослужениях в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники обители. Телефон: 8-903-218-19-48 Миронов Павел Александрович Подробнее о нашей Богадельне рассказано на отдельной страничке
Работа с просьбами. Помощь нуждающимся частным лицам
Монашеская жизнь, даже если монастырь расположен в большом городе, сокровенна, скрыта от глаз посторонних людей. Как говорил преподобный Силуан Афонский – «монах – молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир, и в этом его главное дело. / …/ Мир стоит молитвами святых, и монах призван молиться за весь мир. В этом его служение».
Наша обитель, расположенная в центре многомиллионной столицы, не закрывает свои ворота от мира. Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения, каждую ночь читается Псалтирь. И, конечно, обращаются к нам за помощью люди, попавшие в беду, ищущие поддержки. По мере возможности монастырь старается оказать содействие обратившимся.
Подробнее об этой работе рассказано на отдельной страничке
Ответственный:
Миронов Павел Александрович, координатор социальной деятельности (контактный телефон: 8-903-218-19-48).
Взаимодействие с Фондом «Право матери»
Панихида 23 февраля |
Алексеевский монастырь взаимодействует с Фондом «Право матери». Ежегодно, 23 февраля в День защитника Отечества, в храме Всех Святых нашей обители, служится панихида по всем погибшим в армии в мирное время. При содействии Фонда «Право матери» на богослужении собираются родители, родные и близкие погибших солдат, с тем, чтобы в молитве помянуть погибших, разделить общее горе.
По окончании панихиды служащий священник обращается к участникам богослужения со словами утешения. Сестры обители дарят собравшимся живые цветы и приглашают на ставшее традиционным чаепитие.
Подробнее о Фонде «Право матери» можно посмотреть здесь.
Ответственный за эту работу: Миронов Павел Александрович, координатор социальной деятельности (контактный телефон: 8-903-218-19-48).
История основания, строительства
Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.
Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.
В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.
Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.
После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.
Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.
Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.
Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.
Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.
В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:
- золотое шитье;
- произведения живописи;
- чеканка по металлу;
- переплетные работы.
Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.
Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.
На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.
Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.
Как добраться до храма?
Самый простой способ посетить Красное Село в Москве и собственно храм Всех Святых – это воспользоваться услугами метрополитена.
- Ближайшая к храму станция метро – «Красносельская» (как видим, топонимика в этом районе очень разнообразная, главное, не запутайтесь).
- От станции метро двигайтесь в левую сторону по улице Краснопрудной, пройдите под Русаковской эстакадой, вновь сверните налево и двигайтесь в заданном направлении, пока не увидите ограду из красного (снова красного!) кирпича. Вуаля, вы практически у цели: по правую руку от вас окажется вход в Алексеевский монастырь, которому и принадлежит Всесвятский храм.
История
Старый Алексеевский монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Киевским и всея Руси, на митрополичих землях на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), первой игуменьей монастыря стала преподобная Иулиания. Это был первый женский монастырь в городе. В XVI веке монастырь был перенесен поближе к Кремлю на урочище Чертолье (ныне территория Xрама Христа Спасителя). Затем ему пришлось ещё раз переехать — в Красное Село; 17 октября 1837 года состоялась «встреча в Красном Селе крестного хода с особо чтимыми иконами Алексеевского монастыря в связи с перемещением монастыря и строительством на его месте храма Христа Спасителя». В 1842 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище.
В обители располагались разнообразные мастерские: золотошвейная, иконописная, рукодельная. Количество строений монастыря к началу XX века достигло 42 в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, Храм преподобного Алексия, Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, Храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. Из них сохранились только храмы в честь преподобного Алексия, человека Божия и Всех Святых.
В 1871 году при монастыре было открыто первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран — Сербии, Болгарии, Черногории. Спустя несколько лет в монастыре учредили училище-приют для девочек-сирот из бедных семей. В 1907 году в Ново-Алексеевской обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы.
В 1926 году монастырь был уничтожен. На его месте пролегла автодорога. Крестовоздвиженская церковь была скрыта за строениями Института рыбного хозяйства. Больничный храм был разрушен. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано кладбище. Последним священнослужителем монастыря был протоиерей Алексий Афонский.
В 1991 году при сохранившемся храме Всех святых был учреждён приход. В 2010 году при нём было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину, которая к 2013 году насчитывала около 20 сестёр.
16 июля 2013 года решением Священного Синода Русской православной церкви монастырь был возрождён как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь с храмом в честь Всех святых. Алексеевская церковь осталась приходской (не монастырской).
С 16 июля 2013 года монастырь имеет свой скит с храмом Тихона Задонского в парке Сокольники. Ранее этот храм имел статус приписного к Приходу храма Всех Святых, что в Красном Селе, а с 16 июля 2013 года получил статус приписного к Алексеевскому женскому ставропигиальному монастырю.
Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история
Православный Алексеевский женский ставропигиальный монастырь (бывший Ново-Алексеевский) примечателен и своей историей, и современностью. Но мы в этом материале хотим рассказать вам о его храме Всех Святых на Красносельской.
О храме
Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний – в честь Казанской иконы Богородицы.
С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма – протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской – главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).
При храме сегодня функционирует:
- Церковно-приходская школа.
- Детский городской оздоровительный лагерь “Державный”.
- Народный хор для всех желающих.
- Православный магазин для духовных семейных нужд.
- Иконные мастерские.
- “АРТОСЪ” – благотворительный фонд.
- Домовой храм имени цесаревича Алексия.
Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро “Красносельская” на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.
Главные святыни храма
Храм Всех Святых на Красносельской – это еще средоточие святынь, поклониться которым, – светлая цель верующего:
- Чудотворная икона Богоматерь Пантанасса (Всецарица).
- Старинная икона с апостолом Павлом.
- Тихвинская икона Богородицы, “Сретение Господне”, “Сошествие Христа в ад” – иконы XVIII века.
- Иконы с частицами мощей апостолов Павла и Петра, Николая Чудотворца, преподобномученицы Елизаветы, мученицы Татианы Римской.
- Икона Серафима Саровского с частицами облачения преподобного.
- Казанская икона Богоматери.
- Крест-мощевик (расположен около кануна, в правом пределе) с частицами святых мощей и другими святынями.