Подворье введенского мужского монастыря оптина пустынь

Содержание:

В 1918 году Оптина Пустынь была закрыта, но еще существовала под видом сельскохозяйственной артели

В 1918 году обитель была закрыта, но монастырь все еще держался под видом сельскохозяйственной артели. Многое время эта обитель была историческим памятником. В 1931 году был открыт дом отдыха имени Горького. Во время великой отечественной войны на территории обители сначала был госпиталь, а затем лагерь НКВД.

1987
в этом году Оптину Пустынь была передана Русской Православной церкви

В 1949 году в Оптине располагалась воинская часть.

В 1987 году советское правительство приняло решение о том, чтобы передать Оптину Пустынь Русской Православной церкви.

В 1988 году состоялась первая божественная литургия, это произошло 3 июня.

На территории обители существует много храмов — это Введенский собор, храм в честь Казанской иконы Божией Матери, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, храм в честь Преподобного Иллариона Великого, храм в честь Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и другие.

Храм в честь Преображения Господня был заложен Патриархом Алексием вторым, во время его последнего посещения Оптиной пустыни в 2005 году.

Храм в честь Преображения Господня в Оптине Пустыне был заложен Патриархом Алексием вторым во время его посещения в 2005 году

В настоящее время есть несколько храмов, которые восстанавливаются — это храм в честь Преподобной Марии Египетской, храм в честь Всех Святых,  и храм в честь Святого Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила.

В настоящее время на территории Оптиной Пустыни есть несколько храмов, которые восстанавливаются — это храм в честь Преподобной Марии Египетской

Успенский храм в советское время

Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в Князь-Владимирский собор.

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.

Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Загородная усадьба подворья

В 1999 году Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), адрес которой — набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2 — теперь уже хорошо известен всем, получила участок в 40 гектаров рядом с селом Сосновый Бор Ленинградской области. Эти земли предназначены были для создания скита и ведения подсобного хозяйства. Монахи расчистили территорию, создали большой животноводческий комплекс, в котором кроме коров, свиней и коз, живут даже еноты и страусы. На территории загородной усадьбы разбит пруд, в котором послушники разводят японских карпов. В 2006 году был заложен храм в честь святого преподобного Амвросия Оптинского, он был освящен в 2016 году. Также монахи восстановили Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который находился неподалеку от поселка Сосновый Бор и с советских времен не использовался по назначению. Сейчас в нем ведутся регулярные богослужения.

У Оптиной Пустыни есть несколько подворий — в Москве и в Санкт-Петербурге

Также стоит отметить, что у Оптиной пустыни существует несколько подворий, одно из которых находится в Санкт-Петербурге, а другое в Москве.

Подворье Оптина Пустыни в Санкт-Петербурге считается годом основания подворья 1721 год. Но исторически это место принадлежало разным монастырским подворьям 18 века. А именно  Свято-Троицкому Сергиеву монастырю, затем Псковскому архиерейскому дому.

По 1874 год подворье находилось в ведении хозяйственного управления. С 1875 года старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской Лавре.  Это произошло по предложению митрополита Киевского и Галицкого — Арсения.

С 1875 года старинное подворье Оптиной Пустыни стало принадлежать Киево-Печерской Лавре по предложению митрополита Киевского и Галицкого Арсения

Учреждений монастырского подворья относят к первой половине 18 века. В то время, когда служил на Киевской кафедры митрополит Платон —  дом и церковь сильно обветшали.

Во время богослужений, многие люди просто не могли зайти в храм, потому что не вмещались в него.  В 1891 году Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий очень часто приезжал в Санкт- Петербург, и на заседании Священного Синода он говорил о том, чтобы перестроить подворье своей резиденции.

Подворье сегодня

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), фото которой можно увидеть во многих путеводителях из-за ее красоты и исторической значимости места, сегодня — слаженно функционирующее предприятие. На территории подворья восстановлен величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, который пережил очень трудную и долгую реставрацию. Сегодня здесь ежедневно проходят богослужения. Нередко службы проводят ведущие священнослужители страны. Также здесь частично восстановлены, частично возведены заново многочисленные постройки. При подворье работает воскресная школа, гимназия, православный институт религиоведения и церковных искусств, златошвейная мастерская «Убрус». Есть свой мужской хор, работает паломнический центр с гостиницей и кафе. В подворье проводится очень много различных мероприятий: встреч, дискуссий, концертов. Это настоящий духовный и просветительский центр. Паломнический проводит экскурсии по территории обители, храму Успения Богородицы, Санкт-Петербургу и пригородам, организует поездки по святым местам. В 1999 году при пустыни была открыта и загородная резиденция в поселке Сосновый Бор Выборгского района.

Идея открытия Подворья

Подворье – это некий филиал монастыря, который находится вдалеке от основной обители. Обычно пустыни создавались для размещения паломников и священников, а также для решения различных административных и хозяйственных задач. Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) была нужна для того, чтобы священники и старцы из монастыря могли остановиться в городе во время своих поездок по различным вопросам. Еще до революции монастырские власти рассматривали вопрос об открытии в столице, Санкт-Петербурге, пустыни, но переворот помешал этим планам реализоваться. В 1999 году архимандрит Евлогий, наместник обители, обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой выделить какой-либо храм для размещения в нем монастырского подворья. Это было время активного возвращения соборов под управление церкви, и идея была встречена вполне благосклонно. Так было объявлено о том, что появится Оптина пустынь — подворье (СПб).

Подворье сегодня

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), фото которой можно увидеть во многих путеводителях из-за ее красоты и исторической значимости места, сегодня — слаженно функционирующее предприятие. На территории подворья восстановлен величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, который пережил очень трудную и долгую реставрацию. Сегодня здесь ежедневно проходят богослужения. Нередко службы проводят ведущие священнослужители страны. Также здесь частично восстановлены, частично возведены заново многочисленные постройки. При подворье работает воскресная школа, гимназия, православный институт религиоведения и церковных искусств, златошвейная мастерская «Убрус». Есть свой мужской хор, работает паломнический центр с гостиницей и кафе. В подворье проводится очень много различных мероприятий: встреч, дискуссий, концертов. Это настоящий духовный и просветительский центр. Паломнический проводит экскурсии по территории обители, храму Успения Богородицы, Санкт-Петербургу и пригородам, организует поездки по святым местам. В 1999 году при пустыни была открыта и загородная резиденция в поселке Сосновый Бор Выборгского района.

История одной пустыни в фотографиях и судьбах

Страусы, белки и коровы, а также сыроварня, пасека,
гостиница и небольшой автопарк из тракторов — все
это «выросло» вокруг храма преподобного
Амвросия Оптинского на подворье Оптиной пустыни в
Санкт-Петербурге.

Сергей,
трудник санкт-петербургского Успенского подворья
Оптиной пустыни, когда-то был начальником охраны у
друга-олигарха. Они жили в Москве — торговали
нефтью. У Сергея было трое детей от двух бывших жен.
Он покупал квартиры, машины, дома — и все было
хорошо. Однажды из любопытства Сергей даже зашел в
церковь — исповедался и причастился. После
причастия диакон сказал ему:

— Ты смотри, аккуратней, а то ведь благодать-то тебя
раздавит…

— С чего же это она меня раздавит?

Но «диакон оказался прав», вспоминал потом
Сергей, — и вправду раздавила: через месяц денег у
него стало в два раза больше, а смысла жизни — в два
раза меньше. И ведь все вроде по-прежнему хорошо: в правой
руке — чемодан с долларами, в левой — девочка
нетяжелого поведения. А вот посередине — в сердце
— пустота. И вопрос: «Зачем все это?».

Настоятель игумен Ростислав благословил строительство гостиницы на территории загородного хозяйства подворья. Название гостинице дали соответствующее — «Благое место».

Но
благодать продолжала действовать — и вдруг у
Сергея начались проблемы то ли с законом, то ли с
конкурентами, то ли и с тем, и с другим…
Понадобилось спрятаться и залечь на дно. Друзья тайно
отправили Сергея из Москвы в Санкт-Петербург. Умирая
от безделья в чужом городе, Сергей однажды, с
сослуживцем из ВДВ, забрел в храм Успения Богородицы
подворья Оптиной пустыни, где и увидел впервые
игумена Ростислава, настоятеля…

— Батюшка, хотите я Вам храм построю? — сказал
Сергей. — Какой нужно? Хотите — белокаменный?

Игумен Ростислав с любопытством осмотрел неожиданного
гостя и ответил вопросом на вопрос:

— Ты, я вижу, поработать хочешь? Есть у нас
хозяйство за городом, там — коровник. За коровами
убирать некому… Вот туда на месяцок я бы тебя взял.

«Я поехал и через месяц — прозрел»,
— вспоминает Сергей. С тех пор он так и трудится на
подворье — занимается любой работой, которую
поручает игумен Ростислав. Его Сергей называет коротко
— отец:

— Отец меня вымолил. И до сих пор вымаливает.

Проведя месяц в коровнике, Сергей вернулся в Москву, взял
восемь белых листов бумаги, поставил внизу каждого свою
подпись и вызвал своего юриста:

— У меня одно условие — чтобы никто не мог
лишить меня родительских прав. Больше мне ничего не надо.
Оставшиеся деньги и имущество — всё — пускай
берут жены и делят поровну. Я уезжаю жить на
по­дворье.

Жены удивились, но поделили все мирно — не только не
перессорились, но даже подружились. Стали крестными у
детей друг друга. Живут в соседних подъездах, вместе
празднуют дни рождения. И то и дело звонят на
по­дворье: «Сереж, помолись о маме, она
приболела».

Чтобы жизнь на подворье была настоящей, люди очень хотят трудиться — они на то и трудники. Из этого вырастает бурная деятельность — в том числе на собственной сыроварне.


Я живу в чуде, — говорит Сергей. — Я
понимаю это. То, как сейчас идет моя жизнь и жизнь
моих близких, — такого в природе не бывает. Не
должно быть. Но оно есть.

Сергей не получает на подворье зарплату и говорит:

— Слава Богу. Я впервые в жизни чувствую себя
свободным.

…Своя история, подобная этой, есть у каждого
второго трудника подворья Оптиной пустыни в
Санкт-Петербурге. Нет, не каждый из них в прошлом был
олигархом, но каждый прошел через свой условный коровник,
то есть вдруг на себе испытал, что такое —
ежеминутное хождение перед Богом. А раз испытав, уже не
готов был променять это ни на что другое. Все эти люди
уцепились за подворье, как за спасательный круг. И чтобы
жизнь на подворье была настоящей, они очень хотят
трудиться — они на то и трудники. Из этого вырастает
вся бурная деятельность, которая сегодня здесь развернута:
и автопарк из нескольких тракторов и экскаваторов, на
которых часто работает сам игумен Ростислав, и коровы, и
собственная сыроварня, и собственная пасека, и своя
гостиница, и даже несколько страусов, которые живут в
отдельном хлеву и знакомство с которыми — главное
мирское развлечение для гостей и паломников. Внешне все
это было бы похоже на обыкновенную и вполне успешную
ферму, если бы не один принципиальный момент: в центре
этой фермы — храм преподобного Амвросия Оптинского.
Все строится и вертится вокруг него. Загородное хозяйство
Успенского подворья — слаженно работающий организм.
А любой организм жив лишь тогда, когда живо его сердце.

Успенское подворье существовало всего лишь — как приход Успенской церкви

Успенское подворье существовало всего лишь как приход Успенской церкви, который состоял только из прихожан, которые постоянно посещали храм. Но в конце 1933 года 43 человека, которые ходили в храм,  были арестованы.

Среди них был отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это был певчий человек, который пел в храме. Именно там он познакомился со своей будущей женой, то есть матерью Святейшего Патриарха Кирилла.

В 1935 году Успенская церковь была закрыта.

Ее превратили в склад, в это же время было уничтожено церковное имущество.

В 1991 году осуществилось возвращение храма Русской Православной церкви — Введенскому Ставропигиальному мужскому монастырю Оптиной пустыни.

После столь долгой разрухи, у многих архитекторов сложилось впечатление, что церковь практически невозможно восстановить. Но, тем не менее, работы восстановительные были начаты. Постепенно жизнь монастыря стала возрождаться.

Вскоре в 1993 году начались богослужения. Украшением Оптинского Подворье стало пение мужского хора — это были певчие выпускники Санкт- Петербургской государственной консерватории.

В 1997 году начались восстановительные работы по живописи церкви.

По архивным фотографиям и чертежам был заново собран исчезнувшей после 1935 года иконостас в храме.

На подворье стала существовать самая крупнейшая в городе православная библиотека. В 2010 года была открыта гимназия имени Святого Преподобного Амвросия Оптинского. В 2016 году были открыты вечерние четырехгодичные курсы иконописной школы для взрослых людей.

Подворье стало осуществлять и работу по социальному служению, эта помощь многодетным и неполным семьям, бездомным и заключенным.

В 2013 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы. С 2013 года настоятелем Оптинского подворья в Санкт- Петербурге считается игумен — Арсений.

Оптинское подворье в Санкт-Петербурге находится по адресу: улица Лейтенанта Шмидта, д.27/2.

В воскресные и праздничные дни:

5:30 Ранняя Божественная Литургия (начало часов) Казанский храм
7:00 1-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) Владимирский храм
8:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
8:00 2-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) Преображенский храм
9:00 Поздняя Божественная Литургия (начало часов) Введенский храм
10.00 Молебен с акафистом Калужской иконе Божией Матери Казанский храм
11:00 Заказные молебны святым (с водосвятием) Преображенский храм
12:00 Панихида Казанский храм
13:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
14:30 Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм

Исповедь в воскресные и праздничные дни: 5:30 — 11:30 в Казанском Храме,а также накануне (в субботу), во время вечернего богослужения после Полиелея (в 16:30 в Казанском храме читаются молитвы перед исповедью).

В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Введенском.

Св. таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.

Св. таинство Крещения совершается в храме прп. Иллариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники, должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.

Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от храма Марии Египетской.

По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.

По субботам в 14:30 во Владимирском храме совершается соборный акафист Пресвятой Богородице.

В Преображенском храме после водосвятного молебна можно набрать святой воды.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь

Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни — относятся к царствованию Бориса Годунова

Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В 1689 году началось первое строительство монастыря. Первой каменной церковью была  — церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы.

У монастыря было довольно плачевное материальное состояние. Также Оптина пустынь должна была платить оброк государству, эти деньги шли на нужды строительства Петербурга. В то время в обители было всего лишь 12 человек.

В 1724 году по духовному регламенту, Оптина пустынь была присоединена к Спасо-Преображенскому монастырю города Белева.  Все деревянные постройки на территории обители были разрушены. Но к концу 1726 года  обитель была восстановлена, в этом помогла императрица Екатерина первая.

Обитель Оптина Пустыни была восстановлена с помощью средств Екатерины первой

В 1741 году была построена деревянная колокольня, а затем началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятой Богородицы уже с двумя приделами.

В 1895 году обитель посетил Митрополит Московский и Калужский — Платон, он обратил внимание на то, что обители нужны необходимые материальные средства. В 1895 году обитель Оптину Пустынь посетил Митрополит Московский и Калужский — Платон

В 1895 году обитель Оптину Пустынь посетил Митрополит Московский и Калужский — Платон

В 1799 году обитель перешла во вновь открывшуюся Калужскую Епархию

Епископ Калужский Феофилакт в то время особое внимание уделял обители Оптиной пустыни

Так же много эпизодов жизни многих писателей, связаны с этим местом, например, летом в 1878 году Соловьев привез Достоевского в Оптину пустынь после тяжелой травмы — смерти сына. Писатель пробовал 3 дня.

В его книге,  братья Карамазовы, многие детали были написаны под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился — Преподобный Амвросий Оптинский, который был канонизирован в 1988 году. Амвросия Оптинского знали все, так как он проживал в этой обители.

Загородная усадьба подворья

В 1999 году Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), адрес которой — набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2 — теперь уже хорошо известен всем, получила участок в 40 гектаров рядом с селом Сосновый Бор Ленинградской области. Эти земли предназначены были для создания скита и ведения подсобного хозяйства. Монахи расчистили территорию, создали большой животноводческий комплекс, в котором кроме коров, свиней и коз, живут даже еноты и страусы. На территории загородной усадьбы разбит пруд, в котором послушники разводят японских карпов. В 2006 году был заложен храм в честь святого преподобного Амвросия Оптинского, он был освящен в 2016 году. Также монахи восстановили Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который находился неподалеку от поселка Сосновый Бор и с советских времен не использовался по назначению. Сейчас в нем ведутся регулярные богослужения.

Монастырь Оптина пустынь

Еще в 15 веке недалеко от Козельска образуется мужской монастырь – Оптина пустынь. Известно, что начало монастырю положила некая группа отшельников, но первые годы истории обители плохо изучены. Территория эта долгое время была спорной и переходила из рук в руки. Только с конца 18 века начинается настоящее становление монастыря. Обитель становится настоящим духовным центром, здесь появилось на свет немало книг и икон, сюда тянулись паломники, чтобы получить помощь в вере и импульс к добродетельной жизни. Монастырь всегда был известен своей заботой о неимущих и больных. В 19 веке к старцу Амвросию приезжали такие видные мыслители, как Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, трижды сюда наведывался Л. Н. Толстой. Здесь нашли свое призвание многие священнослужители, в том числе Павел Флоренский. В 1987 году обитель пережила свое второе рождение после десятилетий забвения в советское время. Монастырь восстанавливает свое былое значение и расширяется, в связи с чем и возникла идея открыть новое место — подворье в Санкт-Петербурге.

Подворье Оптиной Пустыни существует и в Москве — в Ясенево

Подворье Оптиной пустыни существует и в Москве. В Ясенево стоит храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Он относится к  Московскому Подворью Свято-Введенского Ставропигиального монастыря Оптиной пустыни. Настоятелем в настоящее время считается архимандрит Мелхиседек.

История храма восходит к глубокой древности, первое упоминание о нем относится к 14 веку. По духовной грамоте, князь московский Иван Калита завещал его своему сыну — Андрею. После чего его наследовал князь Серпуховский и Боровский — Владимир Андреевич Храбрый.

Храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Он относится к  Московскому Подворью Свято-Введенского Ставропигиального монастыря Оптиной пустыни

Именно Владимир разбил передовой отряд Тохтамыша, который захватил Москву, что и спасло московское подворье от очередного татарского разорения.

Первые сведения о церкви датируются началом 12 века, когда Ясенево по- прежнему оставалось дворцовым селом

Это село очень часто привлекало внимание патриарха Филарета. В 1626 году здесь началось строительство новой деревянной церкви во имя Святых Мучениц — Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Идея открытия Подворья

Подворье – это некий филиал монастыря, который находится вдалеке от основной обители. Обычно пустыни создавались для размещения паломников и священников, а также для решения различных административных и хозяйственных задач. Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) была нужна для того, чтобы священники и старцы из монастыря могли остановиться в городе во время своих поездок по различным вопросам. Еще до революции монастырские власти рассматривали вопрос об открытии в столице, Санкт-Петербурге, пустыни, но переворот помешал этим планам реализоваться. В 1999 году архимандрит Евлогий, наместник обители, обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой выделить какой-либо храм для размещения в нем монастырского подворья. Это было время активного возвращения соборов под управление церкви, и идея была встречена вполне благосклонно. Так было объявлено о том, что появится Оптина пустынь — подворье (СПб).

Монастырь Оптина пустынь

Еще в 15 веке недалеко от Козельска образуется мужской монастырь – Оптина пустынь. Известно, что начало монастырю положила некая группа отшельников, но первые годы истории обители плохо изучены. Территория эта долгое время была спорной и переходила из рук в руки. Только с конца 18 века начинается настоящее становление монастыря. Обитель становится настоящим духовным центром, здесь появилось на свет немало книг и икон, сюда тянулись паломники, чтобы получить помощь в вере и импульс к добродетельной жизни. Монастырь всегда был известен своей заботой о неимущих и больных. В 19 веке к старцу Амвросию приезжали такие видные мыслители, как Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, трижды сюда наведывался Л. Н. Толстой. Здесь нашли свое призвание многие священнослужители, в том числе Павел Флоренский. В 1987 году обитель пережила свое второе рождение после десятилетий забвения в советское время. Монастырь восстанавливает свое былое значение и расширяется, в связи с чем и возникла идея открыть новое место — подворье в Санкт-Петербурге.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем — гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также украшает мозаика из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей Оптинских старцев и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.

История открытия

Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли – состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге — как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой – это и есть подворье знаменитой обители.

Новодевичье кладбище

За четыре года до начала строительства монастыря было отведено место для захоронения людей, которое в наше время именуется Новодевичьим кладбищем. При выделении участка для монастырского корпуса кладбище автоматически стало собственностью православной общины. В первые годы существования кладбище было очень маленьким, здесь хоронили мало людей. Когда его передали в ведомство монастыря, оно стало разрастаться и пользоваться популярностью. Здесь стали хоронить только представителей дворянских сословий.

С 1845 по 1934 годы на Новодевичьем кладбище было захоронено около 25000 человек. Большая часть захоронений не сохранилась, остались лишь некоторые памятники, которым не смогли найти применение вандалы.

На Новодевичьем кладбище похоронено много известных людей России: художников, поэтов, врачей, архитекторов. Оно пользовалось популярностью у петербургского дворянства и купечества. Благодаря этому на кладбище было установлено множество высокохудожественных скульптурных памятников.

После революции большинство родственников, у которых на кладбище были похоронены близкие люди, иммигрировало за границу, и присматривать за захоронениями стало некому. Богатые могилы стали хорошей приманкой для безбожников. Во времена повального гонения и запрета на православную веру в послереволюционное время многие захоронения были разграблены и полностью уничтожены. Часовни и храмы, находящиеся при кладбище, были снесены.

В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы старых документов и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище.

История открытия

Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли – состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге — как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой – это и есть подворье знаменитой обители.

Раздал деньги, ушел в монастырь

Страусы, белки и коровы, а также сыроварня, пасека, гостиница и небольшой автопарк из тракторов — все это «выросло» вокруг храма преподобного Амвросия Оптинского на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге.

Сергей, трудник санкт-петербургского Успенского подворья Оптиной пустыни, когда-то был начальником охраны у друга-олигарха. Они жили в Москве — торговали нефтью. У Сергея было трое детей от двух бывших жен. Он покупал квартиры, машины, дома — и все было хорошо. Однажды из любопытства Сергей даже зашел в церковь — исповедался и причастился. После причастия диакон сказал ему: — Ты смотри, аккуратней, а то ведь благодать-то тебя раздавит…

— С чего же это она меня раздавит?

Но «диакон оказался прав», вспоминал потом Сергей, — и вправду раздавила: через месяц денег у него стало в два раза больше, а смысла жизни — в два раза меньше. И ведь все вроде по-прежнему хорошо: в правой руке — чемодан с долларами, в левой — девочка нетяжелого поведения. А вот посередине — в сердце — пустота. И вопрос: «Зачем все это?».

Настоятель игумен Ростислав благословил строительство гостиницы на территории загородного хозяйства подворья. Название гостинице дали соответствующее — «Благое место».

Но благодать продолжала действовать — и вдруг у Сергея начались проблемы то ли с законом, то ли с конкурентами, то ли и с тем, и с другим… Понадобилось спрятаться и залечь на дно. Друзья тайно отправили Сергея из Москвы в Санкт-Петербург. Умирая от безделья в чужом городе, Сергей однажды, с сослуживцем из ВДВ, забрел в храм Успения Богородицы подворья Оптиной пустыни, где и увидел впервые игумена Ростислава, настоятеля… — Батюшка, хотите я Вам храм построю? — сказал Сергей. — Какой нужно? Хотите — белокаменный?

Игумен Ростислав с любопытством осмотрел неожиданного гостя и ответил вопросом на вопрос:

— Ты, я вижу, поработать хочешь? Есть у нас хозяйство за городом, там — коровник. За коровами убирать некому… Вот туда на месяцок я бы тебя взял.

«Я поехал и через месяц — прозрел», — вспоминает Сергей. С тех пор он так и трудится на подворье — занимается любой работой, которую поручает игумен Ростислав. Его Сергей называет коротко — отец:

— Отец меня вымолил. И до сих пор вымаливает.

Проведя месяц в коровнике, Сергей вернулся в Москву, взял восемь белых листов бумаги, поставил внизу каждого свою подпись и вызвал своего юриста:

— У меня одно условие — чтобы никто не мог лишить меня родительских прав. Больше мне ничего не надо. Оставшиеся деньги и имущество — всё — пускай берут жены и делят поровну. Я уезжаю жить на по­дворье.

Жены удивились, но поделили все мирно — не только не перессорились, но даже подружились. Стали крестными у детей друг друга. Живут в соседних подъездах, вместе празднуют дни рождения. И то и дело звонят на по­дворье: «Сереж, помолись о маме, она приболела».

Чтобы жизнь на подворье была настоящей, люди очень хотят трудиться — они на то и трудники. Из этого вырастает бурная деятельность — в том числе на собственной сыроварне.

— Я живу в чуде, — говорит Сергей. — Я понимаю это. То, как сейчас идет моя жизнь и жизнь моих близких, — такого в природе не бывает. Не должно быть. Но оно есть. Сергей не получает на подворье зарплату и говорит:

— Слава Богу. Я впервые в жизни чувствую себя свободным.

…Своя история, подобная этой, есть у каждого второго трудника подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. Нет, не каждый из них в прошлом был олигархом, но каждый прошел через свой условный коровник, то есть вдруг на себе испытал, что такое — ежеминутное хождение перед Богом. А раз испытав, уже не готов был променять это ни на что другое. Все эти люди уцепились за подворье, как за спасательный круг. И чтобы жизнь на подворье была настоящей, они очень хотят трудиться — они на то и трудники. Из этого вырастает вся бурная деятельность, которая сегодня здесь развернута: и автопарк из нескольких тракторов и экскаваторов, на которых часто работает сам игумен Ростислав, и коровы, и собственная сыроварня, и собственная пасека, и своя гостиница, и даже несколько страусов, которые живут в отдельном хлеву и знакомство с которыми — главное мирское развлечение для гостей и паломников. Внешне все это было бы похоже на обыкновенную и вполне успешную ферму, если бы не один принципиальный момент: в центре этой фермы — храм преподобного Амвросия Оптинского. Все строится и вертится вокруг него. Загородное хозяйство Успенского подворья — слаженно работающий организм. А любой организм жив лишь тогда, когда живо его сердце.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем — гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также украшает мозаика из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей Оптинских старцев и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector