Тысячелетие россии (памятник)

Центральный ярус

На этом ярусе размещены 17 фигур высотой чуть больше трех метров. Скульптуры разбиты на шесть групп, которые чётко ориентированы по частям света.

Символика центрального яруса

Скульптуры исторических персонажей этого яруса олицетворяют символические этапы российской истории: призвание варягов, крещение Руси, начало освобождения от монголо-татарского ига, зарождение самодержавия на Руси, появление династии Романовых и образование Российской империи.

Мы видим фигуру великого киевского князя Владимира Святославича, Владимира-Крестителя, с восьмиконечным крестом в руках. Слева от него женщина, которая подносит ребенка для крещения. А справа от князя киевлянин низвергает языческого идола. Эти фигуры обращены на юго-запад, в сторону Византии, откуда и было заимствовано христианство.

Справа от князя Владимира мы видим фигуру Рюрика, первого правителя Древней Руси. Он смотрит на юг, в сторону Киева. Рюрик изображен в кольчуге, остроконечном шлеме и наброшенной на плечи звериной шкуре. 

Возникает вопрос: что означает загадочная надпись на остроконечном щите Рюрика? 

Надпись на щите Рюрика

На щите выбита надпись «ЛЪТА STO». Это летописная дата призвания варягов, выполненная на кириллице. Достаточно вспомнить, что раньше в алфавитах буквы имели свои цифровые соответствия. 

  • «ЛЪТА» означает год
  • S — «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч
  • Т — «твердо» обозначает триста
  • О — «он» обозначает семьдесят

Получается 6370 год, подразумеваемый от сотворения мира. Чтобы перевести в другое летосчисление (от Рождества Христова) используем несложный математический расчет: 

6370 — 5508 = 862 год от Рождества Христова. Согласно летописным источником, это год призвания варягов на Русь и создания Древнерусского государства.

Третья скульптурная группа олицетворяет период освобождения от монголо-татарского ига. В центре изображен стоящий в кольчуге и шлеме князь Дмитрий Донской. Он держит в руках знаки власти у татар — бунчук и шестопер. А ногой он попирает поверженного татарского воина. Фигура князя обращена на юго-восток, в сторону Золотой Орды, откуда шло монголо-татарское войско.  

В этой скульптурной группе несложно узнать Ивана III, носившего титул «государь всея Руси». Скипетр, держава, шапка Мономаха — всё это символы царской власти. Слева от него изображен мурза Золотой Орды, подносящий в знак покорности бунчук, а справа — поверженный рыцарь. Иван III смотрит на восток, в сторону Москвы, которая стала центром сбора русских земель в единое государство. 

Следующая скульптурная группа посвящена образованию Российской империи. Петр Первый в мундире офицера Преображенского полка с лавровым венком на голове. А над ним — ангел, указывающий России новый путь. Эти фигуры обращены на север, в сторону Санкт-Петербурга. 

Ещё одна группа фигур посвящена началу царствования династии Романовых. Там изображены Михаил Федорович Романов, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Эта группа ориентирована на северо-запад, в сторону Польши, которая претендовала на русский престол. 

Вместо заключения

Туристы обходят монумент либо с путеводителем, либо с аудиогидом, либо с экскурсоводом. Рядом с памятником есть информационные стенды, на которых рассказана история его строительства и реставрации на русском и английском языках. 

У меня от памятника «Тысячелетие России» целый веер впечатлений. Я бы сказала, многоголосие. В нём я слышу голоса учителя истории, россиянки и просто женщины. 

Во-первых, гордость за нашу страну и за нашу историю. Сразу захотелось привезти в Великий Новгород знакомых иностранцев и показать им этот «колокол». 

В-третьих, немного удивил выбор персонажей для размещения на нижнем ярусе. Я уже упоминала великих князей Литовских. 

В-четвертых, у меня даже вылезла небольшая обида за женщин. Я увидела на нижнем ярусе только четверых: княгиню Ольгу, Марфу-Посадницу, Анастасию Юрьеву и Екатерину Великую. Разве в истории России больше не было выдающихся женщин? 

___________________________

Всё-таки хочется завершить очерк на светлой ноте. Памятник, действительно, уникальный. Величественный и неповторимый. Такой своеобразный учебник истории в камне, где на небольшом пространстве спрессовалось несколько столетий. Огромная благодарность и низкий поклон создателям этого шедевра!

Татьяна Трунова, июнь 2021

Другие публикации о России

  • «Зову тебя Россиею…» — мои самые атмосферные фотографии, сделанные в поездках по России 
  • Взгляд из-за бугра: Россия глазами иностранцев — зарисовки из жизни о том, как иностранцы воспринимают Россию  
  • Гранд-макет «Россия» в Санкт-Петербурге  — частный музей, где в миниатюре представлены самые разные регионы России и сценки из повседневной жизни

Интервью с моим учеником-итальянцем, который жил в России (опубликовано на проекте «Подружись с итальянским!»)

Интервью с Микеле ди Капуа — о работе в России, изучении русского языка и глубине русской души 

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны монумент сильно пострадал — фашисты успели вывезти бронзовую решетку, огораживающую памятник, и фонари, установленные поблизости. Все небольшие фигуры были сняты, крест, который венчал шар-державу, сломан. Много мелких деталей было утрачено безвозвратно. В январе 1944 года советские войска выбили противника из города, а к ноябрю реставрация памятника «Тысячелетие России» была завершена. После этого было еще несколько восстановительных работ, в ходе последней из которых внутри монумента удалось найти остатки лестницы, которую, по-видимому, забыли там мастера 19 века.

Фигуры и персонажи памятника

Первую эпоху, или основание русского государства, представляют фигуры Рюрика и главного языческого бога Перуна.

Вторая группа персонажей, показывающая обращение Руси к христианству, включает в себя изображения князя Владимира с восьмиконечным крестом в руках, славянина, рушащего статую языческого божка, и женщину с ребенком, которого она протягивает князю.

Фигуры третьей группы символизируют освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Центральная из них — конечно, фигура Дмитрия Донского, повергнувшего воина ненавистной армии захватчиков и смотрящего вслед спешно отступающим войскам Мамая, разбитым русскими воинами.

Тема четвертой скульптурной группы — основание самодержавия. Персонажи этой эпохи — на переднем плане побежденный татарин, передающий символ власти князю Ивану III, низвергнутые немецкий рыцарь и латвийский воин. Чуть позади изображен сибиряк, который олицетворяет присоединение Сибири.

Пятая веха в истории России — начало правления дома Романовых. В центре внимания здесь — Михаил Романов, которого Минин одаряет шапкой Владимира Мономаха и скипетром, а Пожарский обороняет от потенциальных врагов своим мечом.

В верхней части композиции находится мощная фигура простого русского крестьянина, поддерживающего гигантский шар-державу. Он заслонен фигурами царей и полководцев, стоящих на вершине площадки, оттого плохо просматривается зрителем. Но и в этом есть своя глубокая символика: ибо именно он, простой русский мужик, труженик и воин тысячу лет держал и оберегал великую Российскую Державу.

Нижний уровень

Люди просвещения: Государственные деятели: Военные и герои: Писатели и художники:
Кирилл и Мефодий , миссионеры славян Ярослав Мудрый , великий князь Киевский Святослав I Киевский , великий князь Киевский Михаил Ломоносов , эрудит
Ольга Киевская , великая княгиня Киевская Владимир Мономах , великий князь Киевский Мстислав Мстиславич , князь Новгородский и Галицкий Денис Фонвизин , драматург
Владимир Великий , великий князь Киевский Гедиминас , великий князь литовский Даниил Галицкий , князь Галисийский Александр Кокоринов , архитектор
Авраам , епископ Ростовский Альгирдас , великий князь литовский Даумантас , князь псковский Гаврила Державин , поэт и государственный деятель
Антоний Киевский , основатель Печерского монастыря Витаутас , великий князь литовский Александр Невский , великий князь Владимирский Федор Волков , актер
Феодосий Киевский , киевский монах Иван Великий , великий князь московский Михаил , князь Тверской Николай Карамзин , драматург и историк
Кукша Киево-Печерской , киевский монах Сильвестр , священнослужитель и государственный деятель Дмитрий Донской , великий князь Московский Иван Крылов , поэт басен
Нестор Летописец , летописец русской истории Анастасия Романовна , первая жена Ивана Грозного Кястутис , великий князь литовский Василий Жуковский , поэт и переводчик
Кирилл Белозерский , основатель Кирилло-Белозерского монастыря.
Алексей Адашев , закадычный друг и советник Ивана IV Даниил Холмский , генерал Николай Гнедич , поэт и переводчик
Стефан Пермский , епископ и миссионер Пермский Гермоген , Патриарх Московский Михаил Воротынский , фельдмаршал Александр Грибоедов , писатель и дипломат
Алексий , митрополит Киевский и Московский Михаил Романов , первый царь Романовых Даниил Щеня , военачальник Михаил Лермонтов , поэт и писатель
Сергий Радонежский , духовный лидер Филарет , Патриарх Московский Борецкая , посадников из Новгорода Александр Пушкин , поэт и писатель
Петр Могила , митрополит Киевский Афанасий Ордин-Нащокин , дипломат Ермак Тимофеевич , казачий предводитель Николай Гоголь , писатель
Зосима Соловецкий , основатель Соловецкого монастыря. Артамон Матвеев , государственный деятель и дипломат Михаил Скопин-Шуйский , военачальник Михаил Глинка , композитор
Максим Грек , писатель и ученый Алексий , царь Дмитрий Пожарский , князь Карл Брюллов , Художник
Савватий , основатель Соловецкого монастыря Петр Великий , царь и первый император Кузьма Минин , организатор Народной армии Дмитрий Бортнянский , композитор
Иона , митрополит Московский Яков Долгоруков , советник Петра I Авраамий Палицын , монах и писатель
Макарий , митрополит Московский Иван Бецкой , государственный деятель и реформатор Богдан Хмельницкий , гетман запорожского казачества
Варсонофий , архиепископ Тверской Екатерина Великая , Императрица Иван Сусанин , Народный герой
Гурий , архиепископ Казанский Александр Безбородко , государственный деятель и дипломат Борис Шереметев , фельдмаршал и дипломат
Константин Острожский , князь и воевода Киевский Григорий Потемкин , государственный деятель и дипломат Михаил Голицын , фельдмаршал
Никон , Патриарх Московский Виктор Кочубей , государственный деятель и дипломат Петр Салтыков , фельдмаршал
Федор Ртищев , благотворитель Александр I , Император Буркхард фон Мюнних , фельдмаршал
Димитрий Ростовский , церковник и композитор Михаил Сперанский , государственный деятель Алексей Орлов , генерал
Тихон Задонский , архиепископ Ладожский и Воронежский Михаил Воронцов , фельдмаршал Петр Румянцев , фельдмаршал
Митрофан , архиепископ Воронежский Николай I , император Александр Суворов , генералиссимус
Георгий Конисский , архиепископ Беларуси Майкл Барклай де Толли , фельдмаршал
Феофан Прокопович , архиепископ Новгородский; Государственный деятель Михаил Кутузов , фельдмаршал
Платон Левшин , митрополит Московский Дмитрий Сенявин , адмирал
Иннокентий , архиепископ Херсонес Таврический Матвей Платов , генерал
Петр Багратион , генерал
Карл Дибич-Забалканский , фельдмаршал
Иван Паскевич , фельдмаршал
Михаил Лазарев , адмирал
Владимир Корнилов , вице-адмирал
Павел Нахимов , адмирал

Автор и год создания

Авторами памятника стали молодые скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер. Формально именно Микешин считается автором шедевра, но, поскольку опыта в скульптуре у него не было, он привлек к реализации проекта своего коллегу Шредера.

Закладку памятника провели еще в мае 1861 года. Ранее на этом месте располагался памятник Новгородскому ополчению 1812 года, который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.


Рисунок 3. История создания памятника богата событиями, в том числе и трагическими

Основание монумента поражает своей фундаментальностью. Чтобы оно выдержало вес металла, фундамент был заложен на глубину 10 метров. Он был полым внутри и имел цилиндрическую форму, расширяющуюся книзу. Внутрь был заложен гранитный камень, а в его выемку вставили бронзовый ящик с информацией о времени закладки памятника и его назначении.

Торжественное открытие монумента провели в сентябре 1862 года, а на мероприятии присутствовал Александр II. Еще один интересный факт: ценность памятника даже в то время была настолько высокой, что ко дню его открытия в Новгороде провели полный ремонт зданий и улиц (рисунок 3).

К сожалению, история памятника не всегда была радужной:

  1. После революции 1917 года монумент воспринимался как материальная памятка самодержавию, поэтому его планировали снести. К счастью, силы тогдашних властей были брошены на разграбление местной епархии, поэтому памятник уцелел, но во время проведения коммунистических праздников его закрывали фанерными щитами с коммунистическими лозунгами.
  2. В годы Второй Отечественной войны, а именно в 1941 году, в Новгород вошли немцы. Генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Демонтажные работы начали зимой 43-44 года, но уже в январе 1944 года в город вошли советские войска, поэтому вывезти памятник не удалось. К сожалению, к тому моменту монумент уже представлял собой голый пьедестал, а многие мелкие детали, а также фонари ручной работы были безвозвратно утеряны.

Первые реставрационные работы начались в 1954 году и завершились в кратчайшие сроки. Уже в 70-х восстановили фонари и решетку, которые располагались вокруг памятника и были вывезены в Германию.

Верхний ярус

Он представляет собой шар-державу как олицетворение верховной власти. На державе установлен трехметровый ажурный крест, поддерживаемый ангелом. Ангел благословляет коленопреклоненную женщину. Левой рукой она поддерживает щит с изображением двуглавого орла и надписью «1862». 

Держава и крест символизируют единство власти и православной церкви. Помните так называемую «теорию официальной народности»? Её столпами были православие, самодержавие и народность. По периметру державы идет лента с надписью:  «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование императора Александра II-го лета 1862».

История

Конкурс на создание памятника проводился в 1859 году. Победителями были объявлены архитектор Виктор Гартманн и художник Михаил Микешин . По замыслу Микешина, на пьедестале в форме колокола был изображен грандиозный крестоносец- глобус высотой 15 метров . Он должен был быть окружен несколькими ярусами скульптур, изображающих русских монархов, священнослужителей, генералов и художников, действовавших в разные периоды русской истории.

Сам Микешин не был скульптором, поэтому 129 отдельных статуй для памятника были созданы ведущими российскими скульпторами того времени, включая его друга Ивана Шредера и прославленного Александра Опекушина . Довольно неожиданно для такого официального проекта цари и полководцы были представлены бок о бок с шестнадцатью выдающимися личностями русской культуры: Ломоносов , Пушкин , Лермонтов , Гоголь , Карл Брюллов , Михаил Глинка и др. Что касается русских правителей, то Иван Грозный Известно, что он отсутствует на памятнике из-за его роли в грабеже и резне Новгорода опричниной в 1570 году . Наряду с московскими князьями представлены средневековые литовские династы, такие как Гедиминас или Витаутас Великий , правившие восточными славянами современной Беларуси и Украины .

Самый дорогой памятник в России того времени, он был возведен за 400 000 рублей, в основном по открытой подписке. Чтобы создать подходящий постамент для огромной скульптуры, в Новгород были привезены шестнадцать блоков Сортавальского гранита, каждый весом более 35 тонн. Сам бронзовый памятник весит 100 тонн.

Памятная монета выпущена в СССР в 1988 году.

Во время открытия памятника многие искусствоведы считали его перегруженным фигурами. Сторонники считают, что дизайн Микешина гармонирует со средневековой обстановкой Кремля и тонко подчеркивает вертикальную направленность и величие близлежащего Софийского собора XI века .

Во время Второй мировой войны , то немцы демонтировали памятник, и подготовили его к перевозке в Германию. Тем не менее, Красная Армия восстановила контроль над Новгородом, и памятник был возвращен для всеобщего обозрения в 1944 году. В 1988 году в СССР была выпущена памятная монета номиналом 5 рублей в память о памятнике. Тысячелетие крещения России было первым государственным национальным и религиозным праздником с момента прекращения государственной атеистической политики в начале 1980-х годов.

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:  

Просветители

31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие. 

Государственные люди

26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.  

Военные деятели и герои

36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие 

Писатели и художники

16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие. 

Тысячелетний юбилей — это не шутки

Естественно, каждый народ чтит свою историю и хочет увековечить наиболее значимые события. Что уже говорить о России, чьей истории хватит не на одну нацию в мире. Понятно, что власти страны не могли пройти мимо такого события как тысячелетний юбилей и решили воздвигнуть памятник Тысячелетие России, приуроченный к более чем круглой дате Руси. Поскольку дело происходило более 150 лет назад, то этот процесс оказался не таким уж и простым, несмотря на благие намерения царских властей.

Добровольно жертвовать на Памятник Тысячелетие России люди особо не спешили

А эти самые власти возложили финансирование на строительство монумента на своих подданных и параллельно объявили конкурс на самый лучший и удачный проект объекта. Ну если дело с разработкой проекта прошло успешно — конкурс выиграл скульптор М.Микешин, то вот с добровольными пожертвованиями как-то не сложилось и вынуждены были правители немного опустошить царскую казну: из необходимых 600 тыс.руб. удалось собрать лишь четвертую часть. Будущий памятник стал предметом острых дискуссий, поскольку царь настаивал на включение туда в основном фигур царей, монахов, митрополитов и т.п.

Открытие памятника было не таким грандиозным как в Сочи, но стало заметным событием

Как и в большинстве случаев, причем и в наше время, открытие памятника сопровождалось видимостью большой торжественности: в Новгород пожаловало много представителей русской знати, был проведен парад с участием нескольких тысяч солдат. Открыли же Памятник Тысячелетие России 08 сентября 1862 года под зорким взглядом Императора Александра Второго и всей его семьи. Кстати, очевидцы до сих пор разделяются во мнениях, что-же напоминает монумент: кто-то видит в нем шапку Мономаха, кто-то колокол.

Кто изображен на памятнике?

История памятника, безусловно, представляет живой интерес, но гораздо больше внимания заслуживают изображенные на нем исторические личности (рисунок 4).


Рисунок 4. На памятнике изображено больше сотни фигур выдающихся деятелей

Все 128 фигур монумента условно делят на три яруса:

  1. Первый (верхний) ярус состоит из двух фигур. Первая – ангел с крестом в руке, который символизирует православную веру. Женщина, стоящая рядом на коленях, является символом России. Эти фигуры располагаются на державе, которая украшена по периметру крестами, орнаментом и памятной надписью, по которой можно установить, когда и с какой целью был возведен памятник.
  2. Средний ярус монумента состоит из фигур исторических личностей. Каждая из них – это символ определенной эпохи. На первой изображен князь Рюрик, который призвал варяг и считается основателем Руси в 862 году. Вторая значимая фигура – князь Владимир, который провел крещение Руси. Третьим изображен князь Дмитрий Донской, который освободил славян от татаро-монгольского ига. За ним следует Иван Великий. Именно он объединил русские земли вокруг Москвы и стал основателем самодержавия. Далее расположились Михаил Романов, Кузьма Минин и князь Пожарский. Эти фигуры символизируют начало эпохи правления Романовых, на которую пришлось много значимых и трагических событий. Последним в среднем ярусе изображен Петр I, который считается основателем великой Российской Империи.
  3. На третьем (нижнем) ярусе расположились фигуры выдающихся российских деятелей различных эпох. Условно их делят на просветителей, военных и героев, государственных деятелей и представителей искусства (писателей и художников). 31 фигура просветителей располагается с юго-западной стороны монумента под фигурой князя Владимира. К данной группе относятся княгиня Ольга, Кирилл и Мефодий, летописец Нестор и другие. К группе государственных деятелей относятся 26 фигур, расположенные в восточной части монумента. Здесь представлены Ярослав Мудрый, Алексей Адашев, Екатерина II, Александр I и многие другие. К категории военных героев относится 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. В этой части монумента находятся фигуры Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина, Петра Багратиона, Павла Нахимова и других. Меньше всего фигур относится к категории писателей и художников. Их всего 16, но каждая личность внесла огромный вклад. Здесь изображены Ломоносов, Лермонтов, Пушкин, Брюллов и другие.

С памятником связано и несколько интересных фактов. Например, на монументе нет фигуры Ивана Грозного. Создатели посчитали размещение его фигуры неэтичным из-за разгрома Великого Новгорода этим царем и казни местных бояр.

Во времена создания монумента строительство обошлось достаточно дорого. Всего на памятник было потрачено 500 тысяч рублей, треть из которых была пожертвована населением. Для сравнения, в те годы за 500 тысяч можно было купить вполне достойный особняк в Петербурге. Больше информации о памятнике и историческим памятникам Новгорода можно найти в видео.

История создания и открытия памятника

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги

Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями

Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.

В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.

7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде  прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.

8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.

Третий ярус

На третьем ярусе, проходящем по горельефу памятника, запечатлены фигуры политиков, героев войн, ученых и людей творческих, оставивших яркий и заметный след в истории России. Всего 129 персонажей, разделенных на 4 группы.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира. Среди них — авторы кириллицы Кирилл и Мефодий, монах-летописец Нестор, князь Владимир и княгиня Ольга, митрополиты Платон и Петр Могила, патриарх Никон, Федор Ртищев — основоположник русской благотворительности, писатель Максим Грек, основатель Киево-Печерского монастыря Антоний Печерский и многие другие.

С восточной стороны монумента расположена группа государственных мужей (26 персонажей), наиболее заметные из которых — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, великие литовские князья Гедимин и Ольгерт, основатель династии Михаил Романов, императоры Петр I, Александр I, Николай I, патриархи Филарет и Гермоген, императрица Екатерина II, дипломаты Виктор Кочубей и Григорий Потемкин, государственные деятели Михаил Сперанский и Яков Долгоруков.

36 фигур героев и военных людей размещены на северо-восточной стороне памятника. Среди них Святослав Игоревич, Даниил Галицкий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Марфа Посадница, Минин и Пожарский, атаман Ермак, Иван Сусанин, Михаил Голицын, дипломат Шереметьев, генералы Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, гетман Хмельницкий, полководец Суворов, вице-адмирал Корнилов и адмиралы Нахимов, Сенявин, Лазарев.

В четвертой группе собраны фигуры людей творческих — 16 художников и писателей. В их числе Ломоносов, Карамзин, Державин, Фонвизин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Брюллов, композитор Глинка.

После свержения царского режима и установления власти большевиков памятник был огорожен досками как антисоветская скульптура, однако по истечении какого-то времени вновь представлен взорам публики.

Это интересно: Павел: I (1796-1801)

Страницы истории

Монумент «Тысячелетие России» был установлен в 1862 году, в год тысячелетия призвания варягов на Русь. 

В 1857 году был объявлен сбор средств для памятника. Жители страны собрали чуть более 72 тысяч рублей, правительство выделило еще 400 с лишним тысяч из государственной казны.

Очень много времени потребовалось для составления «списка видных людей», который утверждался самим императором. Было много споров и обсуждений. Например, новгородцы выступили против изображения на памятнике Ивана Грозного. Почему? Да потому что жители прекрасно помнили так называемый Новгородский погром.  

Новгородский погром — поход опричного войска на Новгород в 1569—1570 годах под личным руководством Ивана Грозного, сопровождавшийся массовыми убийствами. Жертвами погрома стали по разным оценкам от 2 до 15 тысяч человек. Кроме того, вследствие погрома в городе начали свирепствовать голод и болезни. (По данным Википедии) 

В 1859 году при Императорской Академии художеств был создан Конкурсный совет с участием архитекторов и инженеров. Он рассмотрел 52 представленных эскиза будущего монумента. В итоге остановились на проекте 24-летнего художника Михаила Микешина. 

В связи с большим объемом и сложностью работы над изготовлением памятника работала целая группа скульпторов и архитекторов. 

Строительство монумента

Для памятника требовались разные строительные материалы. Для фундамента использовали гранит. Его привозили из Сердобольских каменоломен, которые находились на Ладоге. Бронзовые детали памятника изготавливались в Санкт-Петербурге, а затем переплавлялись  сначала по Неве, а затем по Волхову в Великий Новгород. Готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.

Памятник был открыт 8 сентября 1862 года. Торжества по этому поводу длились целых три дня. 

После Октябрьской революции 1917 года большевики стали рассматривать монумент как символ самодержавия. Сносить его не стали, но со всех сторон закрыли досками и фанерой. Правда, через некоторое время их убрали. 

В годы войны Великий Новгород был оккупирован фашистскими войсками. Немцы разобрали памятник, скульптуры нижнего яруса упаковали в ящики для отправки в Германию. К монументу даже подвели узкоколейку, чтобы увезти решетку и бронзовые фонари.

20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками. Власти Новгорода приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России». На тот момент у него был полностью уничтожен верхний ярус и не хватало многих деталей, таких как посохи, копья, щиты в руках у отдельных фигур. К монументу вновь подвели узкоколейку, возвели леса. В ноябре 1944 года отреставрированный памятник был вновь открыт. 

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы — семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — государь, олицетворяющий свою эпоху:  

Рюрик — основание государства Российского в 862 году.  

Святой равноапостольный князь Владимир — крещение Руси в 988 году. 

Святой великий князь Дмитрий Донской — освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году. 

Иван III — основание самодержавного царства Русского в 1491 году.

Михаил Романов — восстановление самодержавия в 1613 году.  

Петр I — основание Российской империи.  

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.

Средний уровень

Рисунок Имя Имя на русском Исторический год Описание
Приход варягов на Русь Призвание варягов на Русь 862 Статуя первого князя-воина Рюрика в шлеме и щите с надписью «6370 год» (с момента сотворения мира). Рюрик носит мех на плечах, за ним можно увидеть языческого славянского бога Велеса . Фигура смотрит на юго-запад, в сторону Киева .
Христианизация Руси Крещение Руси 988 В центре изображен киевский великий князь Владимир Великий , поднимающий православный крест. Кроме того, женщина держит своего ребенка для крещения, а славянин избавляется от языческого бога Перуна . Композиция смотрится в юго-восточном направлении.
Начало изгнания татар Начало изгнания татар 1380 Дмитрий Донской , победитель Куликовской битвы , держитв правой рукерусскую булаву . У его ног лежит Мамай , побежденный полководец Золотой Орды . В левой руке Дмитрий Донской держит трофейный бунчук — татарский символ власти. Композиция смотрит на восток.
Основание независимого русского царства Основание самодержавного царства Русского 1491 Иван Великий в одежде византийских императоров с шапкой Мономаха . В руках он держит скипетр и крестообразный шар . Перед ним на коленях стоит татарин, рядом лежит литовец, представляющий Великое княжество Литовское , а также тевтонский рыцарь со сломанным мечом, представляющий Орден Тевтонских рыцарей . Композиция смотрит на северо-восток.
Воцарение династии Романовых Начало династии Романовых 1613 Молодой царь Михаил России восходит на русский престол после преодоления Смутного времени . Князь Дмитрий Пожарский , представляющий дворянство, защищает его своим мечом, а Кузьма Минин , представляющий народ, предлагает ему Шапку Мономаха и скипетр. На заднем плане изображен сибирский казак, символизирующий грядущую колонизацию Сибири .
Создание Российской Империи Образование Российской империи 1721 Петра Великого с лавровым венком и скипетром в правой руке поддерживает ангел, указывающий ему путь на северо-запад, где будет основан будущий город Санкт-Петербург . У ног Петра можно встретить побежденного шведа, который пытается защитить свой разорванный флаг. Это символизирует победу России в Северной войне . Композиция смотрит на северо-запад.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector