1883,славянофилы и западники: это необходимо знать
Содержание:
- «Консерваторы, западники и славянофилы»
- Славянофилы и западники – кто они?
- Западники и славянофилы: сравнительная характеристика
- Основные идеи и взгляды западников
- Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин
- Западничество: определение и сущность термина
- Сущность славянофильства и западничества
- Значение споров
- Основные идеи и взгляды западников (в сравнении со славянофилами)
- Хронологические рамки и организационные формы движения
- Владимир Даль и Федор Тютчев: известные славянофилы
- Основные идеи западников
- П. Я. Чаадаев и его взгляды
- Концепция славянофилов
- В. С. Соловьёв о западничестве и западниках
- Заключение
«Консерваторы, западники и славянофилы»
Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…
Консерваторы
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.
Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.
Славянофилы и западники
В полемике о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество. Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829—1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.
Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник». По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.
В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.
Утопический социализм
К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.
Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм» впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими, потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм.
Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.
Таблица «Консерваторы, западники и славянофилы»
Конспект урока по Истории России «Консерваторы, западники и славянофилы».
Следующая тема: «Начало промышленного переворота».
Славянофилы и западники – кто они?
Западники |
Славянофилы |
|
Когда сформировалось движение |
1830–1850 годы |
1840–1850 годы |
Слои общества |
Дворяне-помещики (большинство), отдельные представители богатого купечества и разночинцы |
Помещики со средним уровнем дохода, частично выходцы из купцов и разночинцев |
Основные представители |
П. Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов), И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, К. Д. Кавелин. |
А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. Киреевский, В. А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Ф. И. Тютчев. |
Западники и славянофилы: сравнительная характеристика
И славянофилы, и западники стремились превратить Россию в одну из ведущих стран мира. Однако методы и инструменты этого преобразования они видели по-разному. Следующая таблица поможет разобраться в ключевых различиях этих двух течений.
Критерий отличия |
Западники |
Славянофилы |
Отношение к Петру Первому |
Положительное. Петр I – спаситель России |
Отрицательное. Реформы Петра I сбили Россию с истинного пути |
Форма государственного управления |
Конституционная монархия, парламентский строй |
Монархия с наличием совещательных народных органов |
Желаемый путь развития |
Западный, европейский |
Свой собственный и особый путь |
Развитие сельского хозяйства |
Поощрение частной собственности |
Развитие крестьянства на основе общинного земледелия |
Наука и религия |
Необходимость развития науки и техники, правовое просвещение населения |
Православие – главная опора России |
Основные идеи и взгляды западников
Важно отметить, что западники вовсе не отрицали русскую идентичность и самобытность. Они настаивали лишь на том, что Россия должна развиваться в фарватере европейской цивилизации
И в фундаменте этого развития должны быть заложены общечеловеческие ценности и личностные свободы. При этом общество они рассматривали в качестве инструмента для реализации отдельно взятого индивида.
К основным идеям западнического движения можно отнести следующие:
- Перенимание главных ценностей Запада.
- Сокращение отставания между Россией и Европой.
- Развитие и углубление рыночных отношений.
- Утверждение в России монархии конституционного образца.
- Ликвидация крепостного права.
- Развитие всеобщего образования.
- Популяризация научных знаний.
Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин
Известно, что к идеям западничества положительно относился русский писатель Иван Тургенев. Будущий литератор увлекся идеями в Германии, куда отправился после окончания университета. Уклад западной жизни произвел на юношу сильное впечатление. Он был убежден, что вытянуть Россию из мрака, в котором она пребывает, сможет лишь усвоение общечеловеческой культуры.
Последователями течения были также литературный критик Виссарион Белинский, русский философ и публицист Петр Чаадаев, писатели Николай Некрасов и Иван Гончаров.
Известно, что литератор Михаил Салтыков-Щедрин пытался примирить западников и славянофилов, но все же сильнее склонялся к идеям первых.
На философские воззрения западников оказали влияние Шиллер, Гегель, Шеллинг, Фейербах, Конт и Сен-Симон.
Салтыков-Щедрин. Иван Крамской, 1879. Википедия
Западничество: определение и сущность термина
Считается, что раскол в российское общество на так называемых западников и славянофилов внес еще император Петр Первый. Ведь именно он стал активно перенимать уклады и нормы жизни европейского общества.
Западники – это представители одного из важнейших направлений русской общественной мысли, которое сформировалось на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. Их также нередко называли «европейцами». Русские западники утверждали, что изобретать ничего не нужно. Для России необходимо выбрать тот передовой путь, который уже был успешно пройден Европой. Более того, западники были уверены, что Россия сможет пойти по нему намного дальше, нежели это сделал Запад.
Среди истоков западничества в России можно выделить три главных фактора:
- Идеи европейского Просвещения XVIII века.
- Экономические реформы Петра Первого.
- Налаживание тесных социально-экономических связей со странами Западной Европы.
По своему происхождению западники – это были преимущественно богатые купцы и дворяне-помещики. Встречались среди них также ученые, публицисты и писатели. Перечислим самых видных представителей западничества в русской философии:
- Петр Чаадаев.
- Владимир Соловьев.
- Борис Чичерин.
- Иван Тургенев.
- Александр Герцен.
- Павел Анненков.
- Николай Чернышевский.
- Виссарион Белинский.
Сущность славянофильства и западничества
Славянофильство, националистическое течение русской общественной и философской мысли, сформировавшееся в 1830-1850-х годах; его представители выступали за культурное и политическое единство славянских народов под русским руководством и православным знаменем. Сторонники славянофильства считали, что у России был свой оригинальный путь исторического развития, принципиально отличный от западноевропейского. Основателем славянофильского кружка и его главным идеологом был писатель А.С. Хомяков, активную роль в движении играли И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов были также Ф.И. Тютчев, В.И. Даль, Н.М. Языков.
Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального самосознания и формировании национальной патриотической идеологии. Славянофилы провозгласили особый путь России, утвердили идею о спасительной роли православия как единственно верного христианского учения, отметили уникальные формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Славянофилы чаще всего встречались в московских литературных салонах А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых. Здесь славянофилы продвигали идеи возрождения России и славянского единства в жарких дебатах со своими либеральными и космополитическими оппонентами.
Вестернизация — направление русской общественной и философской мысли, сложившееся в 1830-1850-е годы. Западники связывали социальную трансформацию России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Исходя из признания изначального единства человечества и закономерностей его исторического развития, они считали, что Россия неизбежно должна пройти тот же исторический путь, что и предшествующие западноевропейские народы. В менее строгом смысле к западным людям относятся все те, кто придерживается западноевропейских культурных и идеологических ценностей.
Наиболее яркими представителями тенденции вестернизации в русской литературе и философской мысли являются П.Й. Чаадаев (с оговоркой), Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Х. Кетчер, В.П. Боткин, П.В. Анненков, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин.
К западникам присоединились такие писатели и публицисты, как Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.И. Панаев, А.Ф. Писемский, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Возникновение «вестернизированного» движения связано с деятельностью кружка Станкевича. Этот кружок был организован в 1831 году.
Даже в начале 1940-х годов среди русских западников существовали определенные идеологические разногласия. Чаще всего демаркационные линии между западными людьми определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно сформировалось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления на Западе были Белинский, Герцен, Огарев; второго — Грановский, Кавелин, Боткин.
Значение споров
Разница взглядов славянофилов и западников помогла стране подобрать идеальный путь развития. Несмотря на то, что в основу реформ легли все-таки «прозападные» взгляды, церковь отделилось от государства, а самодержавие прекратило свое существование, некоторые концепции славянофилов были сохранены и пронесены через века.
Кроме того, были в их концепциях одинаковые моменты. Оба движения понимали, что крепостное право давно устарело и тормозит развитие страны, а без развитой экономики у России просто нет будущего. Главной заслугой славянофилов стало то, что они сумел пробудить у народа интерес к собственной культуре и сохранить многие ее достижения. Тот же В. Даль создал свой знаменитый «Толковый словарь», сохранив живой язык для потомков.
Российская империя
- Список императоров России по порядку и годы их правления
- Территории, входившие в состав Российской империи
- Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
- Табель о рангах. Главное
- Первая всеобщая перепись Российской империи
- Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
- Россия в Первой мировой. Самое главное
- Коротко об эпохе дворцовых переворотов
- История герба России
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Основные идеи и взгляды западников (в сравнении со славянофилами)
Взгляды |
западники |
славянофилы |
---|---|---|
Исторический путь развития России |
Повторение пути передовых европейских стран. |
Самобытный, уникальный. |
Отношение к Петру I и его реформам |
Идеал русского правителя, вернувший страну в европейское русло развития. |
Резко отрицательное. |
Отношение к устройству власти |
Конституционная монархия, разделение ветвей власти. |
Самодержавие, опирающееся на Земский собор. |
Отношение к экономическому укладу |
Развитие буржуазно-рыночных отношений, поощрение частной инициативы, защита частной собственности. |
Опора на общинность в сельском хозяйстве, создание артелей в промышленности. |
Отношение к церкви и её положению в обществе |
Опора на просвещение, развитие науки и техники, постепенное снижение роли церкви. |
Опора на православие и церковь. |
Отношение к крепостному праву и крестьянской общине |
Ликвидация крепостного права, разрушение общины, переход к частному крестьянскому землевладению. |
Ликвидация крепостного права, сохранение крестьянской общины. |
Хронологические рамки и организационные формы движения
Российские западники – не политическая партия и не структурно оформленная общественная организация. Из-за этого достаточно сложно определять временные рамки их существования, а также принадлежность к западникам того или иного известного деятеля.
Условно существование западничества отсчитывается от 1839 года, то есть от создания кружка Т.Н. Грановского. Однако «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева было напечатано в 1836 году; журнал «Московский наблюдатель» публиковал материалы соответствующего направления с 1835 года. А.С. Пушкин и многие его современники и поклонники тоже разделяли как основные идеи западничества, так и их враждебность к славянофилам (вспомним: «Шишков, прости – не знаю, как перевести»).
Некоторые положения теории западничества нашли отражение и в программных документах декабристов. Однако большинство западников старались не заострять на этом внимания (хотя охотно апеллировали, скажем, к авторитету Пушкина).
Западники не были строго организованным движением; среди отдельных их представителей существовали довольно значительные идейные расхождения. За образец обычно принимаются убеждения членов кружков Грановского (Москва) и братьев Милютиных (Петербург). Но симпатии к отдельным сторонам западничества высказывали и люди, не имевшие отношения к этим объединениям. Численность западников была относительно невелика, но это потому, что в их число входили исключительно представители образованных слоев населения. С сословной точки зрения это были дворяне, представители купечества, творческая и научная интеллигенция.
В своей классической форме западничество прекратило существование в начале 1860-х годов, когда реформы правительства фактически реализовали большую часть их программы. Далее в России имелись лишь сторонники конкретных общественно-экономических западных учений.
Владимир Даль и Федор Тютчев: известные славянофилы
Основоположником раннего славянофильства считается русский поэт, художник и богослов Алексей Хомяков.
Алексей Хомяков, автопортрет, 1804. Википедия
По Хомякову, залогом спасения является церковное единство верующих Православной Церкви. В статье «О старом и новом» 1839 года им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства.
Славянофилам симпатизировал русский поэт Федор Тютчев. Для Тютчева первостепенное значение имела государственная, державная идея, неразрывно связанная со всемирной ролью России.
Федор Тютчев. Фото Сергея Левицкого, 1856. Википедия
С точки зрения Тютчева, Россия – «христианская держава, а русский народ является христианином не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному».
В последние годы жизни немало общего с последователями славянофильства имел и составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль. Словарь показал богатство русского языка и зафиксировал тысячи редких диалектных слов. Труд, на который у составителя ушло 53 года, вызвал у славянофилов немало восторгов.
Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые Кириевский, Аксаков, Самарин.
Владимир Даль. Портрет работы Василия Перова, 1872. Википедия
Основные идеи западников
Идеология западников была весьма различной, однако в ее основе лежал один главный постулат. Согласно ему, Россия была исторически связана с Западной Европой, подчинялась тем же правилам общественного развития и соответственно, должна была проходить тот же исторический путь. Отклонения же в российской действительности от этого образца являлись недостатком, признаком отставания России от других стран (не во всех случаях, но в основном). Самым почитаемым среди западников русским историческим деятелем был Петр Великий.
В политике классические западники были противниками революций, но сторонниками реформ в духе либерализма и расширения прав личности. Идеальной политической моделью им казалась ограниченная монархия (за образец бралась либо Англия, либо Франция, где подобная форма правления установилась после 1830 года). Западники были сторонниками принципа разделения властей и открытости судопроизводства, разделяя в этом плане убеждения деятелей Просвещения.
В 1840-е годы среди западников появилось и радикальное крыло, считавшее допустимыми революционные перемены, применение силовых методов. Однако на основе этого направления вскоре сформировалось идейное течение русской революционной демократии. Оно в значительной степени расходилось с западниками и исторически пережило их.
В плане общественного устройства западники были принципиальными противниками крепостничества и сословного неравенства. Они выступали за свободу мысли, слова и совести, за законодательное закрепление основных прав человека, важнейшим из которых полагали право собственности. Русская крестьянская община (которой уделяли столько внимания теоретики «официальной народности и «крестьянского социализма») им казалось проявлением отсталости, пережитком прошлого.
В экономике западничество базировалось на либеральных идеях минимального вмешательства государства в экономическую сферу. Они отстаивали преимущества свободного рынка труда и выступали за скорейшее внедрение в России промышленной революции.
В культурной сфере западники выступали за максимальное распространение просвещения, за рациональный подход к восприятию действительности. Они стремились давать научные объяснения явлениям истории, экономики, общественной жизни. Хотя среди западников есть мыслители религиозного толка, большинство из них относились к религии равнодушно. Были среди западников и убежденные атеисты.
При этом теоретики западничества вовсе не призывали к слепому копированию всего, что существует в Европе. В их понимании, России следовало просто использовать уже наработанный там опыт для усиления государства и улучшения условий жизни. Это не было призывом к отказу от национальной идентичности. Большинство западников в быту изъяснялись по-русски, то есть демонстрировали определенную национальную сознательность.
П. Я. Чаадаев и его взгляды
Далеко не последнее место в общественном движении русских западников занимал философ и публицист Петр Чаадаев (1794-1856). Его основной труд «Философические письма» был опубликован в журнале «Телескоп» в 1836 году. Эта работа всерьез всколыхнула общественность. Журнал после данной публикации был закрыт, а сам Чаадаев – объявлен сумасшедшим.
В своих «Философических письмах» Петр Чаадаев противопоставляет Россию и Европу. И фундаментом этого противопоставления он называет религию. Католическая Европа характеризуется им как прогрессивный регион с волевыми и активными людьми. А вот Россия, наоборот, является неким символом инертности, неподвижности, что объясняется излишней аскетичностью православной веры. Причину застоя в развитии государства Чаадаев усматривал еще и в том, что страна была недостаточно охвачена Просвещением.
Концепция славянофилов
По какому пути должна развиваться Россия? Славянофилы полагали, что у страны есть своя дорога с главной формулой «Православие, самодержавие, народность». Именно эта концепция должна помочь России пойти по своему пути преобразований и добиться более высокого положения в мире. Как показала дальнейшая практика, формула все-таки не сработала.
Пути преобразований и реформ избирались исключительно мирные. Славянофилы были против введения конституции, были ярыми сторонниками монархии и не поддерживали никаких революционных мер. Это была очень консервативная ячейка, не желающая идти по реформаторскому пути. Правда, большинство славянофилов все-таки поддерживало отмену крепостного права с условием сохранения общинного строя в деревнях. Дополнительной опорой славянофилов была религия: православие в их философии было краеугольным камнем самого существования России. Кроме того, славянофилы известны тем, что решительно выступали против реформ языка, стараясь вымарать из речь любые западные заимствования.
В. С. Соловьёв о западничестве и западниках
Три фазиса
Белинский, Виссарион Григорьевич
Как указывал В. С. Соловьёв, к более полному осознанию принципов «западного» развития российских интеллектуалов привели «великие общеевропейские движения» —1815 годов.
Соловьёв выделяет «три главные фазиса», которые «в общем ходе западноевропейского развития последовательно выступали на первый план, хотя и не упраздняли друг друга»:
- Теократический, представляемый преимущественно римским католичеством
- Гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм
- Натуралистический, выразившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли, с одной стороны, и в преобладании социально-экономических интересов — с другой (этим трём фазисам более или менее аналогично отношение между религией, философией и положительной наукой, а также между церковью, государством и обществом).
Последовательность этих фазисов, имеющих, на взгляд Соловьёва, несомненно общечеловеческое значение, повторилась в миниатюре и при развитии русской общественной мысли в XIX веке.
По его словам, первый, католический аспект отразился во взглядах П. Я. Чаадаева, второй, гуманитарный, — у В. Г. Белинского и так называемых людей 1840-х годов, а третий, позитивно-социальный, — у Н. Г. Чернышевского и людей 1860-х годов. Этот процесс развития русской общественной мысли был настолько стремительным, что некоторые его участники уже в зрелом возрасте приходили к смене взглядов.
Западники и славянофилы
Соловьёв указывал, что удовлетворительного решения сформулированных им общечеловеческих вопросов ещё не дано ни на Западе, ни на Востоке и, следовательно, работать над ним должны вместе и солидарно друг с другом все деятельные силы человечества, без различия стран света; а затем уже в результатах работы, в применении общечеловеческих принципов к частным условиям местной среды сами собой сказались бы все положительные особенности племенных и народных характеров. Такая «западническая» точка зрения не только не исключает национальную самобытность, но, напротив, требует, чтобы эта самобытность как можно полнее проявлялась на деле. От обязанности совместного культурного труда с прочими народами противники «западничества», по его словам, отделывались произвольным утверждением о «гниении Запада» и бессодержательными прорицаниями об исключительно великих судьбах России. По мнению Соловьёва, желать своему народу величия и истинного превосходства (для блага всех) свойственно каждому человеку, и в этом отношении не было различия между славянофилами и западниками. Западники настаивали лишь на том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идёт не о внешнем только, но и о внутреннем, духовном и культурном превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленной культурной работой, при которой невозможно обойти общих, основных условий всякой человеческой культуры, уже выработанных западным развитием.
По словам Соловьёва, после того как идеализированные представления и пророчества изначального славянофильства бесследно испарились, уступив место безыдейному и низменному национализму, взаимное отношение двух главных направлений русской мысли значительно упростилось, вернувшись (на другой ступени сознания и при иной обстановке) к тому же общему противоположению, которым характеризовалась эпоха Петра Великого: к борьбе между дикостью и образованием, между обскурантизмом и просвещением.
Критерий | Славянофилы | Западники |
---|---|---|
Представители | А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин | П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, М.М. Бахтин, И.С. Тургенев, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин |
Отношение к самодержавию | Монархия+совещательное народное представительство | Ограниченная монархия, парламентский строй, демократическая свобода. |
Отношение к крепостному праву | Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху | Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху |
Отношение к Петру I | Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути | Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень |
По какому пути должна идти Россия | Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги | Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития |
Как проводить преобразования | Мирный путь, реформы сверху | Недопустимость революционных потрясений |
Заключение
Чтобы глубже понять природу славянофильства и западничества как философских течений, важно понять, что лежало в основе вопросов, разделивших их на два противоположных лагеря. Мы можем сделать вывод, что речь шла о целостности: целостности личности, нации, истории и общественной жизни
Стоит отметить, что до P.И. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков знали этот вопрос, сама история поставила его перед русским «образованным обществом». Это был вопрос, который нельзя было обойти стороной. Чем больше проект европеизации России претворялся в жизнь, чем глубже он укоренялся в жизни дворянства, тем острее вставала проблема целостности российского общества, целостности национальной культуры и истории.
Целостность, осмысленность жизни стали проблемой, требующей независимого мышления. Целого, с которым русский образованный человек мог безоговорочно идентифицировать себя, больше не существовало: друг против друга стояли Европа и Россия, Петербург и Москва, недоверие и вера, разум и чувство, дворянство и «народ».
Не было согласия и между образованным дворянством и самодержавной монархией: идеалы гуманизма, свободы и достоинства личности вступали в конфликт с отсутствием гражданских свобод и произволом государственной власти.
И славянофилы, и западники пытались найти ответы на вопросы, которые ставила перед ними сама история. Несмотря на разногласия, обе стороны хотели лучшей жизни для России, обе стремились к реформам, чтобы найти свое место в мире.
Их усилия не пропали даром; Россия начала реформировать свой образ жизни, но, что еще важнее, многие люди были вовлечены в культурную жизнь страны, всколыхнули Россию от спячки, и даже после полемики славянофилов-западников культурное движение в стране не угасло, а разгорелось с новой силой.
Даже в наше время живы споры о пути развития нашей страны, одни считают, что нужно повернуть на Запад, многие смотрят на Восток, но равнодушных нет, независимо от выбранного направления можно сделать вывод, что мы не стоим на месте, а движемся, а движение — это жизнь.
В данной работе рассматривается сущность славянофильства и западничества, значение их противостояния для России того времени, а также для современников.
Таким образом, цель и поставленные задачи достигнуты.