М. микешин
Содержание:
Биография
|
Михаил Осипович Микешин родился 9 (21) февраля 1835 года в деревне МаксимковоСмоленской губернии близ Рославля. Его отец Осип Егорович Микешин работал соляным приставом, воспитывала Михаила мать Анна Дмитриевна и дед Дмитрий Андреевич.
Обучался живописи в Смоленске у местного иконописца Тита Андроновича
На талант юноши обратил внимание местный помещик Александр Александрович Вонлярлярский. Позже он уговорил отца Микешина отпустить сына учиться в Санкт-Петербург
На свои средства Вонлярлярский организовал в 1852 году поступление Михаила Осиповича в Императорскую Академию художеств. Здесь он обучался по классу батальной живописи под руководством художника Б. П. Виллевальде. Уже к концу первого года обучения его картина «Лейб-гусары у водопоя» заслужила одобрительные отзывы в печати и её приобрёл сам император Николай I.
В 1858 году с отличием окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург» и звание классного художника. Художнику также было предоставлено право отправиться совершенствоваться за границу за счёт Академии, но Микешин не стал этого делать
Проявившаяся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.
В 1859 году решил принять участие в государственном конкурсе памятника, посвященного приближающемуся тысячелетию России. Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника Тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе () и был принят к исполнению. Бронзовый памятник был торжественно открыт в сентябре 1862 года в Новгороде в присутствии императора Александра II. За этот монумент Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени, а также пожизненным пенсионом (1200 рублей в год).
После этого М. О. Микешин получил ещё множество подобных заказов. В 1861 году художник победил в конкурсе на памятник императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность». Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах, по его проектам исполнены: памятник Педро IV в Лиссабоне и памятник сербскому князю Михаилу Обреновичу в Белграде. В Суздале художник-скульптор сделал скульптурные двери к гробнице князя Д. М. Пожарского.
В 1869 году Микешин получил высокое звание академика.
В —1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры, а также в журнале «Весельчак» публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко. Также он рисовал портреты Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко и других современников.
В 1892 году вместе с Ф. Ф. фон Каналоши-Лефлером, будущим председателем, М. О. Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством (МВД) общества эсперантистов «Espero» («Надежда») в Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.
В 1890 году Михаил Микешин создал эскизы игральных карт. Нарисованные им эскизы карт включены в собрание Русского музея и записаны в книгу поступлений как «проект игральных карт для Императорской карточной фабрики». В музейное собрание серия поступила в 1903 году как «дар Николая II». Однако сами рисунки никогда не находились во владении царской семьи. Императорской карточной фабрикой данная колода так и не была отпечатана.
Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — Памятник Екатерине II () и Богдану Хмельницкому в Киеве (), Ермаку в Новочеркасске () и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Великом Новгороде.
Михаил Осипович Микешин скончался 19 (31) января 1896 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
МИКЕШИН Борис Михайлович
Mikeshin B.
11/23 августа 1873 (С.-Петербург) – 25 сентября 1937 (Кольденхэм, штат Нью-Йорк, США). Скульптор.
Сын академика Михаила Осиповича Микешина (1835–1896), автора памятников «Тысячелетие России» в Новгороде и Екатерине II в Петербурге. Систематического художественного образования не получил. С 1893 работал банковским служащим в провинции. В 1904–1905 воевал в Маньчжурии. После войны поселился в Петербурге и начал заниматься скульптурой.
В 1904 получил 1-ю премию на конкурсе проектов памятника русским воинам, павшим при взятии крепости Карс. Памятник был установлен в 1910, но взорван турками сразу после заключения Батумского договора от 4 июня 1918, когда Карс отошел к Турции (восстановлен и открыт как мемориал Холм Чести в Гюморе, бывшем Александрополе, Армения; торжественно открыт 1 августа 2010 в присутствии президентов Армении и России). В 1908 получил 1-ю премию на академическом конкурсе проектов памятника генерал-адъютанту К. П. фон Кауфману и войскам, покорившим Среднюю Азию, для Ташкента. Создал памятники М. Ю. Лермонтову: перед Николаевским кавалерийским училищем в Петербурге (Ново-Петергофский, с 1916 – Лермонтовский пр., 54; памятник был открыт в 1916, в канун 75-летия со дня смерти поэта) и в Пятигорске – на месте гибели поэта (открыт в 1915). Исполнил усыпальницу отцу на Никольском кладбище в Петербурге в виде античного портика с фигурой плачущей Музы (1912–1916; фигура не сохранилась). Участвовал в работах по сооружению петербургского храма Спаса-на-Водах в память моряков, погибших в Русско-японскую войну (храм взорван в начале 1930-х).
Исполнял камерные скульптуры из гипса и бронзы: «Кошмар» (1906), «Портрет И. В. Ершова в роли Зигфрида» (1907; 1-я премия графа Строганова на конкурсе ОПХ в 1910), «Нерон» (1908), «Петр I» (1909), «Лев Толстой» (1910). Участвовал в выставках С.-Петербургского общества художников (1906), Весенних выставках в залах ИАХ (1909–1916) и Общества им. А. И. Куинджи (Пг., 1918; член общества).
В апреле 1917 стал учредителем петроградского Союза скульпторов-художников. Участвовал в конкурсах проектов монумента «Великая русская революция» (1919), памятников К. Либкнехту и Р. Люксембург (1920) в Петрограде; получил 4-ю премию за проект монумента «Свободное человечество».
С 1921 жил в Финляндии. В 1924 поселился в США, приобрел ферму в Кольденхэме, близ Ньюберга (шт. Нью-Йорк), и продолжал заниматься скульптурой. Похоронен на местном кладбище. Представлен в ГРМ, ГТГ и Пушкинском доме в Петербурге.
Библиография: |
* ХРЗ. Огонек. 1908. № 11. С. 5 (с портр.); 1909. № 10. С. 14, 17; 1910. № 45. С. 15. Ростиславов А. А. Весенняя выставка // Речь. 1910. 13 марта. Нива. 1911. № 4. С. 79; № 33. С. 610. Исторический вестник. 1916. Т. 145, кн. 7. С. 265–266. Жизнь искусства. 1919. № 133/134. С. 1. Новая заря (Сан-Франциско). 1937. 2 окт. (№ 2215). Новое русское слово (Нью-Йорк). 1937. 27 сент. (№ 9003); 3 ноября (№ 9040). Скульптура и рисунки скульпторов конца XIX–начала XX века. ГТГ: Каталог / Под ред. М. М. Колпакчи. М., 1977. Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура. М., 1978. С. 128, 153, ил. 197. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 280, 367. Место дуэли М. Ю. Лермонтова (гора Машук) // На сайте «Россия в красках». |
Произведения: |
Галерея сайта / Микешин Б. М. |
География: |
США |
Составители: |
О. Л. Лейкинд К. В. Махров Д. Я. Северюхин |
Дата ввода: |
11.08.2011 |