Паломническая поездка в пафнутьево-боровский монастырь

Отец Иосиф, журнал «Кораблик» и монастырское подворье в Высоком

материале «Монастырские проекты – для молодежи»

***

Многообразна и многопопечительна жизнь российских монастырей в третьем тысячелетии. Но с какой печалью отозвался схиархимандрит Власий о болезни, поразившей современное монашество! Обмирщение. Сколько монашествующих без рассуждения пользуется смартфонами и компьютерами! Отслужил монах в священном сане службу и вместо того, чтобы заняться Иисусовой молитвой, он садится за компьютер, заходит в Интернет. Единицы, по словам старца, занимаются сейчас внутренним монашеским деланием. Но, может, эти единицы и «вытягивают», укрепляют духовную жизнь обителей? Потому что процесс возрождения в них идет. Говоря о своем родном монастыре, отец Власий уже другим – спокойным и радостным тоном сказал: «Люди идут сюда за советом, за молитвой. Идут, чтобы приложиться к мощам святых подвижников, к чудотворным иконам. Службы у нас совершаются в трех монастырских храмах: в соборе Рождества Богородицы, в древнем намоленном храме святого Пророка Илии, в храме Митрофана, Патриарха Константинопольского. И братия, и миряне идут на исповедь…». Значит, душа не хочет себя отсекать от Неба?


Фотограф: Владимир Ходаков


Также представлены снимки из архива монастыря

Строительство монастыря

Пафнутий был образованным человеком. Находил общий язык с монашествующими и мирянами. Говор у него был простой, лаконичный и приятный. Одинаково, без человекоугодия и лести общался он с богатыми и простыми людьми. После беседы никто не чувствовал себя обделенным, не выходил обиженным. А наоборот, великое утешение испытывал каждый после общения со святым игуменом. Ведь каждому открывались сокровенные тайны его внутреннего бытия.

Со временем Пафнутий при содействии братии монастыря воздвиг каменный храм. Ради «вельми чудного» украшения церкви святой пригласил наилучших иконописцев, одним из которых был Дионисий вместе со своими учениками. Он украсил храм уникальными иконами и изысканной церковной утварью, так что даже привыкшие к изобилию знатные боярыни и князья удивлялись его благолепию.

Икос 1

Ангелов Творец, провидя тя ангелом подражателя во плоти имуща быти, от юна возраста облече тя во ангельский чин. Ты же отшед от мира и облекся во иноческое одеяние, крест на рамо взем, вседушно потекл еси во след Распеншегося нас ради Господа: скорбь и труд возлюбив, прилепился еси Христу любовию и молитвами. Мы же, благодаряще о сем Бога, похвальная восписуем ти:

Радуйся, послушателю Господа зовуща: возьмите иго мое на себе; радуйся подвижниче, подвигом добрым подвизавыйся; радуйся, избравый путь тесный, ведущий в живот; радуйся, смирением высоких достигший. Радуйся, кротостью в землю кротких вселивыйся; радуйся, вечное радование на небеси обретший. Радуйся, заступниче наш, и нас поминаяй пред Богом радующихся о тебе.

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Чудотворец Пафнутий имел и дал прозорливости

Чудотворец имел и дал прозорливости. Он узнавал сразу, исполнял ли обет и послушания инок или нет. Также он видел и тайные и давние грехи людей, которых мог только первый раз увидеть. Однажды у одного из учеников Пафнутия болел сильно глаз.

Тот ему дал свои четки и сказал, чтобы тот 1000 раз произнес Иисусову молитву. Тот начал выполнять повеление старца, но на половине прочитанного глаз полностью прошел. Инок скорее побежал говорить об этом старцу, но тот повелел иноку идти в келию и выполнить то, что он обещал Господу.

Однажды один человек сильно роптал и плохо говорил об обители. Во сне ему приснилось, как будто сам Пафнутий стоит перед ним и говорит, чтобы его выгнали из храма.

И тут же появились два черных эфиопа, схватили человека и выкинули его из храма, сильно при этом избив. Когда человек проснулся, он горько заплакал и тут же побежал к старцу, чтобы перед ним извиниться.

Вскоре произошел еще один необычный случай. В обитель, ночью пришли грабители. Они украли трех волос и бросились бежать, но не тут то было. Они заблудились и долго ходили вокруг монастыря.

Утром, они отпустили волов, но Господь не дал им уйти, они стояли как вкопанные до тех пор, пока их не нашла братия, и не привела к Пафнутию. Старец повелел накормить этих людей и отпустить.


О старце Пафнутии говорили, что когда было нужно, старец был очень милостив и снисходителен, но бывал он и суров и гневен, когда это было просто необходимо

Однажды братия собралась в келии для того, чтобы обсудить, кто же будет настоятелем в Симонове монастыре. Старец же посмотрел на одного из своих учеников, на Вассиана, сказал, что именно он будущий архимандрит Симонова монастыря. Так и случилось.

Слава о боровском старце распространилась по округе. Множество людей стало приходить и проситься к старцу. Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что когда было нужно, старец был очень милостив и снисходителен, но бывал он и суров и гневен, когда это было просто необходимо. Во имя целомудрия, Пафнутий запретил посещать монастырь всем женщинам.

Однажды супруга одного известного боярина сильно заболела. Во сне ей являлись демоны, которые сильно мучали ее. Но в конце ее сна появлялся странный старец и прогонял их своими молитвами. Приступы у женщины были очень много раз, и всегда ей помогал тот старец.

Как-то во сне она услышала, что это боровский старец ей помогает. Она приехала в монастырь и просила встречи с Пафнутием, хоть ей было и нельзя даже подходить к воротам монастыря.

Она направила своих слуг к игумену, но тот сказал, чтобы они указали на него издали, когда он пойдет со своей братией в трапезу. Когда женщина увидела старца, тут же со слезами закричала, что это именно тот человек, который ее исцелил.

Келейник Пафнутия — старец Иннокентий описывал последние восемь дней жизни чудотворца.

Перед своей кончиной, старец затворялся в своей келии и долго молился.

Когда Пафнутий прощался с братией, он давал свои последние наставления. 1 мая 1477 года за час до захода солнца, Пафнутий отошел ко Господу. Он не разрешил покупать ему новый гроб, а просто попросил обернуть его и подкопал могилу Клима гуменника, рядом с ним положить.

Пафнутий также попросил хоронить его без присутствия мирян. На следующее утро происходил чин погребения старца. Вся братия так сильно плакала, что было очень тяжело читать молитву, настолько сильно все любили Пафнутия. Благодаря московским князьям и боярам, в монастыре были построены каменные храмы, здания.

Главным заветом чудотворца Пафнутия были такие слова: «Спешите делать добро». И даже после своей смерти, святой не оставляет свой монастырь.

История обители

Основателем ныне известного монастыря является монах Пафнутий. Родился он в конце XIV века, родом был из небольшого селения Кудиново, что недалеко от города Боровск (Калужская область). Когда мальчику исполнилось 12 лет, он стал послушником Покровской лавры, а вскоре там же принял монашеский постриг. В 1434 г. Пафнутий был назначен игуменом, а через 10 лет по причине тяжелой болезни принял схиму и ушел из обители. Позже на берегу Протвы он основал Боровский мужской монастырь, где стал настоятелем.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Еще при жизни Пафнутия на территории лавры был возведен храм Рождества Богородицы, который расписывали знаменитые иконописцы того времени. Когда преподобный умер, его место занял игумен Иосиф, однако и тот скоро покинул монастырь. Вплоть до 20-х годов XVI столетия расширение обители не производилось. Только в 1529 г. появилась еще одна постройка – церковь Рождества Христова, куда приезжал молиться князь Василий III.

В 1531 г. решением Собора 1 мая был установлен официальный престольный праздник во имя отца-основателя. Вскоре и самого Пафнутия канонизировали, причислив его к чудотворцам. Под конец XVI столетия на территории лавры возвели большой каменный собор взамен церкви Рождества Богородицы. Однако после набега Лжедмитрия II все постройки были уничтожены.

Свято-Пафнутьев монастырь вернул к жизни патриарх Филарет, который лично распорядился начать восстановление святыни. Реставрационные работы велись вплоть до 1640 г., а спустя еще 30 лет комплекс пополнился храмом Илии Пророка, к которому примыкала больница. Тогда же была возведена новая звонница. В 1760 г. на территории лавры построили церковь во имя святителя Митрофана Цареградского, где позже открыли духовную семинарию для крестьянских детей.

Во время войны 1812 года мужская обитель вновь пострадала от набега врагов. Восстановлена она была только спустя 10 лет после победы над Наполеоном. В честь этого прошел великий крестный ход, приуроченный ко дню празднования памяти преподобного Пафнутия.

Храмы и богослужения

На территории мужской обители расположено несколько храмовых построек. Первой была возведена церковь Рождества Богородицы (1444 г.), которую заложил сам преподобный Пафнутий. Изначально постройка была деревянной, однако через несколько лет ее заменили каменным собором. Над росписью стен в нем трудились знаменитые иконописцы того времени Митрофан и Дионисий. Внутреннее убранство было настолько великолепным, что могло легко посоревноваться с московскими храмами.

За все время своего существования собор Рождества Богородицы не раз становился жертвой вражеских набегов. С каждой реставрацией в нем появлялись новые элементы. Так, к середине XVII столетия было построено три придела, расширены оконные проемы, а также немного изменена их геометрия. Позже заменили шлемовидные купола на восьмеричные, а в 1837 г. вместо одного придела появляется новая каменная трапезная.

Следующей по старшинству является церковь Илии Пророка (1670 г.). Она была возведена благодаря княжеской чете Репниных, которые пожертвовали немалую сумму на строительство храма с лазаретом.

Собор свт. Митрофана Цареградского отстроили спустя почти век (1760 г.). Хотя высота постройки составляет целых 30, 5 м, здание является одноэтажным. Оно стоит на высокой подызбице и украшено пятигранной апсидой. Изначально с трех сторон были пристроены приделы, однако сегодня от них остался только небольшой фрагмент южной паперти.

Звонница, стоящая отдельно от других храмовых построек, была возведена в 1511 г. вместе с трапезной. Спустя столетие ее заменили роскошной колокольней, которая функционирует по сей день.

После окончания реставрационных работ Свято-Пафнутьев монастырь открыт для посетителей ежедневно.

День недели

Время

Служба

Понедельник-четверг

5:30

Братский молебен, полунощная

7:00

Литургия

12:00

Молебен с акафистом преп. Пафнутию Боровскому

17:00

Вечерня

Пятница

5:30

Братский молебен, полунощная

7:00

Литургия

12:00

Молебен с акафистом Рождеству Богородицы

17:00

Вечерня

Суббота

5:30

Братский молебен, полунощная

Воскресенье

6:30

Литургия

14:00

Молебен с акафистом преп. Пафнутию Боровскому

17:00

Вечерня

Церковные праздники

9:30

Литургия

17:00

Всенощная

Житие святого

Рожден он был в 1394 году неподалеку от Боровска. Отец перешел от язычников татар в христианство. В 20 лет он решил покинуть дом и принять монашеский постриг. Так началось религиозное житие юноши. Около 30 лет он прожил в Покровской обители в ревностном служении Господу. В 51 год — тяжелое заболевание и прием схимы.

После отступления заболевания он самостоятельно отправился на приток Протвы, где и основался. Вскоре к нему стала собираться братия. Таки было положено начало будущего монастыря святого Пафнутия. Изначально там был построен деревянный храм, который в последствии был заменен на каменный, и назван на честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расписание его занимался Дионисий. Святой постоянно показывал пример правильности ведения всех правил и основ религии. Он был почитаем не только представителями своей обители, но и прочих.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святой Исаакий Далматский

После его отхода в мир иной он был погребен. А в 2021 году неподалеку от храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, был установлен ему бронзовый памятник.

Где находится, адрес и как добраться из Москвы

Неудивительно, что такое место притягивает к себе большое количество верующих. Однако монастырь – не только религиозное место, старинный архитектурный ансамбль, дошедшие до нашего времени исторические строения и роспись привлекают множество туристов, а близкое расположение к Москве (всего около 100 км) делает его доступным для посещения и паломниками, и просто ценителями старины.

Основателем обители является преподобный Пафнутий, ученик Никиты Серпуховского, чьим учителем был святой Сергий Радонежский. Вырос прп. Пафнутий в богобоязненной семье, был воспитан в любви и уважении к христианским ценностям и в юношестве поступил в храм Покрова Божией матери, где провел свыше 20 лет и превратился из послушника в опытного наставника, принял сан игумена и занялся управлением обители.

Здесь же он принял Великую схиму, предполагая свой отход в мир иной, но чудесным образом исцелился. В 1440 г. покинул монастырь со своим учеником, много молился о нахождении нового места для служения, посещал другие святые обители, пока не нашел территорию недалеко от своего прежнего дома.

Активное присоединение братьев поспособствовало началу строительства храма, и уже в 1444 г. там был основан монастырь, где преподобный провел следующие 30 лет своей жизни в молитвах и наставлении учеников, умер и был похоронен здесь же. В 1547 г. его причислили к лику Святых.

Благодаря личности преподобного, монастырь часто навещали и люди высокого сословия, например, цари Иван IV и Михаил Романов, князья Волконские, оказывавшие почет и уважение и храму, и самому игумену, что способствовало росту авторитета обители, ее дальнейшему развитию и процветанию.

Известные личности не всегда попадали в обитель по своей воле, так, здесь дважды держали под арестом церковного раскольника протопопа Аввакума, в монастырской тюрьме находилась и боярыня Морозова.

Повидал монастырь и сражения, в Смутное время приказом Лжедмитрия II и силами Яна Сапеги обитель подверглась осаде и дальнейшему разграблению, погибли тысячи жителей, укрывшиеся за святыми стенами, а нашествие Наполеона в 1812 году не только привело к разорению, но и к частичному разрушению.

Однако одной из самых губительных для монастыря оказалась советская эпоха, за время которой монахов успели изгнать из святого места (1919 г.), объявить его памятником, используя его не по назначению, и, наконец, в 1991 г. повторно освятить и вернуть его Православной церкви. Нецелевое использование довело архитектурный комплекс практически до состояния руин, потребовались значительные реставрационные работы.

На данный момент Боровский монастырь может похвастать древними сооружениями 16-18 веков, замечательными фресками и фрагментами росписи 15 века.

Среди архитектурных объектов наиболее привлекательны Собор Рождества Богородицы, Трапезная, Храм Илии Пророка, Погребной корпус, Западные братские кельи.

Верующий человек захочет ознакомиться с хранящимися здесь святынями – частицей мощей прп. Пафнутия, Иконой Божией Матери Иверской, а также мощами святых (князя Владимира и блаженной матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, Старцев Оптинских и других).

Независимо от цели путешествия, религиозной или туристической, посетителю наверняка будет интересен Музей русской иконы, представляющий историю самой обители и иконописных традиций в целом.

Почитание святого

Святые мощи преподобного Пафнутия пребывают в главном храме обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе названном в память Пафнутия Боровского.

Пафнутьевский Боровский монастырь как во времена преподобного, так и в последующие годы являлся одним из духовных центров русского монашества. Эта традиция продолжается и в наши дни. Со всей страны приезжают паломнические группы, чтобы поклониться святым останкам боровского игумена, а также для духовного общения со священниками и старцами этой святой благословенной обители.

Месточтимое празднование памяти преподобного Пафнутия Боровского проходит 14 мая по новому стилю (1 мая по старому стилю).

О других достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь. Все места, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Јкосъ №i.

Б9іемъ свэтоли1тіемъ просвэщeнъ бhвъ, џ§е, ћкw м0лніz гр0знаz блистaлъ є3си2, гонS и3 поражaz дeмwны, ћкоже и3 t жены2 нёкіz tгнaлъ є3си2 и5хъ: бёси бо kвлsющесz, ўстрашaху ю5, чесw2 рaди смущaшесz ўм0мъ и3 болsше: nвогдA ви1дzше kвлsющасz стaрца: ни1зка и3 согбeнна, брадY и4муща сёду и3 вели1ку, худhми ри1зами nдэsнна, со влaстію tгонsюща дeмоны, и3 бывaше здрaва. Слhша и3 глaсъ: пафнyтій, и4же въ б0ровскэ, tг0нитъ t тебЁ бёсы. Нетeрпитъ бо спaдый денни1ца и3 тaйные клеврeты є3гw2 не т0чію присyтствіz, но и3 мlтвъ смирeніz твоегw2. Мh же, вёдуще сіS, м0лимъ тS: сохранsй и3 нaсъ t ѕлHбъ и5хъ, да х0димъ во свётэ зaповэдей б9іихъ, вопію1щыz ти2 ўсeрднw:

Рaдуйсz, и3дёже њсэнsетъ благодaть твоS, џ§е, tтyду прог0нитсz діaволz си1ла: рaдуйсz, њсвобождazй прибэгaющихъ под8 кр0въ тв0й t ѕлhхъ дyхwвъ.

Рaдуйсz, неусhпный стрaже њби1тели твоеS: рaдуйсz, дyшъ и3 тэлeсъ нaшихъ бlгjй храни1телю.

Рaдуйсz, вторhй нaшъ џбщій ѓгGле: рaдуйсz, въ чaсъ смeртный заступazй лю1бzщихъ тS пред8 бGомъ.

Рaдуйсz, и3зымazй t мытaрствъ дyши и5хъ: рaдуйсz, недаsй впaсти въ рyцэ бэсHмъ.

Рaдуйсz, воздвизazй вёрныхъ къ покаsнію и3 съ бGомъ соединszй.

Рaдуйсz, џ§е пафнyтіе, б0ровскій чудотв0рче.

Пафнутьево-Боровский монастырь

Пафнутьево-Боровский монастырь был основан в 1444 году Преподобным Пафнутием Боровским. Преподобный Пафнутий являлся внуком ордынского баскака из рода агарянского. Агаряне — это потомки Измаила, сына Авраама от рабыни Агари. Баскаки имели свои войска, мелких чиновников и наблюдали за отношением русских князей к императору Монгольской империи. Занимались разбором тяжб, переписывали население, собирали подати.

Но в начале 60-х годов XIII-го века было поднято восстание против татаро-монголов. Восстанием почти одновременно была охвачена вся Северо-Восточная Русь. Есть предположение, что руководство восстанием было единым и осуществляли его русские князья. И агарянам было предложено сделать выбор: уйти или остаться и принять православную веру, кто же останется, но не придёт к православной вере — будет предан смерти.

Так вот, дед Преподобного Пафнутия изволил принять веру Православную, крестился, назван был Мартином и жил во всяком благочестии и родил сына — отца Преподобного, названного во крещении Иваном. Иван же, повзрослев, обвенчался с будущей матерью преподобного Фотинией. И вот в 1394 году и родился от них отрок Парфений. Уже с ранних детских лет отрок навыкает Божественному Писанию. Он не заботился о пустом и неполезном, во всём имел крепкий смысл и вскоре в нём прорастают плод целомудрия и прочие виды добродетели. В 20-ти летнем возрасте Парфений, чувствуя еще большую потребность в духовном развитии, оставляет свой родной дом, отца и мать, знакомых, друзей и постригается в инока Высокого Покровского монастыря с именем Пафнутий. Настоятель назначает Пафнутию наставника – священноинока Никиту, который являлся учеником Преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, Пафнутий является духовным внуком Преподобного Сергия. В Высоком Покровском монастыре Пафнутий проведёт 30 лет, из них 13 лет игуменом. Будучи игуменом, он руководил монастырём.

Когда Пафнутию было чуть более пятидесяти лет, на него напал телесный недуг. Болезнь длилась долго, и Пафнутий принимает решение принять священную схиму, после чего он уже не служил Литургию, но пастырский долг совершал. А вскоре и оставляет своё руководство над живущими в Высоком Покровском монастыре, сделав это по изволению Всевышнего. После чего телесный недуг отходит, и, видя в этом промысел Божий, Преподобный окончательно принимает решение оставить обитель.

Преподобный Пафнутий оставляет обитель с одним из братии и 23 апреля (6 мая) 1444 года поселяется в лесу между реками Протвою и Истерьмою, на месте будущего Пафнутьево-Боровского монастыря. Со временем к нему стала приходить братия из Высокого Покровского монастыря и из других мест. Поэтому место распространялось, а братия умножалась. По просьбе братии и по благословению Преподобного была построена деревянная церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, с которой и началась новая обитель. Уже при жизни Преподобного эта обитель стала почитаема во всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Окончательный свой облик, который сохранился до наших дней, монастырь приобретает позже, в XVI веке, когда он превращается в сильную пограничную крепость.

По свидетельству современников Преподобный Пафнутий во всём избегал неумеренности, всегда старался избегать праздности, любил нищету и скудность. Много чудесных историй сопровождало жизнь Преподобного и людей его окружавших. Много из них описано в житии Преподобного, написанное его учеником Святителем Вассианом Саниным, епископом Ростовским, братом преподобного Иосифа Волоцкого. Вот некоторые из них.

История

Пафнутий Боровский

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница

Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.

В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.

Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь.

После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины.

Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.

Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.

Это интересно: Свято-Никольский храм в Воронеже: читаем по пунктам

Территория и храмы

Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.

Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.

Крепостная стена

Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,

в которую встроено несколько разнокалиберных башен.

Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.

Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!

А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.

Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.

Главный храм Боровского монастыря

К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.

Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.

Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.

Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.

Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа. В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов. А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.

Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.

Больничный храм пророка Илии

Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.

Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.

Митрофановский храм

Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.

Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.

Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.

В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.

Колокольня

Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.

Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.

Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.

В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.

А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.

А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.

Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.

Почитание святого

Святые мощи преподобного Пафнутия пребывают в главном храме обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе названном в память Пафнутия Боровского.

Пафнутьевский Боровский монастырь как во времена преподобного, так и в последующие годы являлся одним из духовных центров русского монашества. Эта традиция продолжается и в наши дни. Со всей страны приезжают паломнические группы, чтобы поклониться святым останкам боровского игумена, а также для духовного общения со священниками и старцами этой святой благословенной обители.

Месточтимое празднование памяти преподобного Пафнутия Боровского проходит 14 мая по новому стилю (1 мая по старому стилю).

О других достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь. Все места, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector