Как попасть к отцу власию в пафнутьев-боровский монастырь
Содержание:
- Достопримечательности монастыря
- Взгляд в прошлое
- История об иконописце Дионисии
- История
- Настоятели, наместники
- Святыни и богослужения
- Архитектура
- Отец Власий
- Пафнутьево-Боровский монастырь
- Где находится, адрес и как добраться из Москвы
- Святой источник
- Территория и храмы
- Адрес монастыря и как до него добраться
- История о воронах
Достопримечательности монастыря
На монастырской территории вас ожидают старинные здания, датируемые XVI-XVIII вв., фрески XVI-XVII вв., часть сохранившейся росписи Дионисия XV в. Из архитектурных достопримечательностей советую посетить:
- Собор Рождества Богородицы;
- Храм Илии Пророка;
- Митрофановский храм;
- Покои архимандрита;
- Братский и погребной корпуса;
- Западные братские кельи;
- Трапезную.
Также на территории монастыря действует интереснейшийМузей русской иконы с несколькими экспозициями, посвященными истории монастыря и церковным находкам и реликвиям, найденным здесь, а также, собственно, богатству русской иконописной культуры.
Взгляд в прошлое
Обитель часто навещали московские государи, которые не скупились на пожертвования. Монастырь быстро рос и богател, быстро строился в камне.
В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, московские правители укрепляют монастырь, который превратился в пограничную крепость: вокруг вырыли искусственные пруды и глубокий ров, возвели каменную ограду.
Богатое подворье не обходили стороной враги: дважды обитель разоряли и жгли. Первый раз – в 1610 году по приказу Лжедмитрия, когда в побоище на территории монастыря погибло 12000 человек, защищая обитель. Возглавлявший русское воинство князь Михаил Константинович Волконский погиб в соборе.
В середине XVII века из-за сопротивления церковным реформам патриарха Никона в монастырь заточили протопопа Аввакума. Несмотря на это, раскол задушить не удалось. Позднее сюда привезли опальную боярыню Морозову, которая умерла голодной смертью в земляной яме на подворье монастыря, так и не отказавшись от своих убеждений, и захоронена в Боровском городище.
После окончания «смутного» времени обитель восстановили, а в 1812 году ее разорили солдаты Наполеона, сожгли богатую библиотеку и разграбили ценности.
Вновь разорили монастырь с приходом к власти большевиков. Братию прогнали, а обитель объявили национальным памятником, передав имущество Главмузею. В 1923 году за крепостной стеной монастыря устроили исправительную колонию, с колокольни сбросили 9 колоколов, в том числе древнейший колокол, из икон иконостаса делали судки собакам и клетки для кроликов.
В 1942 году в здании монастыря обустроили Политуправление Западного фронта, позднее – сельхозтехникум. В 1991 году Боровский мужской монастырь вернули православной епархии, церкви повторно освятили и возобновили службы.
История об иконописце Дионисии
В монастыре под духовным началом жил и работал прославленный со временем иконописец Дионисий. Большую известность ему принесли как фрески выполненные для Пафнутьево-Боровского монастыря (которые, к сожалению, не сохранились), так и иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, иконы и фрески соборной церкви Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре и др.
Дионисий не мог начать дело, поскольку сильно болел ногами. И только когда Пафнутий благословил его и попросил Господа и Пречистую Богородицу помочь выздороветь — болезнь отошла и иконописец смог начать работу. Поскольку монахи в монастырях не едят мяса, Преподобный мирянам дал заповедь не есть мирской еды в обители. Как правило, так и делали, но однажды забыв, принесли на вечернюю трапезу ногу ягнёнка, запечённую с яйцами. Первым откусил Дионисий и обнаружил, что внутри куска, где были яйца, полно червей. Дионисий испугался, кинул мясо собакам, но на него тотчас напала чесотка и всё тело стало как одна гнойная рана. Дионисий, прося прощения, обратился к Пафнутию, и святой наказал ему больше такого не делать. И опять благодаря Пафнутию, его молитвам, наставлениям и советам Дионисий выздоровел.
История
Пафнутий Боровский
История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.
Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.
На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.
Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).
В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница
Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.
В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.
Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь.
После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины.
Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.
Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.
Это интересно: Свято-Никольский храм в Воронеже: читаем по пунктам
Настоятели, наместники
- Прп. Пафнутий Боровский (1444 — 1477)
- Прп. Иосиф Волоцкий (1477)
- Герасим (Смердков) (1479-1481)
….
Симеон Тобольский (1649 — 1651)
Павел Коломенский (1651 — 1652)
….
Варфоломей (Любарский) (29 июня 1745 — 1747)
Митрофан (Шеинков) (31 августа 1747 — июль 1763)
Константин (Борковский) (6 августа 1763 — 1767)
….
Иннокентий (Тихомиров) (6 февраля 1808 — 17 августа 1814)
…
Венедикт (Григорович) (сентябрь 1821 — 11 июня 1833)
Виталий (Щепетов) (июнь 1833 — 1837)
…
Дионисий (Никольский) (26 мая 1882 — 25 февраля 1895)
…
Алексий (Житецкий) (1915 — 1919?)
Сергий (Гришин) (XX в.)
Гавриил (Москаленко) (12 марта 1992 — ?) и/о наместника
Серафим (Савостьянов) (15 октября 1999 — 16 апреля 2016) и/о, затем наместник
- Пафнутий (Архипов) (12 апреля 2021 — 28 января 2021) и/о наместника
- Иосиф (Королев) (с конца января 2021) и/о наместника
Святыни и богослужения
На территории Пафнутьева монастырского комплекса хранится несколько христианских реликвий, которые особенно привлекают сюда благочестивых паломников. Миряне имеют возможность прикоснуться к чудотворным останкам:
- преподобного Пафнутия;
- Матроны Московской;
- князя Владимира;
- святителей Киево-Печерской лавры.
Богослужение в Пафнутьев-Боровском монастыре
В церкви Рождества Богоматери хранится икона Иверской Богородицы.
Богослужения в обители проходят каждый день, в 5:30 совершается братский молебен, а в 17:00 начинается вечернее богослужение.
Мужской Свято-Пафнутьев монастырь, расположенный недалеко от города Боровска, что в Калужской области, ежедневно открыт для паломников. Обитель ярко сочетает церковную архитектуру и живописное окружение, вселяя в души людей настоящее умиротворение.
Паломники, приезжавшие в монастырский комплекс, набирали священной воды из источника преподобного Пафнутия. В 2013 г. над родником установлена купель, где православный народ окунался, чтобы смыть с тела прошлые грехи.
К сожалению, сегодня источник стал бездействующим, так как напор совсем ослабел. Никто не знает причин, но многие уверены, что чудесным образом родник вновь оживет и будет приносить паломникам очищение и утешение.
На заметку! Искупаться в купели можно в Покровском храме, расположенном недалеко от Пафнутьевой пустыни.
За церковью Рождества Пречистой Девы создано место, напоминающее Рай на земле. Вход сюда предопределен ажурной аркой, к которой ведет изящная мраморная лестница. Вскоре человек замечает уютную беседку, оживленную ароматными и пестрыми цветами, недалеко располагается деревянная кормушка и ухоженные газоны. Между мощными деревьями скромно стоит фонтан, приютивший в своем центре двух целующихся птиц.
Прихожане забывают здесь о течении времени, глубоко погружаясь в ароматы гармоничного умиротворения.
Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь
Архитектура
Территория Свято-Пафнутьева монастырского комплекса ухожена, паломников и насельников вдохновляет окружение пестрых цветов, умиротворяющей зелени и могучих, спокойных деревьев. Пустынь обнесена крепостной стеной с несколькими башнями, каждой из которых присвоено индивидуальное имя, за этой оградой течет река и стоит небольшой пруд.
Надвратная икона-фреска «Оранта» при входе в монастырь
- Центральным зданием является церковь, освященная в честь Рождества Пречистой Богоматери. За 4 века существования собор неоднократно переделывался. Внутренне убранство расписано в византийском стиле. В стене на северной стороне располагается потайная комната, где устроено помещение для хранения монастырских денег и прочих ценностей.
- В 1670 г. в обители заложили первый камень одноэтажного небольшого храма в честь Илии пророка. В качестве строительного материала использовался тяжелый кирпич. К зданию примыкают два притвора, которые ранее использовались в качестве госпиталя и трапезной. В память о трагичных событиях Смутного времени неподалеку возведен поклонный крест.
- Церковь в честь святителя Митрофана была сооружена в середине XVIII в., она считается одной из самых поздних построек на территории Пафнутьева монастыря. Храм стоит на высоком основании, имеет один этаж и главку. В подклете (нижнем ярусе) располагается две палаты. В 1992 г. собор освятили, а в престол положили чудотворные останки великомучеников Хозевитских.
- К трапезной пристроена высокая колокольня, являющаяся самостоятельным зданием. Её высота от основания до кончика креста составляет 55 метров. Издревле на первом ярусе располагалась лестница, ведущая в собор и внешнюю пристройку. На втором этаже колокольни находилась библиотека и ризница, а на третьем были установлены часы с колокольным механизмом. Верхние ярусы изначально предназначались для звона, который усиливался за счет полых сосудов в стене.
- В XVII столетии воздвигли трехэтажное здание, которое назвали палатами архимандрита. Корпус многократно перестраивался и сегодня напоминает казарму николаевских времен. На первом ярусе расположены кельи для гостей, на втором — покои настоятеля, выше — братские палаты.
Отец Власий
Множество людей приезжает в Свято Пафнутьев монастырь, чтобы встретиться с его духовным наставником. Отец Власий родился в 34 г. XX века в религиозной семье и получил православное воспитание во многом благодаря своей бабушке.
После поступления в медицинский институт, несмотря на возможные трудности, которые могли последовать в годы советской власти, он посещал богослужения и прислуживал в Успенском соборе. Раскрытие этой информации и последовавшая травля вынудили его оставить учебу и поехать в закарпатский монастырь Флора и Лавра по предложению отца Илариона (Рыбаря), который стал его духовным наставником.
Закрытие монастыря в эпоху религиозных гонений заставило отца Власия вернуться в Смоленск. Отклонив предложение восстановиться в институте на условии отказа от духовных взглядов и жизни, святой отец обратился к епископу Гедеону, который принял его в собор. До 1972 года он оставался в родном городе, пройдя путь от уборщика алтаря до келейника владыки, далее был переведен в Новосибирскую епархию, позже в Тобольск, а в 1980 г. получил назначение в Калужскую область. Здесь, несмотря на тяжелое заболевание, он принял Великую схиму.
Духовным наставником Боровского монастыря является с 1991 г., за исключением времени пятилетнего пребывания на Афоне, в монастыре св. Пантелеймона (1998-2002 гг.), где он хотел найти покой, провести время в покаянии и молитвах, в связи с серьезным заболеванием, но болезнь счастливо отступила.
За время его наставничества тысячи людей, местных прихожан, жителей других городов РФ и даже паломников из-за границы, посетило обитель, обратившись за духовной поддержкой. Люди приходят к отцу Власию в разных случаях: кому-то нужна помощь в сложных жизненных ситуациях, проблемах в семье, кому-то требуется освобождение от тяжелых недугов, иным – духовное участие, житейский совет или утешение.
Как говорят посетившие схиархимандрита, к каждому он находит подход, видит «насквозь», всех выслушивает и обязательно дает понятный и действенный совет.
Отец Власий принимает участие в службах, однако даты и время личного приема нельзя установить точно. Запись не ведется, все основано на самочувствии схиархимандрита, прием по «живой очереди», желательно иметь возможность остаться не на один день, остановиться можно в монастырской гостинице, чтобы точно иметь возможность встретиться со святым отцом.
В дни, когда прием проводится, он обычно происходит с пяти утра до девяти вечера (перед церковными празднованиями до пяти), воскресенье – только исповедь, ориентировочно с 7 до 9.30.
Пафнутьево-Боровский монастырь
Пафнутьево-Боровский монастырь был основан в 1444 году Преподобным Пафнутием Боровским. Преподобный Пафнутий являлся внуком ордынского баскака из рода агарянского. Агаряне — это потомки Измаила, сына Авраама от рабыни Агари. Баскаки имели свои войска, мелких чиновников и наблюдали за отношением русских князей к императору Монгольской империи. Занимались разбором тяжб, переписывали население, собирали подати.
Но в начале 60-х годов XIII-го века было поднято восстание против татаро-монголов. Восстанием почти одновременно была охвачена вся Северо-Восточная Русь. Есть предположение, что руководство восстанием было единым и осуществляли его русские князья. И агарянам было предложено сделать выбор: уйти или остаться и принять православную веру, кто же останется, но не придёт к православной вере — будет предан смерти.
Так вот, дед Преподобного Пафнутия изволил принять веру Православную, крестился, назван был Мартином и жил во всяком благочестии и родил сына — отца Преподобного, названного во крещении Иваном. Иван же, повзрослев, обвенчался с будущей матерью преподобного Фотинией. И вот в 1394 году и родился от них отрок Парфений. Уже с ранних детских лет отрок навыкает Божественному Писанию. Он не заботился о пустом и неполезном, во всём имел крепкий смысл и вскоре в нём прорастают плод целомудрия и прочие виды добродетели. В 20-ти летнем возрасте Парфений, чувствуя еще большую потребность в духовном развитии, оставляет свой родной дом, отца и мать, знакомых, друзей и постригается в инока Высокого Покровского монастыря с именем Пафнутий. Настоятель назначает Пафнутию наставника – священноинока Никиту, который являлся учеником Преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, Пафнутий является духовным внуком Преподобного Сергия. В Высоком Покровском монастыре Пафнутий проведёт 30 лет, из них 13 лет игуменом. Будучи игуменом, он руководил монастырём.
Когда Пафнутию было чуть более пятидесяти лет, на него напал телесный недуг. Болезнь длилась долго, и Пафнутий принимает решение принять священную схиму, после чего он уже не служил Литургию, но пастырский долг совершал. А вскоре и оставляет своё руководство над живущими в Высоком Покровском монастыре, сделав это по изволению Всевышнего. После чего телесный недуг отходит, и, видя в этом промысел Божий, Преподобный окончательно принимает решение оставить обитель.
Преподобный Пафнутий оставляет обитель с одним из братии и 23 апреля (6 мая) 1444 года поселяется в лесу между реками Протвою и Истерьмою, на месте будущего Пафнутьево-Боровского монастыря. Со временем к нему стала приходить братия из Высокого Покровского монастыря и из других мест. Поэтому место распространялось, а братия умножалась. По просьбе братии и по благословению Преподобного была построена деревянная церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, с которой и началась новая обитель. Уже при жизни Преподобного эта обитель стала почитаема во всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Окончательный свой облик, который сохранился до наших дней, монастырь приобретает позже, в XVI веке, когда он превращается в сильную пограничную крепость.
По свидетельству современников Преподобный Пафнутий во всём избегал неумеренности, всегда старался избегать праздности, любил нищету и скудность. Много чудесных историй сопровождало жизнь Преподобного и людей его окружавших. Много из них описано в житии Преподобного, написанное его учеником Святителем Вассианом Саниным, епископом Ростовским, братом преподобного Иосифа Волоцкого. Вот некоторые из них.
Где находится, адрес и как добраться из Москвы
Неудивительно, что такое место притягивает к себе большое количество верующих. Однако монастырь – не только религиозное место, старинный архитектурный ансамбль, дошедшие до нашего времени исторические строения и роспись привлекают множество туристов, а близкое расположение к Москве (всего около 100 км) делает его доступным для посещения и паломниками, и просто ценителями старины.
Основателем обители является преподобный Пафнутий, ученик Никиты Серпуховского, чьим учителем был святой Сергий Радонежский. Вырос прп. Пафнутий в богобоязненной семье, был воспитан в любви и уважении к христианским ценностям и в юношестве поступил в храм Покрова Божией матери, где провел свыше 20 лет и превратился из послушника в опытного наставника, принял сан игумена и занялся управлением обители.
Здесь же он принял Великую схиму, предполагая свой отход в мир иной, но чудесным образом исцелился. В 1440 г. покинул монастырь со своим учеником, много молился о нахождении нового места для служения, посещал другие святые обители, пока не нашел территорию недалеко от своего прежнего дома.
Активное присоединение братьев поспособствовало началу строительства храма, и уже в 1444 г. там был основан монастырь, где преподобный провел следующие 30 лет своей жизни в молитвах и наставлении учеников, умер и был похоронен здесь же. В 1547 г. его причислили к лику Святых.
Благодаря личности преподобного, монастырь часто навещали и люди высокого сословия, например, цари Иван IV и Михаил Романов, князья Волконские, оказывавшие почет и уважение и храму, и самому игумену, что способствовало росту авторитета обители, ее дальнейшему развитию и процветанию.
Известные личности не всегда попадали в обитель по своей воле, так, здесь дважды держали под арестом церковного раскольника протопопа Аввакума, в монастырской тюрьме находилась и боярыня Морозова.
Повидал монастырь и сражения, в Смутное время приказом Лжедмитрия II и силами Яна Сапеги обитель подверглась осаде и дальнейшему разграблению, погибли тысячи жителей, укрывшиеся за святыми стенами, а нашествие Наполеона в 1812 году не только привело к разорению, но и к частичному разрушению.
Однако одной из самых губительных для монастыря оказалась советская эпоха, за время которой монахов успели изгнать из святого места (1919 г.), объявить его памятником, используя его не по назначению, и, наконец, в 1991 г. повторно освятить и вернуть его Православной церкви. Нецелевое использование довело архитектурный комплекс практически до состояния руин, потребовались значительные реставрационные работы.
На данный момент Боровский монастырь может похвастать древними сооружениями 16-18 веков, замечательными фресками и фрагментами росписи 15 века.
Среди архитектурных объектов наиболее привлекательны Собор Рождества Богородицы, Трапезная, Храм Илии Пророка, Погребной корпус, Западные братские кельи.
Верующий человек захочет ознакомиться с хранящимися здесь святынями – частицей мощей прп. Пафнутия, Иконой Божией Матери Иверской, а также мощами святых (князя Владимира и блаженной матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, Старцев Оптинских и других).
Независимо от цели путешествия, религиозной или туристической, посетителю наверняка будет интересен Музей русской иконы, представляющий историю самой обители и иконописных традиций в целом.
Святой источник
А вот это грустный раздел в этой статье, так как придется писать о том, чего в настоящее время (лето 2015 года) нет.
Многие годы к святому источнику Пафнутия Боровского приезжали жители всех окрестных городов, чтобы набрать удивительно вкусной и чистой воды.
Несколько лет назад над источником была построена замечательная купель! Эх, и холодная же была там водичка. Аж дух захватывало, когда трижды окунались с головой во имя Отца и Сына и Святого Духа. А уж какие длинные очереди выстраивались здесь на Крещение! Люди по несколько часов выстаивали на морозе, чтобы окунуться в купель и набрать освященной крещенской воды.
Трудно сказать, что произошло. Но постепенно напор воды в роднике начал ослабевать. А теперь источник на своем прежнем месте совсем прекратил свое существование.
Но, говорят, что есть надежда на восстановление.
Всем желающим окунуться в святой купели и набрать родниковой воды предлагаю замечательное место, находящееся в нескольких километрах отсюда. Это Высоко-Покровский храм, который является подворьем Свято-Пафнутьева монастыря. Его совершенно заслужено еще называют Боровскими Кижами.
Территория и храмы
Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.
Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.
Крепостная стена
Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,
в которую встроено несколько разнокалиберных башен.
Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.
Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!
А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.
Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.
Главный храм Боровского монастыря
К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.
Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.
Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.
Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.
Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа. В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов. А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.
Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.
Больничный храм пророка Илии
Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.
Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.
Митрофановский храм
Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.
Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.
Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.
В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.
Колокольня
Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.
Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.
Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.
В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.
А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.
А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.
Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.
Адрес монастыря и как до него добраться
Монастырь, где ведёт приём отец Власий, расположен в Калужской области в городе Боровск на улице Дмитрова, 1. Способов добраться до места несколько:
Общественным транспортом.
С Киевского вокзала в г. Москва идёт электричка до станции «Балабаново». Добравшись до станции, пересядьте на автобус или маршрутку, идущие до Боровска и едьте до остановки «Роща» или «Рябушки».
На машине.
Выезжая на автомобиле из Москвы, двигайтесь по Киевской трассе по направлению к Калуге до поворота вправо на уже знакомое Балабаново. После поворота двигайтесь до пересечения с трассой А-108, где нужно свернуть направо к Боровску и двигаться дальше. Проехав Ермолино, поверните налево сначала на одной, а затем и на следующей развилке (здесь будет указатель). Двигайтесь полтора километра вперёд, и вскоре окажетесь прямо перед кельей Власия.
История о воронах
Вокруг обители, в лесу, обитали чернопёрые многоголосые вороны, вили гнёзда и блаженный Пафнутий очень радовался, видя это. Радовался, как будто видел что-то большее. И заповедовал он всем не трогать воронов и их птенцов, не губить ни руками, ни оружием. Однажды проезжал мимо сын местного воеводы, повернув голову и, увидев ворона, поразил его стрелой из своего лука. Он обрадовался, но когда хотел повернуть голову обратно, не смог сделать этого. Он тотчас вспомнил заповедь блаженного и направился к нему. Испросив прощения, он просит святого помолиться за него. Преподобный Пафнутий совершил молебен, осенил крестом сына воеводы и сказал: «Обратись наперед силою Животворящего Креста». После этого сын воеводы смог без труда повернуть голову обратно, он ушёл, радуясь и славя Господа и святого.
В течение 33 лет Преподобный Пафнутий обустраивал монастырь. Он собрал вокруг себя 95 человек братии. Это было самое большое количество монахов за всю историю монастыря.
В 1477 году, 1 мая, Преподобный Пафнутий отошёл ко Господу. Сразу после кончины он стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный был рождён по молитвам Преподобного Пафнутия и называл его в одном ряду с Сергием Радонежским. Всё остальное время после кончины Преподобного монастырь находился на острие событий, происходящих на Руси. Самозванец Тушинский, идя на Москву, в 1610 году разорил монастырь. Произошло это из-за измены некоторых предателей среди защитников монастыря. Все оборонявшиеся и монахи были убиты. Воевода Михаил Константинович Волконский был убит прямо в соборе. Храм-усыпальница Волконских находилась на месте бывшего учебного корпуса механизации, построенного большевиками после революции (теперь в этом здании находится воскресная школа для мирян г.Боровска и окрестностей и комнаты для размещения).
В 1812 году обитель была вновь разорена, на этот раз французами Наполеона. Тогда сгорела большая монастырская библиотека. В начале 20 века при монастыре существовало братство, миссионерское по своей деятельности.
Сразу после большевистского переворота 1917 года на монастырь начались гонения. Но первое время братии удавалось сохранить духовные святыни. Они жили и работали в монастыре под видом сельскохозяйственной коммуны.
Но далее они уже не смогли противостоять вооружённым отрядам красноармейцев. Монастырь был разорён. По распоряжению помощника начальника трудовой колонии товарища Баранова в 1932 году был сброшен отлитый в 1488 году (через 11 лет после кончины Преподобного) один из самых древнейших и известных колоколов в России. Из икон иконостаса Ирининского предела делали судки для собак и клетки для кроликов. Имущество обители частично было «передано» Главмузею, который до сих пор существует на территории монастыря. В этом музее до настоящего момента находятся ценные исторические предметы, принадлежащие ранее монастырю, например, старое издание Евангелия. И музей отказывается возвращать эти «экспонаты».
Тем не менее, облик монастыря сохранился достаточно неплохо благодаря многолетней работе реставраторов. Хранителем духовного наследия монастыря считают старца схиархимандрита Амвросия, который жил неподалёку и почил за 10 лет до его возрождения. Благодаря Высокопреосвященному Клименту, архиепископу Калужскому и Боровскому, в марте 1991 года сельскохозяйственный техникум освободил церковь пророка Илии (до этого там проводили химические опыты) с больничной и трапезной палатами. По преданию, церковь была построена на месте захоронения защитников монастыря в 1610 году. После возвращения там помещались все монастырские службы.
Постепенно к монастырю перешла большая часть строений, монастырский сад с заросшими прудами и со святым источником Преподобного. Позднее в храм были перенесены ковчег с частицей Преподобного Пафнутия (место же захоронения или нахождения останков неизвестно) и икона Рождества Богородицы из храма Преподобного Сергия Радонежского села Передоль, которая до переворота 1917 года находилась в Боровском монастыре. Мы взобрались на самую высокую колокольню по шатким деревянным лестницам, прошли по старинным галереям, осмотрели все храмы, приложись к святыням. Многие из паломников посетили источник и окунулись в нём с трёхкратным погружением, со словами: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».
К вечеру усталые, но счастливые, вернулись домой — здоровыми и невредимыми.