История новоафонского монастыря

Абхазия в январе. Новый Афон

История Нового Афона, как и история самой Абхазии, уходит корнями в далекое прошлое. Уже III-м веке н. э. Анакопия (древнее название города) была крупным торговым городом с высоким уровнем жизни. В VIII веке с образованием Абхазского царства Анакопия стала первой его столицей. Город за свою историю носил разные названия: Трахея, Никопсия, Псырцха. В 1875 году монахи — выходцы из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне основали в городе мужской монастырь, который дал месту новое название — Новый Афон.

Строительство монастыря длилось 15 лет. В строительство и украшение комплекса вложился лично русский царь Александр III. Уже в 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Однако в Советское время монастырь постигла печальная участь. В 1924-м году советская власть закрыла его за антиреволюционную пропаганду. Монастырь снова заработал лишь в 1994-м.

В XXI-м веке эта святыня стала символом церковной смуты. Несколько лет назад от друзей семьи, проживающих в Абхазии, я услышала странную и непонятную для меня новость: Новый Афон захватили раскольники. Услышала, удивилась и забыла. И вспомнила, лишь когда увидела знакомого православного священника, читающего службу не перед алтарем, а в уголке храма. Как выяснилось, для православных открыли лишь левое крыло.

Церковный конфликт в XXI-м веке кажется мне очень странным, тем не менее от имеет место быть и тянется с 2011-го года, когда в стенах Ново-Афонского монастыря была основана секта с претензионным нащванием «Священная митрополия Абхазии», в которую вошли, в основном, националистически настроенные абхазы.

От монастыря мы идем в сторону Иверской горы, любуясь по дорге видами.

На вершине горы находятся руины Анакопийской крепости, которая была главным оборонительным сооружением Абхазии вплоть до XI-го века. Остатки крепости хорошо видны с дороги, но к сожалению, не с той точки, с которой я фотографировала. На гору можно подняться, и это было бы очень интересно, но пришлось отложить подъем на другой раз — с нами был ребенок, для которого дорога вверх могла бы оказаться тяжелой.

Поэтому мы выбрали другой путь и направились в ущелье реки Псырцха — ещё одно легенданое место.

Согласно преданию в этих местах жил и проповедовал один из ближайших соратников Иисуса Христа — апостол Симон Кананит. В Евангелиях упоминания о Симоне Кананите крайне скудны. Его имя упоминается лишь в перечислении двенадцати учеников Христа. Однако в православном мире последним пристанищем апостола считается Абхазия, а сам он стал национальным абхазским святым.

Предание гласит, что после смерти и воскресения Иисуса Христа его ученики бросили жребий, чтобы определить, кому куда идти проповедовать. Симону Кананиту и Андрею Первозванному выпало идти в земли Кавказа. Так апостол Андрей Первозванный тоже прошел по земле абхазской, но вскоре ушел проповедовать дальше на север. А Симон Кананит отсался жить в гроте близ города Трахеи (так в те времена назывался Новый Афон) на берегу реки Псырцха. Там же он принял мученическую смерть за веру — был заживо распилен пилой.

На месте казни апостола в VI веке была построена церковь, которая на момент нашего путешествия оказалась закрыта, по всей видимости на реставрацию.

Места удивительно крас ивые даже зимой. По дороге в сторону грота проходим сначала мимо заброшенной железнодородной станции. Вон она виднеется на фото. Но не зная, что это за красивое строение, и не поймешь.

Как жили до революции


В 1902 году монахи монастыря выстроили гидроэлектростанцию на 120 лошадиных сил, ими же была сооружена новоафонская пристань, принимающая грузы и пассажиров.У монастыря была даже собственная железная дорога, которую ему подарил император Александр III, её успешно использовали послушники для транспортировки различных пород дерева и других необходимых для монастыря грузов.

Обитель получила права и на хозяйственную деятельность: функционировали свечной, маслобойный, конский и кирпичный заводики. В садах выращивали фрукты, цитрусовые, послушники монастыря обучали грамоте местных мальчишек.

Монастырь являлся крупным религиозным центром на Черноморском побережье Кавказа. Его посвящали не только верующие паломники всех сословий, но также представителя искусства и литературы, в том числе М. Горький и А. Чехов.

Бедийский собор и Бзыбский храм

В селе Агубедиа (Ткурчалский район) расположен один из ярких примеров средневековой грузинской архитектуры – православный Бедийский собор. Его построил в Х веке абхазский царь Баграт II (его усыпальница находится в храме). С начала прошлого века к храму начинают массово стекаться паломники. В настоящее время в Бедийском соборе проводятся реставрационные работы.

На въезде в одно из самых очаровательных мест Абхазии, Бзыбское ущелье, находятся развалины старинной крепости и руины древнего Бзыбского храма. Они возвышаются на высокой скале над рекой Бзыбь, оглядывая окрестности сквозь многовековую полудрему. Поднявшись к этим руинам, можно увидеть остатки крестово-купольного трехапсидного храма. Кое-где на них сохранился орнамент, демонстрирующий высокое искусство нанесших его местных мастеров. Во время археологических исследований рядом с Бзыбским храмом был обнаружен фундамент еще одного, более древнего храма.

АРХИТЕКТУРА МОНАСТЫРЯ

Новоафонский монастырь внутри расписан фресками палехских мастеров, а также московскими художниками. Стены украшались с 1911-го по 1914 год. А вот трапезная монастыря, расположенная под огромной колокольней, украшена фресками авторства волжских кудесников, знаменитых братьев Оловянниковых.
Сам комплекс Новоафонского монастыря состоит из нескольких храмов. Первый – Вознесения Господня, относится к надвратным постройкам, а второй, сооружен в честь памяти первого апостола, призванного Иисусом. Кроме того, монастырь содержит храмы афонских мудрецов, мученика Иерона и церкви, в которой хранится легендарная икона под названием «Избавительница».
В центре возвышается Пантелеймоновский собор. Это довольно крупное, пятикупольное сооружение, наивысшая точка которого составляет 40 м. Площадь собора – 53 на 33 м. На вопрос, сколько куполов в Новоафонском монастыре, можно смело отвечать, что на соборе их пять, к этому стоит добавить купол на высокой колокольне (той самой, с курантами, подаренными императором), и четыре по периметру комплекса.
Обитель построена в довольно востребованном, нововизантийском стиле. Церковные архитекторы конца XIX века активно использовали его в возведении храмов, соборов и церквей.

Отхарский монастырь и Мюссерский храм

Если в Крыму известно большое количество пещерных монастырей и городов, то в Абхазии их совсем немного. Самый известный находится в Гудаутском районе, недалеко от поселка Отхара. Громадный, поросший зеленью, скальный замок отвесной стеной вырастает из самшитового леса на берегу реки Черной. Примерно на пятидесятиметровой высоте чернеют ряды отверстий разных диаметров. Это окна множества келий, добраться до которых можно только с опытными проводниками-скалолазами.

Вход в Отхарский монастырь находится высоко над землей: отшельники попадали в него с помощью приставной лестницы. Построенный предположительно в XII веке как укрытие от врагов, позже скальный замок был облюбован монахами-аскетами и превратился в монастырь. Спустя столетия монахи покинули пещеры, и они стали надежным пристанищем местных разбойников-пиратов.

Мюссерский храм, построенный в X-XII веках, находится на одноименном мысе в устье реки Амбара. Знатоки считают его жемчужиной церковной архитектуры Абхазии. Огромный, напоминающий базилику, храм был сложен из крупных каменных блоков и украшен снаружи тесаным камнем. Его стены смотрели в мир двенадцатью арочными окнами. В Мюссерском храме был большой главный зал и несколько служебных помещений. Храм окружала каменная ограда, часть которой можно увидеть и сегодня во время экскурсии в Мюссерский храм.

Как появился монастырь?

Православным верующим хорошо известно об Афоне – греческом полуострове, на котором возвышается одноименная 2033-метровая гора и находятся владения знаменитого монашеского государства. В 1874 г. там произошли исторически важные события. У греческого духовенства и протоиерея Святой Горы появился план отправить монахов Пантелеимоновского монастыря в Малую Азию, занимающую часть Турции, для восстановления христианского храма. Службу в обители, оказавшейся на грани закрытия, вели русские монахи.

Чтобы спасти братию, игумен монастыря составил прошение и отослал его графу Игнатьеву – российскому послу в Константинополе. В документе была выражена просьба обратиться к русскому царю с ходатайством о выделении участка на побережье Черного моря для возведения обители. Место для будущего Новоафонского монастыря было найдено иеромонахом Арсением в бывшей абхазской столице Анакопии, расположенной в 26,3 км от Сухума и в 93,2 км от Адлера. Этот участок выбран по нескольким причинам:

  • местная гора по своим очертаниям имела много общего с той, что возвышается на Афоне;
  • апостол Симон Кананит – один из 12 учеников Христа – скончался здесь в муках в 55 г; римские язычники расправились с ним во время Евангельской проповеди;
  • в этом месте находилась столица Абхазского царства, защищенная мощными стенами средневековой крепости; часть цитадели с высокой башней хорошо сохранилась и украшает собой вершину горы.

Новоафонский монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь – это самый большой и известный храмовый комплекс в Абхазии. Здесь находится сразу шесть храмов, образующих двор и центральные постройки. В самом центре располагается Пантелеимоновский собор – самый большой в Абхазии, очень просторный и светлый, и примечательный фресками на стенах и потолке.

Он был основан в 1875 году, но строительство завершилось лишь в 1900 году. Место для постройки выбрали недалеко от храма святого апостола Симона Кананита и его пещерной кельи, отчего он и получил свое основное название, которое на самом деле полностью звучит как монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Но поскольку инициаторами основания стали монахи русского монастыря святого Пантелеимона из Старого Афона в Греции, он также известен как Пантелеймоновский монастырь.

Просуществовал после постройки он недолго, и в советское время был разорен, в нем организовали краеведческий музей. А во время грузино-абхазского конфликта здесь функционировал госпиталь. Вернулся церкви он лишь в 1994 году, реставрация до сих пор не завершена.

Для туристов монастырь интересен как одна из самых важных архитектурных и культовых достопримечательностей Абхазии. Комплекс хоть и не древний, но выглядит очень привлекательно и необычно, поскольку окружен пальмами. Можно беспрепятственно гулять по территории, фотографировать, в том числе можно осмотреть внутри Пантелеймоновский собор, главное – не мешать верующим. Для входа в собор нужно быть одетым подобающе, для чего на входе бесплатно можно взять платок или накидку. Женщинам в брюках, коротких юбках, всем в шортах и с оголенными плечами в храм лучше не заходить, хотя строгого контроля на этот счет нет. При желании можно заказать молебен о здравии и за упокой сразу на 10 человек (не более), причем это бесплатно.

Время работы: в дневное время.

Входная плата / стоимость билетов: бесплатно.

Как добраться: монастырь находится почти в самом центре Нового Афона, добраться из любого места города можно пешком (монастырь на карте ). С других курортов Абхазии сюда можно добраться с экскурсией или самостоятельно на маршрутных такси, курсирующих по главному шоссе страны E60 между всеми городами на побережье. От шоссе до него пешком 15 минут.

Если вы будете ехать на собственном транспорте, то есть два варианта подъехать к нему:

  • Можно подъехать непосредственно до парковки рядом с монастырем по ул. Курортная. Парковка бесплатная, под видеонаблюдением, но ограничение по нахождению на ней – 1 час.
  • Другой вариант – подъехать по ул. Эшба до пересечения с Водопадный переулок. Здесь удобно то, что рядом можно посмотреть и другие достопримечательности города: храм, водопад, музей, маршрут в грот Симона Кананита. Здесь можно запарковать машину вдоль дороги или возле одного из кафе или рынка, и дальше до монастыря идти пешком вверх по грунтовой дороге 10 минут. Здесь же предлагают проехать этот путь на джипе за 300 рублей в одну сторону, что явно завышенная цена.

Панорама монастыря

  • Присоединиться к найшей группе в VK, Facebook, ОК, или подписаться на канал Telegram и Viber
  • ☻ Найти и забронировать туры онлайн на Onlinetours.ru или Travelata.ru
  • Купить авиабилеты на проверенном поисковике – Aviasales.ru
  • Забронировать отель среди более чем 1 000 000 предложений на Agoda.com или Booking.com
  • Оформить страховку, чтобы быть в безопасности, на Sravni.ru или Cherehapa.ru
  • Арендовать машину на Rentalcars.com или autoeurope.ru, чтобы быть свободным в своих планах
  • Заказать трансфер из аэропорта до места отдыха на Kiwitaxi.ru
  • Проверить наличие экскурcий, чтобы познакомиться самыми интересными местами, на tripster.ru

Лучшие цены на авиабилеты по популярным направлениям:

ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ ДАТА ВЫЛЕТА ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ НАЙТИ БИЛЕТ
Адлер 2020-03-11 2020-03-19 НАЙТИ ОТ 2 970 ₽
Нячанг 2020-04-10 2020-11-02 НАЙТИ ОТ 20 479 ₽
Бангкок 2020-02-28 2020-03-13 НАЙТИ ОТ 20 510 ₽
Пхукет 2020-04-17 2020-04-24 НАЙТИ ОТ 24 094 ₽
Симферополь 2020-02-27 2020-03-03 НАЙТИ ОТ 5 244 ₽
Бали 2020-05-16 2020-05-28 НАЙТИ ОТ 31 009 ₽
Казань 2020-04-20 2020-04-28 НАЙТИ ОТ 2 598 ₽

Сайт NashaPlaneta.net использует файлы “cookie”. “Cookie” представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием “cookie”. Подробнее.

Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram

ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Мужской монастырь в Новом Афоне появился стараниями православных монахов, прибывших сюда из далекой Греции. Ранее послушники служили в ските Святого Пантелеймона, располагавшегося в Старом Афоне. Надо сказать, что монахи Новоафонского монастыря постарались на славу, создав из практически непригодных земель райский сад. Для того, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру, построить монастырские помещения и кельи, пришлось в буквальном смысле убрать фрагмент горы совместно с тоннами тяжёлой породы и грунта. Если добавить к этому крайне сложные условия – место проведения работ отличалось экстремальной высотой, то становится понятным, что усилия приложены поистине колоссальные.
Итак, Новоафонский православный мужской монастырь в Абхазии был воздвигнут в здешних горах в 1875 году. Стартовало его строительство благодаря повелению афонских старожилов. Получив приказ, монахи покинули Пантелеймоновский собор в Греции, чтобы построить в Абхазии сооружение, по сей день поражающее масштабами и красотой.

Новоафонский монастырь в Абхазии после возведения функционировал мирно и спокойно ровно два года, но во времена русско-турецких баталий 77-78-го годов XIX века скит подвергся вандальному разграблению. Далее пришлось восстанавливать обитель, и период этот проходил на протяжении двух десятков лет. Активное участие в возвращении святыни народу принимал император Александр III. Его высочество подарил Новоафонскому монастырю множество предметов, в частности, изящные часы, находящиеся на фронтальной поверхности наиболее высокой башни комплекса. Чтобы восстановить фрески Новоафонского монастыря и прочие святыни, на постоянной основе собирались пожертвования прихожан. Основное финансовое бремя приняла на себя братия Пантелеймоновской обители. Как бы то ни было, но работы завершились к 1900 году. В конце первого месяца осени монастырь освятили.
Место, где возведён Новоафонский мужской скит, можно назвать сакральным, потому что находится он близ древнего храма, в котором покоятся мощи одного из апостолов Иисуса Христа Симона Кананита. Его имя переводится как «ревностный служитель Господа», и это абсолютная правда, если верить библейским рассказам. Хотя в самой Библии о Симоне сказано очень мало, но молва приписывает ему множество чудес, например, открытие живительного источника, спасшего сотни батраков, трудящихся на каменоломнях, за что император Траян разгневался и решил тайно умертвить святого.
Следовательно, локация, где построен Новоафонский монастырь, выбрана далеко не случайно: рядом также расположена пещера, где в течение двух лет читал молитвы тот самый Симон Кананит. Грот, кстати, тоже был освящен через девять лет после возведения скита. В пещере, среди прочих, поставили иконы апостолов «ревнителя веры» и «первопризванного», которые можно лицезреть и сейчас. Словом, насельники греческого Афона построили здесь монастырь не просто так, а учитывая богатое христианское прошлое, отличавшее этот абхазский уголок от других.
Духовный оплот продержался ровно до революции 1917 года. Он не был закрыт немедленно, но уже в 24-м году монастырь приравняли к контрреволюционной организации и в буквальном смысле законопатили. Позже Новоафонский скит превратился в банальный склад. Когда началась война с Грузией, Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь открыл свои двери для раненых и стал обширным госпиталем. После окончания конфликта православный комплекс возвратили верующим. В морозном феврале, девять лет тому назад, монастырь официально поместили под юрисдикцию Абхазской православной церкви. Несмотря на исторические перипетии, скит сохранил неповторимое лицо и остался символом христианской веры на Кавказе. Монастырь действующий, поэтому привлекает к себе множество паломников и путешественников.

Правила посещения монастыря и время работы

Рекомендуем посещать обитель с мая по сентябрь. Начало работы храма в этот период – в 9:00. В холодные месяцы – в 12:00. Вход на монастырскую территорию закрывается в 20:00 летом и в 18:00 зимой. Посещение храмов и собора не потребует каких-либо расходов. При желании гости могут приобрести сувениры в торговых рядах, которые занимают большое пространство, начинаясь на Кипарисовой аллее на полпути к главному входу. Посетителям необходимо соблюдать простые правила во время визита в храмы и прогулок по территории Новоафонского монастыря:

  • женщинам следует покрыть голову косынкой или платком;
  • платье или юбка должны закрывать колени;
  • мужчинам нельзя носить пляжную одежду: шорты, футболки без рукавов;
  • фотографировать на смартфон или фотоаппарат, а также снимать на видео разрешено на всей территории.

Те, кто проголодается на пути к монастырю или обратно, могут приобрести в торговых рядах минеральную воду, выпечку, фрукты, прохладительные напитки и пиво.

Как добраться до монастыря?

Новый Афон – компактный город, несмотря на свой почтенный возраст. Он основан в III веке, но так и не смог разрастись до внушительных размеров. Путь к монастырю начинается от автобусной остановки у Музея боевой славы, которую местные жители называют «Ракушка». Туристам предстоит пройти примерно 1,2 км:

  • мимо Приморского парка по ул. Лакоба до первого светофора;
  • поворот налево;
  • дорога до Покровского храма;
  • далее путь лежит по Кипарисовой аллее (второе название – «тропа грешников»);
  • дорожка идет мимо торговых рядов;
  • Кипарисовая аллея заканчивается у главного входа.

Путь займет около 15 минут. Некоторые туристы посещают Новоафонский монастырь вместе с экскурсиями. Большинство путешественников предпочитает самостоятельное знакомство с обителью. Обычно визит длится 3–4 часа. С экскурсией – гораздо быстрее, но менее интересно.

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

Это интересно: Кафедральный собор Николая Чудотворца в Оренбурге — излагаем развернуто

Причины начала строительства

В середине 1874 года прот Святой Горы и греческое духовенство приняли решение о закрытии русского Афонского Пантелеймонова монастыря. Все находившиеся в нём должны были выехать в Малую Азию, где оставался пустующий христианский скит. Однако игумен вовремя узнал об этих планах. Чтобы спасти двор, он написал письмо графу Н. П. Игнатьеву, константинопольскому посланнику. В депеше монах просил походатайствовать перед императором Александром Вторым о предоставлении земельного надела в причерноморской области, который бы принадлежал православной епархии, для обустройства обители.

Место, где будет находиться Афонский монастырь, поручили подобрать насельнику Пантелеймоновой церкви иеромонаху Арсению. Он нашёл участок, на котором, как гласит предание, случилась мучительная смерть Симона Канонита, одного из апостолов, а очертания были похожи на греческую гору. Ещё этот край известен тем, что здесь был построен город Анакопия, бывший ранее столицей Абхазского царства.

В ноябре 1875 года царь Александр II распорядился предоставить требуемое количество земли и передать монастырю руины церкви апостола Кананита, а также генуэзской башни. Братьям предоставлялось право ловить рыбу в реке Псыртсха. И уже к окончанию года прибывшие мастеровые и братья, имевшие опыт в строительстве, под руководством талантливого архитектора иеромонаха Иерона приступили к возведению обители.

Драндский храм Успения Божией Матери

Расположен в селе Дранда, недалеко от Нового Афона. По мнению историков, именно это строение было построено императором Юстинианом Великим в VI в. Храм имеет 36 окон. Внутри он был украшен фресками Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и ликами святых. До настоящего времени они не сохранились. В храме расположены 2 гробницы, выполненные из мрамора.
В 1883 году монахи основали при храме монастырь, который был хорошо известен в Российской Империи. В 1917 году на его территории был расположен храм Успения Божией Матери. Через несколько десятков лет основные здания храма были разграблены. В настоящее время ведутся восстановительные работы для предания храму прежнего вида. Он открыт для посещения.

Упадок и возрождение

После прихода советской власти монахи отстаивали своё право на жизнь и несение службы в обители. Однако под предлогом антисоветской агитации приход закрылся в 1924 году. Хозяйственные работы прекратились, остановилась электростанция и железнодорожное сообщение. Разрушена была и канатная дорога.

Позднее территория монастыря использовалась в качестве туристической базы, а собор — краеведческого музея. Там, где проживал игумен, построили сталинскую дачу, а рядом — дом Л. П. Берии. Существует легенда, что именно Иосиф Виссарионович запретил сносить постройки целиком. Он предостерегал, что может накалиться обстановка среди православного абхазского населения.

Далее события развивались таким образом:

  1. Серьёзные обвалы произошли в 1970-х годах. Нарушилась дренажная система и была подмыта одна из монастырских стен. Чтобы сохранить уникальный памятник архитектуры, потребовались огромные средства.
  2. В годы грузино-абхазской войны 1992−1993 находившийся в здании госпиталь подвергался обстрелам, от чего пострадали все постройки.
  3. С 1994 года в стране узнали новость — в Новоафонской обители начались службы, возродилось паломничество.
  4. 2001 г. — открытие духовного училища и школы регентов.
  5. 2008 г. — восстановлена дренажная система. Работы проводились на средства, перечисленные Россией.
  6. 2009 г. — установка на главном соборе новых куполов.
  7. 2010 г. — восстановление фасада, построек и реставрация внутренних покоев.
  8. 26 мая 2011 года клирики отец Андрей и Дорофей признаны раскольниками с запретом служения. Так как покаяния в расколе не последовало, эти братья отстранялись ещё на 3 года. В ответ обвиняемые отреклись от Русской православной церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector