В чем помогает серафим саровский и о чем просят святого?
Содержание:
- Масло от святых мощей раздают людям в лечебных целях
- Где находятся чудотворные иконы святого
- Биография Серафима Саровского
- Наставления Серафима Саровского мирянам
- Золотой запас
- Дивеевская обитель и Саровский монастырь
- Четвертый удел Богородицы — Дивеево
- Какой силой обладает образ Серафима Саровского
- Семья
- Матерь Божья известила Серафима о времени кончины
- Где находятся мощи Святого Серафима Саровского?
- Окрестные святыни, которые тоже стоит увидеть
- Иконография Божьего угодника
- Как правильно вести себя возле мощей
- Как молиться Серафиму Саровскому?
- Святой Серебряного века
- Видео «Молитва преподобному Серафиму Саровскому»
- Какое чудо случилось в детстве Серафима
Масло от святых мощей раздают людям в лечебных целях
Масло от святых мощей — освященное целебное масло представляет собой уникальное средство, действие которого давно используется православным христианам. Святые Апостолы пользовались маслом для исцеления больных и прокаженных.
Такое церковное средство оказывает помощь от большого количества заболеваний и даже тех, где медицина бессильна, об этом говорят огромное количество свидетелей чудесных исцелений.
Масло от мощей Серафима Саровского можно взять в монастыре. Фото: makutu.ru
Применение масла простое. Наносить масло от мощей нужно крестообразно от правой стороны к левой, осеняя крестом больное место. После нанесения масла, можно растереть для его лучшего впитывания.
Где находятся чудотворные иконы святого
Иконы преподобного располагаются в большинстве русских православных храмов. Множество картин с ликом святого хранится в Москве. Увидеть наиболее почитаемые образы, поклониться им и обратиться с имеющейся просьбой можно в следующих местах:
- в Троицком соборе Данилового монастыря, ул. Даниловский вал;
- в храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной;
- в храме Священномученика Александра Хотовицкого, Второй Крестовский пер.;
- в Сретенском монастыре на Большой Лубянке;
- в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе, ул. Спартаковская;
- в храме Пророка Илии в Обыденском переулке;
- в Донском монастыре на Донской площади;
- в храме Святого Великомученика Георгия Победоносца, подворье Соловецкого монастыря, ул. Садовническая.
Иконы преподобного также имеются в зарубежных храмах, построенных для православных христиан. Увидеть такие образы можно в Эстонии, Греции, Великобритании, Франции, Канаде.
Мощи чудотворца хранятся в поселке Дивеево Нижегородской области. Сегодня они находятся в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской женской обители, которую в свое время опекал святой.
Биография Серафима Саровского
«Пламенный» — вот как переводится имя праведника. Именно такой — неугасимой — являлась его вера. И не утихло пламя на протяжении 79 лет земной жизни, невзирая на все испытания. Три десятка лет прожил батюшка отшельником, претерпел разбойное нападение и гонения, мучился от болезней, три года простоял на столбе, молился на камне. Но при этом всегда оставался смиренным, верил в Бога и людей.
19 июля 1754 г. родился в купеческой семье мальчик, которого нарекли Прохором. Родители его были набожными. Отец начал строить храм в родной деревне, когда он умер, дело продолжила мать. Однажды она взяла сына с собой, чтобы посмотреть, как идет стройка. Малыш упал с самого верха будущей колокольни, но остался цел благодаря чуду. Прохору тогда было 7 лет.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
По благословению старца, молодой человек отправился в Саровскую пустынь. После двух лет послушания Прохор тяжело заболел, диагноз — водянка. Несмотря на уход братьев, силы оставляли юношу. Тогда последовало еще одно чудо — болящему явилась Божия Матерь вместе с апостолами Петром и Иоанном. Дева Мария исцелила инока.
- Через 8 лет после поступления в монастырь Прохор становится монахом и получает имя Серафим.
- 1793 г. — посвящение в сан иеромонаха (священника).
- Вскоре после этого святой удаляется в затвор — мало питается, работает на огороде, держит пасеку. Основное время проводит в молитве.
Узнав о благочестии батюшки, к нему начали стекаться паломники-миряне. После жестокого разбойного нападения здоровье отца Серафима стало намного хуже. Получив удар топором по голове, он больше не смог прямо ходить. Скончался преподобный 2 января 1833 г., его нашли перед иконой Божией Матери в молитвенной позе.
Наставления Серафима Саровского мирянам
При жизни к Серафиму Саровскому приходило много страждущих, ищущих наставлений. И они обязательно получали его. Но были и те, кто от всего сердца хотел узреть батюшку своими глазами и услышать его голос даже не имея каких-то серьезных проблем. Но даже для них старец находил слова утешения, давая общие советы, которые помогали всем, вне зависимости от жизненных обстоятельств.
И самое главное, по мнению батюшки – это должна была быть каждодневная память о Боге. Для этого он рекомендовал непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
В завершение статьи хотелось бы лишний раз напомнить о сердечности святого. Будучи великим молитвенником, добровольно взявшим на себя большое количество подвигов ради Христа, он тем паче понимал слабую природу человеческую и нерешительность большинства людей. Потому и давал такое молитвенное правило, которое действительно было многим по силам.
Татьяна Страхова
Комментариев нет
Золотой запас
Этот момент пришелся на время внешне весьма неблагополучное для России. Русско-японская война, Первая мировая война, революции — одна, другая, третья… Но именно в этот период упадка, в трагический период русской истории преподобный Серафим дал средства жить дальше.
У государства золотого запаса не стало, а у нас свой золотой запас остался — преподобный Серафим. Он дал средства утверждаться духовно. Начиная с себя и потихоньку вокруг себя все обустраивая. К преподобному Серафиму, к его источнику, на протяжении всего XX века мы прибегали.
В XVIII веке — полная слава. Петр Великий, Северная война, завоевание Балтийского моря. Екатерина Великая присоединяет Черное море, Крым и так далее. Суворов, Потемкин — полная слава и триумф. XIX век: русские войска в Париже: «он взял Париж, он основал лицей». Освобождение Болгарии, мы у стен Константинополя, полная слава. И как бы «не надо» преподобного Серафима. И даже рублевскую «Троицу» видеть не обязательно, пусть она будет пока в серебряном окладе и за семью записями. И только в 1903-м голу он начинает жить для всей России. И Россия им жить только начинает именно в это время.
Век начинается очень тяжело, с поражений, а не побед. Но Россия получает новое тайное оружие. Это секретное оружие на наш двадцатый и двадцать первый век — в лице преподобного Серафима, в лице рублевской «Троицы». Внешность исчезает, суть обнажается. Россия открывается для свершения подвига. И обнажаются иконы, спадают позднейшие наслоения, проявляется духовный смысл. И обнажается святость русская.
…Интересно, что позже, после победы в Великой Отечественной именно в Сарове создается центр по созданию нашей атомной бомбы. Преподобный Серафим благословляет таинственным образом создание ядерного щита над Россией.
Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904
Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904
Дивеевская обитель и Саровский монастырь
Два нижегородский города – Саров и Дивеево – связаны с именем почитаемого и любимого батюшки. Саровский мужской монастырь известен, прежде всего, тем, что именно здесь подвизался послушником Великий угодник Божий. Здесь он был пострижен в монахи с именем Серафим, а затем рукоположен в иеромонаха. В советское время обитель закрыли, создав на этом месте засекреченный научный ядерный центр. До сегодняшнего дня территория является закрытой. Именно по этой причине после второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского было принято решение об их упокоении в родной для него Дивеевской обители. 1
Август
1991 года
Празднование возвращения святых мощей в Дивеевский монастырь.
Как паломнику доехать до Дивеево
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь расположился в южной части Нижегородской области – в селе Дивеево Дивеевского района. Добраться до обители можно:
- на самолете до нижегородского аэропорта Стригино;
- на теплоходе до причала Нижнего Новгорода;
- поездом до вокзала Нижнего Новгорода, Арзамаса или Мухтолова;
- на личном автомобильном транспорте через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское.
Четвертый удел Богородицы — Дивеево
Есть всего несколько мест на земле, которые Дева Мария окружает своим особым покровительством: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Расположен четвертый удел возле города Арзамаса, на берегу р. Вычкинзы. В с. Дивеево ныне проживает около 9 тыс. человек. Всего 200 лет назад тут было лишь маленькое поселение с деревянной церквушкой во имя Николая Чудоворца. Располагалась церковь по дороге, ведущей в Саров. Поэтому паломники останавливались в ней, чтобы отдохнуть.
Много усилий приложил батюшка Серафим к тому, чтобы обустроить здесь обитель для сестер. В июле 1827 г. тут появились первые насельницы. На средства жертвователей был возведен каменный храм Рождества Христова. Обитель разрасталась. После упокоения батюшки Серафима, в 1861 г. она получила статус монастыря. Был заложен собор во имя Святой Троицы, строительство которого продолжалось 27 лет.
Какой силой обладает образ Серафима Саровского
Во времена своего пребывания в этом мире святой прославился многочисленными исцелениями. Именно поэтому к нему чаще всего обращаются с просьбами о выздоровлении при различных болезнях (внутренних органов, глаз, ног).
При жизни Серафим Саровский помогал больным одной молитвой и водой, которую набирал из святого источника в Дивеево. Сегодня к этому роднику постоянно прибывает огромное количество верующих. После омовения в нем удается восстановить и улучшить состояние здоровья. При этом исцеление наступает как в физическом, так и в духовном плане.
К иконе Серафима Саровского приходят православные христиане, которые надеются:
- найти выход из трудноразрешимой ситуации;
- погасить конфликты, разногласия, вражду;
- успокоить душевные смятения и переживания;
- создать счастливую семью, родить здоровых детей;
- избавиться от несправедливости, клеветы;
- защититься от преследования, злых вражеских умыслов;
- обрести силы для противостояния греховным соблазнам;
- встать на путь следования Божиим заповедям;
- обрести настоящую веру и внутреннюю чистоту.
Преподобный старец уже много лет считается покровителем православного монашества. Ему молятся люди, желающие приобщиться к иночеству и посвятить свою жизнь Богу. Святой также защищает от нападений животных, помогает избавиться от страха и усмирить диких зверей.
Семья
Семья Муравьевых. 1905 г.
А вот как рассказывала правнучка о женщине, ставшей женой будущего преподобного — об Ольге Ивановне Муравьевой: «В своей еще мирской жизни бабушка была женщиной, обладавшей сильной волей, незаурядным умом и красотой. Она была богата и полна внутреннего достоинства».
В 1890 году Ольга Ивановна и Василий Николаевич обвенчались. Супруга сопровождала мужа-предпринимателя в его поездках в Европу — в Варшаву, Париж, Вену, где, кстати, однажды взяла первый приз в конкурсе красоты среди жен предпринимателей. Нам остались фотографии, по которым мы можем судить о ее внешности.
В 1895 году в семье родился первенец, сын Николай. Впоследствии родители отдали его учиться в элитную Императорскую Николаевскую гимназию в Царском Селе, после которой он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В общем, внешне это была очень обеспеченная светская семья. А на самом деле — строгие к себе и внимательные к другим христиане, которые сами жили довольно скромно.
У семьи был общий духовник, старец Варнава Гефсиманский (Церковь впоследствии прославит его в лике святых). «Пока мы живем, мы должны приносить пользу людям», — наставлял он Муравьевых. Неудивительно, что все 30 лет их совместной жизни прошли в делах милосердия.
Они помогали строительству и содержанию Иверской обители, устроенной отцом Варнавой, на свои деньги содержали несколько богаделен в Петербурге и регулярно сами навещали одиноких стариков, а также больных в казенных больницах, приносили подарки. Результатом этих поездок время от времени становилось распоряжение перевезти того или иного одинокого больного человека в дом Муравьевых, где он мог бы быстрее поправиться, находясь в домашней обстановке. Так, к примеру, они приютили у себя 36-летнюю тяжело заболевшую монахиню Воскресенского Новодевичьего монастыря, на их иждивении она находилась вплоть до 1917 года.
Василий Николаевич состоял членом Ярославского благотворительного общества, куда входили такие известные люди, как Патриарх Тихон и праведный Иоанн Кронштадтский. Причем по сложившейся традиции имена жертвователей не записывались — деньги вносились анонимно.
В дни больших праздников супруги накрывали щедрый стол и приглашали всех с улицы. Перед трапезой Василий Николаевич Муравьев молился и коротко рассказывал о празднике, потом люди могли подкрепиться.
Казалось бы, здесь можно и поставить точку!
Но мало кто знал, что Василий Николаевич Муравьев все эти годы — с самого детства — жил мечтой о монашестве. «Процветающий, благодаря своим талантам, в мирской жизни, но всегда стремящийся оставить мир, чтобы идти за Господом», — так описывает его правнучка. И что еще более удивительно — и жена его Ольга Ивановна с юности мечтала о том же!
Но почему же желание оставить мир так долго оставалось лишь мечтой?
Матерь Божья известила Серафима о времени кончины
Старец все больше слабел и дряхлел. 25 марта 1831 г. ему в последний раз явилась Небесная Царица и велела ему готовиться к отходу в мир иной. Старец известил об этом ближних.
Перед иконой Божией матери «Умиление» старец Серафим скончался
В ночь с 1 на 2 января 1833 г. во время молитвы душа Серафима покинула его тело. Утром келейник старца, отец Павел обнаружил тело старца, стоявшего на коленях перед иконой.
Преподобного положили в сделанный им самим гроб и похоронили у алтаря соборного храма Саровского монастыря.
2 января 1833
Серафим окончил свой жизненный путь
Решением Синода Серафим был канонизирован в 1903 г. Могила Серафима Саровского была вскрыта и миру были явлены его мощи.
Серафим предсказал, что его останки будут покоиться в Дивеевском монастыре. После долгих скитаний в XX в., в 2007 г. мощи были положены в Дивееве.
Где находятся мощи Святого Серафима Саровского?
Дивеевский район, где находится Свято-Троицкая обитель, расположен в Нижегородской области. Посещение святых мест является древней традицией православия, которой многие благочестивые люди следуют. Правда, не все знают, как доехать до мощей Серафима Саровского. Сделать это будет несложно, если подробно изучить данную статью.
Авиарейс из столицы в Новгород весьма популярен, продолжается путешествие около полутора часов. Пункт назначения — аэропорт Стригино. Путешествие на поезде продлится дольше — около 6 часов. Есть и прямой рейс на поездах «Ласточка» или «Стриж», такая поездка будет быстрее. Из Новгорода в монастырь большинство паломников добираются на автобусе. Билеты следует заранее бронировать, поскольку направление очень популярно у туристов.
Автобус отходит от железнодорожного вокзала. Посадка производится на площади в 150 м. от здания. От аэропорта до вокзала курсирует автобус №20, можно доехать и до метро (станции «Московская»).
Купить книгу Об авторе О книге
- В чем помогает икона Серафима;
- Молитва о помощи Серафиму Саровскому;
- Сильная Молитва на торговлю Серафиму.
Окрестные святыни, которые тоже стоит увидеть
Прежде всего, вокруг Дивеево находятся ещё несколько святых источников, к которым можно съездить. Все они расположены относительно недалеко от монастыря и посетить их можно с другими верующими на автобусах монастырского паломнического центра или договорившись с частниками. Ту всё зависит от маршрута. Один источник можно посетить примерно за 200-400 рублей с человека.
Возле деревни Цыгановка есть источник преподобного Серафима. Согласно преданию, он образовался в ХХ веке после явления здесь самого преподобного, когда дивеевские источники были недоступны из-за политики большевистских властей. Многие отмечают, что этот ключ весьма холодный, но вместе с тем очень целебный.
В километре от села Кременки находится «Явленный» источник Божией Матери, возникший здесь ещё в 1670 году. Возле села Автодеево расположился источник во имя Святой Троицы, а у деревни Маёвка – во имя Архангела Михаила.
Также в нескольких десятках километров от Серафимо-Дивеевской обители расположены святые места, которые можно посетить с экскурсией из паломнического центра монастыря или по договорённости с местными жителями. Правда съездить к ним будет уже заметно дороже – 700-1500 рублей с человека. Это Саров, Санаксарский монастырь и Муром.
И не забудьте про Арзамас! На Соборной площади этого замечательного города стоит целый ряд красивейших храмов, среди которых Преображенский собор-памятник героям Отечественной войны 1812 года. А в зимнем кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в левом приделе находится редкая икона Богородицы, которой молятся о даровании чад.
В Сарове можно попасть в Свято-Успенскую Саровскую пустынь, в которой начинал свой подвиг преподобный Серафим. В советские годы пустынь была разорена и закрыта, но сейчас активно восстанавливается. Неподалёку от Сарова находятся Ближняя и Дальняя пустыньки батюшки Серафима. В Дальней пустыньке святой совершал самый известный из своих подвигов – тысячедневное моление на камне. Первый камень паломники давно раздробили и разнесли по домам, как святыню, но вместо него установили новый, похожий, который там можно увидеть.
В лесах Мордовии притаился Санаксарский мужской монастырь. В этой обители в уникальной деревянной раке, напоминающей корпус корабля и элементы его такелажа и рангоута, покоятся мощи святого праведного Фёдора Фёдоровича Ушакова, адмирала российского флота, много раз приносившего нашей стране громкие победы. Там же можно поклониться мощам дяди адмирала – преподобного Фёдора Санаксарского и мощам Александра Санаксарского, одного из игуменов обители.
До недавнего времени в Санаксаре подвизался старец Иероним (Верендякин), у которого было множество духовных чад по всей России. Теперь он похоронен в стенах обители, его могилу посещает множество паломников, а книги с его наставлениями расходятся по стране огромными тиражами.
Санаксарский монастырь расположен в удалении от основных дорог в очень живописном месте на берегу озера и порадует глаз ценителей архитектуры. Единственный минус путешествия сюда – очень плохое качество мордовсих дорог…
Наконец, из Дивеево можно съездить в Муром – на родину преподобного богатыря Илии Муромца.
Здесь паломники найдут святых покровителей брака Петра и Февронию Муромских, перед мощами которых смогут сотворить молитву в Свято-Троицком женском монастыре. А в Муромской Николо-Набережной церкви, расположенной на берегу реки Оки, стоит поклониться мощам ещё одной покровительницы брака – святой Иулиании Лазаревской.
Напротив Свято-Троицкой обители находится мужской Благовещенский монастырь. Он был основан Иваном Грозным после взятия Казани в 1552 году, на месте захоронения князя Константина и его семьи, причисленных к лику святых за распространение христианства на муромской земле.
Архитектура древнего Мурома будет интересна для ценителей старины. Здесь есть много красивейших храмов четырёх- пяти- и даже шестивековой давности постройки.
Иконография Божьего угодника
Первую икону святого писали с его прижизненного портрета. Позже появились списки, изображающие Серафима как молящегося или благословляющего старца (см. фото ниже):
К самым известным изображениям, сделанным во время жизни богоугодника, принадлежат:
- портреты, заказанные людьми в знак глубокого почтения к старцу;
- картина из Саровской обители, помещенная над могилой чудотворца после его кончины (представляет собой братскую живопись монастырских мастеров);
- работа художника Арзамасской школы В. Е. Раева, выполненная карандашом;
- Серебряковский портрет, написанный с натуры в 1828 г. (автор картины Семен Серебряков после бесед с Серафимом Саровским тоже принял монашество);
- образ, принадлежащий кисти художника Д. Евстафьева (на сегодняшний день сохранился только в списках).
Те мастера, которым удалось повстречаться с Серафимом Саровским при его жизни, в деталях описывали, как выглядел праведник. Они запомнили его как невысокого согбенного старца с опущенными плечами и неизменными четками в руке. Молитвенник имел недлинную аккуратную бороду, носил старенький балахон с поясом и ветхую камилавку (церковный головной убор). На его бледном лице особенно выделялись глаза – кроткие, но внимательные, изливающие на окружающих теплый свет, идущий из глубины души.
Как правильно вести себя возле мощей
Совершая паломническую поездку, важно не только знать, как доехать до места, где находятся мощи Серафима Саровского. Верующий человек должен правильно вести себя
В поездке следует думать о своем духовном состоянии. Следует избегать самых распространенных ошибок, которые допускают многие путешественники.
- Воздержитесь от болтовни. Паломничество отличается от обычного туризма. Дорожные пустые разговоры способны кого угодно лишить молитвенного настроя. Лучше подумать о цели путешествия. Сформулируйте свою просьбу, что именно является вашим желанием? Физическое исцеление или что-то другое?
- Воздержитесь от мирского. Если перед путешествием не удалось попоститься, сделайте это хотя бы во время поездки. Откажитесь от тяжелой мясной пищи в пользу овощей и фруктов. Сократите количество сигарет, избегайте употребления алкогольных напитков.
- Не суетитесь в монастыре. На территории обители весьма многолюдно. Не следует пытаться попасть везде и сразу. Тяжело бывает воздержаться от осуждения ближних. Чтобы не нарушить духовного равновесия, надо заранее написать записки о здравии и поминовении. Занимайте только одну очередь, а не три одновременно.
Собираясь к мощам преподобного, будьте готовы отстоять длинную очередь. В это время святые отцы советуют молиться. Возьмите с собой акафист и читайте его. Праздные разговоры отвлекают других паломников. Лучше продумайте, что именно будете говорить, ведь никому не дают задерживаться возле мощей надолго.
Перед тем, как подходить к гробнице, следует заранее совершить два поклона и перекреститься. Возле раки делать это неудобно — вы будете мешать окружающим, задерживать очередь. Прикладываться правильно так — сначала поцелуйте святыню, затем приложитесь к ней лбом. Допускается освящать икону, четки, крестики, пояса с молитвой. Для этого нужно передать предмет сестре, которая стоит возле мощей.
После того, как приложились, выходите из оградки. Затем совершите еще один поклон с крестным знамением. Молитвами преподобного отца нашего Серафима, Господь да помилует и спасет вас!
Как молиться Серафиму Саровскому?
Молитвы батюшке Серафиму есть в обычных молитвословах в разделе «разные молитвы». Но кроме текста молитвы желательно еще иметь и икону Серафима Саровского, чтобы обращаться к нему как бы зрительно. О том, какие бывают иконы Серафима Саровского, а также о его портретах, у нас на сайте была интересная статья.
В зависимости от вашей нужды, вы можете взять за правило читать молитву батюшке Серафиму каждый день. Если же чувствуете нужду в более сильной молитве, возьмитесь читать акафист Серафиму Саровскому.
Акафист – это особое молитвенное правило, составленное из кондаков и икосов, и заканчивающееся молитвами святому. Акафисты, как правило, читают накануне праздника – дня чествования святого, или когда хотят сугубо помолиться святому. Сам батюшка Серафим при жизни часто читал акафисты Господу, Богородице и разным святым, и тому есть свидетельства очевидцев.
Бывает, что обстоятельства требуют от нас весьма серьезного молитвенного правила. В такие моменты некоторые берут на себя «малый подвиг» и читают акафист 40 дней подряд.
Если вы находитесь именно в такой ситуации и ищите помощи у батюшки Серафима, то также можете читать акафист Серафиму Саровскому ежедневно в течение 40 дней. Кого смущает такое правило, может подкрепить свое решение благословением священника вашего храма.
Святой Серебряного века
Прославление преп. Серафима происходит в момент смены эпох. В девяностых годах XIX века начинается религиозное возрождение. Оно происходит и в духовной, и в светской жизни. К 1903 году соединились все нити народной жизни: и собственно народное почитание, которое жило в народе в скрытом виде, и интеллигентское духовное исследование, и в том числе повышающийся впервые интерес к монашеской жизни и к умной молитве и иноческому деланию, и вообще ко всему духовному. Народная инициатива, дошедшая до самого царского престола. Святейший Синод, по-прежнему пребывавший во многом на путях более рационалистического отношения к святости, еще долго бы проколебался, если бы не было прямого царского указания к канонизации…
Так совпало, что преподобный Серафим стал самым почитаемым на Руси святым с 1903 года. Он как бы замкнул собой всех остальных русских святых. Д. С. Мережковский пишет большую серьезную статью «Последний святой». Менялся век, менялась духовная ситуация.
Преподобный Серафим Саровский. Икона. Россия, XX век
Не случайно сам себя этот век обозначил как серебряный. Серафим стал святым Серебряного века. Он в этом смысле очень точно лег на души, оказался ко времени. Естественно, преподобный Серафим есть святой на все времена. Но в это время особенно.
Русский двадцатый век вообще начинается необычными вещами. Например, на протяжении многих веков после Андрея Рублева, Дионисия, великих иконописцев русская икона пребывала в состоянии, которое наш современник В. А. Солоухин назвал «черные доски». В XX веке русская икона вдруг открывается. Причем именно где-то в 1903-1905 гг. открывают рублевскую «Троицу», в 1918 г. — Вла-димирскую Божию Матерь. Значит, в XVIII и XIX веке Господь «не считал нужным» предъявить эту форму святости народу. А вот где-то на рубеже двадцатого века — в предчувствии общей гибели, в предчувствии общей катастрофы — это происходит. В ощущении приближающейся гибели вдруг «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», и русские — русские православные прежде всего, а за ними и весь мир — вдруг что-то увидели. Мир увидел уникальное явление русской иконы и почти одновременно — уникальность подвига русских святых, среди которых первым оказался преподобный Серафим.
…У моей бабушки на столике возле постели всегда стояли две маленьких иконки: преподобный Серафим и преподобный Сергий. Они действительно друг друга дополняют. И они совпадают… по времени. В 1892 году в России торжественно праздновалось пятисотлетие преподобного Сергия. Вы думаете, так вот постоянно помнили все о преподобном Сергии и читали о нем, и писали? Нет, тоже нет. И юбилеев раньше не праздновали… Снова, как мы уже видели по «совпадениям» из жизни Серафима, так всё подгадалось, что и юбилей преподобного Сергия, и канонизация преподобного Серафима пришлись на одно десятилетие. Все это с чрезвычайной силой всколыхнуло все русское общество, дало мощный духовный всплеск, который явил действительно миру, помимо феномена русской чудотворной иконы, еще и феномен русской духовности, русской святости в самых высоких образцах
Обратим внимание: к этому времени и русская литература, и русская религиозная мысль, и русская богословская наука, преодолев путы западного просвещения, сумела осознать свой православный путь. В этом контексте преподобные Сергий и Серафим оказались «оптимальными» фигурами для диалога Церкви с миром, а позже в русской эмиграции для творческого, богословского диалога с латинским Западом…
Монахини у колодца, вырытого по благословению преподобного Серафима. 1904
Видео «Молитва преподобному Серафиму Саровскому»
В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвы преподобному Серафиму Саровскому.
Детские и юношеские годы
Родился Серафим Саровский (при рождении Прохор) 19 июля 1759 года в состоятельной семье купцов из города Курска. Отец его владел кирпичными заводами, а мать помогала бедным. Вскоре родитель умер, оставив детей на попечительство вдовы. Она же продолжила дело мужа, параллельно оканчивая возведение храма в честь преподобного Сергия.
Будущий святой с малых лет тяготел к знаниям. Он много читал, быстро научился писать и много времени посвящал самообразованию. Почти каждый день мальчик посещал церковь, усердно молился, изучал Священное Писание. Как-то раз Прохору встретился юродивый, который предсказал ему будущую славу.
На пути к монашеской жизни
К семнадцати годам юноша окончательно осознал, что хочет уйти от мирской жизни. Мать, которая всегда поддерживала сына, не противилась решению Прохора. Вскоре будущий монах вместе с пятью богомольцами пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру.
Уже возле Киева Прохор прознал о провидице Досифее из Китаевской обители, а потому тут же решил направиться к нему. Там старец благословил его на служение Саровскому монастырю и наказал нести слово Божье людям.
Начало монашеских подвигов
Прибыв 20 ноября 1778 года в Саровский монастырь, Прохора назначили келейником при казначее Иосифе. Он же и стал первым духовным учителем юноши. Усердно трудясь и возводя молитвы, будущий святой также успевал уделять пару часов уединению.
Спустя пару лет юного служителя одолела хворь. Состояние было настолько тяжелым, что ему уже начали предсказывать скорую смерть. Через три года мучений, во время причащения Прохору явилась Святая Богородица, а после Ее визита болезнь бесследно исчезла. На том месте, где произошло чудо, позже воздвигли храм, а рядом построили больницу.
13 августа 1786 года Прохор, наконец, принял монашество и был наречен Серафимом. А спустя несколько месяцев его посвятили в иеродиаконы. 2 сентября 1793 года Серафим становится иеромонахом, а через год, по просьбе настоятельницы Агафьи Мельгуновой, берет на свое попечение Дивеевских сестер. Спустя 16 лет монашеской жизни, будущий святой по разрешению отца Исаии становится отшельником.
Отшельническая жизнь
Келья преподобного располагалась недалеко от монастыря в глухом лесу. Там Серафим постоянно молился, питался, чем Бог пошлет, носил бедные одежды, общался с животными. Обитель он посещал только на праздники или воскресные службы, чтобы причаститься. Вскоре к его уединенному жилищу начали приходить люди, и отшельник никогда не отказывал просящим.
Однажды на Серафима напали воры, вздумавшие ограбить монаха. Тот не стал сопротивляться, отдавшись в руки Господа. Его связали, жесткого избили, а келью перевернули вверх дном. Ничего не отыскав, грабители ушли прочь. Инок восемь дней не мог подняться с постели, а когда прибыли врачи, теряя сознание, увидел Деву Марию. Она явилась к нему с Петром и Иоанном. Взглянув на больного, Богородица промолвила: «Сей от рода нашего». Через несколько дней отшельник пошел на поправку, а спустя пять месяцев вернулся к уединению.
После смерти игумена Саровского монастыря Серафиму предложили возглавить эту должность, однако инок отказался. Вместо этого он принял обет молчания, который беспрекословно хранил на протяжении трех лет.
Чудотворец всю жизнь помогал людям
Последние годы жизни и кончина
Через три года после кончины отца Исаии новый игумен, преподобный Нифонт обязал Серафима посещать храм и причащаться или же переселиться в отдельную келью на территории монастыря. Так, 8 мая 1810 года Саровская обитель вновь приняла своего монаха. Однако от затворничества инок не отказался. Испросив разрешение, он полностью уединился на целых пять лет.
Однажды к нему во сне явилась Пресвятая Богородица и наказала служить людям. Лишь тогда отшельник ослабил свой обет, позволив посещать его. А 25 ноября 1825 года к нему вновь пришла Божья Матерь, чтобы сообщить, что ему дозволено выйти из затворничества.
В этот же день, по пути из обители, перед Серафимом предстала Дева Мария. Она ударила посохом о землю, от чего из нее забил родник.
Царица Небесная напомнила монаху о его обязанностях перед Дивеевскими сестрами, наказав заложить монастырь для девиц.
25 марта 1831 года на Благовещение Богородица последний раз явилась будущему святому, чтобы сообщить о близкой кончине. Серафим Саровский покинул сей мир 2 января 1933 года, молясь перед местом своего будущего захоронения.
Какое чудо случилось в детстве Серафима
Мальчик появился на свет 19 июля 1759 года в купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных. Во время крещения ему дали имя Прохор. Мать была добродетельной женщиной, помогала нищим в пропитании и одежде, а молодым девушкам сиротам выходить замуж. Отец был состоятельным человеком, держал лавку и завод, строил церкви и дома. Одну из церквей в честь Сергея Радонежского отец не достроил, умер. За строительство взялась мать Прохора.
Чудо спасения Прохора произошло именно настройке. Мать взяла его с собой на высокую колокольню. Мальчик подошел к краю и оступился. Мать испугалась за сына и предполагала, что найдет его мертвым на земле. Но, какое, же было удивление, когда он оказался не только живым, но и невредимым. Она поняла, что сын находится под особым покровительством Господа. С самого детства он читал священное писание, ходил в церковь и обращался к Господу с молитвами.