Санаксары
Содержание:
Паломнику
Памятка для паломников:
- Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
- Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
- Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
- Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
- Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной — бесплатно.
- По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 — 917 — 990 — 14 — 66
Для желающих потрудиться в монастыре
во славу Божию существуют следующие требования:
- Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
- При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
- Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
- Добросовестное выполнение порученной работы.
- Бережное отношение к имуществу монастыря.
- Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.
При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.
На родину, в Санаксар
В итоге Вы оказались в Мордовии. Как это произошло?
Года через два после начала учебы в семинарии я поехал в паломничество в Дивеево. Оттуда почти полдня на перекладных добирался до Санаксарского монастыря – интересно было посмотреть, что это за обитель.
Тогда я впервые встретился со старцем Иеронимом. И первое, что я от него услышал, еще даже не успев задать свой вопрос, – это ответ на волнующее меня недоумение: «Благословляю тебя поступать в монастырь». До встречи с батюшкой я хотел узнать, есть ли воля Господня на мое стремление к монашеству. И хотя его благословение было как бы вопреки складывавшимся обстоятельствам, в итоге, почти через три года, посещая Санаксар уже в седьмой раз, я окончательно переступил порог ставшей для меня родной обители. Так сотворил Господь по сердцу моему.
Удивительно и трепетно для меня было и то, что тогдашний наместник монастыря архимандрит Варнава (ныне епископ Павлодарский и Экибастузский) в постриге дал мне имя в честь святителя Иннокентия Иркутского. Дело в том, что в Иркутске я какое-то время нес послушание у раки с его мощами, и в диаконский сан меня рукополагали в день памяти святителя, 9 декабря (теперь это мой день ангела). И когда при пострижении было произнесено имя «Иннокентий», я сначала даже не понял – так неожиданно это было.
Каким был монастырь в те годы?
В обители особого изобилия не было, все просто и скромно. Внешним обликом монастырь отличался от прошлых времен разве только тем, что на заднем дворе стояла автомобильная техника. А так братия ездили на телеге, запряженной лошадьми, у стен монастыря паслось небольшое стадо коров и гусей. О том, что мы живем все-таки в XX столетии, напоминали лишь приезжавшие паломники да электрическое освещение в кельях.
За неимением средств обитель восстанавливали постепенно, по мере возможности, и только самое необходимое. Но главным приоритетом всегда был храм: если налажено богослужение, то все остальное приложится. Душа русского человека так устроена: все самое лучшее всегда отдавалось Богу.
В возрождении Санаксара деятельное участие принимал правящий архиерей епископ Варсонофий (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Он рассказывал, что, бывало, и по два раза в день приезжал из Саранска за 180 километров, чтобы помочь братии подготовить монастырь к зиме.
По сравнению с Сибирью, Мордовия какой Вам показалась?
Это удивительный и красивый край: много лесов, полей, рек, озер. «Большая природа», как говорил о Мордовии последний игумен нашего монастыря преподобноисповедник Александр Санаксарский. Погода здесь переменчивая. Монастырь расположен на открытом пространстве, поэтому у нас нередко бывает ветрено.
Первые послушания в Санаксаре Вы какие несли?
На клиросе и в швейной мастерской. Спустя время меня благословили восстанавливать монастырское подворье в Саранске.
Период с 1930 по 1991 год
После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.
Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.
Санаксарский монастырь
Описание Санаксарского монастыря
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирская.
Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.
Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова — великого подвижника второй половины XVIII века. Молитвами и трудами преподобного Феодора монастырь уже при его жизни приобрёл общероссийскую известность. Славился он строгостью уставного богослужения, особым аскетическим духом, воздержанием и добродетелями обитающих в нём пустынножителей.
7 марта 1765 года Высочайшим указом велено было Санаксару именоваться монастырем.
Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.
Трагические события XX века не обошли стороной и Санаксар: монастырь был закрыт, монахи разогнаны, благолепие храмов осквернено и изуродовано.
В 1991 году Санаксарская обитель была возвращена Русской Православной Церкви, и 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава совершил первую Божественную Литургию.
К 2000-му году в монастыре было уже более 90 человек братии. Ежедневного в соборном храме по монастырскому уставу совершается богослужение — основа жизни обители. Восстанавливаются жилые корпуса, реставрируются храмы.
Свои последние годы в обители провёл известный старец схиигумен Иероним (Верендякин).
Паломнические поездки к Санаксарскому монастырю
- Поездка из Таганрога в Санаксарский монастырь
- Поездка из Волгограда в Санаксарский монастырь
- Поездка из Самары в Санаксарский монастырь
- Поездка из Нижней Озеряна (Харьковская обл.) в Санаксарский монастырь
- Поездка из Зеленограда в Санаксарский монастырь
- Поездка из Киева в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Воронежа в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Клина в Санаксарский монастырь
- Поездка из Житомира в Санаксарский монастырь
- Поездка из Энгельса в Санаксарский монастырь
- Поездка из Одессы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Воронежа в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Солнечногорска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Винницы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Красноярска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Тюмени в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Екатеринбурга в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Нижнего Новгорода в Санаксарский монастырь
- Поездка из Киева в Санаксарский монастырь
- Поездка из Ижевска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Энгельса в Санаксарский монастырь
- Поездка из Красноярска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Минска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Екатеринбурга в Санаксарский монастырь
Современное состояние мужской святыни в Темниково
7 марта 1991 года полуразрушенные стены некогда прекрасной мужской обители были возвращены православной Церкви. Первая Литургия после закрытия монастыря состоялась в том же году во время празднования Троицы. Через несколько лет были возрождены и освящены храмы.
Современный монастырский комплекс привлекает паломников своими святыми и прекрасными природными местами.
Под часовней, как и много лет назад, находится могила Федора Ушакова, мощи которого оставались нетленными при открытии могилы.
Интересно! Местное население утверждает, что текущий в лесу ручеек, названный Ушаковским, обладает чудодейственной силой. Родниковую воду не только пьют, ее собирают в купели, и каждый желающий может принять святую силу, окунувшись в этой воде.
С 2014 года настоятелем темниковской святыни является священноархимандрит, епископ Краснослободский и Темниковский Климент.
Монастырь сегодня
В обители сегодня действует несколько храмов. В их числе :
- собор Рождества пресвятой Богородицы;
- церковь Преображения господня;
- храм Владимирской иконы Божьей матери;
- церковь Воскресенья Христова;
- усыпальница-часовня схииигумена Иеронима.
В обители хранятся почитаемые иконы Казанской Божьей Матери, преподобных Александра Исповедника и Феодора Санаксарского, а также Пресвятой Богородицы.
Монастырь известен и своими святыми источниками. Главный из них находится в лесу, у дороги, которая ведет в обитель. Из него паломники могут испить или набрать в дальний путь прохладной святой водицы. Кроме того, там есть две купели для омовений, заключенные в терема. В купальнях есть поручни со ступенями, что позволяет пользоваться ими немощным и пожилым людям.
В монастыре действует церковная лавка. В ней представлен большой ассортимент церковной утвари, включая иконы, крестики, лампады, свечи, а также книги, сувениры, аудио- и видеокассеты православной тематики.
Архитектура
Процесс строительства каменных зданий, входящих в архитектурный ансамбль монастыря, занял относительно короткий отрезок времени, поэтому для всего церковного комплекса присуще стилистическое единообразие (прослеживается полное отсутствие эклектики), что отличает его от большинства монастырей, возведение которых продолжалось на протяжении нескольких столетий.
Строительство проходило под непосредственным руководством отца Феодора, а затем старца Филарета. В целом монастырский ансамбль сложился за период с 1765 по 1820-е гг. К концу XVIII в. Санаксар имел уже приблизительно тот вид, который видят сейчас посещающие его паломники.
Санаксарский монастырь в Мордовии – это замкнутое пространство, которое по форме представляет собой трапецию. Ограды в общепринятом понимании здесь нет. Церковная территория по периметру ограждена корпусами келий, соединенных между собой невысокой стеной с 3 угловыми башнями.
Перед главным входом находится построенное в стиле барокко трехъярусное здание пятиглавого собора Рождества Пресвятой Богородицы, являющееся духовным и архитектурным центром всего комплекса. Он располагается перед центральными воротами и огражден со всех сторон другими монастырскими сооружениями, которые выстроились по периметру монастырского двора.
Собор строился по плану, разработанному иеродиаконом Филаретом (Былининым). Храм украшал великолепный резной иконостас. На фасадах здания – разноцветная роспись. Внутреннее украшение стен, также принадлежащее кисти старца Филарета, выполнено в стиле рококо.
Остальные здания расположились по периметру церковного двора вокруг собора Рождества Пресвятой Богородицы:
- Прямо напротив храма с противоположной стороны двора находится колокольня (1776 г. постройки), очертания которой имеют сходство с силуэтами питерских колоколен и башен Александро-Невской Лавры.
- Одноглавая больничная церковь, воздвигнутая в честь иконы Владимирской Богоматери, и больничные кельи расположены в юго-восточном углу двора.
Далее видны:
- настоятельские и казначейские кельи;
- здание трапезной;
- братский корпус;
- корпуса для иеромонахов и монахов.
Строительство жилых помещений заняло менее 15 лет (с 1777 по 1790 г.). За это время были возведены здание трапезной (1777 г.), братские (1779 г.) и больничные кельи, двухэтажный каменный корпус для иеромонахов (1781 г.) и корпус для монахов (1782 г.).
В 1785–1787 гг. за пределами основной территории (так как сама площадь монастырского двора невелика) была построена двухэтажная гостиница для паломников, которую расположили примерно в 100 м от западной монастырской стены. Она также сохранилась до нашего времени.
В 250 м от Святых ворот находится церковное кладбище и каменный храм Воскресения Христова (1805 г.), выделяющийся «столичностью» архитектуры. Он расположен у самой дороги и первым открывается взглядам паломников. С него и начинается первое знакомство с Санаксарской обителью. Чертежи кладбищенской церкви был выполнены лично иеромонахом Филаретом.
Не так давно на кладбище появилось еще одно сооружение, имеющее вид беседки. Данная постройка представляет собой часовню, построенную над местом погребения старца Иеронима, который при жизни был братским духовником.
Кроме этого, у паломников вызывает огромный интерес целебный источник с необыкновенно вкусной водой.
Настоятели и наместники
- настоятели
- Феодосий (1660-е — 1681)
- Зосима
- Трифон
- Дорофей
- Петр (1730-е)
- Филагрий
- Иоасаф (до 1752), строитель. Привлечен к следствию по делу о «квакерской ереси».
- Порфирий (24 февраля 1752 — 17 марта 1753)
- Феодор (Ушаков) (1764—1774)
- Иоиль (Тишков) (8 августа 1774—1778)
- Венедикт (Селиванов) (1778 — 27 декабря 1788)
- Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 — 13 февраля 1803)
- Филарет (Былинин) (28 февраля 1803—1817)
- Нафанаил (4 апреля 1817 — 12 сентября 1832)
- Димитрий (12 сентября 1832 — 5 сентября 1848)
- Иоасаф (27 сентября 1848 — 23 сентября 1857)
- Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 — 7 сентября 1863)
- Иларий (Иванов) (1863 — июнь 1879)
- Тихон (Цыпляковский) (15 сентября 1879 — декабрь 1884)
- Амвросий (Ворогушев) (1885—1893)
- Феодосий (Мясников) (1893 — декабрь 1895)
- Августин (Кривоногов) (1895—1915)
- Александр (Уродов) (1915—1918)
- наместники
- Варнава (Сафонов) (1 апреля 1991 — 14 ноября 2010)
- Иннокентий (Руденко) (с 24 декабря 2010)
Три столпа Санаксара
Каждая монашеская обитель славна, прежде всего, подвижниками. В Санаксаре мощами пребывают трое удивительных святых: два Феодора (Ушаковы: праведный воин и его дядя-монах, преподобный), а также преподобноисповедник Александр, история жизни которого не менее поразительна, чем первых двух. Какие еще святые особо почитаются в Мордовии и, в частности, в Санаксаре? Кто считается небесным покровителем монастыря? Возможно, в обители есть некие традиции почитания определенных святых?
Покровительница наша – Пресвятая Богородица, в честь Рождества Которой именуется наш монастырь. Каждый из санаксарских святых имел особое отношение к Божией Матери. О первоначальнике игумене Феодосии осталось мало сведений, к тому же он ездил с духовной миссией на Восток. Возобновителя монашеской жизни преподобного Феодора мы почитаем как основателя и небесного покровителя монастыря (после Богородицы). Воин Феодор Ушаков, племянник преподобного, стал единственным в мире прославленным Церковью адмиралом и флотоводцем. И он теперь покровитель всех моряков.
Последним игуменом обители (1915 год) был преподобноисповедник Александр, современник революции 1917 года. Он претерпел предательство от вольнодумных, сочувствовавших новой власти братий, которые в свое время избрали его игуменом, и был изгнан из монастыря за то, что эту самую власть не поддерживал. Он отправился в Казань и был назначен наместником Седмиезерной пустыни. Когда начались гонения на верующих, преподобный Александр был заключен в концлагерь, впоследствии выслан на три года с ограничением поселения в больших городах. Жил он преподобно. У него было много духовных чад.
Как мощи преподобноисповедника Александра оказались в Санаксаре?
В сентябре 2001 года нас подвигли на это представители Синодальной комиссии по канонизации святых. Нашей воли вообще не было. Мы молились об упокоении последнего нашего настоятеля, собирали архивные материалы о нем, и тут нам говорят: «Надо обретать». Мы обрели, подали нужные документы в Комиссию, и преподобный был прославлен.
Вы как-то обмолвились, что святой Александр духовно Вам близок. А чем именно?
Когда я приходил к вере, я встречал людей как раз такого склада, как преподобноисповедник Александр: они жили среди гонений, кто-то из них сидел в тюрьме за веру. У этих людей и их учеников мы учились вере. Отец Александр был того же духа – из тех подвижников, имевших в себе и строгую жизнь, и любовь к людям. Он наш современник в некотором смысле: преставился преподобный Александр 27 августа 1961 года, а 60-е годы – это не так далеко от наших дней.
Все наши санаксарские святые для нас родные. Не потому, что мы каждый день прикладываемся к их мощам и молимся им, – сама жизнь понуждает нас обращаться к святым, и они всегда, так или иначе, помогают нам. Наши святые – частица нашей жизни, частица нас самих – тех, кого Господь привел в обитель, чтобы мы служили здесь Богу и людям. А святые отцы, в свою очередь, служат нашему спасению, заботятся, молятся о нас, откликаются на наши просьбы, воздыхания о наших немощах и несовершенствах. Поэтому не любить их невозможно.
«Капитан» по послушанию
Оглядываясь назад, могли Вы тогда предполагать, что однажды станете «капитаном корабля», небесным покровителем которого, среди прочих святых, является знаменитый флотоводец, адмирал Феодор Ушаков?
Никогда не думал об этом. Воспринял назначение на должность наместника как то, чего никак не хотел по-человечески, но чему покорился ради послушания. Случилось это через двенадцать лет после моего прихода в обитель. Обо всем в мире есть промысел Божий. Думается, когда мы не ищем чего-то, а оно нам дается, это и есть голос Божий, зовущий нас на тот крест, который мы, быть может, и не искали, но он необходим для нашего спасения и, возможно, спасения других людей. Христос был первым послушником, Он жил в послушании. Вот и мы должны быть послушны.
Вы знаете, первые подготовительные испытания мне пришлось проходить у своего духовника отца Геннадия. В Иркутске при Знаменском соборе у нас было братство святителя Иннокентия Иркутского. К слову, несколько человек из этого братства потом оказались в Санаксаре. Отец Геннадий был строг к нам и требователен. Но мы знали, что он любил нас, и эта любовь согревала. Поэтому еще до принятия монашества мы старались усвоить замечательное правило христианской жизни, которое должно стать состоянием души, – быть в послушании.
Что оказалось самым сложным в игуменстве для Вас?
На игумена смотрят как на образец для братии, но я осознаю, что не могу являться таким образцом во всей полноте. Это путь, наверное, целой жизни. Да и есть с кем сравнивать себя. Опыт (и житейский, и духовный) приходит со временем.
Сложно бывает решать какие-то внутренние вопросы братии. Чтобы найти ниточку в общении, необходимо доверие. Приходится много трудиться на этом поприще. Братия доверяют себя Богу через послушание, через людей, которые поставлены в управление монастырем, – через игумена, духовника, старшего по послушанию. Веря Богу, братия доверяют себя тем, кто над ними поставлен, а старшие осознают ответственность, с которой они должны заботиться об этих людях. Это в идеале. Учиться же этому приходится также всю жизнь. А вообще, начальников стараются избегать (улыбается).
Есть такая поговорка: «Подальше от царей – голова целей».
Сколько братии сейчас в обители? Как распределяются послушания между ними? Меняются ли послушания со временем или каждый выполняет однажды закрепленное за ним дело?
57 человек, из них 11 послушников. Четверо братий служат на подворье в Саранске, один – на подворье на Сахалине. Еще один иеромонах на послушании в Северодвинске. Трудников у нас сейчас 30 человек.
На послушания насельники назначаются сначала в зависимости от необходимости, а потом – по способностям. Во время испытательного срока становится видно, к чему человек стремится, как он проходит послушание: благодушно или с унынием. Раскрывается отчасти душа человека. Становится ясно, может ли человек отказать себе в чем-то ради ближнего, или нет. Поэтому трудники живут все вместе.
Но главное послушание в монастыре – это богослужение.
Если человек просит поставить его на другое послушание, как поступаете?
Смотря по какой причине. Если из-за здоровья тяжело, можем перевести. Но бывает – и по неосновательным причинам или по своему желанию. Тогда нет.
В чем, на ваш взгляд, особенность монашеской жизни в Мордовии? Какие трудности и радости переживает монах на этой земле? Идет ли молодежь в монашество?
Специфика монашеской жизни в Санаксарской пустыни с самого начала отличалась тем, что возобновитель монашества в Санаксаре преподобный Феодор был строгого нрава, и прежде всего к самому себе. Это налагает определенный отпечаток на весь уклад жизни монастыря. Будучи способны или не способны к строгому монашескому житию, мы, так или иначе, тянемся к тем заветам, которые оставил старец Феодор своим ученикам. Да и природа в наших краях требует от монаха собранности, не дает расслабиться, особенно зимой.
Молодые люди в монастырь приходят сейчас редко. Мы их принимаем, как и всех, с испытанием. Никто не окажется не испытан, поскольку тот, кто хочет посвятить свою жизнь Богу, должен быть испытан многократно. Обратного пути не предусматриваем.
Во время богослужения в вашей обители отдельные возгласы или молитвы произносятся по-мордовски?
На пасхальной службе некоторые священники из мордвы читают Евангелие на мордовском языке.
В 19-м веке
В официальном документе, датируемом 1802 годом, содержится характеристика Санаксарской обители, согласно которой она «не уступает самым лучшим монастырям Российским». В другой записке того же периода упоминается, что большинство членов братии являются бывшими военными, принадлежащими к дворянскому сословию.
В 1810 году недалеко от Санаксарского монастыря, в приобретенной на собственные деньги деревне Алексеевка поселился Федор Ушаков. Он стал его главным благотворителем и тратил большие суммы для помощи братии и обустройства обители. Очень часто, особенно в период Великого поста, известный великий русский флотоводец селился в одной из келий и дни напролет молился вместе с братией, разделяя с ней скудную трапезу. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Санаксарском монастыре. Когда 2 октября 1817 года адмирал Федор Ушаков скончался, его тело жители Темникова отнесли на руках в обитель и захоронили на его территории.