Новодевичий монастырь

Возрождение

Восстановление монастыря

Возрождение монастыря начинается в 1996 году. И кажется нелепым, что в конце XX века в центре Петербурга сестринской общине поначалу приходилось ютиться в помещении без отопления, водоснабжения и канализации. Но несмотря на все бытовые трудности, монастырь оживал. Ему постепенно возвращали храмы и строения. Правда, все они требовали капитального ремонта.

Труды по возрождению обители не раз сопровождались чудесами. Так, 6 ноября 1996 г. без всяких реставраций обновилась икона Казанской Божьей Матери. Случай, не объяснимый физическими законами. Чудом считается и обретение могилы первой игуменьи Феофании. В советское время она была осквернена и находилась под асфальтом.

К 2002 году монастырю были возвращены все здания. Вновь ожил этот «островок вечности» среди суеты Санкт-Петербурга. Сегодня отремонтированы Казанский, Афонский и Введенский храмы. Построена часовня во имя Сергия Радонежского и Св. равноапостольной Нины, мимо которой вы проходили, направляясь в монастырь от метро.

Возрождается Воскресенский собор. В обители располагаются богодельня, детский приют, воскресная школа, швейные мастерские, приют для молодых мам с детьми, попавших в кризисную ситуацию, своё издательство и Паломнический дом.

Хочется также отметить существование благотворительного медицинского , занимающегося вопросами диагностики женской онкологии.

Для гостей монастыря имеется замечательная церковная лавка. По-моему, она — одна из самых лучших в Петербурге. Когда люди впервые попадают сюда, то нередко отмечают, что она уже сама по себе напоминает музей. В наши дни Новодевичий Воскресенский монастырь является местом, куда нередко привозят великие святыни .

И народ стоит долгими часами даже в непогоду, чтобы на мгновение к ним прикоснуться. Всё это свидетельствует о возрождении духовности нашей страны. Я также бываю в обители во время подобных событий и сама вижу, что уже не бабушки в платочках, а люди всех возрастов, от мала до велика, рекой стекаются к монастырю.

Думаю, все помнят время, когда в Россию с Афона привозили Пояс Богородицы или Дары волхвов. В Петербурге они располагались для поклонения как раз в Новодевичьей обители.

О том, когда в монастырь прибудут другие великие святыни, можно прочитать на официальном сайте. При прибытии десницы Свт. Спиридона Тримифунтского, которого на Руси ранее почитали так же, как Николая Чудотворца, у нас произошло удивительное событие. Когда мы приехали в обитель, то очереди не было совсем! А ведь целый день люди стояли перед этим помногу часов! Мы поклонились Святому, и очередь снова стала расти. И вот так радостно стало, словно тебя почему-то незаслуженно приласкал небесный угодник.

Возрождение Некрополя

Оттепель времён коснулась и многострадального Новодевичьего Некрополя. В 1995 году он становится памятником федерального значения.

Здесь также наведён порядок, облагорожены многие могилы, продолжаются захоронения. Сюда хорошо прийти зимой, когда по снегу, словно строгие стражи, разгуливают смоляные вороны, а обнаженные ветви деревьев на фоне петербургского неба кажутся особо трогательными.

Люблю я этот Некрополь и осенью, в удивительно красивую и вместе с тем грустную пору прощания с золотым листопадом и теплом. По словам Святителя Игнатия (Брянчанинова) деревья напоминают нам о вечности, о том, что после зимы жизни непременно наступит весеннее воскресение.

История монастыря

После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Монастырь на открытке конца XIX века (до строительства колокольни)

Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг.

Советское время

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в начале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Постсоветское время

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён. Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём. На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Монастырские храмы

Воскресенский Новодевичий монастырь представляет собой гармоничный архитектурный комплекс, выполненный в псевдорусском стиле. Фасадом обитель повернута к Московскому проспекту, а если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что все здания размещены буквой «П».

Воскресенский собор

Жемчужина Новодевичьей лавры возводилась на протяжении 12 лет под руководством Н. Е. Ефимова. Это двухэтажное здание с пятью позолоченными куполами, под которыми спрятаны звонницы. С двух сторон фасад оформлен колоннами, главный вход украшен арочным порталом, барабаны несколько удлинены – все это указывает на влияние византийской архитектуры. Внутри собора возвышается полукруглый пятиярусный иконостас. Вся храмовая роспись принадлежит кистям монастырских художников и насельниц.


Воскресенский собор возводился 12 лет

Келейные церкви

Между монашескими кельями и Воскресенским собором возведены две церкви: северная – Трех Святителей, южная – Афонская. Проектировщиками являются Н. Е. Ефимов и Н. А. Сычев. Фундамент Афонского храма, который вмещает около сотни прихожан, заложили в 1850 г., а 28 июля 1854 г. торжественно освятили при участии Николая I.

Южная церковь, построенная по схожему проекту, обслуживала монастырский лазарет и была освящена год спустя. Обе постройки имеют пять глав, покрытых позолотой, шатровую колокольню, а также декорированные арками фасады. Крыши двух храмов выкрашены одинаковой зеленой краской.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

На входе у монастырского некрополя располагается церковь, освященная во имя пророка Илии. Несмотря на то что в 30-х годах ХХ столетия постройку разобрали до основания, ее удалось восстановить, сохранив былую архитектуру. Это пятиглавое каменное здание, купола которого оформлены глазурованным кирпичом. Внутреннее убранство отличается богатством, также там можно увидеть резной дубовый иконостас.

Кладбищенская Скорбященская церковь

Эту святыню постигла аналогичная участь – большевики уничтожили ее вместе с могилой Карамзиных, над которой возвышалось строение. Храм был возведен в 50-х годах XIX столетия и отличался тем, что хранил чудотворный лик «Воскресение Господне», сделанный из слоновой кости.

Казанская церковь

В отличие от предыдущих монастырских построек, Казанский собор был возведен по проекту В. А. Косякова. Из-за Первой мировой войны храм строили долго. Внешняя архитектура представляет собой симбиоз византийского и русского стилей, а во внутреннем убранстве четко прослеживается древнерусская культура. Храм облицован зеленым мраморным камнем, имеет три придела, центральная часть декорирована колоннами.

Монастырская колокольня

Неподалеку от Воскресенского собора возвышается стройная Свято-Исидорская звонница. Это уже вторая колокольня, так как первая была взорвана в связи с расширением Московского проспекта. Здание датируется 1985 г. и построено по аналогичному проекту со звонницей Иоанна Великого. Постройка украшена цитатами из Священного Писания, а также изображениями святых.


Кладбищенская Скорбященская церковь


Казанская церковь


Монастырская колокольня

Восстановление обители

Идея воссоздания храма была реализована уже во времена правления Николая I, а именно в 1848 г. Местом реализации послужила территория в отдалении от городской суеты в районе Московских триумфальных врат.

Со стороны Новодевичьего кладбища хорошо видны основные храмы комплекса — келейная Афонская церковь (слева), Воскресенский собор и удивительный по своей византийской архитектуре Казанский храм.

Много усилий приложили архитекторы для создания святого места. Среди них Н. Ефимов, который спроектировал монастырский комплекс, и А. Штакеншнейдер, изготовивший иконостас для иконы «Отрада и утешение».

По проекту архитектора Л. Бенуа сам монастырь был украшен колокольней в четыре яруса с позолоченным куполом. Примечательно, что многие иконы были выполнены самими монахинями.

Начало революции в 1917 году Воскресенский монастырь встретил в составе 400 обитательниц. На его территории располагались семь храмов.

После того, как в 1919 году у монастыря реквизировали все имущество, в революционном Питере обитель фактически существовала под разными названиями: артель «Воскресенское трудовое братство», «сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря» и др.

В 1925 году обитель упразднили. И только в 1996 году началось ее долгожданное возрождение. Мало сказать о том, что все здания были переделаны или разобраны, но многие находились в аварийном состоянии. Ныне он располагается по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 100, проезд до станции метро «Московские ворота».

Примите к сведению: непосильный труд и терпение новых монахинь, с Божьей помощью, делают святое дело по восстановлению и по сей день. Помочь работам по восстановлению может каждый — святая обитель приглашает трудников и рада материальной помощи благотворителей.

История

Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь.

Отец Ивана Грозного великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь в честь значительного военно-политического события — возвращения Смоленской земли, завоеванного литовцами.

Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.

Oleg N.

При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.

Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.

При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.

Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.

В начале XVIII века в стенах Новодевичьего монастыря обрели дом девочки-сироты, которые обучались рукоделию и, в частности, плетению брабантских кружев.

При советской власти монастырь был закрыт и преобразован в «Музей раскрепощения женщины», затем в филиал Исторического музея, а часть здания была отдана под социальные нужды.

Сергей Архипкин

Свято-Владимирская школа монастыря

В 1873 году игуменье обители Евстолии разрешили открыть приют для бедных детей, лишившихся родителей и родных. Позже при содействии К. П. Победоносцева здесь открылась школа. Благодаря ему в школе обучались женщины, которые позже преподавали в церковных школах города.

После гражданской войны 17-го года, школу закрыли. Через 80 лет здание возобновило свою деятельность как воскресная школа. Благословила открытие игуменья монастыря София.

В настоящее время здесь обучается около сотни воспитанников, многие из них из малообеспеченных семей. Помимо изучения Закона Божьего и хорового пения в школе преподают общеобразовательные дисциплины в соответствии с государственными стандартами образования.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка. Фотография 1890 года

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами. Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Внутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были созданы в петербургских ювелирных мастерских. В 1925 году церковь была закрыта, в 1930 — снесена.

Новодевичье кладбище

Неизгладимое впечатление производят уцелевшие памятники Новодевичьего кладбища XIX-начала XX веков. Здесь встречаются захоронения состоятельных и знаменитых особ Санкт-Петербурга: государственных деятелей, знатных представителей дворянства и именитого купечества, поэтов, общественных активистов.

Надгробные сооружения из редкого мрамора и гранита выполняли лучшие скульпторы, архитекторы и художники: Васнецов В.М., Рерих Н.К., Клодт П.К. Большинство из них представляют настоящие произведения искусства.

В те долгие годы, когда религия была под запретом и все храмы закрыты, верующие собирались помолиться на кладбище перед бронзовой скульптурой Христа на могиле Вершининой А.А. (из генеральского рода). Она была бездетной и, переживая, что ее могилу не будут посещать, перед смертью попросила мужа соорудить такой памятник.

Тот выполнил ее просьбу, и по сей день могила женщины не остается без внимания, притягивая к себе паломников и прихожан. Похоронена на кладбище блаженная старица Дарьюшка, завещавшая перед смертью подвижницам читать над ее бренными останками «Богородице Дево, радуйся!».

Всего, начиная с 1849 и по 1934 год, на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга упокоилось около 26 тысяч человек.

Храмы Новодевичьего монастыря

Центральным зданием Новодевичьего монастыря является древний Смоленский собор, построенный в XVI веке. Сегодня собор увенчан пятью куполами, а в интерьере присутствует оригинальная фресковая живопись. Позже, в XVII веке, во время правления царевны Софьи Алексеевны все здания монастыря были укреплены и расширены.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь обнесен толстой крепостной стеной с двенадцатью башнями, украшенными декоративными элементами, благодаря которым их можно отнести к архитектурному стилю нарышкинское барокко.

В ансамбль Новодевичьего монастыря входят:

  • Смоленский собор
  • Храм успения Богородицы
  • Трапезная
  • Колокольня
  • Надвратный храм Спаса Преображения
  • Лопухинские палаты
  • Мариинские палаты
  • Палаты Ирины Годуновой
  • Амвросиевская церковь
  • Часовня-усыпальница фабрикантов Прохоровых
  • Покровская надвратная церковь
  • Другие строения для духовных и бытовых нужд монастыря

Монастырские храмы

На территории монастырской обители расположены уникальные по своей архитектуре храмы и часовни.

Воскресенский собор

Воскресенский собор – гордость Новодевичьего монастыря в Северной столице. Храм из пяти глав построен в два этажа и выполнен в византийском архитектурном исполнении. Его строили 12 лет, проект принадлежит Николаю Ефимову. Главный вход церкви увенчан высоким порталом в виде арки.

Колонны украшают фасад с двух сторон церкви. Барабаны удлинены, на них размещаются пять куполов, покрытые золотистым цветом. Звонницы расположились под маленькими куполами.

В храме можно увидеть пятиярусный иконостас, выполненный в форме полукруга. Художники, принадлежащие монастырю, а также монахини сами расписывали стены и свод, оформляли образа.

Келейные церкви

Монашеские корпуса отделяют от главного храма две одинаковые церкви. С северной стороны расположена церковь Трех Святителей, а с юга – Афонская церковь.

Храмы были построены по проектам Н. Ефимова и Н. Сычева. Закладку Афонской церкви произвели в 1850 году. Строили ее в течение четырех лет. 28 июля храм освятили в торжественной обстановке, где присутствовала дочь Николая I, Мария Николаевна. Храм из камня вмещал сотню человек. По внутренней обстановке и архитектурному стилю церковь была уникальной во всем городе.

Слева была возведена церковь Трех Святителей, где находится образ Божьей Матери «Благоуханный цвет». Внешне она очень похожа на Афонскую церковь. Но строительство этого храма длилось на год дольше. Освятили его в 1855 году. Это здание предназначалось для обслуживания больницы при храме.

Келейные церкви имеют по пять куполов золотистого цвета, а колокольня выполнена в виде шатра. Крыши покрашены в зеленый цвет, арки украшают фасады зданий.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Храм Илии Пророка расположен у входа некрополя. Она выполнена из камня в «московском барокко». Пять глав покрыты глазурованным кирпичом. Внутри церкви находится резной иконостас из дуба, убранство богато.

Кладбищенская Скорбященская церковь

Церковь была возведена в центре Новодевичьего кладбища в 50-х годах. В храме находилась самая чарующая в городе икона Воскресения Христова, которая была вырезана из кости слона.

Ее еще называли «Карамзинская» церковь, так как была построена над захоронением сына писателя Н. М. Карамзина, известного командующего гусарским полком. Позже рядом была предана земле его жена. Советская власть закрыла церковь в 1925, а затем и вовсе уничтожила храм вместе с могилой Карамзиных.

Казанская церковь

Казанская церковь была построена по проекту русского архитектора Василия Антоновича Косякова. Церковь отражает христианскую историю в течение многих веков, он олицетворяет русскую и византийскую культуру.

Храм закончили строить в 1910 году. Стены облицевали зеленым мрамором, а внутреннее убранство расписали в древнерусском стиле. В начала великой отечественной войны экономика страны была подорвана, поэтому строительство приостановили. В итоге двери храма закрылись.

После передачи зданий монастыря машиностроительному институту, Казанская церковь использовалась как механический цех. Постоянно работающие станки нанесли зданию непоправимый ущерб. Лишь в 1992 году деятельность церкви была возобновлена.

Массивные колонны окружают центральную часть церкви. В главном зале расположен основной предел собора. Три резные деревянные иконостасы украшают здание церкви.

Монастырская колокольня

Высокая Свято-Исидоровская колокольня возведена недалеко от Воскресенского собора. Возвели ее в 1985 году по образцу колокольни Ивана Великого. Она закончила архитектурный ансамбль кампуса.

Изображения покровителей и надписи, отлитые на колокольне, символизировали молитву по каждому из них с каждым ударом колокола. В конце 20-х годов монастырскую колокольню взорвали – расширяли Московский проспект.

Виды служб и благотворительность

Как и в любом святом месте, здесь ежедневно проводят богослужения. Расписание служб и литургий подробно описано на страницах официального интернет сайта обители www.novodev.spb.ru.

Воскресенскому монастырю передана в дар икона свт. Спиридона Тримифунтского, написанная на о. Корфу и освященная на мощах святого

Храм также осуществляет следующие виды служб:

  • крещение;
  • соборование;
  • венчание;
  • отпевание.

Фотография с Таинства Крещения, которое проходило в Воскресенском Новодевичьем монастыре

Обратите внимание: для посещения верующими храмы на вход открыты ежедневно.

Монахинями и из наставниками здесь создан приют для престарелых и детей. Более того, открыта Свято-Владимирская школа при церкви, а также медицинский центр «Белая Роза» для диагностики онкологии у женщин.

Настоятельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря в СПб является Игуменья София (Силина).

Начало занятий в Свято-Владимирской школе в святой обители

Территория монастырского комплекса включает в себя так же следующие места:

  1. Лавка или магазин. Ассортимент довольно широк. Здесь можно приобрести различную православную литературу, включая детскую, иконы для домашнего иконостаса, сувениры, магниты, освященный мед, чай и многое другое.
  2. Швейная мастерская, которая изготавливает одежду как для прихожан, так и для церковнослужителей. Одежда выпускается под заказ, хотя есть и готовое облачение.
  3. Пекарня и столовая или трапезная. Это место, где можно спокойно выпить чая, отпить монастырский квас, сбитень, а также отведать свежих пирожков из печки.

Возьмите на заметку: Если собираетесь в ближайшее время проехать в обитель, помните — добраться до монастыря можно на метро. Выйти на станции «Московские ворота». Идти по направлению убывания нумерации домов по Московскому проспекту.

Территория храма расположена рядом с Московской заставой, по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, 100.

Смотрите видео, в котором рассказывается о православном женском монастыре Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви — Воскресенском Новодевичем монастыре:

Смольный монастырь

Воскресенский новодевичий Смольный монастырь — женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Она велела выстроить обитель на месте небольшого дворца при Смольном дворе, где она часто жила в юные годы.

В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и чрезвычайно высокой колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей. Отсюда и название «девичий».

Предполагалось разместить сто двадцать девиц из благородных семей. Для каждой персоны велено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же, как их будущей настоятельницы, отдельный дом.

Смоляной двор был местом, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря в 1744 году был поручен архитектору Франческо Бартоломео Растрелли.

Комплекс монастыря был сформирован из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, зодчий разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты — высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора — 140 метров.

Торжественная церемония закладки нового монастыря состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. И монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат и тысячи мастеровых для возведения стен. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.

После сооружения всех фундаментов ансамбля в мае 1751 года приступили к возведению стен. 23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё колокол в 20 000 пудов, шириною более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.

Вскоре началась война с Пруссией и финансирования для строительства стало недостаточно. Строительство пошло медленно.

После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. И достраивал Смольный монастырь Юрий Матвеевич Фельтен по поручению Екатерины II, а Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. В монастыре уже жили 20 монашек. С 1765 по 1775 год Фельтен достроил корпуса, но интерьеры завершить не смог опять из-за недостатка денег.

Екатериной II в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».

В 1797 году Павлом I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Для воспитанниц Воспитательного общества по соседству было построено здание Смольного института, а бывшие кельи монастыря занял Вдовий дом.

Собор бывшего монастыря был достроен архитектором Василием Стасовым лишь в 1835 году, он строился 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым. Высокая колокольня так и не была построена. Но богослужения в соборе продолжались до 1923 года.

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

В XXI веке в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ, Факультет международных отношений СПбГУ, также с 2009 г. Факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Архитектура

Для оформления кирпичного двухэтажного собора с пятью куполами был выбран неовизантийский стиль. Именно поэтому церковь очень похожа на константинопольский Софийский собор. Она построена на гранитном цоколе. Для ее облицовки использовался светлый кирпич, который доставили в Санкт-Петербург немцы. Купола храма украшают различные орнаменты и майолика. На фасадах и в интерьере церкви можно заметить скульптуры в виде:

  • апостолов
  • пальмовых ветвей
  • виноградной лозы
  • экзотических птиц, среди которых выделяются фазаны и павлины

Собор украшают три деревянных позолоченных резных иконостаса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector