Николай досталь: прихожане выходили на митинг против фильма «монах и бес»

Самолюбие — Божий дар

Знаете, недавно на Афоне один игумен мне сказал, что самолюбие — это дар Божий.

— Не может быть…

— Вот-вот, попробуй с этим разберись… Дар Божий. Его тоже стяжать, оказывается, нужно, чтобы правильно полюбить себя, чтобы потом и ближнего мочь полюбить как самого себя… Вот какие новости от мудрых монахов, живущих на Афоне.

Почему многие православные лишены чувства юмора? Потому что как раз неправильно воспринимают ту радость, которую Бог нам дает. Мы умеем очень быстро искать недостатки и всегда замечаем плохое. Мы живем плохим — воспоминаниями, наблюдениями, мы всем недовольны, а вот хорошего не ищем

Но при этом обвиняем людей неверующих, нецерковных — почему это они не видят ничего доброго, например, в священниках наших, почему обращают внимание только на плохое?!

А из жизни по капелькам надо брать всё самое лучшее, выцеживать, выжимать всё хорошее. И себя выжимать, чтобы из сердца что доброе вышло.

И там, в этом кино, все очень хорошо в этом отношении.

— Вы почти ответили на мой следующий вопрос: почему православное кино такое грустное и серьезное, а много лет и вовсе было скучным. Порадуйте нас, оно перестало наконец-то быть скучным?

— Давно перестало. У нас, на нашем фестивале нет фильмов, на которых можно уснуть. Я за этим лично слежу. И смеха у нас в зале нет — само собой, но зато очень много аплодисментов, практически на всех фильмах.

Церемония открытия XIV Кинофестиваля «Покров» в Национальной опере Украины

Кино разноплановое, интересное. Самое главное — люди меняются. Иногда замечал, как, с какими лицами заходят в зал, а выходят — глаза горят… То есть потихонечку душа наполняется вот этой радостью – настоящей христианской, люди получают заряд бодрости, появляется мир в душе – это самое главное.

А мира в душе у нас нет, наверное, по двум главным причинам. Во-первых, осуждаем своих ближних, просто не любим их, а второе — недовольны жизнью, тем, что имеем, не умеем благодарить Бога.

И эти фильмы — хорошее православное кино — как раз напоминают человеку: друг, возьмись за себя, а не за ближнего. Не кусай, не съедай его. Займись собой и будь доволен тем куском хлеба, который лежит у тебя на столе. Просто измени отношение к жизни. Во всех этих  фильмах люди показаны с какой-то такой стороны, что ты смотришь и понимаешь — а ведь действительно, можно измениться, по-другому относиться ко многим вещам. В этом главная польза нашего кино – вдохновить человека на нормальную христианскую жизнь.

Смысл фильма Монах и бес

В фильме есть тайный смысл. Вечная борьба добра и зла, верующего и беса по имени Легион. Но бес в фильме немного странный.

Искушение

Иногда он рассуждает очень необычно для нечистой силы. Оказывается, и у нечисти, как у людей, и любовь к родителям есть. Только называют бесы это по-другому. Но очень уж трогательно рассказывает Легион о том, как мама утром его будила. Хотя не исключено, что и таким образом посланец злых духов пытается соблазнить монаха. Всё-таки это обязанность нечистого духа.

Легион постоянно буквально издевается над монахами. Устами Ивана бес сыпет поучениями, странными фразами и тем самым смущает других монахов.

Сила веры

Привязался он к Ивану с детства, когда увидел истинную веру в глазах мальчика. Бес уверен, что нет смирения в Иване, оттого и привязался к нему. Но дух лжи однажды проговорился, что беса приставляют только к праведнику. Легиона обуяла гордыня, но это присущая бесам черта. Хочет бес сделать Ивана настоятелем, но святая душа монаха противится. С каждым разом Иван становится сильнее беса. Но всё равно боится, что Легион опять просто сожжёт монастырь.

В разговоре с Иваном бес сыплет пословицами, причём точными и меткими. В беседе упоминает бес и Иисуса Христа. По его словам, бесы его уважают. А дьявола ненавидят. Как говорит Легион, у них так принято. И тут тоже проглядывается скрытый смысл. Дьявол, по мнению Легиона, всего лишь эффективный руководитель.

Без конца безобразничает бес над Иваном. А тот пытается понять, почему Бог посылает ему такие испытания.

Равновесие

А бесу нужна душа Ивана. Монах же беса обхитрил и подписал договор крестом. Очень похожи монах и бес, оба сыпят поговорками. Долго искушал бес Ивана, но власть нечистой силы над монахом ослабевала.

Испытание

Иногда Ивану невыносима такая жизнь, и он молит Бога избавить его от беса. Но у Бога свои планы. Возможно, он желает испытать истинную веру монаха.

Когда Легион перенёс Ивана в Иерусалим, он продолжал искушать монаха. Показал ему бес, как люди Богом торгуют. Продают терновые венцы, кресты без изображения Спасителя. Пытается лукавый соблазнитель заставить монаха усомниться в истинной вере, но цели не достигает. Иван победил беса в своей душе. Он умер, и нечистый остался не у дел.

Воспитательный смысл

Создатель картины показывает, что не следует формировать мнение о человеке, не разобравшись в истине. Ведь истинная праведность не видна с первого взгляда. Многие святые и праведники при жизни подвергались насмешкам и гонениям.

Наследие Гоголя

Есть в фильме и юмор. Персонажи показаны со всех сторон. Ярко видны и достоинства, и недостатки. Нет в фильме чёткого деления на чёрное и белое, есть и оттенки. И тем интересен фильм.

Напоминает картина произведения Гоголя. Сочетание смешного и страшного есть в фильме. Недаром Легион в теле монаха рассказывает в начале историю о двух писателях, один из которых негр, а другой с птичьим носом.

Смысл концовки

После смерти Ивана бес отправился в монастырь, чтобы служить Богу. Легион решил стать послушником. Но если бес действительно решил пойти по стопам Ивана, то можно говорить о победе добра над злом, святого над бесом.

Хотя возможно, что это очередной коварный план беса. И гордыню свою Легион не оставил. А ведь гордыня — тяжкий грех.

Есть и другой вариант — Легион остался без работы и решил подыскать себе новую жертву. В таком случае вечное равновесие между добром и злом сохранится.

ТОП-5 лучших православных фильмов 2016 года от о.Александра Акулова

№1. Д/ф «Сережа», Польша (2015).

47 мин., режиссер: Jury Kalina

Юрий Калина – очень известный режиссер. Как всегда, любое его кино — это минишедевр. Жизненное кино. Живые герои. Он умеет показывать людей, на которых, опять же, хочется равняться. Интересна их жизнь, их труды. Это возможность попасть в кусочек жизни отдельно взятых людей, правильных, я бы сказал, христиан.

https://youtube.com/watch?v=CfMNpQqhVOs

№2.  Д/ф «Освященные Любовью. О. Михаил Шик – Н.Д. Шаховская-Шик», Россия (2015).

26 мин., режиссер: Наталия Гугуева

Ну, это смотреть надо. Я непременно рекомендую. Тяжело рассказывать. Но великолепная режиссерская работа. На самом деле, это кино о любви, о которой мы столько говорим-говорим-говорим. А там она есть…

В этом фильме чувствуется вкус. И любовь к Богу.

№3. Д/ф «Брат твой Каин», Россия (2015)

77 мин., режиссер: Васильева Ирина

Актуальное кино, глубочайший фильм. Много лет снимался. О какой-то несправедливости, которая привела человека в тюрьму, а он все терпит, переживает и пытается быть, остаться хорошим.

Документальное кино, которое идет больше 50 минут, невозможно смотреть. А это 1 час 15 мин, но оно смотрится и заставляет думать

Это очень важно: не только воспринимать увиденное, а еще думать над тем, что произошло

В нашей стране полностью актуальна поговорка – «от тюрьмы и от сумы не зарекайся». Поэтому кто осуждает бомжа и не помогает ему, тот имеет абсолютно все шансы попасть на его же место. Поэтому и фильм о том, как человек попал в беду и в этой беде искренне, откровенно говорит о жизни.

https://youtube.com/watch?v=6yyVIs8MAUk

№4. Д/ф «Легко ли быть счастливым?»

28 мин., режиссер: Олег Свободин

Это кино о великом старце — архимандрите Павле (Груздёве). Там удивительный кадр! Причем, девушка, которая озвучивает, делает это как бы не профессионально, с детской наивностью, но тексты очень выверены. Мне очень нравится, как сценарий отработан. Поскольку я ещё немножко и писатель, очень внимательно, ответственно отношусь к слову. А у нас, бывает, иногда предложения вообще не стыкуются, в некоторых фильмах.

А здесь — потрясающие, интереснейшие тексты о старце, он сам в кадре, и вся жизнь его перед нами — очень поучительная.

№5. Т/ф «1000 лет на Афоне», Украина (2016)

66 мин., режиссер: Даниил Сырых

Это более серьезное кино. Про Афон. Я, как человек, который написал книгу, которая так и называется «Моя рыбалка на Афоне», люблю очень Афон, много езжу, сейчас пишу вторую книгу. Тема эта меня не отпускает.

Создатели фильма профессионально сделали свою работу. Картинка в этом кино стоит того, чтобы смотреть и пересматривать. Что бы про Афон ни снимали, это практически всегда интересно.

Где проходили съемки?

Съемки православного фильма проходили в России и Иордании. Монастырские сцены снимались в Кирилло-Белозерском заповеднике Вологодской области. Причем когда были съемки в Кириллове, возле храма случилась казусная ситуация: прихожане вышли с протестом против них. Дело в том, что название картины вызывало у них негативное отношение, но зато потом, когда им разъяснили, о чем фильм, все было улажено.

Запланированные съемки в Израиле и Иерусалиме пришлось ограничить только городом Петра в Иордании и Мертвым морем. Все остальные «иерусалимские» сцены снимали в Крыму. Причина — нехватка средств. По той же причине пришлось ограничить и количество спецэффектов только самыми главными.

Сюжет картины

Читать также:

5 православных фильмов, которые стоит посмотреть каждому

Хотя картина получила главный приз фестиваля «Покров», ее, пожалуй, нельзя в полной мере назвать только лишь православным фильмом. Здесь есть место художественному вымыслу и догадкам, которые не вписываются в традиционное учение Церкви, хотя и не противоречат сильно ему. Но это только дает дополнительный повод для собственных поисков и размышлений.

Действия происходят в России первой половины XIX века, во времена царствования Николая I. В одну из монашеских обителей приходит монах, одержимый бесом. После этого здесь начинают происходить разные необычные явления. Силой бесовской монах творит чудеса, за что некоторые начинают почитать его за святого. Сам царь Николай I, герой которого также появляется в «Монахе и бесе», после случая с чудесной починкой английского рессора уверовал в его святость.

Игумен, желая избавиться от невыгодного монаха, привязывает его к плоту и отправляет по реке. Плот дважды возвращается против течения. Тогда злополучного насельника обители ссылают на послушание в далекий скит. Здесь-то и начинает происходить самое интересное. Бес отделяется от монаха и сам, приняв человеческий образ, начинает его искушать. Чем все это закончится, можно узнать, посмотрев фильм до конца.

Афон и Легион

У меня принцип — не снимать явно медийных актеров. Зрителю легче поверить в персонажа, если за ним шлейфом не идет десять ролей.

По поводу актера на роль беса, у меня была задача, чтобы это вообще был неизвестный артист, потому что он играет того, кого мы никогда не видели. Я нашел его в московском театре Васильева. Это был его дебют в большом кино. И я как увидел его, сразу понял, что нашел. Внешне он такой и в жизни — с бородой и усами. Но без рогов, конечно.

Странная вещь. Георгий Фетисов, который играл Легиона, дважды был на Афоне, а Тимофей Трибунцев, игравший монаха, ни разу не был и даже не собирается. Когда мы стали делать картину, я Георгию говорю: ты забудь про Афон, забудь про это все. Ты бес, черт.

Георгий Фетисов в роли Легиона

Некоторые сцены мы хотели снимать в Израиле и Иерусалиме, но когда подсчитали, сколько это будет стоить, поняли, что не осилим. Единственное, что было по карману — город Петра и Мертвое море в Иордании. Все остальное снимали в Крыму, в Бахчисарае и под Судаком в Генуэзской крепости.

Необычный послушник Нило-Сорской пустыни

Как видим, у него автор картины позаимствовал даже имя для своего главного героя – Иван, Семенов сын. Что же известно об этом дивном юродивом подвижнике?

Родился Иван в 1802 году в городе Галич Костромской губернии в семье мещан. Известно, что он имел способности к иконописи и ремесленному мастерству, чем и занимался в юношестве. Однако в восемнадцать лет ему пришлось оставить это милое сердцу занятие: вследствие паралича у него была поражена правая рука и ноги, до конца жизни он уже не мог ими свободно владеть, передвигался только с помощью палки. Но и в этом юноша усмотрел явный промысл и волю Божию и решил покинуть этот суетный мир, уйдя в монастырь.

Первым пристанищем Ивана стал Кирилло-Новоезерский монастырь. Здесь он, однако же, пробыл недолго, поскольку недуг не позволял ему нести суровые трудовые послушания. Исключенный из этой обители, послушник пришел в Нило-Сорскую пустынь, находящуюся невдалеке, где и провел все свои оставшиеся годы подвижничества. Настоятель обители иеросхимонах Нил быстро угадал в молодом послушнике дивного избранника Божия и вскоре они стали духовными сподвижниками.

Поначалу, правда, Иван сильно тосковал по первой своей обители. Однако Сам Господь утешил его и прекратил эту безмерную скорбь через Своего угодника преподобного Нила Сорского.

После этого видения тоска послушника ушла бесследно, он с радостью нес в обители свои подвиги все последующие годы.

В скором времени послушник Иван Шапошников, восходя от силы в силу, смог стяжать такие необходимые, но редкие даже для монашествующих качества, как смирение, абсолютное незлобие и нестяжательность. Причем присущий ему также дар любви простирался на всю Божию тварь. Братия заметила, что неся послушание в трапезной, он из жалости подкармливал даже тараканов: измельчая и размачивая хлеб специально для этих целей, Иван Семенович клал их в те места, где насекомых было больше всего.

Свое послушание в трапезной он нес целых двенадцать лет, при этом кухня заменяла ему келью, здесь же он и спал на печи, перекрытой досками. Одежда послушника была неизменной: в любое время года он ходил в одном и том же подряснике, обуви обычно не носил.

Неудивительно, что святому пришлось терпеть многие насмешки и издевательства от младшей братии. Все это он переносил спокойно, никогда не гневался и не обижался, очень часто прикрывая свой подвиг юродством.

Со временем, все так же оставаясь в разряде послушников, Иван Семенович был удостоен некоторых благодатных даров. Например, дар прозорливости: часто ему приоткрывался мир невидимый.

Как город, стоящий на верху горы, не может укрыться, так и о необычном прозорливце вскоре стало известно по всей округе. К Ивану Семеновичу стали приходить люди со своими скорбями и болезнями. Он их с любовью принимал, но быстро стал тяготиться такой мирской славой. По благословению настоятеля он построил себе отдаленную келью на болоте и уже там продолжил нести свой подвиг.

Понятно, что не только от людей, но тем паче и от врага рода человеческого не могло утаиться преуспеяние дивного старца. Он всячески пытался отвратить его от служения Богу, сбить с толку. Еще когда Иван Семенович нес послушание в трапезной, бесы неоднократно являлись ему наяву в своем страшном виде.

Бесы поднимали его над землей и заставляли плясать. Однако воин Христов им не поддавался. Иногда нападки эти были настолько страшными, что он просил кого-то из братии остаться с ним в кухне на ночь.

Когда Иван Семенович перебрался в удаленную келью, бесовские страхования и издевательства только ужесточились. Однажды, когда он возвращался к себе после вечернего правила, страшный эфиоп напал на него в лесу с дубинкой и так избил, что еще долго послушник пролежал без сознания. Шрам после удара по голове остался у него до конца жизни.

Однако вскоре пришла и нежданная помощь и утешение в борьбе. Однажды вечером старцу в келье явился архидиакон Стефан и указал на медный крест, сказав, что им он будет побеждать бесов. До этого крест лежал у Ивана Семеновича в небрежении, поскольку он был восьмиконечным, а праведник считал, что правильный крест должен быть только четвероконечным.

Это было не последнее чудесное посещение подвижника. Во время тяжкой болезни он также сподобился явления Самой Владычицы в сопровождении святых дев: преподобной Анастасии и великомученицы Екатерины.

Но годы земной жизни Ивана Семеновича все же подходили концу. Скончался он 13 мая 1863 года. И только за шесть лет до своей кончины был пострижен в рясофор.

Как архиепископ Новгородский оседлал беса

Он был первым избранным, а не назначенным из Киева, как это было раньше, архиепископом новгородским с 1165 по 1186 год. Этот святой должен быть нам хорошо известен по истории иконы «Знамение» Новгородской, память которой торжественно отмечается 10 декабря.

Именно этому архиепископу в ответ на молитвы явилась Пречистая Богородица и повелела перенести Ее икону из храма и установить на стенах города, третий день осаждаемого суздальцами. Только по его молитвам икона, ныне именуемая «Знамение», сдвинулась с места и позволила себя перенести на указанное место.

Как известно, после всех этих событий суздальские воины, на которых напало помрачение, стали убивать друг друга – город был спасен.

Икона «Знамение» Новгородская

Кроме этого события, с именем Иоанна Новгородского связана целая серия различных преданий и легенд, которых всего насчитывается около 150. Путешествие в Иерусалим на бесе – одно из наиболее ярких и известных повествований, включенных даже в житие святого.

Как мы уже увидели из случая с иконой «Знамение», архиепископ Иоанн был большим и дерзновенным молитвенником. Такая молитва приятна Богу, но вызывает злобу и досаду у бесовской силы. И вот, во время очередного келейного молитвословия святителя один бесенок, желая отвлечь подвижника от его занятия, начал плескаться в сосуде с водой, служившем умывальником. Святой отвлекся, но быстро понял вражью хитрость. Он перекрестил сосуд, чем закрыл бесу выход оттуда.

Палимый силой крестного знамения, нечистый начал просить Иоанна выпустить его из умывальника. Тогда архиепископ ответил, что сделает это только в том случае, если бес свозит его на Святую Землю и обратно. Бесенок согласился и, приняв вид коня, осуществил обещанное, за одну ночь свозив архиепископа в Иерусалим и обратно. Там святой смог посетить храм Воскресения Христова, вход в который открылся по его молитвам, и приложиться ко Гробу Господню, а также ко всем другим святыням.

Бес был посрамлен. Но за свою «услугу» он попросил Иоанна не рассказывать никому об этом путешествии, иначе нечистый обещал ему досадно отомстить. Однако однажды, исключительно с назидательным намерением, праведник все же упомянул в беседе, что знает человека, осуществившего поездку на бесе в Иерусалим.

Тогда лукавый начал мстить ему, стараясь оклеветать. Он то выходил из кельи святого, приняв вид блудницы, то подбрасывал ему туда же различные предметы женского гардероба. Люди попались на «ловушку» и захотели избавиться от владыки, опорочившего себя, по их мнению, грехом блуда. Когда они пришли к своему владыке, бес под видом девицы как раз выбегал из его кельи.

Тогда люди поняли, что ошиблись, были жестоко обмануты лукавым. Они просили прощения у своего владыки, умоляли его вернуться. Незлобивый пастырь, конечно же, не стал держать обиды и вернулся в город. В память об этом событии на месте, где остановился плот с архиепископом, новгородцами был установлен каменный крест.

До этого свою художественную интерпретацию житийное повествование получило и в русской литературе. Многие, должно быть, сразу вспомнили известный полет на черте за черевичками из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Примечательно, что этот же житийный мотив использовал и А.С. Пушкин для своей первой (незаконченной и долго считавшейся утраченной) поэмы «Монах».

Однако не будем путать творческую интерпретацию с простым заимствованием. История Ивана, Семенова сына, и беса по имени Легион является лишь «размышлением на тему», а не православным учением. Как известно, добро и зло живут по своим законам, а искусство – по своим. Поэтому любые обвинения в ереси и «неканоничности» по отношению к фильму «Монах и бес» необоснованны и смехотворны.

Между комедией и драмой

Говоря о жанровой принадлежности картины, для официального релиза ее окрестили «фантастической комедией», очевидно, рассчитывая привлечь больше аудитории и получить положительные отзывы зрителя. Фантастический и юмористический элемент действительно присутствуют в «Монахе и бесе». Однако за этим жанровым определением полностью скрыта серьезная составляющая фильма.

Сам режиссер более склонен называть ее «трагикомедией». Она раскрывает очень важную тему: борьбы и сосуществования добра и зла в человеческом сердце. Тонкий и неподражаемый юмор здесь часто переходит в весьма едкую обличительную сатиру. Стоит также отметить, что несмотря на присутствующий фантастический элемент, этот фильм можно назвать более чем реалистичным. В нем показана духовная жизнь, в том числе и монастырская, без каких-либо прикрас, во всей своей сложности и противоречивости.

Николай Досталь, режиссёр, из интервью газете «ИЗВЕСТИЯ»

— «Монах и бес» вписывается в традицию кино, повествующую о чудесах и о страстях, но это по-настоящему смешной фильм. Открыть религиозную тему комическим ключом — способ приблизить ее публике?

— Говорить о серьезном надо с улыбкой, иронией. Даже в отношении такой сложной и вечной темы, как борьба с бесами, сидящими в каждом из нас. А борьба эта перманентна. «Монах и бес» существует на стыке сказки, житийной и фантастической истории. Но то, к чему я стремился, — это трагикомедия.

— Как складывалось сотрудничество с исполнителем роли простодушного юродствующего монаха?

— Работа с актером начинается с назначения его на роль. Я считаю, что в данном случае очень удачно «вычислил» Тимофея Трибунцева. Он до этого снимался у меня в небольших ролях, видел я его и на сцене, в театре «Сатирикон» Райкина. Образ Ивана Семеновича соответствует внутренней архитектонике этого артиста.

Для Георгия Фетисова, раньше игравшего в театре Анатолия Васильева, роль беса по имени Легион стала первой большой ролью в кино. И он справился с поставленными задачами

Мне было важно, чтобы зритель увидел неизвестный лик искусителя, ни в коем случае не медийное лицо

— Вы не впервые снимаете в Вологде. Вдохновляют местные просторы?

— Да, четыре картины снял в Вологодской области — получилось как будто волей судьбы. Эти места покорили меня в 1994 году, когда я искал натуру для «Мелкого беса». Нужно было найти городок, где сохранились старинные деревянные домики, улочки, церквушки. В Вологде мы всё это нашли.

Когда же спустя годы я приступил к съемкам фильма о Шаламове, сам Бог велел приехать сюда, на родину Варлама Тихоновича. Но собственно Вологда как пространство, в котором можно развернуть предреволюционные события, уже не подходила. Нужные пейзажи мы нашли в Великом Устюге Вологодской области, там снимали детство и юность героя.

А как было не снимать в вологодских местах «Раскол», если здесь был в ссылке Никон? Сюда же «подтянули» и сцены с Аввакумом и боярыней Морозовой. В Кирилло-Белозерском монастыре я выбрал натуру для съемки «Монаха и беса». В Вологодской области я не только работаю, но и отдыхаю — в Ферапонтово. Там многие мои московские друзья, художники в основном, имеют домики. И вообще север России ближе моей душе, чем юг.

Мы зациклены на саможалении

— За этот год вы написали и издали три книги. Но вы же директор кинофестиваля, почему пишете книги, а не кино снимаете?

— Те книги, которые изданы сейчас, это давнишние сценарные идеи. Последняя книга «Потерянный в миру», которая вышла в Киеве буквально в дни фестиваля, тоже киносценарий. Он много лет у меня лежал, а теперь пришлось переделывать его в книгу, практически заново переписать. Но я все же надеюсь, что кто-то возьмется за эти сюжеты, потому что они довольно интересные.

Написать книгу – это мое личное дело, мое усердие, старание, желание. А снять кино – это старания и усердия многих людей. И даже вопрос не в деньгах, а вообще – куда православное кино должно дальше пойти после съемки, после участия в фестивалях. С этим проблема.

— Одна из книг — «Семинарист» — обозначена как православный детектив. Вам не кажется, что несколько наивно полагать, что главари мафиозных банд могут исправиться — пусть даже с помощью верующих родственников?

— Ну, финал моей книги вообще менее острый, чем та же концовка «Монаха и беса». Если Николай Досталь предположил, что бес может измениться к лучшему, мой финал тем более вероятен.

Безусловно, преступник способен измениться, это естественно. И то, что человек благодатью Божьей в одно мгновение может стать другим — в этом нет сомнений. Если вокруг него есть хорошие люди.

Церемония открытия XIV Кинофестиваля «Покров»

В своих книгах я стараюсь показать старое, забытое: положительного героя, который бы выходил из всяких ситуаций победителем. Но — с Божьей помощью. Тогда, в советских фильмах этого не было, и герои побеждали своими силами. А мне хочется вернуть положительного персонажа — чтобы он был немного сказочным, потому что в жизни редко так бывает, но чтобы было, на кого равняться и с кого брать пример. Хочется, чтобы герои добрыми были. У меня они вначале страшноватые, конечно, но потом меняются. И главное — люди вокруг них меняются.

— Может, если сейчас популярны герои негативные, они больше нравятся аудитории?

— Людей к ним приучили. Человек не осознает, что не любит плохого героя. Наоборот, ему хочется видеть доброго, спокойного, тихого, помогающего, любящего всех. Просто эти категории отодвинуты в сторону. Все заменилось силой, злом, обманом, ложью и возведено в ранг добродетели.

С точки зрения православия — это всё грехи, а люди считают, что нет, это классно, так все поступают в этой жизни. «Какие такие грехи? Это просто жизнь такая, она теперь другая, а вы свои православные истины где-то там у себя проповедуйте», – вот и все. Но если эту грязь чем-то хорошим заменить, читатель сразу это хорошее воспримет.

Впервые в рамках кинофестиваля состоялось награждение координаторов, стоявших много лет назад у истоков формирования волонтерского движения Украинской Православной Церкви. Фото: Сергей Рыжков

Не случайно темой нашего нынешнего, 14-го уже кинофестиваля были выбраны Евангельские слова: «Вера без дел мертва». Она родилась исходя из отсмотренных фильмов и моих собственных переживаний. Мы слишком мало делаем добрых дел. Все постоянно об этом говорим, но практически ничего не происходит. Такое впечатление, что нам, православным, нечего делать, всё у всех хорошо.

Мы зациклены на саможалении, а, по сути, должны были бы просить у Бога, чтобы Он давал возможность эти добрые дела делать и посылал нам людей, которым мы могли бы помочь. Мы обязаны Его об этом просить. Чтобы нам стать христианами не по слову, а по делу. Не жалеть себя: «Господи, помоги МНЕ…», а «Господи, помоги мне стать Твоим делателем, Твоим миссионером, Твоим служителем, Твоим волонтером, Твоим помощником беженцам, исполнителем Твоей воли». Это самое главное.

Мы должны научиться находить и исполнять волю Божью. Мне кажется, для человека это самое интересное занятие в жизни.

Один из зрителей кинофестиваля «Покров» Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Когда владыку в день открытия фестиваля пригласили остаться на просмотр фильма «Монах и бес», он с юмором ответил: «Я такое кино каждый день вижу…»

Борис Каморзин

В фильме «Монах и бес» (2016) актер Борис Каморзин играет игумена и настоятеля мужского монастыря. За свою работу он так же, как и Трибунцев, получил статуэтку «Ника», но уже за лучшую мужскую роль второго плана. Стоит признать, что создателям ленты удалось подобрать действительно блестящий актерский ансамбль, пусть и из малоизвестных актеров.

Каморзин родился в Брянске. Учился в театральном училище имени Щукина. Работал во многих столичных театрах — московском Театре юного зрителя, театре имени Вахтангова, в театре под названием «Содружество актеров Таганки».

Свою первую роль в кино он исполнил у Николая Досталя в известной трагикомедии 1990 года «Облако-рай», сыграв товарища Саратова. Среди его ярких и заметных работ стоит также выделить участие в трагикомедии Валерия Чикова «Не послать ли нам гонца?», боевике Егора Кончаловского «Антикиллер», детективном сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация», многосерийной комедии Алексея Кирющенко «Приключения солдата Ивана Чонкина», роуд-муви Сергея Лозницы «Счастье мое».

Монах и бес. Лучший русский фильм 2021 года

Прочитав кучу гневных рецензий на фильм, я решил «что никто, кроме меня

» и вот вам ответочка, граждане кинокритики. Основное обвинение фильму заключается в том, что он, видите ли, «постмодерновый».. Ребята, Постмодерн — это действительно основание для приговора, только для оправдательного приговора — оправдательного! Снимать в 21 веке фильм про мужской монастырь можно только в стиле постмодерн, иначе это будет религиозная пропаганда, а не кино.

Пропаганда — это понятие эпохи Модерна, когда идея доносится с помощью рациональных аргументов. Но пытаться рационально обосновать Православие — это не просто тупиковый путь — это прямая дорога в АД. Тем более, что есть наглядный пример рационального Православия — это Протестантизм с его итоговой гомосятиной, толерантностью и киборгами. Знаете, какое ключевое отличие Модерна от Постмодерна? Постмодерн допускает чудеса, что безусловно роднит его с архаикой и в этом контексте, «М и Б» намного «чудеснее», чем другое классическое кино на эту тему — «Остров» Лунгина. «Остров» — кино, где чудо является, по сути, рациональным аргументом, неким «научным фактом» в пользу Православия. Вот тебе лампочка ильича, — уверуй в социализм, вот тебе чудо — уверуй в Христа. Однако, по нынешним временам, это как то слишком механистично и «в лоб». В «Монах и Бес» все сделано изящнее. Хотя рефреном через весь фильм проходит тезис — » это не чудо, чудеса — они от дъявола», но взамен создается «картинка», когда волшебство — оно везде. Нам предлагают окунуться не в отдельные чудеса «специально подготовленых людей» — старцев, святых, подвижнико

в, а сразу предлагают волшебный мир для всех и каждого — даже для бесов.

двойной клик — редактировать изображение

Конечно же, формально, для массового зрителя, «М и Б» — это, как ни крути, антиклерикальная комедия. Сюжет построен на том, что постоянно обыгрываются грехи монахов и ограниченность настоятеля, высмеиваются чудеса, бес показан положительным персонажем.. Но Постмодерн чисто технически антирелигиозен, тут нет вариантов. Но это шанс погрузиться в некое архаическое сакральное пространство из которого, возможно, будут выкристаллизовываться новые форматы религиозного сознания. Да, это долгий скользкий путь, но вот как то боком-подскоком топорненько и рациональненько доказывать существование Бога, как это практикуют «режиссеры от РПЦ» в других фильмах — это уж совсем извращение.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Как вернуть государству миллион

Сценарий был написан в 2012 году, и четыре года я собирал бюджет и искал продюсера, который бы взялся за этот проект. (Наш бюджет тогда составлял около 4 млн долларов). Юра привел меня в «Православную энциклопедию», снимавшую фильм «Орда». Там нашли для нас 1 млн и стали искать остальные деньги, но не справились. А потом я читаю заголовки: «Досталь вернул государству миллион долларов». Ну, действительно, они должны были вернуть эти деньги государству.

Потом нашелся продюсер Игорь Толстунов и компания «Профит». Он сразу нашел 50 млн рублей, а потом еще 70. В результате я снял картину. И в итоге от написания сценария до выхода ленты на экран у меня ушло четыре с половиной года.

Все это время я отказывался от других заманчивых предложений, в основном на телевидении. Там проще, потому что их бюджет — это деньги возвратные. За счет рекламы за 1-2 показа фильм окупается. Но я отказывался от этого ради моего замысла.

Спрашиваете, когда мой фильм окупится и принесет ли какую-то прибыль? Никогда он не окупится! Из российского кино окупаются только единицы, и то лишь комедии и картины про героев. Здесь все зависит от проката и рекламы. Мы особо не надеялись на большой прокат или большое количество копий. У нас их всего 200, поэтому и прокат очень скромный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector