Огюст конт (1798 — 1895) — биография французского философа и основные труды
Содержание:
- Интересные факты
- Юность философа
- 2.4 Позитивная политика
- Заключение
- Список литературы
- Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)
- Позитивистская философия Конта
- Огюст Конт — основные идеи (философия и социология)
- 1.2 Идейные истоки.
- Закон трех стадий Конта – кратко
- Учение и этапы в творчестве
- Личная жизнь
- 2.1 Контовская классификация наук
- Личная жизнь и наследие
- Последние годы
- Огюст Конт – краткая биография социолога и философа
- Проблемы со здоровьем
Интересные факты
Огюст Конт, являясь известным философом, поступил на лечение в психиатрическую лечебницу в 1826 году, но покинул её, не будучи полноценно излеченным. А на следующий год он попытался совершить самоубийство.
Оценка по биографии
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценкуСредняя оценка: 4.1 баллов. Всего получено оценок: 14.
-
- Уроки
- Тесты по алгебре
- Задать вопрос
-
- Уроки
- Тесты по английскому языку
- Задать вопрос
-
-
Уроки
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Тесты по биологии
- Задать вопрос
-
-
-
Уроки
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Тесты по истории
- Задать вопрос
-
-
-
Уроки
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Тесты по географии
- Задать вопрос
- Презентации по географии
-
-
- Тесты по геометрии
- Задать вопрос
-
-
Уроки
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Тесты по истории России
- Задать вопрос
-
-
- Биографии
- Краткие содержания
- Анализ стихотворений
- Анализ произведений
- Сочинения
- Библиотека
- Тесты по литературе
- Задать вопрос
-
- Тесты по математике
- Задать вопрос
-
-
Уроки
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Тесты по обществознанию
- Задать вопрос
-
-
-
Уроки
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- Тесты по окружающему миру
- Задать вопрос
-
-
-
Уроки
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
-
Словари и справочники
- Словарь ударений
- Орфографические трудности
- Морфологический разбор слов
- Фонетический разбор слов
- Корень слова
- Проверочное слово
- Как выделить запятыми
- Тесты по русскому языку
- Задать вопрос
-
-
-
Уроки
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Тесты по химии
- Задать вопрос
-
-
-
Уроки
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Тесты по физике
- Задать вопрос
-
-
- Тесты по чтению
- Задать вопрос
- Помощь с д/з
- Все тесты
- Викторина на 1000 руб.
- Онлайн-батл
- Презентации
- Контакты
- Вход
- Регистрация
Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной гиперссылки на https://obrazovaka.ru
Copyright 2008-2019 Образовака Контакты
Юность философа
Полное имя ученого — Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт. Он родился 19 января 1798 года в южном городе Монпелье во Франции в католической семье. Его отец работал сборщиком податей, о матери и других родственниках информации о биографии не сохранилось.
В лицее Огюст особенно хорошо успевал в математике. Неудивительно, что по окончании он поступил в Политехническую школу — высшую школу для подготовки инженеров, которая выпустила многих известных физиков, химиков и математиков. Многие преподаватели и студенты тогда отмечали выдающиеся умственные способности Конта.
Политехническая школа всегда была тесно связана с историей Франции, в особенности с Революцией и Наполеоном. Большинство студентов поддерживали Бонапарта и его возвращение в 1815 году, протестовали против Реставрации. Власти пытались усмирить молодых людей и уволили преподавателя математики Монжа, верного приверженца Наполеона. Это вызвало всплеск недовольства: студенты открыто освистывали правительство и хулиганили в городе.
В 1816 году возмущенные одним из репетиторов Школы молодые люди послали ему требование уйти в отставку. Бумагу написал Огюст Конт. Разозленное правительство закрыло всю Политехническую школу и уволило ряд преподавателей и учеников. В числе последних оказался Конт — его выслали в Монпелье.
Впрочем, уже на следующий год 19-летний Огюст вернулся в Париж, пойдя против воли родителей. Он с трудом добывал деньги, давая уроки математики. Попытки найти более устойчивое и оплачиваемое место окончились неудачно: например, юноша пытался устроиться секретарем к банкиру Казимиру Перье, но почти сразу же поссорился с ним.
2.4 Позитивная политика
Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию положительной программы социальной политики.
В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и совершенную.
Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан.
Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь.
Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.
Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события с жизни человека. Он пытался создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем людей всего мира.
Конт пытался создать позитивистскую федерацию народов мира со штаб-квартирой в Париже, которая должна была бы обеспечить полный мир на земле. Выполнить эту миссий мог бы пролетарий, они могут стать помощниками новых философов.
Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного богатства, а собственников — как служителей человечества,
В «Рассуждениях о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических специалистов, из которых должны выбираться три диктатора (триумвират): руководящий делами промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральную же власть необходимо отделить от ивдитического и хозяйственного управления, и она должна находиться в руках философов и деятелей искусства.
Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не па ликвидацию частной собственности и неравенства, на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.
Заключение
Место Огюста Конта в истории социологии.
1. При жизни позитивистские теории Конта были мало известны, однако с 60-х годов 19 века его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн).
2. Он синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций
Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества — все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность,
Его сравнивают с гением — отцом диалектики.
Конт впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.
Умер от рака.
Список литературы
1. Кравченко, А.И. Социология. Общий курс : учеб. для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2003.
2. Общая социология : учеб. для вузов / ред. А.Г. Эфендиева. — М.:
ИНФРА-М., 2002.
3. Общая социология. Систематический курс : учеб. пособие / ред.
Г.В. Дыльнова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.
4. Перов, Г.О. Социология. Учебный курс : учеб. пособие / Г. О. Перов; С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002.
5. Социология : учеб. для вузов / ред. проф. А.Н. Елсукова.- Минск: ТетраСистемс, 2000.
Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)
Позитивистский способ (или научный) основывается на признании закономерных связей, роли науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Главная идея – объективные законы. Сознание людей основано на точной оценке внешней реальности, что помогает предсказывать будущее и предотвращать ошибки в знаниях и практических видах деятельности.
Эта стадия базируется на точной оценке социальной действительности и исторической реальности. Интеграция и рациональная организация общества происходит под влиянием позитивной философии. По мнению Конта, от общего уровня человеческого знания зависит состояние техники, ремёсел, промышленности и др. На этом этапе люди могут определять и предсказывать ранее неизвестные факты.
Заслуга Огюста Конта в том, что он доказал, что каждая частная наука на своём пути проходит три этих стадии.
Позитивистская философия Конта
Конт обозначил основы позитивистской философии (он был создателем концепции позитивизма). Согласно Конту, основное предназначение философии – это точное и объективное знание, которое описывает реальные объекты. Философия Огюста Конта положительна, потому что:
- она имеет дело только с реальными объектами – позитивизм исследует вещи, доступные разуму;
- рассматривает только полезные темы, потому что хочет улучшить жизнь;
- ограничивается предметами, по которым можно получить определённые знания;
- занимается точными вопросами;
- действует положительно, не ограничиваясь критикой.
По мнению Конта, позитивный философ – это тот, кто понял, что естественные науки создали наиболее совершенную модель научного исследования, используя только чисто фактическое исследование без туманных спекуляций. Положительный философ избегает абстрактных и «безупречных» творений и заменяет их конкретными и относительными.
Конта вдохновляли в первую очередь учёные-натуралисты: Бэкон, Декарт, Галилей, отчасти Ньютон и Дэвид Юм. Он также был обязан некоторыми идеями философу французского Просвещения Жану Д’Аламберу.
В то время были широко распространены планы социальных реформ. Конт дружил с представителем так называемого утопического социализма – Клод-Анри де Сен-Симоном. Возможно, от него Конт перенял многие социальные идеи.
Конт определил сферу применения позитивной философии, ограничив её фактически существующими объектами, о которых можно получить определённое и точное знание, то есть внешними фактами о физических объектах. Следовательно, метафизика не может быть предметом достоверного знания.
Философия должна была стать теоретической основой науки, целью которой должно быть сравнение и обобщение знаний, собранных исследователями. Позитивизм отвергал вопросы о существовании материи или Бога как неопределённые, выходящие за рамки подлинного опыта.
Огюст Конт — основные идеи (философия и социология)
От admin
Дата 03.12.2016
Категория Философия
Огюст Конт (годы жизни: 19 января 1798 года — 5 сентября 1857 года) — французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки, создатель позитивизма — философского учения и направления.
Огюст Конт родился на юге Франции в городе Монпелье в католической семье. Его отец был сборщиком податей.
Конт получил образование в Парижской высшей политехнической школе, где изучал математику, физику и астрономию.
В период 1818-1824 годах становится личным секретарем социалиста-утописта, другого французского философа и социального реформатора Анри Сен-Симона (основоположника утопического социализма), от которого до некоторой степени перенял идеи о классификации наук, учение о 3-х стадиях развития общественного и познавательного, а также само понятие «позитивизм».
К 40-50-м годам 19 века стали появляться теории, обуславливающие изменения в развитии науки и одной из таких был закон О. Конта о 3-х стадиях.
Огюст Конт будучи основателем позитивизма в философии считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит 3 стадии: теологическое мышление, метафизическое мышление и научное (позитивное) мышление. Этот закон согласно О. Конту определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Теологическая стадия — на ней человек стремится все происходящие явления объяснить вмешательством сверхъестесственных сил (богов, душ, ангелов и др.).
Метафизическая стадия — для этой стадии, также как и для первой характерно достижения исчерпывающего абсолютного знания о мире. Отличие между первой и второй стадиями состоит в том, что объяснение явлений происходит с указанием на различных выдуманных первосущностей, которые находятся «за кулисами», позади мира явлений.
Научная (позитивная) стадия — в этом случае человек отказывается от теологических и метафизических вопросов, и устремляется по пути накопления положительного знания, полученного частными науками.
Поскольку О. Конт в основу науки ставил наблюдение, то научное знание по его мнению является преимущественно описательным. Главную функцию науки он видит в предвидении.
Огюст Конт сформулировал энциклопедический закон классификации наук. Он отвергает принцип классификации, предложенный Фрэнсисом Бэконом, в зависимости от познавательных способностей человека (воображения, мышления, памяти, рассудка), и говорит, что все эти способности применяются одновременно и во всех науках.
Принцип разделения наук по О. Конта происходит в зависимости от предмета науки, ее характера и содержания. Его основная классификация включает такие науки как: астрономия, физика, химия, математика, физиология, социальная физика и мораль.
Для психологии не нашлось места. Конт отнес ее частично к метафизическим и даже несколько к теологическим наукам, и был убежден, что психология как наука не должна иметь такого статуса, что ее судьбы — это слиться с биологией и физиологией.
Вместе с тем, Огюст Конт стремится построить позитивную науку об обществе — социологию, и в 1842 году становится автором этого термина.
Социология по его мнению вмещала в себя 3 главных учения об обществе:
- Учение об условиях существования общества (которое он также называет «социальной статикой») — в нем рассматривались социальные институты (семья, государство, церковь).
- Учение об изменении социальных систем (также, «социальная динамика») — ведущим выделяется представление об общественном прогрессе.
- Программа социального действия (или «социальная политика») — заключается главным образом в преобразовании «позитивной философии» в религию всего человечества.
1.2 Идейные истоки.
Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека – как животное политическое. Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.
Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это решительно отрицал. Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям, как различие “критических” и “органических” периодов в развитии общества; идея прогресса; значение науки, в особенности социальной, в современную эпоху; роль индустриализма и “индустриалов” в современном и будущем обществе и т. д. Можно сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Даже само выражение “позитивная философия” последний использовал еще в 1808 г., т. е. задолго до основателя позитивной философии. У него же мы встречаем и тезисы (впоследствии развитые Контом) о том, что “наука о человеке”, “социальная физика”, или “социальная физиология”, – это часть общей науки; она должна базироваться на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук.
Но было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент на проблеме социального прогресса; Конт, также веря в прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт – сторонник концентрации и централизации политической власти, социальной иерархии и субординации; Сен-Симон, наоборот, предсказывает и обосновывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение интеллектуальной реформы как необходимого условия реформы социальной, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в зародышевой, неразвернутой форме, это часто лишь отдельные высказывания, наброски концепций, но не сами концепции. У Конта, наоборот, те же идеи представ-лены в виде развернутых, систематических концепций и теорий.
В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм (даже в якобинском культе Разума он видел предвосхищение позитивизма) и средневековый католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, – существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому создание позитивизма как синтетической мировоззренческой системы он начинает с пересмотра этих оснований.
Закон трех стадий Конта – кратко
По учению Огюста Конта, есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный. Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии.
На первой, теологической, стадии все явления мира воспринимаются как управляемые не неизменными законами, а волей, подобной нашей. Эта первоначальная стадия мысли сама имеет три ступени. Сначала люди рассматривают сами предметы как одушевленные, живые, разумные (фетишизм). На следующей ступени представляют себе невидимые существа, из которых каждое управляет известной группой объектов или событий (политеизм). Наконец на высшей ступени все эти частные божества поглощаются в идее единого Бога, который, создав мир, управляет им или прямо, или при помощи сверхъестественных агентов второго порядка (монотеизм).
На второй стадии развития сознания метафизическая мысль объясняет природные явления уже не влиянием субъективных воль, а некими безличными стремлениями, рассматриваемыми, однако, как живые существа. Природой управляет уже не антропоморфный Бог, а сила, могущество, начало. Люди отрекаются от божеств, которыми они сами населили природу, но лишь для того, чтобы заменить их таинственными духовными сущностями иного рода. Факты хотят объяснить стремлениями в природе, из которой делают род существа разумного, хотя теперь и безличного. Ей приписывают стремление к совершенству, боязнь пустоты, целебные свойства, скрытые качества.
Царство метафизики, более или менее проникнутой теологическим духом, продолжалось, по мнению Огюста Конта, до конца средних веков, когда спор между номиналистами и реалистами, первая борьба новейшей мысли из-за освобождения от словесных абстракций, возвестил о приближении третьей стадии – позитивной эпохи (Декарт, Бэкон, Гоббс, Галилей, Гассенди, Ньютон). Начиная с этого времени, позитивное объяснение фактов – то, которое отрицает наличие в природе даже и безличного разума и цели, признавая лишь не зависимые ни от чего объективные законы, – заменяет объяснение теологическое и метафизическое. Прогресс исследования открывает все возрастающее количество таких неизменных законов.
Огюст Конт полагает, что подобно мысли, сознанию и философии, каждая частная наука проходит три вышеназванных последовательных стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Но разные отрасли человеческого исследования развивались неодинаково и не могли одновременно совершить свой переход из одного фазиса в другой. Последовательный порядок, в котором они вступили в стадию метафизическую и стадию позитивную, указывается логическими порядком, в котором они находятся одна по отношению к другой.
Бюст Огюста Конта. Скульптор Антуан Эте. Около 1840
Автор фото — Alexandre Moatti
Учение и этапы в творчестве
Конт посвятил всю жизнь науке: сперва математике, после философии. Он считается основателем позитивизма — направления, желавшего придать философии научную основу. Само слово «позитивизм» означает «наука» — именно на ней должна основываться философия, отказавшись от идеализма и материализма.
Философия, согласно мнению Конта, базировалась на следующих платформах:
- Знания должны быть точными и достоверными, выделить его можно только научным методом, с опорой на другие науки.
- Основной способ получения знаний — эмпирическое наблюдение.
- Необходимо отказаться от оценочного характера исследования и статуса «царицы наук».
- Теологическая: младенчество, потребности людей примитивны и удовлетворяются самым простым способом. Происходящее вокруг объясняется преимущественно богами и сверхъестественными силами и духами. Научные знания отсутствуют, но создается иллюзия постижимости всего мира. В обществе соответствует военному господству.
- Метафизическая (абстрактная): отличается стремлением человека к абсолютному знанию о первопричинах. В отличие от теологической стадии на метафизической сверхъестественные силы заменяются на абстрактные, но ученые больше внимания уделяют умозаключениям, чем научным фактам и наблюдениям. Задача стадии: обозначить переход мышления от теологии к науке. Стадия соответствует феодализму.
- Позитивная (научная): новая стадия. На первый план выходят научная деятельность, знания и наблюдения за действительностью. Развитие общества связано исключительно с наукой и прогрессом. Соответствует промышленной цивилизации.
По мнению Огюста, позитивная философия и социология должны изучаться всеми учеными, вне зависимости от специализации, на вводном курсе. Это позволит им понять принцип разделения труда. При этом философ подчеркивал, что формирование позитивизма не завершено. После его смерти течение прошло большую эволюцию: махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и другие.
Личная жизнь
В молодости у ученого была насыщенная личная жизнь. Первой большой любовью Огюста стала замужняя дама Паулина, которая к тому же была старше. Результатом этой порочной связи стало рождение дочери Луизы, но, будучи болезненной, она умерла в 9 лет, что стало ударом для мужчины.
Следующей избранницей мыслителя стала Каролина Массен, о которой он нелестно отозвался в завещании. Они поженились в 1825 году, после чего отношения стали натянутыми из-за финансовых трудностей и ревности Конта. Тем не менее они не стали разводиться и формально оставались супругами, не живя вместе с 1842 года.
Клотильда де Во
После очередной ссоры с Каролиной мыслитель познакомился с Клотильдой де Во, с которой поддерживал платонические отношения. Через год она умерла от туберкулеза, из-за чего мужчина стал сентиментальнее и проявлял интерес к религиозному и мистическому, что ощущается в последних творениях.
2.1 Контовская классификация наук
Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона, было популярно еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:
историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.
Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.
Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».
Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология — общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.
Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» — А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.
Личная жизнь и наследие
Огюст Конт женился на своей сожительнице, Каролине Массен, в 1824 году. Из-за финансовых проблем бpaк не был успешным, и супруги развелись в 1842 году. Начиная с 1844 года у Конта были платонические отношения с Клотильдой де Во.
Конт скончался из-за paка желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. В квартире, в которой он жил с 1841 по 1857 год, всё было сохранено в том состоянии, в котором оно было при жизни Конта, а затем там был создан частный музей.
Его работы оказали огромное влияние на Карла Маркса, Джона Стюарта Милла и Джорджа Элиота. А его идеи социального эволюционизма оказали необычайно сильное воздействие на развитие современной социологии.
Последние годы
В 1852 году Конт разошелся со своим учеником Литре. Последний принимал позитивизм Конта, но отказался от мистической составляющей. Это событие ускорило смерть ученого.
В 1855 Конт включил в завещание некоторые пункты, оскорбляющие жену. Литре вступился за женщину, из-за чего отношения между ними обострились еще сильнее.
В мае 1857 Конт сильно заболел. Литре решился вновь обсудить с учителем завещание, но тот отказался менять документ. Из-за расстройства через несколько дней с Огюстом случился удар. 5 сентября наступило некоторое улучшение, но, когда ученого пришли проведать, то нашли без сознания перед «алтарем Клотильды» — креслом покойной любовницы Конта.
Вечером 5 сентября 1857 Огюст Конт скончался.
После смерти его супруга завладела имуществом и жильем мужа, выбросила реликвии и пыталась через суд оспорить завещание, ссылаясь на то, что философ последние годы был сумасшедшим. Суд не согласился с ней и оставил завещание в силе, вычеркнув только пункты, задевающие ее честь.
Огюст Конт – краткая биография социолога и философа
Огюст Конт родился в небогатой семье в Монпелье на юго-востоке Франции. Его отец был сборщиком подати.
Своё обучение будущий философ начал в лицее, где отличился прекрасным трудолюбием. Особенно замечательно Конт проявил свои способности в математике. В дальнейшем он поступил в политехническую школу и удивил своих учителей и сверстников рвением к учёбе и талантом. Но там он не доучился.
Затем Конт жил в Париже, преподавал на полставки математику. В более зрелом возрасте Огюст стал печататься со своими первыми статьями в газетах.
В юности Огюст Конт был религиозен. Но в скором будущем философ начал отрицать эти идеи. В те годы Конт преподавал астрономию, так как испытывал сильную тягу к этой науки на протяжении долгих лет.
В тоже самое время философ работал над своим проектом «Курс позитивной философии». Во время усиленного труда он даже отказался от чтения посторонней литературы, не читал газет и журналов. Он не хотел «загрязнять» своё сознание ненужными вещами, желая сохранить мысли чистыми и не разбавленными чужими идеями.
Конт был убеждён в необходимости реформирования науки, и его планы реформ также распространялись на общественные отношения и религию. Его основной работой был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842).
В 1817 г. он стал секретарём Клода Анри Сен-Симона, с которым работал до 1824 г. Он уже включил очерк позитивной философии в статью 1822 г., озаглавленную как «План научных исследований, необходимых для реорганизации общества».
Конт во время работы развивал себя духовно, читал литературу с эстетическим и даже театральным уклоном, узнавал много нового о культуре и её принципах. Конт стал репетитором, потом экзаменатором, считался уважаемым, известным научным деятелем и философом.
После того, как учёный закончил книгу всей своей жизни, посвящённую позитивизму
Он сосредоточил всё свое внимание на религиозно-политических вопросах и начал активно заниматься благотворительностью
Он быстро впал в бедность, которую изо всех сил пытался преодолеть. Несмотря на то, что он был человеком выдающихся способностей, его так и не приняли на академическую должность.
Но окружение Конта не поддерживало его идеи. Правительство не выделяло средств для поддержание его исследовательской деятельности, его работ, не разделяло его убеждения. Но учёный боролся до последнего для признания. В конце концов справедливость восторжествовала.
Он умер в Париже 5 сентября 1857 г от рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Проблемы со здоровьем
В 1826 году философ начал читать курс позитивной философии в своей квартире. Его слушателями были зоолог Блэнвиль, математик Пуансо, географ Гумбольдт и врач Бруссе. Но уже после 3 лекции Конт в припадке помешательства бежал из Парижа в Монморанси. Причинами могли стать излишнее умственной напряжение и домашние неприятности.
Философ был помещен в психиатрическую лечебницу, откуда его вскоре выпустили на попечение матери и жены. Домашняя обстановка способствовала быстрому выздоровлению, хотя приступы временами возвращались к нему. Во время одного приступа Конт даже бросился в реку Сену, но его вытащили.
В 1830 Огюст отказался вступать в национальную гвардию при короле Луи-Филиппе I из-за своих республиканских убеждений. Это привело к нескольким дням ареста.
В 1832—1833 годах философ пытался добиться учреждения для себя кафедры истории математических и естественных наук. Для этого он неоднократно обращался к Гизо, министру народного просвещения, но встречал лишь отказ. Сам Гизо, несмотря на оставленный положительный отзыв о первой публикации Конта, считал его добросовестным, но ограниченным фанатиком.