Прикровенное учение «лествицы» о молитве
Содержание:
- Акафист преподобному Иоанну Лествичнику
- Творения
- Цитаты
- Незлобие, пост и целомудрие
- Жизненный путь
- Жизнь и труды преподобного Иоанна Лествичника
- О братолюбии
- Гимнография
- Затяжная борьба со страстями
- Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.
- Иконография
- Ступени к небу
- Иконография
- Храмы во имя Иоанна Лествичника на Руси
- Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.
- Лествица
Акафист преподобному Иоанну Лествичнику
Тропарь
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак
Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.
Преподобный Иоанн Лествичник личным примером, непрестанными трудами, смирением и кротостью явил людям путь, ведущий в жизнь вечную. Кроме укрепляющего верующих жизнеописания подвижника сохранились его труды, признанными святыми отцами ценными в деле спасения. Основная мысль наставления святого в необходимости прилагать усилия и работать над собой, борясь со страстями и пороками, что повторяет слово Спаси.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Творения
Кроме «Лествицы», прп. Иоанн написал еще послание к игумену, которое также известно было в древней Руси и в наших рукописях обыкновенно следует за переводом «Лествицы». Все сочинения Иоанна Лествичника напечатаны в г. («Jobannis Scholastici, qui vulgo Сlimacus appellatur, opera omnia», Париж) и в «Патрологии» Миня (т. 88-й).
На русском языке издано:
-
Лествица Райская. М., 1647. Новое изд. Варшава. 1785. То же, пересмотр. и испр. М., 1785. То же, Лествица, возводящая на небо. СПб., 1812. 1817; Киев. 1823, 1836, 1862, 1869; М., 1842. То же и Слово к пастырю. Пер. Агапита Введенского. М., МДА, 1851; изд. 2-е. 1854; изд. 3-е. 1869. То же. Пер. старца Амвросия. М., изд. Введенской Оптиной пустыни. 1862. То же. Изд. 4-е. М., 1894. Извлечения см.: «Добротолюбие». т. 2. М., 1895, с. 489-554.
- Трактат о страстях и добродетелях. Пер. Введенской Оптиной пустыии. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1904.
- Послание к пастырю. М., МДА. 1851, 1894.
Цитаты
Изречения Иоанна Лествичника разнообразны, касаются как монахов, так и мирян.
О Боге
«Иное есть промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его».
«Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут».
О молитве
«Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретени»
О помыслах во время молитвы
«Не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу».
О покаянии и смирении
«Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения»
«Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким»
«Если от одной этой страсти (гордости) некто ниспал с неба, то должно исследовать, не возможно ли смирением и без других добродетелей взойти на небо?»
О страстях
«Часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовью — блуд, с рассуждением — коварство, с мудростью — хитрость, с кротостью — тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание, с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостью — возношение, с надеждою — ослабление, с любовью — опять осуждение ближнего, с безмолвием — уныние и леность, с чистотою — чувство огорчения, со смиренномудрием — дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие»
«Стыдно тщеславиться чужими украшениями и крайнее безумие – гордиться Божиими дарованиями».
О «железном» Исидоре
Автор «Лествицы» не просто поучает читателя, но и наставляет его примерами иноческой жизни и подвига. Вот одна из таких историй, о монахе Исидоре.
«Некоторый муж по имени Исидор, из князей города Александрии, удалился в сию обитель. Всепреподобный пастырь оный, приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд. Посему премудрейший сей отец покушается человеческим вымыслом преодолеть бесовское коварство и говорит Исидору: «Если ты истинно решился взять на себя иго Христово, то хочу, чтобы ты прежде всего обучился послушанию». Исидор отвечал ему: «Как железо кузнецу, передаю себя тебе, святейший отче, в повиновение».
Тогда великий отец немедленно назначает обучительный подвиг сему железному Исидору и говорит: «Хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот обители и всякому входящему и исходящему человеку кланялся до земли, говоря: «помолись обо мне, отче, ибо я одержим злым духом».
Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но он много умолял пастыря, чтобы ему позволили там же и тем же образом оканчивать подвиг, неясно намекая сими словами на то, что кончина его приближается и что Господь призывает его к себе, что и сбылось…
Спросил я сего великого Исидора, когда он еще был в живых: какое во время пребывания его у ворот ум его имел делание? Достопамятный сей, желая оказать мне пользу, не скрыл от меня этого. «Вначале, — говорил он, — я помышлял, что продал себя в рабство за грехи мои, и потому со всякой горестью, самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны. По прошествии же года сердце мое уже не ощущало скорби, ожидая от Самого Господа награды за терпение. Когда минул еще один год, я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин, и, поникши очами долу, а мыслью еще ниже, уже искренне просил входящих и исходящих помолиться обо мне»(«Лествица», слово 4, 23–24).
Незлобие, пост и целомудрие
Всем приступающим к подвигу смиренномудрия, ухода от мира, преподобный советовал начинать с трех добродетелей – незлобия, поста и целомудрия (слово первое, «Об отречении от жизни мирской», параграф 10)
Живущим в миру христианам авва Иоанн советовал поступать так, чтобы подражать житию монашескому:
Преподобный предупреждал, что бесы внушают нам уничижать себя, с тем, чтобы впасть в отчаяние. Уничижение себя не есть покаяние и смирение, это ступень к отчаянию. Сны, которые приводят нас к отчаянию – от бесов. Ангелы же, по учению Иоанна Синайского, во снах показывают нам Страшный суд и муки (слово третье , «О странничестве», параграф 28.).
Видение лествицы. Московская икона XVI в.
Жизненный путь
На Святой Руси великие аскеты уединялись в лесах и пещерах, брали обет молчания и столпничества. Самомнение или гордость может погубить многолетние труды монаха в одно мгновение ока. Тем не менее, многие смогли справиться с искушениями и получить жизнь вечную. И все это благодаря Господу и Его монашествующим подвижникам, таким как преподобный Иоанн Лествичник, чье творение «Лествица» напутствует всех христиан к истинной духовной жизни.
Преподобный Иоанн Лествичник
О ранней жизни этого подвижника известно немного. Иоанн родился в семье благочестивых христиан Ксенофонта и Марии в период между 525-595 годами. В шестом веке гонения на христиан прекратились, что позволило серьезному не по годам юноше после светского образования податься в Синайский монастырь, для изучения духовных основ христианства. Наставником для шестнадцатилетнего подростка стал авва Мартирий. Уже через четыре года Иоанн принимает монашество на святой горе. Он верно нес послушания при авве Мартирие.
Жизнеописания других святых:
Житие преподобного Иоанна Кассиана РимлянинаЖитие преподобного старца Силуана АфонскогоЖитие святого преподобного Кукши Одесского
После его смерти Иоанн берет обет молчания и удаляется в безлюдное место. В посте и постоянной молитве святой проводит более сорока лет.
Исполнял все указания по уставу, вел духовную жизнь умеренно. На сон уделял совсем немного времени, чтобы его разум не помутился от постоянного бодрствования. Написание различных книг на тему духовной жизни стало для него отрадой во времена уныния. Благодаря своей скромной жизни, к нему приходили люди и братия монастыря. Монахи решили избрать Иоанна игуменом монастыря.
Сбылись пророчества отцов, которые предрекали Иоанну игуменство еще в его ранней молодости. Все последующие четыре года преподобный ревностно нес послушание игумена монастыря.
Написание «Лествицы»
Зная об огромном духовном опыте святого, братия попросила его написать руководство для монашеской жизни. Эта работа получила название «Лествица». Сам же автор объяснил, что название это отображает суть руководства: «Ведь книга эта — лестница, по которой все желающие могут подняться к вратам небесным».
Икона «Лествица Иоанна Лествичника»
Всего в ней насчитывается тридцать ступеней, что ознаменует собой тридцать лет Господня совершеннолетия.
Важно! Примечательно, что книга эта годится и для простых мирян. Преподобный Сергий Радонежский и Иосиф Волоколамский советовали эту книгу, как лучшее пособие по спасению своей души
Окончание земного пути
К концу своей земной жизни Иоанн получил дар чудотворения. Перед смертью он передал игуменство епископу Георгию, а сам удалился в безлюдное место для молитвы.
Ещё интересные статьи о православии:
Существует ли душа у человекаЕсть ли душа у животныхПочему болит душа и хочется плакать
По преданию, Иоанн Лествичник отошел ко Господу 30 марта 606 года в возрасте 80 лет. Частицы мощей святого хранятся в различных греческих монастырях:
монастыре Кехровуниу (остров Тинос);монастыре Богородицы (остров Самос);монастыре Богородицы (Панагии Турлиани, остров Миконос). Интересно! Следующий игумен, понимая свое бессилие в управлении монастырем, просил святого Иоанна, чтобы тот забрал его с собой. Иоанн пообещал, что будет просить об этом Бога. Через десять месяцев ставленник Иоанна мирно отошел ко Господу.
Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника 12 апреля, а также в четвертое воскресенье Великого поста.
Жизнь и труды преподобного Иоанна Лествичника
Преподобный Иоанн Лествичник родился в Константинополе. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно это было в 570 годах. В юности Иоанн получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Египет на Синайскую гору и избрал себе наставника — старца Мартирия. Спустя время был пострижен в иноки. Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды Иоанн велел Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Иоанн тут же проснулся и принялся молиться за Моисея. Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он уснул. Но во сне ему представилось, будто Иоанн зовет его, и он вскочил и бросился бежать, а в это время на место, где он спал, упал камень.
Иоанн обладал высоким проницательным умом, был умудренным глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их ко спасению. Но в его окружении появились завистники, упрекающие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Иоанн принял на себя подвиг безмолвия, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его благочестивом житии распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, которые жаждали услышать слово назидания и спасения.
После сорокалетнего подвижничества в уединении Иоанн был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет он управлял монастырем Синая. Господь наделил Иоанна к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Иоанн преставился в 649 году в возрасте 80 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, его рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем».
О братолюбии
Авва Иоанн воспел братолюбие, без которого невозможно спасение в общежитии, ибо две главные страсти подстерегают того монаха, который захотел спасаться в общежительном монастыре: гневливость и плотское возбешение. С возбешением можно и должно бороться постом, с гневливостью же – только смирением и братолюбием.
Авва приводит в пример обители, где любовь царит меж братьями, а нелюбящий брата своего изгоняется в особый монастырь, темницей именуемый. В темнице монахи живут отдельно и сидят на хлебе и овощах. Ибо недолжно терпеть в общежительном монастыре двух диаволов – видимого и невидимого (слово четвертое, «О блаженном послушании», параграф 14.).
Нам все это полезно знать, потому что семья является
тем же самым общежитием, и главной страстью семейных отношений становится
гневливость.
Гимнография
В 9-11 веках память святого отца отмечали 30 марта без праздничной службы. Со второй половины 11 века святому читали канон, стихиры и седален. В Византии был написан канон преподобному с акростихом по сюжету «Лествицы».
По раннему Иерусалимскому уставу, в памятные дни преподобного также обходились без праздничных гимнов. В 16 веке полагалось читать отпустительный тропарь и кондак. В старинных русских типиконах предписывалось читать отпустительные гимны в день памяти и последование на Великий пост. Сербский Романов Типик приводит праздничное последование.
В современных службах преподобному читают отпустительный тропарь, кондак 1 и 4 гласа, ирмосы, каноны. Канон «Добре отвратившесь дольнего мира» состоит из 30 кондаков, включает ирмосы и богородичены, значение которых перекликается с главами «Лествицы». Неседальную песнь или акафист, а также молитву, преподобному не составили.
Затяжная борьба со страстями
На ступенях с 8-й по 26-ю преподобный Иоанн рассказывает о борьбе со страстями. Львиная доля книги. И по праву.
Мы в «Лествице» вычитаем и знаменитые восемь основных страстей, и другие страсти, с которыми человеку надо справиться. Авва Иоанн рассказывает о специальных духовных упражнениях, они приучают человека лучше воевать со страстями (Леств. 18-21). Борьба со страстями дает монаху смиренномудрие: смиренное сознание своей немощи помогает человеку получить от Бога большую силу – и снова сражаться (Леств. 25).
Теперь о прикровенном. Переходя от борьбы со страстями к более высоким ступеням, преподобный Иоанн касается вещей, о которых лучше говорить кратко и прикровенно.
Синайские скалы
Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.
1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия.
2. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
3. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
4. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.
5. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.
6. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники, и гробокопатели не боятся.
7. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.
8. Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.
9. «Устрашишася ми власи и плоти» (Иов.4:15), говорил Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию одна другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.
10. Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.
11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.
12. Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.
Рекомендую почитать еще:
Млечный путь во Вселенной как Величие нашего Бога!
Рай и Небесное Царство. Какие они? Пестов Николай Евграфович
Ионинский монастырь Киева — один из моих любимых. Как св. Иона повлиял на мою жизнь после 40 лет. Ви…
Все мы призваны к Преображению!
Жития святых
Внешне и внутренне верующие. В чем разница. Эзотеризм и экзотеризм.
Слово «Спасибо» — энергетика слова и круг Воздаяния через него
«Лествица” Иоанна Лествичника. 16 ступень. О сребролюбии.
Иконография
Иоанна Лествичника изображали двумя способами:
- портретной иконой;
- на иллюстрациях по сюжету «Лествицы».
На портретах видны индивидуальные черты лица старца:
- аскетическая угловатость;
- морщины на лбу;
- длинная широкая борода;
- залысины.
Одеяние святого отца:
- хитон;
- мантия;
- схима с куколем;
- аналав.
Его изображают с книгой, свитком или крестом в руках.
Иконы Иоанна Лествичника писали с 10 века. Портреты старца встречаются на фресках и страницах рукописей. На стенах греческих монастырей сохранились мозаики, на которых святой отец соседствует с преподобным Макарием Египетским. Образ Иоанна Лествичника включен в соборные иконы «Святых отцов Синая», «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Севастийский». Изображения благочестивого монаха находятся в церквях Сербии, на Афоне, в Македонии.
В рукописях «Лествицы» автора изображали у подножия или наверху лестницы. Перед текстом помещали иллюстрацию со старцем, пишущим за столом книгу. Иногда его изображали проповедующим перед толпой братьев-монахов. В Синайском монастыре хранилась рукопись с иллюстрацией, изображающей Иоанна Лествичника и Иисуса Христа. На миниатюре преподобный вручает свою книгу Спасителю. Икона святого на вершине лестницы написана в Византии в 12 веке. На иконографическом изображении рядом с преподобным находится Христос в облачном сегменте и дарует ему благословение.
Ступени к небу
— Ну вот смотри. Книга, говоришь, монашеская. Но вот как Лествичник изображает последовательность ступеней, ведущих к Небу, хоть монаха, хоть любого христианина:
- Отречение мирского жития
- Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
- Странничество (уклонение от мира)
- Послушание
- Покаяние
- Память о смерти
- Плач о своей греховности
- Кротость и безгневие
- Удаление памятозлобия
- Несквернословие
- Молчание
- Правдивость
- Отсутствие уныния и лености
- Борьба с чревоугодием
- Целомудрие
- Борьба со сребролюбием
- Нестяжание
- Преодоление преград в аскетической жизни
- Искоренение нечувствия
- Малый сон, усердие к братской молитве
- Телесное бдение
- Отсутствие боязливости и укрепление в вере
- Искоренение тщеславия
- Отсутствие гордыни
- Кротость, простота и незлобие
- Смиренномудрие
- Низложение страстей и укрепление добродетелей
- Безмолвие души и тела
- Молитва
- Бесстрастие
- Вера, надежда и любовь
Вот, брате, выбери из этой лестницы любой пункт, любую ступеньку, и, хорошенько подумав, скажи: лишняя она в твоей жизни? Сможешь без нее жить? Нужна она тебе, без нее – сможешь ли со Христом быть и ближних любить? Сможешь ли быть самим собой, то есть человеком, дитём Божиим? Лествичник так про это пишет: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; «несть бо лицеприятия у Бога» (Рим.2:11)».
Иконография
Иконописные образы прп. Иоанна можно разделить на
- собственно традиционные изображения святого;
- иконы, изображающие этапы духовного возрастания согласно «Лествице».
Первые иконы св. Иоанна появились, вероятно, почти сразу после его кончины. Однако наиболее ранние из дошедших до нас образов относятся к X в. На них Иоанн изображался седовласым, в монашеском одеянии и имеющим в руках свиток. На свитке обычно писалось какое-либо изречение из «Лествицы».
Почти всегда изображения прп. Иоанна присутствовали в рукописях его книги: списки «Лествицы» всегда богато иллюстрировались. Здесь святой изображен как помогающий людям на пути восхождения к Небу.
Путь этот представлен как лестница из 30 ступеней. На вершине ее – образ Христа, встречающего святых в Своем Царстве, и Ангелов. Прп. Иоанн писался иногда у подножия лестницы, как помогающий хотящим спастись, иногда же – на верхней ступени, как сам достигший совершенства.
Видение преподобного Иоанна Лествичника, с житием и монашескими подвигамиМосква, вторая половина XVI в.Дерево, темпера157 × 127 смРыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия
По небесной лестнице поднимаются ищущие спасения. Ярко изображается трудность пути к спасению: многие падают, увлекаемые бесами, но многие доходят и до конца.
Интересный фактПервоначально иконописные изображения пути к спасению появились на страницах книги, но постепенно этот сюжет становится частью храмовой иконописи. Например, «Лествица» изображена в галерее Благовещенского собора в Московском Кремле. Считается, что эта роспись создана во 2 пол. XVI в.
Храмы во имя Иоанна Лествичника на Руси
Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящен храм на Соборной площади Московского Кремля и известен нам как колокольня Ивана Великого. В основании колокольни располагается церковь преподобного Иоанна Лествичника. После надстройки до высоты 81 м в 1600 году (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. В 1329 году на этом месте была построена церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы». В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от нее итальянским мастером Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III (1440-1505 гг.). Строительство было закончено в 1508 году. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти 17 века. В 1600 году при царе Борисе Годунове (1552-1605 гг.) предположительно «государевым мастером» Федором Савельевичем Конем (около 1540 — после 1606 гг.) к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид.
Колокольня Ивана Великого (Церковь Иоанна Лествичника). Москва
Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящена надвратная церковь Кирилло-Белозерского монастыря. Церковь была сооружена в 1572 году на вклад сыновей Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) царевичей Ивана (1554-1581 гг.) и Федора (1557-1598 гг.). Поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых Иоанна Лествичника и Феодора Стратилата (ум.319 г.).
Кирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника
Во имя Иоанна Лествичника освящен храм в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре в Псковской области. Храм был построен в 1540-1550 годы. Освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Иоанна Лествичника.
Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь
Во имя преподобного Иоанна Лествичника освящен единоверческий храм в г. Куровское Орехово-Зуевского района Московской области.
Единоверческий храм во имя Иоанна Лествичника в г. Куровское
Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.
1. Земным царям предстоят иные просто и без оружия, другие с жезлами, иные со щитами; некоторые же с мечами. Великое и несравненное превосходство первых пред последними, потому что первыми бывают обыкновенно сродники и домашние царевы. Так бывает у земных царей.
2. Приидите теперь, увидим, как и мы исправляем предстояние наше перед Богом и Царем в вечерних, дневных и ночных молитвах. Ибо некоторые воздевают руки на молитву в вечерних и всенощных бдениях, как невещественные и чуждые всякого попечения; другие же предстоят тогда Богу с псалмопением; иные трудятся в чтении священных Писаний; иные, по немощи, но мужественно борются со сном посредством рукоделия; иные, упражняясь в размышлении о смерти, хотят чрез это приобрести умиление. Из всех сил подвижников первые и последние упражняются в Боголюбезном бдении; вторые в исправлениях, общих всем монахам; прочие шествуют низшим путем. Однако Бог приемлет дары, и ценит их, смотря по расположению и силе каждого.
3. Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу.
4. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же друг ему.
5. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний.
6. Бдительный инок есть ловец помыслов, могущий удобно их усматривать и уловлять в тишине ночи.
7. Боголюбивый монах, когда гласит молитвенная труба, говорит: «Слава Богу, слава Богу!», а ленивый говорит: «Увы, увы!»
8. Приготовление трапезы обнаруживает чревоугодников; а молитвенный подвиг показывает боголюбивых; первые, увидевши трапезу, радуются, а последние сетуют.
9. Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память.
10. Богатство земледельцев собирается на гумне и точиле; а богатство и разум монахов в вечерних и ночных предстояниях Богу и в деланиях ума.
11. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни, или еще больше.
12. Неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном.
13. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может. Когда возгласит последняя труба, будет воскресение мертвых; а когда начнется празднословие, возбуждаются сонливые.
14. Мучительный дух сонливости есть коварный друг: часто, когда мы пресыщены, он удаляется, а во время поста, во время алчбы и жажды, сильно на нас нападает.
15. Во время молитвы он подущает взяться за рукоделье; ибо иначе не может погубить молитву бдящих.
16. Особенно же он воздвигает брань против новоначальных, чтобы они разленились при самом начале подвига, или чтобы приготовить вход бесу блуда.
17. Доколе не освободимся от сего духа, дотоле мы не должны отрицаться от пения псалмов в соборе братий; ибо мы часто и от стыда не дремлем. Пес враждует против зайца; а бес тщеславия есть враг сонливости.
18. Купец считает свой прибыток по прошествии дня; а духовный подвижник по совершении псалмопения.
19. Внимай себе трезвенно после молитвы, и увидишь, что толпы бесов, побежденных нами, стараются после молитвы осквернить нас нечистыми мечтаниями. Итак сядь и наблюдай, и ты увидишь обыкших похищать начатки душевного делания
20. От частого псалмопения, во время бодрственного состояния, бывает то, что и во сне приходят на ум слова псалмов; иногда же случается, что и бесы представляют их нашему воображению, чтобы привести нас в гордость. О третьем же состоянии душевном я хотел умолчать, но некто убедил меня говорить. Душа, которая днем непрестанно поучается слову Божию, обыкновенно и во сне упражняется в том же; ибо сие второе бывает истинным воздаянием за первое делание, для отгнания духов и лукавых мечтаний.
Двадцатая степень. Восшедший на нее принял в сердце своем свет.
Рекомендую почитать еще:
Богопознание. Какие есть виды его. Часть 1. Пестов Н. Е.
«Лествица” Иоанна Лествичника. 23 ступень. О безумной гордости.
Как найти счастье и радость в Боге. Основы христианской веры. Пестов Н. Е. Видео
«Лествица” Иоанна Лествичника. 8 ступень. О безгневии и кротости.
Эзотерика. Трезвый анализ эзотерических школ от экс-тренера.
Скорая помощь себе — мудрые изречения и установки
Бог сказал мне: «Нет»
Притча про таланты и наши способности
Лествица
Аудио
Предисловие книги сей, именуемой Скрижали духовные Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы Ответ Слово 1. Об отречении от жития мирского Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице Слово 6. О памяти смерти Слово 7. О радостотворном плаче Слово 8. О безгневии и кротости Слово 9. О памятозлобии Слово 10. О злословии и клевете Слово 11. О многоглаголании и молчании Слово 12. О лжи Слово 13. Об унынии и лености Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами Слово 16. О сребролюбии Слово 17. О нестяжании Слово 18. О нечувствии Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании Слово 22. О многообразном тщеславии Слово 23. О безумной гордости Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Слово 27. О священном безмолвии души и тела Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви Слово 31. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец
Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.
Группа | Ступени |
Борьба с мирской суетой (ступени 1–4) | 1. Отречение мирского жития 2. Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире) 3. Странничество (уклонение от мира) 4. Послушание |
Скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5–7) | 5. Покаяние 6. Память о смерти 7. Плач о своей греховности |
Борьба с пороками (ступени 8–17) | 8. Кротость и безгневие 9. Удаление памятозлобия 10. Несквернословие 11. Молчание 12. Правдивость 13. Отсутствие уныния и лености 14. Борьба с чревоугодием 15. Целомудрие 16. Борьба со сребролюбием 17. Нестяжание |
Преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18–26) | 18. Искоренение нечувствия 19. Малый сон, усердие к братской молитве 20. Телесное бдение 21. Отсутствие боязливости и укрепление в вере 22. Искоренение тщеславия 23. Отсутствие гордыни 24. Кротость, простота и незлобие 25. Смиренномудрие 26. Низложение страстей и укрепление добродетелей |
Душевный мир (ступени 27–29) | 27. Безмолвие души и тела 28. Молитва 29. Бесстрастие |
Вершина пути – союз трёх главных добродетелей (ступень 30) | 30. Вера, надежда и любовь |