Типикон
Содержание:
Великий миротворный круг
Типикон
А в широком смысле Типиконом называется не отдельный устав о богослужении, а книга, включающая еще и указания о православных праздниках и постах. Благодаря Типикону определяется ежегодная дата Пасхи, подвижные праздники церковного календаря, а также регламентируется порядок службы в случае наложения друг на друга нескольких значимых событий (например, как совершать богослужение, если Благовещение Богородицы выпало на Вербное Воскресенье или Лазареву Субботу).
В Типиконе содержатся и назидательные главы, и молитвословия, и последовательность чтений тех или иных частей богослужения (например, канонов). В русской традиции книга имеет еще название Око Церковное, а священники даже приносят на ней присягу. Типикон своим содержанием подвигает верующего к аскетической и нравственной жизни. Изучение книги мирянами позволяет им глубже проникнуть в понимание православного календаря.
Образец
Лавра Саввы
Именно так с греческого языка дословно переводится слово «типикон». Первый Типикон в Православной Церкви был создан преподобным Саввой Освященным в VI веке. Книга регламентировала порядок совершения богослужений и включала в себя указания об устройстве монастырской жизни. Типикон стал регламентом молитвенной жизни обители, а впоследствии получил название Иерусалимского устава или устава преподобного Саввы Освященного. С XIV века Иерусалимский устав сменил на Руси Студийский и действует с некоторыми изменениями (по результатам Книжной справы XVII века) по сей день.
Очевидно, что святой Савва дал название своей книге, желая сформулировать идеальный образ совершения православного богослужения. В Типиконе приводилось чинопоследование служб вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии без опущений. Все молитвословия, а также действия, призванные выразить любовь человека к Богу, а также подробно заключить в весь строй службы богословские истины и библейскую историю, сохранялись полностью. Со временем менялся и ритм жизни, и возможности людей. Типикон стал восприниматься как книга-идеал, к исполнению которого нужно стремиться, но не слепо. В наши дни исполнение уставного богослужения стало редким не только для приходских общин, но и для монашеских.
Однако, это вовсе не значит, что служба стала совершаться неправильно. Наоборот, гибкий подход к исполнению церковного устава соответствует правилу:
Согласно уставу
Православная Церковь живет по юлианскому календарю. Его даты не совпадают с теми, по которыми привыкли жить мы. К примеру, ноябрь в Типиконе начинается… с 14-го числа. А это значит, что мы с Вами можем вместе посмотреть, какие значимые праздники ожидают Церковь в ближайшем месяце!
21 ноября отмечается Собор архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Подать записку на литургию нашим ангелам-хранителям можно здесь:
О здравии
Об упокоении
22 ноября Церковь вспоминает святителя Нектария Эгинского, знаменитого святого XX века, претерпевшего много страданий лишь за свою деятельную позицию. Подать записку на литургию святому Нектарию можно здесь:
Современная типика
Русская Православная Церковь унаследовала только монашеский Sabbaite Типикона, которая используется по сей день в приходах и соборах, а также в монастырях.
Однако некоторые остатки соборного обряда сохранились и в других частях мира византийского обряда, о чем свидетельствует, например, Божественная литургия, начинающаяся в конце утрени, и использование всенощного бдения только в тех случаях, когда служба который на самом деле длится всю ночь.
Со временем обряд развивался, но описательный типикон не был опубликован до 1839 года, когда, наконец, Константин Византий, Протопсальты Великой Церкви, дважды сочинил и опубликовал типикон на греческом языке как Церковный Типикон в соответствии со Стилем Великого. Церковь Христова и сразу на славянском языке; в 1888 году Георгий Виолакис, тогдашний Протопсалт Великой Церкви, написал отчет, исправляющий ошибки и двусмысленность в типике Византии, а затем опубликовал законченный и исправленный типикон как Типикон Великой Церкви Христа, который все еще используется сегодня в большинстве византийского обряда, исключая церкви русской традиции. Этот типикон часто описывают как предписывающий и новаторский; однако, как заметил епископ Каллистос Уэр ,
Применимость Типикона
Следует заметить, что Типикон — это общепризнанный богослужебный идеал, в точности исполнить который не стремятся порой даже монастыри. Всегда ориентируясь на Него, в приходской практике, тем не менее, частично или полностью сокращаются из суточного круга богослужений обычно: малая вечерня (перед всенощным бдением), кафизмы, псалмы, стихиры, паремии, лития, повечерие, полунощница, аллилуйная служба, двупсалмие, седальны, степенные антифоны, библейские песни, каноны, синаксарии, междочасия, блаженны, апостольские и евангельские зачала, поминовение о здравии и за упокой на Литургии, ектения об оглашенных, Чин о панагии, 9-й час и ряд отдельных молитв. И наоборот, в общецерковное богослужение практически ежедневно включаются неуставные акафисты, молебны, панихиды. Типикон иногда допускает определённую свободу выбора:
«А́ще изво́литъ настоя́тель,..» |
Типикон предлагает не только порядок совершения общецерковных богослужений, но также открывает богословские истины и вдохновляет к аскетической жизни, к молитве, послушанию, воздержанию, терпению, благотворительности, к любви и другим христианским добродетелям. Авторитет Типикона в Православной церкви настолько велик, что все священнослужители перед посвящением в священные степени приносят присягу с обещанием соблюдать Церковный Устав (Типикон), отдельные главы которого зачитывались на трапезе в монастырях наряду с поучениями Святых отцов Церкви.
В начале XXI века в Русской православной церкви получила широкое распространение практика совершения ежедневных церковных богослужений по ежегодно издаваемым Издательским отделом Московской патриархии Богослужебным указаниям на каждый год (в уже традиционных фиолетовых жёстких обложках). В связи с этим уже не в каждом православном храме России есть Типикон.
Историческое развитие
Собор Типикон
Древний и средневековый константинопольский соборный обряд, называемый «asmatikē akolouthia» («песенные службы»), плохо сохранился, а самая ранняя сохранившаяся рукопись датируется серединой восьмого века. Этот обряд достиг своего апогея в Типиконе Великой церкви ( Святой Софии ), который использовался только в двух местах: в одноименном соборе и в базилике Святого Деметрия в Фессалониках ; в последнем он просуществовал до османского завоевания, и большая часть того, что о нем известно, взята из описаний в писаниях святого Симеона Фессалоникского .
Монастырский Типикон
Типика возникла в рамках монашеских движений раннехристианской эпохи, чтобы регулировать жизнь в монастырях, и несколько сохранившихся типиков из Константинополя, таких как монастырь Пантократор и женский монастырь Кехаритомене , дают нам представление о древней византийской монашеской жизни и обычаях. Однако именно типикон Священной Лавры святого Саввы Освященного близ Иерусалима стал синтезированным с вышеупомянутым соборным обрядом, и чье имя носит типикон, используемый сегодня Византийским обрядом .
В своей Lausaic истории , Палладий Галатии , епископ Геленополисе , записи о том , что ранние христианские отшельники не только молились псалмов , но и пели гимны и читали молитвы (часто в комбинации двенадцати). С появлением кенобитского монашества (то есть жизни в под аббатом , а не в качестве уединенных отшельников) цикл молитв стал более фиксированным и сложным, с различными ритуальными практиками в разных местах. Эгерия , паломник, посетивший Святую Землю около 381–384 годов, записал следующее:
Стандартизация того, что стало византийским монашеским богослужением, началась со святого Саввы Освященного (439–532), который записал служение в том виде, в каком оно практиковалось в свое время в окрестностях Иерусалима, передавая то, что было передано ему святым Евфимием. Великий (377–473) и св. Феоктист (ок. 467). В то время этот район был крупным центром паломничества и монашества, и в результате ежедневный цикл богослужений стал очень развитым. Святой Софроний , Патриарх Иерусалимский (560–638) переработал Типикон, а затем материал был расширен святым Иоанном Дамаскином (ок. 676–749). Этот порядок обслуживания позже был известен как Иерусалимский, или Палестинский, или Саббаитский Типикон . Его использование еще больше укрепилось, когда в 1545 году был опубликован первый печатный типикон. Он до сих пор широко используется в большинстве византийских монашеских общин по всему миру, а также в приходах и соборах в обширных регионах восточного православия , особенно в России .
Синтез
В 8-м веке развитие монашеской литургической практики было сосредоточено в монастыре Студиос в Константинополе, где службы стали еще более сложными, в частности, в отношении постных и пасхальных служб, и, что наиболее важно, саббайтский типикон был импортирован и смешан с существующий типикон; как о. Роберт Ф
Тафт отметил:
Типика в современном использовании возникла из этого синтеза.
Этимология названия Типикона
Название «Типикон» происходит от греческого τύπος — черта, вид, образец, изображение, икона, модель, норма; τυπικός означает «составленный по образцу». Позднее слову τύπος усвоено значение указа, закона. У древних христианских писателей Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого это прилагательное означает «символический», «прообразовательный». Значение слова τύπος — религиозный закон, устав особого характера, у Григория Назианзина он употребляется по отношению к Символу веры, у Юстиниана означает Божественный закон. Точнее, чем «устав», было бы перевести τυπικόν — «чиновник», лат. ordinarium.
Такое оригинальное заглавие книги, излагающей порядок богослужения, непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово «устав» — неточная передача греческого τυπικόν — «устав» соответствует греческому διάταξις.
Св. Савва Освященный (V в.) — автор ныне действующего Иерусалимского устава, свой, ещё кратенький, устав сам назвал, или назвали так записавшие его сподвижники сразу тремя словами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος — «образец, предание и закон». Св. Феодору Студиту (IX в.) — представителю другой формы церковного устава, усвояют устав с именем Ύποτύπωσις — «отобраз, очерк». Студийский устав, принесённый св. Афанасием Афонским (X в.) на св. гору Афон, где он получил новую переработку, получил наименование Διατύπωσις — «преобразование», «представление». Древнейший из сохранившихся полных уставов храма Константинопольской св. Софии (IX—X в.) предположительно носил название Συναξάριον — «собо́рник», то есть указатель праздничных дней, в которые совершались торжественные шествия с богослужениями. Древний Синайский список этого же устава называется Κανονάριον — «сборник правил». Только с XI в. в обозначении церковного устава появляется уже и термин τυπικόν, хотя ещё с другими, пояснительными названиями, например: Συναξάριον ήτοι Τιπικόν. Древние славянские рукописи переводят греч. τυπικόν либо «устав», либо «ти́пик», например у старообрядцев: «Устав, сиречь Око церковное».