Филарет, митрополит московский: православный катехизис

Современные издания

В настоящее время в Русской Православной Церкви ведется работа по созданию нового документа, отвечающего по содержанию и стилистике потребностям общества.

Предпринимаются попытки нового изложения основ вероучения. Широко известна работа прот. Олега Давыденкова «Катехизис. Введение в догматическое богословие». Она используется сегодня в качестве рекомендованного пособия в духовных школах.

Проект официального катехизиса РПЦ подготовлен Синодальной библейско-богословской комиссией, которую возглавляет митрополит Иларион (Алфеев). Он был опубликован в 2021 г. для общецерковного обсуждения.

Сегодня эта работа продолжается с учетом принятых поправок и предложений.

Пособия для детей

Отдельные православные катехизисы для детской аудитории появляются в наше время. В 1995 году был издан «Катехизис в рассказах» С. Успенского. А в 2014 году увидела свет книга диакона Георгия Максимова «Катехизис для детей», состоящий из 37 отдельных частей.

«Вера святых» свт. Николая Сербского

Святителя Николая (Велимировича) не зря называют «Сербским Златоустом». Его творения входят в сокровищницу православной мысли XX в.

Произведение свт. Николая, которое можно отнести по форме и содержанию к литературе для обучения основам веры христиан, носит название «Вера святых». Это классический диалог в форме вопросов и ответов на них, с помощью которых излагается учение Православной Церкви.

Прокламация декабриста С.И. Муравьева-Апостола

Понятие «катехизиса» использовалось не только для обозначения вероучительной литературы. Любое глубокое руководство, схематично схожее с религиозным документом, называли катехизисами. Примером тому является и «Православный катехизис» Муравьева-Апостола.

Эта прокламация революционного содержания была зачитана утром 31 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге перед строем восставших солдат Черниговского полка. Документ ратовал за создание демократичной республики и был антикрепостническим по своему содержанию, призывал к свержению царя и незамедлительному восстанию против власть имущих.

Призывы к буну против существующей власти в здесь прямо ссылались на библейские тексты. Помимо этого, в «Православном катехизисе» декабристов дается христианское обоснование необходимости военной службы, патриотические мотивы любви к Отечеству опираются на вечные истины.

Критика вероисповедного документа и ее результаты

Появление катехизисов попало в тот же временной период, когда активно критиковались переводы книг Священного Писания, осуществлённые Российским библейским Обществом. Ряд консервативно настроенных государственных и высокопоставленных священнослужителей особенно остро подвергали критике деятельность РБО. Поддерживаемые А.А. Аракчеевым министр народного просвещения А.С. Шишков и архимандрит Фотий активно заявляли о том, что русский язык недопустим в молитвословии и Священных текстах. Более того, его использование может послужить причиной появления разнообразных ересей. А.С. Шишков, будучи сторонником идеи тождественности церковнославянского и русского языков, выступал в защиту своего мнения перед митрополитом Серафимом. По мнению Фотия, катехизис Дроздова и руководство Петра Могилы сопоставимы друг с другом так же, как «канавная вода» сравнима с «… доброй водой невской».

образование

В 1988 году поступил на лечебный факультет Полтавского медицинского стоматологического института.

В 1988-1994 году учился в Полтавском государственном медицинском стоматологическом институте, закончил с отличием и был зачислен в магистратуру при кафедре госпитальной терапии. В 1996 году защитил научную работу на соискание ученой степени магистра медицины.

В 1999 году окончил Киевскую духовную семинарию. С 2000 года — преподаватель духовного училища Полтавской епархии (ныне Полтавская миссионерская духовная семинария) по предметам: практикум церковнославянского языка, гомилетика, пастырское богословие, практическое руководство для пастырей. С 11 апреля 2007 года назначен проректором по научной работе Полтавской миссионерской духовной семинарии.

В 2008 году окончил Ужгородскую богословскую академию имени святых Кирилла и Мефодия и защитил с отличием научную работу на звание магистра богословия.

В 2009 году в Ужгородской богословской академии защитил докторскую диссертацию.

Новый документ

1823 год ознаменовался переизданием катехизиса. Труд был избавлен от замеченных в первой редакции ошибок. Позже, в 1824-м году, вышли еще четыре издания, набранные церковнославянским и гражданским шрифтом (по два издания на каждый тип начертания). Сокращённый вариант вероисповедного документа увидел свет после середины 1824 года и получил название «Краткий Катехизис». Что это было за издание? Он предназначался в первую очередь для малограмотных лиц и детей. Руководство включало в себя текст, выделенный в основной редакции с помощью крупного шрифта. Грифа «Изданный по Высочайшему повелению» в Кратком Катехизисе не было. Первоначальный Катехизис начал называться «Пространным».

Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Катехизис представляет собой первоначальное наставление в Православной вере (в переводе с греческого катехизис означает буквально «оглашение, изустное наставление»), преподаваемое новоначальным христианам. Без элементарного знания основ своей веры невозможно правильно выстраивать свою жизнь, поскольку «без веры же невозможно угодити Богу» (Евр.11:6).

Пространный катехизис митрополита Филарета как раз и является таким пособием для всякого ищущего человека, которое помогает детально рассмотреть и понять основные вероучительные истины Православной Церкви. Данный труд был составлен Святителем Филаретом (Дроздовым) по высочайшему поручению Святейшего Синода и был впервые издан в 1823 г. С тех пор он выдержал бесчисленное количество переизданий. В Российской империи он использовался для преподавания в приходских школах, духовных училищах и семинариях, а также для домашнего изучения всеми православными людьми.

До сего дня Пространный катехизис, одобренный Святейшим Правительствующим Синодом, является единственным действующим официальным изложением вероучения Русской Православной Церкви, одним из наиболее авторитетных её документов. Он содержит тот необходимый минимум, без знания которого ни один христианин не способен «дать отчет о своем уповании» ни окружающим, ни самому себе. Данное издание станет бесценным приобретением для всякого человека, желающего иметь ясное и четкое представление о Православной вере.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Печатается по изданию: Пространный христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. Изд. 66-е. М.: Синодальная типография, 1886.

ВВЕДЕНИЕ Предварительные Понятия О Божественном откровении О Священном Предании и Священном Писании О Священном Писании Состав катехизиса

ЧАСТЬ I. О ВЕРЕ О Символе веры и его происхождении О членах Символа веры О первом члене Символа веры О втором члене Символа веры О третьем члене Символа веры О четвертом члене Символа веры О пятом члене Символа веры О шестом члене Символа веры О седьмом члене Символа веры О восьмом члене Символа веры О девятом члене Символа веры О десятом члене Символа веры О Крещении О Миропомазании О Причащении О Покаянии О Священстве О Браке О Елеосвящении Об одиннадцатом члене Символа веры О двенадцатом члене Символа веры

ЧАСТЬ II. О НАДЕЖДЕ Понятие христианской надежды О молитве О молитве Господней О призывании О первом прошении О втором прошении О третьем прошении О четвертом прошении О пятом прошении О шестом прошении О седьмом прошении О славословии Учение о блаженстве О первой заповеди Блаженства О второй заповеди Блаженства О третьей заповеди блаженства О четвертой заповеди Блаженства О пятой заповеди Блаженства О шестой заповеди Блаженства О седьмой заповеди Блаженства О восьмой заповеди Блаженства О девятой заповеди Блаженства

ЧАСТЬ III. О ЛЮБВИ О союзе между верой и любовью О Законе Божием и заповедях О разделении заповедей на две скрижали О первой заповеди О второй заповеди О третьей заповеди О четвертой заповеди О пятой заповеди О шестой заповеди О седьмой заповеди О восьмой заповеди О девятой заповеди О десятой заповеди

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как пользоваться учением о вере и благочестии

Общие сведения

Основные положения, которые содержал первоначальный православный катехизис, разрабатывались в период с 1822 по 1823 год. Автором его являлся святитель Филарет (Дроздов). Издание было одобренного Синодом и опубликованного в 1823 году. Этот катехизис Филарета был утвержден сначала в качестве руководства. Впоследствии труд подвергался значительной переработке. Корректировка и внесение исправлений осуществлялась автором, обер-прокурором и прочими членами Синода. Этот труд постоянно дорабатывался и выдержал множество переизданий. Некоторые из теологов, среди которых такие личности, как митрополит Булгаков Макарий, позиционируют катехизис Филарета в качестве одной из «символических книг». По мнению многих, труд святителя входит в число наиболее авторитетных источников догматического учения. Именно в нем наиболее полно изложены от лица церкви основные ее постулаты.

сочинения

  • Зверев Г. , прот. Геронтология в пастырской практике // Сборник докладов международной научно-практической конференции «Взаимодействие Церкви и медицины в отечественной системе здравоохранении». Воронеж, 11-12 ноября 2005 г.
  • Зверев Г. , прот. Особенности душепопечения в преклонном возрасте / Особенности душепопечения в преклонном возрасте. Под общ. ред. кмн свящ. С. Филимонова. С.-Пб., 2003.
  • Зверев Г. , прот. Особенности пастырского и церковного душепопечения в геронтологии // Церковь и медицина. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в области охраны здоровья российских граждан. Материалы II Международной научно-практической конференции. С.-Пб., 14-16 июля 2005.
  • Зверев Г. , прот. Проблемы пастырского душепопечения в геронтологии // Церковь и медицина. Ежегодный рецензируемый научно-практический информационно-просветительский церковно-медицинский журнал-альманах, 2005.
  • Зверев Г. , прот. Проблемы пастырского душепопечения в геронтологии // Как организовать служение милосердия на приходе. Вып. II. М., 2006.
  • Зверев Г. , прот. Ценность жизни и цена смерти. Размышления врача-священника // Международные Рождественские образовательные чтения. Православие и медицина. Сборник избранных докладов медицинской секции (конференции IX—XII). М., 2005.
  • Зверев Ю. О. Роль психоемоцiйних факторiв у виникненнi та рецидивуваннi виразковоi хвороби в осiб iз рiзними типами вищоi нервовоi дiяльностi. Науково-квалiфiкацiйна робота на здобуття звання магiстра медицини. Полтава, 1996.
  • Посiбник з геронтологii та герiатрii для студентiв II—III курсiв медичних факультетiв. Ч. 1 . Питання геронтологii / I. В. Редчиць, Ю. О. Зверев, I. В. Мiщенко, П. М. Козюк та iн.; за ред. I. В. Редчиця. Полтава, 2000.
  • Посiбник з геронтологii та герiатрii для студентiв II—III курсiв медичних факультетiв. Ч. 2 . Питання герiатрii / I. В. Редчиць, Ю. О. Зверев, I. В. Мiщенко та iн.; за ред. I. В. Редчиця; упорядник Ю. О. Зверев. Полтава, 2001.
  • Пособие по геронтологии и гериатрии для студентов II—III курсов медицинских факультетов. Ч. 2 . Вопросы гериатрии / И. В. Редчиц, Ю. О. Зверев, И. В. Мищенко, П. М. Козюк и др.; Под ред. И. В. Редчица. Полтава, 1999.
  • Фiларет (Зверев) , архiмандрит. Актуальнi питання взаємодii Церкви i медицини // Виступ на пленарному засiданнi 1 Покровських мiжнародних просвiтницьких читань, 16 жовтня 2008.

Спорные вопросы

Впрочем, некоторые из православных богословов оспаривают авторство митрополита Филарета. Но, несмотря на это, ими же признается значимость, которую имеет катехизис (что это такое, сказано выше) в истории РПЦ. Это утверждение основывается на том, что, по мнению епископа Василия Кривошеина, основной вероисповедный документ подвергся кардинальному редактированию. Из-за вмешательства обер-прокурора Священного Синода — светского лица — статус книги как незыблемого догматического памятника Вселенского православия тоже может быть подвергнут сомнению, так как катехизис Филарета Московского содержит не все символы веры и описывает влияние инославного богословия.

Коротко о создании единого руководства

Первая четверть девятнадцатого века ознаменовалась использованием достаточно большого числа катехизисов. Наиболее распространёнными в православной среде были руководства авторства митрополитов Петра Могилы и Платона. Созданные под влиянием этих трудов, новые издания, как и их первоисточники, неоднократно подвергались критике со стороны церкви. В первом случае усматривался «католический» уклон. Во втором же критиковали за присутствие протестантских элементов. Разрешением данной ситуации стало создание нового катехизиса. Кроме того, из-за осуществлённого в 1816 году нового перевода библейских книг на русский было принято решение о переносе соответствующих цитат из старых изданий руководства в новое. При этом сохранялось соответствие с использовавшейся редакцией перевода. Разработка нового единого катехизиса была инициирована в 1822 году.

Ссылки

  • Правящие Августин (Маркевич) · Агапит (Бевцик) · Агафангел (Саввин) · Алексий (Гроха) · Алексий (Шпаков) · Алипий (Козолий) · Амвросий (Поликопа) · Анатолий (Гладкий) · Антоний (Паканич) · Антоний (Фиалко) · Боголеп (Гончаренко) · Варфоломей (Ващук) · Виссарион (Стретович) · Владимир (Мельник) · Владимир (Орачёв) · Евлогий (Гутченко) · Евсевий (Дудка) · Елисей (Иванов) · Ефрем (Кицай) · Ефрем (Яринко) · Иларион (Шукало) · Иоанн (Сиопко) · Иоасаф (Губень) · Ионафан (Елецких) · Иосиф (Масленников) · Ириней (Семко) · Ириней (Середний) · Лазарь (Швец) · Лука (Коваленко) · Марк (Петровцы) · Мелетий (Егоренко) · Митрофан (Никитин) · Митрофан (Юрчук) · Нафанаил (Крикота) · Никодим (Барановский) · Никодим (Горенко) · Николай (Капустин) · Онуфрий (Лёгкий) · Пантелеимон (Луговой) · Пантелеимон (Поворознюк) · Питирим (Старинский) · Платон (Удовенко) · Роман (Кимович) · Сергий (Генсицкий) · Симеон (Шостацкий) · Софроний (Дмитрук) · Тихон (Чижевский) · Феодор (Гаюн) · Феодор (Мамасуев) · Филарет (Зверев) · Филарет (Кучеров) · Филипп (Осадченко)
    Викарные Александр (Драбинко) · Александр (Нестерчук) · Алипий (Погребняк) · Антоний (Боровик) · Антоний (Крипак) · Аркадий (Таранов) · Арсений (Яковенко) · Варнава (Филатов) · Варсонофий (Винниченко) · Варсонофий (Столяр) · Вениамин (Погребной) · Виктор (Быков) · Владимир (Мороз) · Дамиан (Давыдов) · Диодор (Васильчук) · Евлогий (Пацан) · Иларий (Шишковский) · Иоанн (Вахнюк) · Иона (Черепанов) · Кассиан (Шостак)· Климент (Вечеря) · Лонгин (Жар) · Николай (Грох) · Николай (Почтовый) · Павел (Лебедь) · Пантелеимон (Бащук) · Серафим (Демьянив) · Сергий (Зализницкий) · Сергий (Михайленко) · Феодосий (Снигирёв)
    На покое Василий (Златолинский) · Гурий (Кузьменко) · Дионисий (Константинов) · Иннокентий (Шестопаль) · Иоанникий (Кобзев) · Ипполит (Хилько) · Нифонт (Солодуха) · Пантелеимон (Романовский)
    Бывшие архиереи *
    Переведённые Антоний (Москаленко) · Глеб (Савин) · Иов (Смакоуз) · Иов (Тывонюк) · Нектарий (Фролов)
    Извергнутые из сана Филарет (Денисенко) · Андрей (Горак) · Иаков (Панчук)
    Покойные Антоний (Вакарик) · Василий (Васильцев) · Владимир (Сабодан) · Евфимий (Шутак) · Кронид (Мищенко) · Леонтий (Гудимов) · Макарий (Свистун) · Мефодий (Петровцы) · Никанор (Юхимюк) · Никодим (Руснак) · Савва (Бабинец) · Севастиан (Пилипчук) · Тихон (Жиляков) · Феодосий (Дикун)

Понятие о православном катехизисе

Значение слова «катехизис»

     Слово «катехизис» происходит от греческого глагола «катихео», что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Например, Феофил, к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия,

в учении христианской веры. Первоначально «катехизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на письменные наставления. Таким образом катехизис превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

     По определению свт. Филарета Московского, «Православный катехизис есть наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души».

Что такое вера?

Прежде всего под верой понимают:

а) состояние уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены. Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Ап. Павел определяет веру как

     По истолкованию «Пространного катехизиса», это означает «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем». Такая вера является основанием религиозной жизни,

б) Верой называется также учение, в истинности которого человек убежден. Ап. Павел говорит о людях, которые

о

В подобном смысле можно говорить о различных религиозных верованиях и вероисповеданиях (конфессиях).

в) В наиболее глубоком смысле слова вера – это сердечное зрение Бога и живое общение с Ним. Бог Библии есть живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное общение. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17). Христианская вера изначально есть вера в Личность, а не только в доктрину, поэтому вера христиан не может сводиться лишь к формальному признанию истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, «вера — не психологическое состояние, а онтологическая связь (то есть связь реальная, по бытию – Сост.) между человеком и Богом». Со стороны человека такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.

     Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он всецело предал себя воле Божией. Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На первых ступенях духовного развития такое стремление может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни ожидание награды не являются твердым основанием для нравственной жизни. Таким основанием может быть только любовь как

и человек по мере возрастания в вере в Бога—Любовь наполняется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:

В этом смысле ап. Павел говорит о

     Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Вера в подлинном смысле слова предполагает определенный образ жизни, т.е. стремление к богообщению, к соединению с Богом, а также твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с божественным замыслом о человеке.

Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина

Значение разума в религиозной жизни

     Почему, как говорилось выше, знание основ христианского вероучения необходимо «всякому христианину»? Разве для нормальной духовной жизни не достаточно ограничиться личным благочестием: молитвой, добрыми делами, посещением храма и т.п.? Как указывает Св. Писание, служение Богу требует участия всего человека, включая и тело, и душу со всеми ее силами (разум, чувства и воля):

Ограничение духовной жизни только одной сферой (например, областью эмоций) не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу (Рим. 12, 1).

Православию чуждо противопоставление веры и разума — они неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что:

1) человек не может верить в то, о чем он ничего не знает;

2) сама вера должна быть сознательной, осмысленной. Ап. Павел свидетельствует:

В то же время и разум нуждается в вере. Например, условием любой познавательной деятельности является уверенность в существовании объективной истины как таковой.

     Научное познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:

1) вере в то, что окружающий мир реально существует;
2) вере в познавательные способности человека, в то, что наши чувства и разум нас не обманывают.

     Исключение разума из религиозной сферы негативно отражается на всем строе духовной жизни человека. Например, такие явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, ереси, расколы, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.

Что необходимо для спасения

     Целью жизни человека является достижение спасения. «Пространный катехизис» учит, что «для благоугождения Богу и для спасения души необходимы:
а) «познание истинного Бога».
Но что значит «познать Бога»? Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом.
б) «правая вера в Него».
То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, отдаляют его от Бога.
в) «жизнь по вере и добрые дела». Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.

     Термин «православие», которое мы используем для обозначения нашей веры, является переводом греческого термина «ортодоксия». Слово «ортодоксия» состоит из двух частей: «ортос» означает «прямой, верный», а «докса» может иметь два значения: а) мнение, представление; б) слава. Греки понимают слово «ортодоксия» как «правомыслие», однако на славянский язык (очевидно, самими свв. Кириллом и Мефодием) это слово было переведено как «православие». Представляется, что славянский перевод лучше выражает самую суть христианской веры как образа жизни, а не только образа мысли.

     Стремление к богообщению и исполнении воли Божией является стержнем духовной жизни православного христианина. Через личностное общение с Богом (в первую очередь, молитву и участие в церковных Таинствах), мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни духовные силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства.

Значение слова филарет

Примеры употребления слова филарет в литературе.

До нравственных качеств моих начальников мне почти и дела нет, когда я ищу духовного совета или подчиняюсь их распоряжениям, а Аксаков говорит, что для него Филарет не был авторитетом, что Герцен и Егмбетта для него более христиане, чем, напр. Митрополит Филарет вспомнил об исторической борьбе против унии галицийских и закарпатских народов, которые были борцами за Православие во главе с убиенным протопресвитером Гавриилом Костельником.

Подступив под Волок-Ламский, он отправил к Москве отряд войска под начальством молодого Адама Жолкевского: с ним отпущены были князь Данила Мезецкий, товарищ Филарета и Голицына по посольству, и дьяк Грамотин, которые должны были уговаривать москвитян к покорности Владиславу.

Следуя правилам, Иван Грамотин объявил, что иверские пастыри бьют челом святейшему Филарету, и условно поднял руку.

После приема в Кремле объявил им Иван Грамотин милость патриарха Филарета: свободно осматривать монастыри и храмы.

Проведя ширинкой по губам, Иван Грамотин приступил к разговору издалека: — Ведомо царю Михаилу Федоровичу и государю святейшему патриарху нашему Филарету от многих людей и от греков, приезжающих к ним, государям, из греческих земель, что был в Иверской вашей земле хитон, в котором Христос был распят.

Великий государь Филарет Никитич, святейший патриарх московский и всея Руси, грузинцы — архиепископ Феодосий, архимандрит Арсений да архидьякон Кирилл — вам, великому государю, святейшему патриарху, челом ударили.

Величаво поднялся Филарет, не спеша оправил воскрылия с золотыми дробницами и благословил грузинских иереев.

В междурядье передовых хоругвей переваливался с ухаба на ухаб тяжелый неуклюжий каптан, в котором, мрачно насупясь, сидел Филарет.

Филарет и вдруг по-дурному, надрывисто захохотал, вельми испугав тем брата.

Впрочем в числе зрителей были Державин, Горчаков, Саблуков, Салтыков, Уваров, Филарет и множество профессоров и ученых.

Филаретом Никитичем Романовым и воеводою Третьяком Сеитовым, который собрал несколько тысяч войска, напал с ним на Сапегиных козаков и переяславцев, но был разбит, бежал в Ростов и там упорно защищался еще три часа.

Да и вообще он писал в иконном роде довольно приятно, строгоньким, но довольно округлым монастырским рисунком, в мягких тонах и нежными лассировками, что, бесспорно, приличествует иконописному роду живописи и очень нравилось митрополиту Филарету.

На радостях подарили тем, кто в плену был с Филаретом ласков, 17 сороков лучших соболей с половинной убавкой цены.

Филарет грозно ухмыльнулся: все эти тараканьи хитрости были ему не внове и цыган совсем напрасно надееется запудрить ему мозги лестью, угодничаньем и намеками на кастовую солидарность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector