Пасхальный канон для подготовки к причастию
Содержание:
- Песнь 1
- Праздник Пасхи в православии
- Песнь 9
- Домашние молитвы Светлой Седмицы
- Подготовка к Причастию на Светлой Седмице
- Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы
- Задостойник
- Песнь 9
- Значение Пасхального канона
- Песнь 2
- Песнь 3
- К желающему Причаститься:
- Символ веры
- Песнь 5
- Обязательные молитвы по окончании Святой седмицы
- Песнь 4
- Песнь 3
- Структура канонов
Песнь 1
Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему
дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко
прославися.
Припев: Христос воскресе из мертвых.
Зиждитель и Избавитель мой на древе
висит, и на судищи стоит, и Бог страждет, безстрастен
сый, и терпит вся досаждения нас ради, да мы спасемся.
Егоже трепещут Ангели, волею распинается
и погребается, и связует смерть, и терпит вся нас ради,
и Страстию страсти убивает, Безстрастный стражда.
На Кресте распинался, солнце омрачил еси
в полудни, Господи, и месяц яко в сени постави, и солнце
потаи лучи, и потом свет возсия.
Велия дела Твоя, и дивны муки, Христе
Боже наш. Страшна же чудеса Твоего Воскресения: Крестом
бо ад разруши и гробы истощи.
Свыше сошед Ангел, камень от Гроба
отвали, и на нем седя, мироносицам вопияше: не требует
мира, ни плача Воскресый из мертвых.
Что плачетеся со Пречистою, что
ужасаетеся? Воскресе Господь: шедше рцыте апостолом
скоро, – Ангел женам плачущимся глаголаше.
Со Петром тецем и Иоанном ко гробу и
видим ризу, идеже лежит, и убрус иже бе на главе Иисуса
Воскресшаго.
Омертвеша стражие сущии пред Гробом:
Христос востал есть, и иудее мятутся, земля же веселится
и небо играется светло и вси роди земнии.
Светло празднующе веселимся: Пастырь
пожреся, Агнец предлагается, Христос востал есть, всем
просветившимся воскресением Его.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Поем и славим Тя, Безначальне Отче, Сыне
и Душе Божественный, Свет Животворящий воистинну,
Безначальную, Сродную, Троицу Нераздельную.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Во утробе вместила еси, Егоже земля во
чреве прияла есть, и преисподняя ужасошася: Того родила
еси без истления, Богородице Чистая.
Праздник Пасхи в православии
Воскресение Иисуса Христа — главный праздник всего христианского мира, который был установлен в честь воскресения Спасителя из мертвых. Даже люди, далекие от религии, ассоциируют его с торжественными богослужениями, приготовлением пасхальных куличей и колокольным звоном, который в это утро разносится по всем городам и поселкам.
Пасха относится к подвижным праздникам, и каждый год отмечается в разные даты. В этот день торжественно вспоминают воскресение Спасителя, которое произошло на третий день после его страданий на Голгофском кресте и смерти. Тело Господа сняли с креста в пятницу и отнесли пещеру, а суббота у евреев считается днем покоя, поэтому только в воскресенье рано утром женщины, взяв благовония, пошли к пещере, чтобы подготовить тело Христа к погребению.
Однако, пришедши на место, они увидели, что камень, загораживающий вход в пещеру, отвален, и на нем сидит ангел. Он сказал женщинам не искать живого между мертвыми, и они поняли, что произошло так, как и предсказывали пророки — Христос воскрес.
Ангел сказал девушкам пойти к остальным ученикам Мессии и рассказать о произошедшем. По пути они встретили Иисуса, пали к его ногам и воздали хвалу Господу за совершенное чудо. От этого праздника и пошло название 7-го дня недели — воскресенье, он стал днем поклонения Господу, когда все верующие собираются в храмах, совместно молятся и славят Бога. Именно воскресенье в православии принято называть «малой Пасхой», хотя особенно торжественно воскресение Иисуса Христа отмечается раз в году.
Предваряют праздничное богослужение скорбные и строгие службы, которые начинают проводить с вечера четверга и заканчивают утром субботнего дня. Пасхальное богослужение начинается ночью и называется скорбной полунощницей, и в это время посередине храма находится аналой с Плащаницей.
Песнь 9
Вели́чит душа́ моя́ воскре́сшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца.
Ирмос: Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не, Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рожде́ства Твоего́.
Припев: Христо́с но́вая Па́сха, Же́ртва жива́я, А́гнец Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра.
О Боже́ственнаго, о любе́знаго, о сладча́йшаго Твоего́ гла́са! С на́ми бо нело́жно обеща́лся еси́ бы́ти до сконча́ния ве́ка, Христе́. Его́же ве́рнии, утвержде́ние наде́жды иму́ще, ра́дуемся.
Припев: Магдали́на Мари́я притече́ ко гро́бу, и Христа́ ви́девши, я́ко вертогра́даря вопроша́ше.
О Па́сха ве́лия, и свяще́ннейшая, Христе́! О Му́дросте, и Сло́ве Бо́жий, и Си́ло! Подава́й нам и́стее Тебе́ причаща́тися, в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́.
Слава: Согла́сно, Де́во, Тебе́ блажи́м ве́рнии: ра́дуйся, две́ре Госпо́дня, ра́дуйся, гра́де одушевле́нный; ра́дуйся, Ея́же ра́ди нам ны́не возсия́ свет, из Тебе́ Рожде́ннаго из ме́ртвых воскресе́ния.
И ныне: Весели́ся и ра́дуйся, Боже́ственная две́ре Све́та: заше́дый бо Иису́с во гроб возсия́, просия́в со́лнца светле́е и ве́рныя вся озари́в, Богора́дованная Влады́чице.
Домашние молитвы Светлой Седмицы
Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.
Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное») чтение утренних и вечерних молитв. Это можно сравнить с «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну. Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.
От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.
Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются. Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.
Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи:
Псалмы и молитвы, обычные для домашних молитв при чтении канонов и акафистов с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.
Вместо молитвы «Достойно есть…», обычно завершающей чтение любых молитвенных правил читается т.н. «задостойник» (см. ниже).
Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.
На протяжении Светлой Седмицы христианином дома не читаются Псалтирь и никакие покаянные молитвенные правила.
Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны. Подробнее о поклонах можно прочесть здесь.
Подготовка к Причастию на Светлой Седмице
Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.
Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.
Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.
Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.
Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы
Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.
Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”. От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы
От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.
Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.
Задостойник
От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник:
По материалам сайтов azbyka.ru и foma.ru
Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или , чтобы сообщить мне о ней.
Песнь 9
Первый ирмос: Сотвори державу мышцею Своею, низложи бо сильныя со престол и вознесе смиренныя Бог Израилев, в
нихже посети нас Восток с высоты, и направил ны есть на
путь мирен.
Припев: Вознес Себе пригвоздил еси на Древе
крестнем: вознесл еси род человеческий. Принзел же еси
на Кресте рукописание наше, имже написал еси, Спасе,
нашу свободу, и оставил еси нам осуждения написание.
Погреблся еси, Безсмертне, и воскресл
еси, в мертвых погребый наше прегрешение, и воздвигий
Адамов падший образ. Темже поклонимся Погребению Твоему
и Воскресению, Иисусе всех Царю: Тя прославляем.
Воскрес явился еси святым учеником: дана
Ми есть всяка власть, – глаголя к ним, – на земли и на
небеси. Темже и послал еси их в языки вся крестити,
Иисусе, приходящия к ним.
Пасха велика и честна Христова светлый
приготови день божественныя тайны Воскресения Его,
воньже, празднолюбцы людие, светло торжествуйте
восклицанием, и радостию, и добродетелию.
Богородичен: Пресвятая Богородице, спаси
нас.
Обновила еси естества в рождестве Твоем,
Чистая: Зиждителя бо миру воплощенна породила еси,
земным – Бога Израилева, и пребыла еси без тли, якоже
древле рай прадеда Адама, воздвигши его.
Второй ирмос: Живонбсный Источник прис-нотекущий,
светоносный Светильник Благодати, Церкве Ббжия Покров
славный, небесе и земли Пространнейшую, Богородицу
Чистую величаем.
Припев: Приидите, празднолюбцы, приидите и
видите величия Христа Бога нашего: распятием бо Своим
воздвиже Адама падшаго, и в мертвецех вменися мертвецы
Воставляяй, и воскресе из мертвых вся Спасаяй.
Вси язьщы, восплещите руками днесь,
якоже Давид воспет, и верно воскликнем, и согласно
воспоим: яко воскресе Христос, якоже прежде рече, и
сущия во гробех мертвыя вся воскреси.
Весна Господня светла и Воскресение,
составльшия Пасхи торжество: сие празднуем таинство,
празднолюбцы, яко Пасха наша Сам пожреся Христос,
великий Пастырь, яко и Овча.
Христос воскресе, и жив есть Бог наш.
Свет бо есть, и Жизнь, и Воскресение. Мироносицы
радуются, ученицы веселятся, людие, колена земная
радуются: яко воскресе Жизнь наша.
Благообразуйте вси просвещающеся,
торжествуйте и верою ликуйте; священницы, возноситеся,
царие, веселитеся, людие вси земнии, радуйтеся: яко
воскресе Жизнь наша.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Преначальный Свете, Животе наш: Отче и
Сыне и Душе Святый; в триех Ипостасех и во Едином
Божестве Пресущнаго присно богословлю: Троицу
приснородную и вкупечтомую.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Радуйся Мати Божия, Граде Одушевленный,
в немже вместитися изволи: не оставив бо Вышних, в Тебе
вселитися изволи, яко да на земли, Богородице, обновит
мя утробою Твоею.
Андрей Критский, святитель
Цитировано по:
«Богослужения Страстной седмицы и
Пасхи».
М.: ПСТГУ, 2005. – С 550
Значение Пасхального канона
Отличительная особенность пасхальной службы от остальных богослужений состоит в том, что она вся поется. Центральное место в песнопениях занимает Пасхальный канон, составленный одним из отцов церкви — Иоанном Дамаскиным. В этом каноне есть как описание произошедших тогда библейских событий, так и их богословская оценка.
В воскресшем Иисусе Христе воплощено обетование Спасителя, которое он дал своим ученикам, никогда не покидать их. Уверовавший в Господа человек не только получает защиту и покровительство при жизни на земле, но и может рассчитывать в загробной жизни оказаться в обителях Христовых. Канон, посвященный Воскресению Спасителя, это ода радости и торжества света над тьмой.
Песнь 2
Ирмос: Видите, видите, яко Аз есмь Бог,
порабощенныя люди Израилевы Моисеови поручивый, и в
пустыни питавый, и спасый яко Силен властию Своею.
Припев: Видите, видите, яко Аз есмь Бог, Иже с
мертвецы плотию бых мертв, и во гробе полежах, и мертвыя
воскресих, и Адама оживих властию Своею.
Камень отвалити от дверий, Спасе,
повелевый, плачущимся женам явился еси и плач уставил
еси, послав я ко апостолом Своим по Воскресении Своем.
Приидите и видите место, идеже лежа, –
мироносицам явлейся блистанием светлым Ангел рече яве:
что плачете Живаго? Кого ищете в мертвых? Христос
воскресе, якоже рече.
Мироносяще жены, приидоша заутра, Егоже
паче всех аромат помазати хотяще, яко мертва: Емуже с
миром хвалу изливаху песньми книжными.
Что плачеши, о жено? – Марии глаголет.
Плачу, – рече, – яко Господа моего взяша из гроба, и
ищу, камо преложиша Его? Ангел же рече: Христос
воскресе, якоже рече.
Пасха днесь, и чисто есть торжество,
Пасха Светлая, Весна Пресветла, Пасха Божия, Весна
Христова. Приидите, людие празднолюбцы, в нарочитый день
да веселимся тайно: Пасха, Господня Пасха.
Вся сподоби без осуждения, Владыко,
светоносную и светлую тайну Воскресения Твоего, Христе,
праздновати днесь и пети Тебе, Спасе: Пасха, Господня
Пасха.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Безначальная и несозданная Троице
нераздельная, Едина в триех Лйцех сущая, разделяемая во
Ипостасех верою и во Едйну Силу хвалимая благоговейно:
спаси Тебе поющия.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Ложесна освятил еси и рождество обновил
еси, без семене зачатся, без нетления же родился еси от
Жены Святыя Девы, Пострадавый за ны.
Песнь 3
Ирмос: Прииди́те пи́во пие́м но́вое, не от ќамене непло́дна чудоде́емое, но нетле́ния исто́чник, из гро́ба одожди́вша Христа́́, в Не́мже утвержда́емся.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Ны́не вся испо́лнишася све́та, не́бо же и земля́ и преиспо́дняя: да пра́зднует у́бо вся тварь воста́ние Христо́во, в Не́мже утвержда́ется.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Вчера́ спогребо́хся Тебе́, Христе́́, совостаю́ днесь воскре́сшу Тебе́, сраспина́хся Тебе́ вчера́, Сам мя спросла́ви, Спа́се, во Ца́рствии Твое́м.
Слава: На нетле́нную жизнь прихожду́ днесь бла́гостию ро́ждшагося из Тебе́, Чи́стая, и всем конце́м свет облиста́вшаго.
И ныне: Бо́га, Его́же родила́ еси́́ пло́тию, из ме́ртвых, я́коже рече́, воста́вша ви́девши, Чи́стая, лику́й, и Сего́ я́ко Бо́га, Пречи́стая, возвелича́й.
К желающему Причаститься:
Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.
В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю.
Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канон («Яко по суху…») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержнмь…»), опуская ирмос «Воду прошед», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.
Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и всё последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Перед причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.
Символ веры
1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
Здесь читаем акафист или канон.
Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Замечание по чтению канона. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́. Богородице: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с. Святым: Святи́телю о́тче на́ш Нико́лае, моли́ Бо́га о на́с; Преподо́бне о́тче на́ш Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с; Свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, моли́ Бо́га о на́с. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева. Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Сла́ва, и ны́не:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Сла́ва, и ны́не:» читается после всех тропарей. В восьмой песне вместо «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» читается «Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Го́споди, поми́луй».
Представленные на Акафистнике каноны предназначены, в первую очередь, для домашнего чтения и содержат некоторые упрощения (убраны подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и т.п.). Тексты для богослужения доступны в «зеленых» и «коричневых» минеях.
Замечание по чтению акафиста (помещено в каждом акафисте после 13-го кондака). Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в конце акафиста.
Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если у вас нет под рукой этих книг или вы не знаете, как ими пользоваться, можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.
Соединение канона с акафистом (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.
Песнь 5
Ирмос: Твой мир даждь нам, Сыне Божий, иного бо
разве Тебе бога не знаем, Имя Твое именуем, яко Бог
живых и мертвых еси.
Припев: Во тьму преложися, страсть Твою, Христе,
чудо страшно показуя, солнце. Како бо бяше не Светящему
на земли светити? Тебе бо последоваше.
На Древе крестнем пригвоздился еси,
Иисусе, и адовы вереи, и смертная шатания диаволя
разрушил еси. Темже покланяемся Ти, на нем
пригвождшемуся.
Пожерся, Безгрешне, волею за ны,
непорочен сый, дал еси Ся всесожжение, яко овча
совершено, яко Агнец сый, вземляй мира грехи.
Обвит Тело Твое плащаницею чистою,
покадив е честными вонями, и со славою положи в нбвем
гробе Иосиф Благообразный.
Затвориша гроб Твой затвором, Иисусе,
внутрьуду утверждше, и внеуду стрегуще, и всюду печати
утверждения. И како востал еси чудно, всяческая
Обдержай?
Светло спразднуим: воскресе бо Христос,
и Пасху тайную нам дарова святыя Страсти. Мы же, Спасе,
человеческий род, от умерщвления избавлени быхом.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Троице Святая, слава Тебе, неразделимая,
единая: Отче и Сыне и Душе Святый, во триех Ипостасех и
во едином Естестве, спаси вся хвалящия Тя.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Образа зачатия Твоего никтоже разуме
когда и страшныя рождества Твоего тайны: обое бо паче
ума в Тебе совершися, Марие Богородице.
Обязательные молитвы по окончании Святой седмицы
Несмотря на то, что Бог в душе и слышит не только в храме, но и везде, где бы не находился обращающийся, перед причастием лучше после домашнего обращения посетить в церковь. Но даже дома специальные обращения к Создателю произносят на церковнославянском древнем языке — повторяя так же, как в течение нескольких веков. В это время, как никогда, нужно следовать общепринятом традициям.
Накануне причащения повторяют 3 канона из основных «Правила ко Св. Причащению» — названия уже были упомянуты —заключая молитвами на сон грядущий. С утра повторяют:
- стихи — «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть, божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим»…
- первую молитву Василия Великого;
- вторую — Иоанна Златоуста;
- третью —Симеона Метафраста и его же четвертую.
Также повторяют еще 6 обращений Святых: Иоанна Дамаскина, Василия Великого, Симеона Нового Богослова — седьмую, восьмою, девятую, вновь Святого Иоанна Дамаскина и последнюю — Иоанна Златоустого. Возможно, священник захочет внести что-то новое, перестроить последние обращения, учитывая то, что происходит в данный период времени, дополнить богослужение чем-то своим.
Внимание!
Сами прихожане, при чтении молитв, должны придерживаться церковных правил.
Во время Причастия мысленно нужно произносить сначала стихи — Се приступаю к Божественному Причащению. Содетелю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси, недостойныя попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны, а затем: «Вечери Твоея тайныя днесь» и тропари — сладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачение…
Песнь 4
Ирмос: На Боже́ственней стра́жи, Богоглаго́ливый Авваку́м да ста́нет с на́ми, и пока́жет светоно́сна А́нгела, я́сно глаго́люща: днесь спасе́ние ми́ру, я́ко воскре́се Христо́с, я́ко всеси́лен.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Му́жеский у́бо пол, я́ко разве́рзый де́вственную утро́бу, яви́ся Христо́с, я́ко челове́к же, А́гнец нарече́ся, непоро́чен же, я́ко невку́сен скве́рны, на́ша Па́сха, и я́ко Бог и́стинен, соверше́н рече́ся.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Я́ко единоле́тный а́гнец, благослове́нный нам вене́ц Христо́с, во́лею за всех закла́н бысть, Па́сха чисти́тельная, и па́ки из гро́ба кра́сное, пра́вды нам возсия́ Со́лнце.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Богооте́ц у́бо Дави́д пред се́нным ковче́гом скака́ше игра́я, лю́дие же Бо́жии святи́и, образо́в сбытие́ зря́ще, весели́мся Боже́ственне, я́ко воскре́се Христо́с, я́ко всеси́лен.
Слава: Созда́вый Ада́ма, Твоего́ пра́отца, Чи́стая, зи́ждется от Тебе́, и сме́ртное жили́ще разори́ Свое́ю сме́ртию днесь, и озари́ вся Боже́ственными блиста́ньми Воскресе́ния.
И ныне: Его́же родила́ еси́ Христа́, прекра́сно из ме́ртвых возсия́вша, Чи́стая, зря́щи, до́брая и непоро́чная в жена́х и кра́сная, днесь во спасе́ние всех, со Апо́столы ра́дующися Того́ прославля́й.
Песнь 3
Ирмос: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, сей
бысть во главу угла: той есть камень, на немже утверди
Церковь Свою Христос, Юже от язык искупи.
Припев: Видев, еже виде, солнце ужасеся и потаи
лучи в полудне; како же не хоте заити, со страхом зря
Владыку моего на Кресте? Сице бо мне и всем источает
жизнь.
Камение како разседашеся, и земля како,
ужасающися, трясяшеся; како же убо не разседашеся, како
ли не трясяхуся горы и всяческая, страшным чудом висения
Твоего на Кресте, яко Бог сый волею страждаше?
Соборище непокоривое и беззаконное
иудейское, яко печати налагаете тогда камени Гроба, сами
исперва неверующе Воскресшему из мертвых: и тако бысте
сынове погибели и беззакония.
Ей убо, яко вы солгасте, яко Христос
украден бысть. Како же и украден бысть, наг сый, злодеи?
И тая чудеса се во гробе суть. И сударь Его ныне
свидетельствует Воскресение Его.
Грядите, торжествуйте, сынове
человечестии. Сей день, рече певец, Егоже сотвори
Господь, воскрес из Гроба. Радуйтеся, земнии: всех бо
Христос созывает.
Да станут плачевныя слезы и да отымется
плач. Преста скорбь первыя Евы, Христу воскресшу. Жены
быша благовестницы Ему, первыя Его сретша.
Несть, якоже вы вопиете: Христос украден
есть. Како кустодия печатленна внутрьуду лежит на
камени, имже печатлен есть, и отвален есть камень? Жив
бо есть Христос, якоже воскресе.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Единому покланяемся Божеству в триех
Лицех, Безначальному Отцу и Сыну и Духу: Троице во
Единице нераздельней и несозданней в Существе Своем, Юже
богословлю, и хвалю, и чту.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Единаго Тя Сына славим, яко от Девы
плоть приимшаго и неизменнаго отнюдь, пострадавшаго
волею и погребеннаго нас ради, и воскресшаго из мертвых,
Единаго Христа Бога от Девы Матере.
Структура канонов
Слово «канон» пришло к нам из греческого языка; его дословный перевод звучит как «норма» и «правило». Канон — это список положений православной церкви. Другое определение слова: особая песня, с помощью которой прославляют церковный праздник или праведника. Каноны объясняют смысл ритуального причастия, готовят к нему тело и душу человека.
Канон существует с VIII века и состоит из девяти песен; он может быть большим или маленьким. Песни канонов сложены из стихов: первый из них называется «ирмос», следующие за ним — тропари.
Любой канон состоит из 4-7 тропарей. Перед каждым стихом читают запев. Вторую песню разрешается произносить только в праздничные дни
Во время чтения канонов важно не забыть о совершении поклонов