Каманский иоанно-златоустовский монастырь
Содержание:
- Вселенский святитель Иоанн Златоуст
- Часовня и источник Святого Мученика Василиска
- История и интересные факты о строительстве
- Тяжелые моменты истории
- История
- Иверия – Удел Богородицы
- Гегский (Черкесский) водопад
- …и пророк
- Потерянный город
- Комплекс Нового Афона
- Новоафонский монастырь
- Каманы — место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя
- Святыни храма
- Озеро Рицца
- Багрипш
- Свято-Успенский собор (Дранда)[править]
- Алахадзы
- Села
- Село Каманы
- Новоафонский монастырь – оплот православия на Кавказе
- Илорская церковь святого Георгия Победоносца[править]
- Мужской монастырь в Команах
- Целебный источник и церкви Коман
Вселенский святитель Иоанн Златоуст
Три Вселенских святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — жили в IV-V веках. Иоанн Златоуст, как можно догадаться, прозван так был из-за своего удивительного красноречия, которое он использовал во благо христианской веры. Будучи Архиепископом Константинопольским, он неустанно утешал страждущих и обращал в веру язычников. Константинополь в то время погряз в бесстыдстве, особенно императорский двор. Усердствовала в грехах беспутная императрица Евдоксия. В непримиримую борьбу с ней вступил Иоанн Златоуст. Несколько раз по просьбе святого Господь являл свою силу (землетрясение и сильный пожар) и пугал на некоторое время шальную бабу, но она приходила в себя и опять сражалась с праведником. В последнем приступе гнева она велела его казнить, но более благоразумный супруг, император Аркадий, заменил жестокий приговор ссылкой на край империи, в далекую Армению. В изгнании Златоуст, известный своей фразой «Спасибо Богу за все», учил прихожан и последователей благодарить Господа за каждый прожитый день, даже за посланные страдания. И в далекой ссылке он не прекращал просветительской деятельности и переписывался с единомышленниками – до наших дней дошло 245 его писем.
Эта активная деятельность не осталась незамеченной, и было принято решение отправить его еще дальше. Наверное, село Каманы (Абхазия) представлялось правителям тех времен чем-то похожим на ад, если они самых злейших своих врагов отсылали именно туда. И вот, спустя сто лет история Мученика Василиска повторилась. Три месяца жестокие стражники, всячески издеваясь над больным и изможденным конвоируемым, доставили его в село Каманы, где он спустя два дня умер, произнеся перед кончиной свою знаменитую фразу. А в Константинополе все помнили и помнили о любимом наставнике. И вот по просьбе жителей города в 438 году Феодосий II вернул мощи святого в столицу Византии. Но саркофаг, высеченный из цельной известняковой глыбы, в котором покоился Вселенский Святитель, остался в Каманах, и во славу святого местные жители соорудили над ним храм, обновление которого началось в 1989 году. Тогда же при возведении трехъярусной колокольни и был найден знаменитый саркофаг, память о котором советская власть старалась всячески истребить. До войны 1992-1993 года в храме хранилась плащаница Иоанна Златоуста. Она была утеряна (предположительно выкрадена) в тяжелое и смутное военное время.
Часовня и источник Святого Мученика Василиска
Еще одна остановка в Каманах — у источника Святого Василиска, расположенного справа от проселочной дороги. За исповедание христианской веры Святого Василиска сначала держали в темнице, несколько раз били и жестоко пытали, но он не отрекался. Многие же язычники уверовали во Христа. Василиска за приверженность христианской вере отправили в Каманы, где содержали в темнице. Правитель Агриппа начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Каманах. На святого Василиска надели тяжелые оковы, а ноги обули в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями и отправили в Каманы. Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 г.
Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. Гробница Василиска — объект паломничства и место исцеления. Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика Святого Василиска возведен на средства от частных пожертвованийна месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика. Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет источник, который считается святым.
История и интересные факты о строительстве
Монастырь был основан в 1874 году греческими монахами. Место для постройки было выбрано не случайно, так как под новым монастырём хранятся мощи одного из 12 апостолов Христа, Симона Канонита, а рядом пещера, в которой он молился. Для строительства обители требовалось немало средств, и царь Александр третий выделил большую сумму и подарил монастырю музыкальные куранты. Они и сейчас украшают обитель, так как находятся на самой высокой монастырской башне. Чтобы полностью построить монастырский комплекс, состоящий из 6 храмов, пришлось срезать часть скалистой горы и подготовить площадку под строительство — вывезти тысячи тонн мусора горных пород и земли. Не было и удобного подхода к участку, он находился выше уровня моря на 75 м. Финансовую помощь оказывали и монахи Пантелеймоновской обители греческого Афона.
Ещё не досторенный монастырь, был разграблен в 1878 году, во время Русско-Турецкой войны. Его восстановление началось через 2 года. В сентябре 1900 года монастырь был освящён, до Октябрьской революции обитель стала одним из самых значимых духовных центров, но в годы Советской власти в ней разместили, сначала склад, потом музей, а во время конфликта с Грузией, военный госпиталь.
Медленно, с 1994 года, начались реставрационные работы монастыря и хозпостроек. В храме св. Пантелеймона они продлились дольше остальных. В данный период в монастыре проводятся службы, число паломников растёт. Множество людей желают прикоснуться к Святыне и помолиться за ближних, атмосфера, царящая в храмах, располагает к добру, благодарности и прощению.
Комплекс храмов
В Новоафонский монастырский комплекс входит 6 храмов: — Мученика Иерона; — Преподобных отцов афонских; — Андрея Первозванного; — Вознесения Господня; — Церковь иконы Божьей Матери; — Пантелеймоновский Собор (возвышающийся в центре всех) Новоафонский монастырский комплекс значительно отличается от традиционных русских церквей, т. к. построен в неовизантийским стиле.
Тяжелые моменты истории
Эти три имени значат для Православия очень много. Здесь до наших дней сохранились свидетельства их действительного пребывания в упомянутом месте — Часовня с мощами Мученика Василиска и святой источник, забивший в ответ на его мольбы; грот с нерукотворным следом головы Иоанна Крестителя; каменный саркофаг весом в 1 тонну, в котором покоились останки Иоанна Златоуста.
Воистину святые места, намоленные, благостные, способные исцелять недуги и укреплять веру… Вот и едут сюда православные паломники со всего мира. И не только верующие — едут и атеисты. Надо заметить, что эти святые места, а именно село Каманы (Абхазия), страдали при атеистической власти — например, Василиско-Златоустовский монастырь был превращен в дом престарелых. Сильным разрушениям подверглось село и в годы военного конфликта 1992-1993 годов.
История
Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.
В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.
В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Иверия – Удел Богородицы
До наших дней дошло православное предание о том, как первые христиане, ученики и последователи Иисуса Христа, в результате гонений решили покинуть Иерусалим. В 44 году нашей эры иудейский правитель Ирод Агриппа стал жестоко преследовать христиан. Апостолы, с согласия Девы Марии, решили покинуть Иерусалим и проповедовать христианство в других краях.
Для решения вопроса кому, в какие края направиться, они кинули жребий, по которому Богородице досталась далекая Иверия (ныне Грузия). Однако перед выездом из Иерусалима, ей приснился сон, в котором ангел велел остаться в Иерусалиме, так как подошло ее время, и Матерь Божья должна предстать пред Всевышним.
Мария призвала апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, передала им свой нерукотворный образ и благословила в путь. Апостолы пришли в Иверию, где занимались миссионерской деятельностью.
По одной из легенд именно в Абхазии Симон Канонит был зверски замучен. По одной из версий православных канонников это произошло на месте современного Нового Афона.
Гегский (Черкесский) водопад
Гегский (Черкесский) водопад
Располагается самый крупный в Абхазии водопад на высоте 530 метров от уровня моря. Водопад находится в пяти километрах от дороги, которая ведет к озеру Рица (на Гагрском хребте). Высота его струи достигает семидесяти метров. Вблизи от водопада находится пещера, которая была вымыта потоками воды.
Площадь данного природного объекта достигает двух тысяч квадратных метров. Внутри находятся многочисленные гроты и коридоры. Вода с «потолка» данной пещеры стекает небольшими струйками. Именно на Гегском водопаде проводились съемки многих легендарных советских художественных фильмов:
-
«Смертельная схватка»;
-
«Спортлото-88»;
-
«Рикки-Тикки-Тави»
Путь к знаменитому водопаду для путешественников открыт только с начала весны по конец осени. Дорога предназначена для массивных автомобилей со специальной резиной. Многие туристы оставляют машину на трассе, а дальше до водопада добираются пешком. Та красота, которая открывается в конце путешествия, стоит потраченных усилий.
…и пророк
Было еще одно событие, ради которого христиане стремятся к «святому холму». В Каманах временно прятали «главу Иоанна Предтечи», величайшую христианскую святыню. С середины VIII века в Византии царствовала «иконоборческая ересь», все вещественные объекты поклонения подлежали изъятию и уничтожению. Поскольку иконоборчество длилось довольно долго, почти 100 лет, место хранения святыни было забыто. По преданию, сам Иоанн явился византийскому императору во сне, указав небольшой грот близ Каман, где глава и была найдена около 850г.
К месту обретения главы Иоанна Предтечи ведут две дороги. Первая называется «тропа грешников». Она идет по крутому склону наверх, подъем довольно тяжел и, видимо, призван напоминать идущему о тяжести содеянных зол. Другой путь хоть и длиннее, но легче. Это гравийная дорога, идущая через Каманы далее в горы. По ней свободно проезжает автотранспорт.
Оба пути сходятся на небольшой поляне, откуда к самому гроту начинается крутой подъем по металлической лестнице. Рассказывают, что ее на свои средства изготовил богатый абхазец, получивший во сне указание от самого святого.
Потерянный город
Дорога немного поднимается в гору и, минув бывший сельсовет, устремляется вниз по серпантину. Внизу открывается сверкающий рукав Восточной Гумисты, стиснутый двумя горами. За переездом через мост начинается селение Каманы. Оно так же разрушено. Во время войны здесь проходил фронт борьбы за Сухум. Снаряды не пощадили ни одного дома, кроме высокого каманского храма, видимого издалека.
Археологи предполагают, что храм был построен в XI веке и выглядел тогда скромнее: небольшая каменная “коробка”, к моменту прихода русских, уже совершенно разрушенная. Высокая колокольня и оба придела были пристроены только в конце XIX века. В советское время колокольню разрушили и тот комплекс, что стоит в Каманах сейчас, очень отдаленно напоминает первоначальную архитектуру.
Во времена средневековья селение было настоящим городом. В окружающих ущельях то и дело находят остатки крепостей, церквей и жилищ, относившихся еще к римскому времени. Русские путешественники, побывавшие здесь в середине XIX века, слышали от абхазов предания о святости этих руин, к ним ходили с приношениями и просьбами.
Само название “Каманы” официально утвердилось за “святым холмом” только с легкой руки греческого археолога Константина Врисиса. В 1884 г он прибыл в абхазские горы с намерением отыскать свою “Трою”, с IV века упоминавшийся в исторических документах город Команы, где произошло несколько славных событий христианской истории. Но с тех пор многое забылось. Христианскую честь Абхазских Каман могут оспаривать еще два города с таким же названием, находящиеся ныне на территории Турции. Пока ведутся исторические споры, Абхазские Каманы уже сделались одной из величайших и посещаемых святынь.
Комплекс Нового Афона
Монастырский комплекс всегда выделялся своими архитектурными достоинствами. На фоне других обителей он представляет собой грандиозный образец неовизантийского стиля. В центре возвышается Пантелеймоновский собор, украшенный пятью куполами, самый высокий из которых – 40 метров в высоту.
Кроме этого, комплекс обители вмещает еще несколько церковных построек: Надвратный храм Вознесения Господня, храмы мученика Иерона и Божьей Матери, Святого Апостола Андрея Первозванного и преподобных Афонских Старцев.
Верующие приходят приложиться к чудотворному кресту монастыря, а в северо-западной части расположена трапезная, стены которой украшают фрески. Царская аллея, обсаженная кипарисами, напоминает о встрече императора и настоятеля монастыря, тут же стоит небольшая часовня.
Новоафонский монастырь
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь – это самый большой и известный храмовый комплекс в Абхазии. Здесь находится сразу шесть храмов, образующих двор и центральные постройки. В самом центре располагается Пантелеимоновский собор – самый большой в Абхазии, очень просторный и светлый, и примечательный фресками на стенах и потолке.
Он был основан в 1875 году, но строительство завершилось лишь в 1900 году. Место для постройки выбрали недалеко от храма святого апостола Симона Кананита и его пещерной кельи, отчего он и получил свое основное название, которое на самом деле полностью звучит как монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Но поскольку инициаторами основания стали монахи русского монастыря святого Пантелеимона из Старого Афона в Греции, он также известен как Пантелеймоновский монастырь.
Просуществовал после постройки он недолго, и в советское время был разорен, в нем организовали краеведческий музей. А во время грузино-абхазского конфликта здесь функционировал госпиталь. Вернулся церкви он лишь в 1994 году, реставрация до сих пор не завершена.
Для туристов монастырь интересен как одна из самых важных архитектурных и культовых достопримечательностей Абхазии. Комплекс хоть и не древний, но выглядит очень привлекательно и необычно, поскольку окружен пальмами. Можно беспрепятственно гулять по территории, фотографировать, в том числе можно осмотреть внутри Пантелеймоновский собор, главное – не мешать верующим. Для входа в собор нужно быть одетым подобающе, для чего на входе бесплатно можно взять платок или накидку. Женщинам в брюках, коротких юбках, всем в шортах и с оголенными плечами в храм лучше не заходить, хотя строгого контроля на этот счет нет. При желании можно заказать молебен о здравии и за упокой сразу на 10 человек (не более), причем это бесплатно.
Каманы — место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя
Из Каман можно совершить небольшую конную прогулку в горы или подняться на внедорожнике к еще одному почитаемому христианами месту в Абхазии. В нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) — предскал пришествие Мессии, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, а затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.
После второго обретения в середине V в., глава Иоанна была найдена и перенесена в Константинополь, откуда христиане тайно вывезли ее в начале IX века в Каманы в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 г., по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Каманы было направлено посольство, которое около 850 г. обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви. Так, в третий и последний раз она была обретена в абхазских горах. Каманский грот почитается как священное место для христианского мира.
Святыни храма
На территории монастыря паломники и туристы посещают самые знаменательные достопримечательности. Одним из главных мест храма является помещение, в котором находится гробница из камня. В ней по легенде покоился епископ Иоанн Златоуст. По местному преданию, его нетленные мощи находились здесь больше 30 лет, пока не были перенесены в Константинополь.
С 2004 года мощи Иоана Златоуста находятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле. Перенесены сюда по указу Иоанна Павла II в 2004 году.
Julia Alisova
В Команском монастыре находится икона Иоана Златоуста с частицами его мощей. Этот святой почитается не только в православии, но также и в католицизме, англиканской церкви, лютеранстве и древневосточных храмах.
Недалеко от Команского монастыря расположено святое место — пещера, в которой по преданию произошло третье обретение главы Иоана Предтечи. Восточнее храма стоит часовня Василиска Команского. Это небольшое деревянное строение, в котором по легенде находятся мощи святого Василиска.
Озеро Рицца
Озеро Рицца
- Располагается этот уникальный природный объект в Гудаутском районе. Попасть сюда туристы могут по современному шоссе. Сначала нужно доехать до Бзыпта, а потом свернуть на горную дорогу, по серпантину ехать параллельно реке через горное ущелье (примерно сорок километров).
- Озеро является настоящей абхазской жемчужиной, самым известным на территории Кавказа озером. Находится оно на высоте около километра над уровнем моря (девятьсот метров). Шоссе, по которому путешественники направляются к кавказской жемчужине, проходит через живописное ущелье.
- В зависимости от времени года в озере меняется цвет воды. В весенний и летний периоды озеро становится зеленовато-желтым, а осенью и зимой вода приобретает красивый синеватый оттенок. Летом озеро прогревается до двадцати градусов, а в зимние месяцы температура не превышает 5-6 градусов. Купание в этом абхазском озере запрещено. Туристы могут арендовать лодку, насладиться красотой и покоем этого уникального природного объекта.
Добраться до достопримечательности можно в составе экскурсионной группы, либо на личном (арендованном) транспортном средстве. Общественный транспорт сюда не ходит, так как природная достопримечательность удалена от автомобильной трассы на сорок километров. Так как объект является частью национального заповедника, вход на территорию платный. Стоимость билета для взрослых туристов составляет 350 рублей, для детей — 100 рублей.
Багрипш
Багрипш (Багрыпста) – поселок в Гагрском районе в 17 километрах от районного центра. 12 км отделяют его от пропускного пункта на реке Псоу. Более известен как Холодная Речка, название было официальным до 1992 года. Но и после переименования в ходу у местного населения остались оба варианта. Поэтому, собираясь в поездку, нелишне запомнить и то и другое.
Доехать несложно – примерно десять минут на автомобиле или двадцать на маршрутке из Гагры, по трассе Тбилиси-Сенаки-Леселидзе.
Багрипш
Чем привлекает:
- Летний отдых.
Большинство гостей едут сюда отдыхать: искупаться в удивительно чистом море, позагорать. Благо, прямо на берегу есть несколько отелей и пансионатов с собственными пляжами. За вполне адекватную цену предлагается проживание в комфортных номерах с пансионом.
При небольшом бюджете можно снять квартиру или комнату в частном секторе, но надежнее всего договариваться и бронировать заранее. Питание, как правило, не предусмотрено. Продукты можно купить в магазинах и на рынке в Гагре. А для тех, кто не готов тратить отпуск на быт, есть множество кафе с домашней кухней.
В горячий сезон лучше не рисковать, приезжая без гарантии заселения. Все места с большой вероятностью будут заняты, так как курорт весьма популярен. Это касается как гостиниц, так и съемного жилья.
- Экскурсия на дачу Сталина.
Для не любителей праздного образа жизни и пассивного возлежания на песке есть возможность посетить главную достопримечательность – госдачу №18.
Трехэтажное строение – музей, расположенное на высоте 300-350 метров над уровнем моря в окружении пицундских сосен построено так, что заметить его с суши невозможно.
По некоторым данным это место было одним из любимых Генералиссимуса, останавливался он здесь более 20 раз. Здание сохранено в изначальном виде, реставрации не подвергалось. Обстановка практически неизменна, реставрировалась только обшивка мягкой мебели. Любопытно: все зеркала изготовлены по спецпроекту советскими учеными и позволяют увидеть себя во весь рост, независимо от того, насколько далеко стоит смотрящий.
Экскурсия на дачу Сталина
Спроектировано Мироном Мержановым – если смотреть сверху, то дом выглядит как большой корабль. Планировка и дизайн – дело рук архитектора Андрея Бурова. Он продолжил заданную архитектурную идею, поэтому на цокольном этаже пол – палуба, а в трапезной круглые окна – иллюминаторы. Застеклены толстыми стеклами из хрусталя. Это спасало от жары днем и от холода ночью.
Добраться можно на машине, но специфический путь по однополосному серпантину не всех устроит. Альтернатива – дойти по дороге пешком, попутно любуясь красотой природы. Или получить новые ощущения, поднявшись на лифте, оборудованном внутри горы.
Свято-Успенский собор (Дранда)[править]
Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.
Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.
В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.
Адрес:
Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.
Телефон:
+7 940 772-69-42
Проезд:
Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки «Дранда» (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.
Алахадзы
На равнине между Пицундой и Гагрой раскинулся прекрасный курортный поселок, который обязательно стоит посетить каждому, кто любит отдыхать в Абхазии. Это, конечно же, Алахадзы – место с потрясающей природой, солнечным климатом и множеством красивых видов. Здесь можно созерцать шикарные субтропические зеленые заросли, а можно искупаться в манящем лазурном море, позагорав после этого на просторном галечном пляже. Это замечательный курорт, который стоит посетить хотя бы раз.
История поселка очень интересна. Древние племена, проживавшие на этой территории, совершали обряды около инжирного дерева – это отразилось и в названии Алахадзы, «родник у инжира». Впоследствии сюда пришло христианство, благодаря чему на территории была построена живописная церковь. По сути, каждое историческое событие оставило в Алахадзы какой-нибудь памятник в напоминание о себе.
В поселке не найдется множества мест, где можно было бы попробовать изыски высокой кухни, но это с лихвой компенсируется изобилием точек, предлагающих на пробу самые лучшие образцы местной кухни. Любители экзотики здесь останутся довольны попробованным. Кроме этого, как и полагается в этих местах, есть возможность попробовать великолепные спиртные напитки – начиная домашними коньяками и заканчивая чудесными винами самых разных видов.
Алахадзы
В первую очередь отдых в Алахадзы можно порекомендовать тем, кто устал от суеты больших городов и просто хочет расслабиться в тихом, спокойном месте с красивой природой. Этот поселок располагает как раз к такому времяпровождению. Можно спокойно пройтись вдоль берега, наслаждаясь видом, а можно записаться на одну из интересных экскурсий. Кстати, море легкодоступно практически из любой точки города.
Было много сказано о природе поселка, но до сих пор не было упомянуто о главной географической достопримечательности этого места – горе Мамзышха. Высота ее довольно внушительна – около двух километров (1800 м) придется преодолеть тем, кто найдет в себе смелость взобраться на самую ее вершину. Конечно же, следует одеваться потеплее, собираясь наверх: как известно, высокогорья отличаются низкими температурами. А сделать это стоит – посмотреть на прекрасные сосновые леса с высоты двух километров – зрелище незабываемое.
Села
Село Каманы
Координаты: 43.096017, 40.997190 Адрес: Сухумский район (15 км от г. Сухум <�Как добраться: oт Обезьяннего питомника в Сухуми ехать по дороге в горы через село Яштуха, далее через заброшенное селение Гума. От села Гума необходимо проследовать к мосту через реку Гумиста, после моста повернуть налево в село Каманы.
Село Каманы является одной из основных духовных достопримечательностей в Абхазии. Считается, что именно здесь в 308 году умер и похоронен Святой мученик Василиск.
Дорога на село Каманы проходит между гор Бырцха и Яштуха, где была найдена стоянка первобытного человека. По дороге стоить также посмотреть самое старое Михайловское кладбище и действующую церковь Преображения.
В самом селе Каманы располагается часовня христианского мученика Святого Василиска.
Если от часовни свернуть на проселочную дорогу, то можно попасть к Источнику Святого Василиска. Согласно легенде именно на этом месте Святому отрубили голову. Вода в источнике считается целебной.
Если пройти немного далее по берегу западной Гумисты, то можно увидеть руины женского Василиска-Златоустовского монастыря, построенного в 1898 году. Чуть далее располагается Храм Ионана Златоуста, построенный в 1991 году на руинах храма XI века.
Село Лыхны
Координаты: 43.140229, 40.615538 Адрес: Гудаутский район (5 км к северо-западу от г. Гудаута) Как добраться: на маршрутке (10-20 мин) – пройти от ж/д вокзала до конечной остановки транспорта (перед р. Адзлагара), сесть на маршрутку, следующую в с. Лыхны; на такси (7-10 мин) – от ж/д вокзала напрямую по трассе
Лыхны – старейшее село в Абхазии, в средние века являлось столицей государства.
Основные достопримечательности Села Лыхны описаны в нашей статье про Гудауту.
Село Черниговка
Координаты: 43°0’51″N, 41°9’51″E Адрес: Сухумский район, село Черниговка Как добраться: из Сухума необходимо доехать до селения Гулрыпш. У поста дорожной полиции повернуть налево и ехать до села Мархяул. Далее ехать 8 км по указателям до села Черниговка
Село Черниговка – немногочисленное поселение, расположившееся в горах в 25 км от Сухума. Это уникальное по своей природной красоте место в первую очередь ассоциируется с живописным ущельем, в котором можно прогуляться вдоль горной речки, через лесные тропы и подвесные мостики.
На территории ущелья располагается ресторан Ассир. Посетители могут пообедать в уютных беседках, расположенных в самых необычных местах на разных уровнях ущелья.
По дороге к Ущелью можно заехать на Мерхеулский минеральный источник, вода которого считается целебной. Именно в селе Мерхеул родился Лаврентий Берия.
Село Каманы
Расположенный всего в 15 км от курортного Сухума населенный пункт называют трижды святым. Удаленный от мирской суеты и скрытый в красивейшем ущелье рядом со слиянием двух рек, поселок живет тихой и размеренной жизнью. Однако есть в этих краях что-то такое, что заставляет ежегодно тысячи паломников и туристов возвращаться в него.
Пожалуй, в каждой стране можно найти святые места, где на людей спускается благодать и мир. Сначала в них стремятся попасть, а затем — непременно вернуться. Для Абхазии село Каманы – одно из главных мест подобного рода. На его небольшой территории расположено сразу несколько святынь: источник Святого Василиска и храмы. Каждый найдет здесь то, что ищет: исцеление, истину, смысл жизни.
Новоафонский монастырь – оплот православия на Кавказе
Во 1874 году, император Александр II передал из государственной казны русским послушникам Пантелеймоновского монастыря в Афоне (Греция), территорию и значительную сумму денег. Монахи воспользовались этим предложением и на месте, где, якобы, погиб в муках Симон Кананит, основали монастырь, один из крупнейших в Российской империи.
Через год началось строительство монастырского комплекса. Автором проекта Новоафонской обители стал известный в те годы архитектор Н.Н. Никонов, автор многих культовых сооружений. Стены монастыря были расписаны группой художников из русского села Палех. Фрески же трапезной – творение братьев Оловянниковых, которые также расписали небольшие церквушки монастырского комплекса.
Основу монастыря составляют культовые сооружения:
- собор великомученика Пантелеймона;
- надвратный храм Вознесения Господня;
- храм в честь Афонских отцов;
- храм апостола Андрея Первозванного;
- церковь мученика Иерона;
- храм, построенный в честь иконы Божьей матери;
- колокольня (ее высота 50 метров);
- трапезная, также расписанная фресками.
Лишь к началу нового столетия удалось полностью завершить работы, но главный престол храма освящали уже в 1888 году. Церемонию освящения посетил Александр III с супругой. Прибытие царя было увековечено так:
- в честь приезда царской семьи отлили колокол;
- по краям тропинки, по которой царь поднялся к монастырю, монахи посадили кипарисы, сейчас ее именуют «царской аллеей»;
- на месте, где настоятель монастыря приветствовал императора, была возведена небольшая часовня.
Безусловно, царь не мог прийти без подарка монастырю, он преподнес монахам музыкальные куранты, которые и сейчас выполняют свою функцию на монастырской колокольне.
Новоафонский монастырь имел большую популярность. Это был самый крупный и значительный религиозный центр. По всему Кавказу и в Петербурге имелись подворья монастыря. Монахи учили детей письму и грамоте.
Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540
Активная хозяйственная деятельность монахов позволила им получать доходы от нескольких заводов (маслобойный, свечной, кирпичный), имелось коневодческое хозяйство. В садах монастыря созревали различные фрукты, как привычные, так и заморские (цитрусовые).
Новоафонский монастырь посещали известные писатели и деятели культуры, а также император Николай II.
Илорская церковь святого Георгия Победоносца[править]
Илорская церковь святого Георгия (груз. ილორის წმინდა გიორგის ეკლესია) — христианский храм в селе Илор в Абхазии, образец грузинской архитектуры XI века. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня.
Адрес:
Республика Абхазия, Очамчырский район, поселок Илор.
Проезд:
1) На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).
2) Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).
3) С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.
Мужской монастырь в Команах
В 2001 году обитель была возрождена как Мужской Иоанно-Златоустовский монастырь.
Храмы монастыря
- Храм Иоанна Златоуста был построен в 1991 году на руинах однозального древнего храма XI века. В Команах были погребены мощи святого Иоанна Златоустого, который скончался на пути в ссылку в Пицунду (Питиус), и здесь находились до перенесения их в Константинополь в 438 году.
- Храм Василиска Команского — это небольшой деревянный храм, построенный на средства от частных пожертвований и находится на месте более древнего храма, который стоял на месте захоронения святого мученика Василиска.
Целебный источник и церкви Коман
Вторая действующая монашеская обитель, святого Иоанна Златоуста, находится в селе Команы. На ее территории две церкви: Иоанна Златоуста и мученика Василиска.
Храм Златоуста построен в XI веке, но был разрушен в годы турецкого нашествия и восстановлен лишь в конце прошлого века. Известно, что святой скончался в Команах в 407 году, проезжая через поселок к месту ссылки. Тело святителя спустя много лет было перевезено в Константинополь, а саркофаг, высеченный из известняка, хранится в местном приходе и сейчас.
Также трепетно в Команах относятся к мученику Василиску, в честь которого построены храм и деревянная часовня. Недалеко от поселка находится целебный источник. По легенде, он появился на месте, где от жажды скончался святой Василиск.