Макаровский иоанно-богословский монастырь

Содержание:

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

15.02.2021

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.

Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.

Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.

Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.

В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.

Призываю на всех вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Служение Отечеству на примере преподобных отцов

31.05.2021

По благословению Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского сегодня в рамках регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского), работала секция монашеского направления «Служение Отечеству на примере преподобных отцов». В работе секции приняли участие монашествующие всех трех епархий Мордовской митрополии, которые выразили сердечную благодарность  Высокопреосвященнейшему Зиновию, митрополиту Саранскому и Мордовскому за  Святительское благословение на работу секции, а также благодарность организаторам и всем выступающим. 

Тексты прозвучавших докладов будут опубликованы.

Казань-Макаровка-Пайгарма (Мордовия) 4-7 июля 2011 (часть I)

Вот краткая информация о монастыре:

                Иоанно-Богословский монастырь 18 века размещается  на территории Макаровского  Погоста. В Иоанно-Богословском соборе монастыря находится точный список  чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», на территории Макаровского Погоста находятся два чудотворных источника.

Создателями монастыря являются помещики рода Полянских. Макаровский Погост назван по имени его основателя Макара Артьемьевича Полянского, который управлял при царе Петре I Казанским краем до 1700 года.

Отойдя от дел государственных, он переехал в Саранск, расширил земли, доставшиеся от отца, и занялся строительством Иоанно-Богословского Собора, который впоследствии стал, так же, его храмом-усыпальницей. Макар Артьемьевич Полянский был человеком властным, настойчивым, упорным и жестким.

Сам трудился не покладая рук и другим спуску не давал, например, не пропускал проезжавших, по его территории, пока те не отработают определенное время на строительстве храма.

В 1730 году достроены надвратная колокольня и ограда с двумя башнями, строительство которых продолжалось десять лет. В начале XIX века был построен  храм иконы Знамения Божьей Матери.

Макаровский погост в настоящее время представляет собой памятник русского строительства, на территории которого, кроме храмов, находятся богадельни, флигели, риги, мосты, пруды и парк.

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», была явлена одержимому страстью пьянства крестьянину во сне в 1878 году. Этот крестьянин пропивал все, что у него, было, дошел до состояния нищеты и потерял способность ходить.

Важно

Во сне к нему явился старец и приказал идти  в  монастырь Владычицы Богородицы. После первого явления старца крестьянин не послушался его. Тогда старец явился ему еще в двух снах и был уже более грозен.

Начал крестьянин свой путь на четвереньках, а подошел к монастырю, уже опираясь на палку. В монастыре не понимали, о какой иконе идет речь, но, в конце концов, нашли ее в одном проходе. После молебна крестьянин вернулся домой абсолютно здоровым человеком.

  Позднее чудотворная икона была передана в Покровский храм Высоцкого монастыря, а в Иоанно-Богословском соборе хранится точный ее список.

Почтовый адрес: 430910, Мордовия, г.о. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная 35,

Особое упоминание я сделаю здесь о старце схиархимандрите Феофане, который проживает в монастыре. Старец Феофан имеет особые способности к исцелению от телесных и душевных недугов Божией милостию и имеет особое на то благословение. К нему едут в Макаровский монастырь со всей России. Мы видели машины из самых разных регионов. Так, несмотря на то что мы приехали в будний день, во вторник, так получилось что на этот день был запланирован приемный день у старца Феофана и к нему приехало около ста человек. А по выходным обычно бывает до 300 человек. Едут целыми автобусами, группами. Старец Феофан во вторник принимал страждущих в одном из храмов. Началась молитва около 13 часов, затем люди стали по очереди заходить к старцу, дети пошли первыми. И закончилось все это около 21 часа ! ! !  Ни один обычный человек не выдержал бы такого напряжения, такой работы. Ниже приведены фотографии старой части монастыря:

Воля Божия и воля человеческая в служении Родине священномученика Владимира, митрополита Киевского

01.06.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Елисаветы (Касаткиной), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

Имя сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, неразрывно связано с историей   Свято-Варсонофиевского женского монастыря с. Покровские Селищи. И хотя мученическую кончину 70-летнего старца в Киеве в 1918 году и рождение в Мордовии нового женского монастыря разделяет без малого сотня лет, знаки Промысла Божия невозможно не заметить.

7 февраля 1992 года в скромном приходском храме села Покровские Селищи, только что восстановленном после долгих лет гонений на веру, иеромонахом Алексием  (Дегаевым)  была  отслужена первая Божественная литургия, которая и поныне ежедневно совершается в обители.

 Это теперь имя сщмч. Владимира, митрополита Киевского, особо почитается насельницами монастыря,  в местном ряде иконостаса Воскресенского собора обители находится его икона, а в с. Новые Выселки ему посвящен, построенный монастырем в 2013 году храм- подворье.

Но в  1992 году здесь еще никто не знал, что 7 февраля  – день мученической кончины митрополита Владимира (Богоявленского), и грядет год, когда его прославят в лике святых и обретут его честные мощи. Немногие  знали, что грандиозный храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новые Выселки, разрушенный по приказанию властей в 1943 году,  построил  на  свои средства   над могилой   матери сщмч. Владимир, тогда митрополит Московский и Коломенский, а настоятелем храма был его старший брат — протоиерей Иоанн Богоявленский.

Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы

01.06.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям…  Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией». 

В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909

Служение как понятие.

Служение  (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .

Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .

О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:

«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».

Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, —  долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.

Часовня у Дальней пустыни

  1. /
    /
    /

Саранская епархия / В ведении правящего архиерея

Деревянная часовня. Действует. вся деревянная архитектура в каталоге →Освящена в честь:Николая ЧудотворцаГод постройки:Ссылки:Адрес:

респ. Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Координаты:54.165209, 45.261082

На территории Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Алексей Александров
26 августа 2018

Алексей Александров
26 августа 2018

вид с юго-западаuchazdneg
25 мая 2014

Карта и ближайшие объекты

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Елена Григорьева, 
28 февраля 2019

Деревянная восьмигранная часовня с шатровым завершением, построенная над почитаемым источником Николая Чудотворца у Дальней пустыни Макаровского монастыря.

https://svyatsy.org/churches/respublika_mordoviya/saransk/chasovnya_u_dalney_pustyni/

Очень широко в Мордовии известен святой источник с купелью во имя святого Николая Чудотворца близ Свято-Никольской пустыни Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. Кто-то о нем просто слышал, кто-то всегда заворачивает к нему, проезжая мимо.

Источник истекает из-под пригорка недалеко от Свято-Никольского храма, который был построен несколько лет назад. Это деревянный храм, построенный на возвышенности. Несмотря на то, что храм является нашим современником, источник близ него известен с давних пор и пользуется большим спросом у жителей не только местных сел, но и всего Саранска. Сам святой источник, как рассказывают, был известен ещё издавна, до строительства церкви. Но с возведением храма стал с ним неразрывно связан. И до и после революции шли люди за целебной водой.

По словам насельников Никольской пустыни, тропинка к источнику не пустовала никогда. Прибегали к нему не только жители окрестностей, но и других городов и стран. И если в веке двадцатом к нему вела небольшая тропинка, густо росли кусты и пели соловьи, то сейчас братия монастыря и паломники благоустроили святое место, устроив замечательную купальню над источником.

Многие монахи, подвизавшиеся в монастыре, молились у святого источника и, по их молитвам, этот источник освящался, а водой из него люди исцелялись от разных болезней. Но особенно любим источник был духовником монастыря – старцем Феофаном: часто он сам с удовольствием проделывал немалый путь от своей кельи до источника чтобы окунуться в его животворных водах, набрать святой воды и помолиться святителю Николаю, одному из своих любимых святых.

На источнике всегда многолюдно, Особенное же торжество на источнике бывает 22 мая и 19 декабря – в дни памяти Свт. Николая Чудотворца.

Источник свт.Николая

История Макаровского погоста[править | править код]

Земли, на которых находится монастырь, с XVII века принадлежали боярам Полянским. Представитель рода Макар Артемьевич Полянский, от имени которого происходит название погоста и села Макаровка, служил в Москве, вступил во владение землями в 1686 году, и с 1700 года переехал в Саранск из Москвы. После этого на его землях и был основан погост. В 1702 году была освящена церковь Михаила Архангела, а в 1704 году — сохранившийся до настоящего времени собор Иоанна Богослова. Примерно в это же время были построены ограда и две башни. В 1720-е годы была построена колокольня, а в 1800-е годы — Знаменская церковь, почти точно повторяющая архитектуру Михайло-Архангельской.

После революции богослужения на погосте были прекращены, а все его здания, кроме Иоанно-Богословского собора и колокольни — снесены.

Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь (г. Саранск) / Исторические справки / Патриархия.ru

20 июля 2011 г. 13:56

Монастырь начался с домовой церкви помещиков Полянских, построенной в их имении на краю пригородного села Макаровка. Небольшая каменная церковь, в 1702 году освященная в честь Архистратига Михаила, ставилась для семьи помещика по редкому типу «под колокола», когда восьмерик над четвериком образовывает не главу, а колокольню.

В 1704 году завершилось строительство большой церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которая стала и главным храмом, и семейной усыпальницей рода Полянских. Третий храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной.

После революции здания монастыря использовалось властями для хозяйственных нужд. В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, но в 1961 году ее опять закрыли.

В 1969 году на территории Макаровского погоста начались реставрационные работы, так как руководство МАССР планировало создать там образцовый Дом отдыха.

Усадебно-храмовый ансамбль получил статус памятника архитектуры федерального значения.

Обратите внимание

В 1987 году, по настоянию верующих и при содействии приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена, Иоанно-Богословский храм и колокольня были возращены приходу. После образования в 1991 году Саранской и Мордовской епархии ей были переданы все строения комплекса, в которых до 1997 года размещалось епархиальное управление.

В 1994 году решением Святейшего Синода погост был обращен в мужской монастырь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

За последние 20 лет реставрационных работ были восстановлены практически все объекты монастыря. Территория вновь обнесена кирпичной оградой. Братия живет по уставу Троице-Сергиевой лавры.

Служба ведется во всех храмах монастыря. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».

В 2011 году при Макаровском монастыре в новопостроенном здании открылась гостиница миссионерско-паломнического центра, которая расположена в живописной парковой зоне, примыкающей к скиту святых Новомучеников и исповедников Мордовских.

Она рассчитана на одновременный прием 100 человек. На третьем этаже размещен домовый храм, освященный в мае 2011 года в честь святого благоверного князя Александра Невского.

В гостинице имеется конференц-зал на 266 мест и трапезные палаты с большим залом на 120 человек и с малым залом на 50 человек.

Важно

В обители ныне подвизается 16 монахов. В 2009 году наместником Иоанно-Богословской обители стал епископ Климент (Родайкин), с 30 мая 2001 года — Краснослободский и Темниковский. Духовник монастыря и всей Саранской епархии — схиархимандрит Феофан (Даньков), почитаемый как старец во всей епархии и далеко за ее пределами.

Братия монастыря активно участвует в миссионерской деятельности в детских дошкольных учреждениях г. Саранска.

Сайт монастыря

Пасхальное поздравление митрополита Саранского и Мордовского Зиновия, Священно-Архимандрита Иоанно-Богословского мужского монастыря

19.04.2020

Дорогие отцы, всечестные иноки и инокини, боголюбивые миряне Мордовской митрополии, братия и сестры! 

В этот великий праздник Пасхи Христовой я обращаюсь к вам с пасхальным приветствием:ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 

Пасха Христова есть праздник бессмертия, праздник истинной Любви, праздник победы Жизни над смертью, дарованный нам Богочеловеческой Личностью Христа, Который по самой природе Своего Божества – «воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). И Божественное, и человеческое во Христе всецело послужило домостроительству спасения человеческого рода от греха и вечной смерти. Божественная любовь, которой живет всё Христово, для нашего спасения соединяет и страдания, и крестную смерть, и Воскресение в необходимое единство, ясно утверждая, что Ему должно пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21; Мк. 8:31; Лк. 9:22

История Макаровского погоста

Земли, на которых находится монастырь, с XVII века принадлежали
боярам Полянским. Представитель рода Макар Артемьевич Полянский, от
имени которого происходит название погоста и села Макаровка, служил
в Москве, вступил во владение землями в 1686 году, и с 1700 года
переехал в Саранск из Москвы. После этого на его землях и был
основан погост. В 1702 году была освящена церковь Михаила
Архангела, а в 1704 году — сохранившийся до настоящего времени
собор Иоанна Богослова. Примерно в это же время были построены
ограда и две башни. В 1720-е годы была построена колокольня, а в
1800-е годы — Знаменская церковь, почти точно повторяющая
архитектуру Михайло-Архангельской.

Vkontakte User @ Vkontakte

После революции богослужения на погосте были прекращены, а все
его здания, кроме Иоанно-Богословского собора и колокольни —
снесены.

Vkontakte User @ Vkontakte

Архитектура

Иоанно-Богословский собор

Иоанно-Богословский собор представляет собой высокий четверик с
тремя рядами окон, на восьмискатной крыше которого стоят два
восьмерика. К основному объёму пристроены паперть с высокой
лестницей и алтарная часть. На алтаре установлена отдельная главка.
Высота четверика — 20 метров, общая высота собора — 28
метров. Такая структура собора была характерна для поволжских
церквей, но в более поздний период, в середине XVIII века. В конце
XVII же века, почти одновременно с постройкой собора, четверики
обычно завершали пятиглавием (например,
Успенский собор в
Рязани, построенный Яковом Бухвостовым). Вместе с тем
оборонительные и гражданские сооружения (например, Сухарева башня в
Москве) в это время строились именно по такой модели.

Внешне собор богато украшен, при этом фасадное убранство
выполнено из кирпича девяти типов. Украшения характерны для
русского барокко и сочетают стили конца XVII и начала XVIII веков.
Так, имеются украшения на наличниках окон, на апсидах,
восьмигранные окна третьего яруса.

Stanislav @ Foursquare

Собор является одним из старейших сохранившихся зданий Мордовии
(самым старым таким зданием является
церковь Иоанна Богослова в Саранске, построенная в 1693
году).

Анна Еремкина @ Foursquare

Колокольня

Макаровский погост обнесён оградой, и колокольня встроена в
ограду, представляя собой единственные проездные ворота. Ворота
находятся на одной линии с собором Иоанна Богослова, западнее
собора. Колокольня предположительно была построена в 1720-е —
1730-е годы. Она состоит из четырёх ярусов, двух четвериков и двух
восьмериков. На верхний ярус поставлен восьмигранный шатёр с
луковичной главкой. Нижний четверик прорезан воротами, во втором
устроены окна, на втором восьмерике находится колокольный ярус.
Третий ярус (первый восьмерик) раньше содержал арки, но арки были
заложены в 1850-е годы. Общая высота колокольни — 36 м.
Внешний декор колокольни довольно прост и, как и собор, использует
элементы, характерные для XVII века.

Михайло-Архангельская церковь

Зимняя церковь Михаила Архангела была освящена в 1702 году,
разобрана в 1935 году (богослужения прекратились в 1935 году, и
перед разрушением церковь использовалась как зернохранилище). Была
восстановлена по чертежам в 1970-е годы, в ней размещался музей.
Заново освящена 21 ноября 2002 года. К церкви пристроена мужская
богадельня, пристроенная в 1763 году.

Анна Еремкина @ Foursquare

Сама церковь представляет собой восьмерик на четверике, общей
высотой 22 м. Богадельня же, напротив того, приземиста и
контрастирует с высоким зданием церкви. В апсиде сделаны окна.
Михайло-Архангельская церковь похожа на строившиеся в это же время
храмы типа «церкви иже под колоколы», совмещавшие в одном здании
церковь и колокольню. Однако, в отличие от храмов нарышкинского
барокко этого стиля, в Михайло-Архангельской церкви не так выражена
ярусная структура и беднее декор.

Maxim Tyrin @ Foursquare

Знаменская церковь

В 1800-е годы была построена Знаменская церковь, которая должна
была точно повторять формы Михайло-Архангельской церкви, с тем
отличием, что она примыкает к ограде. В 1930-е годы церковь была
частично разобрана и восстановлена в 1970-е годы. С 1991 года
ведутся богослужения.

Ограда с башнями

Ограда Макаровского погоста была построена примерно в то же
время, что и собор Иоанна Богослова. Общая длина ограды —
270 м, высота — 2.5 м, то есть она не является
полноценной крепостной стеной и никогда не выполняла оборонительных
функций. Кроме надвратной колокольни, в ограду встроены две угловые
башни. Около Знаменской церкви в ограде проделаны ворота,
связывающие погост с основной территорией монастыря, резиденцией
митрополита и братскими корпусами. Башни имеют цилиндрическую форму
с конической крышей, их высота около 12 м. Погост в плане
пятиугольный.

Vkontakte User @ Vkontakte

Ограда и башни были разобраны в 1930-е годы и восстановлены по
чертежам в 1972 году.

Отечество земное и Отечество небесное в христианском подвиге прп. Феодора Санаксарского

31.05.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад иеромонаха Пантелеимона (Шибанова), насельника Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

 ***

В Санаксарский обители святыми мощами почивают трое прославленных мужей: прп. Феодор Санаксарский, прп. Александр Исповедник и св.пр.воин Феодор Ушаков. И если праведный адмирал в силу исторически яркой и знакомой каждому ещё со школьной скамьи биографии пользуется широкой известностью, — про него пишут книги, статьи, складывают стихи, произносят проповеди, — то прп. Феодор и прп. Александр Исповедник находятся в некоторой незаслуженной информационной тени. Изданы жизнеописания, составленные архивариусом Санаксарский обители игуменом Венедиктом (Кулешовым), но, несомненно, их жизнь и подвиг заслуживают — и дальнейшего исследования, и более детального разговора. Тема конференции и конкретная тема данного доклада касается обоих, но для большей конкретики мне хотелось бы в рамках настоящего доклада говорить об одном, о человеке стараниями которого началась славная история нашей обители — прп. Феодоре Санаксарском.

В службе прп. Феодору есть наиболее точно характеризующие его слова: «…древним подобный был». Всю свою жизнь он хранил дух древнего монашества, не идя на компромиссы ни со светской, ни с церковной властями в тех вопросах, которые касались сути монашеского отречения и духовного руководства. Несомненно, он любил и чтил отечество земное, искренне служил ему в монашеском и иерейском чине, служил ему молитвой и подвигом. Но чем же ответило на это земное отечество? «Оного Феодора, лиша настоятельного и иеромонашеского звания, отослать яко человека беспокойного простым монахом в Соловецкий монастырь, перепоручив начальнику оного монастыря неослабное за ним смотрение», — значится в высочайшем повелении императрицы. А это, собственно, означает, что измеряя свою жизнь по законам отечества небесного, можно оказаться для земного отечества «яко человек беспокойный»…

Монашество Святой Руси в его ратном служении отечеству

31.05.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад игумена Романа (невского), настоятеля Алексанро-Невского мужского монастыря с.Кимляй, Саранская епархия прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

На Руси не существовало монашеских рыцарских орденов, однако истории известны случаи защиты православными иноками своих монастырей и своего отечества. Монастырские вотчины давали государю ратных людей, обители выделяли средства на их содержание. Однако на этом военная роль русских монастырей не заканчивалась. У историков нет единого мнения о том, строились ли монастыри на Руси изначально в качестве одного из эшелонов обороны или нет.

Однако уже с XVI века крупнейшие православные обители имели бойницы, сторожевые башни, склады оружия и боеприпасов. 

Для их защиты цари посылали военные  отряды. Но даже в тех монастырях, где не стояли гарнизоны, всегда хватало людей, способных держать оружие в руках. Речь идёт, прежде всего, о бывших военных. Так монахи Александр Пересвет и Родион Ослябя были посланы Сергием Радонежским на Куликовскую битву. И это не единственный пример. Одной из самых ярких страниц военной истории русского монашества стали события 1581 года, описанные в «Повести о Псково-Печёрском монастыре». Инокам пришлось сражаться с воинами польского короля Стефана Батория, который осаждал Псков. Примечательно, что монахи первыми напали на литовский отряд, сопровождавший  телеги с награбленным имуществом и пленными.

«Наследие святого благоверного князя Александра Невского»

25.06.2020

В рамках празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского с июня по сентябрь 2020 года проводится Всероссийский конкурс иллюстрированных детских рассказов «Наследие святого благоверного князя Александра Невского».

Организаторы конкурса: Синодальный отдел религиозного образования и катехизации (СОРОиК), Донской православный центр «СОФИЯ», Центр образовательных и культурных инициатив «ПОКОЛЕНИЕ» при финансовой поддержке грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020».

Конкурс иллюстрированных детских рассказов проводится в области изобразительного искусства и литературы. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся общеобразовательных школ, колледжей, гимназий, организаций дополнительного образования, воскресных школ, воспитанники других детских учреждений России.

Конкурс проводится в одной возрастной категории: 12-17 лет; в двух номинациях: рисунок и рассказ.

Конкурс проводится в два этапа: на первом этапе работы необходимо предоставить до 29 июля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector