Кальвинизм
Содержание:
Кальвинизм как система
Примечательно, что кальвинизм не ограничен теологией. Он представляет собой целую религиозно-философскую систему, наподобие азиатских. Она включает свои взгляды на науку, общество, государство и культуру
Сам Кальвин говорил, что важно отделение церкви от государства, однако на практике в Женеве возникло нечто вроде отдельного теократического государства, как современный Ватикан
Кальвинизм является официальной религией Нидерландов, некоторых кантонов Швейцарии и пр., хотя утратил прежние позиции, оставаясь государственной религий только в Шотландии. Несмотря на это он по-прежнему признает полную свободу вероисповедания и равенства всех религий в стране, если это не касается антигосударственной агитации.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Суть кальвинизма
В основе вероисповедования лежит идея суверенитета Бога и доктрины предопределения. Помимо этого, кальвинисты толкуют Библию только на ее основе и склонны к рационализму. Они отрицают соборы и синоды, которые прошли с апостольских времен. В кальвинизме нет монашества и безбрачия для духовенства. В церквях предполагается ликвидация обрядности, а также музыки, свечей, икон.
Кальвинизм интересен тем, что взгляды его носителей оказали влияние на формирование пресвитерианства, а также различных деноминаций протестантов – баптистов, методистов, пятидесятников.
Последователи кальвинизма были не только в Швейцарии, но и в Англии, в Речи Посполитой (коронный гетман Ян Тарновский), Трансильвании, а также в Шотландии, где пресвитерианскую церковь основал его ученик Джон Нокс.
Рис. 3. Кальвин Жан Женева.
Что мы узнали?
Необходимо понимать, что такое кальвинизм в истории Европы XVI века и далее. Именно страны, где обосновались кальвинисты, преуспели в развитии капитализма, там произошли первые буржуазные революции.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Распространение в современных странах
Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.
В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.
В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.
На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.
Этические особенности
Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.
В добросовестном труде, по мнению последователей этого течения, реализуется предназначение человека
Неважно, копает ли верующий яму, занимается торговлей, работает официантом, пишет доклад, рисует таблицу, делает презентацию или же готовит сообщение для реферата — в любом случае человек должен выполнять свои обязанности максимально хорошо, отбрасывая в сторону возможную брезгливость и амбиции
Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).
В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.
Кальвинизм в Новом Свете
В 1620 году « Мэйфлауэр» прибыл в Плимут с паломниками , большинство из которых принадлежали к кальвинистской сепаратистской группе, известной как браунисты . Другие кальвинистские пуритане поселились в соседней колонии Массачусетского залива . Между тем, в 1628 году голландскими колонистами было основано американское отделение голландской реформатской церкви в колонии Новые Нидерланды , церковь, которая в конечном итоге стала реформатской церковью в Америке . Тем временем Роджер Уильямс основал баптистскую церковь в Провиденсе, штат Род-Айленд, которая была организована по кальвинистскому принципу. В 18 веке кальвинистские баптисты основали Филадельфийскую ассоциацию , в конечном итоге приняв модифицированную версию Лондонского баптистского исповедания 1689 года в 1742 году, переименовав его в Филадельфийское исповедание.
Пресвитерианство будет установлено в колониях в 1703 году, что и установило пресвитерию Филадельфии. Со временем будут сформированы еще два пресвитерия, которые в 1717 году составят Синод. В 1729 году пресвитериане официально примут Вестминстерское вероисповедание и катехизисы в качестве своих конфессиональных стандартов. Шотландские церкви под эгидой своих церквей в старой стране также основали бы церкви в 18 веке, при этом Ассоциированное пресвитерие было основано сидерами в 1758 году, а ковенантеры основали реформатское пресвитерие в 1774 году. Многие из сеседеров и ковенантеров объединятся. в 1782 г., чтобы сформировать Ассоциированную реформатскую пресвитерианскую церковь . Другие участники завета образуют реформатскую пресвитерию, которая после спора о «старом и новом свете» разделится на реформатскую пресвитерианскую церковь в Северной Америке и реформатскую пресвитерианскую церковь, Генеральный синод . В 1789 году пресвитериане, которые были сформированы в 1703 году с учреждением первого пресвитерия, сформировали пресвитерианскую церковь в США.
использованная литература
- Бенедикт, Филипп (2002). Чисто реформатские церкви Христа . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 978-0300105070.
- Мюллер, Ричард А. (2004). «Жан Кальвин, а затем кальвинизм». В Багчи, Дэвид; Steinmetz, Дэвид C (ред.). Кембриджский компаньон теологии Реформации . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521776622.
- Стивенс, В. Питер (2004). «Богословие Цвингли». В Багчи, Давид В.Н.; Steinmetz, Дэвид Кертис (ред.). Кембриджский компаньон теологии Реформации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77662-7.
- Макнил, Джон Т. (1967). . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195007435. Проверено 25 января 2013 года .
Истоки (1519–31)
Хульдрих Цвингли, изображенный Гансом Аспером на портрете маслом 1531 года ( Художественный музей Винтертура )
Хульдрих Цвингли , богословие которого считается первым выражением реформатского богословия, был назначен на служение в Цюрихе , Швейцария, в 1519 году. На него повлиял гуманист эпохи Возрождения Дезидериус Эразм , который побудил его изучать Новый Завет и отцов ранней церкви, а также проповедовать из Библии. Цвингли также знал и находился под влиянием реформатора Виттенберга Мартина Лютера , но он развил свое богословие независимо и расходился с ним по нескольким направлениям. Цвингли выступал против любой религиозной практики, для которой он не мог найти никакого библейского оправдания, такой как использование изображений, органов и пение в богослужении, в то время как Лютер активно выступал против уничтожения изображений в церквях. Акцент Цвингли на строгом следовании Божьему повелению, который содержится в его слове, также привел к большей моральной активности в движениях цвинглианской реформации, чем в лютеранских.
Мартин Бусер , Вольфганг Капито , Иоанн Эколампадиус и Гийом Фарель также были влиятельными фигурами в развитии реформатского богословия. Эти реформаторы происходили из разных академических кругов, но более поздние особенности реформатского богословия уже можно обнаружить в их мысли, особенно приоритет Священного Писания как источника авторитета. Писание также рассматривается как единое целое, что привело к завету зрения таинств о крещении и в Вечере Господней , как видимые признаки завета благодати . Еще одним отличительным признаком реформатов в этих богословах было их отрицание телесного присутствия Христа в Вечере Господней . Каждый из этих богословов также понимал, что спасение дается только по благодати, и утверждал учение об особом избрании (учение о том, что некоторые люди избраны Богом для спасения ). Мартин Лютер и его преемник Филипп Меланхтон, несомненно, оказали значительное влияние на этих богословов и, в большей степени, на более поздних реформатских богословов. Учение об оправдании только верой было прямым унаследованием от Лютера.
Сначала Цвингли считал Лютера своим союзником, и союз между последователями Цвингли и Лютера был возможен, если бы не разногласия по поводу Евхаристии, начавшиеся в 1524 году. Лютер твердо верил, что необходимо утверждать, что Христос физически присутствует в Евхаристии , в то время как Цвингли вместе со своими последователями, включая Иоанна Эколампадия в Базеле, отдавал предпочтение символическому значению обряда, которое было бы названо сакраментарианством . Мартин Бусер в Страсбурге занял позицию посредника. Лютер назвал Цвингли, Эколападия и других, кто считал эту точку зрения кощунственной, антихристианской и фанатичной. В 1529 году немецкий принц Филипп Гессенский устроил Марбургский коллоквиум как попытку примирить враждующие протестантские фракции и заключить союз. Обе стороны пришли к согласию по многим вопросам доктрины, но не смогли найти точки соприкосновения в Евхаристии, и надежда Филиппа на союз потерпела крах.
В течение 1520-х годов влияние Цвингли в Швейцарии росло, хотя многие швейцарцы, особенно в сельских и лесных районах, оставались верными католической церкви и выступали против реформ Цвингли. До 1530 года некоторые города южной Германии поддерживали Цвингли, а некоторые немецкие лютеранские богословы в других областях Германии развили сакраментарианские взгляды независимо от Цвингли, но лютеранские богословы в Виттенберге быстро заставили их замолчать. В начале 1531 года Филипп Гессенский сформировал Шмалькальдскую лигу , укрепив власть лютеран в Германии, исключив цвинглианство. Тем временем Цвингли начал агрессивно применять силу, чтобы закрепить завоевания протестантов в Швейцарии. После успеха против католиков в Первой Каппельной войне 1529 года, Цюрих ввел жесткую блокаду католических кантонов, что привело к Второй Каппельской войне в 1531 году. Цюрихеры потерпели поражение, а Цвингли был убит в битве. Католики продолжали удерживать власть в большинстве швейцарских кантонов, хотя три пятых населения составляли протестанты.
КАЛЬВИНИЗМ
Течение в протестантизме
Другое название – реформатство.
Основатель – Жан Кальвин (1509 – 1564). Он родился во Франции, в 1530-е годы примкнул к гуманистам, затем заинтересовался идеями Мартина Лютера. Кальвин пошел дальше Лютера в отрицании христианской традиции: он полностью отверг почитание Богородицы и святых, иерархическое строение Церкви, монашество, все Таинства (крещение и причащение были оставлены только как символические обряды), осудил использование в убранстве церкви свечей, икон и даже креста. Единственной основой вероучения Кальвин объявил Св. Писание. Он также заявил, что Библия содержит все необходимые указания по устройству Церкви.
Особое место в учении Кальвина занимает доктрина предопределения ко спасению. Он учил, что ни личная вера, ни добрые дела не могут ничего изменить в жизни человека. Бог избрал одних ко спасению, а других – к вечной погибели. Избранные получают дар веры и рождаются свыше, их свободная воля при этом не играет практически никакой роли.
Согласно Кальвину, каждый человек в любое время и в любом месте находится на службе Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары: время, здоровье, собственность. Основной формой служения Богу является труд. Результат этого труда – материальное благосостояние – воспринимается как Божье благословение и указание на то, что человек входит в число предопределенных ко спасению.
Это учение способствовало формированию особой этики кальвинизма, основанной на принципах «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Основной добродетелью кальвинисты считали труд, а грехом – праздность. Отсюда крайне негативное отношение к любым развлечениям.
Свои взгляды Кальвин изложил в ряде работ: «Наставления в христианской вере» (1536 – 1559), «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и «Шотландское вероисповедание» (1560).
Из Франции Кальвин перебрался в Швейцарию, где приобрел немало последователей, в основном, среди представителей третьего сословия. Он обосновался в Женеве, из-за чего в последствии получил прозвище «Женевский Папа». Кальвин крайне нетерпимо относился к католикам, жестоко преследовал их и сотнями отправлял на костер. Вообще любое расхождение с собственными взглядами он считал ересью и всеми силами старался искоренить.
Города, в которых господствующим вероисповеданием становился кальвинизм, превращались в подобия гигантских казарм: звон колокола указывал общее для всех жителей время пробуждения, молитвы, отхода ко сну и т. д. Яркая цветная одежда запрещалась, все праздники и развлечения также отменялись. Смех считался тяжелым грехом. Единственным днем отдыха было воскресенье, которое посвящалось молитвам и пению псалмов.
Из Швейцарии кальвинизм распространился по другим европейским странам: его сторонники появились в Нидерландах, некоторых областях Франции (гугеноты), Германии, Венгрии и Чехии. Идеи кальвинизма оказали огромное влияние также на английских и шотландских протестантов. В Англии на основе кальвинизма возникло течение пуритан, требовавших радикальной реформы – «очищения» Церкви.
В середине XVI в. кальвинисты объединились со сторонниками другого видного деятеля Реформации – Ульриха Цвингли (1484 – 1531), образовав Реформатскую Церковь Швейцарии.
В настоящее время кальвинизм как самостоятельное течение не существует. Основные вероучительные положения кальвинизма присутствуют в учении реформатов, пресвитериан, конгрегационалистов и ряда других протестантских деноминаций.
В России эти деноминации входят в Союз евангелическо-реформатских церквей (с 1991 г.), возглавляемый Синодом и Епископальной консисторией.
Распространение по миру
Кальвинизм зародился в середине XVI столетия. Его основатель Жан Кальвин отучился на теолога в Париже, Орлеане и Бурже. Помимо этого, он имел образование в сфере юриспруденции и литературы. Находился под влиянием Мартина Лютера и прочих протестантов, благодаря чему вступил на путь реформирования церкви. За свою деятельность подвергся гонениям, из-за чего переехал в Базель.
В 1536 году Кальвин издал теологический труд на латинском языке «Наставление в христианской вере». Оно задумывалось как введение в Библию, но придерживалось реформационных принципов, толкуемых лично Кальвином. Здесь же перечислялись основные постулаты нового религиозного течения. Вскоре Кальвин переехал в Женеву.
Ко второй половине XVI столетия кальвинизм распространился по югу Франции, Швейцарии, Нидерландам, некоторым регионам Германии, Венгрии, а также по Шотландии и Англии. К концу XVI — началу XVI столетия в кальвинизм пришло цвинглианство.
Основные принципы кальвинизма были закреплены в исповеданиях:
- Галликанском в 1559 году;
- Бельгийском в 1561 году;
- Втором Гельветическом в 1566 году;
- Вестминстерском в 1647 году;
- Гейдельбергском катехизисе 1563 года.
В начале XVII столетия из кальвинизма выделилось арминианство — учение Я. Арминия. Оно подверглось жесткой критике от сторонников строгого кальвинизма на Дордрехтском синоде в 1618-1619 годах.
Из-за непрекращающихся гонений во Франции, Британии и некоторых землях Германии кальвинисты начали переезжать в другие европейские страны, а затем и вовсе за пределы Западной Европы. С 20-х годов XVII столетия кальвинизм появляется на североамериканском континенте, а с середины века — в Африке. В XVIII-XX веках за счет дальнейшей миграции и активного миссионерства учение проникло в Южную Америку, Азию и Океанию.
Кальвинизм | Идея Кальвинизма | Суть Кальвинизма
Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни — Кальвина)Время возникновения: XVI векОснователь: Жан Ковен
Это протестантское направление христианства возникло в первой половине XVI век во Франции.
Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.
Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.
Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни
Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно
Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.
Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.
Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.
Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.
Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.
В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.
На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.
Догматы и положения
С точки зрения кальвинистов, природа является божественным откровением, вместе со Священным Писанием. Окружающий человека мир сам по себе представляет Божий замысел, поэтому люди должны активно изучать всех живых существ, так как это может приблизить верующего к пониманию законов Бога. К другим положениям нужно отнести следующие пункты:
- Ограниченное искупление. Иисус Христос, как провозглашают кальвинисты, умер не за всех людей, а только за тех, кто был предопределён ко спасению своим Отцом. Сторонники учения опираются в этом вопросе на Библию («Христос умер за тех, кого Бог дал ему для спасения»). В соответствии с этим пунктом не христиане и приверженцы других религий спасены не будут.
- Благая участь святых. Никто из людей не ответственен за своё спасение и святой человек отличается от грешника только тем, что конкретно его спас Бог. При этом отмеченный божественной благодатью человек не может отойти от своей участи (к примеру, «не оправдать ожиданий» или погрязнуть в пороке). Если же такое произошло, то это значит, что верующий никогда и не был святым.
- Абсолютная греховность. Все люди являются грешниками, и никакие дела на земле (включая пожертвования) не могут исправить их положения. Единственное спасение — в вере, но и та предопределена с самого рождения и не зависит от человеческой воли.
- Безусловное избрание. Несмотря на то что все добрые поступки людей (как и злые) уже известны Богу задолго до их совершения и даже планирования, каждый человек должен считать безусловно избранным для спасения, признаком которого является совершение богоугодных дел.
Основное правило этого учения в понятной форме можно выразить так — думать, что все свои хорошие черты характера являются даром Божьим, с помощью которого осуществляется спасение. При этом вина́ за отрицательные качества ложится на человека и первородный грех.
Никакой грех невозможно победить собственными силами, так как в этом случае человек отрицает значимость жертвы Христа на Голгофском Кресте — ведь если спасение было бы осуществимо своими силами, без помощи Бога, то тогда смерть Иисуса была бессмысленной и напрасной.
Спасение невозможно без веры, а вера появляется только благодаря слышанию слов из Евангелия, поэтому, по мнению кальвинистов, речи о спасении «атеистов, творящих добрые дела» не идёт. Однако любой из атеистов или представителей других конфессий, пока жив, имеет право думать, что и он однажды будет спасён Богом и это выразится не иначе как появлением интереса к учению Кальвина.
Основные идеи
Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:
Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати
Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.
Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.
Последователи кальвинизма признаю́т богодухновенность только одного Священного Писания, поэтому один из главнейших документов является тезис Sola scriptura (эти слова переводятся с латинского как «только Писание»). Управление паствой происходит посредством создания специальных общин или органов, называемых пресвитериями, в состав которых входят наиболее достойные граждане из числа посещающих церковь. При этом все священники равны перед собой и прихожанами; их роль — не спасение людей, а поддержание атмосферы, способствующей общению с Богом.
История
Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.
История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.
Швейцарско-немецкий кальвинизм
В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял Ульрих Цвингли. При общей приверженности идеям Реформации их разделил вопрос о причастии. Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа. Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин). Связующим звеном между Цвингли и Кальвином был Гийом Фарель. В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание, затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис.
Французский кальвинизм
Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов, не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках. В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание. В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек). Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны. Оплотом гугенотов были города Орлеан, Ла-Рошель, Ним, Тулуза. В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменён в 1685 году.
Восточноевропейский кальвинизм
Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполитую. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь, которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.
В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта. Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув. В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил. По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный. Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев, которые проповедовали польские братья и социане. В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор. В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.
Голландский кальвинизм
Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание, положившее начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод, подтвердивший Гейдельбергский катехизис. Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки. Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан. Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.
Англосаксонский кальвинизм
Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции, богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан. Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.
Современность
В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)