Биография жана кальвина кратко

Ранние годы

Жан Кальвин появился на свет 10 июля 1509 года в Нуайоне в благочестивом католическом семействе. Мальчик лишился матери в раннем возрасте, и отец, работавший адвокатом, отдал сына на воспитание в одну приличную семью. Именно там Жан приобрёл прекрасные манеры и получил начальное образование.

В возрасте 14 лет Жан по настоянию отца отправился в Париж для получения университетского образования. Юноша изучал право и гуманитарные науки, постигал тайны ораторского искусства и диалектики.

По окончании обучения Жан перебрался в Орлеан, где стал учеником знаменитого юриста. Но, несмотря на успехи и блестящие перспективы, Жан решил оставить юриспруденцию и посвятить себя теологии. Он принялся изучать труды христианских святых, Библию, а также многочисленные толкования этой священной книги. Получив учёную степень лиценциата, он проповедовал в двух небольших приходах. Уже в тот период у Кальвина появилась идея «очищения» церкви.

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

В этот период он систематизировал и создал свод протестантского учения «Установление христианской веры», изданный в 1536 г. В этом же году женевские реформаторы предложили Ж. Кальвину принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма. 

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

  • горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

  • все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

  • праздником признавалось только воскресенье.

Истории известно, что за активную деятельность в продвижении идей Реформации его называли «женевским Папой». Вернувшись в Женеву в 1538 г. после трехлетнего перерыва, Кальвин с еще большим рвением продолжил внедрять свое учение.

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

В 1553 г. за инакомыслие был казнен М. Сервет, что рассматривается как «моральный тупик Реформации». В течение двух лет Кальвин с помощью Женевского магистрата уничтожает, изгоняет или подчиняет своих противников и продолжает насаждать свое учение.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.

Идеи Кальвина

Institutio christianae religionis, 1597

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают её в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

«Женевский папа»

В Женеве Кальвин основывает протестантскую церковь – кальвинистскую. В основе учения кальвинистов находилось божественное предопределение. Судьба каждого человека, как они считали, предопределена уже при рождении свыше. Успех и везение в жизни – это знак избрания. Неудачи – возможность еще больше приложить усилий и труда для спасения души. Вера в Бога и труд –единственный путь к вечному блаженству.

Богатство и расчет, скупость и накопительство не считались грешными. Учение Кальвина сразу понравились горожанам и начинающим предпринимателям. Ведь наступило время новой капиталистической эпохи, нуждающейся в измененной церкви.

Из шумного и радушного города Женева превратилась в мрачный « Рим кальвинизма». Развлечения и праздники стали под запретом. Жителям запрещалось носить нарядные и цветные одежды. Служители кальвинистской церкви (пасторы) имели право вмешиваться в частную жизнь. Приобрели популярность доносы. Инакомыслящих преследовали и сжигали на кострах. За свою беспощадность к религиозным врагам Кальвина стали называть «женевским папой». Фанатизм и «духовная свобода» захлестнули Женеву.

В дальнейшем кальвинистскую церковь приняли не только предприниматели Швейцарии, но и буржуазия Англии, Голландии и Франции. По настоянию Кальвина в Женеве был открыт университет для обучения будущих теологов- последователей. Студенты приезжали со всех европейских стран, желая послушать лекции реформатора.

В последние годы жизни Жан Кальвин изнурял себя работой. Проповедовал, писал религиозные труды, преподавал, словно боялся не успеть донести свои религиозные убеждения. Последние работы он заканчивал уже не имея сил вставать с кровати. В 1564 году, на 54 году жизни, Кальвин скончался и был похоронен на местном кладбище без надгробия. Местонахождение его могилы до сих пор не найдено учеными – историками.

Учение

Став образованным человеком Жан с симпатией начал относится к протестантским взглядам. В частности, на него оказали большое впечатление работы Мартина Лютера, который восстал против католического духовенства.

Это привело к тому, что Кальвин примкнул к новообразованному движению сторонников реформационных идей, а вскоре благодаря ораторскому таланту и вовсе стал лидером данной общины.

Ключевой задачей христианского мира по мнению мужчины была ликвидация превышения полномочий священников, которые происходили довольно часто. Главные постулаты учений Кальвина заключались в равенстве всех людей и рас перед Богом.

Вскоре Жан открыто заявляет о своем отказе от католицизма. Также он утверждает, что сам Всевышний призвал его службу в распространении истинной веры. К тому моменту он уже стал автором своей знаменитой речи «О христианской философии», которая была отправлена в печать.

Правительство и духовенство, которое не хотело ничего менять, было обеспокоено дерзкими высказываниями Кальвина. В итоге реформатор начал подвергаться гонениям за свои «антихристианские» убеждения, скрываясь от властей у своих соратников.

В 1535 г. Жан написал свой главный труд «Наставление в христианской вере», в котором защищал французских евангеликов. Интересен факт, что опасаясь за свою жизнь, богослов предпочел оставить втайне свое авторство, поэтому первая публикация книги была анонимной.

Поскольку преследования становились все более активными, Жан Кальвин решил покинуть страну. Он отправился в Страсбург окольным путем, планируя один день переночевать в Женеве. Тогда он еще не знал, что в этом городе он пробудет значительно дольше.

В Женеве Жан познакомился со своими последователями, а также приобрел единомышленника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Благодаря поддержке Фареля он получил большую популярность в городе, а позднее провел ряд успешных реформ.

Осенью 1536 г. в Лозанне была организована публичная дискуссия, на которой присутствовали и Фарель с Кальвином. На ней обсуждались 10 вопросов, которые представляли собой ключевые принципы реформации. Когда католики начали утверждать будто евангелики не принимают взглядов отцов церкви, в разговор вмешался Жан.

Жан Кальвин и его «Катехизис»

Мужчина объявил, что евангелики не только ценят труды отцов церкви больше, чем католики, но и гораздо лучше их знают. В доказательство этому Кальвин выстроил логическую цепочку на основе богословских трактатов, наизусть цитируя из них объемные отрывки.

Его выступление произвело сильное впечатление на всех присутствующих, обеспечив протестантам безоговорочную победу в диспуте. Со временем о новом учении, которое уже тогда было известно под «кальвинизмом», узнавало все больше людей как в Женеве, так и далеко за ее пределами.

Позднее, Жан был вынужден покинуть этого город, вследствие гонений местных властей. В конце 1538 г. он перебрался в Страсбург, где проживало много протестантов. Здесь он стал пастором реформаторской общины, в которой его проповеди имели чрезмерную популярность.

Спустя 3 года Кальвин вернулся в Женеву. Тут он окончил написание своего крупного труда «Катехизис» – свода законов и постулатов «кальвинизма», адресованный всему населению.

Данные правила были очень жесткими и требовали реорганизации устоявшихся порядков и традиций. И все же городские власти поддержали нормы «Катехизиса», утвердив его на заседании. Но начинание, казавшееся благим, вскоре превратилось в тотальную диктатуру.

На тот момент Женевой по сути правил сам Жан Кальвин и его приверженцы. В результате участились смертные казни, а немало граждан были подвергнуты изгнанию из города. Множество людей боялись за свои жизни, поскольку пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.

Жан переписывался со своим давним знакомым Мигелем Серветом, который был противником учения о Троице и критиковал многие постулаты Кальвина, подкрепляя свои слова рядом фактов. Сервет подвергался гонениям и в конечном счете был схвачен властями в Женеве по доносу Кальвина. Он был приговорен к сожжению на костре.

Жан Кальвин продолжил писать новые богословские трактаты, включая крупный сборник книг, речей, лекций и т.д. За годы биографии он стал автором 57 томов.

Лейтмотивом вероучения богослова выступало полное основание учений на Библии и признание суверенитета Бога, то есть – высшая власть Творца над всем. Одной из главнейших черт кальвинизма являлось учение о предопределении человека или говоря простыми словами – о судьбе.

Таким образом человек сам ничего не решает, а все предопределено уже Всевышним. С возрастом Жан становился более набожным, строгим и нетерпимым ко всем тем, кто не соглашался с его мнением.

Реформы Кальвина

Реформаторы Женевы. Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. Стена реформаторов, Женева.

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета, с которым у Кальвина были личные старые счеты.

Сервет провел в тюрьме четыре месяца, его практически не кормили, условия гигиены были ужасны. Ему приносили все книги которые он хотел, перо и бумагу, Сервет писал статьи и передавал их на волю. Такова была иезуитская стратегия Кальвина: он хотел воспользоваться пометками на полях книг, которые сделал Сервет, чтобы понимать ход мыслей противника и на этом строить своё обвинение.

Кальвин навещал Сервета в тюрьме. Под занавес этой трагедии Кальвин и ждущий неминуемой казни Сервет провели публичный религиозный диспут. Но ни в каких известных источниках свидетельств этой схватки двух умов нет. Приговор был прочтен перед так называемым Малым городским советом. В Большой совет входило тогда 200 депутатов, а в Малый — лишь приближенные Кальвина. Сервет вел себя как обычно: вызывающе. После сожжения Сервета заживо на медленном огне приближенные Кальвина стали распространять вести о неслыханном христианском «гуманизме» Кальвина, сердобольно предлагавшего заменить сожжение казнью мечом.

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина — либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли — «Женевский папа». Тем не менее, организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчёркивать свою зажиточность. Это требование он распространил на всю паству. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные причёски подвергались всеобщей обструкции.

Известно остроумное замечание Вольтера, что Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить оттуда монахов, а чтобы загнать туда весь мир.

Наставление в христианской вере, Женева, 1559

Женева превратилась в центр реформации. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию — высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность. Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

После смерти Кальвина старшиной женевских церквей стал Теодор Беза.

Биография 2

Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

10.07.1509 Жан родился в семье влиятельного чиновника во Франции. Он рано осиротел, а из-за большого количества работы у отца, мальчика рано отдали в другую семью на воспитание. В 1523г. Жан поехал учиться юриспруденции в Париж. У молодого Кальвина получилось достичь отличных результатов на правовом поприще, но его интересовали религиозные познания намного сильнее. Жан получил соответствующее образование и даже стал читать проповеди в церкви.

В 1532 г.  будущий религиозный революционер получил докторскую степень и опубликовал свой первую книгу. Это позволило ему заработать приличные деньги себе на обеспечение и получить финансовую независимость от своего отца.

Сильное влияние на мировоззрение Кальвина оказали широко распространяемые идеи о необходимости видоизменения католической церкви и службы. Он сильно увлекся идеями М.Лютера. Кальвин присоединился к парижскому сообществу реформаторов. Из-за своих выдающихся ораторских умений Жан очень быстро завоевал себе популярность в этой среде и стал лидером реформаторского движения во Франции.

По сравнению с северной Реформацией идеи Кальвина были более радикальными в отношении необходимости прекращения католических обрядовых процедур. Его нисколько не беспокоило противодействие священнослужителей, к которым он и сам относился. Кальвин написал грандиозную и шокирующую по своей новизне работу «О христианской философии», в которой указал на отсутствие необходимости проведения такого большого количества дорогих обрядов в церкви, поборов и прочих отрицательных сторонах религиозных служб.

Для того, чтобы скрыться от преследований Жану пришлось переехать в Швейцарию, где к его идеям относились довольно толерантно. Там Кальвин стал распространять свое учение о необходимости упрощения богослужения, и даже начались проводиться упрощенные религиозные службы. Такое христианское течение стали называть «кальвинизм». Далее Кальвин отправился в Страсбург, где также начал распространять свое мировоззрение на функционирование церкви. Тут он составил сборник правил реформаторских религиозных убеждений «Катехизис». Его требования к повседневной жизни прихожан были довольно строгими даже по меркам того времени, однако они воспринимались положительно определенной частью населения. При чем, за отклонение от своих правил Кальвин карал жестоко – вплоть до смертной казни. Кальвин утвердил постулат о необходимости признания силы и воли Бога абсолютно во всех вещах

В Швейцарии Жан трудился над самой важной книгой все своей жизни – «Наставления в христианской вере». Это произведение включало в себя 57 томов!

Ж.Кальвин был женат. Кроме того, у него было трое детей, но они все умерли еще грудными младенцами.

Кальвин умер 27.05.1569 от очень обильных кровотечений, вызванных непонятным заболеванием, которое стало хроническим после перенесения лихорадки.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Становление реформатора

Идея о реформации церкви давно завладела Жаном Кальвином после ознакомления с трудами Мартина Лютера – « отца Реформации». В 1533 году Кальвин объявляет себя протестантом, и становится лидером группы сторонников Реформации.

Кальвин осуждал неподобающие злоупотребления церкви ( платные обряды, взятки, недостойное поведение и др). Он считал, что все люди равны перед Богом и житейскими законами.За свои взгляды Кальвин подвергся преследованиям католиков, и ему пришлось покинуть Францию. Реформатор пожелал посетить города Европы, проповедуя истинную веру. Первым городом, который посетил Кальвин, стала Женева (Швейцария). Планируя остаться здесь лишь на пару дней, он связал с этим городом всю свою жизнь.

Детство и юность

Будущий богослов и реформатор родился 10 июля 1509 года в благочестивой католической семье. Родина Кальвина — город Нуайон, что в северной части Франции. Отец мальчика достиг внушительных успехов на посту секретаря местного епископа, а также фискального прокурора.

Портрет Жана Кальвина

Мать Жана умерла, когда тот был еще ребенком, а у отца не хватало времени на воспитание отпрыска. Поэтому маленького Жана отдали под опеку одного благопристойного семейства, где тот и получил азы образования и впитал великосветские манеры.

В 14 лет Жан Кальвин по настоянию отца отправился в Париж изучать право и гуманитарные науки. За годы учебы юноша поднаторел в диалектике и стал толковым оратором. Немногим позднее молодому человеку даже доверили читать проповеди в одном из церковных приходов. Затем, достигнув совершеннолетия, Кальвин (опять же, следуя воле отца) продолжил образование.

Памятник Жану Кальвину

На этот раз юноша начал постигать премудрости юриспруденции, а окончив учебу, перебрался в Орлеан, где поступил в ученики к именитому юристу Пьеру Стелле. Несмотря на очевидные успехи на этом поприще и постоянные похвалы именитых наставников, сразу после смерти отца Жан Кальвин оставляет юриспруденцию и обращается к теологии.

Молодой человек изучал труды святых, на которых основана христианская вера, Библию, ее многочисленные толкования и комментарии к ней. Уже в то время Жаном Кальвином завладела идея «очищения» церкви. Параллельно Кальвин получил ученую степень лиценциата и проповедовал в двух небольших приходах.

1532 год в биографии Жана Кальвина отмечен двумя событиями: молодой человек получил докторскую степень, а также на собственные средства издал первый научный трактат. Это были комментарии к труду философа Сенеки под названием «О кротости».

Стоит отметить, что характер Жана был под стать увлечениям молодого мужчины: в 23 года это был довольно нелюдимый человек, погруженный в собственные идеи и готовый отстаивать взгляды, которые казались ему единственно верными. Сверстники Жана даже дали тому прозвище «аккузатив», то есть «винительный падеж», и постоянно называли «моралистом».

Юность

Учеба подростку понравилась. Лекции читали знаменитые преподаватели, помимо богословия студентам преподавали иностранные языки и литературу. Наставники заметили талантливого паренька и определили его на факультет искусств в коллегию Монтегю. Жан готовился стать христианским философом, но этим планам не суждено было сбыться. В 1528 г. отец отозвал сына из Парижа и отправил в Орлеан. Там его наследник должен был получить юридическое образование. Старательный юноша выполнил задачу, попутно посещая Париж, чтобы не бросать любимый факультет.

Лекция в университете. Старинная гравюра

Получая 2 высших образования, наш герой успевал работать над собственным трудом о католической церкви. Жан Кальвин находил ее несовершенной и предполагал, что некоторые реформы пойдут этой структуре на пользу. Свое творчество он представил на суд преподавателей Парижского университета в 1533 г. Новый ректор ВУЗа Николя Коп проникся идеями выпускника и позволил себе зачитать текст на публике. Разразился скандал и вольнодумцы бежали из Парижа.

Детство

Жан родился в июле 1509 г. во французском городе Нуайон. Его отец Жерар был адвокатом. Он обеспечивал семью не только финансово, но и стремился приобрести высокое место в обществе. В какой именно сфере сын сделает карьеру, родителю было все равно, главное, чтобы он пользовался уважением и был на равных с аристократами.

Французский город Нуайон

Наблюдать развращенность духовенства наш герой мог с ранних лет жизни. В 1521 г. в одном из близлежащих селений освободилось место капеллана, и заботливый папенька сделал мальчика духовным лицом. Чтобы сомнений в компетентности ребенка не было, дитя направили учиться в парижский университет. Правда, первые студенческие годы Жан провел дома, числясь в списках учащихся. В столицу он поехал в 1523 г. по причине того, что в родном городе началась эпидемия чумы, и нужно было куда-то бежать от заразы.

Тиран

В Женеве страсти улеглись, и горожане все чаще вспоминали Кальвина как честного и праведного человека. В 1541 г. они попросили его вернуться. Жан вместе с семейством переехал в Швейцарию. Тут он развернул масштабные реформы. Был сформирован совет священников, который осуществлял строгий надзор над образом жизни горожан. Эта власть была куда непримиримее и деспотичнее, чем аристократы и римские отцы церкви. Под запрет попали любые светские мероприятия развлекательного характера. Народ начал роптать.

В 1553 г. в Женеву пожаловал доктор Мигель Сервет. Он сделал вклад в естественные науки и попытал свои силы в теологии и начал с отрицания Троицы. Последнего ему не простили. Жан Кальвин строил козни против брата по несчастью, сообщая инквизиции о местах, через которые ехал Сервет. Когда бедняга оказался в руках реформатора, тот отправил его на эшафот.

Казнь Мигеля Сервета. Старинная гравюра

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Яном Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом — регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector